2,1 Так, Писание таинственно говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание великое: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» 5920 . Это пророчество стало явным при Господе, когда Ирод убивал детей, а таинственным образом это понимается следующим образом. «Глас в Раме», на возвышенности (то есть на небесах), «слышен, плач и рыдание великое»: Рахиль – истинная мать, небесная благодать, Дух Святой, оплакивает пленение людей, попавших под власть злого князя и крепко закованных во мраке; оплакивает же Он их по той причине, что они не пребывают в жизни Духа, в свете добра. 2,2 Когда же Господь соблаговолил, по благости Своей великой, излить Духа Своего на верующих 5921 и породил их от Духа Своего, тогда была радость, веселие и ликование на высоте небесной у ангелов Божиих, по написанному: «Так будет радость на небесах об одном грешнике кающемся» 5922 . Посему небесная мать, Иерусалим, бывшая прежде бесплодной, родила чад людских, которых у нее не было раньше, по написанному: «Вышний же Иерусалим свободен: он матерь всем нам» 5923 . 2,3 Если же кто не родился от небесной матери, но еще носит в себе образ ветхого человека и находится под темным покрывалом греха, в плену и в горьком рабстве и до сих пор связан узами греха, то он является виновником плача и великого сетования матери Рахили – небесного града святых, потому что она сетует, видя людей поверженных в вечной смерти и связанных нерушимыми узами, и в особенности тогда, когда настало время освобождения. 2,4 Ведь она, сердобольная мать, призвала всех людей и пожелала быть их родительницей и сделать их небесными. Посему она послала глашатаев, призывая всех и побуждая 5924 родиться от нее; и тот, кто уверовал, и возымел надежду, и возлюбил свет больше, чем тьму, получил обещанное и божественное возрождение. Слава благоутробной матери, небесному граду святых. Аминь. 5926 . 5927 5928 1 Приучай себя к молчанию в словах, спокойствию в делах, а также в смехе и походке. Избегай какой-либо случайной чрезмерности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2:9). Иосиф говорил виночерпию: « через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием » (Быт. 40:13); а я не говорю: еще три дня, и вы сделаетесь виночерпиями властителя, — но: еще тридцать дней, и не фараон, а Царь небесный возведет вас в горнее отечество, в свободный Иерусалим, в город небесный. Тот говорил: « и ты подашь чашу фараонову в руку его » (Быт. 40:13); а я не говорю: вы будете подавать чашу в руки царя, — но: сам Царь даст в руки ваши чашу страшную, и исполненную великой силы и драгоценнейшую всякой твари. Посвященные в тайны знают силу этой чаши; узнаете и вы спустя немного. Итак, вспомните обо мне, когда войдете в то царство, когда получите царскую одежду, когда облечетесь в порфиру, обагренную кровью Владычной, когда наденете диадему, испускающую со всех сторон лучи светлее солнечных. Таковы дары Жениха, хотя превышающие ваше достоинство, но достойные Его человеколюбия. Посему я и ублажаю вас еще прежде вступления вашего в тот священный брачный чертог, и не только ублажаю, но и хвалю ваше благоразумие, что вы приступаете к крещению не при последнем дыхании, как беспечнейший из людей, но как благоразумные рабы, готовые с великим благорасположением повиноваться Господу, уже с этого времени с великой покорностью и рвением склоняете выю души под иго Христово, принимаете это благое иго и возлагаете на себя это легкое бремя. Хотя и равны дары благодати для вас и для принимающих таинство при конце жизни, но неодинаково расположение воли и приготовление к делу. Те принимают таинство на одре, а вы в недрах Церкви, общей всем нам матери; те — в скорби и слезах, а вы — в радости и веселье; те — со стенанием, а вы — с благодарностью; те — объятые сильной горячкой, а вы — исполняясь великого духовного удовольствия. Поэтому здесь все соответствует дару, а там все противоположно дару: там принимающие таинство предаются великому сетованию и плачу, стоят кругом дети плачущие, жена, бьющая себя по ланитам, друзья печальные, слуги, обливающиеся слезами, вид всего дома уподобляется какому–то ненастному и мрачному дню; а если раскроешь самое сердце лежащего, то найдешь его скорбным более всего этого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. Поэтому и Павел непрестанно повторяет нам учение о воскресении, как и сегодня вы слышали такие слова его: « знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный » (2 Кор. 5:1). Впрочем, обратимся к тому, что сказано выше, и посмотрим, как он перешел к учению о воскресении. Не спроста и не случайно выдвигает он постоянно это учение, а с намерением научить будущему и, вместе с тем, желая укрепить подвижников благочестия. Ныне, правда, по благодати Божьей, мы наслаждаемся полным миром, так как и цари живут в благочестии, и начальники узнали истину, и простолюдины и города и народы, освободившись от заблуждения, все покланяются Христу; но тогда, в начале проповеди, когда семена благочестия только что засевались, была война сильная, разнородная. На верных восставали и начальники, и цари, и домашние, и родные, и все; даже вопреки самой природы велась эта война, часто отец предавал сына, мать — дочь, господин — раба. И не только одни города, не только страны, а часто и дома восставали друг на друга, и тогдашнее смятение было тяжелее всякой междоусобной войны, так как и имущество расхищалось, и свобода отнималась, и самой жизни грозила опасность, и не потому, что нападали и притесняли варвары, а потому, что сами те, которые считались повелителями и начальниками, были настроены к подчиненным хуже всяких неприятелей. И Павел, указывая на это, говорил: « выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии, ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью » (Евр. 10:32–34). И галатам он говорит: « столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы » (Гал., 3:4); и фессалоникийцам и филиппийцам, и всем вообще, кому посылает письма, он свидетельствует о многом подобном. И не то только было тяжело, что извне была воздвигаема жестокая и постоянная война, но и то, что между самими верующими возникали некоторые соблазны, споры, состязания, несогласия; выражая это самое, Павел говорил: « извне — нападения, внутри — страхи » (2 Кор. 7:5). И эта война была гораздо тяжелее внешней и для учеников, и для учителей. Поэтому–то и Павел не так боялся козней врагов, как внутренних падений и преступлений между своими. Так, когда впал в блуд некто у коринфян, — он проводил все время в сетовании о преступнике, терзаясь сердцем и горько рыдая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2Мак.3:6 . и объявил ему, что богатствами несметными наполнено сокровищное хранилище в Иерусалиме, так что неисчетно число лихв [Процентов], и что оне не принадлежат к счету жертвенному, и можно все это подчинить власти царя. 2Мак.3:7 . Аполлоний же, сошедшись с царем, объявил о поведаных ему богатствах. А он, назначив Илиодора, правителя дел, послал его, дав приказание вывезть упомянутыя сокровища. 2Мак.3:8 . Илиодор тотчас отправился в путь под предлогом посещения городов Килисирии и Финикии, а на самом деле для исполнения предложения царя. 2Мак.3:9 . Прибыв же в Иерусалим, и дружелюбно быв принят первосвященником сего города, поведал ему о бывшем ему заявлении, и объявил, для чего он находится (в Иерусалиме); притом осведомился: верно ли это. 2Мак.3:10 . А первосвященник показал, что есть вносы вдов и сирот, 2Мак.3:11 . а часть Иркана, сына, Товии, мужа весьма превосходнаго, не как наговорил нечестивый Симон, и что всего четыреста талантов серебра и двести золота; 2Мак.3:12 . обижать же веривших святости места, и важности и неприкосновенности храма, чтимаго во всей вселенной весьма затруднительно. 2Мак.3:13 . Однако Илиодор, по царским приказаниям, какия имел, решительно говорил, что эти деньги должны быть взяты в царское казнохранилище. 2Мак.3:14 . И назначив день, он вошел с тем, чтобы сделать осмотр их. Было же не малое сетование во всем городе. 2Мак.3:15 . А жрецы, в священных одеждах повергшись пред жертвенником, взывали на небо, чтобы тот, Который постановил закон о взносе, в целости сохранил все для взнесших. 2Мак.3:16 . Кто же видел лицо первосвященника, у того страдала мысль от того, что облик и изменившийся цвет лица его обнаруживал душевную тугу. 2Мак.3:17 . Сего мужа объял страх, некий и обомление тела: из чего явна была смотревшим на него скорбь, щемившая сердце. 2Мак.3:18 . Иные из домов семьями выходили для всенароднаго моления о том, чтобы святое место не было доведено до поругания. 2Мак.3:19 . Женщины, подпоясав под груди вретища, толпились на путях: уединенныя же девы, одне сбегались у ворот, другия на стены, а иныя выглядывали из окон.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

30, 31). «Сечь» Симмах перевел: «погром». История свидетельствует, что Финеес, взяв копье, пронзил Замврия, блудодействовавшего с моавитянкой, и вместе с ним убил и женщину (Числ. 25:7 и след.). Одобрив его ревность, Бог похвалил его и остановил наказание, поражавшее народ. Так, след., сильна праведность одного мужа, что прекращает общий погром. « И прогневали Его при воде пререкания, и потерпел Моисей из–за них:ибо огорчили они дух его, и он погрешил устами своими » (ст. 32, 33). Это седьмой грех народа еврейского, в который вовлечен был и Моисей. Приступив к нему, когда он сетовал о сестре своей, они с большим шумом требовали от него удовлетворения своей нужды. А он, подавленный скорбью и видя их необузданность, объятый гневом и негодованием, исполнял божественное повеление без обычного спокойствия: с некоторым сомнением ударил по скале и извел воду. На это и указывает выражение: « и он погрешил устами своими », т. е. не без колебания говорил с народом. « И сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ. 20:10) За это, без сомнения, вознегодовав на него, Бог всяческих не допустил его ввести народ в обетованную отцам землю, но повелел ему окончить жизнь в пустыне, а обещание свое исполнил чрез Иисуса Навина. Моисей, конечно, считал это для себя наказанием, но Господь всяческих устроил это с иной целью. Прежде всего, не дал Он Моисею довести до конца исполнение обетования, чтобы иудеи, безумие которых Он знал, не сочли своего вождя Богом. В самом деле, если изображение тельца они обоготворили, то какого почитания не воздали бы они совершителю стольких чудес? С этою же, конечно, целью Бог устроил и то, что могила его осталась неизвестной. А сверх того, тем, что случилось с самим законодателем, Господь хотел показать временное значение того законодательства, потому что если сам законодатель не достиг обетованной земли, то отсюда легко было понять, что и сами они не будут долго наслаждаться ее обладанием. Изобразив, таким образом, события, совершившиеся в пустыне, псалом обличает затем и те беззакония, какие они совершили в земле обетования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

31. Феогнид: Многим больше, чем голод, сытость уже погубила Тех мужей, которые больше чем нужно желали. 32. Сократ: Он говорил: «Люди живут, чтобы есть, я же ем, чтобы жить» Слово 28-е. О печали и унынии 1. Мф. 5, 5 : Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 2. 2Кор. 2, 2 : Кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? 3. Притч. 25, 20 : Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. 4. Сир. 38, 18 : От печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. 5. Свт. Василий Великий : Как черви особенно быстро размножаются на молодых деревьях, так и печали поселяются в людях с более изнеженным нравом. 6. Тот, кто говорит, что праведнику не подобает печалиться, ничего другого не говорит, как только то, что не подобает борцу иметь противника. 7. Свт. Григорий Богослов : Скорбящему приносит утешение участие в его скорбях. 8. Иногда печаль бывает предпочтительнее радости, и сетование полезнее празднования, и достохвальные слезы лучше недоброго смеха. 9. Великое врачевство – слова [утешения] скорбящим. Для плачущих действительнейшее пособие то, которое подано сетующим с ними. Кто сам чувствует равную горесть, тому удобнее утешать страждущих. 10. Свт. Иоанн Златоуст : Время печали – не тогда, когда злостраждем, но когда злодействуем. 11. Плутарх: Путь самый ровный надо выбирать, а жизнь – самую беспечальную. 12. Следует надевать на панцирь – хитон, на печаль – ум. 13. Сократ: Спрошенный о том, что печалит добрых, ответил: «Благополучие злых». 14. Он же на вопрос: «Как бы остаться беспечальным», ответил: «Это невозможно, ибо живущему в городе или доме и общающемуся с людьми нельзя не печалиться». 15. Левкипп: Ибо таково свойство глаз, что в великих несчастьях они не роняют слезы, а в небольших невзгодах обильно проливают их. 16. Харикл: Часто радость, выходя из границ, в мучение превращается, а неумеренное удовольствие влечет за собой последующую печаль. 17. Мосхион: Следует быть радостным и в печалях. 18. Демонакт: Должно, словно бремя, наваливающееся горе выносить без стенаний.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

33. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего, лютый зверь съел его, точно, растерзан Иосиф. 34. И разодрал Иаков на себе одежды, и возложил вретище на чресла свои; и оплакивал сына своего многие дни. 35. Собрались было все сыновья его, и все дочери его, чтобы утешить его; но он отверг утешение и сказал: с печалию пойду к сыну моему в шеол. Так оплакивал его отец его. 36. Между тем Мидианиты продали его в Египте Фотифару, евнуху Фараонову, начальнику телохранителей. Из двенадцати сынов Иаковлевых Иосиф занимает в повествовании Моисея главное место. Приключения его важны как в особенности потому, что ими объясняется переселение евреев в Египет, так вообще потому, что в них открывается непрестанное действие Промысла на судьбу человека, среди труднейших замешательств всегда премудрое и точное, среди тягчайших несчастий благодетельное и спасительное. Входя теперь в историю сего Патриарха и начиная ее от приключения, которое заключает в себе узел, влекущий многие другие приключения целого дома Иаковлева, повествователь прежде всего полагает общее вступление в историю сынов Иаковлевых (1, 2). Потом показываются время, когда начинаются приключения Иосифа (2), причины ненависти, которую имели к нему его братья (2—11), обстоятельства первого его несчастия (12 — 28), погрешительное мнение Иакова и сетование о его смерти (29 — 35), вступление Иосифа в Египет (36). Вот приключения рода Иаковлева. Слова сии некоторые приличным находят соединить со сделанным выше исчислением сынов Иаковлевых (XXXV. 26). Но нет нужды заниматься столь произвольною догадкою, когда оные могут быть приняты за общее вступление к последующим сказаниям в таком разуме: «Теперь будем говорить о роде или сынах Иакова и о их приключениях и начнем с Иосифа». Сын семнадцати лет. То есть будучи семнадцати лет от рождения. С сыновьями Баллы и с сыновьями Зелфы. Сыновьям Лии, может быть, Иосиф был уже неприятен по тому одному, что был первенец супруги возлюбленной. И довел Иосиф худой о них слух до отца их. Может быть, Иосиф сделал сие по простоте отроческой; а может быть, Иаков и поручал ему некоторое наблюдение за сыновьями рабынь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

3-5). Когда мясо выварится, «все сгустится и кости перегорят», котел будет поставлен на угли, «чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нем нечистота его». Однако нечистота котла, символизирующего Иерусалим, столь велика, что даже «и в огне останется на нем накипь его». Господь упрекает Иерусалим за эту нечистоту и возвещает неминуемое наказание: «...сколько Я ни чищу тебя, ты все нечист; от нечистоты твоей ты и впредь не очистишься, доколе ярости Моей Я не утолю над тобою» (Иез 24. 9-13). Иезекииль получает от Бога весть, что Он нашлет беду - отнимет у пророка «утеху очей», его жену. На следующий день жена умерла, а Иезекииль, следуя Божию повелению, не совершил плача по умершей и др. принятых ритуальных действий. Видя это, народ попросил его объяснить символический смысл его поведения. Пророк от лица Бога говорит о грядущей катастрофе, сравнивая разрушение храма со смертью любимой жены: «...вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей...» Подобно Иезекиилю, не совершавшему погребального плача, иудеи также не будут «сетовать и плакать», но им суждено «истаевать от грехов... и воздыхать друг перед другом» (Иез 24. 15-24). Когда случатся все эти события, к пророку придет «спасшийся оттуда, чтобы подать весть»; в этот день откроются уста Иезекииля и он перестанет быть «безмолвным» (Иез 24. 25-27). Пророчества о народах начинаются обращением «к сынам Аммоновым». За то, что они презирают поруганное святилище Божие и опустошенные землю Израилеву и дом Иудин, они будут отданы «в наследие сынам востока» (речь идет о кочевых племенах, представлявших постоянную опасность для оседлого населения Палестины). Аммонитяне рукоплескали и радовались уничижению Израиля, и за это Господь обещает им: «...Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам», чтобы «сыны Аммона не упоминались более среди народов» (Иез 25. 1-10). Похожие наказания уготованы и др. врагам Израиля. Эдом Бог сделает пустыней за то, что он «жестоко мстил дому Иудину», а филистимлян накажет за то, что они «мстили с презрением в душе».

http://pravenc.ru/text/293579.html

Как что-нибудь легкое, упавши в воду, колеблется волнами, так и душа, предавшаяся великой радости. От множества удовольствий у нас бывает и множество грехов, что может видеть всякий. Представим, если угодно, два дома, один наполненный отправляющими брачное пиршество, и другой сетующими. Войдем мысленно в тот и другой и посмотрим, который из них лучше. Дом сетования окажется исполненным любомудрия, а дом брака бесчиния; смотри, здесь в самом деле: нескромные речи, беспорядочный смех, еще более беспорядочные движения, одежда и походка, исполненные бесстыдства, действия, отличающиеся безумием и непристойностью; вообще здесь нет ничего, кроме смешного и достойного осмеяния. Говорю не о браке, да не будет! но о том, что бывает на браке. Здесь низвращается природа человеческая; присутствующие обращаются из людей в бессловесных животных; одни ржут, подобно коням, другие бьют ногами, подобно ослам, все в беспорядке, все в смятении; нет ничего благопристойного, ничего благородного; здесь великое торжество для диавола, кимвалы, флейты, песни, исполненные прелюбодеяния и разврата. Не так бывает в жилище сетования, все там бывает благопристойно; там глубокое молчание, совершенная тишина, великое сокрушение; нет ничего непристойного, ничего бесчинного. Если же кто станет говорить, то все слова его звучат, как исполненные любомудрия; и, что достойно удивления, в таком случае бывают любомудрыми не только мужи, но и слуги и жены. Таково свойство скорби. Стараются утешить сетующего, высказывают множество мыслей, исполненных любомудрия. Тотчас начинаются молитвы, чтобы скорбь не выходила из пределов; с готовностью утешают страждущих; исчисляют множество примеров подобных же сетующих. Ведь, что такое человек? Исследую нашу природу. 4. Что такое человек? При этом раскрываю его жизнь и ничтожество, вспоминаю о будущем, о суде. Каждый отходит домой с брака прискорбным, потому что сам он бывает в растроенном состоянии, а с сетования радостным, потому что видит себя свободным от подобного бедствия и возвращается с душою, успокоившеюся от всякого неумеренного пожелания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1697...

Не удивительно поэтому, что над свежей могилой почившего профессора-труженика раздались со стороны его хотя и добрых знакомых, но мало посвященных во внутреннюю интимную жизнь покойного, горькие сетования о его «зло страданиях» при жизни и о полной необеспеченности или «недостаточности материальных средств для безбедного существования его довольно многочисленной семьи». Эти жалобные сетования, излившиеся на страницах «Московских Ведомостей» 11 , проникли и отразились и в духовной периодической печати (Церковн. Вестн. 1898, Но, по нашему мнению, они прежде всего не делают чести имени покойного профессора, да к тому же и совершенно напрасны, так как не соответствуют, сколько мы знаем, действительному положению вещей. Кто хотя бы не много знал семейную жизнь покойного профессора, в высшей степени аккуратную в экономическом отношении, тот никогда не может примириться с мыслью, чтобы покойный профессор, получавший уже давно с жалованьем и пенсию, а в последнее время весьма солидный гонорар за лекции свои для студентов низших курсов Московского многолюдного Университета, при «побочных заработках» – в лицее Цесаревича, где он был преподавателем, от печатания статей в разных изданиях, при ежегодных командировках для председательствования в экзаменационных комиссиях, – чтобы такой работящий и бережливый профессор «во всю многолетнюю труженическую жизнь почти ничего не скопил», и «вследствие скудости получаемого содержания, терпел всякого рода лишения , от коих преждевременно и умер». Эти напрасные сетования, в виду указанной сейчас «скудости получаемого содержания», о которой многие из русских профессоров и мечтать даже не могут, для лиц мало знакомых с привычками почившего и с его повседневною домашнею жизнью дадут несомненно основания к многим заключениям, оскорбительных для памяти почившего профессора, не знавшего других гибельных в жизни страстей, кроме одной страсти – к науке, которая и была причиною его сравнительно преждевременной кончины. А между тем картина кабинетной жизни почившего А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010