Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.  –М.: Университетская книга, 2000.   Добиаш–Рождественская О.А., Бахтин В.В. Агро– и зоотехнические фрагменты у Исидора Севильского, в Варварских правдах и у Григория Турского//Агрикультура в памятниках Западного средневековья. – М.; Л.: АН СССР, 1936. Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. – М.: Остожье, 1997. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Кроче Б. Теория и история историографии/Пер. с итал. – М.: Языки русской культуры, 1998. С.121–134. Лебек С. Происхождение франков/Пер. с франц. – М.: Скарабей, 1993.  Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   Мажуга И.В. Петербургский фрагмент " Истории франков " Григория Турского//Вспомогательные исторические дисциплины/Редкол.: В. Н. Плешков (отв. ред.) и др. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2005. Савукова В. Григорий Турский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. Серафим (Роуз). Пролог православных святых Запада//Святитель Григорий Турский. Vita patrum. Жития отцов. – М.: Братство преп. Германа Аляскинского; Издательский дом Русский Паломник Валаамского общества Америки, 2005. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Хрестоматия по истории средних веков/Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. – М., 1949.  – Т. 1. Яковлев В.В. В поисках устойчивой семантики знаковых образов раннесредневековых предзнаменований//Вспомогательные исторические дисциплины: специальные функции и гуманитарные перспективы: Тез. докл. и сообщ. XIII науч. конф., Москва, 1–2 февр. 2001 г./РАН. Археогр. комис. и др. М., 2001. с. 181–183.  Библиография работ автора: Страдание семи святых муче­ ников, в Эфесе почивших/Пер. с лат.: М. А. Тимофеев// Альфа и Омега. –  М., 1998. 3(17). Книга о чудесах блж. ап. Анд­ рея/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев; Предисл.: А. Ю. Ви­ ноградов//Альфа и Омега. –  М., 1999. 3(21).

http://bogoslov.ru/person/2714381

Заслуженный работник культуры РФ Г.К. Щуцкая представила вниманию аудитории доклад «Художественные образы бояр Романовых», в котором рассказала о результатах своих многолетних поисков портретов членов семьи Романовых в архивах и музейных собраниях. Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Е.В. Пчелов в докладе «Имя Патриарха Филарета в династической традиции Романовых и Рюриковичей» проследил традицию наречения именем Феодор (мирское имя Патриарха) представителей обеих российских династий. О проведенных археологических работах в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре рассказала научный сотрудник отдела археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук И.И. Елкина, продемонстрировавшая подробный фотоотчет о раскопках. Тему продолжила ведущий научный сотрудник Отдела теории и методики Института археологии РАН, доктор исторических наук М.Б. Медникова в докладе «История повседневности в фокусе биоархеологического исследования», познакомив участников круглого стола с новейшими методами междисциплинарных исследований, которые применялись при изучении захоронений XVII-XVIII веков в Знаменской церкви Новоспасской обители. Кандидат исторических наук, сотрудник музея «Палаты бояр Романовых» Р.А. Майоров посвятил доклад «Мифологизация образа Патриарха Филарета в исторической литературе начала XXI века» критическому обзору появившихся в последнее время псевдоисторических публикаций и изданий, существенно искажающих значение государственной деятельности и зачастую сам образ представителей династии Романовых. Выступивший в завершение круглого стола кандидат культурологии, доцент кафедры Учебно-научный центр региональной истории, краеведения и москвоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Д.М. Абрамов провел презентацию только что вышедшей книги «Царь Димитрий», написанной им в сотрудничестве с М.Д. Ковалевой. На основе трудов историка С.Д. Шереметьева (1844-1918) авторы этого исследования предлагают новый взгляд на события в России конца XVI — начала XVII веков.

http://patriarchia.ru/db/text/5448815.ht...

Бесспорно, для любого исследователя характерно стремление найти истину. Это же стремление движет и религиозным поиском. Для верующего историка, который убежден в истинности своей конфессии, все элементы вероучения его конфессии являются аксиомами. Религиозный историк будет и реконструировать прошлое жизни Церкви, восполняя лакуны и истолковывая факты в соответствии со своими религиозными убеждениями. В отношении истории Древней Церкви это неизбежно. История Древней Церкви едва ли может быть внеконфессиональной. Впрочем, может быть история атеистическая. Но атеистический подход также покоится на ряде положений, которые принимаются на веру, и далек от абсолютной объективности. Конфессиональный подход проявлялся, например, в вопросе о единстве раннего христианства. Протестантские историки, перенося современную ситуацию разобщенности и раздробленности своего мира, в древность, хотят оправдать эту ситуацию видеть в древнейшей истории подобное же «единство в многообразии», при котором уже невозможно говорить о кафолической Церкви и христианских диссидентах (еретиках). Однако конфессиональный субъективизм должен иметь и свои границы. Крайний субъективизм в церковной истории возникает тогда, когда историческая Церковь смешивается с догматической. Догматическая Церковь – это столп и утверждение истины, она свята и непорочна. Реальные факты истории на первый взгляд могут опровергать это. Поэтому, подходя к изучению Церкви исторической как к Церкви догматической, конфессиональный историк может умышленно замалчивать некоторые факты, обеляя историю Церкви. Кроме того, у такого историка может возникнуть соблазн считать непреложными абсолютно все традиции и обычаи, существующие в конкретной Церкви в ее конкретный исторический период. «Отстаивать все, существующее в своей Церкви, как нечто совершенное, было бы фальшивым конфессионализмом», – отмечает В. В. Болотов 5 . Историк не должен в ущерб истине (но в угоду своей конфессии) игнорировать, замалчивать достоверные источники или превратно истолковывать имеющиеся данные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де (1896-1991), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал МАБИЛЬОН Жан (1632 - 1707), франц. бенедиктинец, член конгрегации мавристов, историк, автор трудов по вспомогательным историческим дисциплинам - палеографии и дипломатике МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви МАРИАНЕ (офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии), католич. монашеский орден МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) МЕРЦЕДАРИИ [мерседарии; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕРИ Филиппо Ромоло (1515-1595), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 26 мая), основатель конгрегации ораториан НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни ОБСЕРВАНТЫ Обсерванты, в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций)

http://pravenc.ru/rubrics/130131_5.html

Со 2-й пол. 20-х гг. XX в. К. читал лекции и вел спецкурсы (история Грузии, архивоведение, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины) в Тифлисском гос. ун-те, в Батумском, Сухумском и Кутаисском педагогических ин-тах. В 1937 г. без защиты докторской диссертации по совокупности трудов К. было присвоено звание профессора. В 1945 г. К. вновь вернулся в ЦГИАГ, где до 1961 г. возглавлял Отдел древних актов. В 1961-1967 гг. преподавал в Кутаисском педагогическом ин-те. Похоронен в Тбилисском пантеоне общественных деятелей в Дидубе. Именем К. и его брата, известного груз. художника Давида Какабадзе, названа одна из улиц Тбилиси (ул. Братьев Какабадзе). Труды К. был одним из ведущих историков и источниковедов Грузии. Он оставил богатое научное наследие, сыгравшее важную роль в развитии грузинской историографии. Ему принадлежит более 300 научных публикаций, в которых изучены и разработаны важные проблемы истории Грузии и Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). С. Н. Какабадзе. Фотография. 1949 г. (семейный архив Какабадзе) С. Н. Какабадзе. Фотография. 1949 г. (семейный архив Какабадзе) Одним из первых был издан труд «Святая Нино и значение ее в истории Грузии», тем самым К. подчеркивал важность обращения к истокам национальной исторической науки. По его мнению, свт. Григорий Просветитель проповедовал христианство в Иберии (Картли), к-рая занимала территорию по юж. сторону течения р. Мтквари (Куры), а затем в Армении, в то время как св. равноап. Нина - в Эрети. Он считал, что Крещение Картли состоялось в 312 г. Богатый материал, накопленный К., был напечатан в 5 томах под названием «Исторические документы», в них вошли сведения о социальной, экономической и церковной жизни средневековой Грузии. Продолжая исследования, посвященные деятельности отдельных исторических лиц Грузии (цари Баграт IV Куропалат, Баграт VI, св. Давид IV Строитель , Александр I, Константин VI, Соломон I, Георгий V Блистательный, Ираклий II, царица св. Тамара и др.), К. регулярно издавал новые материалы в виде малых сборников. Так появились штудии по вопросам истории Грузии, где 2 главы были посвящены церковной истории: 1-я - западногруз. (абхазскому) католикосу Даниилу (70-80-е гг. XIV в.); 4-я - западногруз. католикосам-патриархам времени царствования имеретинского царя Соломона I (1752-1784) ( Виссариону (Эристави ; 1742-1769), Герману (Цулукидзе ; кон. XVIII в.), Иосифу (Багратиони ; 1769-1776) и Максиму II (Абашидзе ; 1776-1795)); исследования по генеалогии царей Абхазии и Имерети XV в., а также материалы о численности населения Грузии в XV-XVIII вв. и др.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

Доклады первой части заседания были посвящены проблематике общероссийского единства, вопросам идеологии и трансформации этнокультурных идентичностей. Во второй части пленарного заседания были затронуты вопросы религиозной идентичности и ее изменения, а также были освещены результаты научных исследований феномена российского неоязычества и деятельности экстремистских организаций. Доклады по этим вопросам представили заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Восточного факультета СПбГУ В.Н. Колотов, ректор Санкт-Петербругской Восточной Академии А.Л. Вассоевич, эксперт АНО «Центр этнорелигиозных исследований»  М.С. Баконина, заведующий научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы», заведующий кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина Р.В. Шиженский, доцент кафедры социологии и религиоведения Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена А.В. Гайдуков, профессор Белгородского государственного университета С.Д. Лебедев, заведующий кафедрой теологии Пермского государственного университета протоиерей Алексей Марченко. В рамках конференции также прошла экспертная дискуссия на тему «Религия в современном мире». В завершение работы конференции в атриуме музейно-выставочного комплекса «Россия — Моя история» состоялся концерт духовной музыки в исполнении Петербургского камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств России Н.Н. Корнева. Актуальная аналитика Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения 12.4.2024 15.2.2024 01.2.2024 01.2.2024 Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

http://sinfo-mp.ru/predstavitel-otdela-p...

Никейская икона Божией Матери («Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери со сводом Богородичных икон. Иконописец Иван Дорофеев. 1722 г. (частное собрание) Никейская икона Божией Матери («Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери со сводом Богородичных икон. Иконописец Иван Дорофеев. 1722 г. (частное собрание) Эта история позаимствована с незначительными изменениями из другого краткого сказания в составе сб. «Солнце Пресветлое», относящегося к Евтропьевской иконе Божией Матери . Местом действия в нем названа не Никея, а Палестина, событие отнесено к 792 г. (МГУ НБ. 293. Л. 38 об.- 39). Литературным источником этого текста является упоминание в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» о чуде с иконой, где образ Богоматери не имеет собственного названия (Львов, 1665. Л. 66 об.- 67). Архим. Иоанникий указал на источник своего текста: «Евтропий. Кн. 21. О речах Римских» (очевидно, от этой ссылки образовано название иконы «Евтропьевская» в сб. «Солнце Пресветлое»). По-видимому, здесь подразумевается сочинение римского историка Евтропия Флавия († после 380) «Бревиарий римской истории от основания города» в 10 книгах, в тексте к-рого приводимый архим. Иоанникием сюжет отсутствует ( Кобяк Н. А. К вопросу об источниках сочинения о чудесах богородичных икон «Солнце пресветлое»//Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Мат-лы XXVII междунар. конф. Москва, 9-11 апр. 2015 г. М., 2015. С. 245-247). Никейская икона Божией Матери. Роспись свода окна жертвенника ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Ярославле. Ок. 1709 г. Никейская икона Божией Матери. Роспись свода окна жертвенника ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Ярославле. Ок. 1709 г. Когда и при каких обстоятельствах история Евтропьевской иконы закрепилась за Н. и., неясно. Возможно, это произошло при переписывании сб. «Солнце Пресветлое» или близкого к нему по содержанию аналогичного сборника в старообрядческой среде. Так, в Клинцовском иконописном подлиннике присутствует ошибочная идентификация Н. и. с Антиохийской иконой Божией Матери ( Ровинский. Народные картинки. Т. 4. C. 690).

http://pravenc.ru/text/2565330.html

Параллельно П. б. к. был подготовлен и издан ряд постановлений, касавшихся богословской трактовки и вероучительного авторитета книг Свящ. Писания: с 1905 по 1921 г. вышли декреты об авторстве Пятикнижия, о характерных чертах и авторстве Книги прор. Исаии, об исторической природе первых 3 глав кн. Бытие, об авторах Псалтири и времени ее составления, о достоверности и историчности Евангелия от Иоанна, о Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, о синоптической проблеме, о кн. Деяний св. апостолов, о Пастырских посланиях, о Послании к Евреям, о парусии и Втором пришествии Христа в Посланиях ап. Павла. Все определения имели апологетическую направленность. При папе Римском Пие XI (1922-1939), к 1934 г., были приняты 2 новых декрета, а также на основании motu proprio «Bibliorum scientiam» от 27 апр. 1924 г. введена обязательная аттестация преподавателей библейских дисциплин в семинариях: успешное прохождение аттестации давало возмоность получить ученые степени бакалавра и лиценциата в П. б. к. или в Папском библейском ин-те. Согласно декларации от 15 февр 1909 г., офиц. печатным органом П. б. к. стали «Деяния Апостольского престола» (Acta Apostolica Sedis), а издательством - Ватиканская типография (Libreria Editrice Vaticana). Ватиканская б-ка предоставляла членам и сотрудникам П. б. к. богатейшие, в т. ч. рукописные фонды для проведения научных изысканий. С 1927 г. комиссия курировала издание в Риме сборников правовых документов и постановлений, относившихся к интерпретации Свящ. Писания,- Enchiridion Biblicum. 2-й этап (1936-1971): смена парадигмы Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г. Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г. При кард. Э. Тиссеране (1884-1972; президент П. б. к. в 1938-1946), ориенталисте, хранителе рукописных фондов Ватиканской б-ки, была подготовлена энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г., определившая герменевтические принципы и направления библейских исследований на неск. десятилетий. В этот период изданы неск. документов, к-рые затрагивали вопросы библейской экзегетики. Было рассмотрено анонимное письмо 1941 г., адресованное архиепископам и епископам Италии «Серьезная опасность для Церкви и верующих душ: Критическо-научная система в изучении и интерпретации Священного Писания, ее пагубные пути и искажения» (Enchiridion Biblicum. 522-533). В тексте письма полностью отрицалась научная методология в целях защиты т. н. медитативной экзегетики, наиболее отвечающей благочестивым чувствам верующих. В ответ П. б. к. указала на необходимость определения букв. смысла Свящ. Писания и изучения Библии на языках оригиналов; выступила в поддержку текстуальной критики и рекомендовала изучение древних вост. языков и проч. вспомогательных наук.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

В эти же годы возник и интерес к литургике, особенно к истории богослужения. Во второй половине XIX в. в русских духовных академиях возникает историческая школа. Становление литургики как науки, а не как вспомогательной и практической дисциплины, связывают с именем Ивана Даниловича Мансветова , доктора церковной истории, профессора Московской Духовной Академии (+1885), который обратился к историческому восстановлению богослужебных чинов, историческому объяснению обрядов Церкви. В Казани и Одессе изучением источников и исторических документов по литургике занимался Николай Фомич Красносельцев , доктор церковной истории Казанской Духовной Академии, профессор Новороссийского университета (в Одессе) († 1898). Учеником Н. Ф. Красносельцева был А. А. Дмитриевский , профессор Киевской Духовной Академии, которого называли русским Гоаром. Большую известность имеет доктор церковной истории, профессор Киевской Духовной Академии М. Н. Скабалланович . Его докторской диссертацией стала книга «Толковый Типикон» (Киев, 1915). С 1905 по 1916 г. в качестве приложения к «Проповедническому листку» им были напечатаны 6 выпусков, посвященных двунадесятым праздникам (Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм, Рождество Христово, Пятидесятница, Успение). В каждом из них излагался библейский факт, географические и археологические подробности, имеющие отношение к празднику, богословское значение праздника и святоотеческое объяснение праздника. Вместе с этим давался подробный разбор текстов, историко-музыкальный разбор гласов, сравнение с богослужением католиков, коптов, армян. После 1917 г. русская литургическая традиция нашла свое продолжение в трудах профессора Ленинградской Духовной Академии Николая Дмитриевича Успенского , которые публиковались в журнале «Богословские труды». В Ленинградской Духовной Академии трудился и иезуит Михаил Арранц, который опубликовал там несколько своих книг по истории богослужения, включая магистерскую диссертацию «Как молились Богу древние византийцы». В настоящее время в Санкт-Петербурге изучением истории славяно-русской литургики занимается Юрий Иванович Рубан. Он опубликовал несколько работ, посвященным праздникам Пасхи, Благовещения и Сретения.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Кроме этих дисциплин библеистика использует данные вспомогательных наук : Археология — наука, изучающая прошлое по сохранившимся памятникам материальной культуры. Археология, которая изучает историческую среду, в которой возникла Библия и совершались события священной истории, называется библейской археологией . История — наука, изучающая письменные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, истинность описанных фактов и сделать выводы об их причинах. Так как основные события происходили в древности на Востоке, то для библеистики особенно важна История Древнего Востока . Лингвистика — наука об общих законах существования и развития человеческого языка. Палеография — наука, изучающая древние и средневековые рукописи: формы письма, место написания, датировку, состояние манускриптов, их характеристику с точки зрения внешнего оформления и писчего материала. Филология — наука, изучающая тексты, и на основе их языкового, содержательного и стилистического исследования — историю и сущность духовной культуры данного общества. 1. История канона Священного Писания Ветхого Завета 1.1. Значение термина «канон» Библейский канон — это те книги Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью богодухновенными, то есть авторитетными в вопросах веры и жизни. Термин κανν [канон] эквивалентно еврейскому слову [кане], которое первоначально означало «тростник», «тростник», «палка для измерения», а затем стала использоваться в переносном значении: «правило» или «мерило». Православный взгляд на термин «канон» выражен в словах свят. Иоанна Златоуста (ок. 347–407 гг.): «как обыкновенную меру (длины ли, вместимости ли, тяжести ли) нельзя по произволу увеличивать или убавлять, чтобы она не потеряла своего измерительного значения, так и собрание канонических богодухновенных писаний нельзя произвольно изменять прибавлением или отнятием из них чего-либо» (Толк. на посл. к Флп.3:16 ). 1.2. Понятие о богодухновенности Термин «богодухновенность» (θεπνευστος [феóпнеустос]) встречается в Библии только в 2Тим.3:16 («Всё Писание богодухновенно…»). Называя Священное Писание богодухновенным, св. ап. Павел излагает общую веру ветхозаветной и новозаветной Церкви в то, что Ветхий Завет был написан под особым вдохновением от Святого Духа (ср. Мф.22:43 ). Эту же мысль утверждает и св. ап. Пётр: «…Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (Пет.1:21).

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010