Феофила (Пашковского) с управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ Сан-Францисским еп. Тихоном (Троицким ; впосл. архиепископ) для обсуждения вопроса о восстановлении церковного единства. 13 сент. того же года Архиерейский Собор РПЦЗ «для облегчения путей, ведущих к восстановлению церковного единства в Америке», снял наложенное им на епископат и духовенство М. о. в 1927 г. запрещение в священнослужении. В окт. в Нью-Йорк прибыл назначенный Архиерейским Синодом управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ архиеп. Виталий (Максименко) , к-рый начал переговоры о возможности присоединения М. о. к РПЦЗ. 20-23 нояб. 1934 г. в Кливленде состоялся V Всеамериканский Собор, избравший архиеп. Феофила митрополитом всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Францисского. Поскольку митр. Феофил не отказался от неканонично провозглашенной самостоятельности М. о., 5 янв. 1935 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий подтвердил наложенное на него и на духовенство М. о. запрещение в священнослужении. В окт.-нояб. 1935 г. митр. Феофил принял участие в Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци. На Соборе были приняты «Временные положения о Русской Православной Церкви Заграницей», в которых утверждалось признание всеми частями Зарубежной Церкви верховной власти Архиерейского Синода РПЦЗ. Согласно решениям Собора в Сремски-Карловци, в состав М. о. должны были войти 2 епархии РПЦЗ в Сев. Америке (4 сент. 1934 решением Архиерейского Синода Североамериканская епархия Зарубежной Церкви была разделена на Нью-Йоркскую и Восточноамериканскую и Сан-Францисскую и Западноамериканскую). В мае 1936 г. в Питтсбурге под председательством митр. Феофила состоялся Собор рус. правосл. архиереев в Сев. Америке с участием епископата М. о. и РПЦЗ, одобривший «Временные положения». Окончательно объединение структур М. о. и РПЦЗ было утверждено VI Всеамериканским Собором в Нью-Йорке 5-8 окт. 1937 г., к-рый принял «Временное положение об управлении Митрополичьим округом в Северной Америке».

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Тогда в Америку был направлен митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), уже занимавший Северо-Американскую кафедру с 1907 по 1914 гг. В 1922 г. на всеамериканском соборе в Питтсбурге (Пенсильвания) он был официально назначен правящим архиереем Североамериканской епархии. 29 сентября 1923 г., по выходе из-под ареста, Патриарх Тихона издал указ о назначении митрополита Платона в Америку. В это время в Америку начали проникать обновленческие настроения – в 1922 г. сюда прибыл «живоцерковник», женатый епископ Иоанн Кедровский. Он начал добиваться у американских властей признания себя в качестве «подлинного» представителя высшей церковной власти в России и стал претендовать на то, чтобы Свято-Николаевский кафедральный Собор Нью-Йорка перешел в его распоряжение. Заграничный синод Русской Православной Церкви в Карловцах тоже стал требовать признания своей власти от митрополита Платона. И тогда митрополит Платон повел свою паству по пути отчуждения от Московского Патриархата, спровоцировав церковный раскол. Американская православная паства стала добычей организованно и слаженно действующих протестантских и католических миссионеров. Трудным положением Северо-Американской епархии тотчас же воспользовался Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи православные приходы. В 1924 г. в Детройте был созван Собор, где было принято первое антиканоническое постановление о временной автономии Северо-Американской епархии без предварительной консультации и согласия на это со стороны Матери-Церкви. В ответ на действия митрополита Платона Патриарх Тихон в январе 1924 г. специальным указом освободил его от управления Северо-Американской епархией. Митрополит Платон не подчинился патриаршему указу и повел американскую паству к полному отрыву от Матери-Церкви. Параллельно с этим расколом в 1927 г. Зарубежный Синод Русской Православной Церкви послал в Америку епископа Аполлинария, тем самым создав там еще одну церковную организацию. Лишь в 1933 г. решением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Священного Синода Русской Православной Церкви для выяснения сложившейся на американском континенте обстановки, в Америку был направлен архиепископ Вениамин (Федченков) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1907 по 1914 г. Северо-Американскую епархию возглавлял архиепископ Платон (Рождественский), а с 1914 по 1917 гг. – архиепископ Евдоким (Мещерский). 16.2. Православная Церковь в Америке в 1917–1970 гг. Первая Мировая война затруднила общение между Петербургом и Нью-Йорком. Лишенная постоянной поддержки со стороны России, Северо-Американская епархия оказалась в тяжелом положении. Архиепископ Евдоким в августе 1917 г. уехал на Поместный Собор Русской Православной Церкви, поручив временное управление всей американской паствой епископу Канадскому Александру (Немоловский). После Поместного Собора архиепископ Евдоким уже не вернулся в Америку, так как ушел в обновленческий раскол. Для решения вопроса об управлении в 1919 г. в Кливленде был созван Всеамериканский Собор, на котором епископ Александр был избран правящим архиереем Северо-Американской епархии (до 1922 г.). В этот период в церковной жизни Америки произошли немаловажные события. После Первой Мировой войны сюда хлынула волна эмиграции. Вместе с представителями диаспор (сербской, греческой, болгарской, сирийской, украинской, румынской, албанской и др.) были посланы епископы различных национальных Православных Церквей с целью создать здесь свои юрисдикции. Первенствующее положение заняла Константинопольская Патриархия, лишившись своих приходов на территории бывшей Османской империи. В 1921 г. в Америку был направлен архиепископ Мелетий (будущий Патриарх Мелетий IV), которому удалось сплотить все греческие приходы и образовать Греческую православную Архиепископию в Северной Америке. Став в 1921 г. Вселенским Патриархом, он поставил задачу подчинить своей юрисдикции не только греческие, но и вообще все православные приходы в Северной Америке. В связи с революционными событиями и начавшимися арестами священнослужителей в России, появлением в недрах Русской Православной Церкви обновленческого раскола, создание в Америке несколько различных юрисдикций поставили Северо-Американскую епархию в условия тяжелейшего кризиса. В 1922 г. архиепископ Александр сложил с себя управление епархией и уехал в Западную Европу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Антоний (Храповицкий) и Анастасий (Грибановский) возглавят Карловацкий Собор и станут первоиерархами Русской Православной Церкви Зарубежом (первый – с 1922 по 1936 год, второй – с 1938 по 1964 год) 260 , заняв непримиримую позицию по отношению к компромиссной церковной политике митрополита Сергия как заместителя патриаршего местоблюстителя. Митрополит Платон (Рождественский) будет избран на Третьем Всеамериканском церковном Соборе в Питсбурге в сентябре 1922 года первым митрополитом Американским и Канадским и поведет русскую церковную диаспору в Америке к автокефалии, руководствуясь в управлении американскими приходами указом патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года 261 . Митрополит Платон скончается в 1934 году, а Американская митрополия станет Православной Церковью в Америке – пятнадцатой Поместной Автокефальной Православной Церковью – только в 1970 году. Митрополит Евлогий (Георгиевский) окажется после революционных бурь в Париже, будет управлять западноевропейскими приходами и стоять у истоков создания Парижского Свято-Сергиевского Богословского института и, после многих лет сложных взаимоотношений с Московской Патриархией, войдет в юрисдикцию РПЦ, став экзархом Западноевропейского Экзархата РПЦ 262 . Митрополит Сергий станет заместителем патриаршего местоблюстителя, автором известной Декларации 1927 года, с именем которого будет связана вся церковная политика 20–30-х годов XX века, и первым патриархом после патриарха Тихона, коего изберет собор из 19 оставшихся в живых и доставленных властями в Москву иерархов в сентябре 1943 года. Митрополит Арсений (Стадницкий) не покинет страны, будет некоторое время занимать двойственную позицию по отношению к административной деятельности митрополита Сергия, но станет членом Временного Патриаршего Священного Синода при митрополите Сергии (хотя участия в нем принимать не будет), после ссылки окажется на Ташкентской кафедре и скончается 23 февраля 1936 года в Ташкенте 263 . Промыслом Божиим все шесть членов избранного на Поместном Соборе Священного Синода умрут в страшном XX веке своей смертью , сподобятся напутствия Святых Таин и христианского погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

принятому Вторым Всеамериканским Церковным Собором (1971) Уставу, «Православная Церковь в Америке есть Автокефальная Церковь с территориальной юрисдикцией в Соединенных Штатах Америки и Федерации Канады» (ст. I).    Высшей канонической властью в Церкви является Священный Синод, в состав которого входят все правящие епископы. Регулярные сессии Синода бывают дважды в год; по требованию Митрополита или епископов (не менее трех) могут быть внеочередные — «чрезвычайные» заседания Синода. Между сессиями Священного Синода действует Постоянный Малый Синод (не менее трех епископов) (ст. II).    Высшая как административная, так и законодательная власть принадлежит Всеамериканскому Собору, состоящему из всех епископов Церкви, представителей от каждого прихода (священников и мирян мужского пола не моложе 18 лет, с хорошей репутацией), членов Митрополичьего Совета, членов Ревизионной Комиссии Церкви, делегатов от духовных школ, церковных организаций и др. Созывается Собор один раз в два года. Подготавливает все необходимое к Собору назначаемая Священным Синодом Предсоборная Комиссия (ст. III).    Среди епископов Церкви первенством обладает Митрополит. Он является епархиальным епископом одной из епархий и носит титул «Митрополит всея Америки и Канады». Митрополит председательствует на заседаниях Священного Синода, Постоянного Малого Синода, Всеамериканского Собора и Митрополичьего Совета; осуществляет надзор за внутренним и внешним благосостоянием Церкви. В случае вакансии митрополичьей кафедры Священный Синод избирает временного заместителя, который в трехмесячный срок созывает Всеамериканский Собор для избрания нового предстоятеля. Кандидаты на пост Митрополита выдвигаются всеми членами Собора путем тайной баллотировки без предварительного обсуждения имен. Считается избранным тот, кто получил большинство голосов и одобрен Священным Синодом (ст. IV).    Постоянным исполнительным органом церковного управления служит Митрополичий Совет, состоящий из Митрополита, «одного епископа (назначаемого Священным Синодом), канцлера, секретаря, казначея, двух представителей от каждой епархии (одного священника и одного мирянина, избираемых Епархиальными ассамблеями), трех священников и трех мирян, избранных Всеамериканским Собором» (ст. V, § I).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Тирана. Кафедральный собор. Фото: А.Г. Парменов/Православие.Ru Большую часть периода II Мировой войны территорию Албании оккупировали итальянские войска. Хотя около 70 % населения этой страны составляли мусульмане, там имелось довольно значительное количество православных верующих, прежде всего в южных, граничащих с Грецией, районах Албании. Крупные православные общины существовали и в городах центральной части Албании, в том числе в столице — Тиране. После провозглашения в 1912 г. независимости страны от Османской империи возникло движение за самостоятельность албанских православных общин от Константинопольского Патриархата. Решающую роль в этом сыграла албанская диаспора в Америке и Европе и, прежде всего, деятельность состоявшего некоторое время в юрисдикции Русской Православной Церкви митрополита Дурреса Фана Ноли (Феофана Стилиана Ноли). В 1908 г. он был рукоположен в Бостоне во иерея русским архиепископом Алеутским и Североамериканским Платоном (Рождественским), а в 1918 г. после монашеского пострига возведен в сан архимандрита и назначен епископом Канадским Александром (Немоловским) администратором Албанской православной миссии в Америке, входившей в состав Русской Православной Церкви. На II Всеамериканском Соборе 25-28 февраля 1919 г. в Кливленде была учреждена Албанская православная епархия в США (в которую вошли приходы штатов Новой Англии и Великих озер), а архим. Фан (Феофан Ноли) избран ее епископом. Однако благословения на эту хиротонию Патриарха Московского и всея России Тихона получить не удалось из-за невозможности установить с ним связь в послереволюционные годы. При активном участии архимандрита Фана 10-12 сентября 1922 г. в Берате состоялся так называемый «Великий Албанский православный церковно-народный Собор» с участием священнослужителей и мирян, на котором Албанскую Православную Церковь впервые провозгласили автокефальной и приняли ее устав. 18 сентября албанское правительство признало решение Собора, однако Константинопольский Патриарх Мелетий отверг предоставление автокефалии под предлогом того, что православное население составляет в Албании меньшинство, и через два месяца прислал в страну для разрешения вопроса своего экзарха по делам Албанской Церкви епископа Мелитопольского Иерофея.

http://pravoslavie.ru/37718.html

И митрополит Вениамин продолжил свои труды. По поводу примирения с митрополитом Феофилом он в том же письме предлагает следующие условия: «Широчайшая автономия, утверждение митрополита Феофила теперь, ни звука о соборе, ни слова о прекращении политической борьбы… Я вообще склонен идти навстречу, до возможного предела. Хотелось бы лишь созвать Всеамериканский собор, чтобы увидеть настроение представителей церкви всей. Я молюсь об этом (мире), желаю его, говорю и в проповедях. Народ и духовенство тоже желают…» «Примирительная» позиция митрополита Вениамина и стремление идти навстречу митрополиту Феофилу в даровании Североамериканской митрополии автономии «до возможного предела» вызвали недовольство архиепископа Алексия (Сергеева) и опасения в Москве. Не все одобрили снятие запрещения с покойного митрополита Платона (Рождественского), которое исхлопотал в Патриархии митрополит Вениамин по своему искреннему желанию и настойчивым просьбам юрисконсульта М.И. Печковского. Больше всего утешало владыку то, что хоть после смерти митрополит Платон воссоединен с Церковью Христовой и теперь за него можно было молиться «с миром в сердце» . Впрочем, митрополит Вениамин пояснял: «Я лично (как и Печковский) просил только за Митрополита Платона. Живых я не разумел, – т.е. Митрополита Феофила и его сотрудников; так как они еще живы, и могут принести покаяние сами или ходатайствовать о снятии запрещения» . Об изменении своего отношения к представителям Североамериканской митрополии владыка Вениамин писал: «…после отъезда Архиепископа Алексия я, – «вопреки рассудку», – почувствовал симпатии к… М[итрополиту] Феофилу, к Архиеп[ископу] Виталию… Уже они показались мне много смиреннее и милее. И я даже одно время почувствовал желание написать им добрые приветы… Но удержался» . Видя всю безуспешность своих попыток к примирению в Америке, митрополит Вениамин начал тяготиться своим положением здесь. 27 марта 1946 года Японский епископ Николай (Оно) и другие зарубежные иерархи Дальнего Востока присоединились к Московской Патриархии. 4–5 апреля 1946 года православная японская и русская паства, созвав Церковный Собор, обратилась за помощью в Америку, с просьбой послать им епископа патриаршей церкви. В связи с этим, в июне 1946 года митрополит Вениамин докладывал Патриарху Алексию: «Здесь нет нужных кандидатов. Покойный Митр[ополит] Сергий [Тихомиров] дважды звал меня помощником. Патриарх Сергий [Страгородский] в 1931 году отложил решение на будущее. Верую, настал момент воли Божией трудиться там, если благословите Вы это мне. Спасительное примирение в Америке без меня легче. Временно заменить можете одним из 13 архиепископов. Лучше не откладывать решения» . В ответ Патриарх телеграфирует 5 августа 1946 года: «В Японию мы направляем епископа из Москвы. Ваши доклады нам очень нужны, еще не получены. Пока действуйте в Америке» . И митрополит Вениамин продолжил свое служение в Америке.

http://bogoslov.ru/article/2645390

В пояснение к посланию надлежит указать, что на заседании Собора 24 мая вынесена была следующая резолюция по пункту четвертому московского указа 14 февр. 1945 г. «В виду отдаленности и затруднений в сношениях с Московской Патриархией, с чем согласен и Указ Патриарха, временно оставить в силе за Архиерейским Собором избрание и назначение епископов, дарование высших духовных наград и апелляцию к высшей инстанции и это тем более, что Американский Митрополичий округ до сих пор состоял в сотрудничестве с Заграничными Собором и Синодом, на основании выработанного, под председательством Сербского Патриарха Варнавы и принятого Всеамериканским Церковным Собором 1937 г., Временного Положения, что до сих пор остается в силе». Интересно сопоставить решение чикагского Собора с извлечением из решения священников Нью-Джерсийского Округа, напечатанном 3 авг. 1945 г. в газете «Новое Русское Слово»: Пункт 1 Патриаршего Указа: а) Собрание с благодарностью приветствует возведение С.-Американской митрополии в экзархат московской патриархии, а ее главы – митрополита в звание экзарха. Пункт 2-й Указа: а) Идею созыва всеамериканского церковного собора в сем 1945 году Собрание одобряет, но «не позже дня Преполовения Пятидесятницы», как гласит патриарший указ, а в октябре месяце, ибо духовенство и миряне 358 приходов митрополии не имеют возможности выбрать приходских делегатов на Собор и приготовиться к нему подобающе в указанный в Указе краткий срок. б) Против председательства на Соборе присланного Его Святейшеством из России архиепископа Ярославского и Ростовского Алексия, собрание не возражает, если это одобрит церковный собор наш. Пункт 3-й Указа: а) Собрание одобряет восстановление мирных сношений митрополии с московским патриархатом. б) Собрание единогласно решило, ради добра и мирного процветания русской православной церкви в России, рекомендовать нашему всеамериканскому церковному собору дать указанное в патриаршем указе ном. 94 обещание воздержания от политических выступлений против С.С.С.Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

По вопросу об установлении сношений с Московской Патриархией следует указать на то, что Архиерейский Собор и Синод Русской Православной Церкви заграницей, при участии представителей Американской Митрополии, имел неоднократные суждения, причем с полной беспристрастностью и объективностью подтвердил тот факт, что Московская Патриархия в настоящее время не имеет необходимой для церковной жизни свободы и является политическим орудием в руках безбожной власти. Поэтому, сношения с нею и какое бы то ни было признание ее до освобождения Русского народа от безбожной коммунистической власти невозможно. Такое признание открывает лишь путь политической агитации через Церковь , разрушает церковную жизнь и роняет авторитет Церкви. По этой причине мы не можем согласиться на какое бы то ни было возглавление со стороны Московской Патриархии и по долгу нашего Архиерейского служения заявляем, что в настоящее время единственная возможность сохранить Русское Православие в неповрежденном виде зарубежом, это быть объединенными вокруг Архиерейского Синода, как высшей церковной власти. Кроме того, считаем своим долгом присоединить, что мы, архиереи Русской Православной Церкви заграницей, при нашем посвящении в архиерейский сан давали присягу на верность Архиерейскому Синоду и нарушить эту присягу мы не можем. Это было бы с нашей стороны клятвопреступлением. Обязательство отношения к Архиерейскому Синоду, как к высшей церковной власти до восстановления нормальной жизни в Москве, дала и вся Русская Православная Церковь в Северной Америке, подписав в 1936 году в лице Митрополита Феофила «Временное положение об управлении Русской Православной Церковью заграницей» и затем приняв это «Временное положение» на Всеамериканском церковном соборе в Нью-Йорке в 1937 году. Кливлендский Собор, по вопросам, выходящим из пределов автономии, сообразуясь с действительными потребностями Американской церковной жизни, мог высказать свои пожелания, которые Архиерейский Синод рассмотрел бы как всегда со всяким благожелательством. Порывать же односторонним решением свое административное подчинение Архиерейскому Синоду, с точки зрения церковных понятий, Американский Митрополичий Округ не мог и не должен был, так как Архиерейский Синод ни в чем не нарушил своих обязательств и не сделал ничего плохого для Американской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Меня считают обычно идеологом направлений и всячески вызывают на выступления в печати по переживаемому церковному моменту. Мне как раз, в этом смысле, не весьма удачно складываются обстоятельства. Во-вторых – смерть двух старейших, добрейших и ближайших лиц в нашей миссийной семье, – протопресвитера Иоанна Недзельницкого и о. архимандрита Тимона (скончались один за другим – 22 и 23 ноября м. года), – весьма меня поразила: слишком они были близки мне в течение свыше 35-ти лет по службе и по литературной и административной деятельности. Погребение одного пришлось совершать до Кливлендского Собора, а второго после него, так что я все время жил под впечатлением сей горестной утраты даже в часы Собора. Во-вторых, сильная простуда, полученная на погребении 30 ноября (о. Тимона), уложила меня в постель и выбила из колеи обычной жизни почти на три седмицы. Затем рождественские Святки захватили полностью и службами и посетителями и выступлениями на новогодней встрече и елке и т. п. приемах… Совершались перемещения, которые также отвлекали внимание и энергию… Наконец, не столь удобно было анализировать перед всеми в печати происходящее внутри Церкви. Так что от печатного выступления я воздержался доныне. Однако вести (из праздничных писем) о возможности новых разделений в высшей американской церковной среде побудили меня разослать нечто вроде циркулярного письма по адресам наших Владык с призывом воздержаться от разделений, в виду необходимости сохранить свои духовные силы, ради той самой автономности нашей Церкви в Америке, о которой ходатайствовать указал Всеамериканский Церковный Собор. Копию такого «циркуляра» присоединяю тут же. Обрубление канатов с двух сторон, отчаливание от обоих берегов (выражаясь фигурально) влечет многие затруднения. Но если уже на эту точку зрения стал весь Собор, то это какой-то сдвиг большой. В особенности, если вспомнить, что на Детройтском Соборе 1924 года даже слово «автономия» казалось каким-то пугалом… В своем письме я с уверенностью заключал, что и Ваше Высокопреосвященство, как Председатель Заграничного Собора, ОТПУСТИТ нас на автономное существование, если усмотрит нашу целокупность в устремлении к одной идее самосохранения на чужбине… Не знаю, насколько дадут веры моим словам собратья-Владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010