Арианство у готов А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Естественно, угасшее y греков арианство нашло себе вторую жизнь y готов. Конечно, это произошло по капризу интереса национального. Все народы это делали и будут делать даже сознательно и намеренно. Готы, осевшие по берегам Черного моря, занимались грабежом греческих малоазийских берегов и увозили оттуда пленников. Но варваров победила, как всегда, культура. Пленники с греческим языком обучили готов и христианству, вплоть до обращения в христианство и самих готских королей. Из семейства каппадокийских греческих пленников выдвинулся и активный миссионер, приобретший и готское имя Вульфила («Волк»). Готский король избрал его кандидатом на епископство уже создавшейся национальной готской церкви и послал (ок. 340) к императору Констанцию для поставления в епископы. Β этот момент в Константинопольской церкви господствовало официалыюе арианство под руководством придворного епископа Евсевия Никомидийского. Вульфилу связали теми формулами богословия, какие тогда господствовали при дворе. Так автоматически готская национальная церковь стала арианской. Вульфила изобрел готский алфавит, перевел на готский язык Священное писание Нового завета и частей Ветхого. Но король Германарих повернул в язычество и поднял гонение на христианство. Вульфила с собравшимися около него христианами убежал в 349 г. в Мизию. Здесь готы осели, спасая свое христианство. Вульфила шел в курсе компромиссного с арианством греческого богословия. Он лично присутствовал на известном Константинопольском соборе 360 г., утвердившем ариминское исповедание в смысле «омийства.» B 376 г. причерноморские готы, теснимые новой волной переселенцев из Азии, снова продвинулись в глубь имперской территории. При императоре Феодосии I Великом готские епископы разделились. Некоторые приняли провозглашенное пришедшим с запада Феодосием никейское православие. Большинство упорно осталось в арианстве, считая это верой Вульфилы. Авторитет Вульфилы победил. И с тех пор арианство стало национальной верой готов. И так и повелось впредь не только на нижнем Дунае, но и на всей западной границе с приходящими с севера варварами: их обращали готы в свое, не сливающееся с «ромеями» христианство. Арианством они отгораживались от католиков — ромеев. За этим арианским знаменем шли бургунды, свевы, вандалы, лангобарды.

http://sedmitza.ru/lib/text/435098/

Митрополит Волоколамський з Уппсальського 8 2013 р. 15:59 6 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион встретился с делегацией Уппсальского университета (Швеция). Встреча состоялась в приходском доме храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. В составе делегации университета — вице-ректор Отделения гуманитарных и социальных наук профессор Маргарета Фальгрен, профессор Свен-Эрик Брот, профессор Карл-Хенрик Гренхольм и сотрудник Центра российских и евразийских исследований профессор Елена Намли. Во встрече также приняли участие проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий и помощник ректора по международному сотрудничеству иеродиакон Иоанн (Копейкин). Стороны обсудили перспективы научно-исследовательского и образовательного взаимодействия Общецерковной аспирантуры с Отделением гуманитарных и социальных наук Уппсальского университета. Накануне встречи с митрополитом Иларионом делегация приняла участие в семинаре «Социальная этика и русская православная традиция», который был организован сектором этики Института философии РАН, Общецерковной аспирантурой и докторантурой и теологическим факультетом Университета Уппсалы. 4 апреля профессор Свен-Эрик Бродд выступил в Аспирантуре с лекцией «Экклезиологическое изучение конкретной церкви в теандрической перспективе». Уппсальский университет — старейший публичный университет Швеции и всей Скандинавии, существующий с 1477 года. С университетом связаны имена таких ученых, как Карл Линней, Андерс Цельсий, Андрес Ангстрем, Адам Афцелиус, Пер Афцелиус, Сванте Аррениус. Университетская библиотека Carolina Rediviva насчитывает около 275 тысяч томов, не считая мелких книг и брошюр, и 12 тысяч рукописей, в числе которых – сделанный епископом Вульфилой в VI веке перевод Библии на готский язык Codex Argenteus (Серебряный кодекс). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2896899...

Варварские нашествия, начавшиеся с середины III в., усилились в начале V в. с «Великим переселением народов». С христианской точки зрения это ни что иное, как действие Божиего домостроительства спасения рода человеческого. В своей миграции в погоне за пропитанием и материальными благами к уже христианизированной Европе и в поисках мест для нового расселения т. наз. варварские народы и племена устремлялись к свету христианства. Первые волны варварских нашествий, хлынувшие на балканские земли, были готскими. В 30-е годы IV в., уже в арианский период, Император Константин Великий заключил с остготами перемирие и позволил им поселиться в провинции Мёзия (Мизия), на территории нынешней северной Болгарии. Однако после смерти св. Константина Великого готы, в силу своего положения насельников на территории Римской империи, приняли христианство в его еретическом арианском толковании, санкционированного арианствующими византийскими императорами. Посвященный в 340 г. в епископский сан для уже образовавшейся готской церкви, гот Вульфила изобрел готский алфавит и перевел на готский язык Новый Завет и часть Старого. Из-за гонений на христианство, поднятых готским королем Германорихом, Вульфила был вынужден искать спасения в римской провинции Мёзия, в гор. Никополис ад Иструм (вблизи нынешней деревни Никюп, около гор. Велико Терново). Его влияние среди готов-ариан было велико. Несколько арианских епископов были поставлены им на епископские кафедры в Мёзии (Сб. Готите и старо-германското културно-историческо присъствие ηυ българските земи, C., 2003). Под напором гуннов готы были вынуждены покинуть Мёзию и часть их переселилась в Среднюю Европу, куда они перенесли с собой и арианство, внедрив его в Западную Церковь . Известно, что filioque, предложенное как примирительная формулировка в западном богословии в борьбе против арианства и полуарианства, было воспринято и стало наиболее популярным в первую очередь именно в немецких церковных диоцезах. Несмотря на опустошения, наносимые варварскими нашествиями, старое сельское население Балканского полуострова выживало за городскими стенами больших городов или же пряталось в горах и лесах. Церковная жизнь продолжалась и церковная администрация исправно функционировала через хорошо развитую систему укрепленных городов с епископскими кафедрами, каковыми были кроме столицы Константинополя Адрианополь (болгарское название – Одрин), Филиппополь (Пловдив), Верея (Стара Загора), Филиппи, Фессалоники (Солунь), Сердика (София), Пауталия (Кюстендил), Маркианополь (Девня), Одессос (Варна), Томи (Констанца), Доросторум (Доростоль, Дрстр, Силистра), Месемврия (Нессбр), Бонония (Бдин, Видин), Наисус (Ниш), Скупи (Скопие), Диррахиом (Драч) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем из текста свидетельств ясно, что речь идет о местностях, непосредственно прилегавших к Дунаю, где обитали только тиверцы и угличи. Но нельзя разуметь и их в данном случае, потому что история не знает славян в кочевом быту, и уже Тацит (I в.) отличает их, как имеющих дома, от сарматов, живущих в кибитках. На пространствах той же Великой Скифии, так сказать, внутри поселений тиверцев, угличей и других наших предков, начинается и история христианства у готов. Последние пришли сюда в конце II и начале III в. и осели на Дунае и по всему северу Черного моря, покорив своей власти и будущие «русско-славянские» племена. Первое массовое обращение в христианство среди западных готов последовало около 323 г., после решительной победы над ними Константина Великого . Епархиальным центром для новообращенных назначен тот же г. Томи Малой Скифии, служивший как бы миссионерской базой in partibus infidelium. Но национальный готский еп. Вульфила, принявший арианство, имел свою кафедральную резиденцию где-то в Великой Скифии, потому что только в 348 г., вследствие гонения на христиан, воздвигнутого готским же вице-королем Атанарихом, Вульфила переселился со своими единоверцами в пределы империи, в Никополь (болгарский Никуп). Вот и все известные нам древнейшие эпизоды христианства в Великой Скифии. 11 Однако никаких остатков этого христианства не сохранилось до действительного начала истории церкви у русских. Предполагаемые, благодаря всем указанным обстоятельствам, начатки христианства у наших отдаленных родичей естественно исчезли в конце IV и начале V в., когда их территория надолго сделалась торной дорогой для диких восточных народов, стихийно тянувшиеся на запад: гуннов, аваров, болгар, мадьяр. Более устойчивая и непрерывная струя христианства шла на будущую Русь через Крым, послуживший для Руси культурным мостом к Византии. Здесь христианство было у греков и готов. У греков оно ведет свою историю от первых веков нашей эры. Но правильно устроенная Херсонисская (возле Севастополя) епархия получила начало только с IV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Ист.: Mansi. T. 2. Col. 1167-1170; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 9, 32, 86, 87; Idem. De morte Arii// Athanasius Werke/Hrsg. H.G. Opitz. B., 1940. Bd. 2/1. S. 178-180; Theodoret. Hist. eccl. I 31; Socr. Schol. Hist. eccl. I 33-38; Sozom. Hist. eccl. II 28, 29, 33. Собор 338-339 гг. Вскоре после смерти имп. св. Константина I антиникейцам удалось привлечь на свою сторону имп. Констанция II , правившего вост. частью империи, где они преобладали. В кон. 338 или в нач. 339 г. в К-поле состоялся Собор, низложивший сщмч. Павла I К-польского и возведший на столичную кафедру Евсевия Никомидийского. Сщмч. Павел был отправлен в ссылку в Месопотамию. Ист.: Mansi. T. 1. Col. 1275; Athanas. Alex. Hist. arian. 7; Theodoret. Hist. eccl. II 3, 5; Socr. Schol. Hist. eccl. II 2, 6, 7; Sozom. Hist. eccl. III 1, 3, 4. Омийский Собор 360 г. Омийский Собор (об омиях см. в ст. Арианство ), состоявший в основном из епископов соседней с К-полем Вифинии. Проходил в янв.-февр., был приурочен к освящению храма Св. Софии 15 февр. Заседания начались, когда съехалось 50 епископов; к концу Собора их было 72. Главную роль на Соборе играл Акакий, еп. Кесарии Палестинской, сочувствовавший арианству , но легко менявший позицию в соответствии с конъюнктурой. Выдающимися отцами Собора были Марий Халкидонский, один из ариан - участников I Вселенского Собора, подписавших соборный Символ, и Вульфила Готский . Присутствовали также епископы Евдоксий К-польский, Ураний Тирский, Димофил Беройский , Георгий Лаодикийский. Находившийся в столице ссыльный свт. Иларий Пиктавийский требовал дискуссии с арианами, но имп. Констанций отказал и отправил его в Галлию. Партия омиев по воле императора стремилась к установлению церковного мира ценой вероучительного компромисса. Десятилетняя борьба компрометировала Церковь и создавала предпосылки для последовавшей в 362 г. языческой реакции. Этим объясняется большой успех объединительной политики имп. Констанция на Аримино-Селевкийском Соборе (359), где значительное большинство епископов Востока и Запада подписали омийское исповедание, хотя представляли все спектры триадологических воззрений - от никейцев и омиусиан до аномеев , представителей воскрешенного Аэтием «классического» арианства.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Хорошо известно, что служившие в войске Константина Великого готы помогали ему против Лициния. Наконец, с тем же Константином вестготы заключили договор, по которому обязывались поставлять империи для борьбы с различными народами 40.000 воинов. Готский отряд был в войске Юлиана. В III веке среди готов, а именно среди крымских готов, начинает распространяться христианство, занесенное туда, вероятно, христианскими пленниками из Малой Азии, которых готы захватывали во время своих морских набегов. На первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) уже присутствовал готский епископ Феофил, подписавший никейский символ. Просветителем других готов явился В IV веке Ульфила (Вульфила), по происхождению, может быть, грек, но родившийся на готской земле, который прожил некоторое время в Константинополе и был там посвящен в епископы арианским епископом. Вернувшись к готам, Ульфила в течение нескольких лет проповедовал среди них христианство по арианскому обряду; чтобы готы легче могли ознакомиться с книгами Священного Писания, он, при помощи греческих букв, составил готскую азбуку и перевел на готский язык Библию. Арианская форма христианства, принятая готами, имела для последующей их истории важное значение, так как во время их позднейшего утверждения в пределах римского государства мешала им слиться с туземным населением, Которое придерживалось никейства. Крымские готы оставались православными. Мирные отношения готов с империей прекратились в 375 году, когда вторглись из Азии в Европу дикие гунны. Они были диким народом монгольской расы. Гунны нанесли жестокое поражение восточным готам, т. е. остготам, и в своем дальнейшем натиске на запад, уже вместе с покоренными остготами, стали сильно теснить вестготов, которые, будучи пограничным народом с империей и не будучи в состоянии оказать сопротивления гуннам, истребившим громадное их число вместе с женщинами и детьми, должны были силой обстоятельств перейти границу и вступить на территорию римского государства. Источники сообщают, что готы стояли на северном берегу Дуная, с плачем умоляя римские власти о разрешении переправиться через реку.

http://sedmitza.ru/lib/text/434247/

Готы были одним из германских племен, и они, конечно, не сразу оказались в Испании. При Таците они обитали в низовьях Вислы 623 . Затем они, будучи самыми опасными из первой волны вторжения германских народов, напали на Иллирик, но были разбиты Клавдием II и Аврелианом в 268–271 гг. Они же первыми из варварских народностей приняли христианство в его арианской форме, еще в конце III века, для чего готский епископ Вульфила сделал перевод Библии. В V веке это был самый многочисленный из северных народов, вторгшихся в пределы Империи, и одновременно самый культурный и романизированный. Готы делились на две различных народности – визиготы и остроготы (впоследствии по созвучию первые получили название вестготов, а вторые – остготов). Теснимые гуннами, визиготы во главе со своим вождем Фритигерном в 376 г. переправились через Дунай, разграбили Иллирик и Фракию и в 378 г. нанесли сокрушительной поражение римским войскам при Адрианополе, в котором погиб сам император Валент. Новый император, Феодосий, был вынужден заключить с ними мир в 379 г. и предоставить им право поселиться во Фракии как военным союзникам с целью обороны Империи от прочих германцев. На самом деле новый король визиготов Аларих, облеченный высоким званием magister militum Иллрика, просто занял позицию на границе Империй и мог нападать на обе. После смерти Феодосия в 395 г. визиготы вторглись сначала в Грецию, затем в Италию, но были разбиты талантливым полководцем Западной империи Стилихоном. Зато после убийства Стилихона, в 410 г., Аларих стал первым варваром, взявшим Рим после галлов Бренна. «Зрелище, когда император Гонорий сидит в своей крепости на болотах Равенны и ничего другого не делает, как только упрямо говорит «нет», вообще жалкое», – резюмирует Т. Моммзен. Аларих правил готами с 395 г. по 410 г. Продолжатель его дела, король Атаульф женился на дочери Феодосия и сестре Гонория, Галле Плацидии, и стал полновластным хозяином Италии. Затем Гонорий придумал, как спровадить его подальше. В это время Галлия была захвачена двумя узурпаторами, которых провозгласили императорами британские и германские легионы; подавить этот мятеж и предложили в 412 г. Атаульфу за хорошую мзду. Тот согласился, разогнал претендентов и сам захватил себе обширные земли в Аквитании и Нарбоннской Галии. Наконец, в 416 г. его преемник, Валлия, организовал королевство визиготов со столицей в Толосе (Тулузе), считаясь союзником и вассалом римлян, но не будучи таковым на деле. Еще в 415 г. визиготы начали освобождать Испанию от варваров 624 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Например, православного новоникейца, епископа Евсевия Самосатского, убила женщина-арианка, бросив ему на голову тяжелую черепицу с крыши. Бунт в Константинополе против Григория Богослова также породил ряд насилий и смертоубийств. Сократ и Созомен глухо сообщают о бунтах в разных городах при изгнании еретиков из храмов. У Нектария, вознесенного на высоту епископа столицы, сожжен был его дом. Но некафолические, нецерковные группировки напрасно увенчивали себя исповедническими и мученическими венцами. Не было уже широких и устойчивых кругов населения, которые бы твердо держались за свои еретические знамена. Эти настроения уже отжили свое время и естественно угасли . Наступил срок для новых вопросов и новых ересей. Арианство у готов . Естественно, угасшее у греков арианство нашло себе вторую жизнь у готов. Конечно, это произошло по капризу интереса национального. Все народы это делали и будут делать даже сознательно и намеренно. Готы, осевшие по берегам Черного моря, занимались грабежом греческих малоазийских берегов и увозили оттуда пленников. Но варваров победила, как всегда, культура. Пленники с греческим языком обучили готов и христианству, вплоть до обращения в христианство и самих готских королей. Из семейства каппадокийских греческих пленников выдвинулся и активный миссионер, приобретший и готское имя Вульфила («Волк»). Готский король избрал его кандидатом на епископство уже создавшейся национальной готской церкви и послал (ок. 340) к императору Констанцию для поставления в епископы. В этот момент в Константинопольской церкви господствовало официальное арианство под руководством придворного епископа Евсевия Никомидийского. Вульфилу связали теми формулами богословия, какие тогда господствовали при дворе. Так автоматически готская национальная церковь стала арианской. Вульфила изобрел готский алфавит, перевел на готский язык Священное писание Нового завета и частей Ветхого. Но король Германарих повернул в язычество и поднял гонение на христианство. Вульфила с собравшимися около него христианами убежал в 349 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Первые попытки перевести Библию на латинский язык делались еще в III в. в римских провинциях Африки. Некоторое время было в ходу несколько различных переводов – так называемые старолатинские версии. В 382 г. св. Иероним по просьбе папы Римского создал новый перевод – так называемую Вульгату (лат. Vulgata – зд. общепринятая). В латинском переводе, между прочим, впервые появилось (в XIII в.) доныне существующее разделение новозаветного текста на главы. Современные исследователи считают, что его автор – Стефан Лангтон, епископ Кентерберийский (ум. в 1228 г.). Известны случаи, когда проповедь христианства и перевод Библии требовали не просто приспособления греческого либо латинского письма к звуковому строю нового языка, но создания специального алфавита. В середине IV в. «апостол готов» епископ Вульфила разработал готский алфавит и перевел Библию на готский язык. При таких же обстоятельствах зародились существующие и поныне грузинское и армянское письмо. В Армению христианство проникло в III в., в Грузию – в IV в. Св. Месроп Маштоц (?–439 г.) создал армянский алфавит для перевода Библии. Армянская версия считается одним из лучших и красивейших древних переводов Библии и нередко называется «царицей версий». Из того же источника зародился грузинский алфавит. Наконец, как хорошо известно русскому читателю, в середине IX в. свв. Кирилл и Мефодий, миссионеры из Салоники, разработали славянский алфавит и начали перевод Четвероевангелия на славянский язык. Книгопечатание. Первым большим изданием, вышедшим из-под печатного пресса Иоганна Гутенберга, стала Библия – латинская Вульгата (между 1450 и 1456 гг., Майнц). Не замедлило появиться печатное издание древнееврейского Ветхого Завета (1488 г.), Библии на многих европейских языках Нового времени. Но греческое издание Нового Завета появилось только через 60 лет после латинского. Библия на официальном языке католической Церкви – латинском – была, естественно, гораздо более в ходу у европейцев, чем греческая. Кроме того, греческий печатный шрифт был разработан на основе курсивного минускула и содержал около 200 литер – различные варианты для одной и той же буквы и знаки для лигатур, т.е. сочетаний двух или трех букв. (В дальнейшем шрифт упростился: сейчас в двух вариантах существует только знак для s – сигма и стигма).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

1047 В 348 г. у вестготов начались преследования христиан со стороны одного из самых могущественных вождей Атанариха. Готы-ариане ушли во главе с Ульфилой на территорию империи, и Константин поселил их в Нижней Мезии, около Никополя. Еще одна готская община христиан поселилась во Фракии. Довольно значительная часть изгнанников поселилась близ Антиохии и на Евфрате. 1048 Ульфила (Вульфила) родился ок. 311 г., возможно, в семье пленников из Малой Азии. Однако его семья вполне сжилась с новой средой, о чем говорит явно германское имя Ульфилы. До 30 лет Ульфила был лектором одной из церквей в земле готов. Ок. 341 г. он принимал участие в посольстве, направленном готами к императору Констанцию. Во время пребывания в Константинополе он был избран епископом готов и рукоположен Евсевием Никомедийским. Вернувшись на родину, Ульфила стал проповедовать. В 348 г., во время гонений, он вывел своих последователей в Мезию, где им была предоставлена земля: готы-ариане создали там общину, во главе которой стоял Ульфила, а после его смерти – его преемники. В 360 г. Ульфила принимал участие в синоде ариан в Константинополе. После того как православие стало доминировать над арианством, Ульфила пытался уговорить императора Феодосия созвать собор для решения спора между православием и арианством. Императору, видимо, была близка эта идея: несмотря на закон 381 г., запрещающий арианам диспуты по вопросам веры, Феодосий созвал в 383 г. синод в Константинополе для примирения арианства с православием. На синод был приглашен Ульфила. Здесь он и умер летом 383 г. Наиболее важным делом Ульфилы, сделавшим его знаменитым, стал его перевод Священного Писания на готский язык. 1050 Многие историки (Аммиан Марцеллин, Зосим) называли готов скифами. Но наиболее ясно выразился греческий историк Дексипп, который был организатором защиты Афин от готов в 267 г. Он пишет: «Скифами... называют готов» (fr. 16 а). 1051 В период правления Валериана и Галлиена готы часто нападали на приграничные области империи (так, в 257–258 гг. готы напали на Вифинию, где разграбили все крупнейшие города, в 263 г. они вторглись в провинции Азия и Вифиния, разорили Эфес). В данном фрагменте речь идет о походе 267 г., когда готы разорили Афины, разграбили другие греческие города (Коринф, Спарту), а затем переправились в Малую Азию. Войска готов в Греции и Фракии были разбиты Галлиеном и его полководцем Марцианом. Но появление нового узурпатора заставило Галлиена с войском вернуться в Италию, поэтому готы в Малой Азии смогли уйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010