То же происходит и в жизни общины. Чем сильнее чувство евхаристического духовного единения в общине, тем крепче согласие, мир и любовь. Как в одном теле все члены равноценны, так и перед чашей Господней нет богатых и бедных, нет знатных и угнетенных, нет ученых и нет неученых, нет работодателей и нет работников, нет священников и нет мирян, а все искуплены той же честной Кровию и являются едиными во Христе (Гал.3:29). Евхаристия, сердце жизни Церкви, имеет и эсхатологическое значение, переносящее нас во второе пришествие Христа. " Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет " (1Кор.11:26). Евхаристия будет совершаться до второго пришествия Христа. Но и наоборот. В Евхаристии любовь Божия встречает взаимную любовь человека. Но когда в конце времен " охладеет любовь большинства " , прекратится также и совершение Евхаристии, и тогда настанет время второго пришествия Христа (Мф.24:12). Литургия Великого поста Жизнь христианина продолжается от Евхаристии к Евхаристии. Участие в день Господень в таинстве искупления является кульминационным моментом недели. День тогда истинно свят: совершается встреча с воскресшим Христом. Но за воскресением следуют остальные дни недели. История древней Церкви рассказывает, что христиане так стремились к трапезе Господней, что не всегда дожидались следующего дня Господня. Когда после окончания мученического периода для Церкви настали более спокойные времена, во многих местах начали служить Литургию и в другие дни недели, особенно по субботам, в дни памяти мучеников и в другие праздники. Рассказ о Монике показывает, что уже тогда Литургии служились каждый день. Во время Великого Поста христиане тоже хотели как можно чаще получать подкрепление святого Причастия. В течение седмиц Великого Поста (исключая субботу) Евхаристия не совершалась, потому что она всегда являлась праздничной службой общины. Тогда стало обычаем раздавать в дни недели те Святые Дары, которые были освящены за Евхаристией предыдущего дня Господня или субботы. Такое участие в Причащении происходило обычно за богослужением, которое совершалось по средам и пятницам. Это богослужение называется Литургией Преждеосвященных Даров. Составителем Литургии будних дней Великого Поста считается святой Григорий Двоеслов, папа Римский. Обычная Литургия православной Церкви связана с именами святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Архив Пн Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в московском храме св. блгв. кн. Александра Невского в Александровке 24 марта 2019 г. 17:58 24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного князя Александра Невского в Александровке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Второе воскресенье Великого поста на языке церковного устава именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост — это пост, который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали такого состояния, что становились словно источники некоего света. В Церкви возникло движение, участники которого стремились не только понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который отображается в лице человека, в его глазах — это не простой свет, но явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того, свет является свидетельством присутствия Божественного начала в человеке. Мы знаем, что иногда даже после мимолетного знакомства хочется сказать: «Какой светлый человек». Что это означает? У такого человека может быть совершенно не светлый цвет кожи или глаз, но мы ведь говорим не о физическом свете и цвете — мы говорим о свете, который этот человек источает. Наверное, каждому доводилось встречаться с такими светлыми людьми. К ним тянешься — увидев свет в таком человеке, люди стремятся быть с ним ближе.

http://patriarchia.ru/db/text/5399199.ht...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Александр Мень Проповедь во 2ую неделю Великого поста " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title="" > Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Палам ы , покровителя христианских молчальников и молитвенников, которых называли в старину безмолвниками, подвижниками. Они старались сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких обителях на горе Афон, отрезанные от всего мира морем, скалами. В пещерах, где они жили, многие живут и до сих пор. Почему же именно этого святого, покровителя молчальников, мы прославляем сегодня во дни Великого поста? Потому что именно в это время нам важно узнать или напомнить себе о значении молчания и безмолвия. Какова наша жизнь? Она проходит всегда в бесконечном шуме и суете. Весь быт современного человека сопровождается массой звуков, шумами окружающей жизни. Человек, особенно живущий в городе, постоянно слышит шум: ревут автомобили, идут толпы. Врачи говорят, что это разрушает здоровье людей. Но мы с вами будем говорить о другом. Это рассеивает наше душевное сосредоточение, мы с вами уже отвыкли от тишины. Многие из нас, оказавшись дома на мгновение в тишине, уже чувствуют себя неловко и неспокойно. В голове у нас постоянно какие-то праздные мысли, и вместе мы не можем спокойно помолчать, а сколько лишних слов… И вся эта сумятица, суета, пожирающая нашу жизнь, не дает человеку обратиться к себе, вспомнить самое главное, прийти в себя. Сутолока продолжается до самого последнего нашего издыхания. Иногда, когда болезнь жесткой рукой остановит наш бег, прикует нас к постели, и мы вдруг окажемся оторванными от всеобщего бега, нам удастся побыть наедине с собой. В такие минуты мы начинаем думать. А для чего же мы жили? Куда бежали? Чего ради торопились? Откуда этот шум в сердце, в мыслях, вокруг? Не надо ли было раньше хотя бы изредка искать себе несколько минуток внутреннего покоя, внутренней тишины? Как может прийти Божественная благодать к человеку, как может она его осенить и озарить, когда он оглушен, когда он слеп и в своем беге не отдает себе отчета, куда и зачем он бежит, и не слышит голоса Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-vo-2...

Принять участие в заупокойных богослужениях в Родительские субботы Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими. Субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста назначены Церковью для поминовения, так как на неделях заупокойных поминовений не совершается и ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Прочитать Евангелие Напомним, что всего Евангелий – четыре, а самое короткое – Евангелие от Марка. Ежедневное чтение небольшого отрывка из Евангелия можно выбрать как основную задачу на весь пост. Фото: spbda.ru Как читать Евангелие? Выбрать одну основную посильную задачу на пост и постараться ее реализовать Реальное задание на Великий пост Принять участие в делах милосердия Помочь родным и соседям, которые болеют или испытывают жизненные трудности, передать уже ненужные вам, но добротные вещи в помощь нуждающимся, узнать, какая помощь нужна ближайшему храму, подписаться на регулярные платежи в благотворительный фонд, принять участие в деятельности волонтерской группы, посидеть с детьми из многодетной семьи, сделать полезные и нужные подарки тем, кто не может позволить себе какие-то важные покупки. Пост – отличный повод выбрать дело по душе. Побеседовать о смысле поста с детьми Детский пост – как поститься? Сходить на Пассию Последование Пассии бывает 4 раза в год – во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, по вечерам. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. Фото: tatmitropolia.ru Через Пассию – к Пасхе Отметить праздник Севастийских мучеников, испечь «жаворонков» «Идет весна. Прошумели скворцы над садом, – слыхал их кучер, – а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика».

http://pravmir.ru/prochitat-evangelie-i-...

При сопоставлении содержания гомилий И. И. с данными «Паломничества Эгерии», отражающего практику иерусалимского богослужения в 381-384 гг., Армянского Иерусалимского лекционария (417-439) и Большого лекционария Иерусалимской Церкви (практика сер. V-VI вв.) можно с относительной точностью определить место, день, а иногда и время суток произнесения гомилий. 9 янв., на 4-й день после единого праздника Рождества-Богоявления, в базилике Св. Сиона произнесено «Второе слово в честь Божией Матери» ( Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 185-187); 17 янв., в день памяти прп. Антония Великого, в Анастасисе - «Похвальное слово в честь прп. Антония» (Ibid. P. 276-277); 14 февр., на 40-й день после Рождества-Богоявления, в Мартириуме произнесены 1-е (Ibid. P. 3-4), 2-е (Ibid. P. 44) и 3-е Слова на Сретение Господне ( Garitte. 1971. P. 353-372); В понедельник 2-й седмицы Великого поста в Анастасисе - «Слово о посте» ( Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 578-579); В Лазареву субботу в церкви над гробом Лазаря в Вифании - «Первое слово на воскрешение Лазаря» (Ibid. P. 387-389) и «Второе слово на воскрешение Лазаря» (Ibid. P. 442); Во вторник Страстной седмицы (Елеонская гора) - «Слово о воскресении мертвых» ( Esbroeck. 1974. P. 4-21); Во время 1-й пасхальной ночной литургии, в Мартириуме - «Первое слово на Пасху» ( Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 83-86); слав. «Слово на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа» ( Renoux. 1971. P. 173); Во время 2-й пасхальной литургии на рассвете в Мартириуме - «Второе слово на Пасху» ( Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 108-110); 23 июня или 8 июля, в день памяти мч. Прокопия, в Анастасисе - «Похвальное слово в честь св. мч. Прокопия» (Ibid. P. 536-542); 15 авг., на праздник в честь Пресв. Богородицы, в базилике «Кафизма» - «Первое слово в честь Божией Матери» (Ibid. P. 135); 29 авг., в день памяти Иоанна Предтечи, в Анастасисе - «Слово на Зачатие св. пророка Иоанна Предтечи» (Ibid. Vol. 2. P. 658-661) и «Слово об Иоанне Крестителе» ( Renoux, Aubineau. 1981. P. 62);

http://pravenc.ru/text/674956.html

В период споров о Фаворском свете св. Григорий написал три триады «В защиту священнобезмолвствующих» и «Святогорский томос», в 1340–1341 гг. подписанный собором афонских игуменов и монахов на нескольких языках. В 1347 году св. Григорий возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. На Соборе 1351 года учение Григория Паламы было объявлено учением Церкви. Его имя было включено в синодик Православия 566 . Святитель Григорий Палама скончался в Солуни в ноябре 1359 года. «В горняя, в горняя, к Свету», – были его последние слова. В житии сказано, что когда он отошел ко Господу, лицо его просветилось, а комната, где он лежал, озарилась светом, чему свидетель весь город, стекавшийся к святительским мощам 567 . Святитель Григорий был канонизирован через 9 лет после кончины. После св. Димитрия Солунского он – самый почитаемый в Фессалониках святой. Память св. Григория 14 ноября и во второе воскресенье Великого поста. Предание доносит до нас страшную и поучительную историю, случившуюся в этот день много веков назад. Патриарх Иерусалимский Нектарий (поставлен в 1660 году) рассказывал, что во второе воскресенье Великого поста – день памяти свт. Григория Паламы – на острове Санторине веселились франки. Они взяли с собой сыновей и поплыли в море при совершенно тихой и ясной погоде. Разгулявшись и потеряв всякое благоразумие, они и их дети стали кричать: «Анафема Паламе! Анафема Паламе! Если свят Палама,– пусть утопит нас!». Случилось так, как они просили. «Пучина зевнула», несчастные вместе с лодками погрузились в море и утонули. Это чудо подтверждал и Иерусалимский Патриарх Досифей 568 . Еще одним известнейшим афонским святым является прп. Нил Мироточивый (XVI–XVII (?) век, память 12 ноября). «Святый Нил,– повествует Афонский патерик,– воссияв в поздние времена, подвигами своими превзошел многих даже древних подвижников». Родился преподобный в Греции. Вместе со своим дядей Макарием он удалился на Святую Афонскую Гору и поселился в пустынном, чрезвычайно диком месте – безводном, удобном для безмолвия, называемом Святые Камни. Многих трудов стоило им устроить здесь небольшой храм и келии. Вскоре Макарий мирно предал душу Богу, а Нил, оставшись один, избрал себе другое, еще более уединенное место. Это была пещера в отвесной скале над морем, недоступная ни для людей, ни для зверей. Добраться в нее можно было только по веревке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Должно знать, в который день начинается Четыредесятница и в который кончается. Первое исчисление ее есть следующее: Симеон Солунский началом Четыредесятницы полагает понедельник первой великопостной седмицы, а окончанием пяток шестой седмицы, пред Лазаревою субботою, и потому в том же ответе пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни. Ибо и в эти дни поступаем по уставу, едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ римский, в Постановлениях, как выше было сказано; это предали и все отцы. Божественный же Савва и Иоанн Дамаскин в иерусалимском Уставе, и исповедники, братья Иосиф Солунский и Феодор Студит , написав на дни св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь: душеполезную совершивше Четыредесятницу». §6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице Суббота Лазарева, Неделя Ваий и вся Страстная седмица, хотя и постные, но не полагаются в числе дней Четыредесятницы. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «воскресение Лазарево и праздник Ваий празднуем, как особенные праздники, также отделяем от четыредесяти дней поста святую седмицу спасительных страстей Господних, ради святейших Господних страстей, которые Он претерпел за нас, даруя нам бесстрастие, и торжествуем, радуясь восстанию Его». Это также написано, как мы сказали, и в Постановлениях; то же доказывают и песни отцев и древнее предание. А потому 49 правило собора Лаодикийского, отделяя таким же образом Страстную седмицу от Четыредесятницы, повелевает поститься во всю Страстную, как и в Четыредесятницу, особо: «четыредесять дней Великого поста, такожде и все дни великия недели спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, яже глаголется Страстная неделя, в посте и молитве и во умилении сердца совершати». Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) Страстную седмицу также отделяет от Четыредесятницы, и как той, так и другой, приписывает особливые знаменования. Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста. Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок во образ поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом дни – из благоговения и в воспоминание Его спасительных и святых страданий. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к восьмому, неразрушимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом же Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 ). §7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

133 Святой Григорий жил и прославился и подвигами благочестия, и ревности о чистоте православного учения, о не созданном свете, против Калабрийского монаха Варлаама с последователями, в первой половине 14-го века. Как защищаемый им тонкий и высокий предмет о не созданном свете был причиною собора в Константинополе (1341 г.), где он во всей силе доказал чистоту и православие учения своего и глубокое ведение Богословия: то, по общеизвестности в Греческой церкви и подвигов благочестия его и ревности по чистоте православного учения, он вскоре после кончины почтен церковью, как Иерарх Богоугодный и Святой; вследствие чего Константинопольский Патриарх Филофей (1362–68), современник и кончины его и без сомнения свидетель достославных подвигов его благочестия и чистоты учения, в виде похвального слова описал жизнь его и составил в честь его последование службы Вместе с тем, как составлена служба ему, и чествование памяти его отнесено на второе Воскресенье великого поста. Из этого исторического сведения о Святителе недовольно видно, какая мысль руководила в учреждении совершения памяти Святителя Григория во второе воскресенье поста. В Греческой Триоди, печатаной в Венеции 1839-го года, в оглавлении пред последованием означено: это песенное последование службы Святому составил Филофей Патриарх 1368, тогда же учреждено и празднование ему в этот день. 140 Для определеннейшего понятия о содержании Паремьи, перевод Паремьи предваряется разделением оной на части и пред каждою частью полагается перевод со следующим разбором. 142 Пред Паремьей Прокимен ( Пс.41 ): Молитва Богу живота моего, реку Богу: заступник мой еси. В 3-й части Паремьи сам Бог выражает участие свое в скорбном положении земли Неффалимовой и Завулоновой, что она в прежнее время была в забытье и пренебрежении; посему в Прокимне, приспособительно к содержанию Паремьи, выражается молитвенный глас к Богу от земли Неффалимовой: заступник мой, почто ты забыл меня? Или паче от лица всей земли Иудейской, которой участь и по гражданскому и по церковному состоянию немного представляет утешительного со времени плена Вавилонского, притом и будущий Избавитель только предначал действия свои в земле Неффалимовой, но и явился и действовал во всей Иудее и для блага всей Иудеи. В стихе: имже образом желает елень на источники водныя, выражается жаждущее желание томящейся ожиданием церкви узреть скорее своего Спасителя и утолить жажду свою от источников спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сорок дней до Вифлеемской звезды Начался Рождественский (Филиппов) пост 05.12.2005 358 По народному поверью, в Святые дни - Святки, наступающие после Рождества, - никакая нечисть не может ходить по земле. Может, оно так бы и было, если бы все христиане достойно подготовились к величайшему празднику явления в мир Спасителя, который сказал о бесах: " Род сей не изгоняется иначе как молитвою и постом " . Потому, прежде чем радостно праздновать, Церковь велит сорок дней пребывать в посте, молитве и покаянии. Второе название этого поста - Филиппов, поскольку он начинается после дня апостола Филиппа (27 ноября). Устав его не столь строг, как у Великого поста. По монастырскому уставу, до дня святителя Николая (Никола зимний, 19 декабря) - строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом. После дня святителя и до предпразднества Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднество (с 1 января) нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. В этом году он выпадает на воскресенье, потому рыба разрешена в любом случае. В сочельник (6 января) нельзя вкушать " до первой звезды " (то есть до наступления темного времени суток). После чего отнюдь не начинается празднование Рождества - разговение происходит на следующий день после литургии. Пища сочельника - сочиво, варенные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Несоответствие между церковным и светским календарями вводит многих во грех в новостильном конце года. С искушением надо бороться. Причем не только в отношении воздержания от скоромной пищи, но и скоромных мыслей, слов и поведения. В этом и заключается смысл любого поста. Впервые празднование Рождества было введено в IV веке в Константинопольской церкви и быстро распространилось по всему православному Востоку. Святой папа Лев Великий (V в.) назвал этот пост " жертвой за собранные плоды " , подразумевая нашу благодарность Богу за то, что Он даровал нам минувший год, за все случившиеся в нем радости.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Службы оканчиваются сравнительно поздно, чтобы вкушение пищи было ближе к вечеру. Пища предписывается простая в скромном количестве. Рыба разрешается только в праздник Благовещания и Вербное воскресение. Духовный смысл поста раскрывается в песнопениях: “Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов” (понедельник 1 сед.). “Постимся постом приятным” (пон. 1 сед.). “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне” (среда 1 сед.). “Приидите, очистим себя милостынями и щедротами убогих” (2 сед.). На первой седмице Великого поста, в первые четыре дня на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского, разделенный на 4 части. “Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний?..” Этот канон называется великим ради своего содержания и формы: он содержит 250 тропарей, тогда как обычные каноны имеют около 30. Великий канон читается также на утрени четверга пятой седмицы поста (в среду вечером), в соединении с каноном преп. Марии Египетской, это чтение называется “великим стоянием”. Воскресные дни поста Церковь сопровождает особыми воспоминаниями. Первое воскресение — неделя Православия, установлена в память поражения иконоборческой ереси 9-го века. Иконопочитание есть наглядное выражение нашей православной веры. Весь путь Церкви идет мимо поднимающихся на нее антихристианских и еретических учений, но чистая христианская истина останется непоколебимой до конца времен. Второе воскресение посвящено памяти св. Григория Паламы. Он и его афонские сподвижники учили и своей подвижнической жизнью доказали, что человек может достигнуть озарения свыше постоянным очищением души, безмолвием помыслов, молитвой и богомыслием. Св. Григорий был обличителем некоего Варлама, учившего, что истина о Боге открывается только из начал разума и философских рассуждений. В третью неделю Церковь предлагает для духовного подкрепления верующих святой Крест. Крест торжественно выносится на середину храма на утрени и остается для поклонения во всю седмицу, как образ любви и подвига Самого Спасителя нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010