Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Богослужения Великого Поста 1 мин., 17.02.2024 Великопостные службы чаще читают, чем поют. Все в них соответствует общему настрою — вдумчивому, покаянному. Это и свет в храме — точнее, полумрак. И облачения священнослужителей — темные. И земные поклоны. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского — по одной части за день. В четверг на пятой неделе поста канон снова звучит, на этот раз полностью. Еще одна великопостная молитва — святого Ефрема Сирина. Она читается каждый день, во время нее принято класть 4 земных и 12 поясных поклона. Литургия в будние дни не служится. Но существует чин великопостного Таинства Причащения — Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Еще одна великопостная традиция — Соборование, или Таинство Елеосвящения. Вопреки распространенному мнению, собороваться можно и нужно не только, когда болеешь, но и когда здоров; и со смертью это Таинство не связано. На период поста приходится три Родительские субботы, в которые верующие молятся об умерших близких. Кроме того, у некоторых дней Четырехдесятницы есть свое название. Суббота первой недели посвящена великомученику Феодору Тирону. Первое воскресенье — Торжества Православия. Второе — памяти святителя Григория Паламы. Третье — Крестопоклонное. Четвертое — памяти преподобного Иоанна Лествичника. Пятое — Марии Египетской («Мариино стояние»). Далее следует Лазарева суббота и шестое воскресенье поста — Вход Господень в Иерусалим. Рекомендовано для использования на уроках ОПК.  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/bogosluzhenie-velikogo-po...

Воскресенья (недели) периода Великого поста имеют особые названия. Первое великопостное воскресенье — Неделя Торжества Православия — посвящено воспоминанию об окончательной победе Церкви над ересью иконоборчества в IX В кафедральных соборах совершается особый Чин Православия с торжественным поминовением всех, кто на протяжении столетий защищал православную веру. Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского (XIV век), который в богослужебных текстах именуется «столпом «поборником «сыном Божественного и невечернего Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная — посвящена Кресту Христову как орудию нашего спасения; христиане призываются подражать крестоношению Спасителя. В конце утрени в центр храма выносится Крест, перед которым совершаются поклоны. В четвертую Неделю Великого поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника , автора книги о законах духовной жизни и ступенях восхождения к Богу чтение которой особенно уместно в дни Великого поста. Пятое воскресенье — память преподобной Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, явившей после своего обращения высочайший образец святости. На утрене четверга пятой седмицы читается ее житие, а также целиком прочитывается Великий канон Андрея Критского (эта служба получила название «Мариино стояние»). Великий пост (святая Четыредесятница) завершается в канун Лазаревой субботы, за которой следует праздник Входа Господня в Иерусалим. В субботу по окончании Великого поста вспоминается воскрешение Лазаря ( Ин 11:1–44 ), ставшее видимым предвозвещением Воскресения Христа и всеобщего воскресения умерших после Второго Пришествия Спасителя. На следующий день, в последнее воскресенье перед Пасхой, празднуется Вход Господень в Иерусалим. Этот день именуется также Неделей цветоносной, Неделей ваий (пальмовых ветвей), а в русской традиции — Вербным воскресеньем (пальмовые ветви на Руси были заменены вербой). Праздник посвящен торжественному вхождению Господа Иисуса Христа в Иерусалим, во время которого жители приветствовали Его радостными возгласами, держа в руках пальмовые ветви ( Мф 21:8–9 ; Мк 1:8–9 ; Лк 19:36–38 ; Ин 12:12–13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Разумеется, в современных условиях вне монастырей такие долгие службы невозможны. Поэтому вечером совершается сокращенное Всенощное бдение, куда входит и Утреня, а в воскресенье совершается Литургия. Поэтому воскресенье считается первым, открывающим днем недели (воскресным вечером совершается богослужение, относящееся к понедельнику), а не завершающим ее. (Например Светлая седмица длится от Пасхи до утра воскресенья, а потом начинается следующая богослужебная Седмица. То есть недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье. Рассмотрим вопрос понятия недели и седмицы на примере Великого поста. Первая седмица Великого поста в 2024 году заканчивается воскресной литургией 24 марта в неделю Торжества Православия. При этом у Первой седмицы Великого поста есть два смысловых центра – Прощеное Воскресенье и воспоминание о дне Торжества Православия . Во второе воскресенье поста церковь воспоминает святителя Григория Паламу, и так далее. Каждое из 6 воскресений (Неделей) Великого поста посвящены какому-то событию или святому . Поэтому мы и говорим «Неделя о…». Особняком стоит Страстная седмица . Начиная с Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим Церковь, вспоминает события из последней недели земной жизни Спасителя, поэтому каждый из дней Страстной седмицы посвящен воспоминанию и проживанию какого-то события евангельской истории. Наконец наступает Светлое Христово Воскресенье, и Великий пост заканчивается. Он продолжался семь седмиц, то есть 49 дней или семь наших привычных недель. Во время любого Великого поста в богослужебном календаре есть 6 недель (воскресений), не считая дня Святой Пасхи, каждое из которых, как мы говорили выше, имеет свое название: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/vremya-tserkvi-chto-takoe...

Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Три субботы Великого поста – Родительские – мы молимся об усопших близких. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Каждое воскресенье имеет свое название. Первое – Торжества Православия – посвящено воспоминанию о победе над ересью иконоборчества в 843-м году. В этот день Церковь вспоминает всех от века скончавшихся защитников Православной веры и возглашает «Многая лета» Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы и его учению о несотворенных божественных энергиях – Фаворском свете. Бог непознаваем для человека, и не достижим. Но Бог проявляет себя через свои энергии, которые мы называем благодатью. Вот через эту благодать, этот свет человек и может соединиться с Богом. Третье воскресенье – Крестопоклонное. На Всенощном бдении из алтаря выносят Крест, и всю неделю он остается в храме для поклонения верующих. Эта традиция существовала в Константинополе уже в IX веке. В те времена в понедельник на Крестопоклонной священники начинали усиленно готовить ко Крещению оглашаемых, то есть тех, кто хотел креститься. И поклонение Кресту должно было укрепить их в решимости стать верными христианами. Следующие два воскресенья посвящены, – преподобным Иоанну Лествичнику, учителю поста и молитвы, и Марии Египетской – образу истинного покаяния. Лазарева суббота и последнее, шестое, воскресенье Поста, Вход Господень в Иерусалим – это воспоминание событий, непосредственно предшествовавших страданиям Христовым, которым посвящены службы Страстной седмицы. Несколько раз Великим постом для всех желающих совершается Таинство Елеосвящение, или Соборование. По существующей традиции все христиане, даже здоровые, хотя бы раз в год, и обычно это происходит Великим постом, соборуются. Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас есть вопросы в студии, и я готов на них ответить.. Телезритель: – Доброе утро!

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

В первые четыре дня поста все христиане вечерами собираются в храмы, чтобы помолиться на Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского . В среду и пятницу всего поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров – особая вечерня, на которой верующие причащаются Тела и Крови, приготовленных на полной Литургии. А в другие будние дни Четыредесятницы Литургии не положено, кроме больших праздников. В первую пятницу в конце Литургии совершается молебен в память чуда, совершенного мучеником Феодором Тироном, спасшим христиан от надругательства императора Юлиана Отступника, и благословляется коливо (сладкая вареная пшеница). Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Православия. В этот день мы вспоминаем победу Православия над ересью иконоборчества и над всеми другими ересями. После Литургии совершается торжественный молебен с молитвой об обращении заблудших и искоренении всех ересей, в конце молебна диакон возглашает анафему (отлучение от Церкви) всем, не сохраняющим Православную веру, и вечную память – защитникам Православия. Второе воскресенье поста посвящено памяти святителя Григория Паламы (1360), защитника учения о стяжании нетварного (несозданного) Божественного Света. Так Церковь напоминает нам о цели нашей духовной жизни, для достижения которой и нужен пост. Третье воскресенье поста – Неделя Крестопоклонная. На всенощном бдении для поклонения выносится Святой Крест, чтобы почитанием орудия Страстей Христовых сделать для нас сладкой тяжесть поста. Также чин поклонения Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу этой седмицы. На Литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Четвертое воскресенье – память преподобного Иоанна Лествичника (649), оставившего для нас подробнейшее описание того, как от земли можно подняться на Небо по лестнице добродетелей. По Уставу его книгу «Лествица» положено полностью прочитывать Великим постом. В четверг пятой недели в храмах совершается стояние Марии Египетской, полностью читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и житие Марии Египетской, бывшей блудницы, через покаяние достигшей вершин святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение - в " неделю о мытаре и фарисее " (Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне - " неделя о блудном сыне " (Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение - " мясопустная неделя " - посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением - " сыропустной неделей " , в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) " Господи и Владыко живота моего... " . Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Второе воскресенье Великого Поста посвящено Св. Григорию Паламе , Архиепископу Солунскому (или Салоникскому). Третье воскресенье, с которого начинается четвертая неделя Великого Поста, посвящено Кресту Господню и вся четвертая неделя называется крестопоклонной. Накануне крестопоклонного воскресенья на всенощной выносится крест и совершается такое же поклонение ему, как и накануне Воздвижения. Церковь знает, что постный подвиг трудный и поэтому в середине поста она ободряет своих верных детей, благословляя их крестом и напоминает нам, что Господь принял за нас на кресте гораздо более трудный подвиг. Четвертое воскресенье посвящено памяти Св. Иоанна Лествичника , знаменитого подвижника и учителя монахов, который написал книгу «Лествица». На пятой неделе поста в среду вечером, или в четверг утром снова читается Великий Канон Андрея Критского , на этот раз весь полностью. Эта служба называется Великим Стоянием. На ней тоже читается житие преп. Марии Египетской, великой грешницы, ставшей праведницей. На этой же неделе Литургия Преждеосвященных Даров совершается еще в четверг. Пятое воскресенье посвящено Преп. Марии Египетской. Обычно на время Великого Поста приходится празднование Благовещения – 25 марта ст. ст. В этот день послан был Гавриил к Деве Марии возвестить Ей несказанную радость, что Она родит Сына предвечного Бога и спасет людей от грехов их. Вся служба этого праздника удивительно нежная и светлая. Тысячи лет ждало все человечество, когда же явится в его среде Та, Которая сможет принять в Себя Сына Божия. В древние ветхозаветные времена были великие праведники, великие святые: Авраам сына своего не пожалел для Бога, но тот же Авраам в другое время тяжко согрешил, трусливо прячась за свою жену. Велик был пророк Моисей, про которого Бог сказал: «Устами к устам говорю Я с ним и образ Господа он видит», но, когда Бог послал его избавить народ еврейский из плена, он стал торговаться с Богом. Величайший пророк был Илия, но неудержной бурей налетел он на врагов Божиих и своими собственными руками заколол четыреста лжепророков. Тогда, как бы желая открыть ему саму сущность бытия Божия, Бог явился Илии не в сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, не в огне, а в веянии тихого ветра ( 3Цар. 19:11,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

воскресное евангельское чтение недели 5-й ( Мф. 8:28–9:1 ) об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Mф. VII, 24 – VIII ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-й начинать не со стиха 24-го главы VII от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своём месте, апостольские же чтения недели 5-й ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-й ( Рим.12:4–5,15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-й, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-й ( Мф. ХХ, 1 –16 ), о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-й ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-й, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста, желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-го от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-й, объединить с зачалом 9-м Евангелия от Марка (11:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-е от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»; – евангельское чтение четвертого воскресенья Великого Поста, об исцелении бесноватого отрока ( Мк.9:17–31 ) объединить с зачалом 44-м от Марка (10:11–16), а вместо него в воскресенье четвертое Великого Поста читать зачало 24 от Иоанна (6:56–69) о Хлебе, сходящем с небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) После первой и последней праздничной обедни бывает процессия и благословение народа св. Таинством, а потом эта Гостия потребляется на следующей обедни. 6) Праздник Св. имени Иисусова (Festum S. s. Nominis lesu) – во вторую неделю после Богоявления. Кроме сего, есть еще в западной Церкви местные праздники Господни, как-то: 1) Воспоминание молитвы Иисуса Христа на горе Элеонской – во вторник недели о блудном, (Septuagesima). 2) Торжественное воспоминание страдания Иисуса Христа –во вторник мясопустной недели (Sexagesima) 3) Служба терновому венцу Иисуса Христа в пятницу на первой недели Великого поста (quinquagesima). 4) Служба св. копию и гвоздям Иисуса Христа в пятницу на второй недели Великого поста и в пятницу недели Фоминой. 5) Служба св. плащанице Иисуса Христа в пятницу на четвертой недели Великого поста. 6) Служба пяти язвам Иисуса Христа в пятницу на четвертой недели Великого поста. 7) Служба честнейшей крови Иисуса Христа в пятницу на пятой недели Великого поста. 8) Праздник св. сердца Иисусова после отдания праздника Тела Господня или в первое воскресенье июля. 9) Праздник св. Искупителя в третье воскресенья июля или 25 сентября. Праздники Богородичные общие в Церкви западной с Восточною суть: а) Зачатие Пресвятой Богородицы (Concepmio В. Mariae Virginis). Римская Церковь празднует память сего события 8 декабря, Галликанская во второе воскресенье Рождественского поста (Aduentus), Восточная 9 декабря. Это зачатие западная Церковь называет нескверным (immaculata) в том смысле, что Пресвятая Дева Мария родилась без первородного греха. Напротив, Восточная Церковь , хотя и называет Богородицу нескверною (παναχpανθος), однако же не соединяет с этим словом такого значения, какое усвояют ему паписты. И весьма справедливо, потому что а) никто из священных писателей не говорит, что Пресвятая Мария зачалась подобно Иисусу Христу от Духа Свята; б) мысль о зачатии Богородицы без первородного греха не известна была на Востоке до тех пор, пока не возник на западе (в XV веке) жаркий спор об этом между Францисканами и Доминиканцами; в) напротив того и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Вернуться 13 Неделя о блудном сыне – второе из четырех воскресений подготовки к Великому посту. На Литургии читается притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32). Вернуться 16 Неделя о Страшном суде – третье из четырех воскресений подготовки к Великому посту. На Литургии читается Евангелие о Страшном суде (Мф. 25:31–46). Вернуться 22 Сухоястие – сухоядение, строгий вид поста, при котором употребляют в пищу в основном сырые фрукты, овощи, орехи. Вернуться 24 Канон Андрея Критского – Великий покаянный канон святого Андрея, архиепископа Критского (ум. 712), читается во время Великого поста. Вернуться 27 Преждеосвященная – Литургия Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам Великого поста. На ней причащают Дарами, освященными прежде, на Воскресной литургии. Вернуться 28 Прóсти – 3 л. мн. ч. от прил. прóстый – прямой, правильный, истинный (церк. – сл.). Призыв священника означает «будьте благоговейны». Вернуться 29 Три отрока в пещи огненной (VI b. до н. э.) – иудейские юноши Анания, Азария и Мисаил, которые были брошены в печь вавилонским царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми. Вернуться 31 Херувимская песнь, названная по первым словам «Иже херувимы» поется на Литургии во время совершения Великого входа. Это красивое песнопение является своего рода музыкальным центром Литургии и служит как бы переходом от подготовительной части Литургии к главной. Вернуться 32 Дориносится – составлено из двух слов: греческого «дори», что значит – копье, и русского – «носить». Дориносимый – сопровождаемый почетной стражей с копьями. Вернуться 34 Торжество Православия – праздник, совершаемый в первое воскресенье Великого поста. Установлен в честь победы над последней ересью иконоборчества и восстановления иконопочитания в 843 году на Константинопольском соборе. Празднуется как победа над всеми ересями. Вернуться 35 Великомученик Феодор Тирон – святой, принявший в 306 г. мученическую смерть во имя Христа. Память совершается 2 марта и в первую субботу Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010