Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:3 . Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ ( Втор. 9:25 ). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю ( Деян.9:3–6 ). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф. 28:9 . Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» ( Откр. 4:10 . Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» ( Ин. 4:23 . Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением. Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-ro Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения: – « Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I-ro Вселенского собора). – « От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Оторвались сектанты от общества Христова, от святой Церкви Православной, неодоленной, которая идет непрерывно от дней Апостольских; оторвались они от этого «тела Христова» и погибли: нет среди них Христа, и не могут они наследовать спасения. Церковь и секты Как называется истинная Церковь?   Православная Церковь Христова называется Церковью Вселенскою. Что значит это название?   Оно означает то, что Православная Церковь Христова — одна во всей вселенной, для всего мира, и другой истинной Церкви нет и быть не может. Как же и в Слове Божием (Гал. 1:2), и во всех книгах говорится о многих Церквах, напр., о Церквах: Иерусалимской, Антиохской, Константинопольской, Русской и т.д.?   Это говорится о церквах поместных или частных, которые составляют части единой Церкви Христовой Вселенской. Требует ли Господь такого единства от всех?   Спаситель устроил одну Церковь и желает, чтобы в ней одной все спасались, и все едино были. Об этом Господь молился Отцу Небесному так: «Не о них же только (то есть не об Апостолах только) молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:20, 21). Не препятствуют ли единству Вселенской Церкви многочисленные секты, которые тоже хотят называться истинными Церквами?   Нет, не препятствуют единству Вселенской Православной Церкви, так как не Христос Господь и не Апостолы святые создавали секты. Сердцеведец знал, что гордость человеческая воспрепятствует этому единству; Господь предвидел, что многие пренебрегут Его Святым обществом, т.е. Церковью Православною, и начнут создавать и устраивать свои общества, со своими, а не Христовыми порядками. Какие же предсказания мы имеем о таких людях?   О них предсказывал Сам Господь и предостерегал от них верующих. «Берегитесь, — говорил Он, — чтобы кто не прельстил вас,ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф 24:4, 5).     «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф 24:23—25).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому все усилия употребим на то, чтобы стяжать в Себе Христа, чтобы дать Ему свободу действовать в нас, чтобы соединиться с Ним всем своим существом. Только тогда мы будем истинными христианами. Аминь. 5 ноября 2006 года День памяти святых отцов Седьмого Вселенского Собора Евр. 334 зач. (13, 7–16) Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. О строгом хранении апостольского Предания Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы совершаем память праведного Авраама и святых отцов Седьмого Вселенского Собора. Казалось бы, тысячи лет отделяют этого древнего праведника от святых отцов, b VIII веке защитивших православие от иконоборцев, или, как называл их  Иоанн Дамаскин , христианоклеветников. Но их объединяет вера: праведный Авраам верил в грядущего Мессию, а может быть, и в какой-то мере постигал тайну Пресвятой Троицы, поскольку из явления трех ангелов он мог провидеть будущее откровение миру об образе бытия Божия; святые отцы Седьмого Вселенского Собора защищали истинное богопочитание от тех, которые, мнимо ревнуя о том, чтобы в Церкви не было идолопоклонства, на самом деле косвенно отрицали истину Боговоплощения. Иконоборцы, может быть, не смели называть вещи своими именами, за исключением немногих, наиболее дерзких, каким был император Константин Копроним, тем не менее, их мнение превращало Боговоплощение во что-то эфемерное и нереальное. Ведь если Спасителя нельзя изображать, значит, и подлинность Его воплощения оказывается сомнительной.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Истинная христианская Церковь должна быть свята, ибо свят ее Основатель, свято ее учение, святы те средства, которыми она пользуется, Свят Дух Святый, пребывающей в Церкви. Святость Церкви проявляется с особенной ясностью в чудесных действиях, совершаемых в Церкви, о которых предсказывал Иисус Христос: «уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). В книге Деяний Святых Апостолов рассказывается об Апостолах и их учениках, что они в доказательство своего истинного Апостольства, полученного от Иисуса Христа, творили многие знамения. Святость церкви сообщается и всем членам ее. Из этого, конечно, не следует, что к Церкви не могут принадлежать грешники ( Мф.13, 24:25 ). Но, несомненно, во всякое время между членами ее есть члены действительно святые, которые свою святость проявляют в делах, не бросающихся в глаза – в любви к ближним, в преданности и покорности воле Божией, в терпении, в молитве и т. д. Задача Церкви на земле в том именно и состоит, чтобы содействовать большему количеству членов своих достигать святости: «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:12 ). Истинная христианская Церковь должна быть соборной, т. е., вселенской, распространенной по всему миру. Назначение Церкви распространиться по всему миру указано Самим Иисусом Христом в словах: «идите, научите все народы... и идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ; Деян.1:8 ); а также в притче о горчичном зерне ( Мф.13:31 ), обратившемся в дерево, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Церковь должна быть вселенской и потому, что Иисус Христос умер за всех, чтобы все могли достигнуть спасения. Она должна быть вселенской по времени для всех времен и по месту для всего мира, как говорит Св. Апостол Павел: «в церкви нет различия между Иудеем и Еллином, потому что Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его ( Рим.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Вместе с тем кафоличность Церкви проявляется и в том, что в поместной Церкви, разрывающей общение с другими Церквами, выпадающей из вселенского церковного Тела, повреждается ее богозданный строй, и она в конце концов лишается благодатных даров Святого Духа, ибо дары эти ниспосланы апостольскому сонму, соединенному любовью и оттого причастному Троической Божественной жизни: " Да будет все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " (Ин. 17:21). В церковно-канонической науке XIX века и в современной евхаристической экклезиологии проявилась тенденция подчеркивать поместный характер Церкви за счет ее вселенскости. В старых руководствах по церковному праву, даже в лучших из них, характеристика управления в поместной Церкви оттесняет на задний план описание иерархической структуры Вселенской Церкви. Например, у профессора А.С. Павлова Вселенские Соборы рассматриваются лишь как один из способов общения автокефальных Церквей. Такой крен в церковно-каноническом сознании связан, вероятно, с ослаблением интенсивности переживания вселенского единства Христовой Церкви, характерным для нового времени, которое совпадает с синодальным периодом нашей церковной истории. Воззрения современной евхаристической экклезиологии особенно резко выражены протоиереем Н. Афанасьевым. В книге " Церковь Духа Святого " он утверждает, что Священное Писание знает только поместную Церковь, а мысль о Вселенской Церкви впервые была высказана святым Киприаном Карфагенским [ 1 ]. Между тем разве о поместной Церкви Господь сказал: " Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Глубокое понимание соотношения вселенского и поместного начала в Кафолической Церкви мы находим у архиепископа Василия (Кривошеина). " Поместная Церковь, — писал он, — не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением. Всецелым неуменьшенным выявлением в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественною с Вселенскою Кафолическою Церковью, которая существует только в ее поместных выявлениях, но в то же время (и здесь мы встречаемся с богословской антиномией) она не тождественна с Вселенской Церковью, отлична от нее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава Церкви – Создатель и единый Глава Вселенской Православной Церкви, понимаемой как Бого-человеческий организм, благодатно объединяющий всех членов земной Церкви, Ангелов и души усопших христиан – Богочеловек Иисус Христос. Церковь есть Тело, объединенное под Главой Христом. На чём основано утверждение о том, что Иисус Христос – Глава Церкви? Утверждение о том, что Иисус Христос – Глава Церкви, основано на  Священном Писании , в частности: «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» ( Еф.1:22-23 ); «…Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы не были более младенцами… но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:11-16 ); «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ); «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всём первенство» ( Кол.1:18 ). Разве патриарх – не Глава Церкви? В Православии единым Главой Церкви считается Иисус Христос. Первый же по чести епископ автокефальной поместной Церкви обычно именуется предстоятелем Церкви. Так, в частности, записано в  Уставе Русской Православной Церкви . В то же время применительно к предстоятелю нередко используется выражение «глава Церкви», но не «Глава Церкви». Но и такое словоупотребление нельзя считать безупречным. Деление Земной Церкви на Поместные носит административный характер. Патриарх не является обладателем абсолютной верховной власти во вверенной под его управление Поместной Церкви, но призван управлять/управляет ею лишь в рамках своих полномочий, обозначенных в учении Вселенской Православной Церкви, Главой которой, повторим, является Сам Господь Иисус Христос. Предстоятель Константинопольской Церкви – тоже не Глава Церкви?

http://azbyka.ru/glava-cerkvi

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАВА ЦЕРКВИ в собственном смысле это определение относится исключительно к Господу Иисусу Христу. По слову ап. Павла, «Он есть глава тела Церкви» (Кол 1. 18) и «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5. 23). В Еф 4. 11-16 мысль о главенстве Христа в Церкви выражена с особой полнотой и отчетливостью: «...Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы не были более младенцами… но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Главенство Христа в Церкви - основополагающий экклезиологический догмат. Правосл. вероучение совершенно исключает мысль о каком бы то ни было земном заместительстве Христа как Г. Ц., католич. экклезиология исходит из идеи о таком заместительстве: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (CIC. 331). Полный титул папы - епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, преемник главы Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава Государства-Города Ватикан, раб рабов Божиих. Никто из правосл. епископов не именуется Главой Вселенской Церкви, это относится в полной мере и к предстоятелю К-польской Церкви, одним из титулов к-рого является «Вселенский Патриарх».

http://pravenc.ru/text/165053.html

Скачать epub pdf Глава 15. Свидетельства Священного Предания за святые иконы и голос за них вселенской церкви Предание, дошедшее до нас от древних христиан и древними записанное, свидетельствует, что святые иконы ведут свое начало от самого Господа Иисуса Христа, святых апостолов и первых христиан. Правда, враги святых, икон отвергают и предание апостольское. Но это послужит к большему обвинению их на суде Божием. Самое Св. Писание осуждает их за отвержение ими Священного Предания. Святые апостолы заключили в Св. Писании не все, необходимое для нашего спасения, не все, что они говорили и делали для спасения людей. Потому св. апостол Павел в своих посланиях убеждает христиан сохранять наставления, преподанные им словом или устно: " братия, – писал он Солунянам, – стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ), и «завещает им именем Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от него» ( 2Фес.3:6 ). Так и ныне христиане должны удаляться от тех, которые отступают от св. церкви, отвергая предания св. апостолов. Коринфянам же св. апостол писал: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам» ( 1Кор.11:2 ). Епископу Тимофею он писал: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного разума, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим.6:20,21 ). «Держись образа здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовию во Христе Иисусе,... и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.1:13, 2:2 ). Св. Иоанн Богослов, дополнявший в своем Евангелии сказания других евангелистов, говорит: «много сотворил Иисус перед учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ). Последние же слова Евангелия его таковы: «многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно; то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Седмица 7-я по Пасхе Воскресение. О единосущии Отца и Сына Неделя святых отцев Первого Вселенского Собора (325). Ин.17:1–13 Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Арианство родилось, как рождаются все лжеучения. Гордый ум говорит: «Я не могу этого понять, а значит, этого не может быть». И Арий стал учить, что истинный Бог – лишь Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Это учение более понятно для ума, и оно увлекло многих. Когда-то Апостол Павел сказал пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Так потом и пошло, и во все времена приходилось оберегать Христовых овец от лютых волков. Именно от волков. Кто привносит ложь в учение о Боге, тот поистине губит души. Всякая ложь о Боге уродует всю духовную жизнь, и незаметно направляет человека совсем в другую сторону. И святые Отцы Церкви на Первом Вселенском Соборе не свое личное мнение противопоставили мнению ариан, но тщательно рассмотрели Божественное Писание. А там во многих местах и прямо, и косвенно говорится о единосущии Бога Отца и Бога Сына. Вот и сегодня мы читали слова молитвы Сына к Отцу. Казалось бы, если молитва, значит, молящийся ниже того, кому молится. Но вспомним, какими словами молился Иисус, например, перед воскрешением Лазаря: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» ( Ин.11:41–42 ). Еще прежде просьбы – уже благодарит, как будто все, о чем Он собирается просить, уже совершилось. Так и в сегодняшней молитве. Сначала Он говорит: «Отче! …прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». То есть прославление Сына – условие прославления Отца. И тут же продолжает: «Я прославил Тебя на земле». «И ныне прославь Меня Ты, Отче». А здесь – прославление Отца – условие прославления Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Победители ересей и лжеучений Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора Иеромонах Игнатий (Шестаков)      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Однажды апостол Павел собрал пресвитеров Церкви, собрал своих первых последователей, учеников – людей, которых он поставил пасти Церковь Христову, и обратился к ним с такими словами: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20, 28–31). Очень скоро жизнь Церкви доказала правоту слов апостола Павла. Вся история Церкви наполнена примерами того, как появлялись эти люди, лжеучителя, лютые волки, не щадящие стада, которые, часто сами искренне заблуждаясь на пути богопознания, являлись распространителями страшных и пагубных для Церкви лжеучений. Они восставали из рядов служителей Церкви и говорили превратно, часто увлеченные единственной целью увести за собой побольше учеников. Церковь называет этих людей «ересиархами» — лжеучителями, лжепастырями, волками в овечьей шкуре. Сегодня актуально об этом вспомнить и задуматься, потому что в это день мы особо чтим память отцов I Вселенского Собора, которые восстали против подобного лжеучения, против деятельности страшных и коварных, заблудших лжепастырей. Когда Церковь Христова освободилась от государственного языческого гнета, когда христианство стало, как сейчас говорят, официальной религией в великой империи, тогда и появилось, вернее усилилось это искушение, страшная опасность, появились лжеучителя. Одним из них был александрийский пресвитер Арий. Человек ученый, можно сказать, подвижник науки, философии, богопознания, как он сам это понимал, но впадший в страшную гордыню, в ересь, исказивший богопонимание, богопочитание. Он отрицал божественную природу Господа нашего Иисуса Христа. Арий был очень талантлив и сильно преуспел, и он был не одинок в своем заблуждении. Весь христианский Восток был как раковыми метастазами поражен этим лжеучением. Нельзя, может быть, сразу сказать, что все до одного из числа увлекшихся лжеучением были злонамеренные еретиками. Кто-то искренне заблуждался, потому что тогда высокое богословие только зарождалось. Тогда богословие как школа было еще совсем юным, и в тоже время существовали великие, очень мудрые философские школы, античная наука. Человеческому разуму трудно было во всем разобраться.

http://pravoslavie.ru/46898.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010