Тихоном (Беллавиным) значительно выросло. В авг. 1901 г., во время поездки по К., свт. Тихон освятил 3 церкви в пров. Альберта; в 1904 г. он совершил пастырский визит в провинции Манитоба и Саскачеван. В 1900-1904 гг. церковные общины были образованы в поселениях Сифтон, Смоки-Лейк, Сачава, Восток-Буковина, Санди-Лейк, Уэйсел, Мандэр, Стенен, Рейн, Чахор, Кисилев, Пакан. Во время правления свт. Тихона, а также после его отбытия с континента городские общины возникли также в крупных городах, среди которых были Виннипег (собор Св. Троицы, 1904), Монреаль (собор апостолов Петра и Павла, 1907), Торонто (собор Христа Спасителя, 1916; постоянное местопребывание обрел в 1930), Оттава (собор Св. Троицы, окормлявший выходцев из Буковины, 1919) и Ванкувер (храм в честь Воскресения Христова, 1924). С 1867 по 1897 г., в период фактического самоуправления К., в страну в больших количествах переселялись греки, увеличился поток правосл. иммигрантов из Юго-Вост. Европы - сербов, македонцев, болгар, албанцев и др., а также правосл. арабов и сирийцев с Ближ. Востока. Церковь апостолов Петра и Павла в Боннивилле. 1952 г. Церковь апостолов Петра и Павла в Боннивилле. 1952 г. В февр. 1907 г. в Мейфилде (Пенсильвания, США) состоялся Всеамериканский Церковный Собор, который в значительной степени определил дальнейшие направления развития приходов на континенте вообще и в К. в частности. На Соборе свт. Тихон говорил о необходимости изыскания средств для обеспечения материальной независимости епархии с целью усиления и расширения влияния правосл. Церкви на Американском континенте. В 1908-1910 гг. благочинным канад. правосл. приходов и настоятелем Свято-Троицкого собора в г. Виннипег был назначен игум. Арсений (Чаговец), возвративший в Православие многих униатов. Одной из его важных инициатив стало издание церковного ж. «Канадская нива». В 1916 г. была образована Канадская епархия, ее первым архиереем стал назначенный 6 июля того же года еп. Александр (Немоловский) , c 1917 г. временно управлявший (с 1919 правящий архиерей) Североамериканской епархией.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

26-29 нояб. 1946 г. в Кливленде состоялся VII Всеамериканский Собор, к-рый подтвердил «нерушимую веру и лояльность» митр. Феофилу. На заседании 28 нояб. после острой полемики между сторонниками и противниками нормализации отношений с Московской Патриархией большинством голосов (187 против 61) было принято решение «просить его святейшество Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно и пребывать нашим духовным отцом при условии сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время». Требование членов Собора о полной автономии М. о. во многом основывалось на опасениях вмешательства в местную церковную жизнь со стороны советских властей, что в условиях обострения отношений между СССР и США (холодная война) могло негативно сказаться на положении правосл. амер. граждан. В отдельном постановлении Кливлендского Собора заявлялось, что в случае несогласия РПЦ на предоставление автономного статуса Американской Церкви она не перейдет в юрисдикцию РПЦ, «покуда Московский Патриархат не сочтет возможным принять выдвинутые условия и даровать нам то, что мы требуем». Одновременно Кливлендский Собор постановил прекратить адм. подчинение Американской митрополии Архиерейскому Синоду РПЦЗ, поскольку «священноначалие патриаршее несовместимо с священноначалием Заграничного Синода Русской Православной Церкви». Участвовавшие во Всеамериканском Соборе архиереи РПЦЗ во главе с архиеп. Виталием (Максименко) отказались признавать соборное решение о выходе из юрисдикции Архиерейского Синода. Ввиду этого 19 дек. 1946 г. Собор епископов М. о. во главе с митр. Феофилом признал выбывшими из состава митрополии архиепископов Виталия, Тихона, Иоасафа и епископа Иеронима, к-рые вскоре возглавили восстановленные в Сев. Америке епархии РПЦЗ. В янв. 1947 г. митр. Феофил и патриарх Алексий I обменялись телеграммами. На сообщение главы М. о. о решениях Кливлендского Собора патриарх ответил, что приветствует их и не имеет принципиальных возражений против автономии Православной Церкви в Америке. Патриарх известил митр. Феофила о том, что для переговоров с ним в США будет направлен в качестве патриаршего представителя Ленинградский и Новгородский митр. Григорий (Чуков) . Патриарх просил митр. Феофила сослужить митр. Григорию, что косвенно означало снятие с епископата М. о. церковных прещений. Однако дальнейшие контакты между Московской Патриархией и Американской митрополией не получили развития, митр. Феофил и патриарх Алексий I стали выражать сомнения в успехе объединительного процесса. Негативно на взаимоотношения сторон повлияло инициирование в апр. 1947 г. митр. Феофилом судебного процесса о праве собственности на кафедральный Николаевский собор в Нью-Йорке, обновленческий клир к-рого в окт. 1945 г. перешел под омофор патриаршего экзарха митр. Вениамина. Община Московского Патриархата была вынуждена временно оставить собор, окончательно признанный принадлежащим РПЦ только в 1960 г., после неск. судебных процессов.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

С почтением Феофил Митрополит и Архиепископ Северной Америки и Канады.» Малый Архиерейский Собор, заседавший 12 марта 1946 года в Сан-Франциско, рассматривал заявление отсутствовавшего Архиепископа Виталия по поводу насильственного выселения в Зап. Европе военнопленных и беженцев на места их родины. Собор постановил: Согласны выразить вышеуказанный Архиеп. Виталием протест, находим такие действия жестокими, бесчеловечными и нехристианскими и, вместе с другими христианскими и гуманитарными организациями, протестуем против этих действий. Являемся солидарными и считаем необходимым выразить этот общий протест нашей Церкви против подобных действий, а Архиепископу Виталию считаем благовременным предоставить право войти в соглашение с другими христианскими организациями для выражения общего протеста по сему делу, о чем и сообщить ему телеграммой это наше постановление. («Р. А. П. В.» апрель 1946 г.). Малый Собор приветствовал владыку Серафима (Иванова), хиротонисанного 24 февраля прав. ст. в Женеве во епископа Сант-Ягского. 29 апреля нов. ст. митрополит Феофил телеграфировал епископу Серафиму: «Вы уполномочены представлять нашу Церковь на Архиерейском Соборе. Ваше прибытие в Америку срочно нужно». Архиепископ Леонтий, приветствуя митрополита Анастасия с праздником Св. Пасхи, писал: …С отъездом Архиепископа Алексия Ярославского стало всюду значительно тише. Пишут, будто бы его «политика» не угодна чем-то Москве. Он все-таки был очень осторожен. Фактически, ни в одном из наших приходов не служил, кроме Байон Сити … Второе: принял Владык Макария и Алексия, между тем, «запрещение» с Владык – ни Митрополита Платона, ни Митрополита Феофила – не снято; «канонических» основ таких случаев мы не знаем. М. б. Москва в этом усмотрела какую-то его «ошибку». Впрочем, все это догадки… В Детройте с 22 по 24 мая 1946 года происходили заседания Большого Архиерейского Собора. На нем постановлено было созвать 19–22 ноября в Кливленде 7-ой Всеамериканский Церковный Собор, с участием епископов, клириков и мирян. На Архиерейским Соборе, по заслушании 2-го пункта повестки «Об отношении к Московской Патриархии», вынесено было следующее решение:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Ему удалось восстановить порядок в епархии, и местные церковные деятели ходатайствовали перед Святейшим Патриархом Тихоном о назначении его главой Церкви в Америке. Но установить связь с Патриархом в то время было чрезвычайно трудно. Всеамериканский Церковный Собор 1922 года в Питсбурге (Пенсильвания) просил митрополита Платона принять на себя управление епархией впредь до установления контакта с Патриархом. Между тем Патриарх Тихон передал своё распоряжение о назначении митрополита Платона в Америку устно через представителя Американского христианского союза молодых людей г. Колтона, находившегося в Москве, в присутствии священника Федора Пашковского, впоследствии митрополита Феофила, преемника митрополита Платона. Митрополит Феофил служил в Америке ещё с конца прошлого века. Он вернулся в Россию вместе с будущим Патриархом, во время первой мировой войны был военным священником в действующей армии и с благословения Патриарха Тихона вновь прибыл в Америку в 1922 году. И будучи вдовым, был хиротонисан во епископа Чикагского 83 . По выходе из-под ареста Патриарх Тихон подтвердил своё устное назначение митрополита Платона в Америку официальным Указом, датированным 29 сентября 1923 года 84 . Нормализация и дальнейшее развитие жизни русско-американской епархии были основаны на решениях, принятых Всеамериканским Собором в Детройте в 1924 году 85 . Американская епархия Русской Православной Церкви реорганизовалась как временно автономный митрополичий округ (митрополия), округом управлял выборный митрополит, Собор епископов и Митрополичий совет, состоявший из представителей духовенства и мирян, а также периодически созываемые Всеамериканские Соборы. Но развитие жизни в епархии было нарушено с возникновением в Советской России обновленческого раскола и так называемой Живой Церкви, привлёкшей некоторое количество последователей в Америке. Представителем обновленческого синода объявил себя женатый священник Алеутско-Североамериканской епархии Иоанн Кедровский, возведённый обновленцами в сан архиепископа. Выданные ему обновленческим синодом документы с красивыми печатями показались абсолютно несведущему в русских делах американскому судье более убедительными, чем заявления Патриарха Тихона и Митрополита Платона. В 1926 г. Кедровскому удалось захватить Свято-Николаевский кафедральный собор в Нью-Йорке, после Второй Мировой войны перешедший в ведение Московского Патриархата, а также поставить под угрозу и другое имущество епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того же вопроса должен был коснуться Собор сев.-американских архиереев, заседавший 11 октября 1937 г. в Нью-Йорке, в «Р. А. П. В.» ноябр. 1937 г.) напечатан протокол деяний Собора. Пункт 7-ой его гласит: «Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит просит Преосвященных Епископов Арсения и Леонтия удалиться, потому что о них имеет быть суждение. Владыка Митрополит предлагает на обсуждение вопрос, поднятый протоиереем о. Василием Курдюмовым на Всеамериканском Церковном Соборе, о возведении в сан Архиепископа, Епископов Арсения и Леонтия. Выясняется, что почин о награждении саном Архиепископа принадлежит Собору Епископов и, в частности, Владыке Митрополиту. Прот. о. Василий Курдюмов выступил с таковым предложением, не доложивши предварительно об этом Владыке Митрополиту и не испросивши на это благословения. Надо также принять во внимание молодость Епископа Леонтия, как Епископа, и постановление Сан-Францисского Собора 1934 г. о пятнадцатилетнем сроке служения в архиерейском сане для получения сана Архиепископа. Препятствует также этому, еще не решенное окончательно дело о хиротонии Епископа Самуила, которое может осложниться вследствие награждения Епископов, совершивших эту хиротонию. Владыка Митрополит ставит на голосование вопрос: представить к награждению, или же отложить? Семь голосов за то, чтобы отложить и один воздержался. После этого вынесено следующее решение: Архиерейский Собор, обсудив предложение Общего Всеамериканского Собора о награждении Епископов Арсения и Леонтия саном Архиепископа постановил: вопрос этот исполнением отложить до окончания дела о Сирийской хиротонии и ввиду постановления Сан-Францисского Собора в 1934 г. о пятнадцатилетнем сроке епископствования для получения сана Архиепископа». Состоявшийся в 1937 г. в Нью-Йорке Собор Архиереев Русской Православной Церкви в Америке опубликовал 1/14 октября архипастырское послание, в котором извещал паству, что на Всеамериканском Соборе 5–8 октября/22–25 сент. 1937 г. в Нью-Йорке, состоявшем из представителей епископата, духовенства и мирян, было принято «Временное Положение об управлении Русской Православной Церковью заграницей», в состав которой входит и наш Митрополичий Округ». «Такое устроение Русской Церкви заграницей» говорилось в послании «состоялось на основании Постановления в Бозе почившего Патриарха нашего Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 20 ноября 1920 г. за 362».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр возглавил торжества, посвященные 100-летию I Всеамериканского Собора 1 ноября 2007 г. 14:12 28 октября при Иоанно-Предтеченском соборе в г. Мэйфилд (Mayfield), штат Пенсильвания, состоялись торжества, посвященные 100-летию I Всеамериканского Собора, прошедшего при этом храме под председательством архиепископа Тихона (Белавина), будущего Патриарха Всероссийского. Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском соборе возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр в сослужении настоятеля собора протоиерея Иоанна Сорочки и духовенства Пенсильванского благочиния. По окончании Литургии митрополит Лавр обратился с архипастырским словом к молящимся, в котором, в частности, сказал: «Сегодня, дорогие о Господе братие и сестры, мы отмечаем радостное событие, которое имело место сто лет тому назад, и происходило здесь в Мэйфилде. 20-23 февраля 1907 г. здесь состоялся I Всеамериканский Собор русской православной епархии в Северной Америке. Собор был созван по благословению архиепископа Тихона, который в то время возглавлял Северо-Американскую епархию Русской Православной Церкви. В работе Собора принял участие и известный протопресвитер Александр Хотовицкий. Заседания были предварены молебным пением в этом храме, а затем архиепископ Тихон приветствовал всех собравшихся на Собор. Главной целью Собора было упорядочить жизнь епархии. Закончились заседания Собора сообщением архиепископа Тихона о том, что его отзывают в Россию, где его ожидало назначение на Ярославскую кафедру. Это сообщение очень опечалило всех соборян. Архиепископ Тихон, исполняя волю Святейшего Синода, начал готовиться к отъезду в Россию. Мировая обстановка была крайне напряженная, вскоре началась Первая Мировая война. Россия выступила на защиту наших православных братьев сербов. К сожалению, обстановка и в России была очень неспокойна и привела, как все знают, к тому, что в России произошла революция, которая в свою очередь привела Россию к полному разорению, к перевороту и к тому, что коммунисты-богоборцы захватили власть.

http://patriarchia.ru/db/text/315543.htm...

В итоге Детройтский Собор в марте 1924 года провозгласил «временное самоуправление» Митрополии до тех пор, пока не произойдет нормализация ее отношений с Матерью-Церковью и не будет созван новый Собор РПЦ. Подобный статус-кво сохранялся до приезда в 1933 году в США представителя РПЦ архиепископа Вениамина (Федченкова), задачей которого было получение от главы Митрополии митрополита Платона подписки о недопущении впредь антисоветских высказываний со стороны духовенства. Резкие высказывания американского духовенства в адрес советской власти служили поводом для новых гонений на РПЦ в СССР. В свою очередь, американское духовенство считало делом своей совести свидетельствовать миру о страшных гонениях на Церковь в Советском Союзе. Данный вопрос неизбежно должен был завести в тупик переговоры между Митрополией и Патриархией. В результате архиепископу Вениамину пришлось вернуться в Москву без расписки митрополита Платона, получив его однозначный отказ. Московская Патриархия оказалась в сложном положении, при котором бездействие, как и сотрудничество с Североамериканской митрополией, могло привести к новым арестам и расстрелам духовенства и епископата. В итоге 16 августа 1933 года заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий и Временный синод РПЦ постановили предать митрополита Платона суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нём решения. При этом приходы, согласные принять правила воссоединения Патриархии были присоединены к ней на правах Экзархата. Ввиду этих обстоятельств новый глава Североамериканской митрополии митрополит Феофил (Пашковский) в 1935 году согласился принять власть Архиерейского синода РПЦЗ, сохраняя за собой внутреннюю автономию. К концу тридцатых годов Североамериканская митрополия насчитывала 8 епархий, 330 приходов, около 400 тысяч верующих. Данное разделение с РПЦ не было злонамеренным, о чем существует множество исторических свидетельств, а лишь было вызвано политическими реалиями того времени. В частности, в 1946 году VII Всеамериканский церковный собор в Кливленде принял решение о выходе из РПЦЗ и обратился к Московскому Патриарху с просьбой о приеме Митрополии назад в лоно РПЦ. Но эту инициативу так и не удалось реализовать.

http://pravoslavie.ru/137048.html

В мае 1936 года состоялся Собор Епископов в Питсбурге, на котором было принято «Положение» о Русской Православной Церкви заграницей. Собор обратился к пастве с посланием, в котором говорилось: «С великой радостью извещаем мы вас, возлюбленные, что на нашем архиерейском Соборе в городе Питсбурге всеми единодушно принято «Временное положение о Русской Православной Церкви заграницей», выработанное в ноябре 1935 года нашими иерархами на совещании под председательством Святейшего Патриарха Сербского Кир-Варнавы с сохранением существующей автономии». Кончается послание словами: «Умоляем именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы отныне не было между нами разделений и чтобы мы все соединены были в одном духе и в однех мыслях». 5/18 октября 1937 года Всеамериканский Собор с участием клира и мирян принял «Временное положение» и основы устроения Русской Православной Церкви заграницей по Патриаршему Указу 1920 года и исповедал себя частью Русской Поместной Церкви. О таком постановлении Всеамериканского Собора было опубликовано архипастырское послание, в котором паства извещается о принятии Собором «Временного Положения об управлении Русской Православной Церкви заграницей», в состав которой входит и «наш митрополичий округ». Дальше говорилось, что «такое устроение Русской Церкви заграницей состоялось на основании постановления в Бозе почившего Патриарха нашего Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 20 ноября 1920 года за ном. 362». Архиерейский Собор 3 января 1938 года в Сремских Карловцах приветствует и благословляет автономию Сев.-Америк. митрополичьего Округа в объеме, установленном этим положением. Так продолжалось до 1946 года. Еще в 1945 году по окончании войны стали проявляться в Америке среди клира и мирян просоветския симпатии, которыя поддерживались со стороны советских агентов усиленной пропагандой. Агитация шла в пользу подчинения митрополии Московской Патриархии. Советская власть вновь чрез Московскую Патриархию стремится ослабить Зарубежную Церковь , отрывая от нея Американскую митрополию. Из Москвы 16 сентября 1945 года прибыл в Америку патриарший делегат архиепископ Алексий. Он внес много смуты в церковныя дела, имея большую поддержку влиятельной русской печати. Так он явился на одно из заседаний Собора Американских епископов в декабре 1945 года, где предъявил письменныя условия, в силу которых могло бы быть снято запрещение, наложенное на митрополию Московской Патриархией. Первым условием было поставлено прекращение молитвенного и канонического общения с митрополитом Анастасием. Собор ему ответил, что не признает самого существования запрещения, а потому отказывается обсуждать условия снятия такового. Еще перед Собором митр. Феофил послал телеграмму митр. Анастасию, что признание Москвы неизбежно ввиду возможности растерять приходы, и предлагал Митр. Анастасию сложить свои полномочия и передать ему все русские приходы Европы, Азии, Африки и Америки. На это митр. Анастасий ответил следующей телеграммой:

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЬЮ-ЙОРКСКАЯ И НЬЮ-ДЖЕРСИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger [Англ. The Diocese of New York and New Jersy] Православной Церкви в Америке (ПЦА) с кафедрой в г. Нью-Йорк. Юрисдикция епархии распространяется на г. Нью-Йорк и штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси (США). Первые правосл. приходы на территории епархии были образованы в рамках Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ - в Нью-Йорке в 1870 и 1895 гг. и в Буффало в 1894 г. В 1901 г. правящий архиерей еп. свт. Тихон (Беллавин) заложил в Нью-Йорке фундамент кафедрального собора свт. Николая (освящен в 1905). В 1905 г. в Нью-Йорк была перенесена архиерейская кафедра. Новые приходы стали возникать в местах компактного расселения правосл. мигрантов. В 1918 г. епархия была переименована в Североамериканскую и Нью-Йоркскую (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 62. Л. 71). После революции 1917 г. в России амер. правосл. приходы стали тяготеть к отделению от РПЦ. В янв. 1924 г. патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Беллавин) освободил митр. Платона (Рождественского) от управления епархией, однако тот приказа не принял. В апр. того же года Детройтский Собор под председательством митр. Платона в одностороннем порядке и вопреки канонам провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке, возникла схизма (подробнее см. в ст. Митрополичий округ в Северной Америке ), преодоленная только в 1970 г. с образованием автокефальной ПЦА. Преемником митр. Платона († 1934) стал митр. Феофил (Пашковский), при к-ром на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви. Нью-Йоркская епархия оставалась предстоятельской, ею управлял глава митрополии, к-рый носил титул «архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады».

http://pravenc.ru/text/2578007.html

630 См.: Совещание архиереев. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 45, а также: Постановление совещания архиереев. Православная Русь. 1947. 9. С. 37; Всеамериканский церковный собор. Жизнь Церкви. 1947. С. 27. 637 Послание Архиерейского Собора Русской Православной Зарубежной Церкви. Церковная жизнь. 1951. 1. С. 78. 642 Макарий (Ильинский), еп. Письмо архиеп. Леонтию (Туркевичу) 26.01.1946. HTSA. F. «Talberg». В. 13. F. 6. Орфография документа. 643 Леонтий (Туркевич), архиеп. Письмо митр. Феофилу 28.01.1946. HTSA. F. «Talberg». В. 13. F. 6. 645 Макарий (Ильинский), еп. Письмо архиеп. Леонтию (Туркевичу) 26.01.1946. HTSA. F. «Talberg». В. 13. F. 6. Надо обратить внимание, что даже наиболее активный противник Московской Патриархии архиепископ Виталий (Максименко) расценил действия епископа Макария намного спокойнее, чем митрополит Феофил. «Ваше письмо от 26-го января с[его] г[ода], – писал архиепископ Виталий епископу Макарию, – я получил. Что же, будем действовать каждый по совести пред Богом. Нам уже мало осталось времени здесь на земле. Все мы любим свою Православную Русскую Церковь и не хотели бы быть вне ее Жили мы с Вами в любви и согласии. Так и на дальше останемся. Буду молиться, как и все время молился, о Вашем здравии и спасении. Если можете, то прошу и Вас о том же. Дай нам, Боже, и в будущем веке встретиться вместе» (Псарев А., диак. Архиепископ Виталий (Максименко) : Исторический портрет к 50-летию со дня кончины. Троицкое наследие. 2010. 1 (20). С. 11). 646 Отношение Митрополита Феофила к проведению в жизнь резолюции Кливлендского Собора 1946 г. С. 2. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г.». 654 См.: Бэттс Р., Марченко В. Духовник царской семьи. Святитель Феофан Полтавский. Платина: Братство преп. Германа Аляскинского; М.: Российское отделение Валаамского общества Америки. 1994. С. 41. 661 См.: Спасский. Церковный Собор в Америке. С. 1112; Карташев А. Кризис в американской русской церкви. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 6. С. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010