Государю в винах своих добили челом и святей восточней, соборней и апостольской церкви покорились и новоисправленных печатных книг слушают. И в нынешнем же, Государь, во 182 году маия в 6 день, в твоей Вел. Государя Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца грамоте из Новогородцкаго приказу за приписью дьяка Степана Полкова, писано ко мне, холопу твоему, что ты Вел. Государь, по своему Государскому милосердому разсмотрению, тех Соловецких мятежников Фадку Бородина с товарыщи в винах их пожаловал; а до остальных Соловецких мятежников, которые отдят в Сумском в тюрмах в своем упорстве и непокорении и прекословии велено мне, холопу твоему, наговаривать и от непокорения в послушание приводить, чтоб они в познание пришли и от мятежу престали и твоей бы Государевой милости к себе поискали и в винах своих тебе Вел. Государю добили ж бы челом и святей восточней, соборней и апостольской церкви покорились, и я, холоп твой, тех мятежников из тюрем призывал в приказную избу, по многие времена и их наговаривал, чтоб они в познание пришли и от мятежу своего престали и тебе Вел. Государю в винах своих добили челом и святей восточней, соборней и апостольской церкви покорились, и достальные, Государь, мятежники, которые сидели в тюрмах Соловецкаго монастыря, келарь-старец Озарей, да соборной старец Герман, да к мятежу заводчик же служка Елизарко Алексеев, да с ними чернцов и бельцов тринадцать человек и всех шестнадцать человек, видя твою Вел. Государя премногую милость над Фадюшкою Бородиным с товарыщи и в винах их пощаду, тебе Вел. Государю в винах своих все добили ж челом и святей восточней, соборней и апостольской церкви покорились и новоисправленных печатных книг слушают и в сложении руки тремя персты крест на себе воображают и на исповеди у отцов духовных были и я, холоп твой, того келаря и соборнаго старца и товарищей их чернцов и бельцов до твоего Вел. Государя указу отдал в Сумском Соловецкаго монастыря соборному старцу Игнатию; а как, Государь, морской путь очиститца и я, холоп твой, по твоему Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Не видим телесне Христа Господа, верою же несумненно зрим Его всюду, и на небеси седяща Отцу, и на земли в Церкви своей святей обитающа, по Давиду: Господь в Церкви святей своей ( Пс.10:10 ), и посреде всех своих верных рабов жительствующа: Бог посреде людей своих, и комуждо особь присутствующа: предзрех, рече, Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Пс.15:8 ) 228 . 3) Господь в Церкве святей своей, в Церкве святей, Апостольской, правоверной, от конец до конец вселенныя сущей, аще же и озлобляемой и утесняемой, терзаемой, обаче не преодолеваемой, еяже и адовы врата не одолеют, – в ней есть Господь, и удаляющимся от нея несть спасения 229 . β) Даровавши ей постоянного руководителя – Всесвятаго Духа 1) Постави некогда Бог Херувима близ рая с пламенным оружием хранити путь древа жизни. Раем нарицается и Церковь матерь наша: читаем бо в книзе Бытия: яко насади Бог рай на востоце ( Быт.1:8 ). Тако и Церковь святая истинная есть восточная, юже хранить Дух Святый тако, якоже глаголет Псаломник: не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля ( Пс.120:4 ). 2) От Него суть все даря, сияющии в Церкви, или во Пророцех, или во Апотолех, или в мученицех, или в инех киих – либо удех обретаемии. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисеи и в судиях седмидесятих, Дух крепости во Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и Богобоязливом Симеоне: всяко от Него вси дары благодати происходят. Чесо рад Дух благий, Дух правый, Дух, владычествующий именуем есть… От сошествия Святаго Духа Церковь святая, матерь наша, процвете яко древо в различная листвия, сиречь, в различные лики праведных, ово в девственники, ово во учители, в мученики, исповедники, в преподобныя и в пустынники, о чесом давно Осия пророчествовал: процветут яко цвет, и прострет корение свое яко дубрава, и будет яко маслина плодовита ( Ос.5:6–7 ) 230 . γ) И учредивши в ней видимых вождей ко спасению – пастырей и учителей

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Да в прошлом 720-м году поимана в Москве Ветковская старица Феодулия, которая, будучи в том раскольстве, с духовниками их раскольническими, с Леонтием и Киприяном, и с мирскими людьми жила блудно, и одного младенца, от неё рождённого, бросила в нужник, и дву женок при смерти исповедовала, а ныне обратилась к Святей Восточной Церкви и показала в Москве, в Калуге и во Ржеве Володимирове многих раскольников, из которых уже многие сысканы и расспрашиваны, и из них иные обратились ко Святей Церкви, а другие остались в прежней своей раскольнической прелести, а других по извету её сыскивая, следую, но не токмо оных противников показала, но и вяще оных мнимый их раскольнический патриарх, каторжный утеклец распопа Аврамий, которые ныне в Санкт-Питербурхе, изыскан по её же объявлению, и с оною старицею что чинить? Резолюция. О оной старице о резолюции писать в доклад Царскому Пресветлому Величествию из Правительствующего Духовного Синода. По извету оной же старицы Феодулии взяты в Приказ Церковных Дел Можайского уезду вотчины светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова села Пречистова поп Иван Васильев, да вотчины князя Василья Долгорукова села Дровнина поп Иван Якимов , которые до поставления во священство были в раскольнической прелести, и, будучи в том раскольстве, перекрещеваны их раскольническим попом Леонтием, о чём и сами оные попы допросами показали, что они, покаяния ко Святей Церкви не принесши и при поставлении во священство о том отступльстве от Святыя Церкви духовникам своим не объявивши, посвящены в попы, а ныне они в том противстве будто не содержатся, и с оными попами что чинить? Резолюция. Оных попов со обстоятельными из дела об них выписками прислать в Правительствующий Духовный Синод под крепким караулом. По извету помянутого попа Ивана Васильева приведён в Приказ Церковных Дел из Можайских лесов бывшего начального раскольнического учителя Досифея ученик его, старец Урван, который в том раскольстве содержится исконно, и ко Святей Церкви не обращается, и святейшего патриарха Никона называет еретиком, а помянутого Досифея и другого своего такого ж наставника Филарета поставляет за святых, у него ж взято таинство дарник и просфоры крошеные оного ж Досифея, о котором раскольники допросами показуют, что ещё и доднесь они таинство имеют у себя его, Досифеево, которое совершалось им, и по особливому письму, которое взято у записного раскольщика Ивана Яковлева, объявлено, что того таинства ещё будет на 5000 лет 100 человекам без нужды, и со оным старцем Урваном что чинить? Резолюция.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот же сюжет патриарх Никон вспоминал и в письме к царю Алексею Михайловичу в 1671 г. См.: 7. Примечания. Л. 203. Да вы же на сонмищи своем лукавом... от нея же никому возможно есть оправдитися. – Речь идет об издании Служебника с соборным свитком, которое было осуществлено на московском Печатном дворе в ноябре 1667 г. По благословению вселенских патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, патриарха Иосифа Московского и всея Руси и Собора патриархов была создана новая редакция (перевод) Служебника – Горбунова, Лукьянова 2003, 153 – 157. Текст Соборного свитка помещен на л. 1 – 17 об. (в конце сборника; имеет собственную пагинацию). Патриарх Никон приводит начало той части свитка, где находится «Изречение общее» (л. 4 об. – 7) – соборная речь восточных (александрийского Паисия, антиохийского Макария) и московского патриарха Иоасафа; ср.: «Во имени великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа соборне заповедуем всем вам, архимандритом и игуменом, и всем монахом, протопопом, и старостам поповским, и всем священником местным и неместным, клириком же, и всякому чину православным христианом, великим и малым, мужем и женам, и повелеваем покарятися во всем без всякаго сумнения и прекословия святей восточней и апостолстей церкви Христове. Архимандрити же и игумени да научают братию свою в монастырех, протопопы и старосты поповския и попы местные и неместныя, местнии же, священницы кииждо во своем приходе прихожан, и кииждо священник вся своя дети духовныя, мужи и жены и отроки, да научат по часту во всех церквах и наедине, да бы покорялись вси во всем без всякого сумнения святей восточней церкви...»(л. 4 об.). Патриарх Никон обращается и к «клятве соборной», в которой содержатся предостережения для тех, кто не будет повиноваться соборному «завещанию» (л. 6 – 7); ср.: «Сие наше соборное повеление и завещание ко всем вышереченным чином православным предаем (на поле испр. на ,,заповедуем“) и повелеваем всем неизменно хранити и покарятися святей Восточней Церкви...» (л. 6). Л. 155 «Не слышателие от закона оправдятся, но хранителие закона – сии оправдятся». – Рим. 2:13 . «Моляися со отлученными сам такожде да отлучен будет». – Правило 10-е Святых Апостолов без толкования; ср.: «Правило 10. Моляися со отлучеными, сам такожде да отлучен будем. Толкование. Аще кто молится с еретики в церкви, или в дому со отлучеными от церкве, сам такожде да отлучен будем» – Кормчая 1653, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Аще который иерей ныне во святей Церкви отслужит святую литургию, по старопечатным служебникам, на седьми просфорах, будет ли пречистое Тело и Кровь Христова, или ни“? о. Шалкинский сказал: „Старообрядцы нашу православную Церковь обыкновенно называют никонианской, господствующей, великороссийской и под., но святой Церковью назвать её они никогда не решатся. Поэтому слова вопроса: „аще который иерей во святей церкви отслужит святую литургию“ показывают, что вопросители имели в виду беглых попов, совершающих богослужение для отделившихся от Церкви старообрядцев. Так этот вопрос и понял преосвященный Питирим. «Аще которые попы, – отвечает он старообрядцам, – невежди суще, вами прельщении, и весьма развращеннии, ныне дерзнут тако служити, противящеся восточней и великороссийстей Церкви, и вышепомяненной клятве, таковии суть прокляти и отлучены и извержени и весьма священнослужения обнажени. И от таковых, собором проклятых, и изверженных, и священства обнаженных, не может быти сущее св. Тело Христово, и Кровь Христова, весьма“. Неужели вы будете несогласны, что от изверженного священника, по каким бы он книгам ни служил, не может быть совершения св. таинств? Раз священника лишили сана, он становится простецом. А если простец отслужит по иосифовскому служебнику литургию, разве это служение будет законно? А о таких-то простецах, – каковы все беглые изверженные попы, бывшие у вас до беглого митр. Амвросия, – преосв. Питирим и говорит. В 201 вопросе те же старообрядцы, между прочим, спрашивали Питирима: „аще кто по таковым книгам, несогласующимся нынешним новопечатным книгам московским, всякое церковное дело имать совершати, каковой вине церковной будет подлежати“? Преосвящ. Питирим отвечает: „Аще кто по оным книгам отправляет церковное служение, не противяся святей, восточней и великороссийстей Церкви, ниже укоряя ю в чем, ниже не непокоряяся ей в чесом, таковый имеет надежду своего спасения, при правой вере, и при добром житии, по заповедям Божиим“. Следовательно, и преосвященный Питирим не учил, что нельзя православному сыну св. Церкви молиться двуперстно и служить по старопечатным книгам. Нет, он говорит, что двуперстие „и ныне пребывающим в православии не в погибель, но во спасение“, что употребляющие старопечатные книги в единении с св. Церковью имеют надежду своего спасения“. Кто же, в таком случае, подлежит клятве? „Кто противяся св. восточней и великороссийстей Церкви, и не покорялся её пастырем, ещё же укоряя ругательне новопечатные книги, таковый аще в лице Церкви явится, и о таковых не покается, воистину отлучению от святые Церкве, и от св. тайн подлежит, и спасения таковый весьма безнадежен: и аще Церкви о том не подчинится и преслушает ю, погибнет во веки“ (Пращица л. 336 об.). (Екатериносл. епар. ведом. 8 стр. 184–185).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх велел отпустить арестованных. Тогда Неронов говорил Никону: «Святитель, будет ли у тебя мучеником тем воздаяние, их же мучил еси туне?» И патриарх рек: «Изволи-де, старец, звати их с нами хлеба ясть». И старец ему рек: «Да где их, бедных, собрать? они ради, от тебя ушодчи!» Или, например, в самом Успенском соборе между Никоном и Нероновым происходили такие сцены: Никон за всенощной приказывает четверить аллилуию. Этим возмущается Неронов, который начинает говорить патриарху: «До чего тебе, патриарх, домутить Росиею? С кем ты советывал, и какое свидетельство произносиш четвериш аллилуия? У нас, в Велицей Росии, преподобный Евфросин псковский много трудився, сниская о сих, и у вселенских патриарх был, вопрошая о вещи сей, и яко же предаша ему тии, сице и той зде в Велицей Росии нам предложи. Бог же забвению труды его не преда, но знаменьми и чудесы прослави его, якоже и прочих великих святых». И патриарх рече: «Вор-де, б... с... Евфросин!» И Григорий рече: «Как тако- —228— вая дерзость, и как хулу на святых вещаешь? – услышит Бог и смирит тя» 174 . Из приведенных речей Неронова, с какими он обращался к Никону во время и после примирения, с очевидностью следует, что Неронов в действительности примирялся вовсе не лично с Никоном, а с церковью. И ранее, восставая и борясь с Никоном, Неронов в то же время никогда не восставал против церкви, никогда не думал отделяться от нее ради Никона, никогда не допускал, чтобы ради неприемлемых церковных действий Никона русская церковь что-либо потеряла в своем православии. Поэтому он, не смотря на все проклятия Никона, всегда считал себя истинным и действительным членом церкви. Примиряясь с Никоном, он только хотел, чтобы с него снята была та соборная клятва, какую на него положил вселенский антиохийский патриарх Макарий, которому Никон неверно представил Неронова, как врага и порицателя вселенских восточных патриархов. Когда Никон, воссоединяя с церковью Неронова и снимая с него соборную клятву, спросил его; «Старец Григорий, приобщавшилися святей, соборней и апостольской церкви?» то Неронов с негодованием ответил: «Не вем, яже глаголеши; аз убо никогда отлучен был от святые соборные и апостольския церкви, и собору на меня никакова не бывало, и прения моего, и раздору церковного, ни с кем нет. Прекословия же о святей Троице, или пресечения, или умаления есмь чужд; апостольских преданий несмь разоритель, но Отца и Сына и Святого Духа, в Троице единого Бога, исповедую и славлю, единосущна и нераздельна и несмесна. А что ты на меня клятву положил своею дерзостию, по страсти своей, гневаяся, что я тебе о той же святой, соборной и апостольской церкви правду говорил: так ты и черниговского протопопа Михайла проклял дерзостно, и скуфью с него снял... И патриарх старцу Григорию ничтоже отвещав, точию, плача зело, начат разрешительные молитвы говорить. Такоже и Григорий плака довольно, донележе скончаны быта молитвы. И по разрешении причастися старец святей доре от патриарховы руки». Что примирение —229—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все указания относительно настоящего перевода и издания будут приняты нами с благодарностью. Святой город Иерусалим. 10 февраля 1937 г. Св. священномученика Харалампия. Поставляется на среде храма амвон, подобный амвону, на нем же стоит архиерей в начале Божественной литургии святого Иоанна Златоуста или Василия Великого , и на сем амвоне поставляется аналогий, зря к западу. Если служит архиерей, поставляются седалища на амвоне, одно посередине архиерееви, таже по обою страну, ступенью ниже, седалища пресвитером, вси зряще к западу, восточнее аналогия. Приспевшу времени Божественныя службы, приходит архиерей (или иерей, аще архиерей не литургисает) с хотящими сослужити ему пресвитерами и диаконами и вошедши в храм целует святые иконы ничтоже глаголя, и входит во святый олтарь северной дверью. Сотворив поклонение святей трапезе, облачаются вси во вся священныя одежды. Диакони же препоясуются орарями своими и тако пребывают во все время службы. Святитель же саккос не облачает, но вместо него пресвитерский фелонь и поверх него омофорий великий, его же не отлагает во все время Божественной службы. Такожде ни крест ниже енколпион одевает, ниже митры. Ведомо буди, яко дикирий с трикирием и орлецы не потребны суть на литургии святого Апостола Иакова, точию пастырский жезл архиереев и той без плата, сиречь, сулка. И полагаются на святей трапезе со Святым Евангелием по обою страну его книги Божественных Писаний: едина книга писаний апостольских, иная книга писаний пророческих. Егда же облачатся все, отходит один из пресвитеров в предложение и приуготовляет святый дискос и святый потир, таже ничтоже глаголя изымает из просфоры агнец, якоже обычно есть на литургии златоустовой, точию не приглаголет ничесоже. Таже вливает вино во святый потир и растворяет е водой по обычаю, паки ничтоже глаголя. И так скончав приуготовление, не покрыв сосуды, отходит к святей трапезе. Ведомо же буди, яко в Закинфе покрывают сосуды обычно, ничто же глаголя. Диаконы же изыдут из святаго олтаря и станут на солее по обою страну святых дверей, два два, зря к народу, сиречь, к западу. Аще един служит диакон, делает такожде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Оного старца Урвана со обстоятельною выпискою прислать в Правительствующий Духовный Синод под крепким же караулом. По извету ж Нижегородского старца Иосифа Грешилова приведены в Приказ Церковных Дел из Керженских лесов пять стариц: Антонида, Улея, Анна, Ефросиния, Матрёна, да трудник Василий Михайлов, которых поймал он от Москвы в тридцати верстах с воровским пропуском, и оные старицы в расспросах винились, что они в Нижнем записались за раскол под двойной платёж и, не хотя того платежа платить, бежали за рубеж на Ветку, и взято у них таинство помянутого же Досифея, а ныне оные старицы обратились ко Святей Церкви, и с оными старицами и с трудником и впредь с таковыми ж, которые в поимке будут и обратятся ко Святей Церкви, что чинить, и в монастыри их отсылать ли, и в которые именно? А в Московских монастырях содержать их невозможно, понеже могут оные из тех монастырей уйтить и умножить паче прежнего ту свою раскольническую прелесть, но уже ныне есть и в утечке таковая ж раскольническая Керженская старица, которая по обращении ко Святей Церкви отослана была в Стращной девич монастырь и из того монастыря бежала. А помянутые старицы до указу по приговору бригадира и Московского вице-губернатора Ивана Лукича Воейкова посланы под начал в Переславль-Залесский в Фёдоровский да в Александрову слободу в Успенский девичи монастыри. Резолюция. О помянутых старицах взять тех монастырей, в которые они сосланы, от наставниц за руками ведомости со объявлением за неправду штрафа, подлинно ль те старицы от раскольнической прелести к православной Восточной Церкви обратились, и ежели суще обратились, то тамо содержать их в монастырских трудах, в работе, даже до смерти, а буде явятся под видом лукавства якобы во благочестии, а суще от той раскольнической прелести не отлучились, также и впредь буде такие сысканы будут, в Правительствующий Духовный Синод о таковых писать, а их держать под крепким караулом. В прошлом же 720-м году отправлен был из Приказу Церковных Дел в Калугу священник Никифор Михайлов для исследования церковного благочиния и забрания о духовенстве росписей у тамошних попов, и по изыскиванию его явились за Калугою в пяти верстах на бору раскольнические кладбища, в которых по осмотру того священника явились погребены многие старцы и старицы, знатно и живые, понеже у них руки и ноги связаны, и на устах подушки, и сандалии и чулки с ног сбиты, из которых тамошние жители именуют за святого погребённого в тех кладбищах старца Феофана и поют по нём панихиды, и многие того града жители являют себя под видом благочестия, укрывая своё раскольство, а по всему видно едва ль не вси раскольщики, потому что о исповеди своей приходским попам не объявляют, и оные попы о таковых противниках, кто в церковь не ходит, не объявляют же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из приведенных речей Неронова, с какими он обращался к Никону во время и после примирения, с очевидностью следует, что Неронов в действительности примирялся вовсе не лично с Никоном, а с церковью. И ранее, восставая и борясь с Никоном, Неронов в то же время никогда не восставал против церкви, никогда не думал отделяться от нее ради Никона, никогда не допускал, чтобы ради неприемлемых церковных действий Никона русская церковь что-либо потеряла в своем православии. Поэтому он, несмотря на все проклятия Никона, всегда считал себя истинным и действительным членом церкви. Примиряясь с Никоном, он только хотел, чтобы с него снята была та соборная клятва, какую на него положил вселенский антиохийский патриарх Макарий, которому Никон неверно представил Неронова, как врага и порицателя вселенских восточных патриархов. Когда Никон, воссоединяя с церковью Неронова и снимая с него соборную клятву, спросил его; «Старец Григорий, приобщаещи ли ся святей, соборней и апостольской церкви?» то Неронов с негодованием ответил: «Не вем, яже глаголеши; аз убо никогда отлучен был от святые соборные и апостольския церкви, и собору на меня никакова не бывало, и прения моего, и раздору церковного, ни с кем нет. Прекословия же о святей Троице, или пресечения, или умаления есмь чужд; апостольских преданий несмь разоритель, но Отца и Сына и Святого Духа, в Троице единого Бога, исповедую и славлю, единосущна и нераздельна и несмесна. А что ты на меня клятву положил своею дерзостию, по страсти своей, гневаяся, что я тебе о той же святой, соборной и апостольской церкви правду говорил: так ты и черниговского протопопа Михайла проклял дерзостно, и скуфью с него снял… И патриарх старцу Григорию ничтоже отвещав, точию, плача зело, начат разрешительные молитвы говорить. Такоже и Григорий плака довольно, донележе скончаны быта молитвы. И по разрешении причастися старец святей доре от патриарховы руки». Что примирение Неронова было примирением только с церковью, а не лично с Никоном, что и непосредственно по примирении, и всегда после, Неронов по-прежнему относился лично к Никону враждебно, по-прежнему желал и добивался его удаления с патриаршей кафедры, на это имеются неоспоримые данные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

150 Еретицы жертвенников не имеют; и егда в церквах христианских пребывают, раззоряют. И жертвы животнаго хлеба не закалают, и хлеба незлобиваго агнца Пречистаго Тела, и вина Честныя Крове Христовы в жертву не приносят. 151 Еретики же, глаголем, быти всех непричащающихся священий от священников во Святей Божией Церкви. 152 Вопрос. Почему познати еретики? Ответ. Дел ради сих, аще не имеют истиннаго пристанища, рекше Святыя Апостольския Церкве. Аще не призываеми входят в чин учительства, и учат не тако. Аще противляются учению Церкве Христовы, яже есть утверждение и столп правды и истины 153 . Плод же жития их и права, отпадение от веры и отлучение от Соборныя и Апостольския Церкве, прение между ими, имена их от учителей новых. По сему писанию познати еретики. 154 Церковь Соборная ни единаго от человек имать нарицание себе, дабы мы Святей Церкви, яко Матери нашей, всякое покорение и послушание во всем отдавали, по заповеди Христа, рекшаго, аще не послушает кто свидетелей, повеждь Церкви; аще же и Церковь преслушает, буди ти яко же язычник и мытарь 155 . Преподобный Иосиф Волоколамский написал сице 156 : Идеже Церковь , тамо и вера, а идеже несть Церкве, тамо и веры несть, понеже вера с Церковию не разделяется. Святой Кирилл Александрийский пишет сице 157 : Удаляющиися Церкви Божией и причастия Святых Таин, врази Божии бывают и бесом друзи. Святой Иоанн Златоустый говорит о раскольниках 158 : «Чесо ради не суть с нами? Един Господь, едина вера, едино крещение. Аще же тех, т. е. у раскольников, добре суть, то наша зле, аще же наша добре, то оных зле. Младенцы, рече, влающеся и скитающеся всяким ветром. Непщуете ли сие довлети, рцы ми, еже глаголати, яко православни суть, а яже рукоположения изчезают и погибают, и кая польза есть иных, сему не сущу опасну? Якоже за веру, тако и за сие ратоватися подобает 159 . Сего ради и засвидетельствую, яко от еже в ересь впасти, еже Церковь раздрати не меншее есть зло». До зде Златоуст. § 4 Вопрос Сочинитель книги, именуемой О правой вере 160 , той книги, в тридесятой главе написал следующее: «Темже всегда в памяти своей нам всем православным подобает имети прежде бывшия вины, и сему внимати, яко по тысящи лет от воплощения Божия Слова Рим отпаде со всеми западными странами от Восточныя Церкве 161 . В пятьсот девяносто пятое лето по тясящи жителие в Малой России к Римскому костелу 162 приступили, и на все воли Римскаго папы заручную грамоту дали ему. Се второе оторвание христиан от Восточныя Церкве». (Оберегая же сие пишет): «Егда исполнится 1666 лето, да не чтобы от преждебывших вин зло некаково не пострадати и нам?» До зде словеса писателя книги Веры. – В предосторожность правоверных написаны слова сии, чтобы не отступить, якоже римлянам и полякам, от Восточной Церкви. – Чрез сие не предсказал ли он какового-либо впредь кому отпадения, т. е. отлучения от Восточной Церкви? Ответ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010