Семья — малая Церковь      Сотворив человека, Господь говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18). Бог сотворил первому человеку жену. Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз — семья. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1,28). В Новом Завете в Церкви Христовой семья получает еще более высокое значение. Семью нередко называют еще малой церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской. Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. (Выделено нами. — Авт. ) И далее: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25). Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей. Задача Церкви Соборной — спасение ее членов: мы собрались в Церковь, чтобы спасти свою душу и помочь спастись другим. В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин, путешествие всегда легче, если есть хорошие попутчики. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы друг друга, смиряясь, мы спасаемся. Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви. Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6). 17 мая 2017 г. скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103549.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРОТЕРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протерий Александрийский (+ 457 ), патриарх , священномученик Память 28 февраля Во время патриаршества Диоскора , который был последователем монофизитства , в Александрии жил пресвитер Протерий, который бесстрашно обличал еретиков и исповедовал Православную веру. В 451 году на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия была осуждена. Еретик Диоскор был низложен и изгнан, а на Александрийский патриарший престол был возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью. Однако, в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, которые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для их усмирения. Благочестивый император Маркиан лишил александрийцев всех льгот , которыми они пользовались, и послал новый усиленный отряд воинов. Тогда жители города смирились и просили Патриарха Протерия ходатайствовать перед императором о возвращении им прежних привилегий. Незлобивый святитель согласился и легко достиг просимого. После смерти Марциана еретики опять подняли головы. Пресвитер Тимофей Элур , домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись отсутствием правителя города, выступил во главе мятежников. Святитель Протерий решил оставить Александрию, но в ту же ночь он увидел во сне святого пророка Исаию, который сказал ему: " Возвратись в город, там я буду ждать тебя " . Святой понял, что это - предупреждение о мученической кончине, возвратился в Александрию и укрылся в крестильне. Мятежные еретики, возпользовавшись отсутствием в городе правителя Дионисия, ворвались в это убежище и убили патриарха и еще шесть человек, бывших с ним. Их не остановило даже то, что происходило это в самый канун Пасхи - в Великую Субботу . В ярости своей они дошли до того, что, привязав веревку к телу убитого святителя, вытащили его на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли, а прах развеяли по ветру. Это случилось в 457 году.

http://drevo-info.ru/articles/9395.html

Неделя 15-я по Пятидесятнице, неделя по Воздвижении — о несении креста и самопожертвовании Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам    Евангельское чтение  Евангелие от Марка, главы 8-9  34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, ... Пасха — Светлое Христово Воскресение Татьяна Зайцева   Евангельское чтение Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Вопросы к текстам    Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, глава 1 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. ... Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы — сошествие Духа Святого Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам --------- Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, главы 7, 8 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, ... Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. О пастырстве истинном и ложном Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам ----------   Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, глава 17 1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: ... Неделя 10-я по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого юноши Татьяна Зайцева Евангельский текст Методический материал Апостольское чтение Параллельное место Толкования Св. Отцов   Евангельское чтение Евангелие от Матфея, глава 17 14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, ... Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам ---------- Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, глава 4 5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ ... Неделя 2-я по Пасхе. Об апостоле Фоме (Антипасха) Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам --------- Евангельское чтение Евангелие от Иоанна, глава 20 19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ...

http://bible.predanie.ru/category/metod-...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Православная миссия среди коренных малочисленных народов: история и современность Миссия Русскои православнои церкви среди коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока исторически осуществлялась в контексте решения сопутствующих логистических, информационных, лингвистических, апологетических, культурно-антропологических проблем. Современное положение дел характеризуется значительнои трансформациеи данных проблем и необходимостью переосмысления целеи и задач миссии. Евангелизация народов, живущих в пределах пастырскои ответственности Московского патриархата, всегда являлась важнеишеи задачеи и определяющим фактором формирования его каноническои территории. Современное каноническое пространство Русскои православнои церкви формируется по преимуществу миссионерами, деятельность которых всегда предшествовала созданию епархии. Статья Миссионерское служение есть апостольское призвание Церкви, в котором раскрывается Ее вселенская природа. К нему призывает Церковь Сам Господь наш Иисус Христос: «И будет проповедано сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14). Благословляя апостолов на вселенское служение благовествования, Он призывает их: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19-20). Таким образом, избирая и просвещая одни народы, Господь призывает их к обращению иных народов, еще не просвещенных евангельской вестью либо предавших ее забвению. «Цари земные и все народы, князья и все судьи земные да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесено, слава Его на земле и на небесах» (Пс 144:11, 13). Промышляя о бытии каждого народа земли, Господь дарует ему Ангела (Втор 32:8), хранящего народ и направляющего его пути к Истине.

http://bogoslov.ru/article/6194106

Огласительное поучение тринадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание ( Ис.53:1, 7 ).] 1 . Всякое действие Христово составляет славу Вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная это, Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (см. Ин.9:7 ), но что это значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (см. Ин.11:39–44 ), но эта благодать им только ограничилась. Что же это в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (см. Мф.14:21 ), но что это в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной? Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаной, но что это в сравнении с нами, которые связаны узами грехов? А крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил. 2 . Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (см. Рим.5:17 ) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдой Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвив в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (см. Числ.25:8 ), то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, неужели не может утолить гнева на людей? (см. 1Тим.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Понятие о храме. Цель устройства храмов и их значение для христианина Храм есть место особого присутствия Божия, где христиане собираются для молитвы, совершения таинства причащения и других священнодействий. «Храмы внешние созидаются и освящаются, пишет Иннокентий, архиеп. Херсонский, „не для чего другого, как для напоминания человеку о возобновлении и освящении его храма внутреннего и содействия к тому. Царь же Небесный, свободный от нужд в крове и пристанище, если благоволит устроять Себе селение среди нас, то для нас же самих, дабы мы знали, где находить Его беспредельного, дабы видели, куда притекать для приятия от Него света и истины, благодати и помилования, духа и жизни... Храм есть богоучрежденное вселенское училище благочестия: итак, будь внимателен к слышанному; здесь говорит не человек, а Сам Бог , желающий твоего спасения... Храм есть богоучрежденная врачебница духовная: итак, смело требуй врачевства. Никогда не отчаивайся в исцелении. Для нашего Врача нет неизлечимых больных. Только не оставляй употреблять средств, тебе предписываемых... Тут всегда течет источник здравия душевного – всеоживляющая Кровь Богочеловека и благодать Духа Св... Храм есть богоучрежденное всемирное судилище духовное: итак, мирись с Небесным Соперником, пока ты еще на пути (Мф. 5:25) сея жизни. Толкай в двери милосердия, пока не настал час суда и наказания. Не пренебрегай властью Церкви: она от Бога... Храм есть место свидания с существами неземными: итак, вы, кои лишились близких вашему сердцу, вместо бесплодных сетований и слез, спешите чаще к подножию алтарей Господних... Храм есть место присутствия и лицезрения Божия. Итак, стой во храме перед Богом хотя так, как бы ты стоял перед царем земным. Оставляй за порогом дома Божия всякое житейское попечение» 1 . Храм – Божие установление Храм Соломона «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертежи притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки“ ( 1Пар. 28:11,19 ). Соломон устроил храм из дорогих материалов ( 3Цар. 6–7 ) и поставил в нем многие священные изображения ( 3Цар. 6:23,29,32,35 ). В день освящения храма «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ).‘Явился Соломону Господь и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовеки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни... Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня... то Я истреблю Израиля с лица земли... и храм, который Я освятил имени Моему» ( 3Цар.9:3–7 ). За уклонение иудеев в идолопоклонство (2Парал. 34:25) царь Вавилонский «сжег дом Господень» ( 4Цар. 25:9 ). Храм Заровавеля

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Поучения Поучения Порфирия Кавсокаливита подойдут как новоначальным верующим, так и тем, кто искушен в православном богословии. Это чтение для тех, кто хотел бы обрести надежду на Бога и и укрепиться в ней. Его наставления о молитве вдохновляют на то, чтобы молиться не из обязанности, а ради Встречи с Богом. Источником богословия старца Порфирия служит Священное Писание, жития, богослужение Церкви, пропущенные через личный опыт подвижника — и это придает его богословию характер поистине Вселенского Православия. Старец Порфирий Кавсокаливит не столько учит, сколько делится своим опытом жизни в Боге; он — человек, поистине возлюбивший Христа более всего на свете: «Христос — это все. Он — радость, Он — жизнь, Он — свет, свет истинный, который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит все, видит всех, болеет за всех, хочет чтобы все были вместе с ним, и все — рядом со Христом…Далеко отстоят от Христа скорби, уныние, нервозность, переживания, воспоминания жизненных травм, браней и страдания. Все это бывает в нашей жизни. Мы торопимся туда, бежим сюда, но все напрасно, и мы нигде не можем остановиться. Но где мы обретем Христа, пусть это будет даже пещера, там мы остаемся, и боимся уйти, чтобы не потерять Его…» Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Поучения Часть I. Тайна любви к Богу Тайна любви к Богу Я вам скажу одну удивительную вещь! — однажды заявил старец Порфирий. — Осуждающий других не любит Христа! Когда кто — нибудь нас обесчестит (одикази), то есть нанесет нам какую — либо обиду: клеветой, оскорблением, то подумаем о том, что он — наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага! Поэтому правильно ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим. Но если мы разгневаемся на него, тогда враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими. Осуждающий других не любит Христа. Ведь виною осуждению эгоизм. Отсюда начинается осуждение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Скачать epub pdf ЕВХАРИСТИЯ В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христа На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на Священной Трапезе лежит «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ), приносимый в Жертву священниками. И истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего Воскресения. I Вселенский Собор ( 113, 520 ). Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах Бескровное Жертвоприношение. И таким образом приступаем к Благословенным Тайнам и освящаемся, причащаясь Святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас, Христа, и принимая не обыкновенную плоть и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, но как воистину Животворящее и собственное Тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи Жизнью по естеству, когда стал едино с собственною Плотию, сделал ее Животворящей. И потому, хотя Он говорит нам: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его» ( Ин. 6, 53 ), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас сделался и назван Сыном Человеческим. III Вселенский Собор ( 113, 520 ). Никто из вестников Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших, Бескровную Жертву, совершающуюся в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостроительства Его, не называл «образом» Тела Его, ибо не так слышали они от Господа. Они слышали Его, благовествующего: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6, 53 )... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 53; 56 ); и еще: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ), но Он не сказал: «приимите, ядите образ Тела Моего» Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли Бескровную Жертву, приносимую священниками, «образом», но самим Телом и самою Кровию. И хотя прежде чем совершится освящение, некоторым из святых отцов казалось благочестивым называть хлеб и вино «вместообразными», но по освящении они становятся Телом и Кровию Христа, и так мы веруем. Дeяhuя VII Вселенского Собора ( 113, 521 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Патриаршая проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии в Свято-Троицком соборе г. Сургута 28 мая 2023 г. 15:20 28 мая 2023 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе г. Сургута. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Как все просто! И мы, христиане, наследники двухтысячелетней традиции апостольского служения, апостольской проповеди, воспринимаем эти слова как очевидную вещь, как сердцевину нашей веры: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа . Но какими же новаторскими, какими удивительно новыми и даже малопонятными были эти слова для тех, кому они были тогда обращены! В Ветхом Завете Бог присутствовал в некоторых видениях, например, в горящей купине; Он присутствовал в сердцах людей. Но Бога, по слову Библии, не видел никто и никогда (Ин. 1:18). И то, что произошло в Новом Завете, полностью меняет всю систему религиозных убеждений, саму природу веры. Бог явился нам во Христе, Господе и Спасителе. Читая Евангелие, мы представляем себе Его образ, мы знаем Его дела, мы знаем Его мысли. Нам легко верить в Господа и Спасителя. Но как трудно было верить тем, кто до Христа верил в Бога, Которого никто никогда не видел! Явление Бога во Иисусе Христе — это великая милость для рода человеческого. И мы принадлежим именно к семье христианских народов, мы принадлежим к Церкви Христовой, в центре которой — исповедание того, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий. И мы через Него поклоняемся Богу, Который для нас уже не является неведомым, но ведомым во Христе Иисусе, Господе нашем. Вера в Господа призвана менять человеческую жизнь к лучшему. Если человек крестился, если он себя связывает с Православной Церковью, он не может не наблюдать за своим внутренним духовным состоянием. Если же такой человек занимается чем угодно — политикой, бизнесом, общественной работой и даже семьей, — но почти никогда не вспоминает о Боге, то и Бог не будет его помнить. Ведь отношения человека и Бога — это движение двустороннее. Господь дает нам Свою милость, Свою благодать, Свою помощь в ответ на нашу веру, а вера должна выражаться в молитве и споспешествоваться добрыми делами. Потому что если есть вера, а добрых дел нет, то мы, по слову Божию, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, и наша вера ни во что не реализуется.

http://patriarchia.ru/db/text/6031554.ht...

Скачать epub pdf Братья и сестры, сегодня Церковь чтит память отцов Седьмого Вселенского собора. На нем была опровергнута ересь иконоборчества. Однако, будучи изгнана из ограды истинной Церкви, эта ересь впоследствии свила себе гнездо в различных внешних сообществах, члены которых нередко спрашивают нас: почему у вас иконы в храмах? Это идолопоклонство, вы нарушаете заповедь: «да не будет у тебя других богов, не делай себе кумира того изображения, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им» ( Исх 20:2–5 ). Они не обращают внимания на то, что сама заповедь является запретом делать изображения иных богов – которых язычники нередко изображали в виде животных, птиц и т.д. Но иконы – не идолы, поскольку не изображают никаких «других богов». А о том, что иконы не только допустимы, но и необходимы свидетельствует та же книга Исход, в которой Господь говорит Моисею: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки» скинии завета ( Исх. 25:17–21 ). Эти иконы херувимов были не только над ковчегом завета, но и на стенах храма Соломонова ( 3Цар. 6:27–29 ), и даже в видении небесного храма, какое было пророку Иезекиилю ( Иез. 41:20, 25 ). Современные иконоборцы думают, что в Иерусалимском храме были такие же голые стены, как и в их молитвенных домах, но на самом деле стены храма были покрыты изображениями херувимов. И именно в этот храм приходил Христос и называл его «Дом Отца Моего» ( Ин. 2:16 ). Именно в этом храме ежедневно собиралась новозаветная Церковь после Пятидесятницы ( Деян. 2:46 ). Так что это не они нас, а мы их вправе спрашивать: почему у вас нет икон, как это описывается в Писании? В Ветхом Завете были иконы только херувимов, потому что в то время никто другой и не мог быть изобразим в храме. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос еще не воплотился и не стал видимым как Человек (а божественная природа неизобразима). И ветхозаветные праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными, поэтому они душою нисходили в место темное, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим воскресением ( 1Пет. 3:19 ). А после воплощения и воскресения Христова праведники новозаветной Церкви получили возможность быть подлинно чистыми и святыми подобно херувимам, и поэтому они могут быть уже изображаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010