Похороны сопровождались оплакиванием. Кроме женщин дома, в оплакивании принимали участие профессиональные плакальщики и плакальщицы (Иер. 9, 16; Ам. 5, 16; 2 Пар. 35, 25; Мф. 9, 23; Мк. 5, 38) – «певцы и певицы». Оплакивание сопровождалось возгласами: «увы, мой брат» или «государь» и т.д. Соблюдение траура составляет очень древний обычай. Иосиф скорбел по отцу в течение семи дней (Быт. 50, 10), по Моисею и Аарону скорбели 30 дней (Числ. 20, 29; Втор. 36, 8). В знак печали разрывали одежду (2 Цар. 3, 31 и др.). Облачались, кроме того, в траурный плащ – мешок («вретище», Ис. 15, 3 и др.), садились в прах и посыпали головы пеплом (Иов. 2, 8; Нав. 7, 6); били себя в перси и бедра (Иер. 31, 18), снимали обувь, покрывали голову. В более поздние времена вместе с усопшим клали в могилу скляницу со слезами скорбевших о нем . Как сказано в Слове Божием: время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать (Еккл. 3, 4). И в следующий раз, если будем живы и Господь позволит, – мы, сегодня поговорив о погребении, поговорим и о веселой свадьбе и сватовстве. Рейтинг: 10 Голосов: 656 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Дмитрий Ростовский , свт. Келейный летописец.  Но нам трудно говорить про Адама и Еву, тем более что древнейшее христианское предание утверждает, что Адам был положен на том месте, где потом возник город Иерусалим. И древние люди, когда они положили Адама на горе, не знали, что делать с мертвым телом: солнце светило ярко, и с черепа начала сползать кожа, начался процесс разложения. И тогда люди засыпали тело Адама землей, а эту гору стали называть «Голгофа» или «Гора черепа». И когда римляне совершали казнь Сына Божьего, они копали углубление, для того чтобы кресты утвердить в землю, и нашли череп. Этот череп они положили здесь же, рядом, и когда крест Господень вошел в выкопанную ямку, этим черепом его и придавили, чтобы надежнее крест стоял. И кровь Сына Божьего стекала прямо на мертвую голову Адама, нашего праотца. Но нам интересно посмотреть все древние предания, которые сохранились.

http://pravoslavie.ru/109964.html

Еккл.3:3 . время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; Время убивать, и время врачевать. Время убивать и время врачевать, как говорит: «Я убью и Я оживлю» ( Втор.32:39 ). Врачует призывая к покаянию; убивает в смысле сказанного: «воутрия избивах вся грешныя земли» ( Пс.100:8 ). «Время разрушать, и время строить». Можем созидать доброе не иначе, как сначала разрушив злое. Поэтому Иеремии было дано слово от Бога так, чтобы он прежде искоренял, и разорял и расточал, а потом созидал и насаждал ( Иер.1 ). Еккл.3:4 . время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; Время плакать, и время смеяться. Теперь время плакать, а в будущем – смеяться; ибо «блажены плачущие, потому что они возсмеются» ( Лк.6:21 ). «Время сетовать, и время плясать». Поэтому в Евангелии упрекаются те, коим Господь говорит: «пискахом вам и не плясасте: рыдахом вам и не плакасте» ( Лк.7:32 ). Нужно плакать теперь, чтобы после иметь возможность плясать в том ликовании, в каком Давид плясал пред Ковчегом Завета, и не угодив этим дочери Саула, более угодил Богу ( 2Цар.6:14–16 ). Еккл.3:5 . время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; Время разбрасывать камни, и время собирать камни. Удивляюсь, каким образом относительно этого места человек ученый высказал вещь смешную, говоря, что здесь речь идёт о разрушении и постройке домов Соломона, что люди то разрушают, то строят; одни собирают камни для постройки здания, а другие разрушают построенное, по оному изречению Горация: Разрушает, строить, квадратное круглым сменяет, Волнуется сильно, и жизни порядком он всем недоволен. (Epist. lib. II, ер. 1). Справедливо ли, или напрасно он высказал это мнение, предоставляю судить читателю. А мы будем следовать способу нашего прежнего толкования, полагая, что время разбрасывать и собирать камни следует понимать применительно к сказанному: «может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» ( Мф.3:9 ), – что было время рассеяния народа языческого, и время нового собирания его в церковь . В одной книге я читал (применительно, впрочем, к Семидесяти Толковникам, поставившим: «время бросать камни и время собирать»), что в словах этих заключается тот смысл, что суровость закона ветхого смягчена благодатью Евангелия: ибо строгий, немилосердный и беспощадный Закон убивает грешника, а благодать Евангелия милует его и призывает к покаянию, и что слова: «время бросать камни или собирать» означают то, что камни бросаются в Законе, а собираются в Евангелии. Так ли это или нет, пусть за то отвечает автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Отчетливее выразить эту полноту времени позволяет символический язык чисел. В поэме о времени возникает число 28, полученное в результате умножения 7 х 4: число совершенства (7) разворачивается в направлении четырех сторон света… Екклесиаст начинает с самого бытийственного и личного: Время рождаться и время умирать. Есть момент, которым начинается наше бытие во времени, и момент, где оно приходит к своему концу. Затем перед читателем разворачивается вереница событий человеческой жизни и в городе, и на земле: Время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать. Затем Екклесиаст указывает на события личной жизни отдельного человека. Их конкретный смысл скрыт под покровом образов и остаётся едва различим. Возможно, некоторые из них касаются отношений мужчины и женщины. В завершении звучат слова о войне и мире, которые словно возвращают читателя к теме рождения и смерти: Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. Уже в самом чередовании этих противоположностей содержится образ целой вселенной, сотканной из отдельных мгновений, в которой есть своя полнота. В своей жизни мы легко привыкаем сетовать на нехватку времени, время словно ускользает от нас. Это чувство чуждо Екклесиасту. Но и при всей полноте настоящего момента, автор поэмы ищёт нечто другое. Человек не располагает временем, мы никогда не знаем, когда именно пробьёт наш «час», и прежде всего час смерти. Именно эту мысль выражают знаменитые слова, которыми открывается поэма: Всему своё время, и время всякой вещи под небом. Эту мысль подтверждает и тот риторический вопрос, который завершает собой поэму: Что пользы работающему от того, над чем он трудится? (3,9).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/50...

Посему ныне время плакать; а время смеяться предоставлено в уповании; потому что настоящая печаль соделается матерью ожидаемого веселья. Да и кто не в слезах и не в скорби будет проводить всю жизнь свою, если только придёт в чувство себя самого и узнает о себе, что он имел и что потерял, в каком состоянии естество его было первоначально и в каком оно в настоящее время» Беседа 6]. Дальше св. Григорий в ярких красках изображает благолепие утраченного состояния и ужас нынешнего. Вся эта жизнь дана для оплакивания потерянного. «Мрачно смотрит воздержание; потупляет взор смирение; потерпеть ущерб – повод к слезам; предлог к плачу – не иметь равенства с обладающими. Но смиряяйся вознесётся ( Лк. 14:11 ), борющийся с нищетою увенчается, покрытый струпами и во всём показывающий жизнь свою достойною слёз упокоится на лоне патриарха…» [там же]. Отсюда пафос отшельнической аскетики и жажда мученической смерти. Плачевный мрак пещеры сменится радостью и веселием через смерть. В четвёртом веке любящие смерть победили любивших жить, христиане победили язычников. Созвучно св. Григорию Нисскому размышляет блж. Иероним: " Время плакать, и время смеяться. Теперь время плакать, а в будущем – смеяться; ибо блаженны плачущие, потому что они воссмеются ( Лк. 6:21 ). Время сетовать, и время плясать . Поэтому в Евангелии упрекаются те, коим Господь говорит: пискахом [=играли на свирели] и не плясасте: рыдахом [=пели плачевные песни] вам и не плакасте ( Лк. 7:32 ). Нужно плакать теперь, чтобы после иметь возможность плясать в том ликовании, в каком Давид плясал перед Ковчегом Завета» 3, 4]. Разумение святых отцов находит свою особую опору в словах Нагорной проповеди Христа по евангелисту Луке: Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь ( Лк. 6:21 ). И вновь вопрос: время смеяться, и время плясать – это только о будущей жизни? К земной жизни христианина это не имеет отношения? Такая позиция, верная по святым отцам, по отшельникам и мученикам, не есть однако полнота веры Христовой. Это одна её сторона, а есть и другая.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Пусть в те времена (в 1904 году) еще не всем было ясно, куда может привести нас эта духовная пустота, которую стремились заполнить несчастные русские люди развлечениями. Теперь, после страшного 1917 года, мы уже не можем не видеть, к чему она нас привела, какие грозные последствия для нас за собою повлекла.    Неужели же и дальше, после всего того кроваво-жуткого, что стряслось над нашей Родиной, продолжать нам идти все тем же путем — все тою же духовной пустотой наполнять нашу жизнь?    ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ.    Развлекаются ли и пляшут ли дети в доме, где есть тяжело больные, где находятся при последнем издыхании умирающие, где лежит на столе мать-покойница?    А ведь мы именно в таком положении. Наша мать-Родина вот уже сорок лет истекает кровью, лежа как бы на смертном одре. Миллионы и миллионы русских людей — наших отцов и матерей, наших братий и сестер, наших сынов и дщерей — невинно гибнут от рук безбожных палачей, умирают от непосильного труда, от голода и холода в страшных «концлагерях».    А мы, вместо того, чтобы молить Бога о них, плакать и каяться во грехах своих, приведших к такому лютому несчастию, даже часы церковных Богослужений проводим на «вечерах смеха».    ВРЕМЯ ПЛАКАТЬ, И ВРЕМЯ СМЕЯТЬСЯ; ВРЕМЯ СЕТОВАТЬ, И ВРЕМЯ ПЛЯСАТЬ...    Сейчас для нас время ПЛАЧА, а не время смеха, время СЕТОВАНИЯ, а не время плясания. И это тем более так потому, что не только наша несчастная страждущая Родина, но и весь мip, несмотря на свое видимое материальное благополучие, находится на краю гибели, грозящей ему от рук обезумивших, осатаневших, потерявших человеческий облик и зарвавшихся в своем страшном Богоборчестве людей.    И ЕСЛИ КТО МОЖЕТ СПАСТИ НАС ОТ УЖАСОВ, НЕСОМНЕННО ГРЯДУЩИХ НА ВСЕЛЕННУЮ, ТО ТОЛЬКО САМ ГОСПОДЬ — НАША СЛЕЗНАЯ ПОКАЯННАЯ МОЛИТВА И ВСЕЦЕЛОЕ ОБРАЩЕНИЕ К НЕМУ.    Устроители всех этих безчисленных увеселений часто любят оправдывать себя тем, что увеселения устраиваются ими «с благотворительной целью». Даже «для помощи военным инвалидам» устраиваются «инвалидные балы», причем нередко в дни поста и даже Великого Поста. На нашей памяти такой «инвалидный бал» был устроен в Париже в ночь под Неделю Крестопоклонную, когда выносится на всенощной Крест Христов для поклонения. Газеты взывали: «Приходите все на бал, чтобы помочь вашим инвалидам!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Вот парность соломоновых антиномий: рождаться умирать родитель умирающий насаждать вырывать посаженное сеятель убивать врачевать убийца разрушать строить разрушитель стоитель плакать смеяться плачущий смеющийся сетовать плясать сетующий пляшущий разбрасывать камни собирать камни разрушитель восстановитель обнимать уклоняться от объятий наслаждающийся искать терять искатель растеряша сберегать бросать сберегатель расточитель раздирать сшивать разрывающий портной молчать говорить молчальник любить ненавидеть любовь ненависть Соломоновы антиномии заставляют вспомнить два принципа, идущих ещё из глубокой древности. Первый принцип – дуализм (двойственность). Таковы были верования древних ассирийцев, персов. Два Бога – добрый и злой, два равнозначных начала. Ормузд и Ариман, свет и тьма – служи, кому хочешь. Что хорошо для одного, то плохо для другого, и наоборот. Зороастр сказал: «Воистину, есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, словах и в действии – они оба добрый и злой…» с. 176]. В романе «Юлиан Отступник» Д.С. Мережковский красочно описывает, как великий иерофант Максим Эфесский проводит юного Юлиана через языческую мистерию посвящения, во время которой юноша отрекается от Христа и посвящает себя диаволу-деннице, а потом жрец ошарашивает его сообщением: правы оба – и Христос, и диавол, правды две, твой выбор, которой из них служить. Юлиан потрясён. В китайской философии гармоническое равновесие в мире поддеживается двумя началами, ян и инь: мужское и женское, светлое и тёмное, тёплое и холодное, лёгкое и тяжёлое. Всем вещам во Вселенной свойственно двуединство. Что хорошо для буржуазии, то плохо для рабочего класса, и наоборот. Это если по Марксу. Но от человека ли зависит, где он окажется?.. Второй принцип – диалектика. διαλεκτιξ – искусство вести разговор, спор. В философии это метод познания действительности в её противоречивости, целостности и развитии. Диалектику знали древние греки. Аристотель считал изобретателем диалектики Зенона Элейского. Диалектику развивали неоплатоники Плотин и Прокл. Великим учителем диалектики был европейский философ Гегель (1770–1831 гг.). Диалектика сформулировала закон единства и борьбы противоположностей. Священник и богослов Павел Флоренский находил причину всех ересей в том, что тезис брался в отрыве от антитезиса. Истина по Флоренскому в антиномии, то есть в синтезе тезиса и антитезиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Затем отмечаются эмоциональные аспекты (4): частный (плакать, смеяться) и публичный (сетовать, плясать). 5а Фраза разбрасывать камни и… собирать камни может пониматься как метафора, относящаяся к разорению сельскохозяйственных угодий и возобновлению их обработки (ср.: 4Цар. 3:25 ; в Ис. 62:10 это символ приветствия победителей). Далее (5б) речь идет о вражде и дружбе, личной и коллективной. Следующие тексты (6–7а) говорят о человеческих желаниях и предприятиях, об отвержении или сохранении обретенного. 7б–8 Здесь говорится о важности вовремя сказанного слова (молчать… говорить) и о взаимоотношениях между людьми: личными (любить… ненавидеть) и межнациональными (война, мир). 3:9–15 Умение довольствоваться имеющимися благами. Ст. 9–11 побуждают к трезвому размышлению. 9 Здесь речь идет о прибыли, пользе труда, к которой человек стремится, но обрести ее трудно. 10 Нам напоминают о том, что Бог вложил в нас стремление к познанию смысла жизни, а ст. 11 подчеркивает ограниченность человеческого разума. 12–15 представлены в стиле увещевания и подразделяются на две части (12–13,14–15), каждая из которых начинается с фразы Познал я. В ст. 9 снова появляется вопрос, заданный в 1:3 (хотя здесь отсутствует фраза «под солнцем»). Опять речь идет о поисках смысла жизни (ст. 10 перекликается с 1:13б), о той заботе, которую Бог возложил на человека (дал… сынам человеческим). Но здесь вопрос рассматривается в несколько ином ракурсе. 11 Бог все расположил прекрасно во времени (т. е. в общей системе мирового бытия), даровав человеку источник наслаждения. Вложил мир в сердце их. Эта фраза точнее может быть переведена как вложил вечность в сердце их, то есть одарил человека богоподобными свойствами: человек может размышлять о совокупности происходящего во времени, хотя и не властен над ним. (Время и намерение, или деятельность, в ст. 1 противостоят вечности, которая понимается здесь под «миром».) Человек несет на себе отпечаток «вечности», нечто возвышающее его над окружающей реальностью. Это, однако, не означает, что человек способен постигнуть Бога и Его пути, то.есть дела, которые Он совершает от начала до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Блж. Иероним: " Время разрушать, и время строить . Можем созидать доброе не иначе, как сначала разрушив злое. Поэтому Иеремии было дано слово от Бога так, чтобы он прежде искоренял, и разорял, и расточал, а потом созидал и насаждал ( Иер. 1:10 )» 3, 3]. Нищий бедняк, сын священника, во времена, когда колебался трон сынов Давидовых, когда Иерусалим уже ощущал разоряющий ветер с севера, когда цари и даже пророки утратили благочестие, когда реки Вавилонские уже готовились встретить пленных сынов Сиона, услышал голос Ягве, Бога отцов Израилевых: Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать ( Иер. 1:10 ) ! Дети строят из кубиков домик и вскоре ломают его. В Царстве Божием порядок иной – губить и разрушать , чтобы созидать и насаждать . Св. Григорий Нисский прекрасно показывает порядок разрушения и созидания в духовной жизни: « Время разрушати, и время созидати . Сие дознать можно и в сказанном от лица Божия пророком Иеремией, которому дана от Бога сила сперва истребить, искоренить, расточить, а потом возобновить, создать и насадить ( Иер. 1:10 ). Ибо прежде надобно ниспровергнуть в нас здания порока и потом уже приискать время и место к построению храма Божия, созидаемого в наших душах… Посему пусть будут прежде разрушены построения тьмы и тогда воздвигнуты светлые здания жизни» Беседа 6]. Антиномия пятая и антиномия шестая Мысль философа между слезами и смехом, между рыданиями и пляской, ведь, как связной, бегает человек между ними. И благодаря человеку они не разлучаются между собой, иначе – что сочетало бы их? Это как два игрока в мяч связаны друг с другом летающим между ними мячом. В мире атомов и молекул бывает такая форма взаимодействия, когда два объекта связаны между собой испускаемыми ими частицами, которыми они обмениваются, – так называемое динамическое равновесие. Еккл. 3:4 Время плакать, и время смеяться; время сетовать и время плясать. Слово (мефод) означает «сетование» и усиливается, как «рыдание». потому в иных переводах и говорится время рыданий . Повторное противоположение усиливает первое, как и св. Григорий Нисский отмечает, что «присовокупляемое Екклесиастом (шестая антиномия) есть как бы повторение прежде сказанного (пятой антиномии)… А это не иное что есть, как усиление того и другого из упомянутых состояний». Плач, переходящий в рыдание, и смех, переходящий в танец и пляску.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Прихожанка. Но тогда объясните мне еще, почему вы никогда не поминаете на Литургии даже общими словами об упокоении, тогда как в других храмах в этом отношении очень усердствуют? Пресвитер. Неправда, что никогда, а только тогда, когда на малом входе Устав предписывает петь тропарь об упокоении. В остальных случаях служба считается праздничной и заупокойное поминовение отменяется. Вообще, чем больше праздник, тем меньше Уставом дозволяется прошений о нуждах верующих. В праздники мысли молящихся должны обращаться главным образом к виновникам торжества, а не к себе. Еще премудрый Екклесиаст говорил, что всему свое время, …время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать ( Еккл. 3; 1, 4 ). Можно скорбеть о разлуке с умершими, необходим плач о грехах как главной причине смерти и всяких разлучений, но это должно делать в свое время и в своей мере. Вот почему в те дни, когда мы торжествуем победу над злом, грехом и смертью , из праздничного богослужения Уставом удаляется все, напоминающее о господстве греха и смерти и все, что могло бы ослабить праздничную радость. Прихожанка. В ваших словах есть логика… Пресвитер. А можно я вам задам вопрос? Вы наверняка знаете, что такое каноны? Прихожанка. Конечно, я читала их даже за богослужением в нашем приходском храме. Пресвитер. А вы обращали внимание, из скольких песней состоит канон? Прихожанка. Из девяти. Пресвитер. И все эти девять песней читаются? Прихожанка. Ну да... кроме второй! Ее совсем нет. Пресвитер. А не кажется ли вам странным, что канон как «стихословие избранного числа девяти песней» фактически содержит в себе лишь восемь?! Прихожанка. Действительно! А я как-то об этом не задумывалась. Пресвитер. Но было бы странным, если бы вторая песнь вообще не читалась, но ведь она читается! Прихожанка. Когда? Пресвитер. Великим постом. Вы, видимо, этого не заметили, потому что канон в это время читается непривычным для нас образом. Вместо припевов здесь употребляются так называемые библейские песни. На самом деле эти богодухновенные песни, содержащиеся в Священном Писании , и послужили образцом и стержнем для составления песней канона. Их всего десять. Если интересно, я могу их перечислить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Устрояемый дом предназначен для общественных собраний, а общественные собрания утверждаются законом и руководствуются установленными для них узаконениями. В общественных собраниях не допускается, не должно быть допускаемо и, конечно, не допустится что-либо противное законам нравственности, ни чего-либо такого, что бы могло быть оскорбительным для религии. Назначения, какие доводится исполнять домам Общественных собраний, при своем разнообразии все или нравственно безукоризненны, или полезны: 1) так, в домах общественных собраний в некоторых городах устраиваются разного рода публичные чтения по разным отраслям наук, искусства, общественного благоустроения, а также по вопросам религиозно-нравственным; 2) в домах общественных собраний благотворительные общества устраивают свои собрания для обсуждения вопросов своей деятельности; 3) сюда собираются городские обитатели в дни общественных бедствий для того, чтобы при благоприятной обстановке, с большим удобством можно было устроить сбор в пользу пострадавших от бедствий; 4) сюда собираются представители городских сословий и почетные граждане в дни великих и торжественных праздников, чтобы отдавать и принимать поздравления и взаимные праздничные приветствия с обычными благожеланиями и хлебосольством; 5) считается наиболее приличным в домах общественного собрания устраивать прием почетных людей и дорогих гостей. Здесь же устраиваются иногда и детские праздники. Все это такие отправления, которые по своему соответствию правилам закона и нравственности вполне могут быть названы добрыми и потому заслуживающими небесного благословения. Но в этом же доме Общественного собрания, вероятно, будет даваемо время и место для общих увеселений и игр. Не должен ли это осудить проповедник веры и нравственности? – Безусловно осудить нельзя: Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время смеяться; время сетовать, и время плясать, говорит мудрец Израилев ( Еккл.3:1,4 ). Есть дела безразличные – не добрые и не злые, но они делаются злыми или от неуместности, или неблаговременности, или же от неумеренности употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010