Межправославная подготовительная комиссия на 1-м заседании в Женеве 16-28 июля 1971 г. рассмотрела доклады, разработанные Поместными Православными Церквами, и составила соответствующие документы. Согласно принятой процедуре, эти документы после изучения всеми Поместными Православными Церквами надо было представить на обсуждение и утверждение 1-му Всеправославному предсоборному совещанию (если не потребуется доработка). Комиссия приняла решение опубликовать полный текст материалов по 6 вышеупомянутым темам в подлиннике и переводах. Комиссия выразила пожелание, чтобы 1-е Всеправославное предсоборное совещание пересмотрело составленный каталог тем готовящегося Св. и Великого Собора. 1-е Всеправославное предсоборное совещание проходило 21-28 нояб. 1976 г. под председательством митр. Халкидонского Мелитона (К-польский Патриархат) в правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези. В его работе, как и в последующих совещаниях, приняли участие делегации К-польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Московского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов, Кипрской, Элладской, Польской и Чехословацкой Православных Автокефальных Церквей и Православной Автономной Церкви Финляндии. Совещание пересмотрело обширный каталог тем, включило в повестку дня буд. Св. и Великого Собора лишь 10 из них, к-рые определило первостепенно важными для Православия, требующими соборного решения: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, вопрос общего календаря, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение правосл. Церквей к остальному христ. миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христ. идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Темы «Источники Божественного Откровения» и «Икономия в Православной Церкви» переданы для изучения Поместным Православным Церквам, с тем чтобы в будущем можно было рассмотреть их на совещании. Др. темы Родосского каталога 1961 г. были отданы для изучения отдельными правосл. Церквами.

http://pravenc.ru/text/155530.html

г) принимать общие тексты на каждой сессии Смешанной комиссии не почленно, а обеими Комиссиями, как сторонами, равно содействующими проведению диалога. В частности, для беспрепятственного осуществления диалога необходима краткая дискуссия по некоторым острым темам, чреватым нежелательными последствиями, как, например, уния и прозелитизм. Уния, продолжающая существовать как отрицательный момент в жизни наших Церквей и в ее исторических формах, и в современных проявлениях, равно как и осуществляемый в каком бы то ни было виде прозелитизм, — это факты, неприемлемые для Православия, затрудняющие дальнейший ход диалога. В этой связи предлагаем изучить вопрос об унии и осуществляемом через нее прозелитизме как экклезиологически приоритетный на одной из сессий нашего диалога, а также в связи с отрицательными для Православия и его диалога с Римско–Католической Церковью пастырскими и прочими последствиями унии и прозелитизма предлагаем как можно скорее найти необходимые практические решения. 5. ДИАЛОГ С ЛЮТЕРАНАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание с удовлетворением констатирует, что диалог начался успешно и что его участники избрали первой темой для обсуждения экклезиологию, которая, по существу, касается наиболее значительных проблем и вытекающих из них разногласий. Совещание надеется, что и во время двусторонних дискуссий, и при выработке общих текстов академический и церковный моменты будут сбалансированы. И хотя мы уже предвидим предстоящие трудности в ходе этого диалога, тем не менее надеемся, что с помощью Божией он станет плодотворным и полезным. 6. ДИАЛОГ С РЕФОРМАТАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание выражает желание, чтобы богословский диалог Православной Церкви с реформатами официально начался и развивался в положительном и творческом духе. Выражается также надежда, что этот диалог использует накопленный другими богословскими диалогами опыт, воспринимая все положительное и избегая повторения отрицательных моментов. Понятная озабоченность некоторых Поместных Православных Церквей в связи с прозелитической активностью отдельных лютеран и реформатов в ущерб православной полноте может вызвать осложнения и затруднить дальнейший ход этих диалогов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Протоиерей Всеволод Чаплин считает отсутствие регулярных всеправославных совещаний «позором для православного мира» 4 декабря 2007 г. 13:16 В Русской Православной Церкви считают необходимым проведение регулярных всеправославных совещаний для решения возникающих между Поместными Церквами спорных вопросов, в том числе для выработки общего понятия канонической территории. «Это позор для православного мира — что мы не можем решать наши проблемы через братский диалог друг с другом», — сказал замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин на церковно-научной конференции в Москве . Он с сожалением отметил, что зачастую единственной площадкой, где представители Православных Церквей сегодня получают возможность для диалога, оказываются заседания Всемирного Совета Церквей , преимущественно протестантской по своему составу организации. Между тем Константинопольский Патриархат в свое время, особым образом проинтерпретировав ряд канонических правил, заявлял о том, что «только он имеет право созывать всеправославные совещания», напомнил отец Всеволод. Однако «уже несколько десятилетий механизмы межправославных консультаций не работают», подчеркнул он. «Те, кто заявил о своем исключительном праве созывать всеправославные совещания, фактически остановили этот процесс, как только речь в его рамках дошла до попытки добиться ясности в вопросе о правах равных друг другу Поместных Церквей», — заявил представитель Московского Патриархата. Результатом нынешнего кризиса межправославных отношений, находящихся в стадии «тяжкой и хронической болезни, таящей смертельную опасность», становится, по его словам, появление параллельных епархий «не только в диаспоре, но и на канонических территориях отдельных Церквей». «И посему жизненно необходимо вновь обратиться к апостольскому идеалу уважения епископами пастырской ответственности друг друга, основой чего является территориальное деление, а иногда, в условиях диаспоры, деление на юрисдикции Поместных Церквей», — отметил отец Всеволод. Именно «во внутриправославном контексте», по его словам, «должен быть вновь осознан принцип канонической территории, относящийся к этому контексту в максимально возможной степени, поскольку речь идет об одной Церкви». Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/332671.htm...

Встреча руководства Народного Собрания Болгарии с участниками Всеправославного совещания, созванного для рассмотрения решения Европейского суда по правам человека в связи с жалобой раскольников против Болгарии, состоялась 12 марта в Софии. 12 марта 2009 г. Участники всеправославного совещания, открывшегося 11 марта в Софии по инициативе Святейшего Патриарха Болгарского Максима, выразили поддержку Болгарской Православной Церкви и критически оцнило решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Сергей Чапнин 12 марта 2009 г. Рабочее совещание представителей поместных Православных Церквей открылось 11 марта 2009 года в резиденции Правительства Республики Болгария «Боян» в Софии. Совещание посвящено рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 16 декабря 2008 года. Совещание проходит под председательством Святейшего Патриарха Болгарского Максима и организовано Священным Синодом Болгарской Православной Церкви. 11 марта 2009 г. Очередной общероссийский православный молодежный форум «Феодоровский городок» прошел в Подмосковье с 9 по 14 февраля. За шесть лет своей ежегодной работы «Феодоровский городок» стал традиционным центром общения православной молодежи со всей страны, местом рождения многих молодежных проектов, уникальной образовательной площадкой для церковных активистов, вокруг которых строится молодежная работа в регионах. Кристина Борисова 27 февраля 2009 г. В крупнейших городах России прошли концерты и вечера памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приуроченные к 80-летию со дня его рождения. Анна Курская 27 февраля 2009 г. В выставочном зале музея Храма Христа Спасителя 25 февраля состоялась торжественная церемония открытия выставки «Патриарх Алексий II. К 80-летию со дня рождения». 27 февраля 2009 г. В этом году тема чтений — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». В форуме приняли участие делегаты из большинства епархий Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/reports/page/31/

В Софии открылось рабочее совещание представителей Поместных Православных Церквей 11 марта 2009 г. 16:35 11 марта в резиденции Правительства Болгарии «Баян» в Софии открылось рабочее совещание представителей Поместных Православных Церквей. Совещание посвящено рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 16 декабря 2008 года. В этом решении ЕСПЧ обвинил власти Болгарии в нарушении 9 статьи Европейской конвенции о защите прав человека и фактически поддержал болгарских раскольников «митрополита» Иннокентия. Совещание проходит под председательством Святейшего Патриарха Болгарского Максима и организовано Священным Синодом Болгарской Православной Церкви . В совещании участвуют делегации 12 Поместных Православных Церквей, представители Правительства, депутаты Народного собрания Болгарии, а также специалисты по каноническому и международному праву. Приветствуя участников совещания, Святейший Патриарх Болгарский Максим процитировал Заявление Священного Синода, в котором решение ЕСПЧ названо «грубым вмешательством в жизнь Болгарской Православной Церкви» и еще раз призвал раскольников вернуться в лоно канонической Церкви. Предстоятель Болгарской Церкви выразил надежду, что участники совещания дадут соборную оценку решениям ЕСПЧ. Емил Велинов, исполняющий обязанности руководителя дирекции по вероисповеданиям Правительства Болгарии, передал участникам совещания приветствие премьер-министра Болгарии Сергея Станишева. «Для Правительства Болгарии защита единства Болгарской Православной Церкви и ее прав является защитой идентичности болгарского народа», — подчеркнул Велинов. Мария Кёсева, юридический консультант Священного Синода Болгарской Православной Церкви, изложила историю раскола, сделав акцент на юридических и канонических вопросах, и выразила надежду, что участники совещания помогут сформулировать конкретные рекомендации для составления аппеляции в Европейский суд по правам человека. Затем выступили представители Поместных Православных Церквей, в их числе — глава делегации Московского Патриархата епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при Европейских международных организациях. Выступление епископа Венского и Австрийского Илариона, главы делегации Московского Патриархата на Всеправославном совещании в Софии 11-12 марта 2009 года Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/580351.htm...

Исследование, имеющее отношение к диалогу с Древними Восточными Церквами, было выполнено по поручению Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства также проф. прот. Л. Вороновым . В декабре 1983 г. он представил Комиссии доклад, содержащий, в частности, богословскую разработку одной из тем, одобренных Всеправославным Совещанием на о. Родос (1961 г.): «Православие и меньшие Древние Восточные Церкви». Этот доклад был направлен в Межправославную подготовительную комиссию, учрежденную четвертым Всеправославным Совещанием 1968 г., в качестве официального документа от Русской Православной Церкви 223 . В завершение настоящего обзора можно подвести некоторые итоги словами покойного митрополита Никодима, сказанными им в докладе «К вопросу о сближении халкидонского и нехалкидонского богословия в их восприятии святоотеческой христологической доктрины», который был прочитан в 1969 г. в Аддис-Абебе: «Мы полагаем, что уже в настоящее время существует значительное согласие между богословами Церквей, признающих и не признающих Халкидонский «Орос», в области, где еще недавно отсутствовало взаимопонимание... Мы искренне надеемся на то, что при помощи Божией постепенно будут разъясняться и отпадать те недоразумения, которые исторически возникли в результате действия многих небогословских факторов, и что, идя путем тесного, братского сотрудничества в углубленном изучении святоотеческого наследия, мы будем неуклонно приближаться к благословенному моменту, когда Господу благоугодно будет даровать нам радость полного общения в вере и исповедании Его единым сердцем и едиными устами» 224 . Глава 5. Православно-англиканский диалог Одну из важных сторон деятельности СПбДА составляют ее труды по развитию православно-англиканского диалога. История Англиканской Церкви, привлекшей во второй половине XIX в. внимание православных богословов своим возрождением, обстоятельно изучалась питомцами СПбДА. В этот период представители так называемой «Высокой Церкви» (Hight Church) стремились выявить пути сближения с Православной Церковью. С 1867 г. в Лондоне начал издаваться журнал «The Orthodox Catholic Review», освещавший историю, вероучение и повседневную жизнь Православной Церкви. Приветствуя это начинание, способствовавшее сближению Англиканской Церкви с Православием, Святейший Синод Русской Православной Церкви постоянно оказывал поддержку данному изданию 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

И все же Всеправославное Совещание стало заметным событием в истории. Именно здесь были даны ответы на, тревожившие православный мир, вопросы – вопросы о законности англиканской иерархии (фактически, вопрос о том, можно ли признавать апостольское преемство в организации, которая не считает священство таинством), о новом календарном стиле, а также о допустимости участия Церкви в экуменическом движении. Хотя во Всеправославном совещании и не приняли участие некоторые представители Поместных Церквей, все-таки, мировое православие было представлено восемью Церквами – Антиохийской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Албанской и Польской. Всеправославное совещание высказалось против участия Православных Церквей в экуменическом движении, вынесло решение, что григорианский календарь, принятый некоторыми Поместными Церквами не может быть основанием для разделения, а также постановило, что англиканская иерархия не является законной, по причине заметных отступлений Англиканской Церкви от Предания 582 . Хотя результаты совещания, в целом, были предрешены заранее, доклады, произнесенные на мероприятии архиепископом Серафимом, сыграли свою роль. Главной проблемой, которая обсуждалась на Совещании, была проблема участия Православной Церкви в экуменическом движении. В начале XX века экуменизм рассматривался, как способ диалога с инославным миром, для знакомства его с православием . Путь диалога оказывался вполне оправданным, достаточно вспомнить присоединение к Церкви закавказских несториан или диалог с англиканами, в котором участвовал святитель Агафангел (Преображенский) 583 . К сожалению, со временем, диалог уступил место религиозному равнодушию, выражением которого стали слова митрополита Платона (Городецкого) , сказанные в XIX веке: «перегородки, которые настроили люди в церкви, не доходят до неба» 584 . Ради мнимого единства, стали возможны и самые широкие компромиссы в вопросах догматики, когда «диалог любви» стал предшествовать богословскому диалогу, а то и вовсе заменять его. Протоиерей Василий Зеньковский , ставший одним из выразителей такого пути, писал, например, что, для спасения, достаточно верить во Христа и в спасительность своей конфессии 585 . Таким образом, по мнению протоиерея В. Зеньковского , для спасения вовсе не обязательно было принадлежать к Православной Церкви. Такой подход был вполне приемлем для протестантских конфессий, но для православного христианина звучал абсурдно и даже кощунственно. Неудивительно, что само понятое «экуменизм», при такой постановке вопроса, дискредитировало себя в глазах православных христиан и стало звучать, чуть ли, не как оскорбление, подразумевающее равнодушие того или иного церковного деятеля к чистоте учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

III Предсоборное всеправославное совещание (1986, Шамбези) приняло резолюцию по результатам диалога со старокатоликами, в к-рой говорилось, что «соблюдение Старокатолической Церковью давней практики общения в Таинствах с Церковью Англии, а также появившиеся в Германии позднейшие тенденции к общению в Таинствах с Евангелической церковью... снижает значение совместно подписываемых в диалоге общих экклезиологических текстов и создает трудности воплощения и раскрытия богословия совместно подписываемых общих богословских текстов во всей жизни Старокатолической Церкви. Оба эти вопроса нуждаются в оценке компетентных богословов Православной Церкви с точки зрения экклезиологических и церковных последствий, с тем чтобы ускорить установление церковных предпосылок для восстановления церковного общения со старокатоликами. Успешное завершение этого богословского диалога благоприятно отразится и на результатах других диалогов, поскольку упрочит доверие к ним» (ЖМП. 1987. 6. С. 55). В 1987 г. в г. Кавала (Греция) состоялось последнее заседание Смешанной комиссии. Были приняты документы, подготовленные на предыдущем заседании в Минске: «Таинство Брака», «Таинство Священства», «Таинство Елеосвящения», «Таинство Покаяния», «Учение о последних событиях», «Церковное общение: предпосылки и следствия». Диалог был признан законченным, но незавершенным. По процедуре, предложенной III Предсоборным всеправославным совещанием, диалог считается завершенным после того, как все правосл. Церкви признают его результаты и Патриарх К-польский объявит о его окончании. Документы были разосланы правосл. и старокатолич. Церквам для дальнейшей работы, однако после 1-й священнической хиротонии женщины в Старокатолической Церкви (18 сент. 1999, Утрехт, Нидерланды) ситуация стала неопределенной. С Всемирной лютеранской федерацией (ВЛФ). I Всеправославное совещание (1961) рекомендовало правосл. Церквам укреплять отношения с Церквами Реформации. На IV Всеправославном совещании (1968) было принято решение создать Межправославную комиссию по диалогу с ВЛФ.

http://pravenc.ru/text/171923.html

В Северной Америке может появиться еще одна ассамблея православных епископов 29 мая, 2011. Новостная служба Завершившаяся 27 мая Ассамблея канонических православных епископов Северной и Центральной Америки еще раз подтвердила свое ходатайство перед Вселенским патриархом о создании в Северной Америке еще одной епископской ассамблеи — Ассамблеи канонических православных епископов Канады. Чикаго. 29 мая. ПРАВМИР — Завершившаяся 27 мая Ассамблея канонических православных епископов Северной и Центральной Америки еще раз подтвердила свое ходатайство перед Вселенским патриархом о создании в Северной Америке еще одной епископской ассамблеи — Ассамблеи канонических православных епископов Канады. Ассамблея канонических православных епископов Северной и Центральной Америки была создана в результате решения IV всеправославной предсоборной конференции, состоявшейся в Шамбези (Швейцария) в июне 2009 г. после Совещания глав всех Автокефальных Православных Церквей, созванного Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Ассамблея американских православных епископов — одна из двенадцати ассамблей, которые созданы во всем мире в регионах, где нет собственных Поместных Православных Церквей, признанных во всем православном мире. Ассамблея включает всех действующих канонических епископов, которые проживают и совершают служение в Северной и Центральной Америке и встречаются на своих общих собраниях ежегодно. Согласно принятому на IV всеправославной предсоборной конференции Регламенту деятельности епископских собраний в диаспоре: «Учреждение нового, разделение или ликвидация существующего Епископского Собрания или объединение двух или более происходит на основании решения Совещания Предстоятелей Православных Церквей по просьбе то или иной Церкви или Председателя того или иного Епископского Собрания, направленной Вселенскому Патриарху». На сегодня Ассамблея канонических православных епископов Северной и Центральной Америки по сути стала Ассамблеей канонических православных епископов только Соединенных Штатов Америки, так как в ней уже не принимают участие епископы Канады, а также епископы Мексики и Центральной Америки, выразившие желание присоединиться к епископской ассамблее Южной Америки.

http://pravmir.ru/v-severnoj-amerike-moz...

— Можно ли считать одной из причин создавшейся ситуации недостатки, выявившиеся в процессе подготовки к Собору? Насколько грамотно она была организована? — К сожалению, предсоборный процесс в плане своей организации был далек от совершенства, механизм предсоборных совещаний не был достаточно эффективным. Подготовительные мероприятия созывались нерегулярно, иногда с весьма значительными перерывами, причина которых иной раз нам была не понятна, и всегда были ограниченными по времени, что делало крайне затруднительным содержательные, свободные дискуссии по документам. Предложение Русской Церкви, а также некоторых других Поместных Церквей, сделать Секретариат по подготовке Собора постоянно действующим всеправославным органом, в который Поместные Церкви могли бы делегировать своих ведущих богословов и канонистов, к сожалению, не было вовремя услышано. Лишь по итогам состоявшегося в январе этого года в Шамбези Собрания Предстоятелей был создан Всеправославный секретариат Святого и Великого Собора, но в реальности принцип его работы мало чем отличался от предсоборных совещаний и подготовительных комиссий, спорадически собиравшихся на кратковременные заседания. Ни один по-настоящему существенный вопрос так и не был разрешен за время работы Всеправославного секретариата, занимавшегося исключительно вопросами технического характера. — С чем, на Ваш взгляд, связана критика соборных документов, имевшая место в целом ряде Поместных Православных Церквей? — В самом факте наличия критических замечаний в адрес соборных текстов нет ничего удивительного или неожиданного. Цель публикации проектов документов Всеправославного Собора как раз и состояла в том, чтобы дать возможность архипастырям, клирикам и мирянам изучить эти тексты, высказать свое отношение к ним, указать на возможные неточности, противоречия в них, если таковые имеются. Предполагалось, что выявленные таким образом обоснованные, действительно принципиальные замечания будут в дальнейшем учтены либо на самом Соборе, либо в оставшееся до его начала время. Такая «обратная связь» совершенно необходима для того, чтобы итоговые, уже принятые Собором тексты, были впоследствии приняты не только участниками Собора, но и всей Церковной Полнотой.

http://patriarchia.ru/db/text/4539267.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010