Положение в городе нормализовалось не сразу. Еще долго давали о себе знать последствия голодной холодной зимы 1941–1942 года. В июне 1942 года органы ЗАГС зарегистрировали 33766 смертей. 5 июля Военный совет Ленинградского фронта принял постановление «О необходимых мероприятиях по превращению Ленинграда в военный город». В нем были поставлены задачи по усилению старых и строительству новых оборонительных сооружений, подготовки боевых резервов, эвакуации нетрудоспособного населения.      Ленинградская промышленность неуклонно увеличивала выпуск боевой техники, вооружения и боеприпасов. Если принять производство военной продукции в первом квартале 1942 года за 100%, то в третьем квартале она составила 488,1%, а в четвертом 572,8%. С июля по декабрь 1942 года было изготовлено 646 орудий, 1478 минометов, 46 танков, 2417 станковых пулеметов, 30142 автомата . Всего же за 1942 год промышленность Ленинграда дала фронту 60 танков, 692 орудия, более 1500 минометов, 2692 станковых пулемета, 34936 автоматов ППД , 620 автоматов ППС, 139 ручных пулеметов . Ленинградские заводы достроили (построили) 38 боевых кораблей (в том числе 2 миноносца, 1 подводную лодку, 6 торпедных катеров, 2 морских охотника и т. д.) Особое внимание уделялось производству боеприпасов, в которых остро нуждались войска фронта. За год фронт получил 827155 снарядов для различных систем орудий и 861300 мин для минометов 50-мм, 82-мм, и 120-мм, что в значительной мере удовлетворяло потребность Ленинградского фронта в боеприпасах. Успешному пуску промышленных предприятий способствовал быстрый рост производства электроэнергии. Благодаря усилиям энергетиков электроэнергия стала поступать в Ленинград через Ладогу с «Большой земли». Во Всесоюзном соревновании 1942 года было отмечено 274 предприятий города Руководство страны высоко оценило успехи ленинградской промышленности. В конце 1942 года 11 ленинградских предприятий получили знамена Государственного Комитета Обороны, в том числе заводы имени Козицкого, имени С. Орджоникидзе и др. 59 предприятиям были вручены знамена ВЦСПС и наркоматов, 40 предприятий завоевали знамена наркоматов и ЦК союзов. Всего во Всесоюзном соревновании в 1942 году переходящие Красные знамена получили 110 предприятий. Кроме того, многим предприятиям были выданы премии: первая премия — 18 предприятиям, вторая премия — 45 предприятиям, третья премия — 74 предприятиям. Таким образом, во Всесоюзном соревновании 1942 года было отмечено 274 предприятий города (и это в осажденном Ленинграде!).

http://pravoslavie.ru/76803.html

8 февраля 1984 года начал полет в космос вместе с Леонидом Денисовичем Кизимом и Владимиром Алексеевичем Соловьевым в качестве космонавта-исследователя космического корабля «Союз Т-10В». В течение 237 дней работал на борту орбитальной станции «Салют-7». Провел большой комплекс исследований и экспериментов на борту станции. Во время пребывания в космосе экипаж принял две экспедиции посещения: советско-индийскую в составе Юрия Васильевича Малышева, Геннадия Михайловича Стрекалова и индийского космонавта Ракеша Шармы и экспедицию корабля «Союз Т-12» в составе Владимира Александровича Джанибекова, Светланы Евгеньевны Савицкой и Игоря Петровича Волка. Возвратился на Землю 2 октября 1984 года вместе с Леонидом Денисовичем Кизимом и Владимиром Алексеевичем Соловьевым на борту космического корабля «Союз Т-11». Продолжительность пребывания в космосе составила 236 дней 22 часа 49 минут. В 1984-1985 годах исполнял обязанности руководителя лаборатории функциональных методов исследований Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР. В 1985-1990 годах руководил лабораторией функциональных методов исследований Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР. С 1990 года - руководитель отдела новых методов диагностики Института клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР (с 1992 года - Кардиологический научный центр Российской академии медицинских наук). Доктор медицинских наук. Автор пяти изобретений, имеет свыше тридцати научных работ. Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года). Награжден орденом Ленина , медалями, а также высшей наградой Республики Индия - орденом «Кирти Чакра». Лауреат Государственной премии СССР 1989 года за разработку методов эхокардиографической диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы и внедрения их в практику здравоохранения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Появлялись караимские сочинения, написанные на рус. языке. Первым таким произведением стала брошюра С. Бейма «Память о Чуфут-Кале» (Од., 1862), обращенная к рус. аудитории. Появилась русскоязычная лит-ра для К.: «История возникновения и развития караимизма» И. Синани (Симферополь, 1888-1889. 2 ч.), исторический очерк «Караимы» Ю. Д. Кокизова (СПб., 1898). В 1911-1912 гг. караимские студенты Московского ун-та издавали ежемесячник на рус. языке «Караимская жизнь». В 1913-1914 гг. в Вильне выходило периодическое издание на рус. языке «Караимское слово»; позднее там же выпускался на польск. языке ж. «Караимская мысль» («Myl Karaimska». Wilno, 1924-1939; Wrocaw, 1945-1947), публиковавший научные работы и сообщения о жизни караимской общины. После 1917 г. значительная часть К. эмигрировала в Польшу, во Францию, в Германию и Турцию. Численность К. сократилась на треть по сравнению с рубежом XIX и XX вв. (12 894 К. в Российской империи согласно Первой всеобщей переписи населения 1897 г., 8324 К. в СССР согласно Всесоюзной переписи населения 1926 г.). Численность К. в СССР продолжала сокращаться из-за ассимиляции: по Всесоюзной переписи 1970 г., она составила 4571 чел., согласно Всесоюзной переписи 1989 г.- 2602 чел. По результатам переписи 2010 г. в России проживало 205 К. Численность К. в Литве, согласно переписи 2001 г., составляла 252 чел. Караимская община Крыма, согласно переписи 2002 г., насчитывает 647 чел. На совр. этапе крымскую общину К. характеризует ярко выраженное тюрк. самосознание, в т. ч. в религ. сфере (религия К. возводится к тюрк. национальной мифологии, элементы иудаизма считаются вторичными и привнесенными), именно тюркское начало преобладает в работе по возрождению караимской культуры (см.: Полканов Ю. А. Караи - крымские караимы-тюрки: История, этнография, культура. Симферополь, 1997; Крымские караи (крымские караимы-тюрки): Самоидентификация: кр. очерк истории и культуры. Симферополь, 1999; Караи (крымские караимы): История, культура, святыни. Симферополь, 2000; Щеголева Т.

http://pravenc.ru/text/1470393.html

74 Данилов В.П. Дискуссия в западной прессе о голоде 1932–1933 гг. и «демографической катастрофе» 30–40-х годов в СССР//Вопр. истории. 1988. 3. С. 121. 80 См. об этом: Дугин А.Н., Малыгин А.Я. Солженицын, Рыбаков: технология лжи//Воен.-ист. журн. 1991. 7. С. 65–73. 81 Ригуло П. Французы в ГУЛАГе//Воля: журнал узников тоталитарных систем. 1994. 2/3. С. 198–199. 85 См.: Земское В.Н. «Архипелаг ГУЛАГ»: глазами писателя и статистика//Аргументы и факты. 1989. 45. С. 6–7; Некрасов В.Ф. Десять «железных» наркомов//Коме, правда. 1989. 29 сент. С. 4; Дугин А.Н. ГУЛАГ: открывая архивы//На боевом посту. 1989. 27 дек. С. 3–4; Он же. ГУЛАГ: глазами историка//Союз. 1990. 9; Земское В.Н, Нохотоеич Д.Н. Статистика осужденных за контрреволюционные преступления в 1921–1953 гг.//Аргументы и факты 1990. 5; Дугин А.Н. Сталинизм: легенды и факты//Слово 1990. 7. С. 22–26; Он же. Говорят архивы: неизвестные страницы ГУЛАГа//Социал. – полит, науки. 1990. 7. С. 90–101; Земское В.Н. ГУЛАГ (ист.-социол. аспект)//Социол. исслед. 1991. 6. С. 10–27; 7. С. 3–16 и др. 86 Обзор этих публикаций см.: Bacon E. Glasnost» and the Gulag: New Information on Soviet Forced Labour around World War II//Soviet Studies. 1992. Vol. 44, 6. P. 1069–1086. 89 См.: Поляков Ю.А., Жиромская В.Б., Киселев И.Н. Полвека молчания: Всесоюзная перепись населения 1937 г.//Социол. исслед. 1990. 8. С. 30–52; Всесоюзная перепись населения 1937 г.: крат, итоги. М, 1991; Всесоюзная перепись населения 1939 года: осн. итоги. М, 1992. 90 См.: Цаплин В.В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы//Вопр. истории. 1989. 4. С. 175–181; Дугин А.Н. Неизвестные документы о репрессиях 30–50-х годов (по фондам ЦГАОР)//Административно-командная система управления: проблемы и факты: межвуз. сб. науч. работ. М, 1992. С. 69–87; Попов В.П. Государственный террор в Советской России. 1923–1953 гг. (источники и их интерпретация)//Отечеств, архивы. 1992. 2. С. 20–31; Земское В.Н. Политические репрессии в СССР (1917–1990 гг.)//Россия XXI. 1994. С. 107–124 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И после увеличения на один час рабочий день в СССР по-прежнему останется самым коротким рабочим днем в мире. Он должен стать и самым производительным. На наших предприятиях и в учреждениях подавляющая масса рабочих и служащих честно и добросовестно относится к своим обязанностям, к выполнению законов о труде и трудовой дисциплине. Но наряду с ними имеется некоторая часть, а именно 3–4% молодых рабочих и служащих, недавно пришедших на производство, которые, пользуясь отсутствием безработицы, уничтоженной советской властью, и злоупотребляя терпением советского государства, перебегают с завода на завод, подрывают дело дисциплины, не желают честно трудиться, пренебрежительно относятся к выполнению требований, установленных законом и одобренных народом. Против этих летунов, прогульщиков и должны быть в настоящее время усилены меры наказания. Социалистическое государство рабочих и крестьян не может терпеть дальше, чтобы эти люди наносили ущерб народному хозяйству. Государство обязано защитить народное хозяйство от дезорганизаторов производства, обязано оградить интересы народа. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов считает, что должен быть запрещен самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов считает, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных, общественных предприятий и учреждений, должны предаваться суду и по приговору суда подвергаться тюремному заключению, а прогульщики должны караться исправительно-трудовыми работами по месту работы, с удержанием на определенный срок части их заработной платы. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов вошел в Правительство СССР и в Президиум Верховного Совета СССР с предложением об увеличении рабочего дня и доведении его до восьми часов, о переходе с шестидневки на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и из учреждений. Эти предложения Правительством СССР и Президиумом Верховного Совета СССР одобрены.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Для дальнейшего укрепления оборонной мощи своей Родины рабочий класс СССР должен пойти на необходимые жертвы. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов считает, что нынешний 7–6-часовой рабочий день на наших предприятиях и в учреждениях в настоящее время недостаточен для выполнения задач, стоящих перед советской страной. Если в капиталистических странах рабочий вынужден работать по 10–12 часов в сутки на буржуазию, то наш советский рабочий может и должен работать больше, чем сейчас, по крайней мере 8 часов, ибо он работает на себя, на свое социалистическое государство, на благо народа. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов считает, что в данных условиях должна быть увеличена продолжительность рабочего дня для рабочих и служащих во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях и доведена до восьми часов. Необходимо продолжительность рабочего дня увеличить: – с семи до восьми часов на предприятиях с семичасовым рабочим днем – с шести до семи часов – на работах с шестичасовым рабочим днем, за исключением профессий с вредными условиями труда – с шести до восьми часов – для служащих учреждений – с шести до восьми часов– для лиц, достигших 16 лет. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов считает также, что существующая организация работы на предприятиях и в учреждениях на основе шестидневки снижает выпуск продукции. К тому же переход на шестидневку в городе создал разрыв между трудящимися города и деревни, так как в деревне и до настоящего времени существует семидневная неделя. Необходимо и в городе на государственных, кооперативных и общественных предприятиях и в учреждениях перейти на семидневную неделю. Эти мероприятия будут серьезным шагом к дальнейшему укреплению хозяйственной и оборонной мощи советской страны. Каждый рабочий, каждая работница хорошо знают, что лишний час работы и переход на семидневную неделю дадут дополнительное количество продукции. Увеличение рабочего дня и числа рабочих дней даст нашей стране дополнительно сотни тысяч тонн нефти, угля, руды и металла, тысячи новых станков, пушек, самолетов, танков и прочих машин, на сотни миллионов рублей товаров широкого потребления.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Это была прерогатива главных лиц союзного уровня, а не республиканского. Руководитель России пошёл на сговор с союзными республиками, чтобы начать разрушение СССР. На том этапе М. С. Горбачёв с Н. И. Рыжковым (видимо, разумные решения принимались не без влияния последнего) притормозили процесс. Тем не менее именно визит президента России дал разрешающий сигнал руководству трёх крошечных республик на выход. Таким образом, Ельцин поддержал будущих сепаратистов. Законодательная вакханалия, развёрнутая вскоре союзным и российским президентами, была антиконституционной и нелегитимной. И в этом смысле Прибалтика, по действующему тогда союзному законодательству, так и не вышла из состава СССР, так как в Прибалтике не было референдумов. Власти этих республик отказались от участия во Всесоюзном референдуме и провели опросы «своими силами», где выяснилось, что «большинство жителей» высказались за независимость. Однако опрос – это всего лишь инструментарий социологии, в то время как итоги референдума имеют юридическую силу. И ещё: сложился устойчивый стереотип, что население ряда республик во Всесоюзном референдуме не принимали участия. Реалии далеко не столь однозначны. В тех республиках, где власти отказались от участия во Всесоюзном референдуме, ряд местных Советов народных депутатов, трудовые коллективы, общественные объединения, а также командование воинских частей самостоятельно образовали округа и участки, окружные и участковые комиссии, зарегистрированные Центральной комиссией референдума СССР. Так, в пяти союзных республиках, проигнорировавших Всесоюзный референдум, удалось организовать голосование силами населения, результаты которого говорят о том, что практически 100% проголосовавших, высказалось за сохранение СССР (Молдавия – 98,3%, Латвия – 95,1%, Литва – 98,9%, Эстония – 95,0%, Грузия – 99,9%). В Постановлении Верховного Совета СССР «Об итогах референдума 17 марта 1991 года» отмечалось: «Несмотря на то, что органами власти ряда республик (Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения и Эстония) не были выполнены решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, где имели место нарушения конституционных прав граждан, моральное давление на них, блокирование участков для голосования, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали “да” Союзу ССР». Здесь же отмечалась «высокая активность и гражданская ответственность участников всенародного голосования. Верховным Советом СССР было установлено, что решения, блокирующие проведение референдума СССР, незаконны и не подлежат исполнению: лишение граждан возможности участвовать в референдуме противоречит Конституции и законам СССР и является нарушением прав человека на участие в управлении своей страной. Это как раз – по советским законам, а по демократическим – появился институт «неграждан».

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/24/...

…подлежат ли предложения оплате установленным гербовым сбором или нет. – Гербовый сбор – государственный налог, взимаемый с граждан и организаций при оформлении документов или специальных гербовых марок. В СССР начал взиматься с 1922 г. Им облагались письменные обращения частных лиц, государственных и кооперативных предприятий и организаций в правительственные учреждения и письменные ответы последних. Взимался также с отдельных договоров, сделок, счетов, векселей и других документов торгово-промышленного оборота. В 1927 г. все эти документы были освобождены от Гербового сбора; взамен был введен особый налог на обращение ценностей. Служащие по привычке опасались, не нанесет ли обращение к начальнику ущерб их бюджету. Товарищ Никандров до подобия похож на великого вождя В. И. Ленина. Эта косвенная причина послужила обстоятельством для его игры в знаменитой картине «Октябрь» и поездки тов. Никандрова самоокупятся. – Никандров – актер, сыгравший роль Ленина в фильме «Октябрь» выдающегося кинорежиссера и теоретика кино С. М. Эйзенштейна (1898–1948). Предложение Вантунга в сатирической форме обращает читателя к широко освещавшемуся факту создания кинофильма «Октябрь». Фильм в этом контексте уподобляется «походному мавзолею», в котором демонстрируется «образ скончавшегося вождя». Эта небезобидная шутка другим концом обращена к факту строительства Мавзолея Ленина в 1924–1930 гг. Вероятно, идея разглядывания умершего Ленина казалась Платонову кощунственной. …организовать 10 революционных заповедников, в коих бы и собрать атрибуты и живых участников великих событий… – Идея создания ревзаповедника воплотится позднее – в романе «Чевенгур», где товарищ Пашинцев в реквизированной помещичьей усадьбе будет сохранять революцию «в нетронутой геройской категории» (А Платонов. Чевенгур. М., 1989. С. 131). Добиться всесоюзного радостного единодушия, посредством испускания радиоволн, и организовать взрывы счастья, с интервалами для заслушивания итоговых отчетов. – Ирония по поводу массового внедрения всесоюзного радиовещания и линии партии на искусственное воодушевление народа. В. Хлебников в своем стихотворении «Радио будущего» заявил: «Радио становится духовным солнцем страны, великим чародеем и чарователем» (Красная новь, 1927, Способности «великого чародея» использовались как инструмент политического руководства страной. Поэтому уже через год после начала масштабного радиовещания в 1925 г. ЦИК берет эти вопросы под свою опеку. А в творчестве Платонова появляется образ радио – «всесоюзного дьячка», позднее разработанный в «Че-Че-О» и «Котловане».

http://predanie.ru/book/221159-rasskazy-...

Беспоповцы – наиболее многочисленное и обособленное ответвление старообрядчества. В настоящее время учтено 200 общин в Литовской ССР и Латвийской ССР. Все остальные, довольно многочисленные общины на Урале, в Сибири, в Поволжье и на Украине, формально прекратили свое существование, но многие из них фактически существуют по сегодняшний день, чему способствует компактное поселение старообрядцев, представляющих собой чрезвычайно замкнутые группы и в быту. Централизация движения, достигнутая после преодоления ряда трудностей в 1909 году, в последующие годы, особенно после Октябрьской революции, ослабела и распалась. Сейчас возобновилась тяга к централизации и организационному упорядочению движения, причем инициатором этого явился Высший старообрядческий совет Литовской ССР. Его представители, с разрешения Совета по делам религиозных культов, ведут работу, содействующую выявлению и организационному оформлению фактически существующих общин. Предварительные итоги этой работы свидетельствуют о солидности движения и о целесообразности воссоздания Всесоюзного центра. Совет намечает следующие конкретные мероприятия: 1. Определить в г. Москве местопребывание Всесоюзного совета старообрядцевбеспоповцев, представляемого пока старообрядческим Советом Литовской ССР и отдельными авторитетными московскими и латвийскими старообрядцами. 2. Передать московской общине беспоповцев церковь (Токмаков пер., дом 7), являющуюся историческим центром беспоповцев и используемую в настоящее время под конторское помещение Наркоматом автотранспорта. Эта церковь будет пользоваться по своему прямому назначению и в качестве канцелярии для Всесоюзного центра. 3 . Оказать содействие в проведении ремонта церкви путем предоставления строительных материалов. Белокриницкое согласие . Учтено 215 церквей. Имеется Всесоюзный центр в лице архиепископа Московского и всея Руси Иринарха и Совета при нем. Во время Отечественной войны старообрядцы белокриницкого согласия вели значительную патриотическую деятельность, отличаясь от православной церкви только более узкими масштабами этой деятельности. Архиепископия находится в очень стесненном положении в отношении помещения, лимитирующего в значительной степени всю ее деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корбала. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Фото 1939 г. из «Отчёта Северных экспедиций Музея Всесоюзной академии архитектуры с описанием памятников в районах рек Сев. Двины, Ваги, Онеги. 1939 г. ». (Архив ГНИМА, ф. 32, оп. 1, д. 5) Дмитрий Волохов 1 июня 1939 Фото 1939 г. из «Отчёта Северных экспедиций Музея Всесоюзной академии архитектуры с описанием памятников в районах рек Сев. Двины, Ваги, Онеги. 1939 г. ». (Архив ГНИМА, ф. 32, оп. 1, д. 5) Дмитрий Волохов 1 июня 1939 Фото 1939 г. из «Отчёта Северных экспедиций Музея Всесоюзной академии архитектуры с описанием памятников в районах рек Сев. Двины, Ваги, Онеги. 1939 г. ». (Архив ГНИМА, ф. 32, оп. 1, д. 5) Дмитрий Волохов 1 июня 1939 Карта и ближайшие объекты В 1631-1632 г.г. в приходе было две церкви - во имя прор. Илии и во имя вмц. Параскевы. О них упоминается в документах, хранившихся в церковном архиве: об Ильинской церкви - в купчей крестьян Корбальской волости Андрея, Герасима и Капитолины Поспеловых детей Софроновых, данной церковному старосте Прокопию Ларионову, которую написал дьячок Ильинской церкви Максим Никитич Детков 16 мая 7139 (1631) г. Эта церковь существовала в 1671 г., о чем свидетельствовала полюбовная запись от 12 октября 7179 г. между иноками Клоновского монастыря (келарь старец Тарасий, казначей старец Никифор, старцы Козма, Игнатий, Мартин, Исайя, Варлаам, Евдоким, Герасим и Власий) и старостой Ильинской церкви Козмой Никитичем Шитиковым, Никифором Архиповым и всеми крестьянами Ильинского прихода о добровольном разделе пополам земли, принадлежавшей Клоновскому монастырю в д. Семеновской, т.к. при Ильинской церкви было очень мало угодий. Вместо этой церкви, ввиду угрозы от увеличивавшейся Двинской Курьи, на берегу которой стояла церковь, по благословению Новгородского митрополита, построена новая церковь, дальше от берега. Она была освящена при архиепископе Афанасии, как значилось в церковной описи от 7194 (1686) г. Впоследствии Двинская Курья продолжала увеличиваться, угрожая и новой церкви. По указу духовной консистории от 29 марта 1793 г. церковь перенесли еще дальше от берега. Освящена она была 2 октября 1795 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. - Архангельск, 1895. С. 167-171. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57054

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010