Антифоны составлены из стихов разных псалмов, взятых оттуда выборочно. Исключение составляют антифоны на праздник Сретения Господня, составленные из стихов одного 44-го псалма «Отрыгну сердце мое слово благо». Во все праздники к первому антифону был припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму антифону в праздник Рождества Богородицы – припев «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: „Аллилуиа«», третьему – тропарь · < Рождество Твое, Богородице Дево»; входной стих «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу… во святых дивен Сый поющия Ти: „Аллилуиа»»; тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» и кондак «Иоакими Анна» 389 . В праздник Введения во храм ко второму антифону – припев «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен Сый», к третьему – тропарь «Днесь благоволения Божия предображение»; входной стих «Приидите, поклонимся… во святых дивен Сый»; еще раз – тропарь «Днесь благоволения Божия предображение» и кондак «Пречистый храм» 390 . В праздник Обрезания Господня ко второму антифону – припев «Спаси нас, Сыне Божий, плотию обрезавшийся, поющия Ти: „Аллилуиа«», к третьему антифону – тропарь «Образ неизменно человеческий принявый, Бог же Сый по природе, многомилосердиый Господи, закон исполняя, обрезание плоти приял волею, да изгониши мрак и покров страстей наших. Слава благости Твоей, слава милосердию Твоему, слава несказанному, Слове, Твоему снисхождению»; входной стих «Приидите, поклонимся… Спаси нас, Сыне Божий, плотию обрезавшийся»; тропарь «Образ неизменно», святого «Во всю землю» и святого храма, кондак «Всех Господь обрезание терпит» 391 . В Сретение Господне ко второму антифону – припев «Спаси нас, Сыне Божий, во объятиях праведнаго Симеона носивыйся, поющия Ти: „Аллилуиа»» (в Евергетидском уставе было «от Девы рождейся»), к третьему – тропарь «Радуйся, благодатная Богородице Дево»; входной стих «Сказа Господь спасение Свое пред всеми языки», припев «Спаси нас, Сыне Божий, во объятиях праведнаго Симеона носивыйся, поющия Ти: „Аллилуиа«», тропарь «Радуйся, благодатная Богородице Дево» и кондак «Утробу девичу» 392 . В Благовещение ко второму антифону – припев «Спаси нас, Сыне Божий, нас ради воплотивыйся (в Евергетидском уставе было «от Девы рождейся») поющия Ти: „Аллилуиа»», к третьему – тропарь «Днесь спасения нашего главизна»; входной стих «Благовестите день от дне»; и еще раз «Спаси нас, Сыне Божий, нас ради воплотивыйся»; тропарь «Днесь спасения нашего главизна» и кондак «Взбранной Воеводе» 393 . В Успение ко второму антифону – «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен Сый», к третьему – тропарь «В рождестве девство»; входного стиха нет, по входе – тропарь «В рождестве девство» и кондак «В молитвах неусыпающую» 394 . В Неделю Православия по втором антифоне – «Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: „Аллилуиа " », к третьему – «Пречистому образу Твоему»; входного стиха нет; по входе – воскресный тропарь, тропарь «Пречистому образу Твоему», тропарь храма и кондак «Взбранной воеводе» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

С 528 г. указом императора Юстиниана был введен в богослужение тропарь «Единородный Сыне». Мы не знаем, где его сначала пели. До XII века он пелся на песненной Вечерне после 2-ого малого антифона ( Пс. 115 ) и после Пс. 50 в песненной Утрене, а также после 3-ого антифона Тритоекти (см. мою диссертацию, с.17, 18, 28, 29). В Литургии мы встречаем «Единородный Сыне» как воскресный тропарь в X веке. Он пелся обыкновенно с теперешним III антифоном Литургии ( Пс.94 ), единственным в то время псалмом входа (как до сих пор у армян). Шестой стих этого псалма «Приидите поклонимся» сохранился как входной стих до наших дней, даже когда перед Малым Входом поются другие 3 антифона. В Х-ом веке, по Типикону Великой Церкви, начало Литургии было следующим: a)  если перед литургией шла лития из другой церкви, великая ектения и молитва Трисвятого читались в церкви, откуда выходила лития. «Единородный» и псалом 94 пелись во время литии, Трисвятое пелось в начале Литургии. b)  если не было литии, то пелись сначала Пс. 94 и «Единородный», потом читались великая ектения и молитва Трисвятого и сразу Трисвятое. с) во время Пасхальной седмицы и в другие дни, когда бывало Крещение: Псалом 31 с «Елицы во Христа» заменяли входной псалом и Трисвятое. d) 14 сентября вход происходил при пении Трисвятого после «Слава в вышних Богу» в конце Утрени, когда вносили в храм Животворящий Крест Господень. Поклонение Кресту делалось сразу после этого входа при пении тропаря «Кресту твоему». Потом читался сразу Апостол Литургии. 4 ) В X веке, в некоторых случаях (напр. 7 октября – в день памяти великого землетрясения, или 11 мая – в день основания города), во время литии перед Литургией делалась остановка по дороге: или в другой церкви или в форуме. Тогда пелись три антифона, и патриарх читал три молитвы антифонов, между тем как диакон читал некоторые ектении. При входе в церковь для совершения Литургии иногда пелся еще входной псалом, а иногда пелось сразу Трисвятое. Когда пелся входной псалом, он часто сливался с 3-им антифоном. Часто в качестве антифонов были псалмы 91, 92 и 94 и, таким образом, последний антифон и входной псалом совпадали и, естественно, псалом 94 пелся только один раз. В этом случае «Единородный» пелся как «перисси», т. е. как добавочный тропарь в конце псалма. Когда на третьем антифоне будут петься разные тропари после входного стиха и кондаки после «Слава. И ныне», «Единородный» перейдет на второй антифон, так же как перисси. Воскресные тропари 8-ми гласов вошли в Константинополь с монашеским Октоихом из Палестины не раньше IX века. С VIII в. приготовление Хлеба и вина переносится с момента пения Херувимской на начало Литургии. Хотя приготовительный чин в начале был очень простым, со временем он становится сложнее, и в это время пелись антифоны в самом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На литургии положены изобразительные, Блаженны праздника и «Помяни нас, Господи», затем – тропарь, Троичен и Богородичен 382 . Если же праздник совпадает с воскресеньем, в таком случае изобразительные и Блаженны воскресные, по входе же – «Слава, и ныне», кондак праздника 383 . В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы положены изобразительные от канона Богородицы, на входе, если это воскресенье, – «Приидите, поклонимся», в другой же день – входной стих: «Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе» (44, 15), тропарь праздника, «Слава, и ныне», кондак, Трисвятое и проч. 384 В Сретение Господне – обычные антифоны. К первому – припев «Молитвами Богородицы», ко второму – «Спаси нас, Сыне Божий, от Девы рождейся», к третьему – тропарь «Радуйся, благодатная Богородице Дево», входной стих «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою» ( Пс. 97,2 ). По входе – тропарь «Радуйся, благодатная Богородице Дево», «Слава, и ныне», кондак 385 . В Благовещение Пресвятой Богородицы к первому антифону – припев «Молитвами Богородицы», ко второму – «Спаси нас, Сыне Божий, от Девы рождейся», к третьему – тропарь «Днесь спасения нашего главизна», входной стих «Благовестите день от дне спасение Бога нашего» (95, 2) и снова тропарь, «Слава, и ныне», кондак 386 . В праздник Успения Божией Матери к первому антифону – припев «Молитвами Богородицы», ко второму – «Спаси нас, Сыне; Божий, от Девы рождейся», к третьему – тропарь «В рождестве девство сохранила еси» (входной стих не указан). Устав ограничивается заметкой «И прочее. Вход. Прокимен» 387 . При совпадении праздника с воскресеньем указаны изобразительные и Блаженны воскресные. По входе – тропарь воскресный, «Слава, и ныне», кондак Богородицы 388 . Позднее Греческая Церковь расширила круг праздников с особыми антифонами. Были составлены антифоны на праздники Рождества Богородицы, Введения Ее во храм, Благовещения и Успения, а также на праздники Обрезания Господня и Сретения, на Неделю Православия и на Крестопоклонное воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

духовных родоначальников. г) На Вознесение Господне входной стих – один из стихов 1-го антифона на этот праздник: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (см. объяснение этого антифона выше). д) На праздник Пятидесятницы входной стих взят из 20-го псалма (стих 14), из стихов которого составлен 3-й антифон на этот праздник: Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. «Покажи, Господи, Твою победоносную силу над врагами нашего спасения, смири их под Твою высокую руку: тогда мы торжественно будем воспевать Твое могущество». е) На Преображение входной стих: Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста в гору святую Твою , – взят из 42-го псалма (стих 2), в котором благочестивый израильтянин жалуется на своих врагов, заставивших его удалиться из отечества, и просит Господа дать ему возможность возвратиться в отечество и за это возблагодарить Его жертвой во святилище на святой Сионской горе. Господи , говорит израильтянин, посли свет Твой и истину Твою . Дай мне на себе испытать Твое благоволение, обрати ко мне светлое, благосклонное Твое Лице; дай мне над собой испытать истину Твою , т.е. верность Твою в исполнении Твоих обетований верным рабам Твоим. Та мя наста виста и введоста в гору святую Твою . «Здесь, -говорит блаженный Феодорит , – 70 толковников переменили время и о будущем выразились как о прошедшем». Другие сделали более ясный перевод: посли свет Твой и истину Твою , которые (т.е. свет и истина) наставят мя на путь и введут в гору Твою святую . Иначе: Твоим благоволением и истиной устрой мне обратный путь в отечество, дай мне снова узреть святую гору Твою и там, в Твоем святилище, от глубины благодарной души исповедать милость и истину Твою. Не без соответствия с празднуемым событием эти слова псалмопевца избраны для входного стиха на праздник Преображения. Слава преображения Христова есть образ славы, ожидающей верных рабов Божиих в вечности. Гора преображения есть образ горних обителей в доме Отца Небесного, приготовленных любящим Его. Живя на земле, мы находимся вдали от этих горних обителей, как бы в изгнании, подобном тому, на которое жалуется в псалме израильтянин. И вот Святая Церковь псаломскими словами этого израильтянина хочет пробудить в нас желание и надежду водворения в небесных обителях, и учит нас взывать: «Господи, яви нам милость и истину Твою, чтобы при помощи их, как верных путеводителей, мы могли достигнуть святой горы Твоей, Горнего Иерусалима, и там, в обществе святых Ангелов и человеков, немолчно воспевать Твою

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1-й антифон: 1-й лик: «Благо есть исповедатися Господеви» и припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» . 2-й лик: «Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний», «Молитвами Богородицы...» 1-й лик: «Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь», «Молитвами Богородицы...» 2-й лик: «Яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем», «Молитвами Богородицы...» 1-й лик: «Слава», «Молитвами Богородицы...» 2-й лик: «И ныне», «Молитвами Богородицы...» 2-й антифон: 1-й лик: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» и припев: «Молитвами Святых Твоих, Спасе, спаси нас». 2-й лик: " Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася», «Молитвами святых Твоих...» 1-й лик: «Ибо утверди вселенную, яже не подвижется», «Молитвами святых Твоих...» 2-й лик: «Свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний», «Молитвами святых Твоих...» «Слава, и ныне» – «Единородный Сыне...» 3-й антифон: 1-й лик: «Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему» и припев: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый поющия Ти:аллилуия». 2-й лик: «Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему», «Спаси ны, Сыне Божий...» 1-й лик: «Яко Бог велий Господь и Царь велий по всей земли», «Спаси ны, Сыне Божий...» 2-й лик: «Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть», «Спаси ны, Сыне Божий...» 1-й лик: «Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте», " Спаси ны, Сыне Божий...» Входной стих: – на двунадесятые Господские праздники по Малом входе полагается входной стих праздника (обычно возглашает диакон); – в остальных случаях в седмичные дни поется тот же входной стих, что и в воскресенье (т.е. « Приидите, поклонимся...» ), только вместо «воскресый из мертвых» поется: В попразднства Господских двунадесятых праздников: – Воздвижения Креста Господня – «плотию распныйся»; – Рождества Христова – «рождейся от Девы»; – Богоявления – «во Иордане крестивыйся»; – Вознесения – «вознесыйся во славе»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

б) На Богоявление и на праздник Ваий входной стих один и тот же, – взят из 117-го псалма (стих 26–27), из которого взяты стихи 3-го антифона на эти праздники: Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам. В псалме, содержащем этот стих, воспевается торжество над врагами неизвестного Вождя, служащего образом Христа. Словами стиха: благословен грядый во имя Господне, народ приветствует этого Вождя, возвращающегося с поля брани и грядущего в храм во имя Господне, чтобы воздать Господу славу за победу. Народ выражает желание, чтобы благословение Божие всегда пребывало над Вождем. Благословихом вы из дому Господня : приветствуя и встречая благословениями Вождя, народ благословляет и Его сподвижников, разделявших с ним Его военные труды и теперь сопровождающих Его в храм для участия с Ним в благодарении Господу. Народ приветствует их с такой же радостью, с какой семья встречает кого-либо из своих членов, возвратившегося после продолжительного отсутствия. «Мы, – говорит народ тем, кого встречает, – принадлежим вместе с вами к одной семье, к одному дому Господню , и потому благословляем вас как родных». Бог Господь и явися нам : Господь, Которому мы служим, – говорят встречающие Вождя и Его сподвижников, – есть единый истинный Бог , и Он явился нам теперь в силе Своей, победоносной над врагами нашими. Со всеми этими приветственными восклицаниями Церковь учит нас обращаться ко Христу Спасителю, грядущему на Иордан при начале Своего общественного служения и в Иерусалим в конце этого служения. В том и другом случае Его шествие страшно для врагов нашего спасения, и мы псаломскими приветствиями выражаем радость о нашем спасении и Спасителе. в) На праздник Пасхи входной стих взят из 67-го псалма (стих 27), из которого взяты стихи для 3-го антифона на этот праздник: В церквах благословите Господа Бога от источник Израилевых . Этими словами псалмопевец приглашает к прославлению Господа в торжественных церковных собраниях всех израильтян, которые произошли от 12 сыновей Израиля, словно ручьи из источников. Теми же словами Святая Церковь призывает к прославлению Господа христиан, имеющих в лице 12 апостолов своих

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вопрос о первых трех антифонах (псалмы 91, 92 и 94 по воскресениям и будням и особенные антифоны в великие праздники) – более сложный. Эта тема трактуется исчерпывающим образом Матеосом (с. 29–90). Его выводы таковы: 1 ) В IV веке вход в храм происходил без особенной торжественности. Епископ поднимался на кафедру на горнем месте и приветствовал народ словами «Мир всем». Сразу начиналось чтение из Священного Писания . Эта церемония объясняется Св. Ioahhoм Златоустом как евангельская заповедь приветствовать через «мир» при входе в дом. (См. у Матеоса «Служение», 129, толкование текста Максима, как будто противоречащего вышесказанному; во всяком случае Герман объясняет приветствие предстоятеля в древнем смысле: там же). 2 ) В VI веке Трисвятое поется всегда в начале Литургии и при входе духовенства (может быть и народа) в храм; Трисвятое начинали петь певцы, без возгласа и без приглашения со стороны духовенства. Так было в 536 году при Патриархе Мине. Трисвятое пелось уже в V веке как тропарь или припев к псалму, во время литий или крестных ходов. Эти литии (как еще видно в Типиконе Св. Софии в IX-X вв.: см. Дмитриевский , «Описание», I т., и Матеос, «Типикон Великой Церкви») шли из одного храма в другой, в котором потом служилась Литургия. На каждый стих псалма певцами, а часто и народом, исполнялись Трисвятое или какой-нибудь тропарь три раза (как до сих пор поется «Христос Воскресе»), или пелся только конец Трисвятого или тропаря. При входе в храм пелся входной стих псалма, его часто пели священники. До сих пор во время Трисвятого сам архиерей читает стих 15 из Псалма 79: «Призри с небеса, Боже...». Псалом кончался через «Слава Отцу» и повторялся тропарь или Трисвятое. В Великую Субботу вечером, по Типикону IX-X вв. и по Евхологию XII в., в Св. Софии крещение и миропомазание новых христиан происходило в баптистерии во время вечерних чтений из Ветхого Завета. После песни трех отроков Патриарх и «новопросвещенные» торжественно входили в храм при пении Пс. 31 : «Блаженни, их же оставишася беззакония» и на каждый стих пелось «Елицы во Христа». Епископы и иереи, переоблачившись в белые ризы, выходили навстречу патриарху и новокрещенным. Сразу читался Апостол. Даже прокимен не читался, как объясняют Типиконы, так как входной псалом Пс. 31 заменял его. Такой же порядок существовал в Иерусалиме в VII в. по грузинскому Канонарию. Таким же образом пелся тропарь-антитрисагион «Кресту Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Месса содержит следующие изменяемые песнопения. Входным является ingressa - библейский или поэтический стих, к к-рому не прибавляются дополнительные стихи и «Gloria Patri...» (Слава: И ныне), что отличает его от рим. интроита. После 1-го чтения поется псалом (psalmellus), после 2-го - аллилуиарий («Alleluia» и стих (versus), совпадающие по форме, а часто и по тексту с рим. градуалом ), во время поста и в нек-рые др. дни аллилуиарий заменяется на cantus (песнопение), соответствующий рим. тракту . Секвенции в А. о. отсутствуют. В нек-рые Господские праздники кроме «Alleluia» поется также особый антифон перед Евангелием. Изменяемыми являются антифон после Евангелия (вероятно, остаток от древней литании), стих на приношение (offerenda), антифон «на преломление» св. Хлеба (confractorium; рим. стих на преломление гостии - «Agnus Dei» - с добавлением слов «и место упокоения со святыми Твоими во славе» используется только на заупокойных мессах), стих на причащение (transitorium), соответствующий рим. коммунио и визант. причастну . Среди указанных песнопений часто встречаются заимствования из визант. гимнографии: напр., входной стих (ingressa) в 6-е воскресенье Адвента «Videsne Elisabeth cum Dei Genitrice Maria disputantem» является переводом стихиры монахини Кассии (IX в.) «            » (стиховная стихира на вечерне праздника Рождества Иоанна Предтечи, 24 июня), антифон после Евангелия в Страстной четверг «Coenae tuae mirabili hodie» - тропаря «        » (литургия Великого четверга) (Lodi. P. 917-918, 944-948, 966). Возжжение фароса в день памяти мц. Феклы При жизни свт. Амвросия медиоланское богослужение суточного круга (в зап. терминологии - оффиций) состояло из утреннего и вечернего псалмопения (Taft. P. 141-143), также был распространен обычай келейной ночной молитвы (Expos. Ps. CXVIII. 7. 31; 8. 45-52; Exp. ps. 36. 65). Нововведения свт. Амвросия, продиктованные необходимостью противостоять арианам, касались, судя по свидетельству его секретаря диак. Павлина Миланского (Vita sancti Ambrosii 13) и блж. Августина (Confessiones IX 7. 15), учреждения продолжительных служб (vigiliae - бдений) и пения гимнов и антифонов или псалмов «по обычаю восточных стран». Блж. Августин пишет, что эти обычаи в дальнейшем распространились повсюду. Свт. Амвросий, говоря об этих ночных службах, упоминает чтения из библейских книг Иова и Ионы , пение и проповедь (Ep. 20. 13-25). О последовании (cursus), к-рое свт. Амвросий составил в противовес еретическому чину, сообщается и в кратком трактате сер. VIII в., посвященном чинам богослужения суточного круга «Ratio de cursus qui fuerunt ex auctores» (Трактат о службах, бывших от отцов).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Под словом: «Входное» разумеется во 1-х, пение: «Приидите поклонимся». В апостоле читаем: Входное: Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий. Во 2-х, – входным стих праздника двунадесятого Господня, который стих, обыкновенно, произносит диакон во входе с Евангелием в алтарь. 607 В богослужебных книгах назначено певцам возглашать входное. В Типиконе читаем, в последованиях на 14-е сентября и на дни Пасхи и Вознесения: «Мы же входное возглашаем». В Часослове, изданном в Киеве в 1742 году, читаем о Пасхе: «И бывает Вход. Возглашает диакон или иерей: «Премудрость, прости». Мы же входное: «В церквах благословите Господа» (лист 114). В Чиновнике же, в литургии св. Иоан. Злат. сказано: «Протодиакон возглашает: “Премудрость, прости” и приглашает входной стих праздника». Обыкновенно и при служении иерея диакон (а не певцы) возглашает входный стих. Входные стихи печатаются в Минее, Триоди, также и в Типиконе, в последованиях на самые праздники. При архиерейском служении, для торжественного шествия архиерея со средины храма в алтарь, и при возглашении входного стиха в великие Господни праздники, «поется: «Приидите поклонимся». В Чиновнике сказано: «В Господские же праздники, егда поются антифоны, протодиакон возглашает: «Премудрость, прости». И потом возглашает и входный стих праздника. Тогда архиерей поет со служащими: «Приидите, поклонимся» и прочая по чину, якоже всегда на литургиях поется» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). Обыкновенно при служения священническом (а не архиерейском) не поется: «Приидите, поклонимся», когда возглашается особый входный стих, а поются тропарь и кондак праздника, как и указано в Типиконе, в последованиях великих Господних праздников. При архиерейском служении Вход с Евангелием бывает, по указанию «Чиновника», таким образом: при пении «Блаженн» протодиакон и диаконы, равно архимандриты, игумены, или протопресвитеры, бывшие в алтаре и произносившие возгласы, приходят к архиерею, одни правою, другие левою стороною, и все вместе, равно и архимандриты, стоящие на средине храма при архиерее, покланяются ему и затем, кроме архимандритов, кои входят в алтарь с архиереем, идут в алтарь северными и южными дверьми (Чиновн., см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Премудрость, прости». Хор: входное: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа». (В таком виде это песнопение поется во все обычные воскресенья, на Пасху и все дни Пасхальной седмицы. Вместо «воскресый из мертвых» в будние дни поется: «во святых дивен Сый», а в праздники – по смыслу праздника, как указано в Типиконе, Минеях, Триодях: на Рождество – «рождейся от Девы»; на Крещение – «во Иордане крестивыйся»; на Вознесение – «вознесыйся во славе»; в Пятидесятницу и в день Святого Духа – «Спаси ны, Утешителю Благий»; на Преображение – «Преобразивыйся на горе»; на Воздвижение – «плотию Распныйся»; в неделю Ваий – «возседый на жребя». В праздники Богородицы – «молитвами Богородицы». Праздничные входные стихи поются и в дни попразднества, до отдания. («Приидите, поклонимся...» иногда обозначается словом «входное» (см. в конце Апостола – «антифоны по вся дни»); но чаще этим словом называется особый входной стих, который возглашает диакон в царских вратах после «Премудрость, прости», или священник, если служит без диакона. При священническом служении литургии, когда возглашается особый входной стих (см. выше), то «Приидите, поклонимся...» не поется, а прямо поется тропарь и кондак. Священнослужители во время пения «Приидите, поклонимся...» входят в алтарь, диакон полагает Евангелие на престол. Священник целует икону Спасителя на царских вратах справа, обращается к западу, благословляет свещеносца, целует икону Божией Матери слева на царских вратах и, войдя в алтарь, целует престол, совершив пред ним молитвенное поклонение. (Если служит без диакона, сначала кладет Евангелие на престол, целует престол и потом выходит к царским вратам, целует икону Спасителя, благословляет свещеносца, целует икону Божией Матери и входит в алтарь). Хор поет тропари и кондаки: Если храм Христов или Богородицы, то тропарь сначала или храму (в понедельник, вторник и четверг) или тропарь «Спаси, Господи...» (в среду и пяток), потом дню и рядовому святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010