В субботу вспоминали Масленицу и пекли блины на постном масле. В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно Православной вере, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В понедельник второй недели в старину женщины перенизывали жемчуг, убирали убрусники и кокошники (головные уборы), вышивали фаты шелком. На пятницу третьей недели у русских было принято, что молодой зять приглашает тестя к себе в дом и справляет обжорную пятницу. Для этого важного дела, чтобы пир был на славу, варили кисель с конопляным маслом и угощали им званых гостей. Отмечалась и обжорная суббота. Но вся еда была постной. В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Средокрестье (средопостье) отмечалось на четвертой неделе в середине Великого поста. Пекли обрядовое печенье (на постном масле, а иногда и без него) в виде крестов, чтобы оно способствовало севу и хорошему урожаю. Считалось, что такая выпечка давала силу земле-кормилице, мужику-пахарю и животным (лошади или волу), без которых мужик не мог ни вспахать, ни взборонить землю. Печенье в виде крестов (крестцы, хресты) пекли в среду (в некоторых местах в четверг) из ржаной муки (из пшеничной – в Малороссии) для каждого члена семьи и сверх того еще три или более. В кресты запекали различные предметы – зерна хлебных злаков, монету, крестик и т. д. Печенье в виде крестов полагалось съесть в тот же день, три креста оставляли до сева.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/16/soblyu...

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой. – Какие периоды Великого поста можно выделить особо? – Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг. Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений. Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого поста – Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас. Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека. Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста. В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора « Лествицы ». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу. Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

http://pravmir.ru/velikaya-vesna-cerkovn...

Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Три субботы Великого поста – Родительские – мы молимся об усопших близких. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Каждое воскресенье имеет свое название. Первое – Торжества Православия – посвящено воспоминанию о победе над ересью иконоборчества в 843-м году. В этот день Церковь вспоминает всех от века скончавшихся защитников Православной веры и возглашает «Многая лета» Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы и его учению о несотворенных божественных энергиях – Фаворском свете. Бог непознаваем для человека, и не достижим. Но Бог проявляет себя через свои энергии, которые мы называем благодатью. Вот через эту благодать, этот свет человек и может соединиться с Богом. Третье воскресенье – Крестопоклонное. На Всенощном бдении из алтаря выносят Крест, и всю неделю он остается в храме для поклонения верующих. Эта традиция существовала в Константинополе уже в IX веке. В те времена в понедельник на Крестопоклонной священники начинали усиленно готовить ко Крещению оглашаемых, то есть тех, кто хотел креститься. И поклонение Кресту должно было укрепить их в решимости стать верными христианами. Следующие два воскресенья посвящены, – преподобным Иоанну Лествичнику, учителю поста и молитвы, и Марии Египетской – образу истинного покаяния. Лазарева суббота и последнее, шестое, воскресенье Поста, Вход Господень в Иерусалим – это воспоминание событий, непосредственно предшествовавших страданиям Христовым, которым посвящены службы Страстной седмицы. Несколько раз Великим постом для всех желающих совершается Таинство Елеосвящение, или Соборование. По существующей традиции все христиане, даже здоровые, хотя бы раз в год, и обычно это происходит Великим постом, соборуются. Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас есть вопросы в студии, и я готов на них ответить.. Телезритель: – Доброе утро!

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

воскресное евангелие недели 12-той ( Мф.19:16–26 ), о богатом юноше, и недели 30-той ( Лк.18:18–27 ). Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно: – воскресное евангельское чтение недели 5-той ( Мф.8:28–9:1 ), об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Мф.7:24–8:1 ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-той начинать не со стиха 24-го главы 7 от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своем месте, апостольские же чтения недели 5-той ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-той ( Рим.12:4–5, 15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-той, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-той ( Мф.20,1–16 , о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-той ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-той, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-того от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-той, объединить с зачалом 9-тым евангелия от Марка (2:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-тое от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Смысл Торжества Православия заключался в том, что открыта была новая истина православной веры. И когда после этого первого воскресенья Великого поста мы вступили во вторую седмицу, мы уже шли новым путем. Каким же путем? Дело в том, что икона, изображающая Бога, как учили святые отцы, установившие иконопочитание, возможно, соединяется с некоторыми свойствами Божиими потому, что Сам Бог-Творец вписал в каждого человека Свой образ, Свою икону. Каждый человек носит в себе живой образ Божий. И вот, вступив во вторую седмицу Великого поста, мы уже хорошо знали, что образ Божий в нас есть. И этот образ Божий имеет в себе свойства Самого Бога. И цель устремления поста, устремления всех наших подвигов — покаянного, молитвенного, просьб наших — есть устремление к раскрытию в нас образа Божия, который вписан в нашу природу, в наше естество рукою Самого Бога-Творца. Легче стало дышать, лучше стало жить, мы чище становимся, видя, куда мы идем, и зачем мы идем, и о чем просим Бога. Так шла вторая неделя Великого поста и привела нас к сегодняшнему воскресенью. Вторая неделя, второе воскресенье Великого поста всегда ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя: “А что же такое “образ Божий”, вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?” А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый “Томос веры”. И в нем святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи — он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

http://zavet.ru/shpiller2ned.htm

Будем молить этого преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника, чтобы не только в день, когда мы совершаем по числу, ежегодно совершается память 30 марта по церковному стилю, и второй раз – переходящее, которое всегда, ежегодно совершается в 4-е воскресенье Великого поста. Вот сочетание того, что мы слышали в святом Евангелии, и того, что мы знаем из краткого и пространного его духовного творения – все это только может быть достижимо тем, который сам прошел этим путем, который сам достиг этой высоты, который и сам был искушаем, может и искушаемому помочь в деле достижения этого строго обязательного для нас подвига. Два крыла у птицы, и у каждого христианина, последователя, следующего по стопам Спасителя, также должны быть два крыла: первое – это молитва, и второепост. Помоги нам, Господи! В остающееся время текущего Великого поста, как уже мы перешли границу преполовения, уже теперь мы вступили во вторую половину не только четыредесятницы, но даже включая туда и Страстную Седмицу, Пятидесятницу. Такой день Преполовения есть и Пасхальный специальный праздник церковный. День Преполовения, Пасхальный, то есть от первого дня Пасхи до Святой Троицы, точно так же и день Преполовения, который приходится на среду Крестопоклонной недели, тоже именуется Преполовением, или срединным днем между первым днем начала Великого поста и последним днем в Великую и Благословенную Субботу. Будем молиться в меру наших сил и возможностей, чтобы Господь видел, что мы именно не внешне, а внутренне, чтобы мы ощущали в этой крайнюю нужду, как во многом всем остальном, особенно, когда касается всего нашего земного. Как бы там все прилагаемые усилия и старания, чтобы достичь желаемого на том или ином поприще, на том или ином делании, на том или ином подвиге – точно также мы должны стремиться и к этому. Помоги нам, Господи, чтобы у нас были эти два крыла, помоги нам своими святыми молитвами и своим живым примером, как следует нам восходить постепенно по Лествице, достигая высоты нравственности.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Пятая суббота (20 апреля) Великого поста — празднование Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста) , накануне, в пятницу вечером служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице. Шестая суббота — воспоминание воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на трапезе разрешается вкушение рыбной икры). Во все воскресенья Четыредесятницы совершается Литургия Василия Великого, причем в первую неделю по окончании Литургии также совершается молебное пение в честь Торжества Православия . Второе воскресенье посвящено святителю Григорию Паламе — учителю Церкви, сформулировавшему богословие благодати. Накануне третьего воскресенья,  недели Крестопоклонной , на утрене на великом славословии выносится для поклонения Честной и Животворящий крест Господень. В четвертое воскресенье  Четыредесятницы Церковь вспоминает преподобного Иоанна, игумена горы Синайской, автора знаменитого аскетического труда «Лествица», а в пятое — подвиг преподобной Марии Египетской. Последнее воскресенье перед Пасхой — Вход Господень в Иерусалим , Вербное воскресенье (28 апреля). В этот день совершается Литургия Иоанна Златоуста и освящаются вербы. В первые четыре воскресенья Великого поста также правится особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). Богослужение это западного происхождения, служит для постоянного напоминания о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе. В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней (первая из них совершается в воскресенье вечером) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» , а на отпусте произносятся слова «Грядый Господь на вольную Страсть». Великий Четверг (2 мая) — воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. В этот день совершается вечерня с Литургией Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног. Вечером в четверг совершается Утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних , одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

http://pravmir.ru/velikij-post-2024-bogo...

Своего рода резюме или вершиной древних ересей было иконоборчество. Таким образом в период иконоборчества, который длился более века (726–843 ), в центре внимания церковной жизни оказывается вновь ересь, заблуждение, которое лишь с небольшими изменениями отличалась от прежних ересей. Именно поэтому во время празднования праздника Торжества Православия совершается воспоминание осуждения всех ересей и возвещается непоколебимая вера Церкви в ее непрерывной традиции: «Что узрели Пророки, чему научили апостолы, как приняла Церковь , как догматствовали Учителя, как научена Вселенная ... так мы веруем, так мы глаголем, так проповедуем». (Синодик Седьмого Вселенского Собора). Иконоборчество было своего рода религиозной идеологией, которая оспаривает и в конечном итоге отвергает факт воплощения Бога, которое является условием для обновления мира и обожения человека. Если Христос не может быть изображен, то это означает, что Он не является истинным человеком. Икона-образ Христа указывает и подчеркивает истину божественного воплощения. Отображает явление и присутствие Бога, Который явился в мир, чтобы спасти человека. . Все древние секты, возникшие во время первого тысячелетия нашей эры , были рассмотрены на семи Вселенских Соборах. И победа Православия, которая празднуется Церковью в первое воскресенье Великого поста, рассматривается как победа над ересями тех, кто ставит под сомнение спасение человека на уровне приношения Бога. Второе воскресенье Великого поста рассматривается как продолжение Недели Православия. В это воскресенье Церковь празднует нашу победу над другой формой ереси, ересью, которая отрицала спасение человека на втором уровне, на способе и образе усвоения спасения человеком. И в борьбе Церкви с этой ересью первым главой ее был святой Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Святой Григорий Палама родился в 1296 году. У него были благочестивейшие и состоятельные родители. В возрасте семи лет Григорий осиротел, лишившись отца а заботу о его образовании на себя принял сам император, который хотел его подготовить для служения на высоких государственных должностях. В то же время он узнал о подвижнической аскетический жизни уже в своей семьи, и он был наставлен Иисусовой молитве афонским монахом, а в последствии митрополитом Филадельфийским, Феолиптом. Но хотя император хотел, чтобы он служил на высоких государственных постах, Григорий предпочел монашескую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Другими словами, до начала Великого Поста — мы каялись, а теперь мы торжествуем. В прошлое воскресение мы торжествовали в честь Бога, Который однажды воплотился, сегодня мы торжественно всматриваемся в живущего на земле человека, который и по сей день способен обожиться. Все правильно. Пожалуй, догматически такая расстановка акцентов безупречна. Как тут не вспомнить: “А вы, когда поститесь не будьте унылы…” . Потому что показав нам вершины нашей веры, Церковь ведет нас к серьезному улучшению, уже не через одно только печальное созерцание нашего несовершенства, но и через демонстрацию тех конечных целей, к которым все мы изначально призваны. И, как ни странно, это тоже призыв к покаянию, но методологически иной, как бы “от обратного”, ибо глядя на величественные образы этих воскресных дней, мы должны вначале прийти в восхищение, а затем устыдиться; нам должно стать стыдно за то, что, имея такие обетования, мы по прежнему остаемся теми, кем остаемся… И лучшим доказательством такого “застоя” является наша с вами приходская жизнь. Уже много лет подряд я говорю в неделю “Торжества Православия” о том, что о реальном торжестве православных в этом мире приходится говорить лишь с «натяжкой», с известной долей условности. Посмотрим сами на себя. Можем ли мы сказать, что мы, как отдельные представители Православия, и наша страна в целом, — претендующая на то, что она уже тысячу лет православная, — являемся хоть для кого-то примером хождения в Истине? Увы, но и нынешнее второе великопостное воскресение наводит меня на эти же грустные мысли, и вот почему. Святитель Григорий Богослов как-то вышел на проповедь и произнес примерно следующее: «Что за город этот Константинополь? — (А речь шла о IV веке). — Идешь на рынок, чтобы купить пучок чеснока или лука, а тебя спрашивают – что ты думаешь по поводу терминов “единосущный” или “подобосущный”? Святитель свидетельствовал о том, что даже самые простые люди в свое рабочее время говорили и спорили о таинственном существе Бога. Значит, им это было интересно, дорого… Потому что: “Где сокровище ваше, та будет и сердце ваше…” . Но это было хорошо, еще и потому что, согласитесь, от наших представлений о Боге зависят и наши представления о человеке, и тип нашей молитвы, и, в конце концов, наша повседневная моральная жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

В первом повечерии явно две части, второе не делится на части. Так как невероятно, чтобы в пост повечерие было короче, чем в полупраздничный период Пятидесятницы, особенно ввиду того, что Студийско-Алексиевский устав требует сокращенного повечерия не только для воскресных и праздничных дней, но и, например, для попразднества Вознесения, то должно быть, там и здесь имеется в виду один чин повечерия и второй вид его – представитель его древнейшего типа, случайно оставшегося на страницах устава не поправленными, после осложнения его новыми вставками. Этот буднично-постный чин повечерия по Студ.-Алекс. уставу. сокращался для праздников и других льготных дней путем урезок начальных псалмов его, а именно: «в субботу вечером и в Господский праздник павечерница от С нами Бог и прочая и Господи помилуй 15, а от Вознесения Господня до всех святых от Живый в помощи и прочее». В первом случае следовательно, опускались все начальные псалмы, и место их занимала песнь Исаии, во втором опускался ряд псалмов до 90 пс., который неизвестно, какое занимал место в их числе, последнее ли как ныне, или предпоследнее, как в Синайском Часослове VIII-IX в. Первого рода, т.е. более сокращенное, повечерие полагалось кроме воскресения и праздников в вел пятницу, на Вознесение вечером и, должно быть, в других аналогичных случаях; второе, кроме попразднества Вознесения, под 1-ю субботу поста «праздника ради св. Феодора», под субботу ваий, в первые три дня Преполовения и, должно быть, в подобные полупраздничные дня 1705 . Неизвестно, существовал (с. 425) ли кроме этих трех видов повечерия еще особый вид его для Великого поста; данные для решения этого вопроса заключаются только в, следовательно, замечании о службе Великого понедельника: «мефимов же поетсь великый якоже и в пост» 1706 ; судя по тому, что «Великая павечерница» полагалась в Великий пост и под субботы 1707 , когда «пост не бывает», надо полагать, что великопостное повечерие не отличалось от будничного («исполнь»), как ныне не отличается повечерие малых постов от великопостного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010