Все указания относительно настоящего перевода и издания будут приняты нами с благодарностью. Святой город Иерусалим. 10 февраля 1937 г. Св. священномученика Харалампия. Поставляется на среде храма амвон, подобный амвону, на нем же стоит архиерей в начале Божественной литургии святого Иоанна Златоуста или Василия Великого , и на сем амвоне поставляется аналогий, зря к западу. Если служит архиерей, поставляются седалища на амвоне, одно посередине архиерееви, таже по обою страну, ступенью ниже, седалища пресвитером, вси зряще к западу, восточнее аналогия. Приспевшу времени Божественныя службы, приходит архиерей (или иерей, аще архиерей не литургисает) с хотящими сослужити ему пресвитерами и диаконами и вошедши в храм целует святые иконы ничтоже глаголя, и входит во святый олтарь северной дверью. Сотворив поклонение святей трапезе, облачаются вси во вся священныя одежды. Диакони же препоясуются орарями своими и тако пребывают во все время службы. Святитель же саккос не облачает, но вместо него пресвитерский фелонь и поверх него омофорий великий, его же не отлагает во все время Божественной службы. Такожде ни крест ниже енколпион одевает, ниже митры. Ведомо буди, яко дикирий с трикирием и орлецы не потребны суть на литургии святого Апостола Иакова, точию пастырский жезл архиереев и той без плата, сиречь, сулка. И полагаются на святей трапезе со Святым Евангелием по обою страну его книги Божественных Писаний: едина книга писаний апостольских, иная книга писаний пророческих. Егда же облачатся все, отходит один из пресвитеров в предложение и приуготовляет святый дискос и святый потир, таже ничтоже глаголя изымает из просфоры агнец, якоже обычно есть на литургии златоустовой, точию не приглаголет ничесоже. Таже вливает вино во святый потир и растворяет е водой по обычаю, паки ничтоже глаголя. И так скончав приуготовление, не покрыв сосуды, отходит к святей трапезе. Ведомо же буди, яко в Закинфе покрывают сосуды обычно, ничто же глаголя. Диаконы же изыдут из святаго олтаря и станут на солее по обою страну святых дверей, два два, зря к народу, сиречь, к западу. Аще един служит диакон, делает такожде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Патриарх : противно ты зело глаголеши о сем не точию единым нам, но и всей восточней церкви. – Покажи ми: како мы в триперстном сложении имеем ереси – богострастную и Евтихиеву (л. 4) и прочих еретиков. Епископ : в которое вы таинство узаконяете слагати три перста и оными знаменоватися? Патриарх : мы исповедаем в трех первых перстах святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа. Епископ : Христос на кресте благоволил пострадати коим естеством, божественным или человеческим? Патриарх : (л. 4 об.) человеческим. Епископ : то какожде вы таинством святил Троицы крест на себе воображаете? Не Троица бо на кресте страдала, но Сын Божий единым Своим собством во двух естествах изволил за нас нашим естеством страдати. Патриарх : и мы такожде в сложении триперстном исповедаем (л. 5) Сына Божия за нас страдавша: не раздельна бо есть ипостась его. Аще же по твоему имамы разделяти в другое перстов сложение ипостась Сына Божия, то Несторию еретику равни будем. Епископ : скажи ми пожалуй – во святей Троице много ли естеств? Патриарх : едино. Епископ : а во Христе много (л. 5 об.) ли есть? Патриарх : два естества. Епископ : како же в вашем триперстном сложении, прообразующем таинство святыя Троицы, имать быти два естества, но есть по твоему сказанию едино естество? Аще же едино божественное или едино человеческое, то не будет уже (трие?) прообразовати таинства (л. 6) святая Троицы. Аще же возглаголеши божественное, якоже и есть по вашему учению, то много соглашатися имат сие ваше предание с богострастническою ересью; ибо яко же они окаянные сказуют на кресте божество страдавшее, тако и вы, единым божественным естеством крест на себе воображающе, явно (л. 6 об.) им в мудровании оном последуете. Патриарх : егда крещается человек во имя Отца и Сына и Святого Духа, то ипостась Сыновнюю во едином ли божестве исповедавши быти или и с человечеством? Ибо апостол глаголит: елицы во Христа крестистеся – во Христа облекостеся, то како (л. 7) будет по вашему Христос во оном таинстве исповедатися? Епископ : нигде у святых великих наших учителей сего учения не видится, еже бо во святей единоестественней Троице наглаголовати человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Согласно чину Архиерейской присяги, православие коей проф. Н. Д. Успенским определённо отвергается 1 , – чем с безусловностью, как это само собой разумеется, подводится под сомнение каноничность правомочность тьмы тем отмеченных вековечной древностью, и нынешних святительских поставлений, кои ознаменованы держанием сего клятвенного вокабуляра, – Церковь «верует мудрствует совершатися в Божественной литургии пресуществлению Тела Крове Христовы на-итием и действием Святаго Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в словесех Богу Отцу молительных: сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, прело-жив Духом Твоим Святым» 2 . И посему, – согласно Известию учительному Служебника, – столь же древнего, как Присяга, столь же, выходит, неправославного, – «вещественне в ней Царь Творец всея видимыя невидимыя твари, Христос Бог человек, невидимо под видимыми хлеба вина виды в снедь верным предлежит истинно дается», «достойне служай причащаяйся Божественных Таин не точию оставление грехов получает, но освящения и благодати изрядныя сподобляется: приобщается бо Христу». По ведомым всем словам того же Известия учительного Служебника, – во еже «како подобает» в благоговении пред «величеством сея пребожественныя Тайны» о священнодействии помышляти, – «иерей же диакон, литургисати хотяй, к сему всяко должен есть особне сие имети, еже изволити в предложении своем во славу Бога, в Троице Святей славимого, в честь всех святых, в небеснем раи веселящихся, в пользу же оставление грехов себе всем верным Божиим, на земли сущим в правоверии благочестно усопшым, за всех же особне живых и усопших, молитвам его вручившихся, о благостоянии Святыя Соборныя Апостольския Восточныя Церкве литургию Божественную по уставу Господню и обычаю Церкве Святыя Восточныя, якоже тайну освящающую яко Жертву Бога умилостивляющую грехи очищающую, совершати, в нейже Дух Святый усты Его, по словеси Божественных словес: и сотвори убо хлеб в Тело Христово, и вино (водою мало раствореное) в Кровь Его Божественную, преложив Духом Твоим Святым, на престоле предложенныя истинно пресуществит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В настоящее время при взгляде на храм св. Софии снаружи нельзя составить себе надлежащего понятия об архитектурном типе его. Это, между прочим, потому, что с течением времени это здание потребовалось укрепить четырьмя громадными сооружениями с юга и севера, которые значительно портят впечатление и лишают самый купол его доминирующего над зданием значения. В первый внешний нарфик ведут три двери, из коих средние выше боковых и находятся против царских дверей, коими входили в храм византийские императоры. Попытаемся дать описание внутреннего вида св. Софии применительно к тому времени, когда она блистала своими украшениями и различными предметами христианского культа в раках, ковчежцах и изображениях, и когда в ней совершалось богослужение. Дабы следовать определенному порядку в описании, войдем в храм через царские двери. Главный корабль храма, над которым находится купол и который ведет к алтарю, представлял самую первую достопримечательность св. Софии, поражавшую посетителя обилием света — днем являющегося сверху из купола и окон, вечером из множества больших паникадил, устроенных в разных местах и в небольших расстояниях одно от другого. В центре здания под главным куполом стоял амвон, на который вели две лестницы с восточной и западной стороны. Перед алтарем была солея, на которой стояла решетка, отделявшая алтарь от церкви или места, для всех доступного. В алтаре главным предметом был святой престол с драгоценной над ним сенью. Наш соотечественник, новгородский архиепископ Антоний, посетивший Константинополь в самом конце XII в., когда еще он не был сожжен и разграблен крестоносцами IV крестового похода, вот что пишет об алтаре св. Софии: «Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою , повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно... И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий...

http://sedmitza.ru/lib/text/442787/

По молитве сей, вопрошаетъ приемлимаго: Вопросъ (Далее «В»): Отрицаешся ли неправаго мнения, аки бы в Господе нашем Иисусе Христе не два суть естества, Божеское и человеческое, но единое, поглощену бывшу Божеским естеству человеческому? Ответъ (далее «О»): Отрицаюся. В. Желаеши ли убо соединитися Святей, Православней, Кафоличестей, Восточней Церкви? О. Желаю от всего моего сердца. В. Веруеши ли, и како, во Единаго Бога, в Троице славимаго, и поклоняешися ли Ему? О. Верую во Единаго Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, и покланяюся Ему. И сотворив земной поклон, чтет символ веры . Посем предстоятель глаголет: Благословенъ Богъ, просвещаяй всякаго человека, грядущаго въ мipъ. И присоединяемого вопрошает: Чтиши ли соборы Вселенския: Халкидонский, Константинопольский 2ой, Константинопольский 3й, Никейский 2ой, и приемлиши ли утвержденныя сими соборы догматы и правила? О. Почитаю и приемлю. В. Святейшему Патриарху и православным архипастыремъ, яко преемникомъ апостольскимъ, от Святаго Духа поставленнымъ, обещаеши ли достодолжное почитание и въ делехъ духовныхъ послушание? О. Обещаю от искренняго сердца. Посем предстоятель подает присоединяемому конец омофора, аще святитель, или конец епитрахили, аще иерей, и глаголет: Вниди в Церковь Православную, и совершенно отринув заблуждения, в нихже был еси, чти Отца Вседержителя, Сына Его Иисуса Христа, и Духа Святаго, иже от Отца исходит, Троицу единосущную и нераздельную. И тако введ, поставляет его пред амвоном, идеже на столе положени суть Крест и Евангелие. Идущим же им, поется псалом 66 : Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да исповедятся Тебе людие, Боже: да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и да возрадуются языцы: яко судиши людем правостию и языки на земли наставиши. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Земля даде плод свой: благослови ны, Боже Боже наш, благослови ны, Боже: и да убоятся Его вси концы земли.

http://azbyka.ru/chin-prisoedineniya-arm...

Из Рима П. направился в Венецию с ведома, а возможно и по совету, своих рим. начальников, поскольку она была удобным пунктом для последующего путешествия в Россию, а также оплотом униатства, являясь резиденцией митр. Филадельфийского (1685-1712) униата Мелетия (Типальда). Митр. Мелетий «разрешил» П. «от отступства веры, паки причел ко Святей Кафолической и Восточной Церкви, и священнодействовати повелел, яко свидетельствует о том от него данная разрешенная граммата» (ДРВ. Ч. 18. С. 163). Полученная грамота оказалась для П. надежной страховкой перед возвращением в Москву, т. к. в РПЦ к этому времени сохранялась уверенность в приверженности митр. Мелетия Православию. 8 авг. 1698 г. П. написал письмо кардиналу-протектору Леандро Коллоредо, которому был представлен еще по прибытии в Рим (ДРВ. Ч. 18. С. 161; Archivio Storico della Congregazione per l " Evangelizzazione dei Popoli (gia Propaganda Fide). Acta S. C. de Prop. Fide. Vol. 64. F. 28-29 v. Nr. 3; Scritt. rif. n. Congregazioni Generali, аппо 1694. Vol. 517. F. 131 rv.; Шмурло. 1931. С. 13-14, 28-29). В письме П. откровенно высказывался о своих подлинных убеждениях в отношении как католичества, так и Православия. Так, он писал: «…и в отдалении я храню по прежнему свою преданность Римской Церкви…» ( Шмурло. 1931. С. 13). Обращаясь с просьбой о присылке книг, П. прямо отметил, что «эти книги послужат мне мощным орудием против противников Римской Церкви в странах, где они будут мне необходимы…» (Там же. С. 14). Имеется еще одно свидетельство, характеризующее отношение П. к католичеству. В письме А. Бассетти, секретарю великого герц. Тосканского Козимо III Медичи, от 18 окт. 1698 г. П. писал о певце Ф. Балатри, к-рый ехал вместе с ним в Русское гос-во: «Я уверяю, что буду покровительствовать этому музыканту, сколько смогу (и лучше пусть Бог возьмет мою душу из этого бренного тела!), что буду наблюдать за этим музыкантом Филиппо, чтобы он не пострадал за Католическую Церковь, которая мне мать и за которую желаю пролить кровь. И если я услышу, что он подвергается притеснениям за это, то на своих плечах унесу его во Флоренцию» (Archivio di Stato di Firenze. Mediceo del Principato. T. 1581. F. 1194 rv.). Осенью 1698 г. П. отправился из Венеции на родину, в чем ему оказал помощь стольник кн. П. А. Голицын, находившийся там по распоряжению царя Петра I Алексеевича для изучения морского дела. Возможно, П. познакомился с кн. Голицыным еще раньше, при посещении князем Рима ( Шмурло. 1931. С. 12).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

Ответъ: Отрицаюся. Вопросъ: Отрицаешися ли неправаго мhehiя, аки бы не довлеетъ исповедати Главою Bceлehckiя Церкве Господа нашего Iucyca Христа, и аки бы глава всея Церкве есть puмckiй епископъ? Ответъ: Отрицаюся. Вопросъ: Отрицаешися ли неправаго мhehiя, аки бы cbяmiu апостоли не равную власть духовную получиша от Господа нашего Iucyca Христа, но княземъ ихъ бяше святый апостолъ Петръ, и аки бы единъ puмckiй епископъ есть преемникъ его, и аки бы не суть равни римскому епископу преемницы anocmoльcmiu, епископи uepycaлuмckiй, ahmuoxiйckiй, aлekcahдpiйckiй и дpyзiu? Ответъ: Отрицаюсь. Вопросъ: Отступаеши ли отъ corлaciя съ теми, иже римскаго папу мнятъ вышша быти Вселенскихъ Соборовъ и непогрешима? Ответъ: Отступаю отъ таковаго мhehiя. Вопросъ: Отрицаешися ли прочихъ yчehiй латинскаго bepoucnobeдahiя, древнихъ и новыхъ, яже слову Божию, истинному Npeдahiю Церковному и onpeдeлehiямъ Седми вселенскихъ Соборов противна суть? Ответъ: Отрицаюся. Вопросъ: Желаеши ли убо соединитися Святей, Православней, Кафоличестей, Восточней Церкви? Ответъ: Желаю отъ всего моего сердца. Вопросъ: Веруеши ли, и како, во Единаго Бога, въ Троице славимаго, и поклоняешися ли Ему? Ответъ: Верую во Единаго Бога, въ Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, и покланяюся Ему. И сотворивъ земной поклонъ, чтетъ символъ веры . Посемъ предстоятель глаголетъ: Благословенъ Богъ, просвещаяй всякаго человека, грядущаго въ мipъ. И присоединяемого вопрошает: Правила anocmoльckiя и на седми Вселенскихъ и девяти Поместныхъ Соборехъ утвержденныя, и прочая Православныя Церкве npeдahiя и уставы npieмлeшu ли? Ответъ: Npieмлю. Вопросъ: Исповедуеши ли, яко книги Божественнаго Nucahiя, по paзyмehiю, еже содержитъ Православная Церковь , npiuмamu и толковати подобает? Ответъ: Npieмлю и изъявляю, яко тако надлежитъ быти. Вопросъ: Веруеши ли, яко душамъ преставльшихся не огнь чистилищный что пользуетъ, иже не существуетъ, но великую ослабу и отраду приносятъ милостыни и молитвы за нихъ, наипаче же Бескровная Жертва?

http://azbyka.ru/chin-prisoedineniya-rim...

Подписашажеся той грамоте, Иеремиа архиепископ константинополский и патриарх вселенский, Иов патриарх российский, и сними 5 митрополитов, 1 епископ, 21 архимандрит, 18 игуменов, всехже 52. И паки, всесвятейший государь патриарх Никон прилежа о иных, и обрете еще книгу писанную с собору вселенских патриархов, греческимиже писмены, бе же собор той святый в новом риме в константинополи в лето 7101. Нанемже беша, и книзе той содеянной нанем подписашася, Иеремий патриарх вселенский, Иоаким патриарх александрийский, Софроний патриарх иерусалимский, и сними 63 митрополиты, И архиепископов, 3 епископа, всехже 80. Писаноже в той книзе, яко святейший архиепископ московский, и патриарх всея россии брат есть православных вселенских патриархов: и с сим именованием единочинен им и сопрестолен, и чином и достоинством равен, яко пятое чювство вселенския восточныя церкве. Ксимже в той книзе соборныя глаголы сицевы: яко понеже убо совершение прият православных церковь , не токмо по богоразумия и благочестия догматом, но и по священному церковных вещей уставу, праведно есть и нам всякую церковных ограждении новину потребляти видящим новины всегда виновны бывати церковнаго смятенияже и разлучения: но уставом последовати святых отец, имже наученная невредима безприложенияже коего любо и отъятая приемлющим: от единаго бо Духа вси святии озарившеся, уставиша полезная. И яже убо анафеме предают, и мы проклинаем: и яже низложению, и мы низлагаем: и яже отлучению, и мы отлучаем: и яже запрещению предают, и мы такожде подлагаем, и прочая. И яко да во всем великая россия православная со вселенскими патриархи согласна будет, прочётже сию книгу государь святейший патриарх Никон в страх велик впаде, не есть ли что погрешено от их православнаго греческаго закона, и нача в нуждных разсмотряти, еже есть символ правосланыя веры: верую во единаго Бога, и прочая. И узре на саке святительском, егоже от грек в царствующий град москву прежде 250 лет принесе фотий российский митрополит, символ православныя веры воображен греческими шитыми писмены, вовсем согласующеся святей восточней церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

После Божественной литургии и молебна Пресвятой Богородице и Всем святым, в земле Российской просиявшим, совершенного перед чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери, архиепископ Иннокентий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и преподнес дар Его Святейшествасвятые крест и панагию, которые митрополит Иларион возложил на себя. Затем архиепископ Марк подал митрополиту жезл, являющийся даром Австралийско-Новозеландской епархии, со словами: « Всемогущая и Животворящая Святая Троица, Неодержимая Держава и нераздельное Царство, подает тебе сей великий престол архиерейства, митрополию и Первосвятительство Русския Зарубежныя Церкве, избранием братии твоея, русских зарубежных архиереев и утверждением Святейшаго Патриарха и Священнаго Синода. И ныне, господине и брате, восприими жезл пастырства, и взыди на престол старейшинства святительскаго, во имя Господа нашего Иисуса Христа, и моли Пречистую Его Матерь о всем православном христианстве и о врученных тебе русских людех, в рассеянии сущих, и упаси их яко добр пастырь, и да подаст ти Господь Бог здравие и долгоденствие и многая лета ». Архидиакон провозгласил многолетие Великому Господину и Отцу нашему Алексию, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Свято-Троицкия Сергиевы лавры Священноархимандриту, и новопоставленному Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви по установленному чину. Затем митрополит Иларион произнес ответное слово: « Всемогущая и вседержащая десница Вышняго да сохранит и укрепит всех нас. Да подаст мир и тишину Церкви Своей Святей и Отечеству нашему от враг видимых и невидимых избавление и православия утверждение. Вам же, братия архипастыри, и всем русским православным людем, во Отечестве и рассеянии сущим, и всем православным христианом — здравие и долгоденствие и многая лета ». После пения многолетия архиепископ Марк приветствовал митрополита Илариона от лица архиереев Русской Зарубежной Церкви. В своем слове владыка Марк подчеркнул, что свершившееся год назад воссоединение Русской Церкви является исполнением воли Божией, и выразил надежду на то, что в правление нового Первоиерарха возвратятся в общение с Русской Православной Церковью за границей те, кто отпал от нее, не признав восстановления ее единства с Церковью в Отечестве.

http://patriarchia.ru/db/text/409159.htm...

После закрытия и разорения храма судьба чудотворной иконы неизвестна. В приходе хранят память о подвижнике благочестия (пока не канонизированном) – о. Авдии Угорском, настоятеле храма во II половине XIX в. Он десятки лет безвозмездно трудился в церковно-приходской школе (которую сам создал), одновременно преподавал в Доме Трудолюбия и занимался широкой благотворительной деятельностью. Храм был закрыт в 1930 г. и переоборудован в инкубаторскую станцию. В 1990 г. после частичной реставрации в нём устроили концертный зал. В 1994 г. вернули Церкви. Полная реставрация выдающегося памятника архитектуры ещё не завершена, хотя снаружи храм выглядит так, будто его никогда и не разоряли. В церкви ежедневно проводятся службы по полному уставу. Крещение взрослых совершается с полным погружением, для чего в трапезной устроена специальная большая купель. Действует воскресная школа для детей от 4 до 18 лет. Умиление вызывает необычный маленький аналой со специальной надписью «Для детей» – чтоб ребятишкам было удобно самим прикладываться к праздничной иконе, и взрослым не приходилось их приподнимать. Честно говоря, сколько ни ездил по святым местам России, другого такого аналоя ещё ни разу не видел! Главную святыню храма сейчас составляет малая частичка Ризы Пресвятой Богородицы и частицы мощей около 300 угодников Божиих. (текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», доступной в проекте «Самиздат» по адресу Покровский храм по описи Калуги 1626 года, в отличии от другого храма того же названия, определен как Церковь Всемилостивейшего Спаса да Покрова Святей Богородицы. В описи 1685 года он назван уже церковью Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Происхождения Честных Древ. Этот храм стоял немного севернее существующего храма, на месте, которое впоследствии было обозначено каменным столбом. Дошедшее до нашего времени здание храма Покрова “на рву” построено в 1687 году. По типу строения храм похож на московские бесстолпные храмы второй половины XVII века. Двухсветный четверик составляет основной объем, к которому с восточной стороны примыкают три пониженные апсиды алтаря, а с западной стороны - трапезная и колокольня. С южной и северной сторон устроено по крыльцу на столбах-кубышках, с опирающимися на них двойными арками и висящей между ними “гирькой”. В новейшее время между столбами того и другого крыльца были встроены стенки, обезобразившие формы этого своеобразного оформления боковых входов в храм.

http://sobory.ru/article/?object=00912

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010