Слово в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, когда Господь проповедовал на земле слово Божие, то Его окружали и теснили тысячи людей. Ближе всего к Нему теснились ученики Его; были и другие, жаждущие послушать святую проповедь, были и те, кто пришел с тайной надеждой обрести исцеление от многоразличных своих недугов. Словом, скорбь человеческая рекой стремилась к стопам Милосердного Учителя. И Он, по совершении исцелений, став на ровном месте и отверзши уста Свои, произнес на все времена неизменные Божественные заповеди: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 20-23). Откликнулось человечество на эти святые призывы своего Спасителя? Да, откликнулось - в лице Апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех истинных последователей Христовых. Смиренные сердца их приняли Его заветы и принесли богатые и обильные плоды. Смирение стало корнем, из которого произрастают прочие плоды святой веры. Смирение вознесло людей, низвело на них многоразличные дары благодати и прославило их в Царствии Небесном. Вот в числе таких смиренных и кротких делателей и подвижников добродетели и является чествуемый ныне Церковью Святитель Христов Николай, великий угодник Божий, который, услышав о Христе и о Его спасительном учении, пошел неуклонно и верно за Ним, в точности исполняя евангельские заповеди и во всем стараясь подражать своему Владыке. Родившись в Ликийской стране от благочестивых родителей Феофана и Нонны, Святитель Николай с детства рос смиренным и богобоязненным отроком. Воодушевленный простой, но живой и сердечной верой, он в своей ревности по славе Божией был подобен иным великим ревнителям ее - пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну. Его ревность по славе Христа Бога проявилась и в том, что он на первом Вселенском Соборе, не стерпев еретического кощунства, еретика Ария ударил по щеке, за что Отцами Собора был осужден. Но Господь, явившись вместе с Пресвятой Богородицей некоторым из Святых Отцов, оправдал его и восстановил в епископском сане: Отцы видели в видении, как Спаситель Сам вручил ему Евангелие, а Матерь Божия - омофор. Оправдал, ибо поступок его был не следствием порочности сердца или грубости нрава, но следствием ревности по славе Божией.

http://pravoslavie.ru/1554.html

46. Мощи святых Отцы вселенского собора постановили (деяние VI): «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных». Приснопамятный митрополит Московский Филарет, в своем слове о нетлении мощей, поучает: «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нея силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем, и даже благоухает ею и для других. И поскольку сила Христова нетленна, то естественно, что она, вселяясь ( 2Кор. 12:9 ) в человеков, «иже Христовы суть» ( Гал. 5:24 ), и телесам их сообщает нетление; поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно и то, что она через них чудодействует, когда то благоугодно Господу, подобно как некогда чудодействовала, через «главотяжи и убрусцы», которые были на теле святого апостола Павла, и приняли в себя пот его ( Деян. 19:12 ), и через одно осенение тению святого апостола Петра 220 “ ( Деян. 5:15 ). – («Из слова о нетл. мощей»).   220 Примеч. Представим здесь главнейшие основания благословейного почитания мощей св. угодников Божиих. И из Божественного откровения и из всеобщего нашего опыта известно, что после того, как первым человеком введен в мир грех, а грехом – смерть, которая перешла на всех даже и на не согрешивших, по подобию Адама, человеков ( Римл. 5, 12, 14 ), истление тела нашего сделалось неизбежным уделом умирающих людей, потому что правосудным Богом определено согрешившему человеку обращаться в землю, из которой первый человек создан был. Но вот, как бы для удостоверения всех земнородных в том, что по силе благодати, открывшейся явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, истребившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие ( 2Тим. 1, 10 ), тленному нашему телу надлежит облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие ( 1Kop. XV, 53 ), – а вместе и как бы для опытного убеждения желающих войти в живот вечный в том, что слушающий слово Христово и верующий в пославшего Его имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Uoah. V, 24 ), Бог и Отец Господа вашего Иисуса Христа, Отец славы, некоторых из Своих св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышла новая книга А. И. Осипова " Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея " 23.09.2018 В издательстве " Никея " вышла книга профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова " Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея " . Ряд выступлений Алексея Ильича по телеканалу «Союз» с пояснениями к отдельным местам Евангелий от Матфея и от Марка вызвали интерес слушателей. Так возникла мысль о предлагаемых теперь комментариях на Евангелие от Матфея . Они не претендуют на широкий обзор вопросов, возникающих при его чтении, и останавливаются не на каждом его стихе, но, в основном, на тех, которые показались более значимыми для современного интересующегося человека. В книге была учтена просьба излагать материал по возможности кратко, современным языком, избегая специфических богословских терминов и церковнославянских понятий и слов. Основное внимание при этом в ней было уделено святоотеческому пониманию речей и притчей Спасителя, событий Его жизни. Обращение к святым отцам в настоящее время является особенно насущным, учитывая, с одной стороны, прямое вторжение в нашу среду либерально-модернистского духа западного богословия, который настойчиво пытается покорить последний бастион христианства – Православие, с другой – появление у нас т. н. «прозорливых старцев», проповедующих свое понимание Евангелия, своё учение. Однако апостол Павел на все времена ответил тем и другим: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1: 8). А 19-е правило Шестого Вселенского Собора прямо повелевает: «…аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающего». Alexey-osipov.ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.09.2018 15:52:46

http://drevo-info.ru/news/24095.html

Е. Почитание святых и ангелов, как не противорече к первой заповеди 1. Учение слова Божия о почитании святых Слово Божие, запрещая воздавать кому-либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога ( Bmop. VI, 13 ; Исаии XLII, 8; Mф. IV, 10 ; 1Tuм. I, 17 ), вовсе не запрещает этим воздавать низшее почтение верным слугам Божиим, и притом так, чтобы вся честь относилась при этом к Нему-же единому, как дивному во святых Своих (Псал. 36). Кроме того Писание с одной стороны указывает примеры почитания святых: так в книге царств говорятся, что царедворец Авдий поклонился пророку Илии (3 Цар. XVIII, 7), сыны пророческие торжественно поклонились Елисею, как верному рабу и другу Божию (4. Цар. II, 15); ап. Павел одобряет галатян за то, что они приняли его как ангела Божия или Самого Христа Иисуса ( Гaлam. IV, 14 ); с другой стороны оно дает наставления касательно почитания святых: Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: «кто принимает вас, принимает Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит наираду праведника 68 ( Мф. Х, 40, 41 ). Апостол Павел заповедует: поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» 69 (Евр. XIII, 7). 2 Учение церкви о почитании святых I. Отцы второго никейского собора, вселенского, определили: «храним слова Господни, апостольския и пророческие, чрез которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу, – и св. ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, св. и богоносных учителей, и всех святых мужей, и просить их предстательства: потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу». (Consil. Nicaen, 11. act. IV). II. «Мы требуем помощи их (святых) не потому, чтобы они могли помогать нам своею собственною силом, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать». («Прав. испов.»). 3. Святоотеческие свидетельства о почитании святых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Седмица 7-я по Пасхе О единосущии Отца и Сына Неделя 7-я по Пасхе Ин. 17:1–3 Деян. 20:16–18, 28–36 Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына, и Святого Духа, Троицу Единосущную в Нераздельную. Арианство родилось, как рождаются все лжеучения. Гордый ум говорит: «Я не могу этого понять, а значит, этого не может быть». И Арий стал учить, что истинный Бог – лишь Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Это учение более понятно для ума, и оно увлекло многих. Когда-то Апостол Павел сказал пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою…». Мы видим, что так потом и пошло, и во все времена приходилось оберегать Христовых овец от лютых волков. Потому что, кто привносит ложь в учении о Боге, тот поистине губит души: всякая ложь о Боге уродует всю религиозную жизнь и незаметно направляет человека совсем в другую сторону. И святые Отцы Церкви на Первом Вселенском Соборе не свое личное мнение противопоставили мнению ариан, но тщательно рассмотрели Божественное Писание. А там во многих местах и прямо, и косвенно говорится о единосущии Бога Отца и Бога Сына. Вот и сегодня мы читали слова молитвы Сына к Отцу. Казалось бы, если молитва, то значит молящийся ниже того, кому молится. Но вспомним какими словами молился Иисус, например, перед воскрешением Лазаря: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» ( Ин. 11:41–42 ). Еще прежде просьбы – уже благодарит, как будто бы все, о чем Он собирается просить, уже свершилось. Так и в сегодняшней молитве ход мысли – очень странный для нас. Сначала Он говорит: «Отче! …прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». То есть прославление Сына – условие прославления Отца. И тут же Он говорит: «Я прославил Тебя на земле … и ныне прославь Меня Ты, Отче». А здесь – прославление Отца – условие прославления Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве. Фото: Епископ Иона (Черепанов)/Facebook      Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4). Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата. И лишь двое отправились на «совет нечестивых». В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования. Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе. Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.

http://pravoslavie.ru/117943.html

Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? …Совершая первые шаги в храме, я уже чувствовал тяготение к священству. Восемь лет я учился в Англии; вспоминаю свои приезды в Москву, «весну, весенний разговор, и воздух с привкусом просфор и вешнего угара», пасхальный крестный ход вокруг храма св. Екатерины на Ордынке. 6 апреля, 2010 …Совершая первые шаги в храме, я уже чувствовал тяготение к священству. Восемь лет я учился в Англии; вспоминаю свои приезды в Москву, «весну, весенний разговор, и воздух с привкусом просфор и вешнего угара», пасхальный крестный ход вокруг храма св. Екатерины на Ордынке. «… Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих ». Вера – это всегда призыв к действию. Поэтому, совершая первые шаги в храме, я уже чувствовал тяготение к священству. Восемь лет я учился в Англии; вспоминаю свои приезды в Москву, « весну, весенний разговор, и воздух с привкусом просфор и вешнего угара », пасхальный крестный ход вокруг храма св. Екатерины на Ордынке. Я приезжал к отцу (ныне митрополиту) Илариону Алфееву, настоятелем храма был о. Даниил Губяк, друг отца Александра Шмемана — с его книгой о Евхаристии я и пришел в Церковь. Тогда подворье Православной Церкви в Америке было островком вселенского Православия в Замоскворечье. Взят в руки целый мир, как яблоко простое. Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. И Евхаристия, как вечный полдень, длится. « Приимите, ядите, сие есть тело мое…». Если ты можешь, предстоя престолу Бога Вышнего, произнести со Христом эти слова, стоит ли заниматься чем-то еще? И вот, я стал священником через несколько месяцев после венчания. То есть, по сути, вся моя взрослая жизнь – это попытка приблизиться к тому, что когда-то сказал мне в алтаре Успенского собора в Лондоне митрополит Антоний: « Я только сейчас начинаю понимать, что такое священство…»

http://pravmir.ru/simon-ionin-lyubish-li...

Идол Посмотри, как идол, изображающий Бога, изображает на самом деле пустую прелесть, изображает обман. Ведь он представляет собой бога, который есть не Бог, а бес, не Создатель, но создание. Совсем не то святые иконы, которые всегда изображают истину... Из этого можно убедиться, насколько велика разница между истиной и пустой прелестью. Кто же еще дерзнет называть святые иконы идолами? Разве не слышите звук страшного грома, который, как из высокого облака, происходит из Седьмого Вселенского святого собора и громогласно вещает: «Говорящим, что святые иконы – идолы, анафема, анафема, анафема!» (1) Сколь много и в мире сем, в нас, говорю, этого язычества, идолопоклонничества! Что ни грех, то бог, что ни страсть греховная, то идол, что ни намерение ко греху, то идолопоклонство! И чрево – бог, говорит апостол (см. Флп. 3:19 ), и сребролюбие – идол, и лихоимание – идолослужение! (2) А идол что такое? Насколько сильно отличается он от иконы? Икона является изображением истинной вещи, а идол – это изображение пустой прелести. Что представляют мне идолы? Представляют Дия, Эрмия, Аполлона, Артемиду и прочие бесчисленные бесовские капища. Что изображают для меня идолы? Изображают солнце, луну, Купала, Лада, Перуна. Ты скажешь, что это изображения богов. Но вот в чем вопрос: истинные ли те боги, которые изображаются язычниками? Кто назовет истинным Богом Бахуса, который является начальником всех пьяниц? Кто назовет истинной богиней Артемиду или Венеру, которая начальница всяких нечистот и мерзостей? «Все боги язычников – бесы, а Господь же наш небеса и землю сотворил» ( Пс. 95:5 ), как свидетельствует об этом сосуд избранный, апостол Павел, в Послании к Коринфянам: «хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, – так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:5–6 ), и един Дух Святой, в Нем же всяческое, и мы в Нем. Я буду говорить так: посмотри, как идол, изображающий Бога, изображает на самом деле пустую прелесть, изображает обман. Ведь он представляет собой бога, который есть не Бог, а бес, не Создатель, но создание. Совсем не то святые иконы, которые всегда изображают истину... Из этого можно убедиться, насколько велика разница между истиной и пустой прелестью (2). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Посетил меня Господь — я гриппом заболел» — зачем так лгать? Посещение Божие — это всегда приход Бога на помощь человеку 21 октября, 2018 Посещение Божие — это всегда приход Бога на помощь человеку Любая злобная сила, действующая на человека, ничего общего с посещением Божиим не имеет. Зачем человека наказывать — он сам себя накажет, отходя от Спасителя. Проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 21- я по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского Собора. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Лк. 7: 11—16 В этот воскресный день Господу угодно через Евангелие с нами разговаривать о том, каков Он и не каков Он. Мы слышим сегодня повествование о единственном сыне вдовицы из города Наина. И вот несколько важнейших слов, которые относятся к действию Спасителя по отношению к умершему юноше. Господь подходит к пределам Наина, видит умершего. И первое, что говорится о чувстве Спасителя в этот момент: «И сжалился Он над этой женщиной, помилосердствовал о ней». Он говорит вдове: не плачь . И без всякого промедления — следующее действие Спасителя. Он подходит ко одру и обращается к юноше: тебе говорю, встань ! И юноша восстает. И Христос отдает его матери. И вот теперь уже свидетельство окружающих людей: «Восстал великий в пророках, и посетил Бог народ Свой». Итак: помилосердствовал, не плачь, восстани, Бог посетил народ Свой. В отличие от нашего современного, очень искаженного и нездорового представления о посещении Божием как о посещении скорбями и наказанием, Евангелие понимает его абсолютно без превратностей. Посещение Божие — это прощение, исцеление, воскресение и спасение.

http://pravmir.ru/posetil-menya-gospod-y...

9 июня 2019 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словом.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Михаил, настоятель сего святого храма! Всех вас поздравляю с праздником — великим днем для этого прихода, для всех, кто уже посещает этот храм, и тех, кому еще предстоит сюда прийти. Сегодняшнее воскресенье отмечено чтением очень важного отрывка из Евангелия от Иоанна (Ин. 17:1-13), в котором содержатся слова, отражающие, на мой взгляд, весь смысл Евангелия. Именно здесь мы находим величайшую мудрость, открытую нам Богом: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Не может быть вечной жизни без знания Бога — Бог и жизнь этими словами связываются воедино. Тот, кто хочет жить еще в этой, земной жизни — не просто как живое существо, а как разумный человек, — должен непременно знать Бога. А уж если говорить о жизни вечной, то для людей, отрицающих или не знающих Бога, ее нет. Эти слова способны произвести огромный переворот в сознании человека, если он воспримет их со всей ответственностью, с пониманием того, что это действительно Божие Слово: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Вся история человечества — это история поисков Бога. Это история началась сразу после грехопадения. Люди понимали: без Бога, без абсолютной истины, с которой необходимо соизмерять жизнь, нормальное человеческое бытие невозможно. Поиски Бога нередко приводили в разного рода тупики, но даже заблуждения свидетельствовали о том, что человечество ищет Бога. Его пыталась находить и в мертвых истуканах, и в громе и молнии, и в природных стихиях, но все эти стихии и истуканы не отвечали людям на их страстный поиск Божества.

http://pravoslavie.ru/121738.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010