Под именем «входного» в Типиконе разумеется особый псаломский стих, употребляемый при богослужении в великие Господские праздники после малого литургийного входа. (Правда, в других книгах, напр., в Апостоле это название получает более широкий смысл и употребляется в применении и к другому песнопению, употребляющемуся после малого входа, именно: «Приидите поклонимся»..., – но это расширение значения слова: «входное» принадлежит уже не Типикону, а другой книге). «Входное», как особый стих по Типикону полагается только в Господские праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Вознесение Господне, неделю ваий, Воздвижение креста, во всю светлую седмицу, неделю Пятидесятницы и Духов день. Обычно в приходских и монастырских церквах «входное» возглашается диаконом, стоящим в царских вратах, вслед за словами, им же произносимыми: «Премудрость, прости». Эта обычная практика возглашения «входного» диаконом (или священником, если богослужение совершается без диакона) находит себе оправдание в «Чиновнике архиерейского священнослужения» и, между прочим, в капитальном труде прот. К. Никольского : «Пособие к изучению устава Богослужения православной Церкви», где именно говорится, что «в великие праздники... диакон произносит «входное», «входной стих» (изд. 1394 г, стр. 394). В обычной практике вслед за провозглашением священнослужителем «входного» стиха, певцы поют тропарь праздника. Но эта обычная практика, однако, не везде применяется. Есть исключительные храмы, где певцы, следуя указанию того же прот. К. Никольского , по возглашении диаконом или священником «входного», поют не тропарь праздника, а «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», присоединяя к этому стиху соответствующий празднику припев, именно: в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющие Ти»; в Богоявление Господне: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющие Ти»; в Вознесение: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющие Ти»; в Пятидесятницу и в понедельник Св. Духа: «Спаси ны, Утешителю благий, поющие Ти»; в Преображение: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющие Ти»; в Воздвижение: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся поющые Ти»; в неделю ваий: «Спаси ны, Сыне Божий, восседый на жребя, поющые Ти: аллилуиа» (ibid, стр. 395). По словам прот. Никольского, «эти праздничные припевы поются не только в день самого праздника, по и в попразднство до отдания». В подтверждение этих своих слов, прот. Никольский ссылается на службу 15 сентября, относительно которой в Типиконе, между прочим сказано: «По входе: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющие Ти: аллилуиа. Сице поем и до отдания».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

День святого духа («Духов день») Песнопения в этот день те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу. Всенощного бдения на день Святого Духа, по Уставу, не полагается, но в практике в этот день совершается служба, как в день святой Пятидесятницы. На утрени полиелея нет. «Честнейшую...» не поется (поется ирмос 9-й песни). В конце утрени – великое славословие. На литургии поются изобразительны. Произносится входной стих, как в день Пятидесятницы, но вместо «Елицы...» – «Святый Боже...». Отпуст – дня Пятидесятницы. Попразднство Пятидесятницы – 6 дней. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии (до отдания праздника) по входе: «Приидите, поклонимся...», «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа». Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется. Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его даров. Неделя 1-я по Пятидесятнице – всех святых В песнопениях Недели всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых. Неделей (воскресеньем) всех святых оканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха. Богослужебная книга Октоиха употребляется с понедельника после Недели (воскресенья) всех святых до пятой Недели (воскресенья) Великого поста включительно. В период пения Постной Триоди от Недели сыропустной через всю Четыредесятницу Октоих употребляется только по воскресным дням. Период от Недели всех святых и до Недели о мытаре и фарисее составляет 32 Недели. Соответственно порядку этих Недель следуют столпы воскресных утренних Евангелий. Столпы осмогласия (гласов Октоиха) начинаются со второй Недели (воскресенья) по Пятидесятнице, после Недели всех святых. Неделя 2-я по Пятидесятнице – всех святых, в земле Российстей просиявших Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, т.е. после Недели всех святых. Читать далее Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди/Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕДНЕВНЫЕ АНТИФОНЫ [греч. ντφωνα καθημεριν], один из 3 типов антифонов , образующих энарксис (начальную часть) Божественной литургии . Как и 2 др. типа литургийных антифонов (изобразительные и праздничные), В. а. включают 3 антифона, перемежаемые ектениями; после 2-го поется тропарь «Единородный Сыне» , в конце 3-го совершается малый вход . Текст В. а. основан на Пс 91, 92 и 94. 1-й антифон состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16,   и     с припевом          . 2-й антифон - из стихов Пс 92. 1ab, 1c, 5 с припевом            ; на       поется тропарь «Единородный Сыне». При исполнении первых 2 антифонов рус. богослужебные книги предписывают петь их 1-й стих дважды: сначала до половины, затем полностью (это след визант. практики исполнения антифонов). 3-й антифон состоит из стихов Пс 94. 1, 2-3, 4 и 5 с припевом                      , после чего поются входный стих (Пс 94. 6 с тем же припевом (см. также ст. «Приидите поклонимся» )), во время к-рого священнослужители входят в алтарь, и тропари и кондаки по входе,       к-рых и является заключительным       3-го антифона. Появление В. а. в составе литургии следует относить к VII-VIII вв.: если в «Мистагогии» прп. Максима Исповедника (ок. 630) еще говорится просто о том, что литургия начинается с малого входа, то в «Церковной истории» Псевдо-Германа К-польского (ок. 730) упоминаются В. а. ( Mateos. Célébration. P. 42). Первоначально, вероятно, в состав службы вошел только 3-й из совр. В. а., образовавший входной псалом литургии (из-за слова «приидите» стихов Пс 94. 1 и 6, указывающего на момент входа); впосл. к нему были прибавлены еще 2 антифона, основанные на псалмах, предшествующих Пс 94 в Псалтири (Пс 93 пропущен как не соответствующий радостному характеру службы; см.: Ibid. P. 48-49). В рукописях Евхология, начиная с древнейших из сохранившихся (кон. VIII в. и далее), 3 антифона сопровождаются 3 молитвами (см. ст. Энарксис ).

http://pravenc.ru/text/вседневные ...

студийских Типиконах указан на утрене 20 нояб.); 3) кафизмы на утрене по Мессинскому и Георгия Мтацминдели Типиконам заменяются, как и в др. праздники, на 3 праздничных антифона; Евергетидский Типикон после кафизм и седальнов указывает стихословить 6-ю кафизму (Пс 37-45; стихословие назначено, возможно, для того, чтобы прозвучал Пс 44, к-рый обычно истолковывается как пророчествующий о Богородице), а затем - полиелей ; 4) поскольку по Студийско-Алексиевскому Типикону утреня заканчивается великим славословием в кафедральной редакции только в Великую субботу, на В. утреня имеет стихиры на стиховне; по др. студийским Типиконам окончание утрени с пением великого славословия в кафедральной редакции; 5) на литургии по Мессинскому и Георгия Мтацминдели Типиконам антифоны «    », по Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому - изобразительные; Евергетидский Типикон указывает входной стих (Пс 44. 15b). В Евергетидском Типиконе кроме обычного порядка службы даны указания о совпадении дней введенского цикла с воскресеньем - краткие для 20, 22 и 23 нояб. (только о литургии), подробные для 21 нояб. (на утрене полиелея нет, поются степенные антифоны гласа, прокимен и Евангелие воскресное, Евангелие праздника отменяется; на литургии отменяется входной стих). По Иерусалимскому уставу на к-рый в XII-XIII вв. перешли греч., в XIV в.- южнослав. Церкви, в кон. XIV - нач. XV в.- Русская Церковь, празднование В. образует 6-дневный цикл: предпразднство составляет по-прежнему 1 день (20 нояб.), когда поются 3 последования: предпразднства, прп. Григория и свт. Прокла; попразднство увеличено до 4 дней, включая отдание праздника в последний день (22-25 нояб.). В описании службы В. редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Служба предпразднства в целом соответствует шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование содержит оригинальный тропарь и неск. самогласнов. В старопечатных рус. Типиконах (М., 1610, 1633, 1641) день предпразднства имеет шестеричный знак; в ныне принятом в РПЦ Типиконе знака нет, хотя уставные указания почти не отличаются от указаний старопечатных книг.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Пожертвования на воссоздание храма продолжали активно поступать и через девять месяцев, комитет, занятый сбором пожертвований, объявил, что собранная сумма достигла 42 511 рублей и продолжает ежедневно увеличиваться. Собранные к тому времени средства превышали смету, запланированную на переустройство церкви. Поэтому было принято решение о том, что при восстановленной церкви построить часовню в честь Архангела Михаила. И спустя немного времени по плану архитектора А. И. Резанова была построена Михайловская часовня. Над ее входной дверью, в полукружии был помещен вязью 13 стих X гл. пророка Даниила: «и се Михаил един от старейших первых прииде помощи нам». По левой стороне от входа на мраморной доске вырезана следующая надпись: «Часовня сия во имя св. Архистратига Михаила воздвигнута в 1865 году, во время возобновления церкви св. Николая, в благодарность начальнику Северо-Западнаго края Михаилу Николаевичу Муравьеву, за водворение в крае спокойствия и возвеличение православия». 8 ноября 1866 г часовня была освящена митрополитом Литовским Иосифом (Семашко), давним соратником и единомышленником М.Н. Муравьева. В честь Архангела Михаила и в память главного начальника края благодарными жителями Белоруссии были воздвигнуты две часовни в сельской местности и храм в г. Мозыре Минской губернии. 5. Сооружение и открытие памятника М.Н. Муравьеву. Вступление на престол императора Александра III (1881-1894) принесло перемены в имперскую региональную политику в Северо-Западном крае. Национально патриотические настроения русского общества в Вильне, долгое время бывшие не в чести у местного начальства, вновь оказались политически востребованными. В период управления краем И.С. Каханова (1884 -1893) в Вильне была отреставрирована и открыта «Михайловская часовня», а в местном русском обществе стал обсуждаться вопрос о постановке памятника М.Н. Муравьеву. Как отмечал А.А. Виноградов: «И желание было соорудить именно памятник, который наглядно напоминал бы всему будущему поколению о Муравьеве и его трудах на пользу национального дела в этом искони русском крае». Политика административно насаждаемого официального забвения и либеральной критики закончилась. Неофициальная же память о Муравьеве, сохранявшаяся в русском обществе среди западных русских, оказалась стойкой и выдержала проверку политическими испытаниями.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/22/...

После исполнения конечного тропаря диакон встаёт в середину перед царскими вратами перед священником и поднимает Евангелие 16 , говоря: «Премудрость, прости». Поётся входное: «Приидите, поклонимся и припадем...» или входной стих, если таковой имеется. В настольной книге священнослужителя сказано, что «словом „Премудрость“ молящимся даётся указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом „прости“ (стойте прямо!) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях Литургии сокровенную в них Божию Премудрость» 17 . Целование Евангелия появляется уже в позднейших рукописях 18 , в более ранних (X век) 19 священник лишь склоняется к Евангелию. Однако в ранних рукописях есть указания на возвышение Евангелия и кадила, но при этом отсутствует крестное знамение; рукописи XI–XIV веков уточняют, что воздвижение Евангелия делается для явления его народу 20 ; диатаксис XI–XII веков не разрешает творить Евангелием знак креста 21 . Из этого можно сделать вывод, что знамение креста – достаточно поздно появившееся действие. Формула «Премудрость, прости» появляется лишь в X веке 22 . Священник и диакон при этом кланялись. Возглашение «Премудрость» вместе с воздвижением Евангелия может создать впечатление, что подразумевается фраза «Вот, Премудрость» (то есть указание на само Евангелие). Слова «Премудрость, прости» произносятся непосредственно перед чтением Евангелия, однако в Типиконе Великой Церкви 23 говорится, что это следует делать перед ектенией, которая следовала после Евангелия; армянский перевод XIII века 24 – до Трисвятого. Слово «Премудрость» произносит диакон в различные моменты богослужений, никак не связанных с Евангелием. Поэтому в данной фразе, предшествующей входу, не представляется возможным видеть аллюзию на Слово Божие. Вероятнее всего, она является эквивалентом слова «вонмем», т. е. призыва к вниманию, диакон приглашал народ встать со своих мест и приветствовать епископа, входящего в храм, воспев входной стих. На это указывает и тот факт, что непосредственно перед чтением Евангелия есть две формулы «Вонмем» и «Премудрость, прости».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4Цар.23:8 .  и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, – ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот. 4Цар.23:9 .  Впрочем жрецы высот не приносили жертв на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими. По примеру благочестивого прадеда своего – Езекии ( 4Цар.18:4 ) «Иосия отменяет и издревле чтимые «высоты» истинному Богу, терпимые многими и благочестивыми царями – на всем протяжении Иудейского царства «от Гевы (город, вероятно, тождественный с Гевой, укрепленной Асой из камней Рамы ( 3Цар.15:22 ), в Вениаминовом колене, ср. Onomast, 293; Православый Палестинский Сборник выпуск 37, стр. 204) до Вирсавии» (о положении ее см. комментарии к ( 3Цар.19:3 ) ), в том числе некоторые известные высоты в Иерусалиме – у дома градоначальника и у ворот городских (может быть, упомянута в ( Неем.2:13 ) «ворот Долины» на западной (главной входной) стороне Иерусалима, приблизительно на месте нынешних Яффских ворот). Судьба священников этих высот – священников, происходивших из колена Левиина, была иною, чем жрецов идолослужения (стих 5): Иосия заставил этих левитских священников оставить места своего прежнего служения и переселиться в Иерусалим, но здесь при храме был уже определенный штат священников, и для новых могло не оказаться ни священнических занятий, ни священнического содержания, и, таким образом, естественно, произошло их низведение на положение левитов (ст. 9; ср. Иез.44:10–14 ): подобно последним, они не могли самостоятельно приносить жертвы в Иерусалимском храме, но ядение опресноков и, вероятно, других приношений алтарю им было предоставлено наравне с членами священнического сословия, устранявшимися от фактического священнослужения вследствие тех или иных физических недостатков ( Лев.21:21–23 ). 4Цар.23:10 .  И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4) хотя 24 декабря совершается память преподобномученицы Евгении, а 5 января - мучеников Феопемпта и Феоны и преподобной Синклитикии, молитвенное чествование их заканчивается в эти дни на утрени. Начиная же с часов, служба посвящается только наступающим праздникам Рождества Христова и Богоявления и святым уже не положено ни тропаря и кондака по входе, ни апостольского и евангельского чтения; 5) поемое на литургии по входе «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...» представляет древний входной стих, текст которого изменялся применительно к содержанию того или иного праздника, так что употребляемые теперь в нем фразы «воскресый из мертвых», «молитвами Богородицы», «во святых дивен Сый», как и прилагаемые в дни попразднств Господних двунадесятых праздников «рождейся от Девы», «плотию распныйся» и другие, являются вставками в этот стих. Неизменяемым было «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуиа». В свете сказанного представляется возможным совершение ранней литургии в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и Великую Субботу по следующему чину. Читаются обычные 3-й и 6-й часы с тропарями: 24 декабря - «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...»; 5 января - «Возвращашеся иногда Иордан...»; 25 марта - «Днесь спасения нашего главизна...»; в Великий Четверток - «Егда славнии ученицы...». В Великую Субботу - на 3-м часе: «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Егда снизшел еси...», на 6-м - «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Мироносицам женам...». По Трисвятом на всех часах кондаки: 24 декабря - «Дева днесь Превечное Слово...»; 5 января - «Всех, Христе...»; 25 марта - «Взбранной Воеводе...»; в Великий Четверток - «Хлеб приемь в руце...»; в Великую Субботу - «Бездну заключивый...». В Благовещение Пресвятой Богородицы в конце каждого часа после «Молитвами святых отец наших...» - три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3752...

4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля, 9 марта) и в дни праздников храма (Тип., храмовая глава 35), случившиеся в 2, 3, 4, 5 и 6 седмицы Великого поста. Есть дни, в которые не положено совершать литургию, а именно: 1) в среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или праздник храма; 2) в понедельник, вторник и четверток седмиц Великой Четыредесятницы (если не случится праздник святого с полиелеем или храмовый; в 1-ю седмицу не бывает и в эти праздники); 3) в Страстной пяток, если не случится праздник Благовещения; 4) в пятки перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, если эти праздники случатся в воскресение или понедельник. Во все прочие дни в году, кроме указанных, совершается литургия святого Иоанна Златоуста . Литургия св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого Литургия Преждеосвященных Даров Литургия оглашенных. Вечерня. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство.Чтец: Приидите поклонимся.Чтец: Предначинательный псалом. Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Певцы: 1-й антифон.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Певцы: 2-й антифон.Певцы: Единородный Сыне.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон. Вход с Евангелием. Д иакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Владыко, Господи Боже наш.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.(В Господни дванадесятые праздники, в Пасхальную седмицу, в понедельник Св. Духа, в Сретение Господне – диакон: входное: входной стих). Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Чтец: 1-й антифон (1-я статия, слава) кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Чтец: 2-й антифон кафизмы. Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Ты еси Бог наш.Стихиры на «Господи воззвах».Вход с кадилом (а когда на литургии читается Евангелие – вход с Евангелием).Диакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Вечер и заутра.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Праздник в православном богослужении Сведения о диахронических изменениях, связанных с богослужением Введения во храм Пресвятой Богородицы, отличаются показательной мозаичностью. В древнейшей рукописи Типикона Великой Церкви (IX–X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на данный праздник, помечена лишь память события. Та же кодификация содержится и в Канонаре X–XI столетий. Следовательно, служба на Введение пелась в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратии, куда утром в день праздника из храма Святой Софии направлялась лития с участием патриарха. На утрене (на Пс. 50) и на малом входе литургии полагался тропарь 4-го гласа «Днесь благоволения Божия предображение». Кроме того, указаны чтения на литургии: прокимен 3-го гласа (Лк. 1: 46–47), Евр. 9: 1–7, аллилуиарий (4-го плагального, то есть 8-го, гласа), Лк. 1: 39–50, 56; причастен – Пс. 115: 4. В Студийских типиконахпраздничный цикл Введения состоит уже из трех или четырех дней: предпразднства – 20 ноября, собственно праздника – 21 ноября, попразднства – 22 (или 22–23) ноября. Отдание в Уставах рассматриваемого типа не выделяется. Порядок изложения служб Введенского цикла в многочисленных редакциях Студийского типикона (Студийско-Алексиевской, Мессинской, Николо-Казолянской и др.) имеет, безусловно, константное ядро и вариативные звенья. Так, в Евергетидской кодификации кроме обычных уставных замечаний даны указания о совпадении дней Введения с воскресеньем: краткие – для 20, 22 и 23 ноября (только о литургии), подробные – для 21 ноября (на утрене полиелея нет, поются степенные антифоны гласа, прокимен и Евангелие воскресное, Евангелие праздника отменяется; на литургии исключается входной стих). По Иерусалимскому уставу празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл. Предпразднство составляет по-прежнему один день (20 ноября), когда поются три последования: предпразднства, преподобного Григория и святителя Прокла. Попразднство увеличено до четырех дней, включая отдание в последний день – 25 ноября.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/457...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010