Веяния секуляризационных настроений уже тогда были сильны, и, выходя из эпохи средневековой политики, культуры и технологии, Московская Русь, вернее, ее руководство выходило также и из эпохи средневековой веры и средневековых отношений между церковью и государством. XVII век был вряд ли подходящим веком для возрождения теократических утопий Третьего Рима. 1 Этот текст был опубликован в " Записках Русской Академической Группы в США» (ЗРАГ) в 1998–2003 гг. 2 Впервые опубликовано: Труды Отдела древнерусской литературы (СПб.). 1993. т. XLVII. С. 443–446. 4 George Н. Williams. Spiritual and Anabaptist Writers. Philadelphia, 1967; Он же. Radical Reformation. Philadelphia, 1962. 5 Эти клятвы были сняты со старообрядцев только 23/10 апреля 1929 года решением Временного Патриаршего Священного Синода русской церкви. См.: Церковный Вестник Западно-Европейской Епархии. 1929. 6. 7 Кроме того, эти лондонские эмигранты перепечатали под редакцией В. Кельсиева два секретных издания Министерства внутренних дел о положении старообрядцев и преследовании их русским правительством. Это были: " Сборник правительственных сведений о раскольниках». T. 1 и 2. Лондон, 1861–1862; и " Собрание постановлений по части раскола», тоже в двух томах. Лондон, 1863. 15 Кириллов И. А. Третий Рим (Очерк исторического развития идеи русского мессианизма). М., 1914; Он же. Правда старой веры. М., 1916; Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Вып. 1–2. М., 1912. 16 Карташев А. В. Смысл старообрядчества//Сборник статей, посвященных П. Б. Струве. Прага, 1925; Он же. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959. T. I–II. 17 Pascal Р. Awakum et les debuts du Rascol. La Crise religieuse russe au XVII siecle en Russie. Paris, 1938. 18 Johannes Crysostomos. Die Pomorskie Otvety als Denkmal der Anschaung der russischen Altglaubigen der 1. Viertel des XVIII Jahrhundert. Roma, 1959 (Or. Chr. 148). 19 Русские отклики на Флорентийскую унию были недавно разобраны в статьях: Cherniavsky М. The Reception of the Council of Florence in Moscow; Shevchenko I. Ideological Repercussions of the Council of Florence//Church History. 1955. Vol. XXIV. P. 144–157, 291–323; см. также: Gill T. The Council of Florence. Cambridge, 1959. 20 Барсуков Т. Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью. М., 1878. С. 183. 21 Schaeder Н. Moskau das dritte Rom. Studien zur Geschichte der politischen Theorieni in der Slawischen Welt. Hamburg, 1949. S. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Надлежало и их кафедры внести в общий синтагматион, во избежание и фактического беспорядка в общецерковных собраниях: случалось, что митрополиты восточных епархий удалялись со своих кафедр равночестными им митрополитами епархий западных, раньше принадлежавших к Иллирику, – и такое столкновение вызывало соблазн среди народа, да и по существу не соответствовало характеру и назначению архиерейского служения. Составление нового «чина» совпало и с периодом оживленной законодательной деятельности в Византии, относящимся к царствованию Македонской династии: тогда не только церковное самоопределение достигло наивысшей степени развития, но и византинизм, как система самобытной культуры, сделался объектом глубокого всеобщего опознания и выражался в расцвете мощных внутренних сил. В связи с общим возрождением в Византии и в соответствии с фактическими запросами и состоялось, при совместном участии церковной и государственной власти, составление особого регламента для установления права чести каждого из митрополитов и архиепископов, подчиненных вселенскому патриаршему престолу, и для определения порядка их восседания во всех официальных собраниях. Регламент приобрел для последующего времени значение действующего закона, сохранившего свою силу – в разных отношениях – и в турецкую эпоху истории Константинопольской церкви. В «изложении» или каталоге с именем св. Епифания указываются пять городов или епископий, которые были подчинены митрополиту Кесарии Каппадокийской, в таксисе императора Льва Философа исчисляются по одной редакции восемь, а по другой – пятнадцать епископий, подчиненных тому же митрополиту, но в изложениях императоров Андроника II и Андроника III вовсе не указаны подчиненные Кесарийской митрополии епископии. И действительно, в XIV и в первой половине XV b. Кесарийская митрополия находилась в печальном положении, вследствие занятия области турками. В связи с этим, в январе·1327 г. состоялось важное административное распоряжение вселенского патриарха Исаии и священного при нем синода, в силу которого митрополит Кесарии получил во временное управление и для пользования доходами (κατ λγον πιδσεως) митрополии на Востоке – Севастии, Евхаит, Икония и Мокиса и архиепископию Назианза, Эти епархии, – как сообщает синодальное деяние, – были уже продолжительное время лишены законных архиереев, вследствие господствовавшего беспорядка и ненормальности в политическом положении, возникших от нашествия безбожных врагов (турок,), и поэтому местная православная паства не имела архиерейского попечения, наблюдения и освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить глубокую благодарность всем жертвующим большие и малые лепты для поддержки беженцев и пострадавших мирных людей, оставшихся в зоне конфликта, а также всем многочисленным труженикам, полагающим свои силы для поддержки упомянутых людей, в том числе с риском для жизни и здоровья.   ЖУРНАЛ 120 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о ситуации в Херсонской епархии. Справка: В декабре 2023 года большинство (75%) священнослужителей Херсонской епархии, по сей день пребывающих и продолжающих нести свое служение на территории благочиний левобережья этой епархии, насельницы Николаевского женского монастыря Скадовского района Херсонской епархии, а также 18 клириков Херсонской епархии, временно эвакуированных с ее территории, обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с прошением следующего содержания, которое поддержал ряд эвакуированных клириков Херсонской епархии, перешедших в клир епархий России: «Обращается к Вам духовенство левобережной части, а также эвакуировавшиеся священнослужители правобережной части Херсонской епархии со смиренной просьбой разрешить насущные вопросы сегодняшнего дня и будущее нашей епархии. В настоящее время, когда Святое Православие в Украине подвергается гонениям со стороны киевских властей, приходы наших храмов здесь на левобережье Херсонщины получают поддержку и помощь как со стороны администрации области, так и от Патриаршей гуманитарной миссии. С февраля 2022 года, даже тогда, когда возможность представлялась, правящий архиерей Херсонской епархии ни разу не посещал наши приходы, не совершал богослужений, не окормлял свою паству, не рукополагал ставленников в священный сан. Отсутствие внимания со стороны архиерея, надлежащего управления приходами породило множество проблем и недостатков в жизни подконтрольной России части Херсонской епархии. Не скроем, со стороны верующих растет смущение этой ситуацией. Военное время создало особые условия существования и многое сейчас попросту невозможно сделать. Но со стороны руководства Херсонской епархии не было предпринято ни малейшей попытки позаботиться о клире и пастве здесь, на российской территории.

http://patriarchia.ru/db/text/6087932.ht...

  ЖУРНАЛ 18 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о необходимости упорядочить систему экспертной оценки искусствоведческих, архитектурных и реставрационных проектов общецерковного и епархиального масштаба. Справка: Высший Церковный Совет в своем заседании от 10 декабря 2015 года обсудил представленное к его рассмотрению Положение о созданной Священным Синодом Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации (журнал 46 от 13 июля 2015 года). Члены Высшего Церковного Совета отметили, что предлагаемые к передаче указанной Комиссии функции по экспертизе проектов в области архитектуры и реставрации требуют оперативной экспертной работы, выполнение которых может быть затруднительно в рамках деятельности представительной Общецерковной комиссии. Кроме того, эти функции в настоящее время осуществляются в различных учреждениях: Финансово-хозяйственном управлении, Патриаршем совете по культуре и других. В связи с этим Высший Церковный Совет постановил предложить Священному Синоду упразднить Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации и учредить вместо нее межведомственный Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В своем заседании от 13 апреля 2016 года Высший Церковный Совет одобрил для представления Священному Синоду проект Временного положения об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации и проект Регламента работы указанного органа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Упразднить Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 2. Учредить Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 3. Утвердить: а) Временное положение об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации ; б) Временный регламент работы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 4. Председателем Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации назначить протоиерея Леонида Калинина, епархиального древлехранителя епархии города Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4434244.ht...

Пануриас, получены не были. В чем дело, не знаю, если только Ваше Высокопреподобие соблаговолит выяснить, почему не получены сыр и осьминоги» 527 . В мечтах об осьминогах из Ватопеда и чаяниях повышения пособия от Фанара Димопуло не забывал и о борьбе за московскую жилплощадь. 10 июля 1927 г. он направил в Секретариат ВЦИК очередную бумагу, в которой писал: «Мною получено из Константинополя от Начальника Патриаршей Канцелярии г. Христо Папаиоанну официальное письмо, в коем я поставляюсь в известность, что Вселенский Константинопольский Патриарх Василий III обратился к прочим Восточным Патриархам с запросом, согласны ли они принять участие в организуемой при Вселенской Патриархии Комиссии, которая должна была выехать в Москву для обследования положения церковных дел, согласно приглашения Священного Синода и других православных обществ. Все Патриархии выразили свое согласие по данному вопросу. Решено, что комиссия от Вселенской Патриархии, в составе 3–4 человек, явится ранее других для предварительного ознакомления по интересующим их вопросам. Таким образом, следует ожидать прибытия Комиссии из Константинополя. Остановиться и проживать во время своего пребывания в Москве Комиссия предполагает у Представителя Константинопольского Патриархата». Далее, по обыкновению, Димопуло писал о трех комнатах, занимаемых гражданином Нестеровым, чтобы ему их вернули и дали сделать в них ремонт, сообщая при этом как бы между прочим, что «Вселенской Патриархии не был известен факт временного занятия части квартиры Представительства» 528 . Складывается впечатление, что вся интрига с приездом комиссии поддерживалась архимандритом Василием уже едва ли не с единственной целью – вернуть вожделенные комнаты. Его руководители при этом преследовали, конечно, более глобальные цели. Поражает сам подход греков к русским делам: Фанар собирался отправить в Москву свою комиссию и запрашивал о согласии другие Патриархии, но Восточные, а не Московскую, словно бы ее это и не касалось. Можно представить реакцию фанариотов, если бы Московская Патриархия, с согласия, например, Сербской, решила бы в свою очередь отправить комиссию в Стамбул «для обследования положения церковных дел» по приглашению какой-нибудь «Турецкой Православной Церкви». Такое демонстративное унижение Фанаром крупнейшей Поместной Церкви ничего хорошего для церковного единства дать не могло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поддержал «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. 30 мая 1928 г. в качестве члена Временного Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя подписал постановление о преодолении административного разрыва с высшей церковной властью Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и группы возглавляемых им епископов. 29 нояб. 1928 г. назначен архиепископом Феодосийским, викарием и, видимо, временным управляющим Крымской епархией. С янв. 1929 г. жил в Феодосии. 25 июня 1930 г. Д. был назначен архиепископом Иркутским. Сумел частично восстановить в епархии церковную жизнь, сильно пострадавшую от гонений в предшествовавшие годы, при нек-рых храмах Иркутска были созданы правосл. сестричества, организован сбор помощи ссыльному духовенству. В февр. 1933 г. арестован вместе с 11 иркутскими священнослужителями по обвинению в «организованной контрреволюционной деятельности среди верующих масс». 16 июня в связи с арестом освобожден от управления епархией и уволен на покой. 22 авг. особое совещание при Коллегии ОГПУ, рассмотрев составленное в Постоянном представительстве ОГПУ в Восточно-Сибирском крае следственное дело, вынесло решение об освобождении Д. и др. арестованных, зачтя им в наказание предварительное заключение. По некоторым данным, в сент. был назначен на Минусинскую кафедру, но в должность, очевидно, не вступил, т. к. до дек. того же года проживал в Иркутске. С янв. 1934 г. архиепископ Ачинский, с мая того же года архиепископ Уфимский. Оставил о себе память как добрый, отзывчивый, бесхитростный человек и заботливый архипастырь. В янв. 1936 г. назначен архиепископом Ростовским и Азовским. Посетив предварительно в Москве митр. Сергия, прибыл в епархию и поселился у сестры в пос. Батайск. Однако органы местной власти отказали Д. в прописке, и он был вынужден выехать в Москву к митр. Сергию за новым назначением. 26 февр. во время проводов в Ростове-на-Дону сообщил присутствовавшим о причинах своего отъезда из епархии и призвал отстаивать права верующих в установленном законом порядке. Вернувшись в Ростов-на-Дону, 15 марта 1936 г. был арестован органами УНКВД Азово-Черноморского края по обвинению в «активной контрреволюционной агитации и пропаганде». 16 июля того же года Специальной судебной коллегией Азово-Черноморского краевого суда приговорен к 3 годам заключения. Отбывал срок в тюрьме г. Новочеркасска, с марта 1937 г.- в лагере для инвалидов под Томском.

http://pravenc.ru/text/178402.html

Важной заботой правящего архиерея было упорядочение жизни монашествующих. После 1922 г., согласно данным офиц. статистики, мон-рей в Забайкалье не было, хотя в действительности нек-рые монашеские общины продолжали полулегально существовать. В кон. 20-х гг. они начали разоряться властями. Е. были сделаны соответствующие распоряжения, в частности насельницам закрытого читинского Покровского жен. мон-ря было предписано носить подобающую их сану одежду, молиться в кафедральном соборе в особо отведенном месте (причем «способным» было указано исполнять обязанности певчих и чтецов), а также выполнять иные послушания. Когда при кафедральном Казанском соборе было создано сестричество, некоторые монахини и послушницы принимали также участие в его деятельности. Впрочем, сестричество просуществовало крайне недолго, оно закрылось по распоряжению Е. в связи с тем, что советские власти посчитали его деятельность незаконной. В период епископства Е. был изменен титул Забайкальских архиереев. 27 февр. 1930 г., в связи с тем что г. Нерчинск утратил статус окружного города, ранее бытовавший титул «епископ Забайкальский и Нерчинский» (или «Читинский и Нерчинский») по предложению Е. был заменен титулом «епископ Читинский и Забайкальский». В кон. 1929 г. Е. был вызван для участия в очередной сессии Временного Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. 27 марта 1930 г. возведен в сан архиепископа. 3 апр. того же года назначен архиепископом Шадринским, в качестве викария временно управлял Свердловской епархией и Уральской церковной областью. 29 окт. 1930 г. ввиду окончания сессии уволен от присутствия во Временном Свящ. Синоде. Переехал в Свердловск, затем в Мариинск. В окт. 1930 г. Читинским оперсектором ОГПУ началась фабрикация дела о «контрреволюционной монархической организации». Обвинение было предъявлено 238 чел., в т. ч. мн. священно- и церковнослужителям Читинской епархии. Главой организации был объявлен Е. После проведения арестов в Забайкалье по требованию Читинского оперсектора ОГПУ 22 янв. 1931 г. Е. был арестован в Мариинске и 7 февр. отправлен по этапу в Читу.

http://pravenc.ru/text/187372.html

В инструкции членам миссии одним из главных пунктов является пожелание Вашего Святейшества, чтобы я, как Всероссийский Патриарх, ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал Собою, немедленно удалившись от управления Церковью, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, Патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах, в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения. Даётся и определенная инструкция комиссии, на какие течения она в своих работах должна опираться. Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила 2 Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только τ πρεσβεα τς τιμς 139 , но не признавали и не признают за ним τ πρεσβεα εξουσας 140 или πρεσβεα 141 вообще, т. е. признавали и признают первенство перед другими автокефальными Церквами чести, но не власти. Помним и то правило, что, «не быв приглашены, епископы да не приходят за пределы своея области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения». А потому всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским православным народом и внесёт не успокоение, а ещё большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви. Последнее будет только в угоду нашим схизматикам-обновленцам, вожди которых, ныне стоящие во главе так называемого (самозванного) Священного Синода, как бывший Нижегородский архиепископ Евдоким [Мещерский] и др. запрещены Мною в священнослужении и за учинённую смуту, раскол, незаконный захват церковной власти объявлены, впредь до раскаяния, находящимися вне общения с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

5. Преосвященному Ташкентскому иметь титул Ташкентский и Узбекистанский. 6. Образовать Среднеазиатский митрополичий округ Русской Православной Церкви, объединяющий Бишкекскую, Душанбинскую и Ташкентскую епархии, а также Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане. 7. Утвердить «Внутреннее положение о Среднеазиатском митрополичьем округе». 8. Главой Среднеазиатского митрополичьего округа быть Преосвященному Ташкентскому и Узбекистанскому. 9. В делах, касающихся Среднеазиатского митрополичьего округа, а также при литургическом поминовении в иных, кроме возглавляемой им самим, епархиях, главе Среднеазиатского митрополичьего округа титуловаться «митрополит Среднеазиатский». 10. Временное управление Бишкекской и Душанбинской епархиями поручить главе Среднеазиатского митрополичьего округа. 11. Управление Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане временно сохранить за Преосвященным Пятигорским и Черкесским Феофилактом.   ЖУРНАЛ 68 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначениях Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Ташкентским и Узбекистанским быть архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. 2. Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским быть архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу. 3. Преосвященным Ярославским и Ростовским быть архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому Пантелеимону. 4. Преосвященным Ростовским и Новочеркасским быть епископу Зарайскому Меркурию, с временным сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.   ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина о выделении новых епархий из состава Владивостокской епархии. Справка: 24 июня 2011 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Преосвященным архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином и губернатором Приморского края С.М. Дарькиным. В ходе встречи архиепископ Вениамин передал Святейшему Владыке рапорт, в котором, в частности, содержалось следующее ходатайство:

http://patriarchia.ru/db/text/1586149.ht...

Совершенно иначе смотрел на дело Алексей Курбатов, известный петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, «оберегатель» государевой казны, повсюдный зоркий „надсмотрщик как бы и из чего бы учинить прибыток казне государевой». Вникая со своей практической точки зрения в положение церковных дел по смерти патриарха Адриана, прибыльщик Курбатов, кажется, более всего останавливался на мысли о необходимости произвести некоторые поправки в сильно расстроенном при жизни болезненного патриарха Адриана патриаршем и вообще церковном управлении. Мысль об этом так сильно занимала Курбатова, что вопрос о назначении преемника умершему патриарху отступал перед ней на задний план в его сознании. Прибыльщик писал Петру под Нарву: «покойному патриарху в болезни трудно было за всем смотреть: от того большие беспорядки в духовном управлении. Избрание архимандритов и других священного чина людей предоставлено было архидиакону, о котором тебе известно, каков человек: собой править не может, где же ему избирать? Назначением патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же над всем и для собирания домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Также зело нужно распорядиться о монастырях и архиерейских имениях; надобно учредить особливый расправный приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владетелей. Школа бывшая под управлением монаха Палладия в расстройстве. Живущие в ней до 150 человек зело скорбят, всего лишены и учиться им невозможно: потолки и печи обвалились. Из архиереев для временного управления дел духовных мнится добр быти холмогорский; из мирских в начальство для усмотрения и собирания казны зело добр боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, или стольник Дмитрий Петрович Протасьев» 7 . Это замечательное письмо прибыльщика указывает почти на все главные предметы духовного ведомства, стоявшие в то время на очереди и требовавшие надлежащего распорядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010