В Великом Катехизисе, гл. 25, написано: «Зане кроме Церкви Божия нигде же несть спасения. Якоже бо при потопе, вси, елицы с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша: тако и в день судный, вся иже ныне в Церкви Святей не будут, тии во езеро оное огненное ввержени будут. Церковь же Свою Сам Христос спасает, якоже нам святой Апостол Павел возвещает, глаголяй: Христос есть глава Церкве, и Он есть Спаситель тела Своего (Еф.зач.230). Се убо, иже не пребывает в сей Соборней Церкви, тех Христос не спасает, и Духа Святаго сицеви не имут. О нихже есть написано тако: яко сами отделяются от единости веры, и суть телесни, духа не имуще». Видите ли, возлюбленные, как Христос Церковь Свою спасает? Спаситель ее утвердил не на песке, но на твердом и непоколебимом камени. Он Сам сказал пречистыми Своими устами: на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея ( Мф.16:18 ). Поэтому Церковь Христову ни гонители, ни мучители, ни ереси, ни расколы одолеть не могут. Сам Господь Иисус Христос препоручил ей ключи Царствия Небеснаго, и поставил в ней пастырей, Своих учеников и апостолов, дал им полную власть вязать и решить, отпущать грехи и держать, сказав: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут ра решена на небесех ( Мф.18:18 ). И паки: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся ( Ин.20:23 ). Он обещался с ними Сам пребывать до скончания века: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века: аминь ( Мф.28:20 ). Он дал им великое преимущество, a нам строго заповедал их слушать: слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя ( Лк.10:16 ). А ученики Христовы, святые апостолы, оставили по себе наследниками епископов, которые и доныне пребывают во Святой Христовой Восточной Церкви, и до скончания века пребывать в ней будут, по Христову неложному словеси. Только мы теперь от них отлучились и странствуем и погибаем вне Святой Восточной Соборной Апостольской Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

40 См. там же. – С. 304: «…таково именно было предание апостольское о сем предмете, так всегда веровала о сем Святая Кафолическая Церковь ». «Классифицирующее» мнение проф. Н. Д. Успенского таково: «Иногда православные богословы, которых никак нельзя обвинить в католических взглядах, просто в силу усвоенных ими сведений из учебников по догматическому богословию или по катехизису говорят как о всем понятной азбучной истине, что сущность хлеба вина претворяется в Тело Кровь Христовы, так что от этих элементов остаётся только их внешний вид или форма. Но это не азбучная истина, а заученные не до конца продуманные слова» (С. 135). 45 Архиепископ Черниговский Филарет. Православное догматическое богословие. – Часть I. – СПб., 1882. – С. 169. 49 И. Олесницкий. Символическое учение лютеран о таинстве Евхаристии несостоятельность этого учения. – Каменец–Подольск, 1894. – С. 169. 62 Деяния Совещания глав представителей Автокефальных Православных Церквей в Москве в 1948 году (далее – Деяния). – Т. ΙΙ. – С. 247. 74 Там же; см. также: прот. Н. И. Флоринский. Согласно ли с Евангелием действовал учил Лютер? – 6–е изд. – М., 1896. – С. 99–101. 94 Всеобщая история. – Под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. – Т. IV. – М., 1898. – С. 576, примечание. 165 Богословские труды. – 13. – М.: Издание Московского Патриархата, 1975–1976. – С. 137. Проф. Н. Д. Успенский полагает, что в чине Архиерейской присяги нашли отражение католические взгляды на святую Евхаристию, взгляды, которые он прямо глобально противопоставляет православным – в своём собственном понимании, естественно: «Православное богословие не может согласиться с римо–католическим учением о пресуществлении…» (С. 134). См. также примечание 398 на с. 133. 166 Цит. по: Архиепископ Харьковский Макарий. Православно–догматическое богословие. – Т. II. – СПб., 1857 (фототипическое издание Свято–Троицкого Ново–Голутвина монастыря, 1993). – С. 291. 167 По назидательным словам того же Известия учи­тельного Служебника, – во еже «како подобает» в благоговении пред «величеством сея пребожественныя Тайны» о священнодействии помышляти, – «иерей же диакон, литургисати хотяй, к сему всяко должен есть особне сие имети, еже изволити в предложении своем во славу Бога, в Троице Святей славимого, в честь всех святых, в небеснем раи веселящихся, в пользу же оставление грехов себе всем верным Божиим, на земли сущим в правоверии благочестно усопшым, за всех же особне живых усопших, молитвам его вручившихся, о благостоянии Святыя Соборныя Апостольския Восточныя Церкве литургию Божественную по уставу Господню и обычаю Церкве Святыя Восточныя, якоже тайну освящающую яко Жертву Бога умилостивляющую грехи очищающую, совершати, в нейже Дух Святый усты Его, по словеси Божественных словес: и сотвори убо хлеб в Тело Христово, вино (водою мало раствореное) в Кровь Его Божественную, преложив Духом Твоим Святым, на престоле предложéнныя истинно пресуществит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

«Вопрос: в коих вещех состоится и содержится Церкве Соборныя единомыслие? Ответ: в сих особно пяти вещех: в согласии православной веры, и в любви нелицемерне, и во учении правом, и в достоинстве употребления Святых Таин, и в чести и почитании святителей и пресвитеров. Сия суть пять первейшия вещи, прочия же по сих мощно исчитати». «Вопрос: какая нам есть потреба сего поучения о Соборной Церкви? Ответ: сея ради, яко да известно ведуще ю, в ней пребываем и спасени будем; зане кроме Церкви Божия нигдеже несть спасения. Якоже бо при потопе вси, елицы с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша; тако и в день судный вси, иже ныне в Церкви Святей не будут, тии в езеро оное огненное ввержени будут», и прочее. И на листе 395-м на обороте: «Сих же Таин аще кто по чину Святыя, Соборныя и Апостольския Церкви Восточной не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, онаго крайнего блаженства сподобитися не может» (до зде «Катехизис»). Книга же сия «Катехизис» напечатана от сотворения мира 7135-го, а от Рождества Христова 1627-го, при Московском Патриархе Филарете, который возведён на патриаршеский престол 1619-го года месяца июня 24-го святейшим Феофаном Патриархом Иерусалимским. Также неоднократно беспокоило меня представляемое обыкновенно так называемыми старообрядцами сие принятое ими из Соловецкой челобитной мнение, что Никон Патриарх и его ученицы православную веру похулили и весь церковный чин и устав порушили, и книги все перепечатали на свой разум, противно и развращённо» 26 . – Но с помощью Божией увидела я, что Никон Патриарх православную веру не хулил и книг на свой разум не перепечатывал, но с советом Вселенских Патриархов исправил некоторые речения с древних книг. Ибо и сам Иосиф Патриарх старание прилагал о исправлении книжном и видел в оном нужду; но смутными в России обстоятельствами и войнами, также и старостью был воспрепятствован и предварён смертью . О желании же его к сему служит доказательством предисловие «Кормчей книги» первого выхода, печатанной при нём, Иосифе Патриархе, и между прочим тако имеется: «Не туне убо мы, православный читателю, приидохом на сии словеса, но самовидцы есмы предиреченным; не могохом взирати на хуления богостудных человек и удержати я, яже восташа на церковные уставы наши и взаконение. Вина же сицевым никтоже, точию нерадение наше. Воззри убо, аще не леностен еси, обрящеши ли где праве списанную без всякаго порока в церквах святых книгу; обрящеши ли чин и последование по указанному святых и богоносных отец взаконению; обрящеши ли суд и отмщение в вещех церковных или строителя или начальника праве исправлюща слово истины и по чину вся бывающая в церкви? Но вем, яко не удобь обрести возможеши, не точию в соборных градских церквах, но ниже в епископиях, паче же ни в монастырех. Виждь убо, аще не плача достойна суть сия окаянная времена наша, в няже увы достигохом» (до зде от Предисловия).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

Подобным же образом великий собор утвердил и начатое Никоном исправление богослужебных книг, равно как и все другие его распоряжения по благоустройству общественного богослужения. «Испытывахом подробну, – сказано в свитке собора, – чрез многое время новоисправленныя и новопреводныя книги, и ничтоже стропотно или развращённо, или вере нашей православной противно в новоисправленных и новопреведённых книгах печатных обретохом, но всё согласно со старыми славяно-российскими и греческими харатейными книгами». Одобрив поэтому книги, «яко исправишася и преведошася, и напечаташася при Никоне патриархе , и после его отшествия, за благословением освящённаго собора», и утвердив православное учение о чтении символа без прилога «истиннаго», пении Аллилуйи трижды в ряд, о сложении перстов для крестного знамения, молитве Иисусовой и четвероконечном кресте, о сложении перстов для благословения народа и т.п., великий собор заключает своё определение о них так: «Сие наше соборное повеление и завещание ко всем чином православным предаём, и повелеваем всем неизменно хранити и покорятися святей восточной Церкви. Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас, и не покорится св. восточной Церкви, и сему освящённому собору, и начнёт прекословити и противлятися нам, и мы таковаго противника данною нам властию от св. и животворящаго Духа, аще будешь от освящённаго чина, извергаем и обнажаем его всякаго священнодействия и благодати, и проклятию предаём, аще же от мирскаго чина, отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Св. Духа, и проклятию и анафеме предаём, яко еретика и непокорника, и от православнаго всесочления и стада, и от Церкви Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дóндеже вразумится и возвратится в правду покаянием. Аще же кто не вразумится и не возвратится в правду покаянием, и пребудет в упрямстве своём до скончания своего, да будет и по смерти отлучён и не прощён, и часть его и душа с Иудою предателем, и с распеньшими Христа жидовы, и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса да разрушатся, и да растлятся; а той да будет не разрешён и не разрушен, и яко тимпан во веки веков. Аминь» 908 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Согласно чину Архиерейской присяги, православие коей проф. Н. Д. Успенским определённо отвергается 1 , – чем с безусловностью, как это само собой разумеется, подводится под сомнение каноничность правомочность тьмы тем отмеченных вековечной древностью, и нынешних святительских поставлений, кои ознаменованы держанием сего клятвенного вокабуляра, – Церковь «верует мудрствует совершатися в Божественной литургии пресуществлению Тела Крове Христовы на-итием и действием Святаго Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в словесех Богу Отцу молительных: сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, прело-жив Духом Твоим Святым» 2 . И посему, – согласно Известию учительному Служебника, – столь же древнего, как Присяга, столь же, выходит, неправославного, – «вещественне в ней Царь Творец всея видимыя невидимыя твари, Христос Бог человек, невидимо под видимыми хлеба вина виды в снедь верным предлежит истинно дается», «достойне служай причащаяйся Божественных Таин не точию оставление грехов получает, но освящения и благодати изрядныя сподобляется: приобщается бо Христу». По ведомым всем словам того же Известия учительного Служебника, – во еже «како подобает» в благоговении пред «величеством сея пребожественныя Тайны» о священнодействии помышляти, – «иерей же диакон, литургисати хотяй, к сему всяко должен есть особне сие имети, еже изволити в предложении своем во славу Бога, в Троице Святей славимого, в честь всех святых, в небеснем раи веселящихся, в пользу же оставление грехов себе всем верным Божиим, на земли сущим в правоверии благочестно усопшым, за всех же особне живых и усопших, молитвам его вручившихся, о благостоянии Святыя Соборныя Апостольския Восточныя Церкве литургию Божественную по уставу Господню и обычаю Церкве Святыя Восточныя, якоже тайну освящающую яко Жертву Бога умилостивляющую грехи очищающую, совершати, в нейже Дух Святый усты Его, по словеси Божественных словес: и сотвори убо хлеб в Тело Христово, и вино (водою мало раствореное) в Кровь Его Божественную, преложив Духом Твоим Святым, на престоле предложенныя истинно пресуществит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Так же ясно и положительно, говорим, выражаются эти начала в законах государственных, к Церкви относящихся. Император Петр великий, излагая свои мысли о учреждении св. Синода, в грамоте к восточным патриархам, писал: «оному же духовному святейшему Синоду определили мы, через учиненную инструкцию, дабы святую Церковь управляли во всем по догматом святыя православныя кафолическия Церкви восточного исповедания неотменно, и оные догматы имели бы за правило непогрешимое своего правления, в чем оные и присягою в святей соборней Церкви, целовашем святого креста и подписанием саморучным, себя обязали». 34 Сохранение учения и правил православно-кафолической Церкви входит в состав основных законов государства. Наши основные законы говорят: «первенствующая и господствующая вера в Российской империи есть христианская – православная, кафолическая, восточного исповедания». 35 По тем же законам, как император, престолом всероссийским обладающий, сам лично не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной, так, по сану своему и долгу, он есть верховный покровитель и защитник Церкви, блюститель её догматов и всего правоверия. 36 Далее о предупреждении и пресечении преступлений против веры наши законы говорят: «как рожденным в православной вере, так и обращенным к ней из других вер, запрещается отступать от неё и принимать иную веру, хотя бы и христианскую». 37 «Всякое малейшее помешательство Церкви православной в правилах её, в священнослужении, и всякое отвлечение от неё, строжайше запрещаются». 38 Законами «запрещается заводить или распространять между православными какие-либо ереси и расколы». 39 Эти же начала развиваются в подробных гражданских постановлениях об охранении православной Церкви, предупреждающих и пресекающих всякие преступления против нее, как например порицание православной веры, оскорбление святыни, нарушение церковного благочиния, несоблюдение в народе правил и постановлений православной Церкви, и т. д. Все эти узаконения занимают первое место в уставах нашего гражданского благочиния, и нарушения их судятся, как государственные преступления. 40 Те же начала строго охраняются в самом образе мыслей общества: ибо, по законам нашим, «произведения наук и искусств подвергаются запрещению, как скоро в них содержится что-либо клонящееся к поколебанию учения православной Церкви, её преданий и обрядов, или вообще истин и догматов христианской веры. 41 Даже кто откроет споры, противные православию, на того наши законы повелевают без суда налагать молчание. 42

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

восточной и великороссийской Церкви от архиереев и иереев совершается под видом хлеба тело Христово, а под видом вина кровь Христова, таковии да будут прокляти и анафема; проклинаю всех таковых, иже ныне не веруют и не исповедуют, яко во святей восточной и великороссийской Церкви от архиереев и иереев совершаются вся Св. седмь тайн и прочая их церковная действа; таковии да будут прокляти и анафема» (л. 8-й и протоколы 74 г. 389 стр.). После сих изречений стоят слова, приводимые раскольниками. – Ясно отсюда, что присягою проклинались те лица, кои, употребляя двоеперстие, сугубое аллилуиа и др. старые обряды, хулили п. Никона , за исправление книг, как еретика, – всех архиереев и священников православ. церкви именовали еретиками и не признавали святости совершаемых ими таинств, – уча о последних, что они, якобы, «не во спасение, но в погибель, аки скверну антихристов, подаваемыя» (См. Чин приятия от раск. 1720 г.). – Таковые люди достойно и праведно преданы проклятию. К единоверцам же клятва эта относиться не может потому, что единоверцы, глаголющие аллилуиа по дважды, изложенных в присяге раскольнических хулений на Церковь не имеют, – напротив Церковь признают православною и таинства ее спасительными, и самые обряды старые употребляют по благословению Церкви, – а что благословенно, за то Церковь – не проклинает. – Не право толкуют раскольники и ответ Синода на вопросы Златоустовского Архимандрита Антония. – Чтобы понять действительный смысл и значение этого ответа, необходимо принять во внимание и наставления, которые Синод дал Архимандриту Антонию, относительно обращения с раскольниками. В Синодальном ответе Антонию читаем: «спросить приходящего от раскола, о троеперстном сложении сумнящегося: како он о нашем и о своем сложении разумеет: средняя ли вещь есть, или догмат ? Аще догматом наречет, то должен доказать свое мнение от Св. писания, ветхозаветные, или новозаветных кни, тако же от важных соборов, или от преданий древних, т. е. от согласия многих древних учителей, чего он и ни кто же иный во веки не докажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Этими вопросами о соборе 1667 г., на котором присутствовали вместе с российскими и греческими архипастырями и российским патриархом Иоасафом два восточных патриарха, Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, и на котором было одобрено и утверждено соборне совершённое исправление богослужебных книг, – этими вопросами Неофит наносил Денисову сильное поражение. Ибо именуемые старообрядцы, если бы действительно следовали уважаемым ими старопечатным книгам, то по учению сих книг должны бы послушать гласа св. церкви, изречённого на сем соборе, так как о послушании св. церкви старопечатный Малый Катехизис в толковании на 9-й член символа веры (л. 25) учит их так: Вопрос. «Чесого четвертого научает сей артикул?» Ответ. «Учит того, дабы есмы святей церкви яко матери нашей всякое покорение и послушание во всем отдали по заповеди Христове, рекшего: аще не послушает кто свидетелей, повеждь церкви; аще же и церковь преслушает, буди ти яко язычник и мытарь. Имать церковь и сие достоинство от Христа, яко не токмо простых людей наказует, но и клириков, епископов же и архиепископов больших на соборе вселенском по винам их под запрещение влагати и отлучати, яко сама едина сущи столпом и утвержением истины. Имать же и писание святое толковати, и учители похваляти и прославляти». Соблюдая историческую правду, Денисов должен был сказать, что действительно был в России собор с восточными патриархами и голосом всей церкви одобрил исправление богослужебных книг, начатое при Никоне, а потому, следуя учению Катехизиса, должен был признать себя и обязанным последовать гласу церкви, изречённому на сем соборе, признать правильным одобренное на соборе книжное исправление. Но это значило бы для Денисова произнести приговор себе и всему расколу. И вот он уклоняется от тяжести вопроса. Признав, что был действительно собор в Москве с восточными патриархами, и как бы не зная сказанного в Катехизисе о повиновении церкви, он тщится оправдать своё неповиновение собору – говорит, что бывшие тогда в Москве патриархи на соборе «о новопривнесенных при Никоне новопреданиях свидетельств достоверных от святых Апостол и святых отец не засвидетельствоваша, чесо ради последующии древлеправославной церкви священнии яко соловецкии, тако и прочии отцы их тогда бывшему соборованию не удостоверишася: того ради и мы о таковом их свидетельстве о вере достоверства не имеем».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И он убо Боголюбезнейший Владыка Варлаам отселе да именуется Митрополит Киевский и Галицкий и Малыя России. Восприяв же в Церкви святей служение и степень достоинства сего, во всем должен есть совещание и покорение имети к нашей Мерности (яко в Господе сын возлюблен и сослужитель) и ко всем Восточныя Церкве Архиереем, и по преданию тоя и чину издревле преданному быти согласну, купночинну же и единомысленну; вперяющи же богоглагольная Священнейшего Евангелия и Святейших Апостол учения и Каноны Отцев Святых, утверждающие православную Веру Догматы, хранити тая во истиннейшее благочестие крепце, и Христианские народы онем научати; к сему постами к Богу упраздняющися и молитвами, чистыя руки нощию и днем ко Господу простирати, и за Пресветлую спасительную Державу от Бога просиявающих Благочестивейших Великих Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, и за весь их Царского Величества благословенный Дом, Благоверных Государынь Цариц, и Благородного Государя Царевича и Великого Князя Алексия Петровича и Благородных Государынь Царевен, и за все Христолюбивое благочестивых Христиан исполнение премилосердого Царя небесе и земли всетворшего усердно молити. Завеща бо о сем Богоизбраннейший сосуд Апостол Святый явственне сицевыми словесы: молю убо прежде всех творити моления, молитвы, прошения, благодарения о всех человецех, о Царех и всех во Власти сущих, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности, яко да вседержавный Монарха Господь Бог их Царское Величество увенчавый, споборая победительными благоденствии Богомудрую главу их присно венчая на многшая лета, и множайше на враги возвышшит песнопениями, блюдя и сохраняя непреемствен венец их во всего Мира спасение и благошествие. Понеже священных молитвы, яко некия котвы, Царскую Державу утверждают и варвароплеменные языки покоряют, народы ими упокоеваются, еретические же мглы и наветы от оных удоб разоряются всеконечне. Отшедшу ему в Богопорученную Паству, власть имея Святых Апостолов вязати и решити и хиротонисати, духовно тую и правильно во всей той Киевской Епархии, во градех и селех, да научает мудрости, целомудрию, правде и мужеству, яко ведущ мудростне измлада Священная Писмена, и храмы святыя, Епископии, монастыри же и всякия принадлежащия вещи да назирает в сличество и благолепие Церковное, бодренно же, яко истинный Пастырь, оному Христоименитому народу от стражи утренния до дне смерти своея, в слово Господне уповая (еже рече): не имам тебе оставити, – да стяжет прирадение во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И чтоб тебе о том против моего писания к великому государю и всему освященному собору возвестить. И то ты, чернец, забыв Священное Евангелское приточное наказание фарисейское, паки и другое о малом сучце во очеси брата и в своем глазе берна не чуеши: Изми первие берно изо очесе твоего и потом да уразумееши и братни сучиы Забыл еси то, как ты в Александрове монастыре на кобыле пахивал? И ныне содомиты полн двор твой, и зде нарицаешь каменные стены церковию: оба полы полны содомитов, горши всякия ереси, ибо всякой ереси Бог терпит, Содому и Гомору не к тому, но огнем и камением горящим всю они землю погубил и и курение дыма оного и до днесь курится во страх то всем творящим. очисти первее внутреная сткляницы и блюду, да и внешняя тебе будуть Мню,//(л. 153) яко мало чтеши Священного Писания и разумевши. Церковь бо не стены каменныя и древяныя, но закон и собрание благочестивых людей, якоже и во Священном Писании Павел апостол писал в посланиих своих разным Церквам, и святый апостол Иоан Богослов во Апоколепсисе разным же Церквам: не зданию и стенам сущим, но собрание множество народа, веровшим Христу Богу нашему. и Сила, в темнице молящеся, получиша во церкви моляшеся, вы же на сонмищи своем лукавом лета 7176 (1667)-го году выдали со Служебником нашего переводу з греческого изложение свое треклятое, ему же начало: «Во имени великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и прочее. А на конце тех заповедей своих счинили клятву соборную сим образом: «Сие наше соборное веление» и прочее. И таковые клятвы страшные от века несть слышано ни в котором писании, от нея же никому возможно есть Пишете: «Во имени великаго Бога и Спаса нашего Иисус Христа соборне заповедуем всем вам, архимандритом и игуменом, и всем монахом, протопопом, и старостам поповским, и всем священником местным и неместным, клириком же, и всякому чину православным християном, великим и малым, мужем и женам, и повелеваем покарятися во всем без всякого сумнения и прекословия святей восточней и апостольстей церкви//(л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010