Е. С. Азеева; 5: Из Цветной Триоди (пасхальный): Для небольшого смеш. хора/Под ред. Н. Д. Лебедева; 6: Кондаки акафистам, припевы. Концерты двунадесятым праздникам: Для малого смеш. хора/Под ред. С. В. Панченко; 7: [Сборник] Рождественских песнопений: Для небольшого смеш. хора/Под ред. Н. Д. Лебедева; СПб., 1914. 8: На литургии: Для 4 муж. голосов (2 теноров, баса и баритона)/В аранжировке и ред. Е. С. Азеева; 9: Всенощное бдение: Для малого смеш. хора/Под ред. В. А. Фатеева; Пг., 1914. 10: Турчанинов П., прот. Собрание духовно-музыкальных песнопений: Херувимские, задостойники и др. песнопения (в прежней редакции); 1915. 11: На литургии: Для небольшого смеш. хора/Под ред. И. Г. Ельцова; 12: На литургии: Для малого смеш. хора: Из произведений совр. авторов; 13: Всенощное бдение: Для малого смеш. хора: Из произведений совр. авторов; 16: Венчание: Для малого смеш. хора/Под ред. Н. Д. Лебедева; 19: На литургии: Для 3 муж. голосов (2 теноров и баса)/В аранжировке и ред. Г. Я. Извекова; 1916. 14: На литургии: Для малого смеш. хора: Из произведений совр. авторов; 15: Всенощное бдение: Для малого смеш. хора: Из произведений совр. авторов; 17: Извеков Г. Я., свящ. «Достойно есть»: 8 номеров знам. расп.: Для смеш. хора; 18: Туренков А. Е. Сборник стихир на литии на двунадесятые и др. праздники: Знам. расп.: Для малого смеш. хора; 20: Всенощное бдение: Для 3 муж. голосов (2 теноров и баса)/В перелож. и ред. А. Е. Туренкова; 21: Венчание: Для малого смеш. хора/Под ред. М. А. Лагунова; 22: Всенощное бдение: Для среднего смеш. хора/Под ред. М. А. Лагунова; 23: Всенощное бдение: Для небольшого смеш. хора/Под ред.

http://pravenc.ru/text/1840159.html

B) Что служит проявлением милосердия? Ответ: Терпение и готовность переносить обиды. Вопрос 11. Что рождается от веры милосердия? Ответ: Чистота. Вопрос 12. А) Что должно сопутствовать добрым делам? Ответ: Милосердие. Б) Что противоположно милосердию? Ответ: Правосудие. Бдение Вопрос 1. Какой плод приносят человеку безмолвие, чтение божественных Писаний и бдение? Ответ: Слезы. Вопрос 2. А) Что является самым главным духовным деланием монаха? Ответ: Всенощное бдение. Б) Что приобретает подвизающийся в бдении? Ответ: Великие дарования и херувимские очи, позволяющие постоянно пребывать в небесном созерцании. Вопрос 3. Какую пользу приносит бдение в целом? Ответ: – Оно делает ум острым, . очищает сердце, – изгоняет из сердца земные помыслы и – приносит изумление и созерцание. Вопрос 4. А) Требуется ли рассудительность при совершении бдения? Ответ: Конечно, да, Б) Почему? Ответ: Потому что бдение должно совершаться с рассудительностью. Вопрос 5. Какую пользу приносит постоянное бдение? Ответ: – Оно помогает совлечь с себя ветхого человека и – обновляет, просветляет и очищает ум. Вопрос 6. А) Чего следует избегать совершающему делание бдения? Ответ: Общения и бесед с друзьями. Б) Почему? Ответ: Потому что это необходимо для сохранения благодати Божией. Вопрос 7. Что теряет совершающий бдение ночью и не хранящий внимания днем? Ответ: – Молитву, – трезвение и – горячность сердца. Чистота телесная Вопрос 1. Чем является очищение тела от скверны? Ответ: Святостью и освящением тела. Вопрос 2. А) Какие дела называются телесными? Ответ: Совершаемые ради очищения плоти. Б) Каким образом очищается плоть? Ответ: Посредством деятельных добродетелей (то есть внешних подвигов). Телесные труды Вопрос 1. Куда вводит человека подвижничество? Ответ: В первый чип познания Святого Духа. Вопрос 2. А) Чего требует от человека крест Христов? Ответ: Готовности воли к любым скорбям, тяготам и трудам. Б) Чем является время настоящей жизни? Ответ: Временем духовной брани, Вопрос 3. А) К чему приводят труды, подвиги и молитва с бдением?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Из множества правил монастырской жизни, которые содержатся в святоотеческих творениях, житиях святых (следует заметить, что жития являются важнейшим источником Типикона Нило-Сорского скита), он выбрал те, которые считал наиболее необходимыми для того, чтобы оградить свой скит от влияния «мира» и внутренних «нестроений». Среди них целая система правил монашеского нестяжания, которая существенно отличает «Предание» Сорского старца даже от самого близкого по стилю и содержанию Типикона преподобного Саввы Освященного 75 и делает его оригинальным сочинением в русле святоотеческой литературы такого рода. Богослужебный Устав и «Правило келейного пребывания иноков» Нилова скита Типикон определял основные принципы внутренней монастырской жизни. Существовали еще внутренний распорядок жизни и богослужебный Устав Нило-Сорского скита. Само последование церковного пения и служб в скиту совершалось по Уставу Лавры преподобного Саввы Освященного, как сказано в каноннике Нилова скита (РНБ. Кир.-Бел., 489/746, л. 1). Каждое воскресенье полагалось служить «всенощное скитское, молебен и обедню», на «Владычни праздники» (двунадесятые) – всенощное скитское и обедню, также «преподобным многим» – всенощное скитское и обедню. Скитское всенощное бдение продолжалось всю ночь, по обычаю всех скитов и лавр. Накануне всенощной около шести вечера иноки собирались в храме и пели вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. Те, кто хотел воздержаться от пищи (кому было по силам) ради всенощной, могли отказаться. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний – это было время духовного общения монахов скита. Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение (ГИМ. Епарх., 349/509, л. 2 об. – 4). Скитская служба отличалась от служб общежительных монастырей не только продолжительностью, но и своим составом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Сытое чрево клонится ко сну и к дремоте, к лени и расслаблению, и восстают в нем скверные помыслы. Совсем не может ни бодрствовать, ни читать святые книги, ни заняться рукоделием, ни чем иным добрым. А кто обуздывает чрево свое, тот не нарушает райского пребывания, ибо радостно и легко спасается и становится жителем рая. А кто не обуздывает чрево свое, тот бывает побежден врагом и повергаем в разнообразные греховные страсти и превращается в пищу для смерти. Поскольку основания и матери всех добродетелей лишается. Ничто не спасает так, как строгое воздержание, которым достигнем совершенства и спасемся. О бдении Пятая – бдение. Благо – бдение, разумно рассчитанное и умеренное. Новоначальным следует полночи бодрствовать, а полночи спать, поделив ночь пополам. Или с вечера до полночи бодрствовать, или с полночи до утра. Шесть часов бодрствовать, а шесть спать, или пять спать. Средним же четыре часа или три спать, а восемь – бодрствовать. Совершенным же один час спать. И иметь всенощное стояние и бодрствовать. А днем один час спать, всем. Так, от поста и умеренного бдения, тело будет послушно душе в духовных подвигах, а душа сделается смиренной и доброй. Пост и разумное бдение очищают ум от мечтательности и пленения, делая его легким для молитвы, чтобы не забывал о полезном. Как глаза дают свет всему телу и осматривают его целиком, так бодрость и неусыпное бдение просвещают душу внутренним зрением. Ибо приводят на память человеку неизреченные блага, которые приготовил Бог любящим Его, и страшные мучения, уготованные грешникам. И удивляется человек Сотворившему все. Тому, как день сменяется ночью; как солнце, луна и звезды светят; как мороз и снег, и зной, и гром, и дождь сменяют друг друга, напоминая человеку, сколь быстротечна жизнь нынешнего века. И напоминают еще о кончине смертной и вызывают обильные слезы. Озирают ясным внутренним оком жизнь человеческую, как страж, сидящий, бодрствуя, на высоком месте: как проводит жизнь – в правых или в левых? Сохраняет от уловления бесами и глядит далеко в ночь страстей, откуда идут к душе воры или разбойники, то есть бесы. И охраняет от краж бесовских служение Богу, ум и богатства духовные, то есть добродетели. Бдение умеренное и бодрость веселят сердце и душу человека.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сергию Радонежскому («Приидите, празднолюбцы», «От матерних пелен, мудре», «Преподобне отче Сергие», «О, священная главо»), антифоны литургии на Рождество Христово, стихиры в день Пятидесятницы («Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», «Преславная днесь видеша вси языцы») и др. (см. изд.: Духовно-музыкальная хрестоматия/Ред.: М. А. Лагунов. СПб., 1911. Вып. 2. 9; Сборник духовно-муз. песнопений разных авторов. СПб., 1912. Сб. 1: На литургии/Ред.: Е. С. Азеев. 8; Сб. 2: Из Триоди Постной/Ред.: Е. С. Азеев. 2, 7, 17, 18; Сб. 3: Всенощное бдение/Ред.: Е. С. Азеев. С. 10, 15; 1913. Сб. 5: Из Цветной Триоди (пасхальный)/Ред.: Н. Д. Лебедев. 11; Вып. 7: Рождественские песнопения/Ред.: Н. Д. Лебедев. 31; 1916. Сб. 23: Всенощное бдение/Ред.: М. А. Лагунов. 3, 19; 1917. Сб. 24: Из Постной Триоди/Ред.: Е. С. Азеев. С. 4, 19, 38, 49; Всенощное бдение/Сост.: Л. Лобыкин. М., 1992. Сб. 2. С. 33; Песнопения всенощного бдения/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 23, 51, 51-52, 101; Триодь Цветная. М., 1992. [Нот. прил.]: Песнопения Триоди Цветной; «Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А. Ратников, И. Соловьев. М., 1995. С. 34-36, 65, 70; «Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Для смеш. хора/Сост. А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1997. С. 54; Великий пяток/Ред.: О. А. Бычков. М., 1999. Ч. 2. С. 27; Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 9, 178, 208-231; Воскресные службы Постной Триоди/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 117, 119, 146; Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

86 Иногда иные каноны (кто готовится к св. причащению, должен выслушать или вычитать особые каноны и ко св. причащению. См.: Гл. 7. 5. Таинство св. причащения ). Так как это самая торжественная часть повечерия, а Великий канон, поскольку носит покаянный характер, постольку имеет и целью уничтожить всякую торжественность и возбудить покаянное чувство в молящихся, то поэтому он помещается не на этом месте, а в начале повечерия. Скорбное настроение с самого начала службы, возбуждаемое Великим каноном, таким образом, остается до конца ее. 87 Чинопоследования частного характера, а не богослужения, ибо эти чинопоследования совершаются большею частью не только в храме, но и входят в качестве дополнительной части в состав общественного богослужения. Считаю необходимым привести их таблицы, для того чтобы прояснить дело даже и кое-что знающему. Ибо из-за людской лени, желания поскорее окончить молитву, бежать «на должность», домой и проч., у нас остались одни обрывки от полных служб, в которых трудно узнать их первоначальное значение и самое наименование. Что такое, откуда взялись эти бессвязные выкрики, или, из благоговения, назову их восклицаниями: Пресвятая Богородице, спаси нас, святителю отче Николае, моли Бога о нас или спаси от бед, моли Бога о нас, преподобне отче Серафиме, яко мы усердно… и т. д. То же и на панихиде: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего и проч. Если нельзя из-за спешки жизни «культурного» мира изменить положение, чтобы не растерять и последних чад, то, по крайней мере, необходимо объяснить им смысл и значение сокращений. 88 У меня приведены схемы двух основных видов молебна, но есть еще и третий – молебен без чтения Евангелия. Например, молебное пение св. великомученику Феодору Тирону (в конце, по заамвонной молитве, преждеосвященной литургии в пятницу на первой седмице Великого поста), чин на обретение воды, копание и благословение нового кладезя (колодца), последование об отроцех неудобоучащихся. 89 Неправильно иногда называют парастасом всенощное бдение при гробе усопшего накануне погребения. Всенощное бдение и есть всенощное бдение; оно содержит еще более песнопений и чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В написанной пятью годами позже «Всенощной» Рахманинов использует подлинные мелодии знаменного, греческого, киевского распевов. Творчески восприняв традиции народной полифонии, массовых сцен из опер Мусоргского, церковных песнопений Александра Кастальского, Рахманинов находит идеальное соотношение между тихой созерцательностью и страстным высказыванием, строгостью формы и прихотливой изменчивостью музыкальных тем, православным каноном и абсолютной творческой свободой. Между фрагментами «Всенощной», основанными на мелодиях старинных церковных распевов, и теми ее частями, где вся музыка полностью сочинена самим Рахманиновым, нет стилистического контраста. Слушатель, не знающий конкретных мелодий знаменного распева, использованных композитором, никогда не отличит их на слух от прочего музыкального материала. Культура знаменного распева вообще не была чем-то инородным для творчества композитора. Обороты, близкие знаменному распеву, звучат в его сочинениях начиная с Первой симфонии (например, главные темы Второго и Третьего фортепианных концертов). Введение подлинных церковных тем во «Всенощную» — логичный итог творческих поисков Рахманинова в этом направлении. Закономерно и то, что в последних тактах своего последнего сочинения — «Симфонических танцев» — Рахманинов цитирует свою «Всенощную» (а именно окончание песнопения «Благословен еси Господи»). Из чего состоит «Всенощное бдение» Рахманинова? Всенощное бдение Рахманинов – части: «Всенощное бдение» состоит из вечерни 2–6) и утрени 7–15), предваряемых прологом 1); композиционно 13–15 выглядят как финальная, заключительная часть произведения. Пролог 1, «Приидите, поклонимся») начинается двумя тихими аккордами на слова «Аминь». Это музыкальный портал, который вводит нас в мир всей дальнейшей композиции. Дальнейшая музыка этого номера — троичный воодушевляющий призыв к общей молитве. 2, «Благослови, душе моя», на текст 102 псалма и мелодию греческого распева, — один из нескольких номеров «Всенощной» с солирующим голосом, в данном случае — меццо-сопрано. Это славословие Богу, в котором, в частности, повествуется о сотворении мира. Меццо-сопрано поет вместе с мужской частью хора, женским же голосам поручены антифонные «ответы», то есть возникает имитация переклички двух вокальных ансамблей.

http://foma.ru/vsenoshhnoe-bdenie-rahman...

В маленькой и тесной квартирке о. Михаила Ивановича, под соборной колокольней, все шло обычным порядком. Проводившие в семье вакацию дети – студенты собрались на другой день ехать в Москву и родители хлопотали об их отправке. Вечером о. Протоиерей служил Всенощное бдение и на другой день предполагал совершить Литургию в соборном храме. Раннее утро 9 сентября, по обыкновению, застало о. Михаила Ивановича на ногах. В определенное время он сам зажег лампадку пред иконами, готовясь начать чтение правила пред совершением Св. Литургии. Но вскоре появились сильные приступы одышки. Михаил Иванович не мог сидеть, так как одышка усиливалась, и все ходил по комнате, растирая руками грудь. Супруга его проснувшись, заметила болезненное состояние о. Протоиерея и, разбудивши старшего сына – студента-медика, вместе с ним стала хлопотать около больного. Когда его хотели уложить на диван, он быстро встал, так как мучительные приступы одышки делались от этого сильнее. В это время о. Михаил Иванович заметил: «Вот, – эта одышка, которой я всегда так боялся», и потом ясно и твердо сказал, что он умирает. Видя серьезный характер болезни, немедленно послали за врачом, но, несмотря на близость квартиры врача и поспешность, с какой последний явился, – он уже не застал о. Михаила Ивановича в живых и мог только констатировать факт смерти. Припадки одышки быстро перешли в агонию и больное сердце скоро окончило навсегда свою работу. Михаила Ивановича не стало... Гулкие, несвоевременные удары соборного колокола быстро разнесли по Суздалю печальную весть о кончине всеми уважаемого представителя градского духовенства и почитатели почившего толпами стали наполнять тесную квартиру о. Михаила Ивановича, молясь о его душе во время почти беспрерывно совершаемых панихид. Немедленно после смерти о. Михаила Ивановича, были извещены по телеграфу близкие умершего, а у Его Высокопреосвященства и у Начальника губернии было испрошено разрешение похоронить почившего о. Протоиерея с северо-восточной стороны Богородице-Рождественского собора. На другой день (10 сентября) в соборном храме было совершено заупокойное Всенощное бдение пятью священниками из соборного духовенства и почитателей почившего, а около тела покойного о. Протоиерея Всенощное бдение было совершено двумя священниками, бывшими учениками о. Михаила Ивановича, специально приехавшими для поклонения телу почившего из села, отстоящего на 25 верст от г. Суздаля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

б) Применительно к субботним заупокойным уставам Типикона для седмичных дней составлено и издано в Киево-печерской лавре особое последование заупокойных служб под названием: «Всенощное бдение, бываемое о усопшем, егда во утрие погребение имать быти христианского тела или усопшему память единому или многим творити кто и о них потрудитися хощет», помещенное во второй части книги, имеющей заглавие: «Последование парастаса, сиречь великия панихиды». Впрочем, это последование (Всенощное бдение и т. д.) предназначается не только для седмичных, но и для субботних дней. Это видно из того, что в нем не один раз сделана оговорка: «аще есть суббота, поется то-то»: не сделано такой оговорки только относительно воскресных дней, откуда следует, что они не имеются в виду. Состав заупокойного богослужеиия в этом последовании есть следующий: Пред всенощным бдением – малая вечерия. На ней стихиры на Господи, воззвах мертвенны, или покойны (заупокойныя), на 4. Слава, и ныне, богородичен. Вместо прокимна – аллилуиа на 8 гл: со стихами: Блажени, яже избрал... и Души их во благих водворятся. Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: Блажени, яже избрал... и Души их во благих водворятся. Слава, и ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище. На великой вечерни, с коей начинается всенощное бдение, стихиры на Господи, воззвах на 6: 3 из Минеи, либо из Октоиха и 3 покойны. Слава, и ныне, богородичен покойный одного гласа с покойными стихирами, а накануне субботы догматик настоящего гласа. Вход. Прокимен дня. Три паремии из Премудрости Соломона: Праведных души в руце Божией... Праведницы во веки живут... Праведник, аще постигнет скончатися... На литии стихира храма и стихиры покойны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Наиболее крупными авторами Н. н. периода до 1917 г. были: Чайковский (Литургия и Всенощное бдение, сочинения 41 и 52, а также 10 отдельных композиций), Римский-Корсаков (песнопения литургии, 6 обработок песнопений Великого поста и еще 23 хора разных жанров (сочинения и переложения)), Рахманинов (духовный концерт и полные Литургия и Всенощное бдение), Гречанинов (4 Литургии, Всенощное бдение, Страстная седмица, неск. опусов, объединяющих разные хоры, и др.), Кастальский (ок. 100 «номеров» (опусов)), П. Чесноков (4 Литургии, 3 Всенощные и др.) и Никольский (ок. 180 песнопений, в т. ч. 2 Литургии, Всенощная, Венчание, песнопения Страстной седмицы и Пасхи и т. д.), Калинников (более 20 хоров, в т. ч. полная Литургия и сокращенная Всенощная), Ипполитов-Иванов (Литургия, Всенощная и ряд отдельных песнопений), Н. Н. Черепнин (2 Литургии (одна неполная), Вечерня и ряд отдельных песнопений), А. Чесноков (Литургия и еще ряд сочинений и переложений), Компанейский (изд. свыше 40 «номеров», гл. обр. переложений, в т. ч. циклы «Болгарская литургия», «Догматики богородичны» и др.), Панченко (3 Литургии, 2 Всенощные, Панихида, Венчание, ок. 50 отдельных хоров), прот. Д. Аллеманов (ок. 100 духовно-муз. композиций, в т. ч. циклы, сборники гармонизаций гласовых песнопений), прот. М. Лисицын (ок. 50 «номеров» сочинений и переложений, в т. ч. 2 Литургии и Пение при архиерейском служении). По мере появления новых духовных композиций возникал вопрос о возможности или невозможности исполнения их в храме - по причине как исполнительской сложности, так и «нецерковности» тех или иных произведений. Проблема теоретического соотношения 2 видов духовно-муз.

http://pravenc.ru/text/Новое ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010