Добавим к этому и то, что на заданный нами в телефонном разговоре представителю редакции газеты прямой вопрос о конфессиональной принадлежности издания был получен ответ примерно следующего содержания: «Мы посещаем церковь баптистов и не считаем нужным открыто позиционировать свою газету как баптистскую по той причине, что в ней публикуются материалы общехристианского характера». Итак, мы выяснили, что газета «Веришь ли ты?» издается представителями секты баптистов, а точнее, баптистами из «Международного союза церквей евангельских христиан баптистов». И основанием конфессиональной анонимности для её издателей служит «общехристианское» содержание публикуемых ими статей. Оправдание, конечно, неудовлетворительное, так что невольно напрашиваются мысли об иных причинах скрытности создателей этой газеты. Но прежде рассмотрения других вариантов такого подхода баптистов к газетоизданию стоит разобраться, что собой представляет вышеназванный баптистский «совет церквей». Баптизм как одно из религиозных течений, следовавших за Реформацией, зародился в Англии в XVII веке. В России первые общины баптистов возникают только во второй половине XIX столетия. С этого времени сектанты, с разной степенью успешности, вели миссионерскую деятельность в пределах нашего Отечества, склоняя в свою веру прежде всего православных. Как ни удивительно, активно миссионерствовали баптисты и в первые годы советской власти: поначалу новые власти рассматривали любое сектантство как инструмент борьбы с Православной Церковью. Но затем, в 1930е годы, советская власть активно боролась уже с сектантами, включая баптистов. С этого времени все религиозные объединения в Советском Союзе вынуждены были существовать, испытывая сильное влияние со стороны государственных органов, для которых единственно приемлемой была лишь атеистическая советская идеология. В результате вмешательства государства в жизнь баптистских общин Советского Союза в их рядах в начале 1960х годов произошел раскол. От некогда внешне единого объединения баптистов в СССР – «Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов» (ВСЕХБ) начали отделяться одна за одной общины баптистов, несогласных с проводимой руководством указанного объединения политикой. Этот процесс имел не хаотичный характер, а инициировался и руководился «инициативной группой» (отсюда второе название баптистов данного направления – «инициативники»), в состав которой входили несколько оппозиционно настроенных баптистских пасторов. «Инициативная группа» была сформирована в городе Узловая Тульской области в апреле 1961 года. Инициатором её создания, помимо прочих, был пастор узловской общины баптистов Геннадий Крючков, ставший впоследствии бессменным лидером движения «отделенных».

http://azbyka.ru/news/kto-izdaet-i-raspr...

Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостольском отрицает тринитарное понимание Бога (Троицу). Основывая свою веру исключительно на Писании, они считают, что возвращаются к истинному библейскому пониманию Бога, возвращаются к единобожию (в противовес некой языческой Троице). Поэтому крещения других церквей не признают и присоединившихся перекрещивают – водным крещением " во имя Иисуса Христа " . Верят, что один единый Бог в разные исторические периоды являл себя в разных ипостасях (Бога-Отца в дохристианский период, Сына Иисуса Христа в начале первого века и Святого Духа после распятия Иисуса и поныне), и не верят в наличие у Бога разных личностей. Верят, что чистая, неповрежденная вера была передана через апостолов (отсюда и название) и ими хранима. В остальном " Евангельские Христиане в Духе Апостольском " мало отличаются от других пятидесятнических церквей – верят в то, что в церкви действует святой Дух, проявляющий себя в исцелениях, просветлениях и откровениях, глоссолалиях (говорении на иных языках). Правда, в вильнюсской общине уже некоторое время говорение на иных языках не происходит. Последователей церкви называют " единственники " , " единобожники " , " иисусовцы " или " смородиновцы " (по имени одного из лидеров – Н. П. Смородина), сами же они называют себя, как значительная часть протестантов, просто христианами. Причастие в церкви совершается раз в два месяца (6 раз в год), для чего специально пекутся пресные хлебцы, а в качестве причастного вина обычно покупается " Кагор " . Само причастие воспринимается как символ – воспоминание о Христе, его пришествии, данном им Новом Завете. Первые последователи учения этой деноминации появились в 1913 году на территории Финляндии, откуда церковь распространилась сперва в Выборг и Петербург, а в последствии и в другие регионы России. Идеологом и главным организатором стал бывший баптистский пастор Гельсингфорса (ныне Хельсинки) Александр Иванов, принявший крещение святым Духом в 1913 году (чему предшествовали встречи с несколькими видными деятелями унитарианского пятидесятничества). Вера быстро распространилась в Европейской части России, и уже в 1914 году разъездные проповедники появились даже в Закавказье. На начальном этапе советского периода церковь действовала свободно и получала разрешение на строительство храмов. Но с 30-ых годов начались преследования. В 1947 году руководители церкви были вынуждены подписать соглашение о вхождении во " Всесоюзный совет евангельских христианбаптистов " (советской зонтично-контрольной организации, в которую сгоняли почти всех протестантов). Часть общин подобного объединения не признали и оказались на нелегальном положении. Легализация самостоятельной церковной структуры стала возможна только с падением советской власти.

http://religare.ru/2_32078.html

В авг. 1961 г. в церкви в г. Узловая Тульской обл. была организована инициативная группа по созыву съезда. «Инициативники» выразили недовольство политикой ВСЕХБ и добивались проведения всесоюзного съезда, что было не предусмотрено Положением о ВСЕХБ 1944 г. Когда неоднократные обращения во ВСЕХБ не принесли результата, инициативная группа разослала по всем общинам письма, в к-рых предлагала отделиться от ВСЕХБ. К 1965 г. к образованному «инициативниками» Совету церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ) присоединилось ок. 100 общин, вышедших из ВСЕХБ (ок. 10 тыс. чел.). Всесоюзные съезды ВСЕХБ, состоявшиеся в 1963 и 1966 гг., также не привели ни к каким результатам, хотя на съездах были отменены вызвавшие недовольство нормативные документы и лидеры ВСЕХБ покаялись в своих ошибках перед братством. СЦ ЕХБ заявил, что сотрудничать с ВСЕХБ - значит сотрудничать с атеистами. По мнению лидеров «инициативников» Г. К. Крючкова и Г. П. Винса, даже отменив принятые документы, руководители ВСЕХБ являются отлученными, т. к. не отказываются от сотрудничества с безбожным гос-вом. По данным ВСЕХБ, в СЦ ЕХБ на 1 янв. 1972 г. входили 452 незарегистрированные общины (ок. 18 тыс. чел.). ВСЕХБ провел съезды в 1969, 1974, 1979, 1985 гг., где в основном обсуждались вопросы численности братства. В 1985 г. был принят новый вариант вероучения евангельских христиан-баптистов. В документах съезда сообщалось о том, что особой заботой союза являются беседы о единении с христианами веры евангельской, братскими меннонитами внутри союза, а также с автономными христианами веры евангельской и евангельскими христианами-баптистами. В отношении «инициативников» было решено, что «их деятельность в отношении братства ВСЕХБ противоречит евангельскому учению» (Братский вестник. 1985. 3. С. 70). В докладе секретарь ВСЕХБ А. М. Бычков говорил о фактах, к-рые свидетельствуют об оживлении религ. жизни: «Многие церкви христиан веры евангельской и евангельских христиан-баптистов выходят на открытое служение. Одни входят во ВСЕХБ, другие сохраняют независимость. Это - право каждой поместной церкви» (Там же. 4. С. 18). В материалах съезда отмечалось, что с 1979 по 1985 г. на библейских курсах (открыты в 1968) обучались 369 чел., окончили 214 служителей, из них 164 с пасторской подготовкой и 50 регентов. Продолжал выходить ж. «Братский вестник» (создан в 1945). ВСЕХБ поддерживал тесные связи с международными протестант. орг-циями: Баптистским всемирным альянсом , Европейским союзом баптистов, Южной баптистской конвенцией и др. Вместе с РПЦ Союз ЕХБ принимал участие в экуменической деятельности и в работе Всемирного совета церквей . В рамках советской внешней политики руководство союза регулярно участвовало в международных миротворческих встречах.

http://pravenc.ru/text/155550.html

В 1965-1982 гг. на территории СССР легально действовали следующие религ. орг-ции. Наибольшее число верующих объединяла в себе Русская Православная Церковь, против к-рой в первую очередь была направлена репрессивная политика гос-ва. Число приходов РПЦ постепенно уменьшалось, сократившись с 7523 в 1966 г. до 7007 в 1981 г., офиц. поводом для закрытия храмов служило в основном сокращение населения деревень. Число епархий сократилось с 73 в нач. 60-х гг. до 67 в 1974 г. при числе правящих архиереев в 1974 г.- 58. Грузинская Православная Церковь имела к нач. 80-х гг. 45 приходов, расположенных на территории Грузинской ССР. К нач. 70-х гг. в СССР насчитывалось более 300 старообрядческих приходов. Католич. церковь в СССР в 60-70-х гг. имела общины (в 1976 - 1070) в основном в местах компактного проживания католиков - в Литве и Латвии, зап. областях Белоруссии, Украины и Молдавии. Армянская Апостольская Церковь имела приходы на территории Армении, Азербайджана, Грузии, РСФСР (в нач. 80-х гг.- 38 действующих храмов). В 1961 г. произошел раскол Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), вызванный несогласием нек-рых общин с политической линией руководства ВСЕХБ. «Инициативники» обвинили руководство в соглашательстве с властями и вышли из ВСЕХБ, образовав Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), к-рый не был признан властями. В 70-х гг. во ВСЕХБ входило ок. 3 тыс. общин, в СЦЕХБ - свыше 400. Приходы Евангелическо-лютеранской церкви действовали в основном на территории Латвии, Эстонии и Литвы (в сер. 80-х гг.- 580 общин). К нач. 80-х гг. в СССР существовало 86 зарегистрированных реформатских общин, представлявших Евангелическо-реформатскую церковь Литовской ССР и Реформатскую церковь Закарпатской обл. Украинской ССР. Методистская церковь в СССР действовала на территории Эстонии (в сер. 80-х гг.- 15 приходов). Общины меннонитов объединяли этнических немцев, проживавших в ряде областей Зап. Сибири и республиках Ср. Азии; к сер. 80-х гг. действовали 53 общины, число незарегистрированных общин составляло ок. 100. К сер. 80-х гг. в СССР насчитывалось 235 зарегистрированных орг-ций христиан веры евангельской - пятидесятников , число незарегистрированных общин многократно превышало число действовавших легально. В 1981 г. произошло объединение общин адвентистов седьмого дня, действовавших на территории СССР, число общин увеличилось со 159 в 1968 г. до 342 к сер. 80-х гг. К сер. 70-х гг. в СССР было зарегистрировано 181 объединение иудаистов, столько же общин действовало без регистрации, 2 орг-ции буддистов (ок. 15 существовали без регистрации).

http://pravenc.ru/text/153403.html

Ист.: Volumina legum. St.-Pb., 1859-1860. T. 2; Acta synodów róznowierczych w Polsce/Wyd. M. Sipayllo. Warsz., 1983. T. 3: Malopolska, 1571-1632. Лит.: Любович Н. Н. История Реформации в Польше: Кальвинисты и антитринитарии. Варшава, 1883; Титов Ф. И. Русская Православная Церковь в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905-1916. 3 т.; Беднов В. Православная Церковь в Польше и Литве (по Volumina legum). Екатеринослав, 1908; Lubieska M. C. Sprawa dysydencka: 1764-1766. Kraków; Warsz., 1911; Siemienski J. Dysydenci w ustawodawstwie//Reformacja w Polsce. 1928. T. 5. N 19. S. 81-89; Chodynicki K. Kosció prawosawny a Rzeczpospolita Polska: 1370-1632. Warsz., 1934; Подокшин С. А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы, 2-я пол. XVI - нач. XVII в. Минск, 1970; Kosman M. Protestanci i Kontrreformacja: Z dziejów tolerancji w Rzeczypospolitej XVI-XVIII wieku. Wrocaw, 1978; Dzigielewski J. O tolerancji dla zdominowanych: Polityka wyznaniowa Rzeczypospolitej w latach panowania Wladyslawa IV. Warsz., 1986; Opaliski E. Sejmiki szlacheckie wobec kwestii tolerancji religijnej w latach 1587-1648//Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 1989. T. 34. S. 21-40; Icmopiя Церкви та peлiriйhoï думки в Ykpaïhi. К., 1994. Кн. 2, 3; Innowiercy, odszczepiecy, herezje/Zesp. red.: B. Judkowiak. Pozna, 1996; Kriegseisen W. Ewangelicy polscy i litewscy w epoce saskiej: (1696-1763). Warsz., 1996; Slawiski W. Projekty politycznej i religijnej wspólpracy protestancko-prawoslawnej w Rzeczypospolitej obojga narodów pod koniec XVI wieku//Czasy nowoytne. 2002. T. 12(13). S. 33-56; Носов Б. В. Установление российского господства в Речи Посполитой: 1756-1765 гг. М., 2004; Cwikta L. Polityka wladz pastwowych wobec Koscioa prawosawnego i ludnosci prawosawnej w Królestwie Polskim, Wielkim Ksistwie Litewskim oraz Rzeczypospolitej Obojga Narodów w latach 1344-1795. Lublin, 2006. С. С. Лукашова Д. в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. Выступали также против нарушений религ. свобод со стороны Советского гос-ва. Помимо собственно Д. деятельность по защите прав верующих также вели и нек-рые религ. объединения. Подобная деятельность была характерна прежде всего для не имевших гос. регистрации общин адвентистов седьмого дня, баптистов и пятидесятников, не входивших во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов , а также для тех кругов католич. Церкви в Литве, к-рые были тесно связаны с движением за национальную независимость.

http://pravenc.ru/text/178554.html

Внешнеполитическая повестка советской дипломатии предполагала проведение конференций со странами-союзницами по антигитлеровской коалиции, лидеры которых были неравнодушны к религиозной ситуации в СССР. Поэтому перед каждой из трех таких важнейших конференций (Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской) советское руководство инициировало эффектные религиозные акции. Причем демонстративное улучшение отношений государства намечалось не только с христианскими Церквями. Так, в октябре 1943 г., помимо уже оговоренного изменения положения Русской Церкви, И.В. Сталин санкционирует проведение съезда мусульманского духовенства в Ташкенте и других городах, а также организацию в Буйнакске духовного управления мусульман Северного Кавказа. В Бухаре и Ташкенте открываются мусульманские духовные школы «медресе» . В 1944–1945 гг. при поддержке властей произошло объединение евангельских христиан и баптистов в единый союз, насчитывающий до 200 тысяч верующих. Кроме того, был создан и зарегистрирован властями Всесоюзный центр церкви адвентистов седьмого дня, активизировалась церковная жизнь старообрядцев. Деятельность всех этих, а также католических, униатских, лютеранских, иудейских, буддийских и прочих групп верующих контролировал Совет по делам религиозных культов и его председатель И.В. Полянский. Эти новые отношения с религиозными организациями очень хорошо воспринимались союзниками по антигитлеровской коалиции, и большая часть из них, как уже было сказано, намеренно была проведена накануне Тегеранской конференции. В результате глубоко набожный Ф.Д. Рузвельт был удовлетворен новым отношением властей к религии в СССР. Одобрение высказали и в Англии, Канаде, Франции, где позиции религиозных организаций в обществе были очень сильны. С удовлетворением восприняла эти шаги И.В. Сталина и русская эмиграция. В Кремле решили этот удачный опыт развить. Перед Ялтинской конференцией был проведен Поместный собор Русской Церкви, на котором 4 февраля, в день начала работы Ялтинской конференции, был торжественно интронизирован избранный 2 февраля Патриарх Алексий I (Симанский). При этом надо заметить, что митрополит Алексий после смерти Патриарха Сергия 15 мая 1944 г. пребывал в должности патриаршего местоблюстителя почти 9 месяцев, и интронизация нового патриарха в другой ситуации вполне могла состояться как раньше, так и позже дня начала работы конференции, и такое совпадение не может быть случайным.

http://bogoslov.ru/article/2300920

поиск:   разделы   рассылка Борьба за СМИ в протестантском мире Опубликовно: НГ-Религии (приложение к Независимой газете), 12 июля 2000 Первого июня 2000 года прекратила вещание на Москву петербургская радиостанция  " Теос " , из христианских, пожалуй, самая профессиональная в России. В течение трех последних лет ежедневно с семи утра до одиннадцати вечера в двух российских столицах звучали программы " Теоса " . Деньги, разумеется, – спонсорские, и 28 июня эти деньги неожиданно перестали поступать. Новозеландская организация Союз Христианских Радиовещателей (ИСВ) прервала финансирование вещания на Москву. Таков результат полугодичной кампании, направленной на дискредитацию деятельности радио и его главного редактора, пастора Евангелической русской церкви (ЕРЦ) Евгения Недзельского со стороны двух других христианских организаций: Ассоциации христианских церквей " Союз христиан " и Санкт-Петербургского Христианского Сотрудничества, во главе которых стоят пасторы Игорь Никитин и Дмитрий Поляков. Оба принадлежат современному харизматическому движению, отпочковавшемуся от материнской пятидесятнической церкви. Некогда Иосиф Сталин сгрёб всех протестантов в одну организацию под названием Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), принудил пятидесятников вступить во ВСЕХБ и заключить с евангеликами в августе 1945 года унизительное " августовское соглашение " , по которому христиане веры евангельской не имели права " говорить на языках " без толкователя, признав это бесплодным даром. Перед лицом общего врага, будь то КПСС или РПЦ, христиане веры евангельской сохраняют внешне пристойные дипломатические отношения с евангелическими церквями, но старые обиды на баптистов, которые, если сказать, положа руку на сердце, пятидесятников считают законченными еретиками, не исчезают и находят своё продолжение в современной конкурентной борьбе. Радио  " Теос " было основано в 1993 году Евгением Недзельским, одним из самых талантливых проповедников среди питерских евангеликов. Он действительно верит в Бога и в своей проповеди уже много лет пытается соединить баптистскую догматику, русскую духовную традицию и собственные политические взгляды, близкие идеологии умеренных патриотов-государственников. За слишком тесные контакты с православными и попытки придать баптистскому богослужению славянский характер Недзельский был некогда анафематствован и отлучён от ВСЕХБ, но не пал духом и основал Евангелическую русскую церковь, в которой установил новый богослужебный строй – православно-протестантский микст. Сегодня ЕРЦ – самая крупная евангелическая церковь в Санкт-Петербурге. Её воскресные богослужения собирают до шестисот человек. Это происходит на фоне очевидного кризиса евангельско-баптистского движения и роста харизматических церквей. ЕРЦ – единственная протестантская группа, способная реально конкурировать с харизматами в Питере. Стоит ли сомневаться в том, что радио – мощное миссионерское оружие в руках Евгения Недзельского.

http://religare.ru/2_26722.html

сост. В.В. Лобанов Список сокращений Агитпроп, Агитпропотдел, АПО – Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКПуб)-ВКП(б) Админотдел, АОМС – Административный отдел Московского Совета акад. – академик АН – Академия наук ап. – апостол апп. – апостолы: АППО – Отдел агитации, пропаганды и печати АП РФ – Архив Президента Российской Федерации араб. – арабское АРК, А.Р. Комиссия – Антирелигиозная комиссия архиеп. – архиепископ АСД – адвентисты седьмого дня АССР – Автономная Советская Социалистическая Республика АХРР – Ассоциация художников революционной России Б., 6. – большой (-ая) БАССР – Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика Башобком – Башкирский областной комитет КП(6)-ВКП(б) Башреспублика – Башкирская республика блгв. – благоверный блх. – блаженный (ая) БМР. Бурреспублика – Бурят-Монгольская республика Буробком – Бурит-Монгольский областной комитет ЦК РКП(б)-ВКП(6) Буручком – Бурятский ученый комитет бывш. – бывший (ая) в. – век ВВЦС – Временный высший церковный совет Верхсуд – Верховный суд Верхтриб – Верховный трибунал ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков). «ВЛКСМ, комсомол – (Всесоюзный) ленинский коммунистический союз молодежи ВМСХО – Всероссийское меннонитское сельскохозийственное общество, ВСАСД – Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня ВСЕХ – Всесоюзный совет евангельских христиан ВСЕХБ – Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов ВСНХ – Высший совет народного хозяйства Военпродбюро – Военно-продовольственное бюро ВЦСПС ВОКС – Всесоюзное общество культурных связей с заграницей ВПШ – Высшая партийная школа ВУ ВЦУ – Всеукраинское высшее церковное управление вуз – высшее учебное заведение ВЦ рада – Высшая (православная) церковная рада ВЦИК – Всесоюзный центральный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ВЦС – Высший Церковный Совет ВЦСПС – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов ВЦУ – Высшее Церковное Управление ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНИЦИАТИВНИКИ (прокофьевцы, отделенцы, откольники), сторонники Совета церквей евангельских христиан-баптистов, возникшего в результате раскола среди членов Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В кон. 50-х гг. XX в. в СССР была ужесточена гос. политика в отношении религ. орг-ций. Руководство ВСЕХБ под угрозой запрета деятельности вынуждено было принять меры по ограничению активной работы. В дек. 1959 г. на пленуме ВСЕХБ по «рекомендации» Совета по религиозным культам были приняты «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», в к-ром ограничивались права баптистских общин. Совет ВСЕХБ должен был оставаться постоянным, т. е. новые члены избирались только вместо выбывших; проведение съездов поместных общин не предусматривалось; запрещалось проводить богослужения за пределами зарегистрированного молитвенного дома; вступить в общину можно было только после прохождения 3-летнего испытательного срока. В «Инструктивном письме...» пресвитерам вменялось в обязанность сдерживать «нездоровые миссионерские проявления» и «изживать нездоровую практику погони за новыми членами», «строго соблюдать законодательство о культах». Предлагалось максимально ограничить крещение лиц в возрасте от 18 до 30 лет и не допускать на богослужение детей, а также отказаться от призывов членов общин к покаянию и т. д. В апр. 1961 г. Г. К. Крючков, пастор незарегистрированной общины г. Узловая Тульской обл., выступил с предложением о создании Инициативной группы, к-рая должна была потребовать от ВСЕХБ созыва Всесоюзного съезда ЕХБ. 10 авг. 1961 г. в Москве состоялось 1-е совещание Инициативной группы. Для ВСЕХБ были подготовлены документы, в к-рых содержалось требование не допускать гос. вмешательства в дела церкви и восстановить статус съезда как высшего органа церковного управления (Послание Президиуму ВСЕХБ и Первое послание к церкви Инициативной группы по созыву Всесоюзного съезда церкви ЕХБ). Члены Инициативной группы (получившие название «инициативники») посещали города СССР, убеждая баптистов поддержать их. В февр. 1962 г. инициативная группа образовала оргкомитет по созыву съезда. ВСЕХБ публично осудил действия И., после чего оргкомитет отлучил руководство ВСЕХБ от церкви и принял решение о создании независимого союза евангельских христиан-баптистов. В 1963 г. на совещании ВСЕХБ, преобразованном в съезд, отменили «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и директивы «Инструктивного письма старшим пресвитерам» и приняли новый устав. Однако СЦ ЕХБ этот съезд не признал и отверг возможность сотрудничества с ВСЕХБ. В 1965 г. был образован постоянно действующий руководящий орган новой церкви - Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ). В Совет вошли 11 чел., председателем стал Крючков. К 1965 г. от ВСЕХБ к СЦ ЕХБ отошло ок. 100 общин.

http://pravenc.ru/text/389599.html

Во главе нее стоял Председатель, для руководства регионами была создана система уполномоченных, а с 1947 г.- старших пресвитеров, к-рых назначал Всесоюзный совет и утверждали светские органы власти. В обязанности старших пресвитеров входило посещение и контроль за жизнью общин района (области), а также наблюдение за выполнением правительственных распоряжений по религ. вопросам. С 1945 г. аббревиатура названия союза стала выглядеть как ВСЕХБ, союз «и» был заменен дефисом, что должно было символизировать полное единство 2 деноминаций. Во ВСЕХБ вошли и др. евангельские течения: в 1945 г.- христиане веры евангельской - пятидесятники , т. к. их союзу было отказано в регистрации. Пятидесятники и евангельские христиане-баптисты заключили т. н. Августовское соглашение, по к-рому пятидесятники были готовы «говорить на языках» только в том случае, если в общине находился человек, способный истолковать эту речь (т. н. толковник). К союзу примкнули христиане евангельской веры (ХЕВ) из Украины и христиане веры евангельской (ХВЕ) из Белоруссии; эст. общины евангельских христиан, члены христ. об-ва «Голубой крест», Армия спасения, Братья радости, эст. пятидесятники и др. В 1946 г. присоединилось 25 общин свободных христиан-дарбистов из Закарпатья, в 1947 г.- евангельские христиане в духе апостолов (т. н. единственники) - пятидесятники-унитарии. Крещение единственников «во имя Иисуса Христа» было признано равносильным баптистскому, хотя им рекомендовалось принять единую формулу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В этом же году в состав ВСЕХБ вошли евангельские христиане-трезвенники; всего с 1945 по 1947 г. присоединилось ок. 70 общин Союза церквей Христовых, находившихся на территориях Зап. Белоруссии и Зап. Украины и вошедших в состав СССР после второй мировой войны. В 1965 г. к ВСЕХБ присоединились общины братских меннонитов . До этого времени беспрепятственно совершалась обязательная повсеместная регистрация общин, в дальнейшем тем, кто не успели зарегистрироваться до 1948 г., в этом было отказано. В СССР ВСЕХБ был единственной разрешенной протестант. орг-цией. В 1947 г. во ВСЕХБ крестилось 350 тыс. чел., в 1954 г.- 12 тыс. чел., официально во ВСЕХБ было 5400 приходов, в к-рые входило 512 тыс. чел. В нач. 1960 г. все старшие пресвитеры ВСЕХБ получили «Инструктивное письмо» от Совета Союза, в к-ром им предписывалось не увлекаться проповедями, сдерживать «нездоровые миссионерские проявления», не вести работу за пределами общины, сократить крещение молодежи, не крестить школьников, студентов, солдат и не допускать на собрания детей дошкольного и школьного возраста. В то же время было разработано новое Положение о Союзе ЕХБ в СССР.

http://pravenc.ru/text/155550.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010