Существует практика (ср.: Печерская Минея. Киев, 2007. Ч. 1. С. 356–370; Ч. 2. С. 378–392), согласно которой на «Господи, воззвах» вседневной вечерни (кроме среды и пятницы) поется Богородичен по гласу «Славы» из Октоиха, из цикла стихир на «Господи, воззвах» службы соответствующего дня. Такая практика позволяет избежать пения на «Господи, воззвах» Богородична стиховных стихир Октоиха (из приложения Минеи или из Ирмология), а также повторения на вечерне одного и того же Богородична в случае, если славник Минеи на «Господи, воззвах» поется на тот же глас, что и славник стиховных стихир. 3 В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне – 18-я. Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы. В предпразднство и попразднство Сретения Господня на утрене читаются две кафизмы, а на вечерне – рядовая. 4 Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни). 5 Ср.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 212–213. 6 Далее в «Богослужебных указаниях» о входном песнопении, Трисвятом, заупокойной ектении и «Достойно есть...» не упоминается, кроме особых случаев. Особенности пения тропарей и кондаков по входе (в седмичные дни при совершении службы Октоиха) в храме Предтечи во вторник и в храме апостолов или свт. Николая в четверг также не оговариваются. 7 «Во святей Литургии отпуст тойже, якоже и на утрени: воспоминает же и святаго, егоже бывает Литургия, Златоустаго, или Василия Великаго... А во всю седмицу на святей Литургии бывают отпусты, якоже предписася на вечерни и на утрени по днем: точию прилагается и святаго имя, егоже есть Литургия...» (Служебник, «Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкве»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-29/

Над всеми же сими явный образ и ясно свидетельство треперстнаго знамения крестнаго от святых апостол творимаго, и святей церкви преданнаго, есть десная рука святаго апостола Андрея первозваннаго в соборной патриаршей церкви на Москве сущая, три персты первыя сложены вместе имущая, два же последний к длани пригбены. Яже явственно аки жива сущи показует и учит всех правоверных, яко несумненно подобает треми первыми равными персты по образу тройческому во имя Отца и Сына и Святаго Духа знамение креста святаго творити, которое апостольское и святых отец учение и предание и великий собор в Цареграде от святейшаго патриарха Паисия собранный в лето 7162-е (1654 г. – Ред.), осмьдесят архиереев, такожде и на Москве бывше святейшие патриархи вселенстии Паисий александрийский и Макарий антиохийский, с прочими архиереи греческими и великороссийскими в лето 7164, при благочестивейшем государе царе и великом князе Алексии Михайловиче всеа России, соборне засвидетельствоваша и утвердиша, яко треперстное креста святаго знамение есть от святых апостол и от святых отец преданное, и в церкви святей соборней, Восточней апостольстей, сначала веры от всех повсюду православных народов даже до днесь держимое, и творимое. А иже тако по-апостольскому и святых отец преданию треми первыми персты не крестятся, а крестятся по-арменски двема персты и в том не каются, но упрямствуют, сицевых вечному проклятию предаша. Сим убо предреченных и прочиих святых апостол и святых отец свидетельствам и учениям неверующий, и знамение креста святаго во имя святыя Троицы, треми первыми равными персты не творящии, суще о том от святыя соборныя церкви извещаваемы и увещаваемы, но последующий проклятым арианом и арменом, и по их зловерию болший палец с двема последними меншими верхний же со средним слагающий и тако двема, или паче всеми пятма персты знаменующийся, не хотящий же весьма того еретическаго арианскаго и арменскаго знамения отрещися, се же от единой злобы и упрямства своего, а не от невежества делающий; такожде и сотворивый подлог в предреченной книзе Кирилла иерусалимскаго и в прочих о сложении перстов на то помянутое армейское знамение крестное и тем возмутил православный великороссийский народ, за сия вся своя противности и возмущения вси противницы и возмутители да будут прокляти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аще ли из сих что оскудеет, всячески в наборе том погрешит. Но сие несть достойно гаждения; ибо в конце печатных книг многажды о погрешностях просьба прощения полагается, да идеже что от недознания или от недозрения содеяся, да оставится в том, глаголюще, яко и вы тоею же немощию обложени есте, и в чем недостаточно, исправите, а не клените. Премудрый же Максим Грек всякое писание от трех неких свойств изрядне за достоверное познавати повелевает: 1-е аще убо от благовернаго и Соборней Церкви знаема и знаменитаго списателя сложено быть; 2-е аще по всему согласует, якоже пред речеся, догматом и преданием; 3-е аще что само к себе по всему согласует, а нигдеже разликует» 28 . И ниже: «Суть же и печатнии книги между собою в нечесом несогласие имеют: убо по сему должно познавать, яко елика справщики возмогоша исправити, сия исправиша, а не в возможном оставиша Святей Церкви благосоветно исправляти». Сие должно внимательно рассмотреть, что поморский сей сочинитель пишет, сказует бо, яко оставлено Святей Церкви исправляти, – и сие он справедливо написал; ибо Святая Церковь Российская с согласием всех вселенских патриархов книги исправи. Следовательно, и служат в ней не по новым, а по старым, но только исправленным книгам. Увидела я также и в древних книгах, что имеется имя Христа Спасителя, писано и печатано тако: как то в Евангелии, называемом Остромирово 29 , которому прошло 776 лет, как оно написано. В Библии Острожской, печатанной 1581-го года, по-гречески Ιησο Χριςο. В «Беседах на Деяния» и в «Беседах на 14 Посланий апостольских», изданных Захарией Копыстенским, архимандритом Киево-Печерским, во многих местах напечатано В Служебнике кир Петра Могилы митрополита Киевского, Галицкого и всея России, напечатанном 1639 года, во время патриаршества Иоасафа первого, такоже И в иных многих книгах беспристрастный испытатель возможет обрести писано и печатано О служении же на пяти просфорах увидела я в Служебнике сербском, печатанном 1554 года, и в «Номоканоне», печатанном в святой общежительной Лавре Печерской Киевской 1624 года, во время патриаршества Филарета Никитича; в Служебнике, печатанном прежде ещё Иосифа Патриарха, российской печати, в коем напечатано есть и так: Бе оцысти мя грешнаго, тоже повелено служить на пяти просфорах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

    Чин пасхальной утрени, совершаемый ныне в Великой церкви в Царьграде: «Во время 4 песни (т. е. полунощницы, которой нет по вышеприведенным студийским уставам) входит патриарх в олтарь и облачается во все архиерейские одежды со св. архиереями. По 9 песни в олтаре Трисвятое, тропарь: егда снисшел еси, ектения и отпуст. Потом исходят из олтаря поюще: Воскресение Твое Христе Спасе, и сие поется, доколе достигнем до определенного места; тогда великий архидиакон возглашает: и осподобитися нам слышанию... и патриарх читает св. евангелие от Матфея: в вечер субботный свитающи; потом: Слава святей и единосущней и Христос воскресе со стихами и эктениявеликая и поется канон от св. архиереев и входим в храм, потом катавасия» и прочая по иерусалимскому уставу, как теперь у нас, без чтения, без Слава в вышних. Поелику многие из христиан не исходят из храма, то остающийся внутри храма один архиерей совершает ту же службу в храме.     Обратимся к типографскому уставу. Литургия в Пасху. Вся божественная литургия в великую неделю без антифон внутрь божественного алтаря от попов стваряется: прокимен и апостол и аллилуия; евангелие чтется от игумена, близ престола стоя, двема диаконама обе полы поддержащема... По миновении великие недели не внутрь алтаря к тому прокимен и апостол и аллилуия и евангелие глаголется. Тоже и в студийском синод.     Понедельник св. недели. В сноксари (синаксаре) блюсти же подобает, яко аще хотят нецыи от братии украситися схимою, поются в понедельник Пасхи по стихирах Пасхи стихиры 3 о схиме. Есть о сем и в студ. синод.     В Типогр. в понедельник творим память св. апостолов. Тоже в Кт. и Синайск. В Синод. и других нет. Во вторник собор творим святей Богородице. В Кт. Собор Богородицы в Халкопратиях. В Синайск. только собор Богородицы. В Синод. и других нет.     В среду Бт. Богородицы во Влахернах. В Синайск. только Госпожи. В обоих Студ. и проч. нет. В Кт. еще св. Стефана в св. Лаврентии и св. Андрея в Третьем. В других нет.     В четверг на Пасх. неделе в Синайск. память Иоанна Богослова и брата его Иакова. В других нет во всех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прошу достоуважаемых членов отыскать 8-й лист книги, в которой напечатан «Чин» 1720 года, и проверить, находятся ли там следующие клятвенные формулы, предшествующие формулам, приведенным г. Филипповым: «проклинаю всех тех, которые святейшего патриарха Никона называют еретиком и неправославным, да будут прокляти и анафама; проклинаю всех таковых, иже православных патриархов восточных и московских по Никоне, и до сего настоящего лета престолы правящих, не исповедают бытии православными, но паче называют раскольщиками и еретиками, и всех архиереев и до священника такожде называют, да будут вси прокляти и анафема; проклинаю всех таковых, иже ныне не исповедают, яко во святей восточней и великороссийской церкви от архиереев и иереев совершается под видом хлеба тело Христово, и под видом вина кровь Христова, таковии да будут прокляти и анафема; проклинаю вех таковых, иже ныне не веруют и не исповедуют, яко во святей восточной и великороссийской церкви от архиереев и иереев совершаются вся святыя седмь тайны, и прочая их церковная действа, таковии да будут проклятии и анафема». Вероятно, Г. Филиппов не читал этих клятвенных формул; иначе совесть не позволили бы ему сказать, что «новопечатной присягой 1720 года требовалось произнесение клятвы на всех тех, которые были бы уличены в действиях, ныне, с благословения Св. Синода, разрешенных каждому единоверцу». Или, быть может, почтенный защитник нужд единоверия, говоря это, имел в виду тех «честных» единоверцев, которые, считаясь сынами церкви, в то же время пребывание свое в единоверии уподобляют пребыванию «в помойной яме» и не только не заботятся о присоединении к единоверию старообрядцев, напротив, стараются отклонять их от этого 65 ? В таком случае спорить с ним я не стану. Здесь может возникнуть следующий вопрос: если и в «исповедании клятвенном» так же, как и в «Чине», проклинались не всякие двуперстники без разбора, но только те из них, которые, содержа двуперстие и прочие старые обряды, в то же время считали еретической не только церковь русскую, но и греческую, всех архиереев и священников называли еретиками и не признавали святости совершаемых ими таинств, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/r...

В Киеве иеродиакон Печерского монастыря Леонтий составил в 1608 г. «Сказание о ересях», которые вводят униаты в Восточную Церковь, приняв веру папежскую. Под ересью он разумел всякое отступление, всякое отличие униатов от православной Церкви и насчитал таких униатских ересей до 34. Сначала перечислил их кратко, а потом изложил обширнее, убеждая православных беречься от этих ересей, а униатов — покаяться . Не прежде 1608 г. написаны на Афоне два небольшие сочинения, направленные против известной книги иезуита Скарги «О единстве Церкви». Автор одного сочинения назвал себя «Христофором, иноком русским, во святей Афонстей горе странствующим»; автор другого — «Феодулом, в святей Афонстей горе скитствующим», хотя, быть может, это имена одного и того же автора . В обоих сочинениях рассказывается, что «блаженныя памяти» Гедеон, епископ Львовский († 1607), прислал бывшему патриарху Александрийскому Мелетию названную книгу Скарги, а Мелетий, не зная сам по-польски, отправил ее на Афон, чтобы там, если признают нужным, дали на нее отповедь, только без словопрений. Оба сочинения хотя написаны на Афоне, но адресованы к благочестивым и православным христианам Малой России. В предисловии к первому сочинению автор убеждает православных строго держаться старой веры, т. е. православия, и чуждаться новой, как он называет унию; заповедует обучать детей в школе «правоверной» сперва грамматике греческой или славянской, потом Часослову, Псалтири, Октоиху, далее богословию и толкованию книг Священного Писания, но отнюдь не философии и не диалектике, которыми гордятся латиняне и которые ведут к ересям, и советует составить и напечатать для руководства Сборник Слов на весь год, заимствованных из учения Спасителя, святых апостолов и святых отцов. А в самом сочинении опровергает только два артикула в книге Скарги: «артикул хульный», в котором Скарга порицает греков за то, будто они не подали русскому роду своей науки, и «артикул самохвальный», где Скарга превозносит Римскую Церковь за процветающие в ней школы и науки.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

[Л. 275] нововымышлений: в писаниих бо святых отцев нигде обретающееся. Аще же кто восхощет любопривно в сем утверждатиея: и возомнит сие правда быти: да покажет о сем писания святых отец. Аще же не покажет: (известно бо яко никтоже где обрящет кого святаго о сем пишуща: не от святых же отцев учения) не подобает таковым нововымышленным баснословием, или паче рещи суесловием внимати: но последовати древлним святыя церкве преданием извещенным от святых духоносных отцев и учителей святыя восточныя церкве. Нововымышляемая же и странная баснословия, нововводимых всяких обычаев, сущих не восточныя святыя церкве: но от нововседерзостных умов баснословимая, подобает отвергати, яже соблазн велий во святей церкви полагают. Яко иже и на пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову призывание и действо 39 святаго духа таковии вседерзостнии уми отринуша, и отреяют, и неутвержденныя иныя прелщают. Имже же достоит показати, и уста их прегордая заградити святых отцев духовещанными словесы. Яко восточныя святыя церкве чин священнодейства показует, и учителие богомудрии пишут. Аще же рекут, «яко намерением ума иерейскаго не преложившейся части именуемей агнец в тело Христово, не могут быти сами частицы оныя тело Христово, и не будет [Л. 275 об.] совершенный принос, и жертва умилостивителная о всей вселенней. От сего явленно, яко агнцу частице по намерению мысли иерейския, пришествием и действом святаго духа преложившейся в тело Христово, прочыя частицы о ком-либо принесенныя, не бывают тело Христово: но близ божественнаго хлеба лежащыя, и тыя причаствуют священию, и душям о нихже принесени бышя препосылают благодать 40 . [[Намерение же иерея есть утверднтелное и непоколебимое, еже совершати и утверждати, чесому святая церковь Христова по древнему преданию совершатися и освящатися повеле. И сие на глаголющыя сице: аще убо намерение иереа есть, полхлеба, или четвертую часть хлеба освятити, тая токмо часть освящается, прочии же хлеб простый пребывает, такожде и десятая, или тысячная часть хлеба. И иное аще убо намерение иерея есть да и частицу онсицы грешнаго, егоже помане в проскомидии, совершит тело Христово, бывает и сие. Оле безстудства и нечестия. Кто когда святых отцев предаде таковая блядословия? Кий собор? Кое учителство? Никтоже святых отец сия наму предаде, разве по разлучении западныя церкве от восточныя преновивше латины вся негли, в различных соборех, яже по сих на западе у себе сотвориша, и сие намерение иерею о частицах приложиша вне древняго преда

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Премудростию Своею и присно творит и претворяет, якоже хощет, все в полезное человеку дела, вещи и помышления: да всячески к жизни горней 429 блаженней имство воздержавствит заповеданное 430 , еже Сам Пресладчайший Спаситель наш Иисус, возводя нас в перводостояние небесного наследия, глаголаше: Восстаните, идем отсюду. 2 л. Ин.14:31 . И зде 431 убо колика лета кто живяй, обаче конец по пределу Божию 432 жизни приемлет и разрешается всяк мудросозданный 433 человек: —2— тело естественное органное сродной четверице стихий предается, душа же на, правосудие Божие приемлется и наследит аще благая, аще злая, яже с телом си содела, по деяниям 434 мзду. Убо 435 Его же Творца моего благостию аз раб грешный Господа Бога, Митрофан, епископ Воронежский, родительми благочестивыми родихся в мире сей и во благочестии непорушном Восточныя Церкви в православной вере воспитан и доидох судьбами Божиими состарения лет ныне седмидесяти пророческия Святаго Давида, меры, естественною же моего 436 телесе крепостию изнемогаю 437 . Пс.89:10 . Сего ради, памятствуя о смерти последняго разрешительнаго часа яко от зде всяко имам идти к Богу Творцу моему естественный долг отдати, ныне воли моея положение, здравствуяй умом моим и целостию разума, судих 438 3 л. сие духовное последнее мое писание написати, како бы душе 439 и телу моему сотворити помощь и прещедрый Владыка наш Господь даровал бы милосердие свое мне смиренному и грешному. Како же 440 кому намерение мое ради Господа Бога исполнити подобает, зде завещаваю, прошу и молю, и о мне творю известие. Исповедание веры. Во первых убо извествую сим писанием мою веру, яко верую в Бога в Троице Святей единаго, по научению Самого Спасителя нашего Бога, по проповеданию Святых благопроповедников Апостолов и Богоносных Отец Святыя Восточныя Церкви и еже Святии Отцы на седьми Вселенских Соборех, Духом Святым собраннии, предаша и научиша, в том до последняго моего издыхания пребываю, яко истинный сын Святыя Восточныя Со- —3— борныя и Апостольския Церкви несомненно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От времен патриаршества, весьма важный памятник церковного законодательства есть собор 1667 года. Он был, можно сказать, представителем в России всей православно-кафолической Церкви: ибо на нем были, кроме русского патриарха и епископов, патриархи александрийский и антиохийский, с другими восточными святителями. Предметы рассуждений соборных были особенно важны: надлежало произвести суд о состоянии русской Церкви, по случаю смут, происшедших в ней из-за некоторых мнений, обрядов, исправления книг, дел Никона. Нужно было ее очистить, утвердить, оградить на будущее время от подобных беспорядков, решить, пребыла ли она верною коренным началам своего учения и управления, и до какой степени она имеет нужду в каких-либо переменах. Что же постановил собор о нашей Церкви? «Святейшии патриарси, скажем словами актов соборных, наши соборы и дела, и рассуждения слышавши, глаголали, яко тако есть истинно, и право рассудили, и с нами во всем согласно, яко же мы держим и мудрствуем изначала: тако и вы соборовали есте и мудрствовали, зане сие предание есть св. апостолов и св. отцев и св. Церкви чин древний – и своим благословением наши соборы и рассуждения утвердиша». 24 Что касается до частных мнений и обрядов, возникших в народе, под видом древних, отеческих – тот же собор патриархов вменил «ни во что же, зане мудрствоваша невежеством своим безрассудно; яко же восхотеша, сами собою, не согласяся с греческими и древними словенскими книгами, ниже со вселенскими патриархи, о том советоваша». 25 Собственно о исправлениях, сделанных в Церкви, высказано следующее прекрасное и на все времена пригодное замечание: «там же убо яко в греческих книгах не абие быть конечное совершение во всех странах единогласно, ибо и доныне всякия страны Церковь по обычаю своему чины утверждает и в совершенство возводит: тако и наша православная российская Церковь от многих их преводов един хотящи совершенный сотворити, не весьма своея страны чин и обычай отставляющи, паче же любезно благолепная содержащи, – что дивно есть, аще совершенного ради исправления, по богохвальным своим и греческия Церкви обычаем, мало нечто изменяет. Не охуждаются сим и прежняя исправления, но на вящший совершения степень возводятся». В общем заключении своих постановлений собор положил: «соборне заповедуем всем вам клирикам и всякого чина христианам покарятися во всем без всякого сомнения и прекословия св. восточней апостольстей Церкви; – и кийждо священник своя дети духовныя да учат почасту в церквах и наедине, дабы покорялись все во всем, без всякого сомнения святей восточней Церкви». 26

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Однако, согласно чину Архиерейской присяги, православие которой проф. Н. Д. Успенский определённо отвергает, – чем с безусловностью, как это само собой разумеется, подводится под сомнение каноничность правомочность тьмы тем отмеченных вековечной древностью, нынешних святительских поставлений, кои ознаменованы держанием сего клятвенного вокабуляра, – Церковь «ве­рует и мудрствует совершатися в Божественной литургии пресуществлению Тела Крове Христовы наитием действием Святаго Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в словесех Богу Отцу молительных: сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». И посему, – согласно Известию учи­тельному Служебника, – столь же древнего, как Присяга, столь же, выходит, – по Успенскому, – неправославного, – «вещественне в ней Царь Творец всея видимыя и невидимыя твари, Христос Бог человек, невидимо под видимыми хлеба вина виды в снедь верным предлежит истинно дается», «достойне служай причащаяйся Божественных Таин не точию оставление грехов получает, но освящения благодати изрядныя сподобляется: приобщается бо Христу». По вероназидательным словам Известия учи­тельного Служебника, – во еже «како подобает» в благоговении пред «величеством сея пребожественныя Тайны» о священнодействии помышляти, – «иерей же диакон, литургисати хотяй, к сему всяко должен есть особне сие имети, еже изволити в предложении своем во славу во славу Бога, в Троице Святей славимого, в честь всех святых, в небеснем раи веселящихся, в пользу же оставление грехов себе всем верным Божиим, на земли сущим в правоверии благочестно усопшым, за всех же особне живых усопших, молитвам его вручившихся, о благостоянии Святыя Соборныя Апостольския Восточныя Церкве литургию Божественную по уставу Господню обычаю Церкве Святыя Восточныя, якоже тайну освящающую яко Жертву Бога умилостивляющую грехи очищающую, совершати, в нейже Дух Святый усты Его, по словеси Божественных словес: и сотвори убо хлеб в Тело Христово, вино (водою мало раствореное) в Кровь Его Божественную, преложив Духом Твоим Святым, на престоле предложенныя истинно пресуществит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010