И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя, отрясите прах с ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу». Они пошли и проповедовали покаяние. Вот изначальное правило для проповедающих Христа: предельный аскетизм; нетребовательность к предлагаемым условиям («идите к нам, у нас удобней»), и дивное сочетание незлобивости и решительности. Отрясение праха – древний символический ритуал прерывания отношений, а вот обиды свои нужно всецело предоставить Господу во исполнение Его слов «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор 32:35, см. также Рим 12:19). И если правила аскетики в дальнейшем были в связи с новыми обстоятельствами и новым целеполаганием смягчены, то насчет мстительности никаких изменений не предлагалось, см. в дальнейшем эпизод с «укрощением» Сыновей грома – Воанергесов – апостолов Иакова и Иоанна. Умножение хлебов, Иванов А. А., 1850, эскиз Нужно отметить две вещи. Во-первых, обетование Суда. Мы не можем забывать, что горькую гибель Господь предрек Ниневии и послал в нее пророка Иону, чтобы возвестил грядущее бедствие и призвал к покаянию. И возвестил, и призвал, – и покаялись. Другое дело, действительно, Содом. Так каждый из нас в состоянии сделать выбор, является ли он жителем Содома или Ниневии, – причем от географического местопребывания это не зависит. И каждому будет по его выбору. Во-вторых, насчет отмщения. Меня в свое время глубоко потрясли слова одного прекрасного проповедника, которого я публиковала, потому что он ответил на мои не вполне осознанные мысли. Так вот, он сказал, что Бог знает один способ отмщения: привести человека к покаянию. И чем больше за ним числится всякого нехорошего, тем мучительнее будет покаяние. Савл вон даже ослеп, но потом прозрел, потому что непосильным оно не бывает. А вот нынешние призывы (публично) раскаяться и отречься больше всего напоминают требование «разоружиться перед партией», раздававшиеся во времена террора. И это не преувеличение.

http://foma.ru/nachalo-apostolskogo-sluz...

Откровение от язычника Кроме этого, в самых экстремальных ситуациях к нему в грезах приходит его любимая жена, также убитая белыми. Она его будит, поддерживает, когда он теряет последние силы. В смертельной опасности она предстала ему в виде как бы парящего ангела, но без крыльев. В финальной схватке с убийцей его сына Гласс вместо того, чтобы нанести смертельный удар врагу произносит: «Месть отдаю в руки Господа». Это аллюзия на библейское: «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Втор.32, 35). Есть и новозаветная ссылка: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». (Рим.12, 19). Да, герой отпускает раненного врага по реке, ниже по течению которой стоят воинственные индейцы. Но он не знает наверняка, что произойдет дальше... И я не скажу, чтобы вам интересно было посмотреть этот фильм. Кровь и освоение Напоследок коснусь еще одной важной темы. Этот фильм, который собирает огромные сборы по всему миру, затрагивает самую неприятную страницу истории Америки. Страницу ее кровавого освоения. Эпизодические персонажи - это потомки тех первых белых американцев, французов и других цивилизованных европейцев, которые выкачивая из этой богатой земли ресурсы, уничтожали индейцев целыми племенами, насиловали их женщин, грабили. И это были люди, которые называли себя христианами. Да, в нашей стране тоже были черные страницы. Но мне в этой связи почему вспоминаются труды святителя Иннокентия (Вениаминова), который возглавлял миссию среди коренных народов регионов, куда приходила Российская империя. Он изучал их язык, создавал азбуку, а с ней и письменность для алеутов, колошей, якутов и других народностей. Святитель учил их ремеслам, лечил, делал им прививки. Тоже самое он делал и на Аляске - части Северной Америки, где местные жители и представители коренных народов с особым уважением чтят память этого великого святого. Надеюсь, что когда-нибудь кинематограф создаст фильм об этом подвижнике, который не кичился своим христианством, а доказывал свое высокое звание добрыми делами. И аборигены отвечали ему взаимностью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Таковым годом мщения Божия и был всемирный потоп, истребивший грешный и преступный род человеческий. «...И раскаялся Господь, – говорит Св. Писание, свидетельствуя об истреблении допотопного мира, – что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт.6:6–7 ). Раскаяние Божие, по смыслу Св. Писания, есть или отнятие от человека за его несоответствие своему призванию и своему назначению милости Божией, или возвращение таковой милости после суда и наказания Божия ( Пс.105:45 ): в том и другом случае раскаяние Божие есть вынаружение скорби, сожаления Божия о человеке ( 1Цар.15:11 ). «Раскаялся Бог о зле, – говорит пророк Иона, – еже глаголаше сотворити им , и не сотвори» ( Иона 3:4–10 ), т.е. раскаялся Господь о зле или о наказании ниневитян, значит, отменил свое наказание и возвратил Свое милосердие и Свое промышление о ниневитянах; так и в том свидетельстве о допотопном мире, что раскаялся Господь, что создал человека, значит, наоборот – Господь лишает человека Своего благословения: «раститесь и множитесь, наполняйте землю и обладайте ею» , значит, что «конец всякой плоти пришел пред Лице Божие» . «...И вот, Я истреблю их с земли» , – говорит Господь ( Быт.6:13 ). Скорбь Божия о человеке, при поднятом и занесенном уже мече правосудия Божия, есть выражение таинственного соприкосновения в Боге правосудия и любви, милости и истины, правды и мира ( Пс.84:11 ). «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...» ( Исх.34:6–7 ). «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Рим.12:19 ; Втор.32:35 ). Читать далее Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания/Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

“Бог, согласно древнему сказанию, держит в своих руках начало, конец и середину всего сущего. Он прямо идет к своей цели среди вращения природы. За ним всегда следует Правосудие (Δκη), мстящее тем, кто отступает от божественного закона. Кто хочет быть счастлив, должен держаться Правосудия и следовать ему смиренно и в строгом порядке. Если же кто, по надменности, кичится богатством, почестями, телесным благообразием или, по молодости и неразумию, распаляет свою душу заносчивостью и начинает считать, что ему не нужен ни правитель, ни руководитель, но сам он годиться в руководители другим, то такой будет покинут богом. Покинутый, он вместе с другими подобными мечется, все вокруг сокрушая. Многим он кажется человеком значительным, но в скором времени ему приходится дать должное удовлетворение Правосудию; он до основания губит себя самого, свой дом и государство 71 .” 6 Это были слова Платона, ты же выражение “Бог держит в своих руках начало, конец и середину всего сущего” сравни с еврейским пророчеством: “Я – Бог первый, и Я – после сего” ( Ис.41:4 ); и сравни выражения “он прямо (εθε) идет к своей цели среди вращения природы” и “лице Его видит прямые пути (εθτητας)” ( Пс.10:7 ); 7 и со словами: “за ним всегда следует Правосудие, мстящее тем, кто отступает от божественного закона” сравни: “праведен Господь и возлюбил дела правды” (там же), “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” ( Рим.12:19 (= Втор.32:35 )) и “потому что Господь – мститель” ( 1Фес.4:6 ) и “поступающим надменно воздает с избытком” ( Пс.30:24 ); и выражению “кто хочет быть счастлив, должен следовать ему смиренно и в строгом порядке” соответствует “Господу Богу твоему последуй” ( Втор.13:4 ); 8 с выражением “по надменности кичащийся будет покинут Богом” сравни “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” ( 1Пет.5:5 (= Притч.3:34 = Иак.4:6 )) и “радость нечестивых – страшное падение” ( Иов.20:5 ). Конечно, это лишь малая часть из множества того, что было сказано о Боге мира. Но теперь смотри, что было сказано о Второй Причине. Глава 14. О Второй Причине

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

4 возьми... железную доску. В данной ситуации железная доска, поставленная между пророком и городом, символизирует непримиримый разрыв между Богом и Иерусалимом. Молитвы жителей святого города не дойдут до Него, и Он не придет им на помощь. 4 положи... беззаконие. Двойственная природа пророческого служения быть голосом Божиим по отношению к народу и предстательствовать перед Богом за народ выражена во второй половине символического действия. Сейчас пророк представляет народ и несет на себе его грехи (ср. Исх. 32,30–32 ; Рим. 9,3 ). 4:5–6 триста девяносто дней... сорок дней. Каждый день символизирует год беззакония (4,6; ср. Чис. 14,34 ; Дан. 9,27 ). Вероятно, наиболее естественным объяснением срока в 390 дней является то, что он отражает осуждение грехов Израиля начиная с момента, когда Иерусалим был заселен израильтянами, или же со времени освящения храма вплоть до его разрушения. Некоторые интерпретаторы полагают, что период в 430 лет есть символическое повторение продолжительности рабства Израиля в Египте ( Исх. 12,40.41 ). 4:9–11 Иезекииль должен был существовать на скудном рационе во время своих предсказаний об осаде Иерусалима. См. Втор. 28,52–57 ; 4Цар. 6,25; 7,12 ; Иер. 15,2; 19,9 . 4 весом по двадцати сиклей в день. Такое количество хлеба из смешанных зерновых составляет по весу восемь унций (28,35 г). 4 по шестой части гина пей. Это количество воды соответствует примерно пинте с небольшим или 0,6 литра (см. ком. к 45,24). 4:12–15 Соблюдать все предписания ритуальной чистоты во время осады было невозможно, даже такому ревностному священнику, каким был Иезекииль. Пророк протестует против предписания Бога, приказавшего ему печь хлебы на человеческом кале, ведь он никогда не нарушал законов, которыми определяется, что Израилю разрешено в пищу и что нет (44,31; Исх. 22,31 ; Лев. 7,19–24; 11,8.39.40; 22,8 ; Втор. 14,3.8 ). Вследствие протеста Бог разрешил ему употреблять для выпечки хлебов коровий помет, который до сих пор используют как топливо на Ближнем Востоке (ср. 4Цар. 18,27 ). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Другой же апостол ещё яснее выражает ту же мысль, когда советует христианам: гневаясь не согрешать ( Еф.4:26 ; сравните Пс.4:5 ). Что касается обид, чаще всего возбуждающих гнев человека на обидчиков – то и за них христианин не должен сам мстить, но давать место гневу Божию – ибо написано: Мне отмщение, и Аз воздам, глаголет Господь ( Рим.12:19 = Втор.32:35 ). [Прекрасный пример того, как иногда, по-видимому, справедливый гнев делает человека несправедливым по отношению к ближнему, представляет нам притча о блудном сыне, в которой рассказывается, как старший сын гневается на кажущееся ему несправедливым милостивое отношение отца к раскаявшемуся и возвратившемуся сыну. Выходя из односторонних понятий об установившихся Законосообразных отношениях между ним и отцом, он не был в состоянии ни взвесить силы и степени раскаяния согрешившего брата, ни понять всей глубины радости отца о возвращении погибавшего – забывая, что это именно возвращение грешника на путь правый делает излишним и несправедливым всякий гнев против него и что возвеселити ся и возрадовати подобаше, яко брат его сей мертв бе, и оживе: изгибл бе и обретеся ( Лк.15:28–32 )]. Стих 23. Смотрящу лице бытия своего в зерцале. Зеркало верно отражает все черты лица смотрящего человека, но не сохраняет их, и сам смотрящий тотчас забывает даже природные черты лица, как только перестаёт смотреть в зеркало То же бывает и с человеком, который, выслушав заповеди Закона, не старается располагать по ним свои действия и, так сказать, запечатлеть их в своей жизни. Такой человек, не имея перед своими глазами Закона, не может заметить своих недостатков и правильно определить свои обязанности, и потому естественно забывает и то, каков он, и то, что и как он должен делать. Стих 25. Но кто вникает в Закон и пребывает в нём, исполняет его пребывания, тот блажен в делании своем будет. Блаженство сие является не как внешняя награда на доброе делание, не имеющая с ним никакой внутренней связи – а как душевное состояние, сопровождающее саму деятельность добродетельного человека. Так, по свидетельству великих подвижников, предающийся молитве человек во время её приходит в такое восторженное состояние, испытывает такое блаженство, что забывает себя и весь окружающей мир и как бы погружается в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Личность в наивысшем её проявлении (гениальность) есть преимущественный предмет любви языческой, – семья, родное по плоти и свой Бог составляют исключительную область любви иудейской, – христианство единит эллина и иудея в наивысшем синтезе любви к человечеству в богочеловечестве Христовом. Языческая любовь к себе самому дана и в иудейско-христианской любви, ибо Евангелие и Закон предписывают любить ближнего не более, а „как себя самого“. Но в иудействе эта языческая любовь к себе самому и к любящему меня расширена и вместе ограничена с одной стороны – любовью „к своему ближнему, родному, Израилю по плоти и вере, независимо от личных с ним отношений, а с другой – всецело самоотверженной („всем сердцем, всей душой, всей мыслью“) любовью к „Господу своему“ – Богу Израилеву, в коей дана и любовь к ближнему своему ( Лев.19:18 ; Втор.6:5,32:35 ; Прит.24:17 ; Мф.22:37–39 ср. Еф.5:29 др.). А христианская любовь идёт ещё далее, откидывая это „моё“ в ближнем и Боге: как в Боге она видит Отца всех людей, хороших и плохих, – так и в каждом человеке она любит своего брата, своего родного, одинакового с собой носителя Образа Божия и сына Небесного Отца ( Мф.5:44–48 ). При этом любовь к человечеству (вместо иудейского „ближнего своего“), равносильная (языческой) любви к себе самому, в христианстве (как и в иудействе) покрывается любовью (вместо Бога Израилева) к Богу Живому, Отцу и Спасителю всех людей, преимущественно – верных, созерцаемому в Воплотившемся Сыне Божием ( 1Тим.4:10 ; Ин.14:9 ), – „всем сердцем своим, и всей душой своей, и всем умом своим“, т. е. всем существом своим, без всяких ограничений личного эгоизма, всецело самоотверженным единением с своим Первообразом – Богом всего человечества. Таким образом языческую любовь к своему я и к любящим это я и иудейскую любовь к ближнему своему как к себе самому и самоотверженную любовь к Богу своему – Израилеву, – христианство возводит в любовь ко всечеловечеству, претворяемому в новочеловечество посредством самоотверженной любви к богочеловечеству. Такая любовь есть исключительно христианская сила, возрождающая ветхого (язычника и иудея) человека в новочеловека по Христу Богочеловеку ( Рим.8:29 , Гал.4:19 др. мн.). Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование: [Идея Царства Божия в русском богословии: Свящ. Г.С. Петров]//Богословский вестник 1903. Т. 2. 12. С. 613–647 (4-я пагин.). (Продолжение.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Втор.32:35 ; ср. Рим.12:19 . – прим. ред.) . Услышав это, умудренный божественной справедливостью отец наш хвалит мужа и призывает его оставаться кротким и держаться этого решения, а ту несчастную женщину избавить от смертного приговора. Наставляя оскорбленного своей женой мужа, святой сказал и следующее: «Правильно ты решил, чадо, что не хочешь осуждать эту несчастную на смерть, ведь от этого дела не будет никакой пользы. Поэтому я убедительно прошу тебя привести в действие свое благое намерение – то, что ты не желаешь этой злосчастной погибнуть дурной смертью , хоть закон и велит именно так наказывать таких женщин. Так что ты, чадо, правильно решил бескровно развестись с ней». Но женщина, услышав об этом от святого, начала бесстыдно и лживо кричать: «Не знала я другого мужа – это он отец младенца, который в моем чреве, и от него я беременна! Однако поскольку он был на чужбине, то ребенок ждал своего отца, чтобы, когда тот вернется, тогда и он родится и выйдет из моего живота!» Тогда великодушный и кротчайший отец наш, будучи исполнен апостольского дара, гневно сказал этой женщине: «Поскольку ты продолжаешь так бесстыдно лгать и не желаешь признать столь ясную правду, но ложью хочешь скрыть свой грех и все еще не обращаешься к покаянию и признанию, то не выносить тебе того, кого ты преступно зачала, и не выйдет он из твоего чрева. Но молчи впредь». И слово праведного отца стало делом. Ведь настигли эту женщину преждевременные родовые схватки, и, поскольку плод никак не выходил из ее чрева, то несчастная так и умерла в муках, до самой смерти не желая исповедать свой грех, покаяться и спастись. А святой, услышав о жалкой и скорой смерти этой блудной женщины и что слово его стало делом, сильно загоревал и говорит: «Не буду я отныне судить никого, поскольку мое слово стало обоюдоострым мечом, выйдя из моих уст и войдя в ее уши». И когда приговор справедливого суда Божия был вынесен этой несчастной женщине устами святого, все присутствовавшие тогда на этом суде и слышавшие приговор святого нашего были охвачены великим страхом, и никто впредь не дерзал приближаться к святому, как обычно, но все взирали на него со страхом и со страхом же подходили и кланялись, славя Бога, Который дал такую власть Своему святому служителю, согласно написанному в Деяниях святых апостолов об Анании и Сапфире: «Ибо великий страх,– говорит божественный Лука, – объял всех слышавших это; из посторонних же никто не смел пристать к святым апостолам, но прославлял их народ» (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кто же узнал и возлюбил единую, истинную веру, тот может ли воздержаться от свидетельствования своей преданности ей? Как определил Сам Господь Иисус Христос: От избытка сердца говорят уста ( Мф.12:34 ) и сего требует искренность убеждения. Поэтому, если кто боится жить открыто по своей вере, тот приводит в подозрение самую веру. В исповедании веры должна сказываться не только вера, но еще и твердая уверенность в истине, ибо вера бывает столь же различна, как и любовь. Христос же много прощал. только тем, которые возлюбили много. Каждый из нас испытал, что малая, немощная, слабая и холодная вера весьма легко побеждается сомнениями и недоумениями. Например, мы знаем и твердо веруем, что Господь ненавидит вся делающие беззакония ( Пс.5:6–7 ), но при виде беззаконников, лжецов, обманщиков или убийц, остающихся на земле ненаказанными, наш ум начинает бороть веру и доказывать, что Бог только стращает, но не наказывает, допускает нарушение основ нравственности. Не потому ли мы бываем злопамятны, мстительны, даже жестоки иногда, что в нас недостает уверенности в словах Божиих, что исполнится сказанное: Не мстите за себя, возлюбленные, пишет св. апостол ( Рим. 12:19 ), но дайте место гневу Божию, ибо написано: мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Втор.32:35 )? Не потому ли мы боимся за наших детей, за наши семьи, дела, обязанности и нужды, что не имеем уверенности в обещании Господа приложить все это, за наше попечение о своей душе? Следовательно, истинною и совершенною верою называется только та, которая имеет непоколебимую уверенность. Люди, обладающие ею, как например, святые отцы, мученики и другие подвижники, исповедовали Христа своими трудами, проповедями, всею своею жизнью, претерпеваемыми скорбями, страданиями, мучениями и даже самою смертью . Истинно так: ни любовь, ни правда, ни благодарность никогда не умолчат, а всегда будут исповедовать свою любовь, эту правду и сердечную благодарность. Так и вера, если она ясная, твердая, сознательная и воодушевляет человека, никогда не умолчит о истине Христовой, дабы прославить Его, по потребности своего сердца. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

994.  Для чего каждые шесть дней празднуется день покоя? Для того, чтобы мы помнили непрестанно, что после трудов здешней жизни настанет день вечного покоя; ибо оставлено и еще субботство, по Апостолу, людям Божиим [Евр. 4, 9]. А день воскресный указывает на день общего воскресения, после которого настанет день покоя для всех потрудившихся добре в здешней жизни, во Христе Иисусе. 995.  Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому, при подаянии милостыни, всегда нужно заботится о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них. Самое слово милостыня показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего и с умилением или сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня; ибо милостыня, по Писанию, очищает всяк грех [Тов. 12, 9]. Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. 996.   Не побежден бывай от зла ближних, но побеждай благим злое [Рим. 12, 21], главное, — молитвою за делающих зло. Сами себя, друг друга и весь живот наш, со всеми недостатками, взаимными обидами, Христу Богу предадим. Сами никому да не мстим, ни единым злым помыслом или намерением, но предоставим мстить за себя Богу. Мне отмщение, Аз воздам [Рим. 12, 19 (Втор. 32, 35)], говорит Бог. Надо любить и врагов: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать. 997.  Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Воздремашася вся и спаху [Мф. 25, 5], между прочим этот гибельный сон производит в людях и театр. А потом что? Науки, в духе языческом преподаваемые, заботы житейские, усиленные донельзя, любостяжание, честолюбие, сластолюбие. Театр — школа мира сего и князя мира сего — диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то пожалуй и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010