Церковное торжество 100-летие со дня открытие мощей Святителя Иннокентия Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Тихону, Архиепископу Иркутскому и Верхоленскому, – от 3 января 1905 года за 31 По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт Вашего Преосвященства, от 4 декабря 1904 года за 3285, коим ходатайствуете о разрешении совершить в 8 и 9 день февраля 1905 года по представленной программе церковное празднование в ознаменование столетия со времени открытия Св. Мощей Святителя Иннокентия, перваго Епископа Иркутскаго. Приказали: Обсудив означенное ходатайство Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: в ознаменование столетия со времени открытия Св. Мощей Святителя Иннокентия, почивающих в соборном храме Иркутскаго Вознесенскаго монастыря, разрешить Иркутскому Епархиальному Начальству совершить в 8 и 9 день февраля 1905 года церковное празднование согласно выработанной Епархиальным Начальством программе. О чем уведомить Ваше Преосвященство указом. Церковное торжество в Иркутской епархии 9-го февраля 1905 года, в память 100-летия со дня открытия честных и многоцелебных мощей Святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутскаго, почивающих в Иркутском Вознесенском монастыре 1. 8 февраля в Иркутском кафедральном соборе и во всех градских, монастырских, сельских и миссионерских церквах Иркутской епархии совершается всенощное бдение Святителю Иннокентию, с чтением акафиста и жития, а 9 февраля – литургия и по окончании ея молебен Святителю Иннокентию со звоном. 2. В Вознесенском Св. Иннокентия монастыре 8 февраля всенощное бдение совершается Архиерейским служением. После 1-й кафисмы – чтение жития Святителя Иннокентия; после 2-й кафисмы слово; во время пения «Хвалите Имя Господне» – износятся на средину храма Святыя Мощи и затем совершается акафист Святителю Иннокентию; прочее по общему чиноположению. 3. 9 февраля в Иркутских градских церквах совершается ранняя литургия (начало в 6 часов утра), кроме Кафедрального собора,       Знаменскаго и Князе-Владимирскаго монастырей и Успенской Крестовоздвиженской, Михаило-Архангельской и Глазковской Николо-Иннокентиевской церквей, в которых совершается поздняя литургия в обычное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 7-й. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Служба совершается по Марковой главе Типикона под 1 января: «Аще случится Обрезание Господне и святаго Василия Великаго в Неделю...». Примечание. В Типиконе сказано: «Аще случится Обрезание Господне и святаго Василия Великаго в Неделю, творим бдение» (см. Типикон, 1 января, Маркова глава). Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба, совершаемая по Октоиху и Минее, показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню. 9-й час – по обычаю (на нем тропарь и кондак праздника Рождества Христова – завершение дня отдания Рождества; если накануне совершалась полиелейная служба прп. Паисия Святогорца (вариант Б ) – на 9-м часе тропарь праздника Рождества Христова, «Слава» – тропарь преподобного; кондак преподобного). На малой вечерне открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа...» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.) На «Господи, воззвах» стихиры воскресные, глас 7-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество...», «И ныне» – праздника (по выбору) . Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем» . «Премудрость» и прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася» . По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-14/

1. Суббота пред Богоявлением. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Примечание. В Типиконе сказано: «Аще храм святаго Василия, творим бдение». Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню. 9-й час – по обычаю (на нем тропарь и кондак праздника Рождества Христова – завершение дня отдания Рождества; если накануне совершалась полиелейная служба прп. Паисия Святогорца (вариант Б ) – на 9-м часе тропарь праздника Рождества Христова, «Слава» – тропарь преподобного; кондак преподобного). На малой вечерне открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа...» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.) На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество...», «И ныне» – праздника (по выбору) . Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем» . «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне. На стиховне стихиры праздника святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Плотское обрезание...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

Г.С. Битбунов Краткий терминологический словарь Адвент (лат. adventus – пришествие) – в Римско-Католической Церкви начало церковного года, период, предшествующий празднику Рождества. Аккламация (лат. acclamatio – восклицание) – в одном из значений: приветственные возгласы и славословия. Аллюзия (франц. allusion – намек) – намек на известный факт, событие. Аллегория (греч. alios – иной, agoreuo – говорю) – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Амбивалентность (лат. ambo – оба, valentia – сила) – двойственность свойств. Амплитуда (лат. amplitudo – величина) – отклонение свойств объекта от каких-то средних признаков, которые устанавливаются с известной долей условности. Аниксандарии – стихи псалма 102 Благослови душе моя Господа . Архитектоника (греч. architektonike – строительное искусство) – структурные закономерности построения различных объектов, обусловливающие соотношение его элементов. Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Бревиарий (лат. brevis – короткий) – римско-католический Служебник, содержащий отрывки из Библии , трудов отцов Церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении. Вигилия (лат. vigilia – бдение)всенощное бдение в Римско-Католической Церкви. Вотивный (лат. votum – обет, желание) – совершаемый по обету, желанию. Градация (лат. gradus – ступень, степень) – последовательность, постепенность в расположении чего-либо, последовательно расположенные этапы, ступени при переходе от одного к другому. Градуал (лат. gradus – ступень) – группа антифонов (как правило, стихов из псалмов), до литургической реформы II Ватиканского Собора следовавших в чине мессы непосредственно после чтения Апостольских посланий; богослужебная певческая книга латинского обряда, представляющая собой собрание григорианских песнопений, используемых во время мессы. Диахрония (греч. dia – через, сквозь, chronos – время) – понятие, подразумевающее восприятие явлений как сменяющих друг друга во времени (противоположно синхронии).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения Иерусалимского Устава на православном Востоке. Начавшееся много раньше XII столетия проникновение в Константинополь иерусалимских обрядов и обычаев, заимствование канонов и других песнопений иерусалимского происхождения, а также праздников, привело в XII веке к постепенному распространению в Константинопольском патриархате Иерусалимского устава 404 . Этому способствовали, во-пер-вых, постоянные близкие взаимоотношения между обоими патриархатами; патриархи иерусалимские присутствовали на константинопольских поместных соборах, например, патриарх Симеон – на соборе в царствование Алексея Комнина, осудившем Льва, митрополита Халкидонского 405 ; а Константинопольскую кафедру занимали прежде бывшие иерусалимские патриархи Косьма (1075–1091) и Досифей (1190–1191) 406 ; Марк, епископ Отрантский, до занятия кафедры в Отранто, был экономом церкви св. Мокия в Константинополе, а ранее этого – монахом лавры преп. Саввы Освященного 407 . Во-вторых, сама лавра преп. Саввы Освященного, являвшаяся центром духовного просвещения в Палестине и, отсюда, имевшая исключительно большое значение в истории Иерусалимского устава, обладала рядом филиалов далеко за пределами Иерусалима. Составитель жития св. Григория Агригентско-го называет себя «игуменом монастыря св. Саввы в Риме» 408 . В Александрии с 730 года существовал храм, а затем и подворье преп. Саввы 409 . Наряду с этими причинами, можно сказать, внешнего характера, обеспечивавшими распространение Иерусалимского устава далеко за пределами его родины, была еще одна причина, немало содействовавшая успеху его распространения, вытекавшая из характера самого устава. Иерусалимский устав отличался не только от устава Великой константинопольской церкви, но и от константинопольских монастырских, в частности от виднейшего из них Студийского, простотой в смысле доступности отправления по нему богослужения, о чем Симеон Солунский говорит: «В обителях и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в киновиях без пения» 410 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Декабря 11, 1871 года владыка наш посетил нашу обитель в четвертый раз, так как на следующий день назначено было освящение церкви во имя первосвятителя Московского Петра, митрополита и святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского в здании вновь устроенной богадельни в селе Острове. Сперва предложено было святить храм в самый день памяти святителя Иркутского, вместе и день тезоименитства нашего владыки, но по необычному разлитию Москвы-реки в столь позднее время года, освящение пришлось отложить, пока не установится зимний путь. Владыка прибыл к нам около полудня, проехал прямо к архиерейскому дому, где мы все его встретили. На всех колокольнях был звон, за холодом же торжественной встречи не делали. В одно время с владыкой прибыл и преосвященный Игнатий, а к вечеру преосвященный Леонид, и остановились в скиту. На всенощное бдение в Остров из владык никто не ездил: они слушали бдение в крестовой церкви; служил монастырский казначей и Московский соборный протодиакон, к вечеру съехались еще некоторые настоятели, приглашенные владыкой: Богоявленский архимандрит отец Никодим (ныне викарий Дмитровский), Спасо-Андроньевский архимандрит Модест, игумен Перервинский Никодим, Давыдовский Иосиф и многие из московских протоиереев и члены Островского комитета. На следующее утро преосвященные и мы все отправились в Остров, в 8 часов утра, и к 9 часам прибыл туда и владыка. В служении с ним участвовали оба преосвященные, я и протоиерей И.Н. Рождественский, от Черниговских чудотворцев, что в Москве, на Пятницкой, и еще два протоиерея. Во время причастного стиха проповедь говорил протоиерей Капустин, в Басманной, от Никиты-мученика. Пела наша угрешская братия, и весьма изрядно. После литургии владыка и мы все вслед за ним пришли в трапезную палату, где были уже приготовлены столы для живущих в богадельне; владыке поднесли хлеб-соль. Священник Антушев читал отчет о построении вновь учрежденной богадельни, о средствах к содержанию и прочем. После того владыка пожелал осмотреть все здание во всех подробностях, всем остался доволен и благодарил меня за устройство богадельни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 4 – Богослужение Совершение богослужения, то есть служения Богу, – это главное, для чего создан храм, для чего люди приходят в церковь . Служением Богу, в узком смысле, может быть названо служение человека словом и действием, которые предназначены только Богу. Богослужение совершают только священнослужители, в нем могут участвовать и миряне, имеющие благословение на каждое конкретное чтение или пение. Все православные христиане, посещая церковь , храм Божий, участвуют в богослужении молитвой. УСТАВ И БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ. Православное богослужение состоит в совершении Таинств, чинопоследований, обрядов, в чтении молитв, пении, а также священных действиях. Совершают богослужение не произвольно, как кому заблагорассудится, а по определенному порядку, уставу, принятому в Церкви. Устав богослужения излагается в книге, которая называется Типикон , что в переводе с греческого и значит “устав”. Порядок совершения богослужений изложен в Служебнике и Требнике , которые содержат последовательность всего, что читает, возглашает и пропевает священник или диакон. Для архиерейской службы составлен Чиновник . Для чтецов составлены другие книги. Следованная Псалтирь содержит последовательность служб суточного круга: вечерни, утрени, часов и других. Для этой же цели составлен Часослов . Для певцов и чтецов составлены: Октоих – службы недельного круга (например, воскресные, понедельничные и т. д.); Минея – службы святым и праздникам на каждое число каждого месяца (более 25 томов). Триодь Постная – службы Великого поста. Триодь Цветная – службы Пасхи и всех пасхальных дней, включая Троицу. Кроме того, есть Ирмологий , Стихирарь , Праздничная и Общая Минея и другие. Для мирян, которые желают следить за богослужением, издана брошюра “Всенощное бдение и литургия”. Хотя в ней нет всех изменяющихся текстов, основные молитвы и песнопения в ней все же имеются. Виды богослужений – 9-й час, вечерня , повечерие , полунощница, утреня , 1-й час, 3-й час, 6-й час, литургия – составляют суточный круг богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Н.И. Державин Богослужение Православной Церкви Всенощное бдение Все богослужения Православной Церкви глубоко символичны. Любые священнодействия, кроме исторического смысла (причины и истории их появлений), имеют еще и символическое значение. Это совершенно особый язык – язык символов, с помощью которого Церковь говорит с нами и открывает нам грани иного бытия. Всенощным бдением, или всенощной, называется богослужение, которое совершается вечером накануне воскресений и особо чтимых праздничных дней. Свое название оно получило потому, что в древности христиане собирались в храме поздно вечером и молились всю ночь до рассвета. Потом, из снисхождения к человеческим немощам, богослужение стали начинать раньше, а в самом чинопоследовании делать сокращения. Теперь всенощная длится 3, иногда 4 часа, и только в некоторых монастырях продолжается до утра. Всенощное бдение состоит из трех частей: великой вечерни, праздничной утрени и небольшой заключительной части – первого часа. Церковный день начинается с вечера. Таким образом, вечерня является первой службой церковного дня и в то же время последней службой уходящего дня астрономического. Вечерня Вечерня символизирует ветхозаветные времена: сотворение мира, грехопадение, изгнание из рая, раскаяние и молитву, а затем надежду и ожидание Спасителя. Все это последовательно раскрывается в стройной и красивой схеме богослужения. Вечерня начинается с открытия Царских врат. Священник и диакон в молчании кадят престол и алтарь. Это безмолвное каждение символизирует начало творения мира. В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1, 1 ), но еще не прозвучало Его творческое слово. После каждения священник первым своим возгласом прославляет Творца: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков, и четырежды призывает верующих: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу... В ответ хор торжественно поет 103-й псалом Давида о сотворении мира, прославляя Премудрость Божию: Благослови, душе моя, Господа...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Отец Даниил из келлии св. Петра Афонского и невидимые старцы  Отец Даниил из келлии св. Петра Афонского и невидимые старцы       Продолжаем публиковать замечательные отрывки книги «Апо аскетики ке исихастики агиоритики парадоси». Можно перевести так: «Из аскетического и исихастского предания Афона». Это описания наиболее известных и легендарных старцев Афона   . Заметим лишь, что сейчас в келье св. Петра живет монах Исаак, достойный продолжатель исихастской традиции. Надеемся, что восстановить келью ему также помогут ангелы, а когда появится возможность причастить невидимых старцев, отец Исаак ее не упустит... - Святая Гора Афон .    Отец Даниил подвизался в том же самом месте Афона , что и преподобныи Петр. Поскольку после кончины отца Даниила прошел уже почти век, а жизнь его была предельно скрытои, то мы можем представить здесь лишь некоторые факты его аскетическои биографии. Место его рождения и жизнь до того, как он стал мо­нахом, неизвестны. Достоверно, что он принял постриг в келии святого Петра от благоговеиного старца и ду­ховника иеромонаха Антония, которыи, согласно документам из архива Лавры, стал старцем келии 15 сентября 1874 года.   Когда отец Даниил достиг вы­сот в монашеских подвигах, его старец рассудил, что он достоин принять благодать священства. Отец Даниил был хиротонисан в Лавре во диакона и пресвитера. Пос­ле этого до конца своеи жизни он ни разу не покинул место своего безмолвия — келию святого Петра. Иеромонах Даниил был записан старцем келии и духовником 1 апреля 1909 года. По всеи вероятности, до этого времени еще был жив его старец. Он имел сле­дующии устав — каждую ночь совершал всенощное  бдение. Он считал грехом, если темнота застанет его в кровати. Старец отдыхал после обеда, а когда смерка­ лось, начинал свое всенощное бдение.   В конце бдения всегда совершал Божественную Литургию, а в святую Четыредесятницу каждыи день — Литургию Преждеосвященных Даров. Его Божественные Литургии про­ должались часами, поскольку он часто был восхищаем в созерцание и от многого умиления ему было трудно произносить возгласы.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О Всенощном бдении. Часть 2. О псалмах 9 мин., 15.12.2016 Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова) . Ночная молитва Ночная молитва издревле вдохновляла тех, кто желал в тишине своего сердца помолиться Богу. С древних времён люди молились по ночам (см. Пс. 62, 7; 87, 2; 91, 3; 118, 55, 62, 148; 133, 1; Пророка Неемии 1, 6), но это было выражением личного благочестия. Лишь с приходом христианства ночные бдения стали широко распространенной формой общественного богослужения. Это и не удивительно. Во-первых, на жарком Востоке молиться ночью гораздо приятнее, удобнее, нет изматывающей жары, зноя, слепящего солнца. Во-вторых, что немаловажно в эпоху гонений, собираясь по ночам, в уединенных местах, христиане меньше рисковали быть замеченными, схваченными, убитыми. Регулярные ночные молитвы были связаны с римским делением ночного времени суток на 4 стражи (лат. vigilia – бдение), т. е. 4 смены военных караулов. Известно, что 3-я стража начиналась в полночь, 4-я - при пении петухов. Христиане посвящали молитвам все четыре стражи только в исключительных случаях (например, на Пасху). Обычно же молились до полуночи, или вставали на молитву среди ночи. Собирались на бдения по разным поводам: перед Евхаристией , перед Крещением, в период Великого поста , на память мучеников и усопших. К этим практическим поводам присоединялось и ожидание Второго пришествия Иисуса Христа и наступления Царства Небесного, и стремление избежать греха. Однако с IV в. бдения все больше становятся специфически монастырским богослужением, особенно развитым в иерусалимских монастырях. Появляются подвижники, стремившиеся буквально исполнить заповедь о непрестанной молитве (прп. Пахомий Великий и др.). В V в. на Востоке возникают монастыри «неусыпающих», где монахи поочередно сменяли друг друга, чтобы их молитва не прерывалась ни на минуту.

http://foma.ru/kommentariy-na-vsenoshhno...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010