Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

   При этом Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как человек этот закон исполняет. В Книге Второзакония приводятся следующие слова Божии: У Меня отмщение и воздаяние (Втор.32:35). Ап. Павел говорит, что Бог воздаст каждому по делам его (Рим.2:6).    В Священном Писании правда Божия может пониматься и как Божественная энергия, которая помогает человеку достичь совершенства. Псалмопевец просит Бога: Животвори меня правдою Твоею (Пс.118:40). А в другом псалме отмечается, что правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его (Пс.102:18). В Новом Завете, прежде всего у ап. Павла, под правдой Божией понимается Божественная милость, благодать, подаваемая всем, уверовавшим во Христа. Еп. Кассиан (Безобразов) пишет: «Объективно, правда Божия есть та полнота нравственного добра, которая присуща Богу. Бог есть носитель правды как высшего идеала добра. Но к правде Божией дано приобщаться и человеку». Эта правда Божия во всей полноте открылась в Иисусе Христе. Через веру в Спасителя человек приобщается правде Божией: Явилась правда Божия... через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих (Рим.3:21-22).    Основное возражение против правды как свойства Божия сводится к тому, что окружающая нас действительность порой заставляет нас усомниться в том, что Бог есть Существо, Которому присущи абсолютная правда и справедливость. Например, грешники часто благоденствуют, в то время как люди праведные терпят различного рода скорби. Как можно ответить на эти недоумения?    Во-первых, нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни человека.    Во-вторых, нельзя игнорировать тот факт, что человек есть существо, обладающее свободой, и поэтому счастье и бедствия людей зависят, в определенной степени, и от их свободной воли.    В-третьих, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей. Ведь праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас (ср.: Лк.17:21), предвкушая будущее блаженство. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17). И наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, не может быть по-настоящему счастлив. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим.2:9). Сам грех уже заключает в себе наказание: ...чем кто согрешает, тем и наказывается (Прем.11:17), Что посеет человек, то и пожнет (Гал.6:7). Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением грядущего блаженства, а жизнь греховная — с предвкушением будущих мучений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

8 . После этого говорится, что «прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона; из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы в уши всего собрания сынов Израиля» ( Нав.8:34–35 ). Не составляет труда изъяснить рассказ о том, как сын Навина «прочитал все слова закона», написанного Моисеем, «в уши всего собрания сынов Израиля». Но показать, как наш Господь Иисус сделал это пред Своим народом, кажется мне отнюдь не лишним. Я думаю, что когда нам «читают Моисея», «покрывало» буквы «снимается» ( 2Кор.3:15–16 ) и мы начинаем понимать, что «закон духовен» ( Рим.7:14 ), тогда Господь Иисус читает нам этот закон. Например, когда закон гласит: «Не заграждай рта волу молотящему» ( Втор.25:4 ; 1Кор.9:9 ), то это сказано не о волах, а об апостолах; и еще, когда в законе написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной», я вижу в этом «два завета» и два народа. Так понимается закон, который Павел называет «духовным», и Сам Господь Иисус читает его всем людям, убеждая нас следовать не букве, но духу, ибо «буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор.3:6 ). Итак, Иисус читает нам закон, когда открывает его тайны. Ибо мы, принадлежащие Вселенской Церкви, не отвергаем закон Моисея, но принимаем его, если этот закон читает нам Иисус. Ибо мы сможем понять закон правильно, только если читает нам его Иисус, поскольку тогда мы понимаем закон Его умом и видением. Разве не должно нам думать, что понял этот ум тот, кто сказал: «А мы имеем ум Христов, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем» ( 1Кор.2:16:12–13 )? Или те, которые говорили: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ), когда, «начав от Моисея, изъяснял нам сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:27 )? В написанном показана чудесная фигура речи: «Из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы в уши всего собрания сынов Израиля» ( Нав.8:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2.3.3.6. ПРАВДА БОЖИЯ Правда Божия является следствием свойства святости, поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение — наказывается. В правде Божией можно различать два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков (Иак. 4, 12): «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить», то есть Бог одновременно является и Законодателем и Судией. Законодательное действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал человеку, во-первых, естественный закон (Рим. 2, 14-15): «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли»… Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно, поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного, сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, которое преподано нам в Завете Новом. Но Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как он исполняет этот закон. Во Втор. 32, 35, Бог говорит: «У Меня отмщение и воздаяние». В Рим. 2, 5-8 говорится о Боге, как о Мздовоздаятеле, Который «воздаст каждому по делам его». В Священном Писании правда Божия имеет энергийный характер, т. е. правда может пониматься как сила, которая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию. Псалмопевец в Пс. 118, 40 просит Бога: «Животвори меня правдою Твоею». А в Пс. 102, 18 говорится, что «правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его». Здесь о правде говорится как о некоей силе, которая позволяет человеку вести праведную жизнь.

http://predanie.ru/book/70930-dogmatiche...

Правда Божия является следствием свойства святости, поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение — наказывается. В правде Божией можно различать два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков (Иак. 4, 12): " Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить " , то есть Бог одновременно является и Законодателем и Судией. Законодательное действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал человеку, во-первых, естественный закон (Рим. 2, 14-15): " ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли. " .. Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно, поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного, сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, которое преподано нам в Завете Новом. Но Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как он исполняет этот закон. Во Втор. 32, 35, Бог говорит: " У Меня отмщение и воздаяние " . В Рим. 2, 5-8 говорится о Боге, как о Мздовоздаятеле, Который " воздаст каждому по делам его " . В Священном Писании правда Божия имеет энергийный характер, т. е. правда может пониматься как сила, которая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию. Псалмопевец в Пс. 118, 40 просит Бога: " Животвори меня правдою Твоею " . А в Пс. 102, 18 говорится, что " правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его " . Здесь о правде говорится как о некоей силе, которая позволяет человеку вести праведную жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

30 Ср. Ориген, In Ex. hom. 4, 6: «И что жезл, посредством которого все сие совершается, посредством которого Египет повергается и Фараон одолевается, есть Крест Христов, посредством которого сей мир побеждается и посредством которого одерживается верх над князем мира сего со начальствами и силами его». 31 Ср. Тертуллиан, Adv. Jud. 13: «Ибо именно это дерево участвовало тогда в таинстве, в котором Моисей усластил горькую воду, отчего народ, погибавший от жажды в пустыне, ожил, напившись. Так и мы, которые избавлены были от бедствий мира сего, где мы пребывали, погибая от жажды, то есть лишенные Божественного слова, испивая крещальной воды древа Страстей Христовых, через веру в Него ожили». Ср. также Киприан, De zel. et liv. 17: «Всякая горечь, поселившаяся в душе, пусть умягчится Христовой сладостию. От таинства Креста ты приемлешь и пищу, и питие. Дерево, каковое близ Мерры помогло усластить вкус в прообразе (in imagine), пусть тебе поможет обрести смягчающую душу кротость в действительности (in veritate)». Ср. также Ириней, Contra haer. IV, 10, 2; Tract. Orig. 15, р. 164; Лактанций, Inst. 4, 18; Августин, Contra Faust. 12, 30. 2—91. 32 Ср. Втор. 21:23; Галат. 3:13: «Ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». 33 Ср. Кол. 2:14: «и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту...». 34 См. Рим. 1:17: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». 35 «Мерра» по-еврейски означает «горечь». 36 Имеются в виду семьдесят учеников, посланных Иисусом на проповедническое служение, см. Лук. 10:1—17. 37 См. Лук. 10:17—20: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: ... тому не радуйтесь, что духи вам повинуются...» 38 Седьмой день — это Суббота, день субботнего покоя. 39 Ср. Ориген, In Ex. hom. 7, 4: «О, неблагодарный народ: по Египту тоскует тот, кто видел истребление египтян! требует мяса египетского тот, кто видел, как тела египтян были отданы рыбам морским и птицам небесным!» Ср. там же, 7 и 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

   А вы не помните, какая профессия была у Луки? Врач, а апостол Павел был болезненный человек, у него очень глаза болели, после Дамасского видения, когда он ослеп. Потом он всю жизнь страдал глазами и вообще был болезненный, а апостол и евангелист Лука был искусный врач и поэтому он был в особенности ценен и доступный для апостола Павла. Он его не покидал, как видно.     «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служенья» (2Тим. 4:11). Когда апостол Павел был много моложе, и они с Варнавой путешествовали, Варнава хотел взять Марка. Перед этим был случай, когда Марк сопровождал их, а потом испугался трудностей и опасности апостольскаго служения и сбежал от них. Апостол Павел был на него за это сердит и, когда Варнава хотел его взять, то он его отстранил — «Он нас оставил и опять может оставить». И не взяли, и получился у них спор и расхождение настолько, что они разлучились. Апостол Павел взял с собой Силу и пошел в новое путешествие, а Варнава взял Марка. Это было раньше, а здесь уже апостол пишет: «Марка возьми, приведи с собою... он мне нужен для служения. Тихика я послал в Эфес» (2Тим. 4:11, 12). И последнее распоряжение апостола: «Когда пойдешь, принеси фелонь, которую я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2Тим. 4:13). Теперь легко облачения заказывать, а тогда было это не так просто, тем более апостолы не обладали большими средствами. «И книги, особенно кожаные» . Апостол здесь не поясняет, какие это были книги.     «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2Тим. 4:14). Как говорится: «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор. 32:35) — говорит Господь. И апостол Павел в Послании к евреям говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место гневу Божию , ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь» (Рим. 2:19; Евр. 10:30). Так и тут апостол тоже говорит: «Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, — предупреждает апостол Павел, — ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили» (2Тим. 4:14-16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Во всякой борьбе побеждает более сильный и крепкий. Крепкий телом и духом. Где же источник нашей силы? Где искать нам крепости, победы и торжества над врагом? Вы это только что слышали. «Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром». Тот, Кто дал нам жизнь и дыхание и все, Кто едиными словом Своим сотворили весь мир, Кто управляет им и „творит, елика хощет», Господь сил, Той есть Царь славы. Он один «крепкий во бранех Господь. „Кто Бог велий, яко Бог наш?», В Боге, в Его творческой деснице вся наша крепость и сила. Он наш Творец и промыслитель. Еще в Ветхом Завете Он Сам возвестил о Себе в своем слове: „Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли (Притч.Сол.8:15). И в Новом Завете слово Божие учит нас: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Так в природе, так и в судьбе всего человечества. Сам Бог положили законы бытия и управляет судьбами мира при посредстве своих избранников. Потому-то и всякий начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носить меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. ( Рим.13:4 ). Теперь вы видите и разумеете, кому и почему Господь даст крепость? Он дает и даст крепость, людям своим». Что это значить? Что же нам с вами необходимее всего, чтобы быть крепкими? Как заслужить, как испросить у Всеблагого Бога этот драгоценнейший дар, столь необходимый нам теперь, когда жестокий и коварный враг наш вот уже третий год нападает на нас и преступной рукой посягает на достоинство и достояние нашей отчизны, когда он мучит, терзает и убивает невинных стариков, женщин и детей, оскверняет наши св. алтари и дорогие могилы дедов и отцов наших, когда посягает не только на наше имущество и тело наше, но даже и душу нашу народную, грозить развратить, погубить и обезбожить? Слава Создателю! Благодарение Всевышнему! «Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам», это говорит Сам Господь наш и еще: «Господь будет судить народ свой» ( Втор.32:35–36 ). Страшно впасть в руки Бога живаго! ( Евр.10:30–31 ). Все это слова Отца нашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Но смешно было бы, оставив в стороне твое недоумение, вследствие которого мы пустились в исследование, перейти к другому. Это сказано нами в наказание и осуждение тех, которые намеренно делают худое. И так когда яснейшим образом указано, что смерть устроена не на какое-либо зло человеку, то не с дурною целью внимающий словам должен наконец уразуметь то, что касается воскресения тела. Ибо каким образом смерть бывает не на пользу, когда она разрушает то, что окрадывает нашу природу, хотя в то время, когда приходит, она и представляется неприятною, как самое кислое лекарство для больного? Но чтобы много раз не говорить одного и того же об одном и том же, мы, подкрепив сказанное еще словами из песни Второзакония, перейдем к дальнейшему исследованию. Глава 26 Ибо сказанное Богом: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей» ( Втор.32:39 ), чему другому имеет целью научить, как не тому, что тело прежде подвергается смерти и умирает, для того, чтобы после воскреснуть и ожить? – поражается прежде и разрушается для того, чтобы после образовалось из него целое и здравое? И вообще ничто не в силах исхитить (нас) из великой и державной руки Его для уничтожения и погибели, ни огонь, ни смерть, ни тьма, ни хаос, ни тление. «Кто отлучит нас», говорит Апостол, «от любви» Господа (который называется рукою Отца и Словом), «скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, как написано» ( Пс.43:23 ): «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание: но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас»? ( Рим.8:35–37 ) И это вполне истинно, дабы исполнились, как сказал я, те слова: «я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю»; и: «никто не отлучит нас от любви Божией о Христе», для нашей погибели. Посему мы и сделались как бы «овцами, обреченными на заклание», чтобы, умерши для греха, мы стали жить для Бога. Но об этом довольно; надобно еще рассмотреть то, что находится в связи с этим. Глава 27 «Все рожденное подвержено болезням (так возражает противник) и в рождении и в питании растет, говорит, от привходящего, и умаляется от убывающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Читая каждую Литургию «Деяния Святых Апостол» от Пасхи до Вознесения, написанные Лукой, затем «Послания» апостола Павла, понимаешь, что эти труды никогда не прейдут, не перестанут быть актуальными, потому что человек тот же, что и во времена апостольские – с теми же страстями, рассуждениями, грехами. Только их количество неуклонно растёт и может достичь критической массы в определённый момент. Дотрагиваясь умом до стихов апостольских, осознаешь, что всё это дано именно для твоего ума. И чётко представляешь картину, когда Павел шёл из Иерусалима в Дамаск, чтобы снова приступить к гонениям на христиан по доносу. Можно сказать, он получил «удар током», и Свет и Сила, сравнимая с ударом молнии, наверняка насчитывающая не одну тысячу вольт, повергла Павла на землю так, что он не смог самостоятельно передвигаться! Многие оспорители Евангелия говорят, что Павел мог попасть под удар молнии, а слышимые им «Павел, за что ты гонишь Меня!», называют галлюцинациями, причём первыми, кто решил так поиздеваться над Евангелием, были последователи Вольтера во Франции. Именно Павел учит систематизированному, схематично изложенному в книге «Апостол» пониманию всего Христианства. Естественно, схематично сложенное Павлово вероучение было составлено позже, но благодаря чётко выстроенным формам так же, как и чтение «Апостола» перед Евангелием по сложившимся древнехристианским традициям. Проникающее в сознание житие апостола перерастает в картинку: вот Павла заключили под стражу, а вот ведут его на суд, что случилось при Нероне, яром христоненанвистнике, вот после девяти месяцев заключения он казнён через усекновение своей главы. Но ещё до заключения в темницу он проповедовал в Риме, и даже сумел обратить приближённых Нерона, в том числе и наложницу императора. И его завет: « Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (см. Втор. 32, 35). Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 1: 7, 10–12, 16; 12: 10–21).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/12/uc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010