Ряд значимых решений, по словам В.Р. Легойды, был принят Синодом и в отношении Высшего общецерковного суда , первый председатель которого, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор , почил о Господе 8 августа 2020 года. В частности, было постановлено до избрания председателя Высшего общецерковного суда Архиерейским Собором назначить временно исполняющим эту должность митрополита Курского и Рыльского Германа . Далее, с целью сохранения непрерывности деятельности Высшего общецерковного суда в условиях, когда члены Высшего общецерковного суда из Украины и Белоруссии не могут прибыть на его заседания по причине противоэпидемических ограничений, было решено назначить в нынешних исключительных обстоятельствах временно исполняющих обязанности членов Высшего общецерковного суда митрополита Томского и Асиновского Ростислава и архиепископа Каширского Феогноста . Митрополиту Ростиславу и архиепископу Феогносту было постановлено замещать в этом порядке отсутствующих членов Высшего общецерковного суда в период до снятия ограничений по пересечению границы между Россией и упомянутыми выше странами. «Согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Синода Белорусского экзархата и Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан », — сказал глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Отдельным блоком был принят ряд кадровых решений, касающихся епископов Русской Православной Церкви», — сообщил В.Р. Легойда. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви утвердили ряд решений, связанных с замещением вдовствующих кафедр, назначением викарных епископов и почислением архиереев на покой. Заслушав прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси  митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении его от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси, члены Священного Синода приняли решение назначить владыку митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии , выразив Преосвященному Павлу благодарность за понесенные труды. Патриаршим экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским Священный Синод решил назначить Преосвященного епископа Борисовского и Марьингорского Вениамина , сохранив за ним временное управление Борисовской епархией .

http://patriarchia.ru/db/text/5682494.ht...

Вы далее пишете, что при утверждении Синода я не имею права ссылаться на пример Святейшего Патриарха, так как последний в своей резолюции от 26 июня (9 июля) 1924 г. за 523, «счел благовременным совершенно прекратить дело об организации при нем Высшего Церковного Управления». Вы с уверенностью подчеркиваете, что митрополит Сергий и его сотрудники по учреждению ВЦУ не могут не знать «этой резолюции». Выходит, как будто, что мы даже скрываем от церковного общества уличающие нас документы. Между тем в резолюции значится, что «совершенно прекратить» Святейший Патриарх счел «благовременным» не дело об организации ВЦУ, а «переговоры с Красницким о примирении»; и далее – «и подписи на журнале от 8 (21) мая 1924 г. об учреждении при мне ВЦУ считать недействительными». Ясно, что резолюция говорит о ВЦУ в каком-то определенном виде и составе (журнал мне неизвестен) и не содержит в себе даже намека на отказ Святейшего от мысли вообще иметь при себе Управление. Не содержит в себе такого Отказа и предложение Святейшего от 18 июня (1 июля) того же года за 410, прямо касающееся прекращению работ Синода: «Ввиду того, что Священный при мне Синод, а равно и вызываемые мною для участия в его работах Преосвященные архипастыри не зарегистрированы гражданской властью, нахожу благовременным впредь до моего распоряжения работу Священного при мне Синода прекратить, уведомив» и т. д. Таким образом, работа Синода прекращалась не навсегда, а лишь временно, «впредь до особого распоряжения», и что причина прекращения в отсутствии гражданской регистрации, а не в отказе от мысли иметь Синод; поэтому впоследствии, когда намечалась возможность регистрации, Святейший приступал к организации Синода, собственноручно писал списки будущих членов и пр. (например, в 1925 г.). Как будто и я не отступил от линии действий Святейшего, когда, воспользовавшись регистрацией, учредил при себе Синод. Такова третья неправда, содержащаяся в Вашем «суждении о моей деятельности». Из указанных трех неправд Вы делаете вывод: «до тех пор, пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Временного Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательными к исполнению». Вы не делаете оговорки о распоряжениях, лично от меня исходящих; но таких распоряжений для Вас и не может быть, так как, по Вашим словам, учреждение Синода лишает меня («приостанавливает действенность и обнаружение») и единоличной власти, полученной мною от Владыки митрополита Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.В. Журавский Глава IV. Последний период жизни митрополита Кирилла (1927–1937) Отношение священномученика Кирилла к деятельности митрополита Сергия как заместителя патриаршего местоблюстителя С апреля 1927-го по весну 1929 года митрополит Кирилл находился в ссылке в Туруханском районе Красноярского округа, из них последние полтора года – в станке Хантайка 520 . Зимой 1928 года, когда владыку везли в новое место ссылки, он проезжал поселок Полой (200 км севернее Туруханска 521 ), в котором находился в ссылке епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик) 522 . Встреча со старцем-иерархом произвела неизгладимое впечатление на епископа Дамаскина. Результатом ее стала переписка двух архипастырей по вопросам внутрицерковной жизни. Именно здесь, в Туруханском крае, митрополита Кирилла застало известие об указе митрополита Сергия от 27 мая «Об образовании и легализации Временного Патриаршего Священного Синода и регистрации на местах органов епархиального управления», а также об опубликовании им 29 июля 1927 года особой Декларации. О реакции митрополита Кирилла на эту Декларацию в первый год после ее публикации ничего неизвестно. Создается даже впечатление, что митрополит Кирилл не придает этой Декларации такого существенного значения, какое придавали ей, например, митрополит Иосиф (Петровых) и его последователи. Вместе с тем, известно частное письмо митрополита Кирилла архимандриту Неофиту (Осипову) от 13 июля 1928 года, где говорится: «Учреждение новой формы Высшего Церковного Управления и я не признаю. Покойного патриарха реформаторам не считаю, а заявление, сделанное о нас в Сергиевской Декларации, считаю клеветой. О господине нашем Петре молюсь, потому что не знаю о его отношении к так называемому Патриаршему Синоду. Я здоров, прозимовал первую зиму благополучно, да поможет Господь и во вторую» 523 Здесь присутствует негативная реакция митрополита Кирилла на учреждение Временного Патриаршего Синода и на Декларацию. Зная, что в дальнейшем о Декларации митрополит Кирилл обычно не упоминал, стоит предположить, что это реакция на тезис о ссыльном духовенстве, прозвучавший не в Декларации, а в известном интервью митрополита Сергия. В условиях ссылки вполне вероятно было получение неточной информации о содержании Декларации.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 октября 1955 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский; 21 мая 1959 г. возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским. Митрополит Ленинградский и Ладожский с 19 сентября 1960 г. Постоянный член Священного Синода. С 14 ноября 1961 г. митрополит Симферопольский и Крымский, временно управляющий Днепропетровской епархией. Пимен (Извеков; 27 июля 1910 г. – 3 мая 1990 г.), 17 ноября 1957 г. хиротонисан во епископа Балтского викария Одесской епархии. В июле 1960 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии. С 1 ноября 1959 г. временно управлял Костромской епархией. 23 ноября 1960 г. возведен в сан архиепископа и стал постоянным членом Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Тульский и Белевский с сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии; с 14 ноября того же года митрополит Ленинградский и Ладожский; с 1959 по 1962 г. временно управлял Луганской, Смоленской и Тамбовской епархиями; с 9 октября 1963 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. С 1963 г. член Всемирного Совета мира и советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. 18 апреля 1970 г. после кончины Святейшего Патриарха Алексия вступил в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола; 2 июня 1971 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. Никодим (Ротов; 15 октября 1929 г. – 5 сентября 1978 г.), 10 июля 1960 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата; с 28 августа того же года член комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября руководил издательским отделом Московской Патриархии; с 16 марта 1961 г. постоянный член Священного Синода. С 23 ноября 1960 г. епископ Ярославский и Ростовский, с 10 июня 1961 г. архиепископ. С 3 июля 1963 г. председатель Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 3 августа того же года возведен в сан митрополита, назначен на Минскую и Белорусскую кафедру; с 9 октября того же года митрополит Ленинградский и Ладожский; с 7 октября 1967 г. управляющий Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

В 1963 г. возведен в сан игумена и архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры . В 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. В 1971–1972 гг. являлся временно управляющим Калининской епархией. В 1971 г. возведен в сан архиепископа. Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы. В 1975 г. возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским. В 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и постоянным членом Священного Синода. В 1989 г. назначен Экзархом Беларуси с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Беларуси». В том же году освобожден от обязанностей председателя ОВЦС. С 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Свято-Успенской Жировичской обители. В 1993 г. назначен председателем Синодальной богословской комиссии , образованной из Комиссии по вопросам христианского единства. 1 марта 2006 г. указом Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 137 митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему экзарху всея Беларуси, было присвоено звание «Герой Беларуси» за «многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога». Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. почислен на покой. Синод назначил преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

http://e-vestnik.ru/church/arhciepiskop_...

1 . а) свой полный отказ от выпущенного ими ко всеобщему церковному соблазну 24 января (6 февраля) с. г. заявления об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Священного при нем Синода с публичным осуждением всей деятельности оных по управлению Русской Православной Церковью и даже с обвинением их в нарушении церковных канонов; и б) своё административно-каноническое подчинение Заместителю с Синодом, с чем вместе приняли на себя обязательство исполнять, согласно архиерейской присяге, распоряжения законной Высшей Церковной Власти, а посему постановления от 29 марта (11 апреля) 1928 г. за 76 в части, касающейся Преосвященных митрополита Ярославского Агафангела, архиепископа бывшего Пермского Варлаама и епископа Ростовского Евгения, в исполнение не приводить, предложив Преосвященным – архиспископу Варлааму и епископу Евгению, как подпавших запрещению и, однако, служивших, очистить свою совесть пред духовником. 2 . Разъяснить Преосвященным митрополиту Ярославскому, архиепископу бывшему Пермскому и епископу Ростовскому, что на будущее время, в случае возникновения у них каких-либо затруднений при исполнении указов Высшей Церковной Власти, они должны руководствоваться общепринятым правилом: о своих затруднениях доносить указанной власти и от неё ожидать дальнейших распоряжений, а не решаться сразу на открытое непослушание, рискуя увлечь своим примером и других и произвести тем соблазн и смуту в церковном обществе. Что же касается распоряжений Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и состоящего при нём Временного Патриаршего Священного Синода, до сих пор остающихся неисполненными по Ярославской епархии, то долг епархиальной власти принять со своей стороны все меры к их исполнению. 3 . Преосвященному митрополиту Ярославскому предложить все свои распоряжения по Ярославской епархии, состоявшиеся за время административного разрыва с Заместителем и Синодом и превышающие полномочия епархиального архиерея, представить на утверждение Центральной Церковной Власти и 4 . Преосвященному Ростовскому Евгению напомнить, что он и ранее и не однажды своими необдуманными нарушениями церковной дисциплины навлекал на себя обвинения, грозившие ему не только запрещением в священнослужении, но даже и лишением сана, и что если ему и теперь делается снисхождение, то только из уважения к авторитету Преосвященного митрополита Ярославского и в надежде, что он, епископ Евгений, руководствуясь советами и указаниями своего епархиального архипастыря, впредь не выйдет из рамок канонически «обязательного и свои таланты употребит на угождение не себе, но Богу и Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2403. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: 1. Освободить прот. Г. Дзичковского от должности настоятеля Представительства Патриарха Московского в Нью-Йорке и направить в распоряжение митр. Минского Филарета. 2. Назначить на эту должность прот. В. Романова, клирика г. Москвы. 3. Назначить секретарем Представительства свящ. А. Карпенко, освободив от должности секретаря Представительства РПЦ при ВСЦ. – 1992, 3, VIII. 2404. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 декабря 1995 года: 1. Освободить прот. В. Романова, настоятеля Свято-Николаевского собора при Представительстве, от занимаемой должности в связи с истечением срока командировки. 2. Поручить еп. Зарайскому Павлу временное исполнение обязанностей настоятеля собора. 3. Направить прот. А. Андросова, клирика Костромской епархии, в США для прохождения пастырского служения в должности ключаря собора. – 1996, 1, 8. 2405. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 9 апреля 1998 года: Назначить прот. С. Киприяновича, сотрудника ОВЦС, вторым священником Свято-Николаевского собора при представительстве. – 1998, 5, 5. 24. Представительство в Токио (Япония) 2406. ПИМЕН, патр. Поздравительная телеграмма (с 70-летием) архиепископу Можайскому Николаю. – 1985, 2, 3. 2407. ЕГО ЖЕ. Приветственная телеграмма (с днем тезоименитства) архиепископу Можайскому Николаю. – 1985, 3, 6. 2408. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 января 1985 года: 1. Освободить игум. Антония (Черемисова) от пастырского послушания в Патриаршем подворье в Токио и направить в распоряжение архиеп. Виленского Викторина. 2. Направить для пастырского служения в Патриаршем подворье прот. Н. Дмитриева, клирика г. Москвы. – 1985, 4, 6. 2409. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 4 октября 1985 года: 1. Освободить протодиак. В. Маркова от несения послушания в клире Патриаршего подворья и направить в распоряжение митр. Ленинградского Антония. 2. Направить для служения в Патриаршем подворье протодиак. В. Дьолога, клирика Харьковской епархии. – 1985, 11, 38–39. 2410. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 июля 1985 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. Членам Священного Синода и Высшего Церковного Совета возмещаются один раз в течение выборного срока путевые из­держки от места их жительства до Москвы и обратно, в раз­мере двойной стоимости билета I класса по железным дорогам и на пароходе и в размере действительной стоимости проезда на лошадях. 7. Члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета, командируемые по делам службы, получают прогонные деньги в размере стоимости билета I класса и суточные по 15 рублей в день. 8. Члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета при увольнении в отпуск сохраняют право на получение содержания лишь за время не свыше одного месяца, в общей сложно­сти, в течение года. Примечание . Квартирное довольствие выдается за все время отпуска. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 65–66. 29. О сборах с церковных документов 7 (20) апреля 1918 г. Предоставить Высшему Церковному Управлению доклад XVI Соборного Отдела о сборах с церковных документов, по раз­работке его в отношении применения в разных случаях и при различных условиях, ввести временно в действие с тем, чтобы в соответствие с выяснившимися потребностями были произво­димы в нем необходимые изменения и дополнения, и чтобы при­нятые Высшим Церковным Управлением правила были внесены на рассмотрение Священного Собора при возобновлении его занятий. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 67. 30. О порядке избрания Святейшего Патриарха 31 июля (13 августа) 1918 г. 1. Патриарх избирается Собором, состоящим из Архиереев, клириков и мирян. 2. По освобождении патриаршего престола, Местоблюститель немедленно (по телеграфу) дает знать о том, а равно и о своем избрании всем епархиальным Архиереям. 3. Священный Синод совместно с Высшим Церковным Советом в нарочитом заседании, под председательством Местоблюстителя патриаршего престола, постановляет о созыве в трехмесячный срок Собора для избрания Патриарха, о чем и обнародывается во всеобщее сведение чрез послание от имени Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Весной 1926 г. поддержал претензии на высшую церковную власть Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского). Публичные выступления П. против заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) привели к разрыву общения П. с находившимися в Харькове высланными из своих епархий укр. архиереями. После отказа митр. Агафангела в июне того же года от претензий на полномочия патриаршего местоблюстителя П. вступил в переписку с руководителями григорианского раскола - архиепископами Свердловским Григорием (Яцковским) , Можайским Борисом (Рукиным) и Донским митр. Митрофаном (Симашкевичем) , но не согласился присоединиться к григорианскому Временному высшему церковному совету (ВВЦС). В течение неск. месяцев П., по его более поздним показаниям, «ни от кого не признавал административной зависимости и вел церковную работу самостоятельно», продолжал вести переписку с митр. Агафангелом. Резко отрицательно воспринял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия и Временного Синода РПЦ. Осенью 1927 г. обратился к митр. Агафангелу с письмом, в к-ром обвинил митр. Сергия в узурпации церковной власти. В ответном послании Ярославский архиерей поддержал эту позицию. После отделения митр. Агафангела и его викариев от митр. Сергия в февр. 1928 г. П., очевидно, принял решение о присоединении к «Ярославской оппозиции». В это время П. написал получившее известность среди церковной общественности письмо «Критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия», в к-ром отрицалась каноничность власти заместителя местоблюстителя и делался вывод: «...самое широкое самоуправление православных епископов до времени Собора, согласно постановлению Патриаршего Синода от 7/20 ноября 1920 года, вот по нашему мнению, правильный лозунг нашего времени». В апр. 1928 г. П. направил митр. Сергию заявление об отделении от него, после чего был запрещен в священнослужении постановлением заместителя местоблюстителя и Временного Синода.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

4. Экзархат осуществляет свою деятельность в соответствии со священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. (далее — «Канонический устав Русской Православной Церкви»), другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, настоящим Положением, а в случае государственной регистрации Экзархата в качестве юридического лица — в соответствии с Уставом Экзархата. 5. Решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви, Архиерейских Соборов и Священного Синода, указы и распоряжения Патриарха Московского и всея Руси  являются обязательными для Экзархата, а также для входящих в его состав епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви. 6. Высший общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции. 7. Высшая церковная власть в Экзархате принадлежит Синоду Патриаршего Экзархата Африки (далее — «Синод Экзархата»), возглавляемому Патриаршим Экзархом Африки (далее — «Экзарх») с титулом, определяемым Священным Синодом, и состоящему из епархиальных архиереев епархий Экзархата. Викарный архиерей епархии Экзархата может по приглашению Экзарха участвовать в заседании Синода с правом совещательного голоса. 8. Священный Синод может принять решение о государственной регистрации Экзархата. 9. Положение об Экзархате и Устав Экзархата принимаются Священным Синодом и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси (далее — «Патриарх»). 10. Синод Экзархата: а) представляет на рассмотрение Священного Синода и утверждение Патриарха проекты уставов епархий Экзархата, а также изменений (дополнений) к ним; б) обеспечивает единство Экзархата с Русской Православной Церковью; в) по представлению Экзарха избирает секретаря Синода Экзархата из числа архиереев Экзархата, причем обязанности секретаря Синода могут быть временно возложены на самого Экзарха; г) представляет в установленном порядке на рассмотрение Священного Синода предложения о прославлении к местному почитанию или об общецерковном прославлении подвижников благочестия, подвизавшихся на территории Экзархата;

http://patriarchia.ru/db/text/5911551.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010