Еще один человек, ставший участником этого события – 84-летняя пророчица Анна, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем [Богомладенце] всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2; 37, 38 ). Особенности богослужения праздника Хотя Сретение Господне имеет двойственный, господско-богородичный, статус, по построению (уставу) богослужения он отнесен к Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в воскресенье, воскресная служба не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как во все Богородичные праздники. Из особенностей, присущих службам Господских праздников, в чинопоследование Сретения внесены следующие моменты: 1) во время Литургии на малом входе произносится входной стих; 2) после входного стиха поются тропарь и кондак праздника; 3) в конце всенощного бдения и Литургии особый отпуст праздника заменяется воскресным отпустом, если праздник случится в воскресенье. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1 . 12-я глава книги Исход, стих 51, далее 13-я глава этой же книги, стихи с 1-го по 3-й, с 10-го по 12-й и с 14-го по16-й, далее 22-я глава книги Исход, стих 29. После стихов книги Исход читаются стихи книги Левит: 12-я глава, стихи с 1-го по 4-й, а также стихи 6-й и 8-й. Завершается первая паремия чтением 8-й главы книги Чисел, стихов с 15-го по 17-й. В этой паремии говорится о посвящении еврейских первенцев мужского пола Богу и о дарах, которые родители должны были принести после дней очищения. 2 . 6-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 12-й. Вторая паремия говорит о видении пророка Исаии, когда ангел прикосновением горящего угля к его устам очистил его от грехов, сделав его, таким образом, способным нести великое служение. 3 . 19-я глава книги пророка Исаии, стихи: 1-й, с 3-го по 5-й, 12-й, 16-й, и с 19-го по 21-й. Третья паремия содержит пророчество Исаии о посещении Египта Христом. Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Когда начиналось пение 3 статьи “Призри на мя и помилуй мя”, то иерей открывал одну половину главных дверей, ведущих в храм. В конце пения этой статьи непорочных перед крестом зажигались три свечи и при пении 170 стиха “Да внидет прошение мое пред Тя, Господи” открывалась вторая половина главных дверей храма, пелся входной стих с “аллилуиа”, и священник брал крест в руки и входил через эти двери в храм. За ним следовали все присутствующие в притворе. Крест водружался на амвоне против святых врат. Иерей оставался среди храма и здесь доканчивалось пение непорочных, к которым затем непосредственно примыкала библейская песнь трех отроков, заканчиваемая тропарем в честь Божией Матери “Тя необоримую стену”. Далее полагалось чтение из синаксаря или жития святого, затем ектения, после чего исполнялся также певчески, постишно, с особыми припевами, 50 псалом. Затем следовало пение канона, о котором бл.Симеон говорит, что он сам его ввел и что до него на песненной утрене канона не пели, но после 50 псалма и ектении полагались хвалитные псалмы. При бл.Симеоне эти псалмы, таким образом, следовали за каноном, будучи предваряемы ектенией и ексапостиларием. Хвалитные псалмы (148, 149, 150) исполнялись также постишно, с особыми припевами к ним. К 150 псалму добавлялась песнь Захария, отца Предтечи – “Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям своим”, причем сам этот стих прибавлялся к каждому последующему стиху песни. Заканчивалась песнь богородичным “Матерь Бога восхвалим вси...”. На воскресной утрене, по-видимому, вместо песни Захарии, отца Предтечи, к хвалитным стихам прилагались стихиры, а в конце их “Преблагословенна еси...”. Во всяком случае, перед пением ли богородична “Матерь Бога восхвалим” на вседневной утрене или “Преблагословенна еси...” на воскресной, священнослужители читали молитву входа и при возгласе “Премудрость, прости” входили в алтарь. Лик пел “Преблагословенна еси...”. На воскресной утрене на входе несли евангелие. Затем чтец становился на амвон, брал стоявший там крест и запевал: “Слава в вышних Богу”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

4) хотя 24 декабря совершается память преподобномученицы Евгении, а 5 января – мучеников Феопемпта и Феоны и преподобной Синклитикии, молитвенное чествование их заканчивается в эти дни на утрени. Начиная же с часов, служба посвящается только наступающим праздникам Рождества Христова и Богоявления и святым уже не положено ни тропаря и кондака по входе, ни апостольского и евангельского чтения; 5) поемое на литургии по входе «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...» представляет древний входной стих, текст которого изменялся применительно к содержанию того или иного праздника, так что употребляемые теперь в нем фразы «воскресый из мертвых», «молитвами Богородицы», «во святых дивен Сый», как и прилагаемые в дни попразднств Господних двунадесятых праздников «рождейся от Девы», «плотию распныйся» и другие, являются вставками в этот стих. Неизменяемым было «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуиа». В свете сказанного представляется возможным совершение ранней литургии в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и Великую Субботу по следующему чину. Читаются обычные 3-й и 6-й часы с тропарями: 24 декабря – «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...»; 5 января – «Возвращашеся иногда Иордан...»; 25 марта – «Днесь спасения нашего главизна...»; в Великий Четверток – «Егда славнии ученицы...». В Великую Субботу – на 3-м часе: «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Егда снизшел еси...», на 6-м – «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Мироносицам женам...». По Трисвятом на всех часах кондаки: 24 декабря – «Дева днесь Превечное Слово...»; 5 января – «Всех, Христе...»; 25 марта – «Взбранной Воеводе...»; в Великий Четверток – «Хлеб приемь в руце...»; в Великую Субботу – «Бездну заключивый...». В Благовещение Пресвятой Богородицы в конце каждого часа после «Молитвами святых отец наших...» – три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Два др. псалма, 91-й и 92-й, вероятно, были выбраны просто как ближайшие к 94-му (93-й псалом не соответствует радостному характеру литургии). Процесс развития обычая ежедневного пения А. перед литургией зафиксирован уже в древнейших литургических рукописях: в Россанском кодексе (Vat. gr. 1970, нач. XII в.) присутствует только 3-й из этих А.- Пс 94; молитвы 3 А. литургии содержатся в Барберини Евхологии (Vat. Barber. gr. 336, VIII в.); в Евхологии еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. 266, IX-X вв.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. в качестве А. указаны Пс 91, 92 и 94. Первоначально припевами 1-го были: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 2-го - троекратное «аллилуия»; 3-го - «Единородный Сыне» (при повторениях мог петься только конец этого тропаря). Последний стих 3-го А.- Пс 94. 6 («Приидите, поклонимся») - использовался в качестве входного стиха , после к-рого повторялся припев 3-го антифона, затем пели «Слава», «И ныне» и периссий, развившийся впосл. в тропари и кондаки по входе. С XI в. припевом 3-го А. стали слова: «Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуия» (взятые из праздничных А.- см. ниже); последний, входной стих 3-го А., к этому времени уже измененный в христологический текст («Приидите... ко Христу»), с присоединением к нему нового припева превратился в песнопение «Приидите, поклонимся»; бывший припев 3-го А.- «Единородный Сыне» - стали петь в конце 2-го А.; припевом псалмовых стихов 2-го А. стал 2-й припев 1-го А. ( Mateos. Célébration. P. 46-61). См. также ст. « Вседневные антифоны ». В К-польской Церкви сложилась также традиция пения особых литургийных А. на Господские и Богородичные праздники. В списках Типикона Великой ц. IX-X вв. содержатся А.: Пасхи, Вознесения Господня , Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления; впосл. их число умножилось. Первоначально пелся только один А., состоявший из псалма, содержание к-рого соответствовало смыслу праздника. Затем к нему прибавились 2 стоящие рядом с ним в тексте Псалтири, исходный А.

http://pravenc.ru/text/115824.html

Поскольку схождение ангела являлось прообразом тайны Воплощения Сына Божия от Девы Марии, за песнью В. о. в правосл. традиции обычно следует песнопение в честь Пресв. Богородицы «Тебя, необоримую Стену» (в песненной утрене) или песнь Богородицы с припевом «Честнейшую» (на монашеской утрене). Самый ранний пример такого соединения сохранился в Файюмском папирусе VII в. (Pap. Ryland. 466), к-рый содержит 4-строфные тропари с подзаголовками «на Благословите» и «на Величит». Припевы и тропари к гимнам В. о. Одно из первых упоминаний о припевах на песни трех отроков содержится в 47-й главе Жития св. Авксентия († 470), составившего для своих посетителей особое чинопоследование, в к-ром к песни В. о. припевался стих «Благословите» (PG. 114. Col. 1416). В Галлии, по свидетельству Григория Турского (540 - ок. 594), песнь В. о. (benedictio) пели с припевом «аллилуия» (alleluiaticum) (Vitae patrum. 6. 7). В восточносир. литургических книгах встречается припев «Пойте и превозносите во вся веки» ( Mateos J. Lelya-apra: Essai d " interpretation des matines chaldéennes. R., 1959. P. 76). В древней иерусалимской традиции пение Дан 3. 1-90 на праздники Рождества Христова, Богоявления и Пасхи сопровождалось небиблейскими рефренами ( Conybeare. Rituale armenorum. P. 517, 523; Renoux A. Un manuscrit du Lectionnaire arménien de Jérusalem. Addenda et corrigenda//Le Muséon. P., 1962. Vol. 75. P. 386, 391). Эти припевы, хотя и несходны в различных рукописях, указываются после одних и тех же стихов. В рукописи арм. Лекционария (Jerus. Arm. 121) на Богоявление и Пасху они указаны после стихов 35a, 51 и 52 (PO. T. 36. Fasc. 2. N 168. P. 212-215, 304-307). В более поздних рукописях (Jerus. Arm. 30 и 454) текст припевов сопровождается муз. нотацией (PO. T. 35. Fasc. 1. N 163. P. 61). По Типикону Великой ц. рефреном к песни являлся ст. 57b: «Пойте и превозносите во вся веки» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 86). В песненном последовании молитва Азарии и 1-я часть песни трех отроков пелись с припевом «аллилуия», а 2-я часть (входной антифон) с припевом «Благословите» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2061, кон. XIV - нач. XV в.). По словам Симеона Солунского, песнь В. о. поется с припевом «Благословите», причем в конце произносятся «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа, и ныне и присно» и прибавочный стих «Хвалим, благословим, воспеваем и поклоняемся Господу» (De sacr. predicat. 349//PG. 155. Col. 635; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 489), сохранившиеся и в совр. практике исполнения канона на утрене (на 8-й песни «      » заменяется на «                    », а после заключительного тропаря прибавляется: «                    »).

http://pravenc.ru/text/153809.html

Комментирует священник Антоний (Борисов) Апостольское чтение: Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, глава 4, стих 4–9 Комментирует священник Стефан (Домусчи) Традиции праздника Внешне праздник Входа Господня в Иерусалим выделяется на фоне многих церковных праздников. Накануне, в субботу, и в само Вербное воскресенье многие несут храм веточки с пушистыми почками - вербы, которые заменили молодые пальмовые ветви. Они упоминаются в текстах богослужения Входа Господня в Иерусалим. Почему именно пальмы? С одной стороны, этими ветвями приветствовали полководцев-победителей, с другой — они символизируют вечную жизнь. Подробнее о традициях Вербного воскресенья читайте в интервью со священником Сергием Кругловым: Вербное воскресенье 2024 – Вход Господень в Иерусалим Во время всенощного бдения после чтения Евангелия совершается освящение, или, иначе, благословение верб. Священник кадит крестообразно заранее приготовленные вербы, после чего читает молитву (см. выше). После молитвы он окропляет вербы святой водой с произнесением слов: «Освящаются ваия сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». В конце вечернего богослужения и литургии служащий священник произносит особый отпуст Отпуст — завершающее богослужение благословение народа священнослужителем. Произносится в конце службы.: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». В отличие от предыдущих великопостных воскресных дней, когда совершалась литургия Василия Великого, в Вербное воскресенье совершается литургия Иоанна Златоуста. В этот день на ней вместо привычных псалмов «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе моя Господа» поются праздничные антифоны — избранные строки из разных псалмов с припевами. Во время малого входа с Евангелием диакон или священник после возгласа «Премудрость» возглашает так называемый входной стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам». Вместо «Достойно есть» поется праздничный задостойник Задостойник — песнопение в честь Божией Матери, которое в отдельные дни поется вместо привычного «Достойно есть...»:

http://foma.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim...

354 Прямого указания относительно пения дневного прокимна в период предпразднства в Типиконе нет, хотя косвенное указание на этот счет содержится в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня), где говорится о том, что в этот день читаются только рядовые чтения и, следовательно, поется дневной прокимен. 355 На практике, если читается только одна кафизма, можно прочитать седальны следующим образом: седален праздника по 1-й кафизме; «Слава, и ныне» – седален праздника по 2-й кафизме. 356 Иногда Устав назначает петь на Блаженнах сразу две рядовые песни канона праздника, при этом иногда в таких случаях поются Блаженны на 6 (см., например, 23 ноября, 28 декабря), а иногда – на 8 (например, 10, сентября). 357 Такой входной стих поется на практике, хотя по Уставу следует петь вседневный входный стих («Приидите поклонимся... во святых дивен Сый...»). 358 На основании последования 15 сентября порядок пения тропарей и кондаков в данном случае может быть другим: тропарь праздника (предпразднства), тропарь храма, тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого, кондак праздника (предпразднства), кондак 1-го святого, «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак храма. 359 Прямого указания относительно пения дневного прокимна в период предпразднства в Типиконе нет, хотя косвенное указание имеется в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня), где говорится о том, что в этот день читаются только рядовые чтения и следовательно, поется дневной прокимен. 360 Накануне самого праздника (в предпразднство) и накануне праздников бденным святым в попразднстве за Божественной Литургией читаются два рядовых Апостола и Евангелия – настоящего дня и грядущего дня под зачало (например, 5 августа). 361 Иногда имеет место отступление от этого правила. В частности, если праздник Богородицы или святого случается в воскресенье, то воскресные песнопения соединяются с песнопениями праздника, (см., например, Типикон, 8 сентября: «аще случится в неделю...»). 362 В этих случаях в Типиконе имеется следующее указание: «Аще изволит настоятель, творим бдение» (см., например, Типикон, 8 ноября, 17 января и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

а) На праздник Рождества Христова входной стих взят из 109-го псалма (стих 3 и 4), из которого заимствованы стихи 3-го антифона на этот праздник: Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается : Ты иерей во век по чину Мелхиседекову . Речь идет о предвечном рождении Сына от Отца и о Его вечном священстве. Сам Бог Отец здесь является свидетельствующим о Сыне в том и другом отношении. Рождение Сына от Бога Отца представляется под образом рождения из чрева, и через это указывает на Его единосущие с Отцом. Его предвечное рождение представляется под образом рождения прежде денницы (утренней звезды). Это значит, что Сын Божий существовал искони, прежде чем было сотворено видимое небо, украшенное звездами, ярче которых блещет утренняя звезда. Подобное о вечном бытии Сына сказано и в другом псалме: прежде солнца пребывает имя Его ( Пс. 71, 17 ). Рожденный прежде всех веков, Сын Божий от вечности же предопределен Богом Отцом на подвиг искупления человеческого рода, и это предопределение, как неизменное, утверждено клятвой Бога Отца, т.е. Бог Отец как бы сказал в предвечном совете: «как неизменно Мое Божество, так неизменна Моя воля быть Единородному Моему Сыну Искупителем грешных людей». Как Искупителя, Бог Отец именует Своего Сына Иереем, потому что искуплению надлежало совершиться посредством жертвы, которую Ему надлежало принести на Кресте. Искупление посредством этой жертвы совершено однажды, но Принесший ее есть вечный Иерей, потому что сила Его жертвы простирается на все времена. Он иерей во век по чину Мелхиседекову , т.е. по подобию Мелхиседека ( Евр. 7, 3–15 ), который, по словам апостола Павла в Послании к Евреям, прообразовал Собою вечное и непреходящее, в противоположность левитскому, священство – тем самым, что в повествовании Моисея он представляется без родословия; не видно ни начала его дней, ни конца жизни. Эти обстоятельства опущены в истории Мелхиседека не случайно, а с намерением указать в нем образ вечно пребывающего священства Христова ( Евр. 7, 3 ). Апостол указывает и на многие другие черты сходства Мелхиседека с Христом (в 7-й главе Послания к Евреям).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Нужно ли в двунадесятые праздники петь «Приидите, поклонимся» во время малого входа? Прот. Никольский в известном своем «Пособии к изучению устава» пишет: «в великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, неделю Ваий, Пасху, Пасхальную седмицу, Пятидесятницу, день св. Духа. Воздвижение креста диакон произносит «входное», «входный стих»… Певцы поют также «входное», а именно: «Приидите поклонимся» и к этому присоединяют припев второго антифона; именно в седмичные дни поется: «спаси ныя, Сыне Божий, во святых дивен сый»; в недели, в Пасху и Пасхальную седмицу поется: «спаси ны… воскресый из мертвых»; в Рождество Христово:… «рождейся от Девы»..: в Богоявление: «во Иордане крестивыйся»..; в неделю Ваий: «возседый на жребя» и т. д. После входа певцы поют тропарь и кондак праздника. Впрочем, так совершается малый вход только при архиерейском служении в праздники; обычно же «Приидите, поклонимся» не поется, а при возгласе «Премудрость, прости» исполняется певцами «входной стих» и затем поется тропарь и кондак праздника. О пении «приидите, поклонимся» в праздники, имеющие особое «входное», в уставы ясного упоминания собственно нет. Устав указывает петь «Приидите поклонимся» с праздничными припевами в попразднственные дни до отдания праздников. В Типиконе под 15 сентября сказано: «по входе: «спаси ныя, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуйя». Сице поем «и до отдания» (Пособие… изд. 8, стр. 395–396). Дозволяют ли церковные правила читать заупокойные Евангелия и Апостолы на литургиях двунадесятых праздников? По 169 прав. Номоканона при Б. Требнике поминовение усопших в воскресные и праздничные дни не допускается: по уставу же заупокойных Евангелий и Апостолов в воскресные и праздничные дни не положено (Ц. В. 1894 г. Можно ли произносить заупокойную ектению на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные и высокоторжественные дни? Нет. Поминовение усопших в праздничные, высокоторжественные и воскресные дни, согласно уставу и обычаю церковному, должно быть совершаемо только на проскомидии и по освящении св. Даров во время «Достойно есть» (Тин. гл. 59, 169, пр. Номок. при Требнике). (Ц. В. 1893 г. и 1894 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пожертвования на воссоздание храма продолжали активно поступать и через девять месяцев, комитет, занятый сбором пожертвований, объявил, что собранная сумма достигла 42 511 рублей и продолжает ежедневно увеличиваться. Собранные к тому времени средства превышали смету, запланированную на переустройство церкви. Поэтому было принято решение о том, что при восстановленной церкви построить часовню в честь Архангела Михаила. И спустя немного времени по плану архитектора А. И. Резанова была построена Михайловская часовня. Над ее входной дверью, в полукружии был помещен вязью 13 стих X гл. пророка Даниила: «и се Михаил един от старейших первых прииде помощи нам». По левой стороне от входа на мраморной доске вырезана следующая надпись: «Часовня сия во имя св. Архистратига Михаила воздвигнута в 1865 году, во время возобновления церкви св. Николая, в благодарность начальнику Северо-Западнаго края Михаилу Николаевичу Муравьеву, за водворение в крае спокойствия и возвеличение православия». 8 ноября 1866 г часовня была освящена митрополитом Литовским Иосифом (Семашко), давним соратником и единомышленником М.Н. Муравьева. В честь Архангела Михаила и в память главного начальника края благодарными жителями Белоруссии были воздвигнуты две часовни в сельской местности и храм в г. Мозыре Минской губернии. 5. Сооружение и открытие памятника М.Н. Муравьеву. Вступление на престол императора Александра III (1881-1894) принесло перемены в имперскую региональную политику в Северо-Западном крае. Национально патриотические настроения русского общества в Вильне, долгое время бывшие не в чести у местного начальства, вновь оказались политически востребованными. В период управления краем И.С. Каханова (1884 -1893) в Вильне была отреставрирована и открыта «Михайловская часовня», а в местном русском обществе стал обсуждаться вопрос о постановке памятника М.Н. Муравьеву. Как отмечал А.А. Виноградов: «И желание было соорудить именно памятник, который наглядно напоминал бы всему будущему поколению о Муравьеве и его трудах на пользу национального дела в этом искони русском крае». Политика административно насаждаемого официального забвения и либеральной критики закончилась. Неофициальная же память о Муравьеве, сохранявшаяся в русском обществе среди западных русских, оказалась стойкой и выдержала проверку политическими испытаниями.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/22/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010