22 ст. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Т. е. опять на том же краеугольном камне Христе и вы, т. е. ваша Эфесская церковь , также созидается в жилище Божие тем же Духом; но выражение вы можно понимать несколько иначе – вы, т. е. каждый верующий созидается в храм Божий, жилище Божие. Таким образом, апостол говорит, что как Церковь вселенская созидается чрез веру в Господа Иисуса Христа в святой храм Богу, так и всякая частная церковь , – как часть вселенской, чрез ту же веру в Господа созидается в жилище – храм Богу, так и каждый верующий чрез ту же веру, как член истинной церкви, и чрез таинства церкви, становится жилищем, храмом Божиим. Это созидание в жилище Божие как Церкви вселенской, так церквей поместных, так и всякого верующего совершается Духом Святым. Глава 3-я Во 2-й главе ап. изобразил, чем были Эфесяне до обращения к вере во Христа и как они были далеки от Бога и чем они стали, уверовав во Христа, т. е. как они теперь стали близки к Господу и как каждый из них Духом Божиим устрояется в жилище Божие. В 3-й же главе раскрывает пред Эфесянами чем он, апостол Павел, был по отношению к ним, в деле созидания их спасения и устроения из них жилища Божия Духом и объединения их язычников с иудеями чрез веру во Христа Иисуса. 1 ст. Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Т. е. для того, чтобы вы, язычники, стали близки Господу, я Павел, сделался узником Иисуса Христа, т. е. за веру в Него, за проповедь Его учения, и терплю узы за призыв вас язычников ко спасению. 2 ст. Дак вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Вы уже знаете о домостроительстве благодати Божией, т. е. что мне соответственно божественным планам по особому откровению (смотрению), поручена проповедь среди язычников, а потому и среди вас. Посему вам должно быть понятно, почему я именно за вас язычников в узах. 3 ст. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко. Вы слышали, что мне чрез откровение возвещена тайна. Какая? Чтобы и язычникам быть сонаследниками, и сопричастниками обетования во Христе Иисусе (ст. 6), о чем я кратко писал пред сим, впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Анализируя употребление слова κκλησα у апостола Павла, не могу не указать некоторые выражения, часто приводимые для того, чтобы доказать, что апостол Павел допускал существование – независимо от местных церквей – одной внешне – вселенской 261 церкви или Церкви вообще. «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» ( Гал. 1:13 ). «Ибо я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор. 10: 32 ). Апостол Павел преследовал местные церкви в Иудее, но он мог сказать, что преследовал Церковь Божию, поскольку в каждой из местных церквей Церковь Божия присутствовала. В сознании апостола Павла Церковь Божия была неразрывно связана с ее проявлениями в местных церквях. Увещевая Коринфян не подавать соблазна Церкви Божией, он имел в виду местные церкви, существующие конкретным образом в данный момент. Если бы апостол Павел имел в виду Церковь Божию независимо от ее проявлений в местных церквях, смысл увещания апостола Павла был бы утрачен, поскольку никто не может быть причиной соблазна для Христа. По этой же причине апостол Павел мог сказать, что он гнал Церковь Божию, ибо в местных церквях, преследуемых им, существовала Церковь Божия. Говоря в Гал. 1:13 и 1Кор. 15: 9 о Церкви Божией, он имел в виду палестинские церкви, в частности Иерусалимскую. Имеем ли мы право, исходя из этого, предполагать, что для апостола Павла «Церковь Божия» была Иерусалимская церковь, а все другие местные церкви были лишь ее продолжением в пространстве? Если это предположение справедливо, это означало бы, что идея вселенской церкви не была чужда апостолу Павлу 262 . В действительности в писаниях апостола Павла мы не находим никаких данных, которые послужили бы основой для такого учения о Церкви. Христиане Иерусалима могли считать себя Церковью Божией и рассматривать другие церкви как общины, зависящие от нее и только в ней существующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

433. Не нарушается ли святость Церкви греховностью многих ее членов? Святость Церкви не нарушается греховностью многих ее членов, поскольку они очищаются от грехов Святыми Таинствами, в особенности же Таинством Покаяния. 434. Что происходит, когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности? Когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности, они исключаются из Церкви или решением высших представителей Церкви, или Судом Божиим, так что и в этом случае сохраняется святость Церкви ненарушенной. 435. Имеет ли Православная Церковь святых? Православная Церковь имеет бесчисленное множество святых, происходящих от всех православных народов, живших во всех столетиях, начиная со времен апостолов и кончая нашим временем. Пояснения: I. Святой апостол Павел написал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» ( Еф.5:25–26 ). II. Об исключении из Церкви высказался святой Павел: «Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:13 ), что иными словами означает: исключите упорного грешника из своей среды. III. Мы обязаны повиноваться решению Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). 3. Соборная Церковь 436. Что означает слово «Соборная»? Слово «Соборная» означает здесь то же, что «вселенская». 437. В чем заключается соборность (вселенскость) Церкви? Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том: 1) что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни; 2) что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и Преданием; 3) что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ); 4) что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Указывая на печать или знак святой Церкви, апостол вместе с тем внушает нам и известные обязанности, возлагаемые на нас святостью Церкви. Как члены святой Церкви, мы должны именно жить свято, должны всячески заботиться о том, чтобы и мыслить свято, и делать свято и делать только святое. Некогда эту обязанность забыли Анания и Сапфира и за это были наказаны праведным судом Божиим. Поэтому никогда не будем уклоняться от нее, помня, что Господь знает только Своих и отвергает упорно чуждающихся Его. Называя Церковь святою, мы называем ее затем также соборною, или – что то же – кафолическою, или вселенскою. Почему в символе веры усвояется такое наименование Церкви, это мы рассмотрим сейчас. В Послании к колоссянам апостол Павел говорит: «благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает». Под благовествованием разумеется здесь учение христианской веры. Где это учение пребывает, приносит плод и возрастает, там есть и Церковь . Поэтому словами: благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, апостол выражает, что Церковь находится во всем мире и что нет такого места, где бы она могла не находиться. В этом мы видим одно основание, почему Церковь называется вселенскою. Основание это состоит в том, что Церковь находится всюду и не стесняется пространством. Иудейская ветхозаветная Церковь находилась только в Палестине и самое богослужение ветхозаветное можно было совершать только в Иерусалимском храме. Но Церковь Христова не такова. На повсеместное распространение ее указал Сам Господь, когда повелел апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Значит, апостолы должны были идти во весь мир, должны были распространить Церковь Христову повсеместно. И апостолы исполнили это повеление Господа, ибо, как говорит апостол Павел, «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной – слова их». В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Сказав: Все мы крестились в одно тело ( 1Кор.12:13 ) – святой Апостол включил [в него] и себя самого. Он как бы говорит: и я, Апостол, не имею в этом смысле никакого преимущества; и – тело такое же, как и я, и я – такое же, как и ты, и все мы имеем одну и ту же Главу, и родились мы одинаковым крещением, посему и образуем одно и то же Тело. Но не только иудеев, но и язычников, бывших так далеко от нас, Бог ввел в состав одного и того же Тела». Человеческое тело – самый удивительный организм, о котором только ведает людское сознание; но еще в большей мере это относится к Богочеловеческому Телу Христовой Церкви. В этом Богочеловеческом Теле всё Божественно-возвышенно и таинственно, равно как и по-человечески доступно и осязаемо. Христолюбивая душа превеликого Златоуста возвещает: «Мудрый во Христе Апостол благовествует христианам: Вы – тело Христово и члены между собой ( 1Кор.12:27 ). Тело человеческое по природе таково, каково есть, а наше преуспеяние в Теле Церкви зависит от нашей свободной воли. И мы должны пребывать в согласии по своей свободной воле, подобно тому как в согласии между собой пребывают составы человеческого тела по природе. И если в теле нашем не должно быть несогласия, то тем паче не подобает ему быть в Теле Христовом, особенно потому, что благодать сильнее природы. Так как мы – члены между собой, то мы не только тело, но и части друг другу. Все мы составляем нечто одно (ν τι), по примеру тела, и причем это одно состоит из многого и находится во многом, а многое содержится в нем и получает возможность быть многим. Апостол сказал тело; но так как всё Тело составляет не Коринфская Церковь , а Вселенская, то он и добавил между собой; то есть ваша Церковь – часть Церкви Вселенской, тело которой образуют все Церкви; поэтому надлежит вам быть в мире не только друг с другом, но и со всей Вселенской Церковью, если вы – истинные члены, [органические] части всего Тела». В Богочеловеческой соборной жизни Церкви все члены Церкви участвуют через святые таинства и святые добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Характеризуя такое религиозное состояние, Откровение Господа обращается с увещеванием к предстоятелю Лаодикийской церкви. В наши времена, быть может, подобное увещевание относится к протестантской, вообще, и англиканской церкви, в частности. Англиканская церковь , в общем, хотя и сохранила кое-что на память о своей принадлежности к вселенской Восточной Церкви, но в вопросе об Евхаристии ушла далеко назад, даже от лютеранства. Поэтому не к ней ли отчасти обращены слова Откровения Господа, изреченные к Лаодикийской церкви: «Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное (учительное слово св. отцов Церкви), чтоб тебе обогатиться, и белую одежду (ходатайство Богоматери и святых угодников), чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью (нестяжательность предстоятелей) помажь глаза твои, чтобы видеть» ( Откр. 3:17–18 ). Отсюда видим основы обновления церковной жизни в англиканской церкви: а) возвращение к апостольскому и отеческому преданию св. отцов Церкви; б) общение в молитвах с Церковью, торжествующей на небесах; в) восстановление иерархии церковной в простоте времен апостольских. Все остальное придет постепенно, если учение о таинствах будет православное, и восстановится предание. «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии» ( Откр. 1:4 ). Легко догадаться, что семь церквей есть образ вселенской Церкви, состоящей из определенного числа престолов апостольских, или митрополий, и поместных епископских. В данном случае митрополией был Ефес – апостольский престол св. Иоанна Богослова, впоследствии перенесенный в Константинополь. Остальные шесть: Смирна, Пергам, Фиатир, Сардис, Филадельфия и Лаодикия – поместные епископские кафедры. Во времена Иоанна Богослова, в исходе первого века, упоминаемым церквам угрожало отступление многих, увлекшихся гностицизмом, легко переходившим в отрицание воплощения Бога и едва соглашавшимся только на призрачность воплощения. Отсюда же произошли николаиты, которые, для вящшего торжества духа над презираемой ими плотью, предписывали, как лечебное средство – разврат. Это глубины сатанинские, сделавшиеся впоследствии достоянием тамплиеров, иезуитов и некоторых протестантских и раскольнических сект. Это есть полнота отступления от Церкви, быть может, та самая, которая предвозвещена св. Апостолом Павлом во втором послании к Фессалоникийцам, отступление, имеющее в полноте своего развития ускорить явление сына погибели и кончину века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Итак, можно допустить, что слово, обращаемое в Откровении к церквам Малой Азии, указывает на будущее состояние Вселенской Церкви во времена отступления и потом, вплоть до самой кончины мира, когда повсюду оскудеет вера на земле. Этому последнему состоянию Церкви соответствует обращение к Ангелу последней из числа семи церквей – Лаодикийской. Из упоминаемых в Откровении семи церквей – Ефесская имела ту особенность, что была апостольским престолом св. Иоанна Богослова, а Смирна была епископским седалищем св. Поликарпа, ученика Иоанна. Сравнивая исторические данные о Греко-Российской Церкви юго-западной половины, составлявшей Киевскую митрополию, можем с некоторой вероятностью сказать, что Откровение Ангелу Смирнской церкви относится к страданиям в XVI и XVII столетии юго-западной православной Церкви от иезуитов (которых Откровение в переносном, быть может, смысле называет Иудеями): «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, – впрочем, ты богат, – и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2:9 ). Как Иудеи, преследователи, хулители и гонители христианства недостойны называться Иудеями, так и иезуиты, преследователи, хулители и гонители Православия, не достойны именоваться братством Иисуса; в гонении на Православие, в юго-западной Российской Церкви, жиды были первыми пособниками иезуитов и поляков, брали на откуп св. храмы и кощунственно хозяйничали в них для извлечения барышей. Об этом гонении в Откровении сказано, что оно непродолжительно. И, действительно, продолжалось оно около тридцати лет. Во второй половине XVIII столетия самое больное место Вселенской Церкви была Церковь Галликанская, в Откровении – Пергам. «Знаю твои дела и что ты живешь там, где престол сатаны и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:13 ). В Асийском Пергаме действительно пострадал св. муч. Антипа, в Галликанском же Пергаме, или Париже, пострадало, во время революции, великое множество чтителей Бога Небесного и Христа Его, обезглавленных на гильотине за веру и верность, вместе с благочестивым королем своим Людовиком XVI. «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» ( Откр. 2:14–15 ). Несомненно, что тут дело идёт о той язве Галликанской и вообще католической церкви, которая именуется иезуитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Сопоставляя исторические данные с тем, что указывает Откровение, можно с некоторой вероятностью допустить, что слова Христовы, сказанные Ангелу Ефесской церкви, могут относиться к первенствующему во Вселенской Церкви римскому престолу времен XV и XVI столетия. «Ты испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они – лжецы» ( Откр. 2:2 ). Тут речь идет, без сомнения, не только об основателях гностицизма, докетах и николаитах 1-го века (Керинф, диякон Николай), но и о таких же лже-апостолах и ересиархах XVI века (Лютер, Меланхтон, Цвингли Кальвин), отвергших Церковь и апостольское предание и повергших народы во тьму отступления не только от Церкви, но и от точного разумения Слова Истины. Это предтечи имеющего прийти в конце времен сына погибели. Судя по тому, что отступление, предвозвещенное св. Апостолом Павлом, может с некоторой вероятностью считаться с XVII века совершившимся фактом как на Западе, так и на Востоке, остается ожидать полного, всемирного развития его, а затем и скорого, по всей вероятности, появления сына погибели, еврейского лже-мессии. Верные его слуги широко раскинули уже по всему миру нерасторжимую сеть, 4 и теперь уже высоко поднимают голову в ожидании своего лже-мессианского царства. Ничего не будет удивительного, что конец XX столетия или одно из последующих столетий оправдает погибельные и для них самих ожидания в явлении антихриста, который, вероятно, будет вроде Навуходоносора, Нерона, Домициана или же отступника Юлиана. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» ( Откр. 2:4 ). Это относится к тому же престолу, ибо история свидетельствует о глубоком нравственном упадке папства в XIV и XV веках. «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые Я ненавижу» ( Откр. 2:6 ). Если в отношении к Ефесской церкви секта николаитов была развратительницей христианских нравов и разрушительницей апостольского предания, то и протестантство XVI и раскол XVII века имели то же отношение к Вселенской Церкви на Западе и на Востоке, разрушив авторитет Церкви, упразднив иночество и священство, оставив от проповеди апостольской одно пустое имя и от спасающих таинств – один призрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Вопрос. Что должно заключить из вышесказанного? Ответ. Указание штундистов на невидимую Церковь есть плод их изобретательности: им они желают прикрыть несостоятельность своей религии, вопреки ясному свидетельству Св. Писания и здравому смыслу. 2) Существенные свойства истинной Церкви Христовой а) Церковь – едина Вопрос. Какие существенные свойства истинной Церкви Христовой? Ответ. Следующие четыре, указанные в Символе веры : «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вопрос. Почему Церковь есть едина? Ответ. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. Ап. Павел говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем ( Еф.1:22, 23 ). «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крешение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас» ( Еф.4:4–5 ). «Чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном духе» ( Еф.2:18 ). Вопрос. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? Ответ. Это суть частные церкви, ила части единой вселенской церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах (Простр. Катихиз. стр. 48). Вопрос. Иисус Христос учил ли, что Церковь Его должна быть едина? Ответ. Господь Иисус Христос желал создать только одну Церковь ( Мф.16:15 ) и изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Ин.10:16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15:1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Мф.13, 24, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Мятется человеческий разум. Во все концы несется мысль, ищущая прав­ду в этом мире, ищущая ее и выше. А правды все нет и нет... Искали правду философы Эллады. Искали правду поэты Ренессанса. Искали правду некрасовские мужики – ну, кому-то же живется хорошо на Руси?!... Искали правду праведники и пророки. Искали. Найти не могли. Рассказывали, что одна женщина в лихолетье сталинских времен потеря­ла все – родных, близких, всякое счастье земное и всякий смысл во всем, что с ней происходило. Она была инокиня. Не найдя правду нигде и ни в чем, она спустила все свои иконы по течению могучего Енисея. Вместе с иконами течение реки, а больше – течение ее жизни, унесло из души веру в высшую Правду и в какую-либо вообще. Бывшая инокиня растворилась в сером тумане обыденной жизни. А по миру – шествие Божие. Он пролагает с конями Своими путь по морю. Он идет через пучину великих вод. Он грядет от Фемана, с юга. Он шествует от горы Фаран, от Синая. Он идет по пустыне. Он проходит Иордан. Он входит в пределы земли, кипящей молоком и медом. Он потоками рассекает землю нечестивых. Он несет крест вселенской неправды и горечи ее на Голгофу. Он испивает Чашу неправды до дна. Он посылает всадников Своих в мир. Во мраке вселенской неправды идет, шествует Бог всяческой Правды. К поступи шествующего по миру Бога, к шагам Правды Его прислушива­ется пророк сторожевой башни. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился ………………………………………. Моих ушей коснулся Он, – И их наполнил шум и звон 717 . ЭПИЛОГ ПЕСНИ АВВАКУМА 3,16–19 Весь мир лежит во зле 718 . В этом мире совершается шествие Бо­жие. Сквозь неправды этого мира крестным ходом идет Правда Божия. Идет, приближается. Со сторожевой башни пророк Аввакум слышит ее шаги. В не­беса уносятся заключительные аккорды его песни: 3.16–19 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010