Владимирский Кафедральный Успенский Собор, по находящейся в нем святыне и по своей исторической важности, принадлежит к числу замечательных Российских храмов. В нем открыто почивают Святые и нетленные мощи Святых Благоверных Великих Князей Андрея Боголюбского, сына его Глеба и убиенного на реке Сити татарами Георгия Всеволодовича; в нем блаженне покоятся Великие Князья Михаил II, Всеволод III, родоначальник наших Российских Государей и Константин Всеволодович; в нем покоится целое семейство Великого Князя Георгия, страдальчески скончавшееся в нашествие на Владимир монголов; здесь же находится место упокоения Великого Князя Ярослава Всеволодовича, родителя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, собирателя Русской земли после погрома монгольского, страдальца за землю Русскую. Вообще Успенский Собор во Владимире замечателен, как усыпальница Великих Князей Владимирских и всея Руси, других Князей их рода, Благоверных Княгинь и Святителей, правивших Владимирской паствой. Сохраняя под своей сенью останки Великих Князей, Княгинь и Святителей Владимирский Собор является замечательнейшим памятником до Московской Руси. Как усыпальница Великих Князей Русской земли сей храм состоит в тесной связи с древнейшими усыпальницами в Киеве, с поздней усыпальницей Московских и всея России Государей – Московским Архангельским Собором и с усыпальницей Русских Императоров – Санкт-петербургским Петропавловским Собором. Открытые мощи Святых Благоверных Великих Князей, находящиеся под сенью Владимирского Собора, пребывают в таком чудодейственном нетлении, что благочестивые поклонники из самых отдаленных стран нашего отечества притекают к ним, чтобы видеть в чудном сохранении их в течении многих веков особое явление силы Божией. У Великого Князя Георгия усеченная глава, и чрез несколько времени после мученической кончины его приложенная к телеси его, настолько оказывается крепко силой Божьей прильнувшей к телу, что никакого знака усечения не замечается на выи его, а у Князя Глеба, сына Великого Князя Андрея Боголюбского, правая рука до сего дня разводится в своих составах, чем удивлен был и блаженной памяти Благочестивейший наш Государь Император Павел I при посещении Владимирского Собора в 1798 году. Тогда Император Павел Петрович был в Соборе с своими Августейшими детьми Александром и Константином Павловичами. Свидетель очевидец, бывший в то время кафедральным протоиереем, Иоанн Певницкий рассказывал, что Благочестивейший Император, приложась к Святым мощам Князя Глеба, сказал своим сыновьям: «Дети! Молитесь угоднику Божию Глебу: первые в России вижу я столь нетленные мощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Вопрос: В настоящее время подвергается сомнению тот факт, что Александр Пересвет и Родион Ослябя были иноками. Некоторые утверждают, что на момент Куликовской битвы они даже не были христианами. Такое утверждение содержится в статье «Быль про “инока” Пересвета или как церковь к Русскому подвигу “примазалась”». Есть ли какое-то противоядие от таких нападок? Есть ли научные работы, подтверждающие позицию Церкви? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Перед нами небольшая заметка, в конце которой стоит подпись «Озар Ворон». Подлинное же имя автора – Лев Рудольфович Прозоров. Вопрос о том, были ли Александр Пересвет и Андрей Ослябя иноками Троице-Сергиевой обители, лишь повод. Цель автора – внушить читателю мысль, что Церковь и «церковники» не только не боролись с иноземным завоевателями, но даже помогали им. Известно, что всякая клевета исходит из демонического источника. Во время страшного нашествия, прокатившегося по стране в 1237–1240-х годах, Церковь вместе с князьями и воинами защищала свою землю. Без вести пропал в 1240 году во время штурма Киева митрополит Иосиф. Погибло много архиереев, священников и монахов. Огромное число храмов было разрушено или осквернено. Когда борьба закончилась, князья и Церковь стояли перед тяжелым выбором: либо признать завоевание реальным фактом, либо обречь людей на физическое уничтожение, призывая к дальнейшей борьбе. Дальновидную и мудрую политику повел тогда святой благоверный князь Александр Ярославич (Невский), который в 1242 году сопровождал своего отца великого князя Ярослава Всеволодовича в Орду. По смерти отца (1246 г.) он в 1247 году вместе с братом Андреем вновь отправился в Орду. На эту поездку он употребил два года и возвратился с ярлыком на княжение в Киеве и Новгороде. Затем, после очередной поездки в Орду, получил ханский ярлык на княжение во Владимире. Всего благоверный князь Александр Невский ездил в Орду четыре раза. Хватит ли дерзости у Льва Рудольфовича кинуть камень в великого защитника русской земли? За 188 лет (с 1242 г.

http://pravoslavie.ru/6989.html

Глава 3. Период татарского ига. Святой благоверный князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский Татаро-монгольское нашествие. В 1237 г. из Азии надвинулась на Русь грозная туча – татаро-монголы. Под водительством своего вождя Чингисхана монголы завоевали Китай, Индию, Среднюю Азию, земли персов, грузин и армян и после этого двинулись на Русь. Сперва ими были опустошены Рязанское и Владимирское (на Клязьме) княжества. Население было вырезано, церкви и монастыри опустошены. Во Владимире-на-Клязьме погибли великий князь Владимир Всеволодович со всей своей семьей и епископ Митрофан. Разрушительной волной прошло татаро-монгольское нашествие по Руси. Разорены были один за другим Коломна, Москва, Ростов, Ярославль, Тверь. Вся юго-западная Русь от " Чернигова до Киева была разграблена и сожжена. К Киеву татары привели огромное войско. От скрипа татарских телег, рева верблюдов, ржания лошадей киевляне не могли слышать друг друга. Стенобитными орудиями были разрушены стены города. В конце сражения жители с митрополитом во главе заперлись в древней Десятинной церкви, построенной Владимиром святым, и там погибли, когда рухнули стены церкви. Киево-Печерский монастырь был разрушен и даже могилы монахов разграблены, а все монахи или убиты, или разошлись по лесам. После первого нашествия татаро-монголов из ста пятидесяти семи русских поселений, известных в начале XIII в., сто пять прекратили свое существование, четырнадцать городов исчезли с лица земли, еще тридцать пять было разрушено и превратились в села. В середине XIII в. Киев представлял собой небольшой городок, в котором было всего двести дворов. Русь под татарским игом . Сохранилось много рассказов о героической гибели некоторых князей, но беда была не только в гибели людей и разорении земли, а в тяжелом порабощении всей страны. Почти на два с половиной века многие русские земли оказались под татарским игом. Князья должны были являться к хану, чтобы получить от него разрешение княжить, а в каждый город назначался татарский чиновник – баскак – для сбора дани. Являясь к хану, каждый русский князь должен был пройти целый ряд церемоний, унизительных и чуждых христианской вере: проходить между огнями для очищения, кланяться хану и войлочным идолам, став на колени. Князь должен был обещать исполнять все приказания хана, являться в Орду по первому вызову, признавать его власть над собой, а себя считать его рабом. Некоторые князья исполняли все это, и летописец их не осуждает, потому что этим они спасали свой народ от новых бед. Другие князья отказывались так унижаться и погибали в Орде. Так, Михаил Черниговский твердо ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава III. Духовное просвещение, учение и письменность Древняя наша летопись не упоминает нигде об училищах в России при детях и внуках великого князя Ярослава, но, вероятно, училища продолжали существовать у нас в том виде, как они заведены равноапостольным Владимиром и сыном его Ярославом. Если нельзя с достоверностию принять, то нельзя и отвергать решительно свидетельства сводной летописи Татищева, что великий князь Всеволод († 1093) давал подаяния на училища, что дочь его, известная Янка, основала училище при Киевском Андреевском монастыре для обучения девиц грамоте, письму, пению и разным рукоделиям и что некто Василий, которого рассказ об ослеплении Василька вошел в состав летописи Несторовой, был в 1096 г. во Владимире Волынском “смотрения ради училищ и поставления учителей” 1307 . Да и сам преподобный Нестор заметил: “Как случается, что один взорет землю, другой посеет, а третьи пожинают и вкушают нескудную пищу, так и Владимир взорал и умягчил землю Русскую, просветив ее Крещением, Ярослав посеял книжными словесами сердца верных людей, а мы пожинаем, приемля учение книжное” 1308 . Знак, что к концу XI и в начале XII в., когда писал Нестор, просвещение было у нас обильнее, нежели во дни святого Владимира и Ярослава. Доказательствами этой мысли служат: 1 . сочинения русских писателей, живших во 2-й половине XI и в 1-й XII в. и, вероятно, получивших образование в отечественных школах, 2 . сочинения некоторых греков, занимавших тогда нашу первосвятительскую кафедру, и 3 . многие произведения письменности иноземной, существовавшие тогда у нас в славянских переводах. I Во главе всех тогдашних писателей наших, собственно русских, стоит митрополит Иларион как по времени, так и по внутреннему достоинству своих писаний. Одно его сочинение, составленное им еще в сане пресвитера и представляющее собою образец ораторского красноречия, мы уже видели. Обратимся теперь к другому, представляющему образец догматического изложения веры, которое написал Иларион уже по случаю рукоположения его в сан митрополита. Это изложение так кратко, а вместе так драгоценно, особенно при совершенной скудости у нас подобного рода древних памятников, что по всей справедливости может быть помещено сполна на страницах нашей церковной “Истории”. Вот как исповедал веру свою первый из русских, удостоившийся первосвятительства в отечественной Церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность Для того, чтобы судить о состоянии духовного просвещения в нашем отечестве в обозреваемый нами период, мы имеем троякого рода данные. Это прежде всего отзывы современников о некоторых наших тогдашних иерархах и иноках, правда краткие и весьма немногие: митрополит Климент Смолятич был такой “книжник и философ”, какого в Русской земле не бывало; митрополит Кирилл I был “учителен зело и хитр ученью Божественных книг” 1868 . Один из игуменов Смоленского Богородицкого монастыря, неизвестный по имени, где начал свои подвиги преподобный Авраамий Смоленский, был “хитр Божественным книгам, и вся сведый, и проходя”, так что никто не смел пред ним “от книг глаголати”. Сам Авраамий Смоленский любил с величайшею ревностию заниматься чтением священных и отеческих книг, “от всех избирая и списая ово своею рукою, ово многими писцы”, и дана была ему благодать Божия “не токмо почитати, но и протолковати, яже мнозем несведущим, и от него наказаная всем разумети, и слышащим к сему из уст и памятию сказая, якоже ничто же ся от него не утаит Божественных Писаний, яко николиже умолкнуша уста его ко всем” 1869 . Во-вторых, это известия о бывших у нас тогда училищах, хотя довольно подробные, но, к сожалению, сохранившиеся только в сводной летописи Татищева. По словам его, смоленский князь Роман Ростиславич, будучи сам весьма ученым, понуждал к учению многих, и особенно, не желая иметь необразованных священников, устроял училища, содержал учителей, греков и латинян, и на все это до того истощал свои доходы, что по смерти его (1180) жители Смоленска должны были сделать добровольный сбор для погребения своего любимого князя. Галицкий князь Ярослав Владимирович († 1187), большой любитель книг и знаток языков, ревнуя о благоустроении церковного клира, искоренении в народе суеверий и распространении правых понятий о вере, вменял черноризцам в обязанность обучать детей грамоте и уделять на то часть монастырских доходов. Еще более замечательным ревнителем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Глава V. Церковное управление и преимущества русского духовенства Церковное управление и преимущества русского духовенства мы будем рассматривать, как и прежде рассматривали, с двух сторон: во-первых, как определены они были в правилах и уставах, появившихся у нас в то время, а во-вторых, как обнаружились в самых событиях, замеченных летописцами. Первым приложением к условиям русской жизни общих церковных канонов, принятых нами с верою из Греции, и вместе первым опытом местного церковного законодательства в России был устав святого князя Владимира, нам уже известный. В настоящий период видим дальнейшее приложение тех же канонов к потребностям русской жизни – в церковном правиле митрополита Uoahha II и частнейшее приложение и изъяснение самого устава Владимирова – в церковных уставах и грамотах наших князей: киевского Ярослава и новгородских Всеволода и Святослава. Церковное правило митрополита Иоанна к Иакову черноризцу принадлежит к разряду так называемых канонических ответов (αποκρσεις κανονικα), какие по временам писались на Востоке предстоятелями Церквей на предложенные им вопросы и которые, хотя не имели силы соборных определений, но представляли руководство по делам церковным на разные случаи 1541 . Слог этого правила или послания крайне невразумителен и далеко отстоит от слова современных писателей, собственно русский: Илариона, Феодосия и Нестора. Невразумительность могла зависеть от двух причин: или от того, что Иоанн, недовольно знакомый о славянским языком, написал прямо по-славянски, или от того, если он писал послание по-гречески, что переводчик недостаточно понимал язык греческий или славянский. Содержание послания весьма разнообразно и не отличается порядком: отвечая на письменные вопросы черноризца Иакова, митрополит, очевидно, излагал свои ответы так, как следовали один за другим вопросы. Послание разделено на главы: по одним спискам – на 27, по другим – на 26 и менее, но это разделение совершенно неправильное и, без сомнения, сделано не самим сочинителем, а кем-либо впоследствии: в некоторых Главах соединено по нескольку разнородных ответов, например в первой – до шести, в других содержится только часть ответа, т. е. один ответ разделен между двумя Главами, например между 7-й и 8-й, 14-й и 15-й, 21-й и 22-й. Всех частных ответов, или правил, если мы разделим их по содержанию, в послании 35, но их можно подвести под четыре более общих отдела. В одних правилах митрополит касается дел веры, священнодействий и церковной святыни, в других – иерархии и вообще духовенства, в третьих – дел брачных, семейных и домашних, в четвертых – отношения православных к латинянам, евреям и язычникам 1542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ТЕМНОГО (1425–1462) Малолетство Василия Васильевича. – Новая усобица дяди с племянником. – Спор в Орде между ними. – Московский боярин Всеволожский. – Хан решает дело в пользу племянника Василия против дяди Юрия Димитриевича. – Отъезд боярина Всеволожского от великого князя к дяде его Юрию. – Возобновление борьбы между дядею и племянником. – Василий попадается в плен к Юрию. – Василий в Коломне. – Продолжение борьбы. – Смерть Юрия. – Василий утверждается в Москве. – Отношения Василия Васильевича к двоюродным братьям, сыновьям Юрия, Василию Косому и Димитрию Шемяке. – Ослепление Косого. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения татарские. – Плен великого князя у казанских татар и освобождение. – Шемяка овладевает Москвою, захватывает великого князя в Троицком монастыре и ослепляет. – Слепой Василий получает Вологду. – Движения его приверженцев, которые овладевают Москвою. – Продолжение борьбы Василия с Шемякою. – Деятельность духовенства в этой борьбе. – Смерть Шемяки. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения к Рязани и Твери. – Отношения к Новгороду и Пскову. – События в Литве, борьба ее с Польшею. – Отношения Литвы к Москве. – Татарские нашествия. – Борьба Новгорода и Пскова со шведами и немцами. – Смерть великого князя Василия; его духовная грамота; его приближенные По смерти Василия Димитриевича на столе московском и всея Руси явился опять малолетный, десятилетний, князь Василий Васильевич. Малолетством деда его Димитрия хотел воспользоваться Димитрий суздальский, князь из старшей линии потомства Ярослава Всеволодовича; но Москва была уже так сильна, что, несмотря и на малолетство ее князя, Суздаль, даже поддерживаемый ханом, не мог остаться победителем в борьбе. Теперь, при малолетном внуке Димитриевом, никто из князей не осмеливается спорить за Владимир с потомками Калиты: Нижний, Суздаль принадлежат уже Москве, Тверь давно уже отказалась от всякого наступательного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыря – Смоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Жития святых благоверных великих князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба и мученика Аврамия Владимирских чудотворцев Источник Житие Святого благоверного великого князя Александра Невского. Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года, вероятно, в городе Переславле Залесском. Он был второй сын благочестивого Князя Ярослава Всеволодовича, который княжил то в Переяславле, то в Новгороде, недолго и в Киеве, а после нашествия монгольского сделался Великим Князем Владимирским и всея Руси – первым устроителем земли Русской после монгольского разорения 1 . Мать Св. Александра звали Феодосией, и она отличалась также благочестием 2 . Годы своего детства и отрочества Св. Александр провел то в Переяславле, то в Новгороде; при чем в Новгороде иногда, еще будучи отроком, был оставляем родителем своим на княжение вместе с братом своим Феодором. А потом и долго (лет около 16-ти), в молодые годы свои, Св Александр был Новгородским Князем. Писатель его жития говорит, что Благоверный Князь Александр от юного возраста и от младых ногтей всякому делу благому был научен, что вселился в сердце его страх Божий, что премного он чтил священнический чин, во все же время юности своей был смиреномудр воздерживаясь и бодрствуя, что во устах его непрестанно были Божественные слова, услаждавшие его паче меда и сота 3 . Наружное благолепие юного Князя отображало в себе внутреннюю красоту его души. Высокий рост и телесная сила также отличали его. Престол велико-княжеский во Владимире занимал тогда мудрый и миролюбивый Великий Князь Св. Георгий Всеволодович; но страшные бедствия начали посещать тогда Русскую землю: то пожары, то голод, то мор. Необычайные солнечные затмения и другие знамения на небе, землетрясение, бывшее и во Владимире и в Киеве, еще более устрашали людей. Ждали конца мира. Но это было еще только предвестием великого горя Русской земли. Внезапно нахлынул на Русскую землю какой то неведомый народ – монголы (или татары) и овладел русским народом надолго. Кровь полилась, как вода. Множество городов русских было сожжено и разорено. Многих уводили в тяжкий плен, а кого оставили, обложили большой данью. Однако Новгород, где княжил Св. Александр, Господь сохранил от разорения татарского: сюда не дошли татары. В такое то время и возрастал Благоверный Александр, которому Господь судил защищать от врагов всю Русскую землю. И по благодати Божией Св. Александр приготовил из себя крепкого и надежного защитника отечества. Не только на Руси, но и в чужих землях прославлялись мудрость, мужество, добродетель и наружное благолепие Новгородского князя Александра. Один чужеземец знатного рода, нарочито приезжавший в Новгород только затем, чтобы видеть Новгородского Князя, по возвращении в свое отечество говорил, что не видал никогда подобного Александру по виду и по доблестям. И вот как на деле оправдал Св. Александр похвальные отзывы о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010