Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю ( Быт.3:15 ), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима ( Быт.9:26 ). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал.3:16 ) возвещается спасение всему человечеству ( Быт.12:3 ; Быт.18:18 ). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Иаков ( Быт.27:27 ), позднее сам Иаков дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт.49:8 и сл.). В дальнейшем ещё четче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти Мессии ( Чис.24:17 ), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор.18:18-19 ). Предсказываются многие события из жизни Мессии – о Его происхождение Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар.7:12-14 ), о Его рождение от Девы ( Ис.7:14 ) в Вифлееме ( Мих.5:2 ), о Его торжественный входе в Иерусалимский Храм ( Мал.3:1 ), о Его крестные страдания и смерть (см. Ис.53 / Пс.21:17-19 ; Пс.39:79 ; Пс.40:9-10 ; Пс.68:22 ; Зах.11:12 ), о Его славное воскресение (см. Ис.53:9-21 ; Пс.15:10 ; Пс.19:6-7 ; Пс.40:11 ; Пс.67:2 ), о наступление Его благодатного царства ( Пс.21:28-32 ; Пс.44:7, 14-17 ; Пс.71:7-19 ; Иоил.2:28 ; Ис.2 ; Ис.35:1-2, 10 ; Ис.61:1-2 ) и о Его грозное второе пришествие (см. Дан.7:25 и Дан.12:7 ; Зах.14:2-3, 9 ). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете. Таким образом, с полным правом можно сказать, что главной и основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21 и Откр.22:20 ), служит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. 4) Толкование Ветхого Завета в свете Нового. Отношение Ветхого и Нового Завета между собой и их внутренняя органическая связь выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

1019 Исх.21:28 и сл.; Втор.13:15 ; 1Цар.15:3 . Св. Иоанн Златоуст дает следующее прекрасное объяснение: „Ho может быть, говорит он, кто скажет: если диавол, действовавший чрез змия, внушил ему злое намерение, то зачем на этого животного налагается наказание? И это было делом неизреченного человеколюбия Божия. ибо, как чадолюбивый отец, наказывая убийцу, который убил его сына, сокрушает и на многие части рассекает и меч и оружие, которыми он совершил убийство, так точно и благий Бог, так как животное это послужило как бы неким мечом злодейству диавольскому, налагает на него постоянное наказание, чтобы мы от чувственного и видимого наказания уразумели, как сильно наказуется диавол. Ибо, если тот, который послужил лишь орудием, потерпел такую кару, то сколь великому наказанию подлежит сам диавол!“. Hom. XVII in Gen., 6 , t. LIII, col. 141. 1020 О падении и первородном грехе см. Les Livres Saints et la critique rationaliste, t. III, 1887, p. 405–412. 1021 Преступление Евы было смешением чувственности и гордости: она увидела, что запрещенный плод добр, приятен на вкус и красив на вид (ст. 6); она захотела сделаться подобною Богу (ст. 5); и оказала гибельное влияние на своего мужа, приобщив его к своему греху (ст. 6). Эта двойная вина Евы влечет за собою двойное наказание: во-первых – умножение скорбей и болезни деторождения, во-вторых – подчинение мужу своему. Что касается Адама, то за его грех проклята земля. Природа, которой он был прежде полновластным царем, и которая была столь щедра к нему до падения, теперь будет непокорна и скудна своими дарами. Лишь при помощи великих трудов и усилий человек будет препобеждать природу на столько, чтобы получать от нее необходимое для жизни. Это проклятие простирается на всех тварей, лишенных разума, и они будут освобождены от этого унизительного рабства лишь тогда, когда „дети Божии“ войдут в славу свою ( Рим.8:21:22 ). Бедствия прародителей должны были закончиться самым страшным злом – смертью: „В поте лица твоего, ты будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо ты прах, и в прах возвратишься“. Услышав эти последние слова, Адам дал жене своей имя „Chavva“, „Неа“, которое LXX вообще переводят Еυа, но которое в этом месте они очень хорошо перевели словом Ζω, а Симмах чрез Ζωογνος. Адам оправдывает это название словами, что „она – матерь всех живущих“. Это действие веры. В самый момент осуждения своего на смерть Адам выражает упование, что род человеческий, благодаря божественному обетованию, будет существовать и умножаться до дня торжества своего над сатаною. Пр. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

15 ср. 11:13). Далее, апостол объясняет из самой сущности завета или завещания (διαθκη) выше высказанное положение, что получение обетованного вечного наследия зависело от смерти Христовой. Завещание, говорит ап., вступает в силу только по смерти завещателя и только после этой смерти оно делается твердым, не может быть изменено (ст. 16–17). Правда, завещателем был, собственно, Бог, но Он передал все права Свои на имущество, т.е. на царство Божие, Иисусу Христу и потому вступление людей в обладание вечным наследием делалось возможным только после смерти Христа. И Христос, действительно, накануне смерти Своей говорил ученикам; и Я завещаю вам, как завещал мне Отец Мой, царство ( Лк.22:29 ). С другой стороны, смерть Иисуса Христа необходима была для искупления людей от грехов и на это было уже указано при заключении Ветхого Завета. Именно поэтому последний был обновлен (γκεκανισται), т. е. освящен для обитания в нем, как бы некоторое здание (ср Втор.20:5 ), посредством пролития крови. При этом ап. находит нужным напомнить, что кровь была употребляема и после, для очищения скинии, да и вообще, почти во всех случаях осквернения (ст. 18–22) 91 . Итак, заключает ап., из предшествующего (ст. 22) с необходимостью следует, что земные образы небесного должны были очищаться от осквернения перечисленными выше кровавыми жертвами. Но для очищения истинной скинии т. е. для восстановления порядка в отношениях между человеком и Богом 92 этих жертв было недостаточно: для сего требовалась жертва высшая, чем кровь животных (ст. 23–24). А, что жертва Христова, действительно, выше левитской – это ап. доказывает: 1) тем, что Христос вошел не в обыкновенную, людьми устроенную, скинию, а в самое небо 93 , пред лицо Самого Бога и 2) тем, что Он принес сюда такую жертву, которая вполне удовлетворила правде Божией и загладила все грехи, так что не должна более и повторяться 94 (ст. 23–26). По единократном принесении Себя в жертву, Христу ничего более не остается как вторично явиться для облаженствования тех, которые с верою Его ожидают. Разъясняя это, ап. говорит, что, как со смертью для человека все земное перестает иметь значение и в будущем предстоит только суд (κρσις без члена не определяет ни времени, ни качества суда), так и Христос, раз будучи принесен Богом в жертву (ср. Рим.8:32 ), чтобы понести на Себе Одном наказание за грехи многих или, лучше, всех людей (ср. Рим.5:15 и сл.), во второй раз явится уже на земле во спасение или для спасения верующих, будучи свободным от бремени человеческих грехов и не имея надобности снова приносить Себя в жертву (ст. 27–28). Глава 10-я. Отмечение ветхозаветного закона с его жертвоприношениями и утверждение Нового Завета. Увещание читателям

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Зато после праздника кущей, местом деятельности Христа Иисуса была уже одна Иудея ( Лк.9:51–19:28 ; Мк.10:1–52 ; Мф.19:1–20:34 ; Ин.7:2–12:11 ). Это значило, что для всего определено было свое время. Праздник кущей был установлен в хвалебное воспоминание о обитании израильтян в кущах, или палатках, во время путешествия их с Моисеем по пустыне аравийской ( Лев. 23:42 ). Праздник начинался с 15 дня м. тисри, или с 12 октября. Это был один из самых торжественных праздников, на который являлись иудеи в Иерусалим ( Втор.16:16 . сл. Зах. 14:16 ). Реша к нему братия: иди во Иудею, да и ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши. Новый волтерик, Ренан пишет, что Иисус «по-видимому, был старшим из своих братьев» и указывает на слова еванг. Матфея «дондеже роди Сына Своего Первенца» ( Мф.1:25 ). Г. Геге справедливо замечает: «вопрос в том, имела ли Мария, после первенца других детей? Если имела: Иисус был бы бесспорно старшим и слово «по-видимому» было бы смешным. Если же у нее не было других детей, так это выражение не смешно, а гнусно». – С своей стороны мы уже подробно доказали, что Мария Клеопова, жена Клеопы, была сестрою Матери Господа Иисуса ( Ин.19:25 ) и матерью Иакова, Иосии ( Мф.27:56 ; Мк.15:40 ; Лк.24:10 ) и еще двух сыновей Симона и Иуды ( Иуд. 1:1 ), (см. «Опыт объяснения на послание апостола Павла к галатам» Черн. 1863 г.). Галилея, говорили родственники Иисуса, страна неважная; в Иерусалиме – на праздник будут сотни тысяч народа. Там место для славы Твоей. Оставшиеся в Иудее ученики Твои будут видеть великие дела Твои и утвердятся в уважении к Тебе. Обыкновенно, если кто хочет быть чем-либо, – не кроет дел своих, – он ищет публичности ( εν παρρησιν). Если творишь Ты великие дела, как говорят: «яви себя миру». Несправедливо обвинять этих людей в желании, чтобы схватили Иисуса ищущие умертвить Его» (Зигабен). Довольно и того, что, как говорит Златоуст, «упрекают они Христа и в малодушии и в славолюбии». По-видимому, они озабочены славою Иисуса. Но они заботятся собственно о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

РС 147; Beck 693; DS 11/198–203; PLP 20325 Втор. пол. XIII в. Монах-исихаст, преп. Уроженец Италии, отвергший католич. веру и принявший православие. Подвизался на Афоне. За отказ следовать пролатинской политике Михаила Палеолога VIII был в заключении и ссылке. Рассматривается как прямой предшественник Паламы и Исихастского возрождения. Учитель св. Феолипта. Сочинения Трактаты О хранении сердца, О правосл. вере, Об нахождении Св. Духа (трактат не сохранился?). Никифору же неверно приписывается рядом ученых соч. О трех способах молитвы. 430 . Διλεξις·//Laurent V., Darrouzès J. Dossier grec de l’union de Lyon (1237–1277). P. 1976. 486–507. (Archives de l’Orient Chrétien. 16). [Рассказ о заключении и изгнании и прение с легатом о православной вере. Ср. 82–88]. Слово о трезвении и хранении сердца [включая антологию]: 431 . Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 4. 18–28 [изд. с лакунами]=PG 147, 945–966. На этом дефектном изд. основаны все совр. переводы, вкл. русские: 1) ХЧ 1825. 19. 119 сл.; 2) Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 239–251. пер. [с восстановлением лакун по осн. греч. ркп]: Niceforo Athonita. Trattato colmo di utilità sulla custodia del cuore//AdQ 6 .509). 47–60. Рум. пер.: 13 .103. [Неизд. ркп времени св. Паисия]. Исследования 432 . Jugie М. Note sur le moine hésychaste Nicéphore et sa manière d’oraison//EO 1936. 35. 409–412. 433 . Rigo A. Niceforo l’esicasta (XIII sec.): alcune considerazioni sulla vita e sull’opera//AdB 7 .174). 79–119. 434 . Tatakis B. Ν. Νικηφρος Μοναχς συχαστς// Κληρονομι. 1969. 1. 325–336. Феодор Воил Музалон Beck 679–680; DThC 10, 2581–2584; PLP 19439 Вел. логофет (ум. 1294). Ученик и корреспондент св. Григория II Кипрского . Адресат Никифора Хумна. Противник унии. Соч. (большей частью неизд.): Против Векка, О догматах, Житие Афан. I, Против Влеммида, житие новомуч. Никиты (?), письма. Феолипт Филадельфийский CSGL 19618; PG 143; РМА; TLG 3214; Beck 693–694; DS 15. 446–459; DThC 15/1. 339–341; PLP 7509; ThEE 6. 249–250 Ок. 1250-ок. 1322; митрополит; св. Ученик св. Никифора Исихаста и учитель св. Григория Паламы . Друг Никифора Хумна. Духовный отец Ирины Хумнены Палеологини. Противник св. Григория II Кипрского и Иоанна Хилы. Адресат Никифора Григоры, Михаила Гавры и Григория Акиндина. Противник унии. Житие

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Во всех этих ст. речь идет о событиях прошедших. Употребление будущего вр. в ст. 38, 39 и 43 в слав. гр.-лат. (=халд. и сирск.) можно понимать как выражение Давидом уверенности в совершении при помощи Божией тех же подвигов и в будущем; но переводчиками оно принято собственно в соответствие евр. 2-му аор., который в русск. точнее переведен – временем настоящим. Вм. скорблю ст. 39) в древне-слав. Псалтирях (см. у Амфилохия) читалось сокрш (ср. 2 Ц. 22:39 и Пс.67:22 евр.-слав. ср. пораж Втор.33:11 и Суд.5:26 евр.-слав.). мд. Избавиши м поставиши м во глав зыквъ: ихже не вдхъ, работаша м, 44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 44 . Господь Своею помощью избавлял Давида и от внутренних несогласий в его собственное народе ( – какие напр. были в начале царствования Давида при продолжавшемся еще господстве дома Саулова и разделении народа между двумя династиями ( 2Цар.3:1, 6–4:1 и след.), и потом, к концу его царствования, во время восстании Авессалома ( – 15:10 и сл.) и Савея ( – XX, 1–22). При такой помощи Божией к усмирению внешних и внутренних врагов царства евр., Давид соделался главою не только всего Израиля, но и соседних с ним иноплеменных народов ( зыквъ). Ему покорились и сделались его данниками ( работаша м ср. 2Ц.8:6: стали рабами, платящими дань) даже такие народы, которые до того времени были неизвестны ему, каковы вероятно были, по своей отдаленности и редким сношениям с Иудеей, народы Сирии и Месопотамии ( 2Цар.8:3–8 ; Пс.59:2 ). Но господство Давида над иноплеменниками не было так обширно и полно, чтобы его можно было прямо без ограничения назвать главою иноплеменников. В полном своем смысле эти слова представляют пророчество об обетованном Христе Спасителе (ср. Ис.55:3–5 ), который в земной жизни своей быв предметом пререкания ( Лк.2:34 ) между иудеями ( Ориген у Кордерия; ср. бл. Феодор. и Августин), в своем воскресении силою Божественною ( Деян.2:24:33 ) избавившись от рук их (Зигабен), распространением Евангелия во вселенной ( Мф.28:18–20 ) соделался превыше всех, главою Церкви Своей ( Еф.1:21–22 ) и воцарился над всеми языками (Афанасий и бл. Феодорит), и наведавшими прежде Господа, бывшими от Него далеко ( Еф.2:13 ) и как бы неведомыми Ему (Зигабен). При этом и будущее вр. глаголов избавиши.. поставиши м пер. евр. 2-го аор., который последовательность требовала бы передать прошедшим вр. (=русск. пер.), может указывать на пророческий смысл изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Духом, как выше замечено было, именуется тот же Св. Дух, но рассматриваемый в Его действиях, какие совершает Он в Христовой Церкви, каковы все дары благодатные, подаваемые в таинствах и сообщаемые душам верующих по их вере и молитве, каковы, по учению Апостола: любовь, радость, мир, долготерпение и др. ( Гал.5:22 ); также чрезвычайные или чудесные действия в распространении евангелия, в обращении неверующих и под. Вода и кровь, таинство крещения и искупительная смерть Господа Спасителя, являют великую силу ко спасению мира также действием Святого Духа. И сии три об одном, т. е. свидетельствуют – об одном, именно о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, согласно древним обетованиям и пророчествам пришедший в мир, Спаситель рода человеческого. 9 . Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Если мы принимаем свидетельство человеческое; свидетельство Божие больше: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовала о Сыне Своем. В Моисееве законе есть правило, говорящее: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело ( Втор.19:15 ; сл. Мф.18:16 ; 2Кор.13:1 ; Евр.10:28 ). По-видимому, слова: три свидетельствуют, дважды сказанные, имеют отношение к этому закону. Апостол чрез это показывает полное соответствие приведенного свидетельства требованию закона Моисеева. Но затем св. Иоанн раскрывает и несравненное превосходство показанного им свидетельства: если мы принимаем свидетельство человеческое, т. е. верим свидетельству двух или трех свидетелей; то тем более должны мы верить свидетельству Божию: потому что свидетельство Божие больше, т. е. то свидетельство, которое выше предложено (6, 7 и 8 стих пятой главы его послания); и далее сам Богослов показывает, о каком свидетельстве говорит он, присовокупляя: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, – свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, обетованный Спаситель мира, есть свидетельство Божеское, преподанное свидетелями небесными и земными. Это свидетельство, как Божеское, говорит Богослов, больше свидетельства человеческого, т. е., как свидетельство Божеское, несравненно больше, несравненно превосходно того человеческого свидетельства, которому, по закону Моисееву, надобно верить: потому что человек ограниченное существо, подверженное греху, а Бог есть существо беспредельное, Бог беспредельно истинен, свят и всесовершен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Так, бл, сл., дело совершенное Иисусом Христом во днех плоти Его, продолжается и доселе на земле и всегда будет основной нитью в истории человечества, пока не охватит собою всех племен и народов, населяющих земной шар. Тогда вот, как покорится Христу всяческая (Кор.15:27–28), все племена земные, тогда, говорю, последует кончина самого этого мира. В порядке Божественного домостроительства это будет уже третьим мировым событием: первое, сотворение мира; второе, воссоздание человечества Иисусом Христом и третье, совершенное изменение дыра, имеющее завершиться общим воскресением. Так-то, братия, многознаменателен нынешний день, день Рождества Христова; от того-то, конечно, св. отцы церкви и обставили его особенною торжественностью и многими особенностями: перед ним поставили шестинедельный пост, чтобы приготовить христиан к достойному сретению этого дня, за ним – учредили святки, чтобы дать нам время и возможность, как можно поглубже вдуматься в значение воспоминаемые ныне события в деле спасения рода человеческого. – Но как хитр, – не могу пройти молчанием и этого, – как хитр, говорю, и недремлющ супостат нашего спасения, враг неба и земли, – виновник растлений человеческой природы, – диавол; как искусно приурочил он к этим именно дням – святым и великим, обычай самый богомерзкий, – обычай рядиться и бесноваться, сколько неприличный христианству, столько же и еще более неблаговременный. Любители святочных безобразий упорно стоят за него и не хотят даже считать его грехом. Но припомните, как церковь смотрит на это невинное, по вашему, развлечение молодых людей: «аще христианские дети сии творят, и мужие во одежду женскую облачатся, и жены в мужскую, и в наличники (т.е. маски), различные лица себе притворяюща, сицевых отлучения предавати (61-е прав. Трул. соб.). А это значит: таковых и в церковь не пускать, и не есть, – не пить христианам вместе с ними... И в законе так сказано – самим Господом ( Втор.22:5 ): мерзость есть Господеви Богу всяк творяй сия! – Итак, друг мой, следуя принятому обычаю на святках рядиться, ты делаешься мерзок пред Господом, до того мерзок, что Он не велит и в храм Божий пускать тебя, а гнать прочь и вон отсюда и за темь – не есть и не пить с тобой добрым людям. Так ты мерзок, что Господь и видеть тебя после этого не хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

15:4; Map. 7:10; Рим. 7:7  и выше цитов. места); – 21:17 в Мф. 15:4, (сл. Мар. 7:10 ; – 22:27; в Деян. 23:5 ; Лев. 11:44 ; в 1Петр. 1:16 ; – Числ. 16:26 ; в 2Тим. 2:19 ; – Втор. 6:16: в Мф. 4:7 (сл. Луки 4:12 ): – 24:14 в Мар. 10:19 ; срав. так же заповеди заключ. в Маф. 5 г., 21:27; 31:33, 38 и 43 стих. 436 б) пророки: аа) как продолжатели нравственного учения, основание которого положено в Законе Моисеевом, сл. Исаии 52:11 в 2Кор. 6:97 ; Иеремии 9:23 в 1Кор. 1:31  и 2Кор. 10:17 ; Псал. 23 (34), 14–15 в 1Петр. 3:10–11 ; – 94 (95), 8 в Евр. 3:8  и дал. др.; (111 или 112:9 во 2Кор. 9:9 ); – Притчей 3:11–12 в Евр. 12:5,6,25,21 в Рим. 12:20 ; срав. толкователей на все эти новозаветные места. δδ) в смысле обетования –вообще, как побуждение к исполнению новозаветного закона, а именно: α) от временных благ, как напр. благоденствие и долголетие жизни на земле за почитание родителей Исх. 20:12  в Еф. 6:3 , причем Апостол говорит: это первая заповедь с обетованием (ст. 2) срав. св. Златоуста, бл. Феодорита и др. на это место; срав. также «Записки на посл. к Еф.» стр. 157, Москва 1838; срав. также Псал. 33 (34). 13 в 1Петр. 3, 10 ; β) вообще от надежды на то, что Бог не оставит, услышит поможет, Иис. Навин. 1:5 в Евр. 13:5 ; срав. так же Исаии 49:8 во 2Кор. 6:2 , Псал. 33 (34). 16 в 1Петра 3:12 ; – 117 (118). 6 в Евр. 13:6 ; Притчей 3:34 в Иак. 4:6  и 1Петр. 5:5 ; (срав. также Прит. 22:8  лишь по 70-ти во 2Кор. 9:7 ). А главным образом, γ) От внушения надежды на нечто высшее, как напр., на прощение грехов, Псал. 31 (32) 1–2 сл. Рим. 4:7–8 ; срав. также Иерем. 31:31–34 в Евр. 8:8–12 , сл. 10:16,17; и как на необходимое следствие этого – получение жизни т е. возвращения общения с Богом, которому препятствуют грехи и в конце концов достижения жизни вечной, сл. Лев. 18:5  с Рим. 10:5 ; Гал. 3:12  и Луки 10:28  (срав. ст. 25); конкретное, так сказать, это побуждение выражается, как обетование наследия ближе всего земли, в смысле участка, принадлежавшего прежде нечестивому Псал. 36 (37), 11 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Выше было отмечено, что одним из лейтмотивов пророческой акции было постоянное напоминание народу о принципе этического монотеизма. Этот принцип связан с самим откровением Синайского Бога, который говорит о Себе, что Он Бог Ревнитель ( Исх.20:5, 34:14 , ср. Наум.1:2 ). Это значит, что Он не дает славы Своей другому и требует беспредельной верности к Самому Себе, так же как к Своим повелениям. Отсюда следует, что Завет с Ним не мог не быть обусловленным для Израиля требованиями, предъявляемыми ему со стороны Ягве. Заблуждение лжепророков, мы это уже отметили, заключалось в том, что, для них, вступая в Берит с Израилем, Ягве, и только Он один связал Себя обязательствами, а народу Его оставалось только ожидать получения мира, защиты и благополучия. Истинные же пророки, борясь с лжепророками и проповедуя этический монотеизм, свидетельствовали об истинном положении вещей. В этом они были заодно с исконной израильской традицией, которая, через различные тексты, вошедшие в состав Пятокнижия, всегда показывала, что Завет с Ягве был сопряжен с обязательствами и для Израиля. Такими обязательствами были исполнение «слов Ягве» ( Исх.24:3, 7 и сл.) или Десятословия ( Исх.20:1, 34:28 ср. Втор.4:12–14, 5:4 и сл., 22). К этому Исх. прибавляет соблюдение предписаний «Книги Завета» ( Исх.20:22–23:15 ) и предписаний, относящихся к культу ( Исх.34:13–26 , ср. проклятия во Втор.27:15–26 ). Поэтому, акцию пророков можно рассматривать как постоянное выправление жизни избранного народа согласно всей линии религиозного поведения, вытекающей для него из заключенного им Завета. В этом же смысле следует понимать утверждение пророков, из которых следует, что Израиль не имел сам по себе никакого права на то, чтобы Ягве заключал с ним Завет; что последний есть исключительное дело снисходительного милосердия Ягве. Таковы свидетельства Амоса в 3:2, 9:7, Осии в 2:16–25, 2, 1 и след., также Иез. в 16:3–14 (ср. Быт.15:9–18, 17:2 , Исх.19:4–6, 24:5–8:11 ). Если заключенный Завет есть дело милости Божией, а не результат прав или заслуг Израиля, то последний не может не исполнять предъявляемых ему Заветом требований ( Ис.55:3 , ср. 1Цар.3:6 , Пс.88–89:4 ). Пророки тоже настаивают, что лишь при условии исполнения этих требований Ягве защитить свой народ, а требования эти состоят в соблюдении этических законов и прочих предписаний, которые были намечены в Пятокнижии ( Ос.6:7, 8:1 и сл., Иер.11:1–8 , ср. Исх.19:5, 34:15 , Втор.5:9, 22:29 ). Они тоже повторяют формулу Пятокнижия «вы будете Моим народом, а я буду вашим Богом» ( Ос.2:25 , Иер.7:23, 11:4, 24:7 , Иез.11:20, 14:11 и т.д.) и тоже уточняют, что лишь при исполнении предъявленных через Завет требований Бог обеспечит Израилю мирное обладание обетованной землей ( Иер.32:22 и сл. ср. Быт.15:7, 17:8 ). Пророки, т.о. явились тоже изъяснителями правильного значения заключенного Завета, как и факторами его жизненного освоения Израильским народом. §3. Перерастание Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010