ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 27 мая 2022 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 27 мая 2022 19 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: ООО «Вольный Странник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Митрополит Тихон (Шевкунов). " Несвятые святые " и другие рассказы» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Митрополит Тихон (Шевкунов). " Несвятые святые " и другие рассказы». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-219-3258. 2 .         Заявитель: ООО «Вольный Странник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Л. Калюжная. Блокадный бегемот и девочка» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Л. Калюжная. Блокадный бегемот и девочка». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-219-3259. 3 .         Заявитель: ИП Захаров Н. С. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Всенощное бдение и божественная Литургия с объяснениями. Воскресные песнопения в русском переводе протоиерея Василия Михайловского» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Всенощное бдение и божественная Литургия с объяснениями. Воскресные песнопения в русском переводе протоиерея Василия Михайловского».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 60-й годовщине смерти великого русского композитора С.В.Рахманинова (комментарий в аспекте культуры) Руки С.В.Рахманинова А.Кандинский. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника) «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова впервые было исполнено в московском концерте Синодального хора, состоявшемся под управлением Н. М Данилина 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания (ныне — Колонный зал Дома Союзов). Несмотря на большой успех, концертная судьба сочинения оказалась трудной. В ближайшие несколько лет состоялись буквально считанные исполнения. Это объяснялось различными обстоятельствами: ужесточением специфических требований церковных властей к концертам духовной музыки (был выпущен даже специальный циркуляр «О порядке устройства духовных концертов»), событиями мировой войны и революции, общей идеологической направленностью всего процесса строительства советской музыкальной культуры. После исполнения «Всенощного бдения» в Большом зале Московской консерватории в 1926 году концертная жизнь произведения прервалась на шестьдесят лет. Лишь в 1982 году оно прозвучало в концертах Ленинградской академической хоровой капеллы имени М. И. Глинки под управлением ее художественного руководителя В. А. Чернушенко Начиная с конца шестидесятых годов, стали появляться грамзаписи, осуществленные Государственным академическим Русским хором (дир. А. В. Свешников), Ленинградской капеллой (дир. В. А. Чернушенко), Государственным Камерным хором Министерства культуры СССР (дир. В. К Полянский). Хоровые произведения a cappella, относящиеся к области культового искусства, не занимают видного места в творчестве русских композиторов-классиков. Под таким углом зрения до сравнительно недавнего времени рассматривалась и духовная музыка Рахманинова.

http://sedmitza.ru/text/396456.html

Освящение храма архиереем Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное. Накануне дня освящения в новосозданном храме совершается малая вечерня и всенощное бдение. Служба совершается обновлению, т.е. та служба на обновление храма, которая находится в Большом Требнике (гл. 107). Со службою «обновлению» правится служба «храма» – т.е. тому, во чье имя построен храм. Как малая вечерня, так и бдение отправляются перед алтарем при запертых царских вратах и при закрытой завесе. Перед царскими дверями ставится стол и постилается скатерть. Поверх скатерти постилается пелена и полагаются святое Евангелие, честный крест, святые сосуды, лжица, копие, пелены, воздухи, вервь (для обвязания престола), одеяние на престол и на жертвенник, гвозди для укрепления престола, губы. Все это покрывается пеленою, и поставляются по углам стола четыре подсвечника. В том же храме перед образом Спасителя у царских врат поставляются на аналогии на дискосе, покровенном звездою и воздухом, святые мощи, в алтаре ставится столец, на нем полагаются святое миро, вино церковное, вода розовая в сткляницах, стручец для помазания миром, кропило, четыре камня для прибивания гвоздей. В самый день освящения храма, после ранней литургии, св. мощи износятся с благоговением в находящийся поблизости храм и там поставляются на святом престоле, на том месте, где обыкновенно лежит Евангелие, а св. Евангелие поставляется от востока над мощами, и ставится подсвечник перед святыми мощами. Если же нет поблизости другого храма, то мощи стоят в храме, который будет освящаться, до времени приятия своего на том же месте, т.е. у царских дверей перед образом Спасителя. Так как при освящении храма всегда бывает кропление святою водою, то перед освящением храма сперва поется молебен и бывает освящение воды. Для водоосвящения начальствующий и прочие священники облачаются во все священные одежды. Перед приездом архиерея составляется воскомастих. По окончании освящения воды участвующие в освящении храма, облачившись во все священные одежды, сверх сих одежд возлагают к тому нарочитую «срачицу», или «запон».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Да будет известно, что человек сугуб, т.е. состоит из души и тела; а потому имеет сугубые чувства и сугубые добродетели оных. Пять чувств душевных, и пять телесных. Душевные чувства, которые от мудрых называются и силами, суть следующая: ум, мысль, разумение 2 , воображение 3 и чувство. Телесные чувства сии суть: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Посему сугубы и добродетели их, сугубы и страсти. Итак всякому человеку необходимо знать ясно: какие добродетели душевные и какие телесные, и опять – какие страсти душевные и какие телесные. Душевными добродетелями прежде всего мы называем главнейшие четыре, т. е. мудрость, мужество, целомудрие и правду. От сих рождаются прочие душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва , смирение, кротость, долготерпение, незлобие, благость, безгневие, божественный разум, нераздражительность 4 , простота, невозмущаемость, нелицемерность, некичливость, негорделивость, независтливость, правдивость 5 , несребролюбивость, сострадательность, милосердие, благотворение словом и делом 6 , неустрашимость, безпечалие, умиление, остыдение, благоговение, желание будущих благ, вожделение царствия Божия и желание сыноположения. Телесные добродетели, паче же орудия добродетелей, совершаемые в разуме и по Богу, без всякого лицемерия и человекоугодия, руководствующие человека к преуспеянию в смирении и безстрастии, суть следующая; воздержание, пощение, алкание, жажда, бдение, всенощное стояние, частое коленопреклонение, неумовение, довольство одною одеждою 7 , сухоядение, позднее и умеренное употребление пищи, питие – вода, спание на земле, нищета, нестяжательность, одеяние простое и недобротное 8 , несамолюбивость, уединение, безмолвие, пребывание в келлии, скудость, довольство самым необходимым, молчание, упражнение в рукоделии, перенесение всякого злострадания, и всякие телесные подвиги. Всё это весьма необходимо и полезно, когда тело здорово и боримо плотскими страстями, а немощному и при помощи Божией победившему оные не столько нужно, сколько святое смирение и благодарение, которое всё восполняет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Музыка Рахманинова позволяет нам почувствовать свои православные корни» Русский биограф Рахманинова из США 21.07.2023 598 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру Валерия Ноллан Сергей Рахманинов – наверное, один из самых православных русских композиторов. Да, он никогда не служил в Церкви и не писал церковную музыку, но его Всенощное бдение многие по праву считают вершиной русского духовного искусства. О том, как Православие отражалось на идентичности великого композитора и почему американцы считают его своим, мы поговорили с профессором русистики и пианисткой из США Валерией Ноллан, которая недавно написала одну из немногих в Северной Америке биографий маэстро. Ее книга «Sergei Rachmaninoff: Cross Rhythms of the Soul» [Сергей Рахманинов: Перекрестные ритмы души] вышла в прошлом году. Сергей Васильевич Рахманинов – Валерия Валентиновна, почему вы заинтересовались творчеством Рахманинова как православного композитора? – Прежде всего, я сама – русский православный человек, и мне хотелось бы развивать понимание Православия. Можно сказать, я выросла с музыкой Рахманинова: мои родители, друзья, – мы все слушали его произведения, я играла их на фортепиано, выступала с ними. Православие определяет всю идентичность Рахманинова. В существующих биографиях композитора упоминания об этом полностью отсутствуют. Люди ничего не понимали ни в иконах, ни в литургии, ни в духовной музыке, ни в том, как живет православный человек. А ведь это определяет все – как мы молимся, как прощаемся, как встречаемся, как исповедаемся и причащаемся. Рядовым американцам все это незнакомо. И даже католикам. Один англоязычный биограф написал, что Рахманинов был неверующим. Это абсолютная неправда. Налицо полное непонимание Рахманинова, его русской идентичности и вообще Православия. У Рахманинова была очень трагическая жизнь, но и очень интересная. Он сумел преодолеть все препятствия – тут и перемена стран, и перемена культур, и перемена образа жизни. Это очень серьезные события.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/21/muzyka...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Щит и меч " православных христиан 26.02.2008 557 Время на чтение 8 минут Приходит в храм женщина: - Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить? - Богу! - КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!.. А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: " Молитвенный щит православного христианина " . Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: " наилучше продаваемой " книгой среди православных. Этот " щит " скован в Воронеже (Издательство НПО " МОДЭК " ) и выдержал уже несколько переизданий. Благословение " Епископа Задонского Никона " , как оказалось, липовое... Особую популярность этот " щит " приобрёл благодаря огромному количеству молитв " на всякую потребу " . Но центральная " молитва " , ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане - это " молитва задержания " . О чём же предлагают помолиться составители " Молитвенного щита " ? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: " Молитва на освящение всякия вещи " , " Молитва на освящение воды " , причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана. Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность - читать молитву " о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу " . Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне... Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых " замучил " страждущий родственник!

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/26/...

Игумен Силуан (Туманов): имитация православного клироса - это беда октября 2016 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14-15 ноября 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоится I Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви. Общецерковный съезд, посвященный регентско-певческой тематике, пройдет впервые с 1917 года. На съезде будут решаться вопросы сохранения многовековых традиций русского церковного пения как неотъемлемой части православного богослужения и одного из древнейших памятников русской культуры. Композитор и регент игумен Силуан (Туманов) говорит о проблемах современной церковной музыки с увлечением, чувствуется, что интервью для него - еще один повод поделиться повседневными размышлениями. Сочинения его исполняются и записываются в студиях церковными хорами, по светским меркам это можно назвать успехом. Но для отца Силуана важнее не востребованность его музыки сама по себе, а ее соответствие духу православного богослужения. Впрочем, так же он привык относиться к любой церковной музыке еще со времен своей учебы в Московской духовной семинарии. В преддверии первого Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви портал " Приходы " продолжает рассказывать о тех, кто в наше время продолжает традицию клиросного пения. - Музыкой я начал заниматься еще до воцерковления. Еще в подростковом возрасте у меня началось увлечение классической музыкой. Почему - не знаю. Так называемая популярная музыка меня никогда не привлекала. Что же касается классической музыки, то в 12-13 лет, несмотря на мою нецерковность, у меня было большое желание слушать мессы, реквиемы, " Всенощное бдение " Рахманинова и так далее, то есть плотные хоровые полотна. Я стал заниматься в музыкальной студии в Подмосковье, проучился там шесть лет; для диплома надо было семь лет учиться, но у меня седьмой год уже пришелся на армию. Были даже первые опусы, сочиненные во время учебы в музыкальной студии, но это все несерьезно. После службы в армии я поступил в Московскую духовную семинарию, и меня назначили в хор к отцу Никифору (Кирзину), очень талантливому регенту, музыканту, композитору.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) V. Пресвитерские молитвые «Паннухис» ( Παννυχς) древнего Византийского Евхология и Панихида по умершим (1974–75) Буквальный смысл слова «Паннухис» ( Παννυχς) – нечто, продолжающееся всю ночь; таким образом, это синоним слова γρυπνα или также русского «всенощное бдение». Это наводит на мысль о традиции древних христианских бдений, которые должны были продолжаться всю ночь. Однако вопреки всякой этимологии, наиболее древние кодексы Византийского Евхология, следовательно кодексы, начиная с Барберини гр. 336 (VIII-IX вв.), называют «Паннухис» короткую службу, состоящую из трех антифонов и пяти пресвитерских молитв и соответствующих им ектений или литаний. Начиная с X века, слово «Паннихис» будет появляться иногда в уставах для службы, отправляемой по монастырскому Часослову, но здесь речь не идет о той же самой службе, несмотря на то, что эта последняя, как кажется, если и не была под прямым влиянием Паннухис Евхология приходских и соборных церквей, то, по крайней мере, подверглась его косвенному влиянию. Русские совершают в настоящее время заупокойное богослужение помимо Часов Часослова, называемое также «Паннухис» или «панихида». В Триоди есть чин Панихиды по умершим между Вечерней и Утреней субботы перед Пятидесятницей 302 ; другая Панихида по умершим указана в субботу Мясопустную 303 . Настоящая глава является продолжением и дополнением предыдущих трудов 304 , посвященных вопросу соотношения между службами палестинского монастырского Часослова, принятого в настоящее время во всех Церквах византийской традиции, и древним соборным богослужением, называемым σματικ κολουθα или Пессненное последование. исчезнувшим с XV века, но оставившим следы, и весьма важные, в современном Евхологии, который является приспособлением древнего Евхология суточному циклу Часослова. Итак, мы начнем с изучения Паннухис по древнему Евхологию. Как Гоар в своем E χολγιον sive Rituale Graecorum 305 упоминал еще о Паннухис, а также о Полунощнице, не приводя тексты молитв 306 ; мы, следовательно, начнем с тою, что дадим этот текст по Варб. 336, сравнивая его с текстом, опубликованным А.А. Дмитриевским по Син. гр. 956 (X в.) 307 . Профессор Фессалоникийского Университета И. Фунтулис 308 опубликовал эти молитвы со всеми другими элементами Паннухис по рукописям, которые мы сами стремимся здесь изучить, надеясь, однако, не дублировать его работу. Ленинградский профессор Н.Д. Успенский посвятил всю III главу своей докторской диссертации 309 теме Паннихис. Недавно вышедшая книга отца Бруни о византийских погребальных обрядах также касается нашего предмета, как мы увидим ниже 310 . Мы сами в перечисленных статьях уже коснулись темы Паннухис. Мы позволим себе повторить некоторые положения и предложить новые 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная электронная библиотека. " ( lib.pravmir.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   ДЕВЯТЫЙ ЧАС Иерей: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Трисвятое Слава: и Ныне: Пресвятая Троице... Господи помилуй (3 раза) Слава: и Ныне: Отче наш... Иерей: Яко Твое есть Царство: Иерей: Яко Твое есть Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12 раз) . Слава: и Ныне: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) . Псалом 83: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, Блажен человек уповаяй на Тя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2214...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аколуфии. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 1) [калофония; греч. καλοφωνα, от καλς - прекрасный и φων - голос, звук], греч. певч. стиль, расцвет которого приходится на 2 последних столетия истории Византийской империи (1261-1453). Калофония считается вершиной развития греч. певческого искусства (см.: Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. VI; Williams. 1969. P. 388) и принадлежит к эпохе палеологовского возрождения, или визант. гуманизма, с к-рой связаны выдающиеся достижения во мн. областях науки и искусства (см.: Ševcenko I. The Palaeologan Renaissance//Renaissances Before the Renaissance: Cultural Revivals of Late Antiquity and the Middle Ages/Ed. W. Treadgold. Stanford (Calif.), 1984. P. 144-171; Delvoye C. Βυζαντιν τχνη/Μεταφρ. Μ. Παπαδκη, εκδ. Δ. Τριανταφυλλπουλος, Γ. Λκκος. Αθνα, 1999. Σ. 483-492). Наиболее глубокое влияние на богослужебное пение палеологовского периода оказало богословие исихазма с учением о нетварных энергиях, а специфическим литургическим топосом для появившегося К. п. стало всенощное бдение согласно афонской версии Иерусалимского устава (см.: Williams. 1969; Lingas. 1996; Idem. 2004; Bizu I. Imnografia i cântarea liturgic în mistica sacramental a Sfântului Nicolae Cabasila//Studia Universitatis Babe-Bolyai: Theologia orthodoxa. 1999. T. 44. N 1/2. P. 189-209); Σπυρκου. 2008. Σ. 442-443. Визант. К. п. было воспринято и на румын. землях, прежде всего в крупнейшем мон-ре Путна в Молдавии, основанном господарем св. Стефаном Великим, где с кон. XV по кон. XVI в. действовала известная певческая школа (см.: Ciobanu, Ionescu. 1983; Moisescu. 1994; Pennington. 1985; Ocneanu, ed. 2005; Catrina. 2010). Вначале К. п. оставалось в стороне от основных направлений исследования в муз. византинистике, с 60-х гг. XX в. оно привлекло внимание мн. ученых в разных странах (см. библиографию), стало исполняться в концертах и за богослужением, распространяться в аудиозаписях. Типы певческих рукописей и категории К. п.

http://pravenc.ru/text/калофоническое ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010