Особым праздником считается Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (Влахерноба; 2 июля), он посвящен также хранящимся в Грузии ризе и части пояса Божией Матери, а также чудотворному списку Влахернской иконы Божией Матери , согласно груз. исторической традиции ( Иоселиани. Описание древностей. 1866) подаренным в VII в. визант. имп. Ираклием груз. царю. Согласно др. сведениям (посольство Иевлева и Толочанова, 1650-1652 - Цинцадзе. 1969), Влахернскую икону и ризу привезли в Грузию в иконоборческий период, а часть пояса Богоматери и Оконскую икону - племянница визант. имп. Романа III Аргира, Елена, первая супруга груз. царя Баграта IV (1027-1072). Паломники, побывавшие на Св. земле, с XV в. называли грузин «христианами пояса» ( Хазарадзе. К истории одной реликвии. 1999; Григорий (Перадзе), сщмч. Сведения иностр. пилигримов. 1995). В XVIII в. одишский кн. Григол Дадиани передал Влахернскую икону, ризу и часть пояса последнему царю Грузии Георгию XII. После кончины царя его сын Давид перевез икону в Россию, затем она снова вернулась в Грузию. В наст. время Влахернская икона хранится в Гос. музее груз. искусства, риза Пресв. Богородицы - в Зугдидском гос. краеведческом музее. На Влахерноба икона переносится в ц. Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди. Существует обычай жертвовать иконе отрезы пестрой материи (Гвтисмшоблис Перанги - риза Богоматери), употребление к-рых даже с благими намерениями (напр., раздача неимущим) запрещено. Вторник Светлой седмицы - день празднования Оконской (Оконоба) и Иверской (Ивероба) икон Божией Матери. Оконоба связан с почитанием иконы из церкви в Окони (с. Чихареши, Квемо-Сванети), выстроенной князьями Кипиани (Ивероба отмечают еще и 12 февр.). Праздник Зачатия Пресв. Богородицы прав. Анной (9 дек.) особо отмечается в Зап. Грузии (Рача, Лечхуми, Сванети), где прав. Анну в народе называют «бабушка Рождества» и считают покровительницей девушек, брака, женщин, особенно рожениц. Этот день празднуют и особо отмечают женщины: старшая в семье печет ритуальные хлебцы из пшеничной муки в форме креста, звезды, солнца. Прав. Анну просят о благоденствии семьи, о благополучном исходе родов (если в доме находится роженица), о сохранении света очей, об обильном урожае проса.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Другой кондак, глас 5-й Не отрини, о милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши. 13/26 октября, такж12/25 февраля и во вторник Светлой седмицы Иконы Божией Матери Иверская Тропарь, глас 1-й От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая. Другой тропарь, глас тот же Дерзость ненавидящих образ Господень, и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, и посланнии безчеловечно вдовицу, благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют. Но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи: слава Тебе, Чистая, яко непроходимое море плещи своя подаде, слава правошествию Твоему, едина Нетленная. Кондак, глас 8-й Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая. 15/28 октября Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Тропарь, глас 3-й Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению. Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 17/30 октября Иконы Божией Матери «Избавительница» Тропарь, глас 4-й Избавление приносящая всем от сердца Тебе призывающим, принеси избавление скорое и нам, в лютых бедах прибегающим, и в Тебе единой избавление наше по Бозе полагающим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

И что дивно? Едва ли Мати начнет благодетельствовать тем, иже суть врази Сына Ея? Не паче ли возярится на ня, видя их вторицею Сына Ея распинающих грехами, и ругающихся Ему беззакониями своими? Яко же бо древле иудеи Христа распяша и поругашася Ему, сице и ныне всяк человек Христианский, нечистое житие преходяй, и в сквернах своих яко свиния в блате валяяйся, ни о покоянии помышляяй, распинает себе вторицею Божия Сына, ругается же Ему в удесех своих, кровию Христовою искупленных, егда взем уды Христовы, творити уды блудничи. Таковый может ли мил быти Пречистей Матери Христовой? Какая бо Мати когда возлюби того, иже есть убийца Сына Ея? Чесого же и ты о человече грешный и ожесточенный, непокаяниым твоим сердцем, чесого надеешися от Матере Божия, Ея же Сына по вся дни и нощи студными твоими делы опечаляеши, и в удесех творих бесчистиши Того, и токмо имя христианское носиши на себе, а делы хуждше погань обретаешися? – Милосердствует Мати Божия о грешниках? О тех, иже аще и падают от немощи человеческия, обаче скорым покаянием возстают, и притекают к Богу и к Ней Божией Матери со слезами и теплыми молитвами. Помоществует Мати Божия грешникам, но киим грешникам? Тем, иже тщатся исправити житие свое, и уклоняющиеся от зла, начинают творити добрая дела. Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо проведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Тыя, иже возвращаются ко Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющие перси своя яко мытарь, плачут у ног Христовых яко грешница омачивая нози Его слезами, исповедание Ему приносят яко на кресте разбойник. На таковыя грешныя Пречистая Божия Мати свыше презирает, и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет я: а о некающихся грешницех небрежет 16 ». Православная Церковь празднует чудотворный образ Иверской Божией Матери дважды в году: 12 февраля и во вторник Светлой седмицы Святой Пасхи. В Москве есть и другая, также чудотворная, Иверская икона Божией Матери, находящаяся в Новодевичьем монастыре, в соборной Смоленской церкви, с древней греческой надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

С той поры Иверский монастырь «сияет чудесами», храня священное сокровище – святой образ Божией Матери, – «стражу неусыпную и необоримую», «Хранительницу Афона», покрывающую Свой земной удел «от всех враг видимых и невидимых». В Русской Церкви Иверская икона стала особо почитаема с XVII века, когда «стольный град Москва украсися» точным ее подобием. По просьбе царя Алексея Михайловича и архимандрита Новоспасского монастыря Никона (впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси) в Иверской обители была выполнена и затем принесена в Москву копия чудотворного образа. Святую икону, благословение Святой Горы – «Дома Богородицы», торжественно встречали в Москве 13 октября 1648 года. В память этого события установлено празднование иконе Божией Матери 13 октября (празднование положено также 12 февраля и во вторник Светлой седмицы – по афонскому обычаю). Почитание Божией Матери ради Ее светоносного Иверского образа объединяет в молитвенном служении иноков Святой Горы Афонской, верующих земли Иверской и Святой Русской Земли. 13-й день Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы , пострадали во времена гонения на христиан императора Декия в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках. Он приказал привести нарушителей закона и сначала попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Тогда судья приказал обнажить мучеников и в железных цепях водить их по городу, а потом привязать к коням и влачить из Фиатиры в соседний город Сарды. За Карпом и Папилой добровольно последовали Агафодор и Агафоника. В Сардах Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а Карпу, Папиле и Агафонике отрубили головы. Святой Папила при жизни был известен даром врачевания болезней; он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем, прибегающим к нему с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя И., в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В Боровичском мон-ре память явления мощей И. праздновалась во вторник Светлой седмицы, 23 окт. совершался крестный ход из городского собора в мон-рь. На месте первоначального погребения святого на берегу Мсты существовал колодец с целебной водой, над которым была устроена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1806 г. церковь сгорела. В 1832 г. над колодцем возвели деревянную часовню, перестроенную в камне в 1871 г. 10 лет спустя на месте часовни воздвигли ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление», в храме хранилась часть гробовой колоды И. Чудотворения, связанные с И., продолжались на Новгородской земле и в XIX в. Автор «Описания боровичского Свято-Духова монастыря с его окрестностями» (СПб., 1865) записал 2 чуда, связанные с обнаружением кладов по молитвам к И. В нояб. 1863 г. боровичскому крестьянину явился «светловидный юноша» и указал на зарытый в земле клад - бочку с серебром и золотом, которую крестьянин привез затем в Боровичскую обитель. В том же году бедняк Тимофей Семёнов из дер. Новоселицы обнаружил кувшин со старинными серебряными монетами и слитками, что спасло его от разорения. В 1919 г. Иверский монастырь был преобразован в трудовую артель, в 1927 г. закрыт. 1 февр. (или 30 марта) 1919 г. мощи И. были вскрыты (обнаружены «кости, соединенные высохшими связками» - см.: Семеновский. Данные науки о мумификации трупов//Революция и церковь. 1919/1920. 9/12. C. 42; Отчет VIII (ликвидационного) отдела народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду советов (Сводка вскрытий «мощей», произведенных по почину трудящихся в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.)//Там же. С. 78). В 1947 г. была отклонена просьба Московской Патриархии о возвращении Церкви в числе др. святынь мощей И. В «Деле о мощах Иакова» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. 608) записано, что 10 июля 1947 г.

http://pravenc.ru/text/200241.html

327 Согласно одному из преданий, икона первоначально принадлежала благочестивой вдове из г. Никеи. В царствование императора Феофила (829–842), иконоборца, один из его воинов ударил образ мечом в правую ланиту, но, увидев текущую кровь, раскаялся. По его совету вдова, чтобы спасти икону от поругания, пустила ее по морю. Через много лет икону обрели иноки Иверского монастыря в море, откуда старец-отшельник Гавриил, пройдя по водам, вынес ее на берег. Икону поставили в алтаре, но несколько дней подряд она оказывалась висящей над воротами монастыря, хотя монахи возвращали ее на прежнее место. Наконец старцу Гавриилу явилась Матерь Божия и повелела оставить икону в покое, обещав быть Хранительницей Афона. С тех пор Иверская икона получила наименование «Вратарницы» («Портаитиссы»). В России с XVII в. появилось несколько списков с Иверской иконы, из которых наиболее почитаемый находился в Иверской часовне у Воскресенских ворот в Москве. Празднование в честь Иверской иконы совершается 12 (25) февраля, 13 (26) октября и во вторник Светлой седмицы. См.: Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне/Авт.-сост. О.В. Орлова. М., 1997. С. 35–41. 329 В печатном издании Дневника после этих слов следует: «Несколько южнее от церкви Вратарницы находится собор – огромное массивное здание. Собор этот имеет в западной стороне сквозную галерею, которая утверждается на 14 мраморных колоннах. При входе в храм вы поражаетесь пестротою живописи. Иконопись так блестит красками и золотом, что получается скорее характер простого украшения, а не образцов церковного изящества. Здесь мы поклонились частицам мощей, которых очень много. Так, есть части мощей св. Василия Великого , св. Иоанна Златоустог о, св. апостола Петра, св. евангелиста Луки, св. Афанасия Великого и много других. Есть также части хламиды, губы и трости, чрез которые поруган был Господь от иудеев» (Дневник студента. С. 96). 330 Иверское подворье – находилось в Москве в Никольском монастыре, дарованном Иверскому монастырю царем Алексеем Михайловичем в 1654 г., что было подтверждено в 1669 г. соответствующей царской грамотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В сочинениях царя Арчила он именуется Мусаибом, а у других историков именуется Сару-Ходжа. 146 Шах намекал на царя Теймураза, 147 См. Иоан. 15; 13. 148 Лихские горы находятся между Карталинией и Имеретией, они разделяют бассейны рек Куры и Квирилы. Город Набактеви лежал на правом берегу левого притока реки Куры - Алис-Проне. На месте этого города в Горийском уезде и доныне существует местечко с тем же названием. 149 Извлечение из историка Мунджи, описавшего походы Аббаса I, читаем bBullemin de la Glasse Hist. philolog. de l " Acad Sc. de S..P.B. tom 3, pag. 4-7. 150 Кафедральный Сионский собор - великолепный памятник грузинской архитектуры, украшение Тифлиса. Он заложен тридцать девятым царем Иверии Гурамом в 576 году, а совершенно окончен владетельным князем Адарнасом. 151 Эта охота, невидимому, происходила под самую Пасху. Я так предполагаю потому, что зверонравный шах приказал изрубить мечами монахов Гареджийской пустыни в самую ночь Воскресения Христова, во время своей охоты в Караясах, а охотился он в Караясах только один раз, как это показывают все исторические документы. Святая Церковь Иверская причислила этих монахов к лику святых мучеников после того, как стало совершаться знамение Божие, происходящее и до сего дня - истечение святого мира от их костей. Память этих святых празднуется во вторник Светлой седмицы. См. ниже, Страдание шестисот святых отцов, избиенных в Давидо-Гареджийской пустыне. 152 Пс. 88; 7 и 105; 2. 153 А. Н. Муравьев в житии великомученицы Кетевани упоминает о направленном русским государем к шаху посольстве с ходатайством о царе Луарсабе. Посольство не достигло успеха, так как шах, узнав о его приближении, поспешил задушить святого царя. А.Н.Муравьев, Жития святых Российской Церкви, Сентябрь, стр. 226. 154 12 декабря по н. ст. Тринадцать сирийских отцов - ев. преп. Иоанн Зедазнийский и его двенадцать учеников, великие учителя благочестия Иверии, пришедшие туда по повелению Божией Матери, См. жития некоторых из них в I части этой книги, - ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Аминь.   Страдание Шестисот Преподобных Отцов, Избиенных в Давидо-Гареджийской Пустыне Память их во вторник Светлой седмицы. Святой преподобный и богоносный отец наш Давид Гареджийский был в числе двенадцати учеников великого Иоанна Зедазнийского, пришедших вместе с ним в Иверию из Сирии по повелению Божией Матери. Ученики святого Иоанна были посланы проповедовать слово Божие по всей Грузии, каждый из них стал основателем монастыря и из него выходил на проповедь. Обители их служили источниками духовного просвещения и научения строгой христианской нравственности. Из основанных учениками святого Иоанна монастырей выходили архипастыри, пастыри, проповедники и великие подвижники Церкви Иверской, которые почти до наших времен были единственными светочами православной веры среди племен диких варваров, окружавших Грузию. Одним из этих источников духовного просвещения была и обитель Давидо-Гареджийская, Фиваида Грузинская, сиявшая всей Иверии почти до середины XVII века, когда, вследствие многих обстоятельств, погас этот светильник Церкви Православной. По правилу святого Давида в основанную им обитель запрещалось вступать сразу. Желающего жить с преподобным сначала посылали на пустынно-уединенную жизнь, подвизаться в пустыне, в высеченной им самим где-нибудь в скале маленькой и узкой келье, в продолжение трех лет. Если он выносил страшное даже для взора пустынное уединение, то святой отшельник принимал его. Подтверждением сего служат многие события жизни преподобного отца нашего Давида. Часто выходило так, что испытавший такую суровую уединенную жизнь не возвращался уже к святому Давиду, а мирно пребывал до смерти на избранном им месте, славословя Бога и имея самое близкое духовное общение с преподобным Давидом. К пустыннику с течением времени собирались желавшие подражать его жизни, так же, как и он, высекали себе киркой в скале кельи и начинали жить по уставу, данному святым Давидом. Так, еще при жизни святого Давида, вокруг его обители возникли новые монастыри, основанные самыми близкими его учениками: обители святого Додо, напротив обители святого Давида, и святого Лукиана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Некрасовское Ярославской обл., на берегу Волги, у устья р. Солоницы. Мон-рь впервые упоминается под 1628 г. в костромской писцовой книге, где о нем сказано как о существующем «из давних лет». (По мнению костромского краеведа А. Соловьёва, обитель возникла в XV в.) По преданию, Б. м. основан на месте явления чудотворной иконы свт. Николая, к-рая приплыла на берег Волги по р. Солонице на бабайке (большом рулевом весле) и хранилась в часовне, построенной местными жителями. Инок Троице-Сергиева мон-ря Иоанн поставил на берегу Волги деревянный Никольский храм с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, куда и перенесли чудотворный образ свт. Николая. В 1628 г. в мон-ре имелись Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского и 3 кельи, где жили неск. иноков. Мон-рь владел 10 четвертями земли, к-рую обрабатывала братия. К сер. XVII в. материальное положение мон-ря, по-видимому, упрочилось. На месте сгоревшей в 1650 г. деревянной церкви на средства благотворителей был выстроен и в 1659 г. освящен каменный пятиглавый двухэтажный Никольский храм (нижняя - теплая Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского, верхняя - холодная в честь иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»). В эти годы были сооружены также каменные братские кельи. Царь Алексей Михайлович пожаловал Б. м. «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту» (год пожалования неизвестен). Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) К нач. XVIII в. мон-рь пришел в упадок, в нем жили 4 монаха. В 1709 г. он был приписан к переславль-залесскому «на болоте» во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю . В 1724 г. житель посада Б. Соли В. Исаков принес в дар обители написанную в Н. Новгороде в 1719 г. по его заказу Иверскую икону Божией Матери, вскоре прославившуюся мн. чудотворениями. В нач. 50-х гг. XVIII в. установился обычай ежегодного празднования Иверской иконы Божией Матери во вторник Светлой седмицы. В нач. 1728 г., когда в Б. м. жили 26 насельников, строитель Филарет обратился в Святейший Синод с ходатайством о восстановлении самостоятельного статуса обители. Ходатайство было удовлетворено, соответствующий указ был издан Синодом 5 авг. 1728 г. К 1764 г. мон-рь владел 6 дес. пашенной земли, к-рую обрабатывала братия, крестьян у мон-ря не было. Во время монастырской реформы 1764 г. Б. м. «по уважению» к находящейся в нем чудотворной иконе свт. Николая не был закрыт, его отнесли к сверхштатным обителям. В 1790 г. игум. Филагрий ввел в мон-ре общежительный устав. В 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. в обители жил мон. Авель Прорицатель .

http://pravenc.ru/text/77282.html

В 1-й пол. XIX в. каменное строительство в мон-ре активизировалось: в 1809 г. к западу от собора был возведен двухэтажный настоятельский корпус, в 20-х гг. по проекту губ. архит. М. М. Праве - вост. ряд братских корпусов, примкнувший к надвратной церкви, в 30-40-х гг.- каменная ограда с башнями (каждая завершена круглым барабаном и шпилем) и зап. ряд корпусов с кельями и хозяйственными службами. Одновременно был реконструирован в традициях позднего классицизма Свято-Духов собор, на месте ранее существовавших приделов XVII в. с севера и юга к основному объему были пристроены более просторные новые: в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя св. прор. Илии. На основном объеме были устроены карниз и четырехскатная кровля, изменена фасадная декорация. В 1865-1872 гг. по проекту архит. Г. И. Карпова к северу от собора был построен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя св. Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. Большой вклад в переустройство обители внес игум. Мелхиседек. Монастырский архитектурный ансамбль, сложившийся к сер. XIX в., запечатлен на гравюре 1865 г. (хранится в Боровичском филиале Новгородского музея). В 1871-1881 гг. вместо обветшавшей деревянной часовни на месте явления мощей св. Иакова, к юго-востоку от мон-ря, была воздвигнута каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление» (приписная к Б. м.), в к-рой хранилась почитаемая икона св. Иакова с изображением Иверского образа Богоматери и Б. м. (в наст. время в Новгородском гос. музее-заповеднике). С этой иконы в мон-ре изготовлялись многочисленные копии для богомольцев. В особом футляре в часовне хранилась часть деревянной колоды, на к-рой приплыл прав. Иаков. Во вторник Светлой седмицы в память явления мощей св. Иакова в Б. м. совершался крестный ход. Из мон-ря в городской Троицкий собор совершались крестные ходы в праздники Пятидесятницы, Введения во храм Пресв. Богородицы, в день Сошествия Св. Духа на апостолов, в день перенесения мощей св. Иакова Боровичского. В период первой мировой войны в мон-ре был устроен лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 16 монахов и 10 послушников, мон-рь владел 908 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/153209.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010