Содержание «Оптимистическое» богословие Метафизическая аргументация: «Царствие будущего века есть восстановление мира в первозданное состояние» Нравственная аргументация: «Бог любви не может карать» Юридическая аргументация: «Несправедливо вечно наказывать за временный грех» Некоторые особенности «оптимистического» богословствования «Оптимистическая патрология» Святитель Григорий Нисский Преподобный Исаак Сирин Преподобный Силуан Афонский Заключение     В Священном Писании о вечности грядущего наказания для грешников говорится неоднократно и вполне определенно: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»( Дан.12:2 ); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:29 ); «Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» ( 2Сол.1:8,9 ). С особой силой эту истину подтвердили впоследствии святые отцы и Соборы Церкви. «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема», – так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный святым Юстинианом Великим и принятый Поместным Константинопольским Собором 543 года. Идея всеобщего спасения (всех людей и всех бесов) была осуждена и 12-ым анафематизмом V Вселенского Собора: «Кто утверждает, что силы небесные и все люди, и даже злые духи соединятся с тем Бог-Словом, в котором нет никакого вещества… – да будет анафема». Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Трулльского Собора 692 года, а также VI и VII Вселенских Соборов. Этих неправославных мнений Оригена было несколько, из них наиболее известные: предсуществование душ, множественность миров, всеобщий апокатастасис. Мнение, осужденное 9-ым анафематизмом, о конечности адских мук высказывал не только Ориген . Помимо него эти же мысли можно обнаружить у Дидима Слепца , святого Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского. И Церковь всегда бескомпромиссно противостояла этому мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Рубрики Коллекции Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое? 5 мин., 12.06.2016 Поделиться В Воскресенье, на седьмой неделе после Пасхи , Церковь празднует память Отцов Первого Вселенского Собора, который проходил в 325 году в городе Никее. Собор (то есть, по русски говоря, собрание) осудил ересь Ария и принял Никейский Символ Веры. Само это празднование затрагивает несколько понятий, с одной стороны, ключевых для нашей веры, с другой — малопонятных многим современным людям. Что такое Вселенский Собор? Первый Вселенский Собор обращался к образцу Апостольского Собора, который упоминается в 15 главе книги Деяний. На соборе Апостолов речь шла о том, надо ли обязывать язычников, обращающихся ко Христу, соблюдать ветхозаветный закон. Апостолы постановили, что не надо: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28,29). Обратим внимание на этот оборот — «угодно Святому Духу и нам». Это не какая-то формальность — это исповедание живой веры в то, что в собрании Апостолов действует Святой Дух, и принятое ими решение внушено Им. Церковь не просто собрание людей, объединенных общими взглядами. Церковь — это продолжающееся присутствие Христа в мире, как Он обещал ученикам, «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Христос, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) продолжает оставаться пастырем Своей Церкви, и, как Он и обещал, Святой Дух продолжает наставлять ее на всякую истину. Поэтому мы верим, что Вселенские Соборы, на которые съезжались преемники Апостолов, Епископы, были не просто собраниями ученых и благочестивых людей — через них действовал Святой Дух. Надо отметить, что нам не стоит путать Собор с парламентом, а принятие Символа Веры — с принятием законопроекта. Епископы, собравшиеся в Никее, не создали православную веру и даже не дополнили ее — они облекли в четкие формулировки то, во что Церковь верила и до этого, со времен Апостолов. Епископы не высказывали свои личные соображения — но свидетельствовали о вере, хранимой их общинами.

http://foma.ru/sobor-eres-simvol-veryi-c...

Arhiva Predica Patriarhului rostit dup Dumnezeiasca Liturghie svârit cu prilejul unui an de la sfinirea bisericii principale a Forelor Armate ale Federaiei Ruse 13 iunie 2021 16:55 13 июня 2021 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации. Богослужение было приурочено к первой годовщине освящения Патриаршего собора. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня во время Литургии читалось Евангелие от Иоанна (Ин. 17:1-13), и в этом евангельском отрывке есть стих — на мой взгляд, центральный, самый значительный, в котором как в капле воды отражается все христианство. А звучат эти слова так: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа . Эта фраза Божественная, от Бога идущая, утверждает, что есть жизнь вечная, что человеческое существование не прекращается с биением сердца. И это действительно так, потому что с прекращением физической жизни не заканчивается человеческая жизнь. Это важнейшее утверждение — не человеческое; не Патриарх так сказал, не священник, не какой-то философ. Это слова Самого Бога, которые передает нам Евангелие: жизнь вечная . А разве не на этом основывается, чисто интуитивно, способность одного человека отдавать свою жизнь за другого, за Родину, за родных и близких? Если бы не было интуитивного осознания того, что вечная жизнь есть, — как же страшно было бы умирать! Как много было бы случаев предательства, дезертирства! А ведь люди поднимаются по приказу командира и идут в атаку навстречу морю огня — с полным пониманием того, что из этой атаки они могут не вернуться живыми, но поднимаются и идут! Весь воинский подвиг находит свое подтверждение, свое обоснование и свой смысл в великих словах сегодняшнего Евангелия, которое читалось не потому, что мы служим здесь, в воинском храме, а потому что в соответствии с уставом именно этот текст полагается прочитать сегодня: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5819730...

Подготовка к Причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. 5 января, 2012 Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей. Подготовка к причастию Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, братья и сестры! если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54) Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству. Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

http://pravmir.ru/podgotovka-k-prichasti...

«Заповедь новую даю вам — да любите друг друга», — говорит Господь. Какое чудо! Но мы можем понять, о какой любви Он говорит, только тогда, когда узнаем, что она коренится в любви Самого Христа: «Как Я возлюбил вас, да любите друг друга». Святитель Николай стал святым, когда до конца понял, что мы призваны любить так, как Христос возлюбил всех людей. Мы знаем, что сверху донизу нашего мира проходит трещина разделения нелюбви и греха. Но есть иное искушение — отступить от верности истине и правде Христовой, ради мнимого единства и согласия всех. Мы помним, как святитель Николай победил этот соблазн на Первом Вселенском Соборе силою Христовой. Христос ясно говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Мир Господень — это Его Божественный мир, Его поистине всеохватывающий, имеющий полноту небесных даров мир. И Он говорит апостолам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается», потому что Его смерть и Его воскресение дают радость, исходяшую от Отца, когда мы вступаем со Христом в тайну Духа Святого верностью истине. Христианин — человек необыкновенный, он — тот, кто принял дар Духа, дар, который соделывает нас новыми людьми. «Изволися Духу Святому и нам» — так начинаются определения Апостольского Собора, всех последующих за ним Соборов, Первого Вселенского Собора, на котором святитель Николай заградил уста нечестивого Ария. «Изволися Духу Святому и нам». Кто может иметь дерзновение произнести эти слова! Апостолы и святые отцы принимают свои решения в Духе Святом. Потому тайна Господня присутствует в их решениях, и это слово любви и истины мы призваны, чего бы нам это не стоило, хранить в нашей Святой Соборной Апостольской Церкви до конца. Нам всем дано было снова узнать в эти пасхальные дни, что Христос — Победитель смерти и диавола, отца лжи. И мы знаем, что любовь Христова, нисходящая свыше, неотделима от Его истины, превосходит всё, все наши немощи, все наши грехи и делает нас, как святителя Николая, как всех святых, пусть мы несравненно далеки от них, чадами Божиими по благодати усыновления. «Возлюбим друг друга, — восклицаем мы за Божественной литургией, — да единомыслием исповемы». Этому мы должны приобщаться всю жизнь, это означает наше причастие!

http://moral.ru/propoved/12_st_Nicholas....

Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей. Итак, сын мой, укрепляйся благодатью Иисуса Христа. С радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как воин добрый Иисуса Христа, рекшего: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 )(прп. Анатолий, 20). Всем нам, чадам Единой Святой Соборной Апостольской Вселенской Церкви, в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для этого руководственные правила. И эти правила заключаются прежде всего в книге, именуемой «Кормчая». Это – сборник правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и некоторых святых отцов. В конце этой книги, в главе «О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры и от святыя Восточныя Церкви», – папа Римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. В той же «Кормчей» книге, в 10 главе, в 6 правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: «Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити». А в 33 правиле того же Лаодикийского Собора сказано: «С еретики и со отвергшимися от соборныя Церкве да не помолится никто». Но вот вопрос: каков взгляд святых отцов нашей Православной Церкви на ересь? – В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) говорится о преподобном Агафоне. Однажды посетили его некоторые братья и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии, почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал: «Потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа (конечно, через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший» И если бы это было не так, если бы те ереси или ложные учения, как следствия свободомыслия, не имели такого пагубного значения в Святой Христовой Церкви, то святой апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких предостережений: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2, 8 ). И еще: есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать нам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1, 7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Принципы скоромной и нескоромной пищи, то, что у иудеев называется кашрут, продолжают играть в жизни верующих православных людей достаточно важное место. Так, например, в Книге Деяний святых апостолов мы находим такие слова: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» ( Деян.15:19–21 ). Эти слова были произнесены первоверховным апостолом Петром в Иерусалиме, на Апостольском Соборе. Здесь обращает на себя внимание то, что этими словами апостолом Петр наставляет именно новоначальных христиан, уверовавших из язычников, – обращающихся. Но даже для них соблюдение принципов скоромности по отношению к крови считается обязательным. Причем, далее следует существенное уточнение: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», – то есть остальные божественные предписания по вопросу о пище, они, обращающиеся, найдут во всем корпусе Пятикнижия, «ибо закон… по всем городам имеет проповедующих его и читается…» Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал свиней нечистыми животными, говоря: «бесы попросились в свиней, потому что нечистое всегда стремится к нечистому» . Кровь же запрещается в пищу для православных христиан не только Книгой Левит и решением Апостольского Собора в Иерусалиме, о чем мы прочитали в Книге Деяний, 15-я глава 19-й стих, но и решением 6-го Вселенского Собора, где в правиле 67-м мы находим такие слова: «Божественное Писание заповедовало нам ″воздержатися от крови и удавленины и блуда″. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь, какого бы то ни было животного, каким-либо искусством приуготовляющих в снедь (то есть пищу – О. С.) и так оную ядущих благорассмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом, то клирик (то есть епископ, пресвитер или диакон – О.С.) да будет извержен (то есть лишен сана – О. С.) , а мирянин да будет отлучен» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятисловие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:37–40 ). Но свое значение для христиан сохранило не только богословие Ветхого Завета и его нравственное учение. Ветхозаветные правовые нормы оказали влияние на каноническое право христианской Церкви. Некоторые из них признаются действующими в Церкви, например, требование показаний двух или трех свидетелей для установления истины на суде. Отдельные ветхозаветные правовые институты существовали в Церкви в определенные эпохи ее истории, например, десятина, запрещение взимать проценты, впрочем, в Ветхом Завете ограниченное лишь единоплеменниками: Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост ( Втор. 23:20 ). Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков. В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле свт. Василия цитируется пророк Иеремия (3:1) и книга Притчей (18:23): «Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится. Такожде: держащий прелюбодейцу безумен и нечестив». На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м правиле. В 16-м правиле 7 Вселенского Собора цитируется книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Исполнилось в них написанное: мерзость… грешнику богочестие ( Сир. 1:25 ), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются…». Некоторые канонические нормы основаны на ветхозаветных текстах, которые сами по себе не содержат соответствующих юридических формул по их буквальному смыслу, но в которых заключены мысли, используемые для их обоснования, и эти места из Ветхого Завета цитируются в канонах. Так, в церковной судебной практике за свои преступления и грехи клирики не подлежат наравне с мирянами отлучению от Причастия, а только извержению из сана на основании общего принципа, не допускающего налагать двойное наказание за одно и то же преступление. Эта норма сформулирована в 25-м апостольском правиле, которое содержит в себе ссылку на книгу пророка Наума: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Ибо Писание гласит: Не отмстиши дважды за едино (1:9)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Видимо, редко кто из них вообще задается вопросом – а кем является он сам – пастырем добрым или наёмником? А выполняет ли он свой пастырский долг? А исполняет ли он сам заповедания Господа? Например, современными пастырями практически повсеместно нарушается заповедь Христова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Первая часть слов Господа говорит о теоретическом научении перед Крещением, а вторая – о научении практической христианской жизни по заповедям Христовым. Сам Сын Божий долгое время наставляет Своих учеников (три с половиной года), показывая личный пример, неотлучно пребывая с ними, доказывая Свою истинность множеством чудес, а только потом возносится к Отцу, совершив Искупление всего человеческого рода. При этом Он не оставляет апостолов, а посылает им Духа Святого от Отца, Который и наставляет, и напоминает, и утешает: «Когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Так же действовали и апостолы: придя в очередной город, проповедовали о Христе, крестили и научали практической христианской жизни столько, сколько это было необходимо (см.: Деян. 18: 8-11, 19, 10). Они уходили только тогда, когда могли оставить вместо себя пресвитеров и епископов, а в последующем поддерживали посланиями и навещали христианские общины, чтобы поправить ошибки и подкрепить верных. Научение шло непрестанно. О необходимости обучения вере перед крещением говорит правило 78 Шестого Вселенского Собора: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам». Как видим, здесь требуется не просто обучение, но и своего рода сдача экзамена на знание веры. Умирающего от болезни человека разрешалось крестить и без обучения, но после выздоровления требовалось изучение веры: «В болезни принявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучать веру и познавать, что Божественного дара сподобились» (Правило 47 Лаодикийского Собора).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/za...

Увы! в этом отношении, в наше время, по крайней мере, заграницей, больше всего грешат те, которые прежде отличались наибольшей религиозностью и духовным тактом и чуткостью – женщины. В летнее время года жутко бывает видеть с каким безстрашием входят они в храмы Божии, не только не одетые прилично, как того требует святыня храма, а даже полураздетые, с непокрытой головой, вопреки ясному повелению Слова Божия, требующего, чтобы женщины покрывали свою голову, как это искони было принято у нас на Святой Руси, и как этого правила придерживаются заграницей даже римо-католики, и протестанты и всякие сектанты, в прямой укор нам, православным. (См. 1 Коринф. 11, 3–15). А уж вхождение в храм женщин с юбками выше колен или в мужских брюках – полное неприличие, которого могут не чувствовать и не замечать только те, для кого правила приличия совсем перестали существовать. Слово Божие прямо повелевает женщинам-христианкам приносить молитвы Богу  «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием»   ( 1Тим. 2, 9 ). Еще в Ветхом Завете было повелено Богом:  «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всякий делающий сие»   (Второзак. 22, 5). То же самое повелевают и наши церковно-канонические правила:  «никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную»   (Правило 62-ое Шестого Вселенского Собора и правило 13-ое Гангрского Собора). Женщины-христианки должны всегда помнить, что храм Божий это не бал и не театр, куда приходят светские «дамы» для того, чтобы показать свои «наряды» и привлечь на себя общее внимание. Храм – это дом молитвы, и в нем все должно быть направлено к тому, чтобы помогать друг другу не разсеиваться, не отвлекаться ничем, а наоборот – сосредотачиваться в молитве. И вообще, христианкам во всякое время надо чаще приводить себе на ум наставление св. Апостола:  «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткаго и молчаливаго духа, что драгоценно пред Богом»  ( 1Петр. 3, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010