В книге Судей мы видим ее участников, настигнутых Словом и Духом с неожиданным и трудно контролируемым возбуждением. Однако в эпоху великих пророков «руах» заявляет о себе более сокровенно. Впрочем, на Илие почивает не только «руах», но и сама «рука Господня». И этот случай свидетельствует прежде всего о власти. Заметим, что выражение «рука Господня» или «перст Божий» будет часто употребляться в синоптических Евангелиях в смысле Духа Святого. Например, Сын Человеческий говорит, что Он «перстом Божьим» творит чудеса, когда Его обвиняли, что Он творит их силой веельзевула. В параллельных местах «перст Божий» заменён «Духом» (см. Мф.12:28 и JIk 11:20). Таким же образом «рука Господня», воскрешающая или возносящая, символизирует Духа Божия на иконах Воскресения или Вознесения. У Исайи и Иезекииля явление «руах» связывается с богословием Духа. В Иез.37 известное видение сухих костей объединяет три понятия: руку Господню, Дух и Слово. Рука Господня лежит на пророке, Дух переносит его в долину скорби, голос Господень велит ему пророчествовать, он видит, как с четырёх сторон света Дух веет на кости дома Израилева: «И вложу в вас дух Мой, и оживёте» ( Иез.37:14 ). В 36-й же главе выявляется обновление Духом Святым человеческого сердца: «И пожалел Я святое имя Моё, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришёл... И узнают народы, что Я – Господь, говорит Господь Бог , когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших... И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой...» ( Иез.36:21–27 ). Здесь излияние Духа связано с обрядом «окропления чистой водой». Мы видим предвосхищение крещения и всего новозаветного богословия «воды живой». Последствия дара Духа Святого ясно обозначены: очищение от скверны, освобождение от кумиров, сердце плотянЪе, сердце новое: «И сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих» ( Иез.36:27 ). Итак, факт пророчества, отмеченный у некоторых избранников необычайным присутствием Слова и Духа, предвозвещает излияние Духа одновременно на весь народ и на каждого человека, чтобы познавать и исполнять Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В послании святителя Вениамина ощущается и живая связь с Церковью, с теми, кто сострадал ему, и его простота и богоугодная искренность, явные на процессе даже для его врагов, и приговор к смерти, и надежда не на себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. Общим является и видение Христа как мира. «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2: 14), – говорит апостол Павел. Для понимания совершавшихся событий важны и слова священномученика Вениамина: «Теперь время суда». Они соответствуют мыслям святого апостола Петра: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». (1 Петр. 4: 17–19) Этот настрой – предать души Создателю, делая добро, – характерен и для священномученика Вениамина. Ощущение Суда Божия и грядущего конца мира также пронизывает послание святителя. И здесь важны слова: «Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества, даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века». Мученический венец святитель Вениамин стяжал 13 августа 1922 года Они гармонируют с призывом Христа в Откровении: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10). И этот мученический венец святитель Вениамин стяжал 13 августа 1922 года… Жестокость и несправедливость приговора поразила многих. В результате в органы советской власти, прежде всего в ВЦИК РКП (б), был направлен целый поток ходатайств о помиловании (в том числе и даже от обновленцев, например от А.И. Введенского, пусть и причастного к осуждению святителя). 7 июля Я.С. Гурович, адвокат священномученика Вениамина, подал в Верховный революционный трибунал при ВЦИК кассационную жалобу, в которой показал юридическую несостоятельность расстрельного приговора. На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 13 июля было принято компромиссное решение: оставить в силе приговор в отношении митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) , профессора Ю.П. Новицкого и И.М. Ковшарова другим же шестерым осужденным к расстрелу заменить его тюремным заключением на пять лет. Определением кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 года приговор был оставлен в силе. Это показывает, что главной целью процесса явился священномученик Вениамин. Показательно и другое: равное количество представителей духовенства и мирян, которые принадлежали к интеллигенции и обладали юридическим образованием, поэтому данный приговор должен был способствовать устрашению не только церковных, но и интеллигентных кругов.

http://pravoslavie.ru/147712.html

В этой молитве больше всего поражает моление Спасителя до кровавого пота, Его борьба со страхом смерти. Если бы речь шла об обычном человеке, все было бы понятно: каждому из нас вследствие грехопадения свойственны страх и малодушие, с которыми нам надлежит бороться. Но с чем же внутри Себя мог бороться Тот, в Ком не было и тени греха? Да еще с такой силой, что кровавый пот с Его чела орошал перед Ним землю? Евангелист Матфей дополняет эту трагическую картину другими, не менее страшными подробностями: …И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился… (Мф 26:37-39) Неужели же это – тот самый Иисус, Который бесстрашно обличал толпы фарисеев, жаждущих побить Его камнями; Который безмятежно дремал во время страшной бури в захлестываемой волнами лодке? Куда же подевалось Его бесстрашие? И чего мог бояться воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов и повелевающий стихиями? Смертельная скорбь и тоска, страх, кровавый пот… Все это вполне уместно и естественно для любого другого человека, каким-то образом узнавшего о своей приближающейся мучительной смерти. Но ведь Христос – воплотившийся Бог! Разве пристало Богу бояться чего бы то ни было? Как это ни странно, святые отцы единодушно считают, что в Гефсимании проявилась самая настоящая человеческая слабость Христа, в которой они не видят ничего унизительного для достоинства Богочеловека. Более того – отцы утверждают, что именно эта человеческая слабость Иисуса оказалась спасительной для падшего человечества.  В Гефсиманском саду. Н.Н.Ге. 1869-1880.  Будучи чужд всякой слабости как совершенный Бог и совершенный человек, Он все же воспринял нашу слабость, чтобы исцелить ее в Себе. Вот как пишет об этом святитель Феофан Полтавский: «Очевидно, что не Его собственно был сей ужас и сия туга, но подвергся Он им потому, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8, 17). Но для чего принял Он и понес наши недуги и болезни, если не для того, чтобы уврачевать их?».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Вернувшись же под иго рабства греху и диаволу, ты только расширишь собой ту область «тьмы и сени смертной», ту «страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов. 10, 21–22 ). Поревнуй же, душа моя, той простодушной, которая в простоте своей принесла к ногам Спасовым богатство свое – алавастр мира и чистые слезы покаяния. Поревнуй и другой – той, которая, уготовив тело Христа к погребению, вместе с тем предуготовила весь мир и к восприятию Его Воскресения. Принеси себя покаянием своим к ногам Христа, «древних согрешений рукописание Раздирающаго». Приготовь этим чистым покаянием себя к тому, чтобы узреть великое таинственное чудо восстания Его из мертвых, воскрешающее весь мир. Помилуй мя, Боже, помилуй мя Грады, имже даде Христос Благовестие, душе моя, уведала еси, како прокляти быша. Убойся указания, да не будеши якоже оны, ихже содомляном Владыка уподобив, даже до ада осуди. «Ты знаешь, душа моя, как были прокляты города, которым благовествовал Христос. Убойся этого указания, чтобы не стала ты, как они – те, которых Владыка, уподобив содомлянам, осудил даже до ада». Рече Господь Своим учеником: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» ( Лк. 10, 10–15 ). «Господь говорит, что Царствие Божие приблизилось и к тем, кои принимают апостолов, и к тем, кои не принимают их. ... К тем, кои принимают апостолов, Царствие приближается с благодеяниями, а к тем, кто не принимают, – с осуждением. ...Отраднее, говорит, будет Содому, нежели городу тому, который не принял вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Возгорится милость Того, Кто дарует жизнь всему; и кости в гробах Он приведет в движение. Воскрешающим будет глас трубы Его, и звук ее отверзет двери шеола ( 28, 428 ). Придет время, и это тленное облечется в нетление и неветшающее. Вечно жив Тот, Кто сотворил это тленное из ничего. По Его животворящему гласу оно воскреснет из гроба для Царства ( 28, 504 ). По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, придет и для нашего Воскресения. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 513 ). Если не воскреснет тело, то не воскреснет человек, потому что человек есть не только душа, но душа и тело ( 36, 478 ). Бог не новые тела призовет к Воскресению, но обновит те же самые, истлевшие и превращенные в прах. Святитель Иоанн Златоуст ( 40, 216 ). Как в начале из праха земного было уготовано тело и Его одушевил Бог... так при скончании этого века, повелением и силой Божиею, из праха и пепла восстанут человеческие тела, восприняв свои души... Преподобный Нил Синайский ( 48, 314 ). Тою же плотью, в которой мы созданы Богом и жили в мире, по гласу Сына Божия в последнее время все воскреснем и примем по делам нашим или Жизнь Вечную, или мучение вечное. Святитель Димитрий Ростовский (ИЗ, 84). «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29) «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5, 28–29 ). «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» ( Апок. 20, 13 ). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12, 2 ). «Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» ( 2Мак. 7, 9 ). «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор. 15, 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Вопрос 50. Если кто дорогую одежду отвергает, а сам, в рассуждении дешевой одежды или обуви, желает, чтобы она шла к нему: то грешить ли он, и каким недугом страждет? Ответ. Кто желает, чтобы (одежда или обувь) шли к нему, с целью понравиться людям, тот, очевидно, страждет человекоугодием, удаляется от Бога, и в самых малоценных вещах выказывает недуг суетности. Вопрос 206. Поелику Господь повелевает не заботиться о том, «что нам есть, или что пить, или во что одеться» (Матф.6, 31); то до чего простирается сия заповедь или как выполняется? Ответ. Заповедь сия, как и всякая заповедь, простирается даже до смерти, потому что и Господь «послушным» был «даже до смерти» (Флп.2, 8). Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботу, присовокупляет обетование, говоря: «Отец ваш Небесный знает», в чем имеете нужду, прежде нежели попросите у Него (Матф.6,32). Таков был Апостол, который говорит: «имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1, 9), то есть, по душевной решимости и готовности ежедневно умирал, но Божиим благоволением был соблюдаем. Посему с дерзновением говорил: «нас почитают умершими, но вот, мы живы» (6, 9). Решимости же такой способствует пламенное рвение и ненасытимое вожделение о заповедях Господних; обладаемый сим желанием не имеет и досуга рассеиваться попечением о потребностях телесных. Вопрос 207. Поэтому, если не должно прилагать попечений о необходимом для жизни, и есть другое повеление Господа, сказавшего: «Старайтесь не о пище тленной» (Иоан.6, 27); то лишнее дело и работать? Ответ. Сам Господь в том и другом месте объяснил Свое повеление. Ибо там, запретив домогаться нужного для жизни словами: не ищите, «что вам есть и что пить: потому что всего этого ищут язычники», присовокупил заповедь: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф.6, 25. 32. 33); а как должно искать, открыл сие на удостаиваемых царствия. Здесь же, запретив стараться «о пище тленной», научил стараться «о пище, пребывающей в жизнь вечную».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вот, исполнили мы обещанное. Трое наших богомольцев, которых Вы с г–ном Карингтоном видели на соборе в Дивостине три месяца тому назад, выписали чудеса Господа нашего Иисуса Христа и изъяснили их своим простым разумением. В приложении к данному письму смею выслать Вам и их работу. Разрешите и мне добавить несколько собственных слов – пусть даже, по сути дела, и повторю я нечто из того, что написали эти три собрата. [И это] лишь для того, чтобы Вы убедились, что вера наших крестьян и вера нашего клира – это одна и та же святая вера, православная. Дабы облегчить людям веру в Себя, Господь Иисус творил многие чудеса. Ведь Сам Он сказал несчастным человекам: Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес ( Ин.4:48 ). Иудеям же Он говорил: Когда не верите Мне, верьте делам Моим ( Ин.10:38 ). Ибо знал Господь (а это знание принял и Его Апостол), что Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости ( 1Кор.1:22 ). История [эллинов] (греков) – это история философских школ, а история иудеев – это хроника чудес. Когда Его спросили: Что нам делать, чтобы творить дела Божии? – Он дал сей неожиданный ответ: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он [т. е. Небесный Отец] послал ( Ин.6:28–29 ). Следовательно, основное и неминуемое условие человеческого спасения – это веровать в Иисуса Христа, веровать в Него как обетованного Богом и предреченного пророками Мессию, Сына Божия, и Сына Человеческого, и Искупителя, и Возродителя, и [Воссоздателя] (Обновителя), и Очистителя, и Освятителя, и Примирителя, и Исцелителя, и Воскрешающего, и Возносящего, и [Судящего] (Судию). Итак, сие есть главное дело Божие – чтобы мы веровали в Него; а все остальное – по крайней мере что касается нас – проистекает из этого, подобно [тому] как былинки и цветы растут лишь тогда, когда землю оросит дождь и согреет солнце. Досточудные Христовы дела служили именно тому, чтобы утвердить эту веру в людях. Так мы считаем [букв:, сего держимся. – Ред.]. Так считали и ваши шотландские и английские предки на протяжении целого тысячелетия и даже больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

…Вот слова прозревшего грешника, которые чаще всего сопровождают его: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Эти слова — выражение обретённой воскрешающей благодарности человека за познанную милость к себе жертвенной любви Святой Троицы. 1 Авторы статьи употребляют слово заповедь в расширительном смысле, имея в виду не только две заповеди Христовы, противопоставляемые десяти Моисеевым, но и учение, заповеданное нам Спасителем, и в первую очередь — Нагорную проповедь, “заповеди блаженств” в богослужебной традиции, и их толкование, преподанное Спасителем. — Ред. 2 Он и есть средоточие и смысл Царства, которое не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец (Откр 21:23). 3 Хотелось бы отметить, что если бы мы захотели смотреть на мир даже не с сучком, а с соринкой в глазу, сумели бы мы его увидеть? Ясно же — нет… Это многое может сказать о сравнении человеческих грехов “по тяжести”. 4 Например, притчам о заблудшей овце и потерянной драхме (Лк 15:4–10), о выметенном и убранном доме, который хуже нечистого, но не пустого (Лк 11:24–26), о верблюде и игольном ушке, где в образном сравнении вход в Царство для “богатого”, казалось бы, закрывается, но возможность подаётся (Мф 19:23–26). Или призыв Господень: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28), или Его слова расслабленному: Дерзай, чадо! (Мф 9:2), ибо Он не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить. Примеры можно множить и множить. 5 Можно даже сказать, что ещё до конкретного греха у Бога уже приготовлена человеку милость, ибо Он знает помышления наши (Мф 6:8), знает, что помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт 8:21). 6 Например, в Евангелии Христос прямо говорит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф 16:25–26). Другими словами, если человек хочет каким-либо образом присваивать себе мир — “душу свою потеряет”, если окажется “внутри” мира и поэтому будет пытаться возделывать и хранить его (Быт 2:15), — и жизнь, и душу, и мир приобретёт, и себя, и “родство” своё узнает. Вспомним, слова апостола Павла: Не все дети Авраама, которые от семени его То есть не плотские дети суть дети Божии (Рим 9:7–8). А в другом Послании прямо говорится: верующие суть сыны Авраама Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал 3:7,29).

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

«Время» – один год, в который приходит пока в силу его появление; «времена» – два остальные года беззакония, включаемые в три года, «и полвремени» – шесть месяцев. И еще в другом месте тоже самое говорит Даниил: «и клялся Живущим во веки, что к концу времени и времен и полувремени» (12:7). В этом же смысле иные принимали, может быть, и следующее: «тысяча двести девяносто дней» (11); и: «блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» (12). Поэтому должно скрываться и бегать. Ибо, может быть, «не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» ( Мф. 10:23 ). 17. Кто же этот блаженный, который по благочестию будет тогда мучеником за Христа? Ибо выше всех мучеников поставляю мучеников тогдашних. Бывшие доныне мученики боролись с одними людьми. При антихристе же будут вести брань лично с самим сатаною. И прежние цари-гонители убивали только, и не представляли себя воскрешающими мертвых, не показывали мечтательно знамений и чудес; здесь же побуждением на злое будут страх и обольщение, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:24 ). Да не придет на мысль кому из тогдашних спросить: «что большего сделал Христос? какою силою творит этот? Если бы не угодно было Богу, то не попустил бы сего». Тебя предостерегает апостол и предсказывает «и за сие пошлет им Бог действие заблуждения» ( 2Фес. 2:11 ). Говорит же «пошлет» вместо попустит совершиться, и «пошлет» не для того, чтобы оправдались, но «да суд приимут». За что же? За то, что не веровали «истине», т. е. истинному Христу, но благоволили «в неправде» (12), т. е. к антихристу. Попускает же этот Бог и в другие гонения, и тогда попустит не по невозможности воспрепятствовать, но желая, по обычаю, подвижников Своих увенчать подобно Своим пророкам и апостолам, чтобы, потрудившись малое время, наследовали они небесное царство, как говорит Даниил: «Но спасутся в это время из народа Твоего все, которые найдены будут записанными в книге (очевидно, в книге жизни). И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие – на вечное поругание и посрамление.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Встань и иди», – сказал Господь расслабленному (Лк. 5:24). «Встань и иди», – говорит Он каждому пробудившемуся, говорит нам с вами. Но мы часто ведем себя так же, как тот проснувшийся, но откладывающий подъем с минуты на минуту. Именно так год за годом терзал себя блаженный Августин, веруя и не решаясь приступить к водам крещения, потому что это значило оставить те «наслаждения», к которым он так привязался, живя без Бога. И хотя понимал всю суетность и даже мучительность этих «ядовитых сластей», но не чувствовал сил оторваться от них. А когда все же окрестился, то пережил необыкновенное обновление и вдохновение, наполнившее и его дальнейшую жизнь, и его прекрасные книги, до сегодняшнего дня питающие христиан. Воды крещения – воды пробуждения и восстановления для новой жизни. И, как при умывании утром, вода не только очищает от грязи, но и дает бодрость и силу, так и в крещении – человек омывается от грехов всей прежней жизни и обретает силы для жизни иной, полной любви, света и радости. Конечно, такое сравнение – лишь аллегория, и действие в том и другом случае несоизмеримо. Однако пусть это сравнение сегодня послужит для нас напоминанием о том, что не ритуал какой-то и не магическое действо происходит, когда Церковь совершает над нами крещение, а величайшее Таинство, пробуждающее, возрождающее к жизни новой, воскрешающее к Жизни Вечной. И установлено было это Таинство в день, который вот-вот будет праздноваться Церковью. Крещены – значит рождены от Духа В этот день мы будем вспоминать, как величайший из пророков, Иоанн Креститель, призвал народ готовиться к встрече Мессии и очистить совесть от греховной скверны, исповедав пред людьми и Богом свои согрешения, а затем, погрузившись в воды Иордана, обрести душевную чистоту по слову пророка Исаии: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки» (Ис. 35:5-6), «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды…» (Ис. 1:16-17).

http://pravmir.ru/voda-dlya-novoy-zhizni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010