Газета подвергалась критике, с одной стороны, за содействие разрушению церковных традиций, подрыв доверия к епископату и монашеству, с другой - за излишне «ученый» характер. С 24 по просьбе подписчиков открылась новая рубрика «Материалы для церковного учительства» (позже «Народная беседа»). Она содержала поучения и беседы по насущным вопросам совр. жизни, изложенные доступным языком. Авторами были священники, откликнувшиеся на просьбу редакции. В июне на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве либеральное направление новой редакции вестника было одобрено большинством голосов как «удовлетворяющее потребностям данного церковного момента». Кроме того, съезд принял постановление о сохранении обязательной подписки газеты всеми причтами и об увеличении финансирования издания из местных источников. Гораздо острее вопрос о направлении редакции газеты встал на заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . Издание и его редактор Титлинов получили резкие оценки. И. М. Бич-Лубенский назвал газету «Церковным противообщественным вестником», а ее статьи о Соборе, содержавшие критику идеи восстановления Патриаршества как монархической, доносом. Издательский отдел Собора признал желательным освещать деятельность Собора в газете, но при непременном условии, чтобы этот печатный орган был в ведении Собора. На соборном заседании 11 окт. было решено передать газету в распоряжение Синода, отменив постановление от 22 марта. Редактором был назначен прот. П. Лахостский. С 126 газета имела новый девиз: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 32). Структура издания сохранилась, но статьи стали менее тенденциозными. В газете публиковались протоколы заседаний Собора, печатались материалы, относящиеся к истории его созыва. Мн. статьи были посвящены принципу церковного единства (1917. 128), церковного представительства (1917. 137). Продолжалось освещение епархиальной и приходской жизни, политических проблем, военных действий. Издание было прекращено в нач. 1918 г., после захвата здания и имущества Синодальной типографии советской властью. Предприятие было передано в ведомство Комиссариата народного просвещения.

http://pravenc.ru/text/155540.html

Н. А. Заозёрский. Фотография. 1914 г. Н. А. Заозёрский. Фотография. 1914 г. В 1912 г. З. выдвигался кандидатом в члены 4-й Гос. думы, участвовал в I Всероссийском съезде единоверцев. В 1-й четв. XX в. он выступил с многочисленными статьями по актуальным вопросам церковно-общественной жизни в журналах «Церковно-общественный вестник» и «Голос Москвы», работал сотрудником журналов «Итоги жизни» (1914), «Церковная правда» (1914-1916); рассматривал предмет и историю церковного права, его соотношение с гос. законодательством, вопросы церковного суда, брачного права. Важность предмета церковного права З. отмечал, выступая против «теории бесправной Церкви» лейпцигского проф. Р. Зома, утверждавшего, что идея права несвойственна природе Церкви. З. подчеркивал наличие юридического фактора в жизни Церкви как социального института: «Природе Церкви Христовой не только не противна природа права, а, наоборот, в божественном праве Церкви находит себе усовершенствование право человеческое. Улучшение правосознания человеческого есть одно из призваний Церкви» (О сущности церковного права: [Рец. на:] Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 1906//БВ. 1909. Т. 3. 10. С. 312-318; 12. С. 565-567; 1910. Т. 1. 4. С. 597-613; 1911. Т. 1. 1. С. 63-103). З. различал канонические нормы относительно устройства Церкви, имеющие устойчивый характер, и нормы, касающиеся церковной дисциплины и меняющиеся со временем. В соч. «Право Православной грековосточной Русской Церкви как предмет специальной юридической науки» (М., 1888) З. стремился показать особенности рус. церковного права, несмотря на непродолжительное существование этой науки в России; в рецензии на работу М. А. Остроумова «Введение в православное церковное право» (Х., 1893. Т. 1) подчеркивал неразработанность его кодификации (БВ. 1894. Т. 2. 6. С. 489-496). Это направление научной деятельности З. получило развитие в аналитическом обзоре «Главные направления в научной постановке православно-церковного права» (БВ. 1902. Т. 3. 10. С. 234-255; 11. С. 445-459). Историко-источниковедческий характер носили публикации З. «Очерки из истории кодификации канонического права Восточной Церкви» (ЧОЛДП. 1881. Кн. 12. Отд. 1. С. 529-561); «Историческое обозрение источников права Православной Церкви» (М., 1891. Вып. 1: Канонические источники).

http://pravenc.ru/text/182557.html

С 1910 по 1913 годы в Екатеринбургской епархии было создано много сельских обществ трезвости. Сельские священники сами старались подавать прихожанам пример трезвой жизни. При каждом удобном случае они говорили о вреде пьянства. Во время праздничных посещений домов прихожан они не позволяли себе принимать угощение спиртным. Таким образом, общества трезвости в уральских городах и селах были весьма заметны и играли важную роль в организации общественной жизни. Это были добровольные, самоорганизующиеся общества верующих, которым были присущи начала самоуправления под руководством священноначалия. Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких спиртных напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Эти меры, получившие полную поддержку Церкви, вывели трезвенную работу на новую, более высокую ступень. 29–30 августа 1914 года проводился Всероссийский праздник трезвости, который показал, что народ широко поддерживал деятельность обществ трезвости. Публика охотно посещала чтения, устраиваемые трезвенниками. Большим спросом стала пользоваться литература о вреде, наносимом пьянством. Мысль о необходимости вести трезвую жизнь становилась все более и более популярной в народе. «Екатеринбургские епархиальные ведомости», ссылаясь на «Правительственный вестник», отмечали: «30 января 1914 года последовал Высочайший рескрипт Государя Императора на имя управляющего министерством финансов г. Барка. В этом рескрипте выражена твердая и непреклонная воля Государя Императора отрезвить русский народ:“Нельзя ставить в зависимость благосостояние казны от разорения духовных и хозяйственных сил множества Моих верноподданных. С отрадой в душе Я видел светлые проявления даровитого творчества и трудовой мощи Моего народа, но рядом с этим с глубокою скорбью Мне приходилось видеть печальные картины народной немощи, семейной нищеты и заброшенных хозяйств, неизбежные последствия нетрезвой жизни”» .

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

Источник: Сайт Общества православных врачей Массовый отказ от прививок: обоснованная необходимость или виртуальная мода? Заявление Исполкома Общества православных врачей России В 23 за 2009 г. газеты «Русский Вестник» была размещена публикация «Десять причин сказать «нет!» прививкам» врача-гомеопата Александра Котока, известного противника вакцинации, организатора наиболее крупного антипрививочного сайта в русскоязычной части сети Интернет, где помимо публикаций, направленных против прививок, активно проводятся заочные консультации пациентов с назначением лечения. Исполком Общества Православных врачей России заявляет о том, что содержащаяся в данной публикации информация во многом не соответствует действительности и в целом носит псевдонаучный характер. Позиция Общества православных врачей отражена в итоговом документе круглого стола на тему: «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», состоявшегося 23 сентября 2008 г. в Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Ознакомиться с документом можно на официальном сайте общества: http://opvr.ru/mnews/2.htm. Проблема рассматривалась также Церковно-общественным советом по биомедицинской этике при Московском Патриархате; материалы обсуждения и заявление Совета помещены в сборнике «Православие и проблемы биоэтики», вып. 3, 2009 г. Проблема широкого распространения в православной среде псевдонаучных сведений, касающихся вакцинопрофилактики, обсуждалась в ходе II Всероссийского съезда православных врачей, состоявшегося в октябре 2009 г. в Воронеже, что нашло отражение в резолюции съезда: http://vob.ru/news/2009/oktober/02/in.htm Рассматривая изложенные в публикации положения, считаем необходимым предоставить читателям следующую информацию: 1. К вопросу о том, что «вакцины являются ядами по определению», следует вспомнить слова великого врача Парацельса: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Действительно, вакцинные препараты содержат токсические вещества. Однако и проведенные исследования, и многолетняя практика свидетельствуют о том, что мизерные концентрации этих веществ, содержащиеся в вакцинах, не оказывают неблагоприятного влияния на организм человека. Тем не менее, фармацевтическая наука ведет постоянную работу по повышению безопасности вакцин, в результате чего во многих современных вакцинах токсические вещества отсутствуют.

http://pravmir.ru/vakcinaciya-privivki/

4. Проект статей основных законов Российской республики по вопросам народного образования, составленный В.И. Чарнолуским [Электронный ресурс]//Там же. URL: (дата обращения: 11.02.2012). 5. Постановление Временного правительства «О свободе совести» от 14 июля 1917 г.//Церковные Ведомости. 1917. N 31. 29 июля. С. 247-248; Постановление о свободе совести рассмотрено на заседании Временного правительства (N 131) 12 июля 1917 г. (См: «Издать нижеследующее постановление...» Из журналов заседаний Временного правительства. 28 июня - 31 июля 1917 г. [документ N 10]/Вступит. статья, подготовка текста к публикации и комментарии Б.Ф. Додонова//Альманах «Россия. XX век». [Фонд А.Н. Яковлева]. Дата обновления: 01.02.2012. URL: (дата обращения: 19.02.2012). 6. Тезисы «Религия в школе» [к законопроекту Государственного комитета «Временное положение о преподавании Закона Божия»]//ГАРФ. Ф. 1803 [Государственный комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства]. Оп. 1. Д. 5. Л. 35. 7. [Тезисы проекта Государственного комитета] «О некоторых изменениях учебных планов в мужских и женских прогимназиях и гимназиях, в реальных училищах ведомства Министерства просвещения [в 1917/1918 учебном году]», [без даты, не позднее 23 июля 1917 г.]//ГАРФ. Ф. 2315 [Министерство народного просвещения Временного правительства]. Оп. 1. Д. 192. Л. 1-1 об. 8. Временное положение о преподавании Закона Божия в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения [заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.]//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31; Журнал заседания Государственного комитета по народному образованию от 29 июля 1917 г.//Там же. Д. 12. Л. 230-235. 9. Докладная записка Департамента народного просвещения о некоторых изменениях в постановке учебной части в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в связи с постановлением Временного правительства от 14 июля 1917 г. о свободе совести (6 сентября 1917 г.)//ГАРФ. Ф. 1779 [Канцелярия Временного правительства]. Оп. 2. Д. 409. Л. 1; Закон Божий в Государственном комитете [окончательная редакция законопроекта о необязательности Закона Божия, принятая в 4-й сессии Государственного комитета]//Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. N 119 (24 сентября). С. 2.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/28/...

Итак, единственный путь к величию нашего отечества — это созидание его во Христе. Утопия? В объёме социума — безусловно. Наша сегодняшняя общественная жизнь не только далека от христианства, но агрессивно–нехристианская; исчезающе мала «критическая масса» христиан. Но в своей жизни, жизни своей семьи, той части общества, с которой мы соприкасаемся, ничто не мешает нам быть христианами. Что же касается патриотизма, то тут особо многого и не нужно. Прежде всего, необходимо осмыслить нашу историю и нашу жизнь с христианской нравственной точки зрения: отказаться от нелепого мифотворчества, давать всему трезвую и правдивую оценку, не поддаваться на оболванивающую, столь традиционную для нас, агрессивную пропаганду. А с практической стороны — давайте начнём любовь к родине с наших подъездов и уборки мусора на улицах и дворах, где мы живём… Опубликовано (с сокращениями): Церковный Вестник 12, 2005 г. ВСПОМИНАЯ 19З7–Й 30 июля 1937 года был подписан, а 5 августа начал исполняться приказ НКВД 00447 (два нуля перед номером приказа означают, что он исходил лично от Сталина), положивший начало самой кровавой странице отечественной истории. Конечно, неверно ограничиваться только этой датой: целый период с 1917 по 1953 год — время массовых репрессий, которые унесли жизни десятков миллионов наших соотечественников. Тридцать Седьмой — лишь самый пик кровопролития, поэтому эта дата стала знаковой. Как мы осмысляем трагические страницы нашей истории? какие выводы нами сделаны (и сделаны ли)? Некоторые размышления об этом предлагаются вниманию читателя. I. В июне этого года в Москве прошла Всероссийская конференция «Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях». 21 июня состоялась встреча её участников с Президентом России В.В. Путиным. На этой встрече Президент, в частности, сказал: «Давайте вспомним события, начиная с 1937 года, давайте не будем об этом забывать. Но и в других странах было не менее, пострашнее ещё было. Во всяком случае, мы не применяли ядерного оружия в отношении гражданского населения. Мы не поливали химикатами тысячи километров и не сбрасывали на маленькую страну в семь раз больше бомб, чем за всю Великую Отечественную войну, как это было во Вьетнаме, допустим. У нас не было других чёрных страниц, таких как нацизм, например. Да мало ли чего было в истории каждого государства и каждого народа! И нельзя позволить, чтобы нам навязывали чувство вины, — о себе пускай подумают!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Вера и Церковь . Духовный богословско-апологетический журнал. М., 1899–1907. 10 раз в год Вестник военного духовенства, издаваемый при утвержденной Священным Синодом программе. СПб., 1890–1910. 2 раза в месяц Изд.: Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства. Далее: «Вестник военного и морского духовенства», 1911–1917. Вестник военного и морского духовенства. СПб., 1911–1917. 2 раза в месяц Изд.: Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства Ранее: Вестник военного духовенства, 1890–1910 Вестник первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. СПб., 1904 2–3 раза в неделю Изд.: Комитет выставки Вестник спасения. Иллюстрированный ежемесячный журнал (в духе международной, религиозного характера, ассоциации «Армия спасения»). СПб., 1913–1917 Ежемесячно Вестник христианина. Приложение к журналу «Благая весть», СПб., 1913–1916 8 раз в год Часть выпусков см. в журнале «Еженедельные чтения» Вестник церковно-общественной жизни. Прибавление к номеру «Пастырского собеседника». М., 1902–1905 52 выпуска в год, с 1906 года печатался на страницах журнала «Пастырский собеседник» Вестник церковного единения. Орган духовенства и мирян Воронежской епархии. Воронеж, 1917. 2 раза в неделю. Изд.: Епархиальное женское училище Вестник Эриванского православного прихода. Эривань, 1909–1912 8–10 раз в год Изд.: Приходское попечительство при Эриванском соборе Вифезда. Теплое слово больным, бедным, несчастным, неудачникам и старикам. Орган борьбы с отчаянием, самоубийством и орган примирения людей с окружающими их жизненными обстоятельствами М., 1911–1912 Ежемесячно Вождь. Религиозно-общественная газета. Одесса, 1907. 36 раз в год. С 4 подзаголовок: «Газета для современных православных монахов и для мирян, старающихся исполнить заветы Святого Крещения. С 7–8 подзаголовок: Религиозно-общественная газета. Далее – «Студент-христианин», 1908–1911 Возрождение прихода. Листки, издаваемые Заборьевским приходским Советом Смоленской губернии, Мещерск (печат. в Москве), 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Да поможет Господь мужественно перенести ниспосланное Вам в путях Божиего Промышления, и да сохранит Он Вас и Ваших детей в невредимости среди бурь и напастей настоящего времени. Призываем на Вас и Вашу семью благословение Божие. Патриарх Тихон»22. Ровно через пять месяцев после кончины отца Иоанна, 31 марта 1918 года, когда количество поименно известных Священному Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном в сослужении 4 архиереев и 10 архимандритов и протоиереев была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX века «заупокойная Литургия по новым священномученикам и мученикам». Во время произнесения на заупокойной Литургии и панихиде молитвенных возношений «Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» вслед за первым убиенным архиереем митрополитом Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн — отец Иоанн Кочуров, открывший своей исповеднической кончиной служение сонма новомучеников Русской Церкви XX века23. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Американский православный вестник. 1907. С. 269. 2 Там же. 1898. С. 681–682. 3 Там же. С. 682. 4 Там же. 1900. С. 215. 5 Там же. 1899. С. 305–306. 6 Там же. 1902. С. 171–173. 7 Там же. 1904. С. 81. 8 Там же. 1906. С. 206. 9 Там же. 11. С. 229. 10 Циркуляры по Санкт-Петербургскому учебному округу 1907 г. С. 294. 11 Церковные ведомости. 1912. 18. С. 128. 12 Царскосельское дело. 1916. 18 ноября. 13 Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 5 ноября. 14 Там же. 15 Там же. 16 Американский православный вестник. 1905. 17. С. 340–342. 17 Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 5 ноября. 18 Там же. 19 Церковные ведомости. 1917. 48–50. С. 2–3. 20 Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 1 декабря. 21 Там же. 2 ноября. 22 Там же. 15 декабря. 23 Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. 15–16. С. 519. 13 ноября 2017 г. 13:30 HTML-koд для сайта или блога: Иоанн Кочуров: миссионер и первомученик 13 ноября 1917 года стало поистине рубежом в истории Русской Церкви. В Царском Селе разъяренные защитники революции зверски расправились с местным священником — отцом Иоанном Кочуровым. Его смерть «открыла» скорбный список новомучеников и исповедников российских ХХ века. Жизненный путь отца Иоанна — это прообраз судьбы многих новомучеников Русской Церкви. Сбор сведений о его жизни, который продолжался несколько десятилетий, убедил автора, что этот священник не был просто страдальцем, ста­вшим жертвой политической смуты и злобы революционной черни, — весь его жизненный путь предопределил именно такую судьбу Церкви в условиях коммунистического лихолетья. PDF-bepcuя

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_koch...

Фонд 796 – Канцелярия Святейшего Синода Фонд 797 – Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода Фонд 831 – Канцелярия патриарха Тихона Фонд 833 – Поместный Собор Государственный исторический архив Российской Федерации (ГАРФ) Фонд 1778 – Канцелярия министра-председателя Временного правительства Фонд 1779 – Канцелярия Временного правительства Фонд 550 – Митрополит Арсений (Стадницкий) Государственный архив Тверской области (ГАТО) Фонд 160 – Тверская духовная консистория Центральный Государственный исторический архив Украины, г. Киев Фонд. 127 – Киевская духовная консистория Фонд.711 – Киевская духовная академия Пресса Биржевые ведомости. Пг. Борьба: Орган Екатеринославской организации РСДРП Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг. Владикавказские епархиальные ведомости Вестник церковною единения. Воронеж Вестник Временного правительства. Пг. Вестник Красноярского общественного комитета Вестник Красноярского городского общественного управления. 1917 Вестник Тверского исполнительного комитета Вера и жизнь. Харьков Голос свободной церкви. Рязань Екатеринбургские епархиальные ведомости Екатеринославские епархиальные ведомости Енисейская мысль. Красноярск Енисейские епархиальные ведомости Енисейская церковная нива Московские ведомости Московский церковный голос Московские церковные ведомости Новгородские епархиальные ведомости Свободная церковь . Пг. Свободная Сибирь. Красноярск Саратовские епархиальные ведомости Старый владимирец Наше слово. Красноярск Русское слово. М. Рязанская жизнь Рязанские епархиальные ведомости Пермские епархиальные ведомости Пензенские епархиальные ведомости Орловские епархиальные ведомости Орловский вестник Орловская мысль Новое время. Пг. Известия по Екатеринбургской епархии Известия по Енисейской епархии Известия по Петроградской епархии Известия Владимирского губернского временного исполнительного комитета Киевлянин Киевские епархиальные ведомости Кишиневские епархиальные ведомости Курские епархиальные ведомости К свету. Тверь Таврический церковно-общественной вестник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филиппов А. Послание патриарха Тихона к духовенству от 25 сент./8 окт. 1919 г. М., 1920. Чистович И. А. Санкт – Петербургская духовная академия за последние 30 лет. СПб., 1889. Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. Периодика Американский православный вестник, 1903 – 1907. Бакунина Э. Н. О последних днях патриарха Тихона//Вестник русского христианского движения во Франции. 1975. 115. Вестник Виленского Св. – Духовского Братства, 1914 – 1916. Вешнева М. А. Это память о днях в Донском...//Юность. 1990. N° 9. Всероссийский церковнообщественный вестник, 1917–1918. Известия ЦК КПСС. 1990. 4. Литовские епархиальные ведомости, 1914 – 1916. Любимов Н. Неувядаемый цвет//Москва. 1993. 7. Михайловский В. В России на краю... Из дневников 1917 – 1920 – х годов//Москва. 1993. 2. Московские церковные ведомости, 1917 – 1918. Новиков Н. Родословное древо святителя Тихона//Московский церковный вестник. 1992. N° 4. Одинцов М. Жребий пастыря//Наука и религия. 1989. N° 1, 4 – 6. Православный благовестник, 1900 – 1907. Псковский городской листок. 1891. N° 93, 96. Революция и Церковь , 1919 – 1924. Свет России. Московские воспоминания 1923 – 1927//Православная беседа. 1993. N° 2. Странник. 1893. N° 12; 1897. N° 6, 7. Трубецкой Г. Памяти св. патриарха Тихона//Путь. Париж, 1925, сентябрь. Холмско – Варшавский епархиальный вестник, 1892 – 1898. Церковные ведомости и Прибавления к церковным ведомостям, 1917 – 1918. Ярославские епархиальные ведомости, 1907 – 1914. Архивные материалы и рукописи Архив Министерства безопасности Российской Федерации, следственное дело патриарха Тихона, т. 2, 3, 5 – 29 (1 – й том утерян, 4 – й выдавать запрещено). Архив Министерства безопасности Российской Федерации, следственное дело митрополита Вениамина (Казанского). ГАРФ, ф. 130, оп. 2; ф. 55, оп. 1, д. 409; ф. 336, оп. 1; ф. 393, оп. 2, д. 1851; ф. 543, оп. 1; ф. 691с, оп. 1; ф. 1235, оп. 56, 95; ф. 1065, оп. 1 – 4; ф. 5263, оп. 1; ф. 5446с, оп. 55; ф. 5853, оп. 1; ф. 5972, оп. 1, д. 21а; ф. 6343, оп. 1; ф. Р – 1034, оп. 1 – 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010