Лекция 4 После кратковременного эпизода с поставлением Илариона без согласия Константинопольского патриарха Киевская митрополия возвращается к прежнему порядку: митрополита-грека присылают в столицу Руси из Византии. Епархиальные архиереи назначаются уже на Руси, и, как правило, - из русских. Однако, во второй половине XI столетия структура Русской Церкви на короткий период претерпевает некоторые изменения. Связано это было с тем, что после смерти Ярослава его сыновья разделили между собой верховную власть над державой. Номинально старшим из князей считался Изяслав Киевский. Однако, фактически его братья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский были независимы от Киевского князя. Русью некоторое время управлял своего рода триумвират братьев-князей. Скорее всего, именно по этой причине Черниговская и Переяславская епископии были возведены в ранг митрополий, однако, титулярных. Архиереи этих епархий были почтены лишь титулом митрополитов, оставаясь на деле по-прежнему подчиненными Киевскому митрополиту - Предстоятелю Русской Церкви. Подобный порядок просуществовал совсем недолго: в Чернигове известен лишь один титулярный митрополит, в Переяславле - 2 или 3, в числе которых преподобный Ефрем Киево-Печерский. Эти титулярные митрополии вновь были низведены до степени простых епископий к концу XI века, после того, как распался союз Ярославичей, а Киевская Русь окончательно превратилась в конгломерат многочисленных удельных княжеств. В 1-й половине XII в. порядок поставления Киевских митрополитов в Константинополе по понятной причине практически не встречает на Руси противников: политически нейтральный митрополит-грек, независимый от князей (в том числе и Киевского), служит своего рода символом духовного и культурного единства страны и арбитром в период раздробленности и усобиц между князьями, наступивший вслед за блестящей эпохой Ярослава. Митрополит часто примиряет враждующих князей. Это, в частности, имело место в 1134 г., когда митрополит-грек Михаил мирил сыновей святого князя Мстислава Великого с их дядей Юрием Долгоруким. Несколько позднее тот же митрополит Михаил выступает посредником в конфликте между потомками Владимира Мономаха и черниговскими князьями Ольговичами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436239/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ «На Горе» (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Первоначально мужской. Точное время и обстоятельства основания неизвестны. М. И. Смирнов полагал, что П.-З. Ф. м. возник в XII-XIV вв. ( Смирнов. 1995. С. 60); А. И. Свирелин, основываясь на данных жалованной и несудимой грамоты от 20 авг. 1511 г., считал, что мон-рь устроен не позднее времени правления Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Свирелин. 1903. С. 3). Обитель посвящена св. патрону буд. Киевского, Владимирского и Новгородского св. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Вел. князь род. 8 февр. 1190 г. в Переяславле; его отец - Владимирский вел. кн. св. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо - находился в этом городе во время полюдья (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 408-409; Т. 41. С. 120). В 1212 г. по отцовскому завещанию именно Переяславль стал политическим центром владений блгв. кн. Ярослава Всеволодовича. Рождение в Переяславле в 1219 г. его 1-го сына, Новгородского кн. св. блгв. Феодора Ярославича , могло стать поводом к устроению мон-ря. П.-З. Ф. м.- древнейшая обитель Переславля-Залесского, упоминается в летописях в февр. 1238, в кон. июля 1252, в 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. В эти годы мон-рь подвергался неоднократному разорению, а его древнейшие документы утрачены. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В письменной традиции XVII в., отразившейся в списках Хронографа 1617 г., утверждается, что причиной создания П.-З. Ф. м. стала победа 8 июня 1304 г. (в день памяти вмч. Феодора Стратилата) под стенами Переяславля московской рати под командованием вел.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_12.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) (в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг.- перенесение мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской), вел. кн. владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского кн. (с 1238 вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича . Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), А. Я. Н. (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем ) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение А. Я. Н. пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на сев.-зап. Руси. Оформление Литовского гос-ва при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литов. набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак А. Я. Н. в 1239 г. с дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году А. Я. Н. укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена , активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, к-рая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никитский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Никитский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Основан в кон. XII в. или на рубеже XII и XIII вв. на сев. окраине г. Переяславля (ныне Переславль-Залесский), на сев.-вост. берегу Плещеева оз. Первым ктитором мон-ря мог быть прп. Никита Столпник, раскаявшийся в жестокости и др. прегрешениях княжеский тиун. Он пришел в обитель для принятия монашеского пострига после завершения строительства новых городских укреплений. Из летописей известно, что это событие произошло в 1195 г., когда Владимирский вел. кн. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо «заложи… град Переяславль месяца иуля в 29 день на память святаго мученика Калинника; того же лета и срублен бысть» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 412). Когда прп. Никита стал монахом, игумен благословил его принять обет молчания и затвориться в узкой «хлевине». Преподобный стал подвизаться, возложив на себя «железа тяжка» и кресты. Согласно Житию, близ мон-ря он ископал 2 колодца (по преданию, один из них сохр.). В нач. XIII в., после гибели подвижника от рук родственников (или разбойников), его железные вериги и кресты были чудесным образом обретены и возвращены в обитель. Мон-рь неоднократно разоряли захватчики Переяславля и прилегавшей к городу территории, в т. ч. в февр. 1238 (нашествие монг. царевича Батыя), в 1252 (т. н. Неврюева рать), 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. Отношения с Московскими вел. князьями установились в 1302 г., когда переяславским князем стал буд. Владимирский, Московский и Новгородский вел. кн. Георгий (Юрий) Даниилович . Поскольку с кон. 1-й трети XIV в. потомки вел. кн. блгв. Даниила Александровича почти постоянно были правителями Владимирского великого княжества , они время от времени пребывали в Переяславле, посещали местные церкви и мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Митрополия во Владимире 23. Кирилл II Когда бедствующее отечество наше повсюду представляло взорам одни дымящиеся развалины, из коих жители бежали по лесам, тогда, по благости Провидения, два доблестные Князя бодрствовали на севере и на юге: брат погибшего Великого Князя Всеволода, Ярослав Новгородский, и Даниил Галицкий. Они начали собирать народ, обстраивать города и воздвигать из пепла храмы, и пробудили Россию от тяжкого оцепенения, которое оковало ее после ужасов Монгольских. Даниил, в области не столь разоренной и далее от Золотой Орды Батыя, которая основалась на Волжских берегах, мог действовать смелее и, непрестанно думая о свержении ига, последний из Князей явился Хану. Но Ярослав, почти все города коего обратились в пепел, должен был первый признать над собою тяжкое иго соседних Монголов и исходатайствовать себе в Орде звание В. Князя. Там нашел он и прочих властителей Русских, и, посреди невольного их уничижения, отрадно видеть Христианское мужество Михаила Черниговского и верного его боярина Феодора, прявших венец мученический от гневного Хана, за смелую исповедь имени Христова. Чрез несколько лет и другой подобный исповедник Роман, Князь Рязанский, пострадал в Орде, мученическою своею кровью искупая отечество и прославляя Бога. Сын мудрого Ярослава, еще более мужественный и добродетельный, ему наследовал, Александр, витязь Невский, который княжа в Новгороде, был твердым оплотом России и отразил в кровавой сече Шведов, на берегах Невы, и Меченосцев под стенами Пскова. Но когда покушения обратить Русь, силою оружия, оставались тщетными, Папа Инокентий IV употребил другие средства. Видя бедственное положение Восточной Церкви, Патриархов Константинопольских, живущих изгнанниками в Никеи, и Россию уже десять лет без Митрополита, Первосвященник Римский послал к Даниилу Галицкому венец королевский, с предложением союза церковного и крестового похода против Монголов. И к Александру приходили со льстивыми речами легаты папские, но святой Невский решительно отверг их грамоты и увещания; Даниил же, по соседству Венгрии и Польши, действовал осторожнее. Он принял венец и звание Короля Галицкого, но отложил соединение церковное до Вселенского собора; а между тем послал избранного им Россиянина Кирилла (1250 г.) в Никею к Патриарху Мануилу II, для посвящения в сан Митрополита Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Благоверного Князя Александра Невского Житие Благоверного Князя Александра (в Схиме Алексия) Невского. Содержание аудиокниги соответствует главе текстовой версии «Полное Житие» Александра Невского. Текст читает: Заслуженный артист России  В.В. Клементьев Благоверный Князь Александр (в Схиме Алексия) Невский Сведения о жизни благоверного князя Александра Ярославича находятся в древних житиях его и в летописях. В Древней Руси составлено было пять житий благоверного князя, из которых первое, краткое, написано было современником Александра Ярославича, а последнее, самое подробное, уже в XVII в., на основании древнейших житий, последовательно пополнявших одно другое. Краткое Житие Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

По легендарным рукописям местность, где ныне находится монастырь, свое характеристическое название получила будто бы от того, что здесь в древние времена охотился князь Кий (едва ли не основатель Киева), проживавший во время охоты в белом шатре, вследствие чего и был прозван Белым Гостем. Затем князь Ярослав Владимирович соорудил здесь церковь во имя св. Георгия; потом в XII веке здесь жил князь Ярослав Юрьевич, а впоследствии ростовский князь Константин Всеволодович (1213) поставил здесь Благовещенскую церковь , соорудив ее из девятого камня, везомаго по реке Вексе в Ростов для постройки Успенского собора. Монастырские записи, как о происхождении названия монастыря, так и об его древней истории, говорят несколько иначе. Название «Белогостицкий», по словам этих летописей, монастырь получил от давно высохшей речки Белогостицы, которая, в свою очередь, получила название будто бы от «белых гостиниц», существовавших когда-то на ее берегу для приезжающих в Ростов Великий. Не отвергая времени основания монастыря в отдаленной древности, летописи говорят только, что монастырь назывался прежде Георгиевским или Юрьевским и упоминался уже в начале XV века 2 , что видно из описи монастыря, составленной в 1708 году по указу митрополита ростовского св. Димитрия. Из этого документа, между прочим, видно: «В монастырской кладовой хранится подголовок деревянный, обитый местами жестью, а в ней всякие монастырские крепости и в том числе список с грамоты в лето 6919 (1414)». Затем, эти же летописи свидетельствуют, что монастырь в половине XVI века владел уже селами и деревнями. Так из жалованной грамоты царя Грозного, данной ростовскому архиепископу Никандру в 1555 году, видно, что Белогостицкий монастырь, находясь с давних времен приписанным к ростовскому архиерейскому дому, имел собственные вотчины: село Благовещенское на горе, село гора Лесконтова, с. Юцкое с деревнями, пустошами и со всеми угодьями. В межевых книгах 1665 года монастырь этот называется «Георгиевским домовым монастырем, что на Белогостицах», а в выписке из межевых книг 1685 года написан в Сотемском стану и назван Белогостицким на вотчинной земле митрополита Ионы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года Ярослав Владимиркович, сын первого Галицкого князя Владимирка Володаревича, был достоин своего знаменитого отца, которого мои читатели, конечно, помнят, потому что он был племянником ослепленного Василька и основателем Галича в княжение Всеволода II. Ярослав Владимиркович увеличил еще больше это новое княжество и сделал его страшным для своих соседей, Венгерцев и Поляков. Но зато его единственный сын Владимир вовсе не походил ни на своего отца, ни на деда. Причиной этого было баловство матери, которая сначала позволяла ему всевозможные шалости, а потом уже не могла унять избалованного сына! Нельзя описать всех беспорядков, которые были при Владимире, когда после смерти отца он стал Галицким государем. Вместо того, чтобы заниматься делами, он предавался невоздержанию, веселился, как безумный. После этого вы можете представить себе, что при таком государе бояре могли делать все, что хотели. Бедный народ терпел ужасные притеснения, начал роптать и, наконец, взбунтовался. Но надо сказать к чести нашего простого народа, что сам он никогда не забывает почтения к своему государю, а всегда какие-нибудь дурные люди могут его этому научить. Так случилось и в Галиче. Самым близким соседом Галичан был Роман Мстиславич Волынский, князь гордый, хитрый, властолюбивый. Беспрестанно слыша о беспорядках Владимира, он знал, что будет нетрудно взбунтовать недовольный народ и заставить его изгнать слабого государя. Он надеялся также, что Галичане, сделав это, непременно изберут его своим князем. Надежда его исполнилась. Владимир вынужден был бежать в Венгрию, а Роман Мстиславич тотчас был призван Галичанами на его престол. Но это было ненадолго. Венгерский король Бела так же, как и Роман, хотел завладеть Галичем и послал туда с войском своего сына Андрея, который, выгнав Волынского князя, сделался сам Галицким королем. Несчастный же Владимир был посажен в темницу в Венгрии.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» ( 17  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Невская битва 1240, битва между русскими и шведскими войсками на р. Неве 15 июля. Целью вторжения шведов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командой зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и другие. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции. — ( БСЭ. М., 1974, т. 7) Аз худый и многогрешный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа. Неизвестный автор «Жития Александра Невского» Светлой памяти раба Божия Иадора — Эдуарда Федоровича Володина Венец первый. Свадебный Глава первая. Благодатный огонь Из святого града Иерусалима, от самого живоносного камени Гроба Господня шел инок-паломник повидать Александра. Два разных противоречивых чувства одолевали его. Первое — страшное, чернокаменное, тяжким гнетом лежащее в груди всю эту зиму, покуда он влачился по Земле Русской, видя ее беспримерное и полное разорение. Но чем ближе был Торопец-городок, куда стремился странник, тем больше охватывало его чувство радости, что вот уж скоро встретится он с Ярославичем и порадует его благою вестью, несомой от самих тех земель, где проповедовал и страдал Господь наш Иисус.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010