Начало княжения Всеволода в Киеве Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей. И посадил сына своего Владимира в Чернигове, а Ярополка во Владимире, придав ему еще и Туров. В год 6587 (1079). Пришел Роман с половцами к Воиню. Всеволод же стал у Переяславля и сотворил мир с половцами. И возвратился Роман с половцами назад, и убили его половцы, месяца августа во 2-й день. И доселе еще лежат кости его там, сына Святослава, внука Ярослава. А Олега хазары, захватив, отправили за море в Царьград. Всеволод же посадил в Тмутаракани посадником Ратибора. В год 6588 (1080). Поднялись торки переяславские на Русь, Всеволод же послал на них сына своего Владимира. Владимир же, пойдя, победил торков. В год 6589 (1081). Бежал Давыд Игоревич с Володарем Ростиславичем, месяца мая в 18-й день. И пришли они к Тмутаракани, и схватили Ратибора, и сели в Тмутаракани. В год 6590 (1082). Умер Осéнь, половецкий князь. В год 6591 (1083). Пришел Олег из Греческой земли к Тмутаракани, и схватил Давыда и Володаря Ростиславича, и сел в Тмутаракани. И иссек хазар, которые советовали убить брата его и его самого, а Давыда и Володаря отпустил. В год 6592 (1084). Приходил Ярополк к Всеволоду на Пасху. В это же время побежали два Ростиславича от Ярополка и, придя, прогнали Ярополка, и послал Всеволод Владимира, сына своего, и выгнал Ростиславичей, и посадил Ярополка во Владимире. В тот же год Давыд захватил греков в Олешьи и отнял у них имущество. Всеволод же, послав за ним, привел его и дал ему Дорогобуж. В год 6593 (1085). Ярополк же хотел идти на Всеволода, послушав злых советников. Узнав это, Всеволод послал против него сына своего Владимира. Ярополк же, оставив мать свою и дружину в Луцке, бежал в Польшу. Когда же Владимир пришел к Луцку, сдались лучане. Владимир же посадил Давыда во Владимире на место Ярополка, а мать Ярополка, и жену его, и дружину его привел в Киев и имущество его взял. В год 6594 (1086). Пришел Ярополк из Польши и сотворил мир с Владимиром, и пошел Владимир назад к Чернигову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

По смерти Ярослава I княжение целым родом надолго утвердилось в Руси; в то время области, занятые первыми варяго-русскими князьями, разделялись между двумя линиями, или племенами Рюрикова рода: первую линию составляло потомство Изяслава, старшего сына св. Владимира. Мы видели, что этому Изяславу отец отдал Полоцкое княжество, волость деда его по матери Рогволода. Изяслав умер при жизни отца, не будучи старшим в роде, или великим князем, следовательно, потомство его не могло двигаться к старшинству, менять волость и потому должно было ограничиться одною Полоцкою волостью, которая утверждена за ним при Ярославе. Вторую линию составляло потомство Ярослава Владимировича, которое и начало владеть всеми остальными русскими областями. По смерти Ярослава осталось пять сыновей: старший из них, Изяслав, стал к прочим братьям в отца место; младшие братья были: Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь; у них был еще племянник Ростислав, сын старшего Ярославича, Владимира; этот Ростислав также вследствие преждевременной смерти отца не мог надеяться получить старшинство; он сам и потомство его должны были ограничиться одною какою-нибудь волостью, которую даст им судьба или старшие родичи. Ярославичи распорядились так своими родовыми волостями: четверо старших поместились в области Днепровской, трое – на юге: Изяслав – в Киеве, Святослав – в Чернигове, Всеволод – в Переяславле, четвертый, Вячеслав, поставил свой стол в Смоленске, пятый, Игорь – во Владимире-Волынском. Что касается до отдаленнейших от Днепра областей на севере и востоке, то видим, что окончательно Новгород стал в зависимости от Киева; вся область на восток от Днепра, включительно до Мурома, с одной стороны, и Тмутаракани, с другой, стала в зависимости от князей черниговских; Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье – от князей переяславских. Мы сказали окончательно, потому что Белоозеро, например, принадлежало одно время Святославу; Ростов также не вдруг достался Всеволоду переяславскому: Ярославичи отдали его сперва племяннику своему, Ростиславу Владимировичу. Так владело русскими областями Ярославово потомство. Но еще был жив один из сыновей св. Владимира, Судислав, 22 года томившийся в темнице, куда был посажен братом Ярославом. Племянники в 1058 году освободили забытого, как видно, бездетного и потому неопасного старика, взявши, однако, с него клятву не затевать ничего для них предосудительного. Судислав воспользовался свободою для того только, чтобы постричься в монахи, после чего скоро и умер, в 1063 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«Русская Правда»: история и актуальность Синодальный список Русской Правды, 1282 г. Государственный Исторический музей «Русская Правда» - главный памятник древнерусского права. Еще существуют церковные уставы  святого князя Владимира и Ярослава, но историки до сих пор не пришли к единому мнению об их подлинности. Первым выразил сомнение в подлинности Устава святого Владимира нашедший его текст и издавший Устав Карамзин, позже его мысль поддержал Голубинский. Карамзин настороженно относился к тексту, потому что некоторые его положения противоречили общепризнанным фактам. В частности, его смущало то место, где говорится, что святой Владимир крестил Русь вместе с Патриархом Фотием, но между ними лежит век. Фотий – это 860-е годы, 9-й век, а Владимир – это уже век 10-й. Из этого же исходил Голубинский, но позже, на докторском диспуте Голубинского, его оппонент Ключевский утверждал, что текст в основе подлинный, только позднее переписывался и дополнялся, и в последних списках наряду с Уставами Владимира и Ярослава содержались решения, принятые другими князьями.  Я думаю, эта точка зрения наиболее близка к истине. Есть и другие древнерусские правовые документы, главные из которых – новгородские и псковские судные грамоты, договор с немцами смоленского князя Ростислава. Но ядром древнерусского права является «Русская Правда». Ее первоначальные списки до нас не дошли (как не дошел и первоначальный текст церковного устава св. Владимира), но сохранились более-менее исправные списки XII, XIII и XIV веков. Наиболее исправный текст – это Софийский, на основании которого Карамзин – первым из исследователей - анализировал «Русскую Правду». Вообще в св. Софии Новгородской сохранилось очень много документов. Заслуга новгородцев в этом отношении несомненна, потому что многие документы Киевской Руси погибли во время киевских разгромов, которые предприняли Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, а в особенности татары и половцы. А вот благодаря новгородцам мы имеем исправные, хотя и более поздние, тексты «Русской Правды». Новгородцы вообще относились к «Русской Правде», особенно к ее ядру, «Правде Ярослава», с пиететом. Это первая и, возможно, самая ценная часть «Русской Правды». Она скреплена Ярославом и дана от имени Ярослава. Как возникает эта «Русская Правда»? Различают три списка, три текста. Первый, краткий, дан Ярославом, затем правда Ярославовичей – дополнение, которое вносят в текст «Правды» его сыновья -  князь Киевский Святослав, князь Переяславский Всеволод, отец Владимира Мономаха, и князь Черниговский Олег. Это триумвират, который правил Россией после смерти Ярослава. Его сыны, Ярославовичи, внесли ряд важных дополнений в текст. В частности, там были уточнения штрафов за разные провинности, но самым важным было запрещение кровной мести.

http://pravoslavie.ru/arhiv/5213.htm

А.А. Половцов Игорь Ольгович, благоверный князь Киевский Игорь Ольгович, великий князь Киевский, сын Олега Святославича, князя Черниговского, убит 19 сентября 1147 г. До занятия великокняжеского стола провел время, как и другие князья его современники, в усобицах. В 1116 г. участвовал в походе Владимира Мономаха на Минск, в 1129 г. при Мстиславе I Владимировиче, ходил на Полоцк. За помощь, оказанную детям Мстислава Великого против вел. кн. Ярополка, он с братьями получил Курск и часть Переяславской области (1136 г.). Но недовольный своим уделом он, вместе с братьями и половцами, объявив великому князю войну, начал грабить волости по р. Суле, взял Прилуки, хотел осадить Киев, но потерпел неудачу. В 1139 г. Всеволод Ольгович, брат Игоря занял Киев; Игорь, считая себя недостаточно награжденным за помощь Всеволоду, рассорился с ним, но в 1142 г. снова перешел на сторону брата, получив от него Городец, Юрьев и Рогачев, и с тех пор действовал заодно с ним до самой его кончины. В 1144 г. братья ходили на Владимирка Володаревича Галицкого; в 1145 г. Всеволод перед собравшимися к нему родичами объявил Игоря своим преемником; в том же году Игорь ходил на помощь зятю Всеволода, польскому королю Владиславу, враждовавшему с братьями; благодаря этой помощи Владислав получил от братьев четыре города, а русским князьям отдал г. Визну. В 1146 г., вернувшись вместе с Игорем из похода на Владимирка Галицкого, больной Всеволод собрал киевских граждан и просил их признать Игоря своим князем; граждане притворно согласились и когда Игорь явился по их зову в Киев, поклялись ему в верности. На следующий день Игорь съездил в Вышгород, принял присягу и от тамошних жителей; так же и многие князья, пред специальными посланцами Всеволода, обещали сохранить верность клятве и признавать Игоря великим князем. По смерти Всеволода Игорь, въехав в Киев, принял на Ярославовом дворе от граждан присягу уже как великий князь. После этого киевляне собрались на вече у туровой божницы и позвали князя к себе. Игорь послал на вече брата своего Святослава; граждане жаловались ему на Всеволодовых тиунов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ещё раз о побоище на Сити 17 февраля - Память святого блгв.вел.князя Юрия Всеволодовича 16.02.2024 252 Время на чтение 26 минут Определиться с местом гибели русской свободы, восстановить заброшенный мемориал! Прошедшая в конце 2022 г. научная конференция, посвящённая 800-летию битвы на Калке (в черте современного Мариуполя) напомнила, что не за горами и ещё более масштабная дата – 800-летие монголо-татарского нашествия на Русь. К сожалению, как показал прошедший год, на государственном уровне годовщина Калкского побоища прошла «незамеченной» теми, кому следовало. За этим, как кажется, есть серьёзная мировоззренческая проблема, ведь для настоящих патриотов вся отечественная история должна быть равноценна. Есть опасность, что на фоне современного противостояния с Западом и приближающаяся годовщина нашего завоевания Востоком тоже будет замолчана. Тем не менее, к масштабным историческим юбилеям целесообразно начинать готовиться загодя, особенно, если в этом ощущается настоятельная практическая потребность. В чём же она состоит? Материалы упомянутой конференции показали, как неполны и даже мистифицированы знания, в том числе обоснованные диссертациями, в отношении битвы на Калке. К сожалению, приходится констатировать, что подобным образом выглядит и ситуация с некоторыми узловыми событиями зимы 1237-1238 гг. В частности, сегодня хотелось бы говорить о побоище на Сити. Оно, как следует из описаний непредвзятых источников, не имеет черт организованного противоборства двух сторон, подпадающего под определение «битва», но суть вопроса совершенно в другом. Работая над биографией князя Юрия Всеволодовича автор столкнулся с тем, что, несмотря на указания всех учебных исторических атласов и карт, где обозначено место «битвы», в реальности, так сказать, «на земле» до сих пор в двух соседних областях Тверской и Ярославской представления о месте побоища на р. Сить по сути «двоятся», разводя локацию поля боя на расстояние в десятки километров между верховьями и среднем течением Сити. Если же капнуть интернет, то любитель военной истории оказывается дезориентированным давними спорами тверских и ярославских краеведов, на которые теперь продолжают накручиваться множащиеся измышления современных мифотворцев-реконструкторов. Происходит это при полном равнодушии госструктур, ответственных за военно-патриотическое воспитание (и просвещение), недавно так позорно «замолчавших» трёхсотлетний юбилей победы в Северной войне и провозглашения Российской империи. Для «Википедии» же проблемы вовсе не существует – она уверенно покажет вам место нахождения памятника «битве на Сити» у села Лопатино, возле шоссе Весьегонск – Углич, т.е. там, где её не было во всяком случае.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

А.Р. Андреев Скачать epub pdf Часть I. Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества Владимиро-Суздальское княжество , крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси X–XIII веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в X-XI веках города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882), и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством – в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме – Глеб. По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владения сажал князьями своих сыновей Ярополка, затем Юрия. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжёлую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшемся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме – Владимир. Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134, Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152, Дмитров – 1154, укрепление Москвы – 1156). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157–1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в русской земле. Однако её центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества. В 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по видимому, участвовал Глеб Рязанский. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского, хотела утвердить на Владимирском престоле угодных ей князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЕЛИЯ [Республика Карелия], субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 180,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Петрозаводск. К. расположена на северо-западе России, граничит с Архангельской , Вологодской , Ленинградской и Мурманской областями РФ и с Финляндией . На северо-востоке омывается Белым м., на юге расположены Ладожское и Онежское озера. Население - 643,5 тыс. чел. (2010). Национальный состав: русские - 82,2%, карелы - 7,4, белорусы - 3,8, финны - 1,4, вепсы - 0,5, представители др. национальностей - 4,7%. Республика включает 2 городских округа и 16 муниципальных районов (в т. ч. 3 национальных). История К X в. юго-запад совр. К. занимало земледельческое население (древние весь (предки совр. вепсов) и корела (предки совр. карел)), вовлеченное в международную торговлю на пути «из варяг в греки». Севернее жили охотники и рыболовы саамы. На северо-востоке К. обитали племена еми, к-рые впервые упоминаются в рус. летописях под 1042 г., когда в поход на них ходил новгородский кн. Владимир Ярославич (ПВЛ. СПб., 1996. С. 67). Племена корелы названы в географическом введении к «Истории Норвегии», написанной не позднее 1115 г. (народ «кирьялы» - Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Сев. Руси. М., 1996. С. 42), в новгородской берестяной грамоте 90-х гг. XII в. (сообщение о том, что «Литва встала на Корелу» - Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1977-1983 гг. М., 1986. С. 50-51. 590). В XII в. территория К. вошла в Новгородское гос-во. Племена корелы неоднократно (в 1142, 1143, 1149, 1178, 1188, 1191, 1227) участвовали в военных походах Новгорода. В 1227 г. новгородский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович в условиях швед. католич. экспансии в Финляндию инициировал крещение корелы в Православие («того же лета князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел, мало не все люди» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449). Карельский перешеек, Сев.-Зап.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

А.А. Половцов Черниговские, князья О времени основания Чернигова мы нигде не находим известий. В первый раз он упоминается в летописях под 907-м годом, где говорится о мирном договоре Олега с греками и где Чернигов поставлен первым после Киева в числе городов, на которые Олег выговорил у греков «уклады». Чернигов, по Константину Багрянородному, вел с Византией торговлю, посылая в нее суда свои по южно-русским рекам и Черному морю. Таким образом, если в X веке он был уже весьма значительным городом, то безошибочно можно сказать, что он существовал уже до X века, может быть, даже до призвания Рюрика. В Х веке он принадлежал великому княжеству Киевскому, а в 1024 году его самовольно взял князь Тмутараканский Мстислав Владимирович, который, по договору с братом своим, великим князем Ярославом, получил в свое владение Чернигов и, вообще, земли по левому берегу Днепра. Мстислав княжил в Чернигове с 1024 г. до своей кончины в 1036 году. Единственный сын его Евстафий умер раньше отца бездетным, и Чернигов опять присоединился к Киеву. Ярослав, незадолго до своей смерти, назначил уделы своим сыновьям, из которых второму, Святославу, достался Чернигов (1054 г.). По смерти отца, Ярославичи разверстали между собою уделы, причем Святослав получил еще Тмутаракань, Рязанскую землю, Муром и землю вятичей. С этого-то Святослава и начинается непрерывный для всего вообще Черниговского удела ряд Черниговских князей с их разветвлениями по второстепенным уделам. В 1097 году на Любецком съезде за Святославичами подтверждены вышеназванные земли, и оставшиеся в живых, ко времени этого съезда, дети Святослава так разместились в своей волости: Давид, как старший, сел в Чернигове, за которым была и Тмутаракань; Олег получил Новгород-Северск и Курск, а Ярослав – Муромо-Рязанские земли. Этот Ярослав, занявший, в 1123 году, Чернигов после Давида, по праву старшинства, но в 1127 году выгнанный из него родным племянником своим, Всеволодом Ольговичем, уехал в Муром, где скончался в 1129 году. С этих пор Муромо-Рязанские земли совершенно обособляются в роду Ярослава, потомки которого, никогда – ни прямо, ни косвенно, – не изъявляли претензий на Чернигов, если не считать попытки Святослава Всеволодовича решить оружием какие-то темные недоразумения с рязанскими князьями насчет границ, чего не дозволил ему Великий Князь Владимирский, Всеволод III.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Россия и Корея: обзор церковных связей 23.04.2007 499 Время на чтение 61 минут Первые контакты История русско-корейских связей восходит к эпохе Киевской Руси. В 1236 г. киевский престол занял Ярослав II Всеволодович (1195-1246); ранее он княжил в Новгороде, затем во Владимире. Ярослав II был устроителем русских земель после нашествия татаро-монгольских войск; он первый из русских князей ездил в ханскую резиденцию. Известный европейский путешественник Плано Карпини, посетивший в XIII веке Монгольское государство, отмечал, что в ставке великого хана он видел много послов, в том числе русских и корейских: здесь был " знатный муж Ярослав, великий князь Руссии, а также сын царя и царицы грузинской, и много великих султанов, а также князь солангов (корейцев - а. А.) " . В дальнейшем русско-корейские контакты были редкими и косвенными. В начале XVIII века эти контакты стали более частыми, и это имело место в Пекине. В 1807 г. сопровождавший Русскую Духовную миссию в Пекин помощник пристава М. Попов доносил директору Кяхтинской таможни П. Д. Ванифатьеву: " Приметны в Пекине в числе съезжающихся к новолетию корейцы. Они привозят на продажу разные лекарства, шелковые материи и писчую бумагу " . В Пекине русские купцы задерживались на долгие месяцы и здесь они нередко являлись свидетелями приезда в китайскую столицу корейских послов и купцов. Корейских посланцев обычно поселяли в Пекине в помещении российского посольского двора, если ко времени их приезда там не оказывалось русских торговых караванов. Поэтому китайцы называли этот двор корейской факторией, когда в нем поселялись корейцы, и русской факторией, когда его занимали русские. А в 1808 г. в Пекине русская и корейская миссии обменялись подарками. Первыми русскими, ступившими на землю Кореи, были моряки фрегата " Паллада " , обследовавшие в 1854 г. прибрежные воды Корейского полуострова. Среди них был писатель И. А. Гончаров, изложивший затем свои впечатления об этой стране в известной книге " Фрегат " Паллада " " . " Корейцы бывают в Пекине, - писал Гончаров, - наши отец Аввакум и Гошкевич видали их там и даже, кажется, по просьбе их, что-то выписывали для них из России " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Поучение Текст приводится по изданию: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.146-171, 709-713 (прим.) Серия «Библиотека всемирной литературы» (Подготовка текста «Поучения…», перевод и примечания Д.С.Лихачева). Азъ худый, дедомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, нареченный въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ отцемь взълюбленымь и матерью своею Мьномахы ... и хрестьяных людий деля, колико бо сблюдъ по милости своей и по отие молитве от всех бедъ! Седя на санех помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ грешнаго допровади. Да дети мои, или инъ кто слышавъ ею грамотицю, не посмейтеся, но ему же люба детий моих, а приметь е в сердце свое, и не ленитися начнеть, тако же и тружатися. Первое, Бога деля и душа своея, страх имейте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру. Аще ли кому не люба грамотиця си, а не поохритаються, но тако се рекуть: на далечи пути, да на санех седя, безлепицю си молвилъ. Усретоша бо мя слы от братья на Волзе, реша: «Потъснися к нам, да выженемъ и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собе будем, а ты собе». И рехъ: «Аще вы ся и гневаете, не могу вы я ити, ни креста переступити». И отрядивъ я, вземъ в печали разгнухъ я, и то ми ся выня: «Вскую печалуеши, душе? Вскую смущаеши мя?» и прочая. И потомь собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы последняя не люба, а передняя приимайте. «Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на Бога, яко исповемся Ему». «Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, — ти обладають землею». — И еще мало. — «И не будеть грешника; взищеть места своего, и не обрящеть. Кротции же наследять земли, насладяться на множьстве мира. Назираеть грешный праведнаго, и поскрегчеть на нь зубы своими; Господь же посмеется ему и прозрить, яко придеть день его. Оружья извлекоша грешьници, напряже лукъ свой истреляти нища и убога, заплати правыя сердцемь. Оружье ихъ внидеть в сердця ихъ, и луци ихъ скрушатся. Луче есть праведнику малое, паче богатства грешных многа. Яко мышца грешных скрутится, утвержаеть же праведныя Господь. Яко се грешници погыбнуть; праведныя же милуя и даеть. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же его потребятся. От Господа стопы человеку исправятся. Егда ся падеть, и не разбьеться, яко Господь подъемлеть руку его. Унъ бех, и сстарехся, и не видехъ праведника оставлена, ни семени его просяще хлеба. Весь день милует и в заимъ даеть праведный, и племя его благословленно будет. Уклонися от зла, створи добре, взищи мира и пожени, и живи в векы века».

http://sedmitza.ru/text/443880.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010