Оно – святое, божественное. В нем выражено познание о Том, благоволению Которого обязано все сущее в беспредельном для нас космосе. Как действие, от Бога исходящее, Имя сие заключает в себе нетварную Энергию Вседержителя. «АЗ ЕСМЬ СЫЙ»: Я – персональный Абсолют и Перво-Бытие, бездна щедрот, человеколюбивый Владыка, Царь царствующих. Никого и ничего нет, что было бы прежде Меня или после Меня: Я – Безначальное Начало и Бесконечный Конец. Сие Имя – есть первый прорыв в живую вечность для человека, первый Свет познания ничем и никем не обусловленного Бытия как «АЗ ЕСМЬ», как Персоны. Моисей, исполин истории нашего мира, извел еврейский народ из «египетского рабства», являющегося образом всех бывших и современных форм неволи. Во время шествия по пустыне обнаружилось, что выведенный им примитивный народ номадов не был готов для восприятия столь великого Света, несмотря на многие чудеса, совершившиеся пред их глазами. Особенно ярко сказалось их маловерие, когда они подступили к границам Обетованной Земли. Последовало решение: все, выросшие в египетском мировоззрении, должны лечь костьми в пустыне. Они не войдут в Новый Мир: «за неверие» (ср. Евр.3:16–19 ). За долгие годы странствий в пустыне Моисей приготовит новое поколение к большему разумению о Невидимом, но Всесодержащем Своею дланью. Мы чтим необычайный гений Моисея особенно еще и за то, что он постиг данное ему откровение как воистину подлинное, от Бога, но в то же время он понимал, что не воспринял его во всей полноте: нечто осталось сокровенным. Он поет: «Вонми небо, и возглаголю, слушай земля слова уст моих» ( Втор.32:1 ). . Параллельно е этим, он искал более полного познания, взывая к Богу из глубины: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя... Покажи .мне славу Твою... Яви мне Тебя Самого... Дай мне разумно увидеть Тебя» ( Исх. 33:13, 18 в переводе 70 толковников). Моисей был услышан, но получил ответ в пределах силы его: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу Имя Мое, ЯХВЕ пред тобою... и когда будет проходить слава Моя, Я... покрою тебя рукою Моею... и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, Лицо же Мое не явится тебе...» И сказал Господь Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим Именем, с того Я взыщу» (Вт.18:15–19). Весь Израиль, согласно сему Завету, жил под знаком ожидания того Пророка, о котором писал Моисей ( Ин.5:46 ); Пророка по преимуществу ( Ин.1:21 ); Мессию, Который, «когда придет, то возвестит им все» (ср. Ин.4:25 ). И прочие пророки Ветхого Завета жили ожиданием и возвещали грядущего Христа; и мы слышим их вековой стон: прийди, «живи с нами», дабы мы познали Тебя. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммапуил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:23 , Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Ответ на возражение 2. Хотя послушание подразумевает необходимость в отношении предписанного, однако оно также подразумевает и добровольность в отношении исполнения предписанного. И именно таким было послушание Христа: действительно, хотя сами по себе Его страсти и смерть были противны естественной воле, тем не менее, в отношении них Христос пожелал исполнить волю Божию, согласно сказанному [в Писании]: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» ( Пс. 39, 9 ). Поэтому Он сказал: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, – да будет воля Твоя!» ( Мф. 26, 42 ). Ответ на возражение 3. Христос пострадал и из любви, и из послушания, поскольку исполнил предписания любви из послушания и из любви был послушен заповеди Отца. Раздел 3. Предал ли Христа страстям Бог Отец? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог Отец не предавал Христа страстям. В самом деле, предать невинного человека мучениям и смерти является злым и жестоким поступком. Но, как сказано, «Бог – верен, и нет неправды в Нем» (Вт. 32, 4). Следовательно, Он не предавал страстям и смерти невинного Христа. Возражение 2. Далее, трудно поверить, что человек предается смерти и сам, и кем-то другим. Но Христос предал Себя за нас, в связи с чем читаем, что Он «предал душу Свою на смерть» ( Ис. 53, 12 ). Следовательно, похоже, что Бог Отец не предавал Его. Возражение 3. Далее, Иуда осужден за то, что предал Христа евреям, согласно сказанному [в Писании]: «Один из вас – диавол» ( Ин. 6, 71 ), а именно Иуда, который предал Его. И точно так же евреи осуждаются за то, что предали Его Пилату, в связи с чем читаем: «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне» ( Ин. 18, 35 ). И еще читаем, что Пилат «предал Его им на распятие» ( Ин. 19, 16 ). Но, согласно сказанному [в Писании], нет никакого «общения праведности с беззаконием» ( 2Кор. 6, 14 ). Следовательно, похоже, что Бог Отец не предавал Христа Его страстям. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Павла ( Гал. 6:7, 8 ; 2Кор. 9:6 ; 1Кор. 3:8 ). Ст. 22. Избранники Божии сами будут пользоваться от плода дел своих ( Пс. 127:2 ), и они будут подобны крепко укоренившемуся и цветущему дереву ( Пс. 1:3; 91:13 ). После евр.-м. сл. =в р.-с. дерево, 70 читали: , почему: το ξλου τς ζως=древа жизни, под которым бл. Иерон. и бл. Феод. разумеют райское древо; кроме сего, бл. Феод. в этом пророческом сравнении видит обетование вечной жизни. Об оном (райском) древе Бог сказал: да не когда прострет руку свою [Адам], и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (Вт. 3:22); а для нас древом жизни стал спасительный крест: ибо он принял, как бы какой плод, животворящее тело; простирающие к которому руки и причащающиеся от плода живут вечной жизнью“. Послед. сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. избранные Моя, 70 отнесли к началу ст. 23-го. 23. Избраннии же мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. 24. И будет прежде неже воззвати им, аз услышу их, еще глаголющым им, реку, что есть; 25. Тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев, яко вол снест плевы, и змия землю яко хлеб: не повредят, ниже погубят на горе святей моей, глаголет Господь. 23. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем благословенным от Господа и потомки их с ними. 24. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говоритъ, и Я уже услышу. 25. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет естъ солому, а для змия прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господъ. Ст. 23 ср. 61:8; Пс. 111:2, 127:4, 5 . Ст. 24 ср. Пс. 33:16 . Отец, Небесный знает о нуждах чад Своих, и посылает просимое прежде даже прошения ( Мф. 6:32 ). Ст. 25 ср. 11:6. На святой горе Божией будут господствовать мир и взаимная любовь; даже хищные звери будут безвредны и, вместо животной пищи, будут употреблять растительную. Бл. Феод. и бл. Иерон. видят здесь аллегорию: “сообразно этому, говорит бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

ст. 1. Братья, я от всего сердца моего желаю, и молю Бога, о спасении Израиля. ст. 2. (Не отнимая у них справедливости) свидетельствую им, что они имеют ревность Божию, но не по разуму. Деян.22:3 ст. 3. Поскольку, не разумея правоты Божией, и усиливаясь поставить свою правоту, не повинулись правоте Божией. 169 Флп.3:9 ст. 4. Ибо концом закона (есть) Христос, во оправдание всякому верующему. 170 τλο кончина; Мф.5:17 ; Деян.13:38–39 ; Лев.18:5 ; Неем.9:29 ; Втор.30:11–13 ст. 5. Ибо Моисей оправдание, (предлагаемое) от закона, так описывает: кто исполнит законные предписания; таковой человек наследует по оным живот (вечный). 171 ст. 6. А оправдание от веры (получаемое), говорит так: не скажи ты в сердце своем, кто, де, взойдет на небо? то есть, Христа свести (оттуда). 172 ст. 7. Или кто сойдет в бездну (земную)? то есть, чтоб Христа возвести из мертвых. ст. 8. Но что говорит Писание? близ тебя глагол во устах твоих, и в сердце твоем, то есть глагол веры который мы проповедуем. Апостол здесь изъясняет, о каком он глаголе веры выше сказал? ст. 9. То есть, если ты будешь, устами исповедать Господа Иисуса, и уверуешь сердцем твоим, что Бог воскресил его из мертвых то спасешься. Вт.30:2–6,10 ст. 10. Поскольку сердцем веруется в правоту, а устами совершается исповедание (веры) во спасение. 173 ст. 11. Ибо писание говорит: всяк веруя в Него (Спасителя) не постыдит себя. Ис.28:16 ст.12. Ибо нет различия между Иудеем и Эллином, так как Он есть Бог всех, богатый (милостию) для всех призывающих Его. Деян.10:24,35–36 ст. 13. Ибо, (по Писанию), всякий кто только 174 призовет имя Господне, спасется. Иоил.2:32 ; Иер.17:7 ст. 14. А как (люди) призовут того, в Кого они не уверовали? как же уверуют в Того, о Ком, не слышали? а как могут слышать без проповедающего? ст. 15. Как же проповедовать будут, если (проповедники) посланы не будут? так как (у Пророка) написано: коль прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Ис.52:7 ст. 16. Но не все послушали благовестия; ибо Исаия (жалуясь, на то) говорит: Господи, кто веровал слышанному нами (от Тебя)? 175 Ис.53:1

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Что же касается слов [из евангелия от Марка о том, что Он], «плюнув ему на глаза, возложил на него руки» и т. д., то Златоуст замечает: «Он плюнул и возложил Свои руки на слепого, желая показать, что чудо соделывает Его божественное слово, сопровождаемое Его деянием, поскольку руки указывают на деяние, а плевок указывает на исходящее из уст слово». А Августин, комментируя слова [из евангелия от Иоанна]: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» ( Ин. 9, 6 ), говорит: «Из плевка Он сделал брение, поскольку «Слово стало плотию«». Или же, согласно Златоусту, «чтобы показать, что Он создал «человека из праха земного»». Кроме того, говоря о чудесах Христа, должно иметь в виду что все, что Он делал, было наиболее совершенным в своем роде. Поэтому Златоуст, комментируя слова [из евангелия от Иоанна]: «Всякий человек подает сперва хорошее вино» ( Ин. 2, 10 ), говорит: «Чудеса Христовы как таковые своим великолепием и пользой превосходили дела природы». И точно так же он сообщал исцеляемым Им совершенное здоровье. Поэтому Иероним, комментируя слова [из евангелия от Матфея]: «Она встала и служила им» ( Мф. 8, 15 ), говорит: «Восстановленное Господом здоровье возвращалось незамедлительно и в полном объеме». В случае же [исцеления] слепорожденного имело место нечто иное потому что, по мнению Златоуста, на то была особая причина, [а именно] недостаток его веры. Или, как замечает Беда, толкуя слова из [евангелия от Марка] ( Мк. 8, 23 ), «тех, кого Он мог исцелить полностью и мгновенно единственным Своим словом, Он исцелял постепенно, дабы явить нам всю глубину человеческой слепоты, которая только небольшими шажками и по чуть-чуть может возвращаться к свету, и показать, что каждый такой шажок к совершенству может быть пройден исключительно с помощью Его благодати». Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (43, 2), Христос соделывал чудеса посредством божественной силы, Божий же дела совершенны (Вт. 32, 4). Затем, совершенным является только то, что достигает своей цели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Сатанинские знамения связаны с этическим злом. Поддельные чудеса имеют тенденцию в аспекте морали сочетаться с восстанием и гневом против Бога ( 1Цар. 15:23 ), сексуальной распущенностью ( Иуд. 1:7 ), аскетизмом ( 1Кор. 7:5 ; 1Тим. 4:3 ), законничеством ( Кол. 2:16–17 ), гордостью за предполагаемый дар видений ( Кол. 2:18 ), ложью и обманом ( 1Тим. 4:2 ; Ин. 8:44 ) и другими делами плоти (ср. Гал. 5:19 ). Сатанинские знамения связаны с оккультизмом. В число оккультных ритуалов и действий, которые могут сопровождаться сатанинскими знамениями, входят: вызывание духов (Вт. 18:11), практика медиумов или проводников и посредников, впадающих в транс (Вт. 18:11), утрата контроля над своими дарами ( 1Кор. 14:32 ), бесчинное поведение ( 1Кор. 14:40 ), применение кристаллов, камней, жезлов и других орудий чародейства (Вт. 18:11; Лев. 19:26 ), опустошающие разум восточные медитации, скандирование или повторение фраз ( Мф. 6:7 ), самообожествление ( Быт. 3:5 ; 2Фес. 2:9 ), астрология (Вт. 4:19; Ис. 47:13–15 ), идолопоклонство или применение в богослужении различных изображений ( Исх. 20:3–4 ), наблюдение явлений призраков (Вт. 18:11; 1Кор. 10:18–21 ; 2Кор. 11:14 ). Могущество для сатанинских знамений ограничено. Сатана может подражать Божиим чудесам, но не воспроизводить их. И ещё раз, чудеса Моисея и Илии в состязании с египетскими волхвами и жрецами Ваала продемонстрировали это превосходство. Иногда ошибочно предполагают, будто бы сатана может создавать живых существ и воскрешать умерших. Это явным образом противоречит Писанию. Только Бог – Творец жизни ( Быт. 1:21 ; ср. Вт. 32:39; 1Цар. 2:2, 6 ; Иов 1:1 ). Сатана сам есть сотворённое существо ( Кол. 1:15–16 ), а тварь по самой своей природе не может творить жизнь. Подручные сатаны признали в Исх. 8:18–19 , что не могут произвести даже мошек. Воскрешение мёртвых служило особым признаком апостола ( Мф. 10:8 ; 2Кор. 12:12 ). Если бы на это был способен и сатана, это вряд ли смогло быть отличительным признаком Божьего апостола. И если бы сатана мог воскрешать мёртвых, он смог бы повторить Воскресение – это венчающее доказательство Христа в провозглашении Себя Богом ( Мф. 12:40 ; Ин. 2:19–21; 10:18 ) – и тем самым оспорил бы уникальность христианской апологетики. Свидетельства о воскресении Христа не были бы «верными доказательствами» ( Деян. 1:3 ). Фактически, если бы сатана мог творить те же чудеса, что и Бог, не осталось бы сверхъестественных путей для выявления истины. Ведь тогда сатана мог бы подтверждать, что лжепророки говорят правду. Точно так же, если бы сатана мог давать непогрешимые пророчества (см. пророчества как подтверждение Библии), тот критерий, что несбывшееся пророчество есть признак лжепророка, оказался бы неэффективным (Вт. 18:22).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Соблюдение этого указанного Богом образца оставалось общепринятой практикой ( Быт. 4:1 ) до тех пор, пока не прервалось из-за греха. Первый отмеченный в записях многожёнец, Ламех, был человеком нечестивым ( Быт. 4:23 ). Христос подтверждает изначальные намерения Бога в Мф. 19:4 , где указывает, что Бог сотворил одного «мужчину и [одну] женщину», соединив их в браке. Закон Моисеев запрещает многожёнство, предписывая, чтобы верующий «не умножал себе жён» (Вт. 17:17). Предостережение относительно смешанных браков с иноплеменниками повторяется в том же самом тексте, где сказано о количестве жён у Соломона ( 3Цар. 11:2 ). Судя по смыслу, здесь подразумевается многожёнство. В связи с их количеством и с их идолопоклонством, женщины Соломона принесли непоправимый вред дому Давида и всему Израилю. В Новом Завете сказано: «каждый [мужчина] имей свою жену, и каждая [женщина] имей своего мужа» ( 1Кор. 7:2 ). Тем самым многожёнство решительно запрещается. Павел настаивает, что церковный руководитель должен быть «одной жены муж» ( 1Тим. 3:2, 12 ). Что бы ещё из этого ни следовало, здесь предусматривается, без всяких сомнений, исключительно моногамный брак. Моногамный брак становится прообразом отношений между Христом и Его Невестой (единственной), Церковью ( Еф. 5:31–32 ). Осуждение Богом многожёнства становится очевидным из таких примеров и подразумеваемых следствий: 1) Многожёнство впервые упоминается в контексте сообщества, восставшего против Бога, где убийца Ламех взял себе двух жён ( Быт. 4:19, 23 ). 2) Бог неоднократно предостерегает Израиль от последствий многожёнства, «дабы не развратилось сердце его», отвратившись от Бога (Вт. 17:17; ср. 3Цар. 11:2 ). 3) Бог никогда не предписывал многожёнство – Он лишь дозволял его, как и развод, «по жестокосердию вашему» ( Мф. 19:8 ; Вт. 24:1). 4) Каждому многоженцу в Библии, в том числе Давиду и Соломону ( 1Пар. 14:3 ), дорого обошёлся этот его грех. 5) Бог ненавидит многожёнство, как Он ненавидит развод, потому что это противоречит установленному Им идеалу брака (ср. Мал. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

. Ср. Ис 16:11; Иер 4:19; ПлИер 1:20. . Пс 118/119:7. . Пс 27/28:4. . Лев 19:15; Вт 10:17; 1Ен 63:8. . Мотив Ис 3:24. Ср. 1Бар 5:1-2. . 1 Цар 5:6, Пс 31/32:4.1 . То же, что и грешник в 2:1. Словом «дракон» (δρκων, δρκοντος), означающим у греков чудовищного крылатого змея, в Септуагинте обычно переводится еврейское слово , сфера применения которого в Ветхом Завете достаточно широка. В Исх 7:9-12, Вт 32:33, Пс 73/74:13, 90/91:13 это слово означает ядовитую змею (РСП: «змей», «дракон»); в Быт 1:21, Иов 7:1, Ис 27:1, ПлИер 4:3, Иез 32:2 – больших рыб и всяких морских чудовищ, в том числе кита; в Иез 29:3 – египетского крокодила (Левиафана?), а в Мих 1:8 – какое-то млекопитающее (РСП: «шакал»). Пытаясь как-то систематизировать такое разнообразное употребление слова , Л. Кацнельсон заключил, что так называлось «всякое животное с удлиненным вытянутым телом» (ЕЭ, 1908. Т. VII. Стлб. 319). Кроме того, в пророческих книгах слово часто является метафорой. У Иезекииля оно применяется к Фараону, у Иеремии (51:34) – к Навуходоносору, у Исайи (27:1) обозначает врагов Божиих. В данном случае, вероятно, стоявшее в еврейском оригинале псалмов слово и переведенное затем как δρκοντος; также обозначает противника, предводителя вражеских полчищ, взявших штурмом Иерусалим. . 28 сентября 48 г. до н. э. Помпей был предательски убит приближенными Птолемея XIII при высадке с корабля в Пелусии на палестинской границе Египта. Его отрубленную голову преподнесли впоследствии Юлию Цезарю, а брошенное тело некоторое время оставалось лежать на берегу у самой воды («труп, переносимый на волнах»), пока его не похоронил вольноотпущенник Филипп (Плутарх. Помпей, 77-80). Указание на «горы Египетские» можно было бы счесть каким-то недоразумением, – ведь Пелусий находился в пустынной прибрежной низине, – если бы У Диона Кассия не содержалась заметка, что Помпей погиб вблизи Пелусия при горе Кассионе (Римская история, 40.3-5). Эту гору упоминают Страбон и Плиний Младший, сообщая, что она располагалась на берегу Сербонидского озера (совр.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Слышите старцы. Евр. , так и LXX-mь: οσατε τατα o πρεσβτεροι 57 . т. е. то, о чем говорится далее, в ст. 4-м. – Старцы: . В Библии слово нередко употребляется в значении „старейшина“, т. е. как почетное название управителей, начальников и под. (напр., Вт.21:2; Ис.24:23 ; Плач.2:10 ; Пс.104 ; Евр.105:22 ; Пс.106 ; Евр.107:32 ); но здесь это слово означает „старец“, так как обращение пророка, призывающее припомнить, случалось ли прежде что-либо подобное настоящему, конечно, должно относиться к людям старым, а не к каким-либо управителям народным. В некоторых кодексах, вместо читается священники (см. Merx. S. 82); но такое чтение нельзя признать правильным, потому что речь о священниках у Иоиля идет далее (ст. 9, 18 и сл.), и притом к ним не столь приложимо обращение пророка вспомнить о прошлом, как к старцам. И внушите. Евр. , „и внимайте“. Гл. употребительный только в гиф. (), означает: внимательно слушал, навостривал уши, и, таким образом, имеет более сильное значение, чем гл. или , слышал. Везде же, где встречаются оба эти глагола, один после другого, делается это для возбуждения большего внимания к тому, что говорят (кроме Иоил.1:2 , ср. Быт.4:23 ; Ис.1:2 ). У LXX-mu, вполне соответственно евр. переводится νωτσσϑε, и в Вульгате auribus percipite. Вс на землн. Евр. , „все живущие земли“. С подобным призывом всех живущих, а иногда всего сотворенного, слушать и внимать часто обращаются и другие пророки, когда говорят о чем-либо важном ( Ос.4:1 ; Ис.1:2, 10 ; Иер.2:12 ; Пс. 48 ; Евр.49:2 ; Вт.32:1). Под „жителями земли“ Иоиль разумеет обитателей не всей вообще земли или Палестины, а только царства Иудейского, потому что то, о чем говорит он далее (об опустошении страны саранчой, ст. 4), относится только к этому последнему. Поэтому и пред словом он употребляет член , желая этим показать, что имеет в виду известную, определенную землю (), а не всю вообще. Вследствие этого и русские переводчики Библии синодск. и лондонского изданий совершенно правильно переводят: „жители земли сей“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

1) Фрагмент, содержащий стих Вт. 32:8, гласит: «[по числу сынов Божиих]», что в LXX переведено как «[ангелов Божиих]», по аналогии с Быт. 6:4 ; Иов 1:6; 2:1; 38:7 Масоретский текст гласит: «по числу сынов Израилевых». 2) В масоретском тексте Исх. 1:5 стоит: «душ [...] было семьдесят», тогда как в LXX и при цитировании её в Деян. 7:14 мы видим уже «семьдесят пять душ». Фрагмент с Исх. 1:5 в СММ указывает на «[семьдесят пять душ]», в соответствии с LXX. 3) Стих Евр. 1:6 , «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии», является цитатой Вт. 32:43 по LXX. В таком виде цитата не согласуется с масоретским текстом, однако фрагменты из СММ, содержащие этот отрывок, подтверждают скорее LXX. 4) В масоретском тексте в Ис. 9:6 сказано: «[она наречёт имя Ему]», однако LXX, а теперь и большой свиток Исаии из СММ гласят: «нарекут имя Ему», что сводится к различию на одну согласную древнееврейского алфавита. 5) Греческий перевод книги Иеремии на шестьдесят стихов (на одну восьмую) короче, чем еврейский текст этой книги. Фрагмент Книги Иеремии подтверждает эти пропуски. 6) В пещере номер 11 была обнаружена копия Псалма 151, прежде не известного в еврейском тексте, хотя он встречается в Септуагинте. Среди еврейских рукописей в Кумранских пещерах были также найдены некоторые апокрифические книги, ранее известные только по LXX (Vermes, 296). Ни в коем случае не следует понимать эти случаи как некую универсальную ситуацию – потому, прежде всего, что в СММ вообще не так уж много расхождений с масоретским текстом. В некоторых случаях нет единообразного согласования вариантов СММ с LXX; иногда они совсем не согласуются. Тем не менее даже Орлински (Orlinsky), один из главных защитников масоретского текста от предлагаемых исправлений его по СММ, признаёт: «Перевод LXX, в не меньшей степени, нежели сам масоретский текст, приобретёт в результате Кумранских открытий достойную репутацию в тех кругах, где это было давно – слишком давно – необходимо» (цитируется в Wright, 121). Информация о Новом Завете. Некоторые фрагменты СММ были идентифицированы как древнейшие из известных рукописных отрывков Нового Завета. Далее, мессианские ожидания в СММ показывают, что новозаветные представления о личностном Мессии-Боге, Которому предстоит воскреснуть из мёртвых, соответствовали общему направлению иудейского религиозного мышления в первом столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010