Троичен гл. 4-го). – «Свят Отец Бог превечный: Свят же Сын из Отца Рожден Свят же и Животворящий Дух, исходя из Отца, Сыном же являем.» (Кан: Троич. гл. 5-го троп. 3-й песни 8-й). Но, исповедуя Непостижимость Триипостасного Бога, Певец Пресв. Троицы в молитвенном умилении взывает к Ней: «Зрети чинове Херувимстии, Владыко, доброты Твоея Славы не могуще, крилы покрывающеся, непрестанно Троичную песнь вопиють, Триипостасную Твоего Богоначалия Единственного державу славяще. Твоя сияния, Солнце Незаходимое, твоих рабов подаждь сердцам и просвети души, и избави от многих прегрешений, Едино Всемилостиве и Триипостасне: и нетленныя Твоея жизни нас сподоби. Еже Свет Единочестный, и Трисолнечный, и Светодетельный, Божество Сущее! Озари верою Тя поющих, и от мрачного избави злодейства, и сподоби светлейших Твоих селений, яко преблагий (кан. Троич. гл. 6-й). 4. О песнопениях позднейших веков Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дóндеже есмь. ( Псал. 103:33 ). Окончив обозрение Церковных песнопений первых девяти веков Христианства, скажем о замечательных из песнопений веков последующих. Около последних годов девятого века и первых годов десятого святой Андрей, Христа ради юродивый, во Влахернском храме, среди всенощного пения в воскресный день, который приходился в 1-е число Октября, видел на воздухе Богоматерь с Пророками, Апостолами и Ангелами молящуюся о мире, и своим покровом (омофором) осенявшую Христиан. Видение засвидетельствовано теми, которые имели зрение подобное Андрееву, и прославлено сперва только молившимися в оном храме, потом всею Константинопольскою Церковью и наконец всем Востоком. Церковь , обрадованная толиким благодеянием, установила празднество во славу сего видения, или всегдашнее воспоминание молитвенного ходатайства пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно-Девы Марии о Христианах 230 . Церковная служба на праздник покрова Пресв. Богородицы неизвестно кем из Греков составлена, но – как можно видеть из нее же самой – она составлена была в православной России, только что озаренной благодатным светом Божественного Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

о) Согрешивший Адам за совершение греха подвергается праведному суду и осуждению Божию: Господь Иисус Христос – второй Адам беззаконно осуждается. «За осуждение отриновеннаго осуждение пострада» (Окт. гл. 1, в пяток утра, – кан. Кресту песн. 8, троп. 2).      , п) Вследствие греха Адамова, по праведному суду Божию, род человеческий терпит скорби и болезни ( Быт.3:16–19 ). Господь, для дарования роду человеческому вечной, безболезненной и чуждой всяких скорбей жизни, терпит ужасные скорби и болезни на Кресте: «Болезнями, яже претерпел еси распинаем, болезни уставил еси человечеству и к неболезненному житию всех приводиши, благоутробне Господи» (Окт. гл. 4, в пяток утра, кан. Кресту, песнь 6, троп. 1). «О како претерпел еси болезни, на Кресте простираем, от болезней лютых взимая мя, Спасе» (Окт. гл. 6, в пяток утра, кан. Кресту, пес. 9, троп. 2). р) Проклятие, произнесенное Адаму за грех ( Быт.8:17 ), переходит на весь род человеческий; Господь, для снятия этого проклятия, становится клятвою и привлекает на людей благословение: «Разрешени быша земнороднии от клятвы, клятве Тебе Владыко бывшу и Крестом благословение источившему» (Окт. гл. 3, в пяток утра, кан. Кресту, пес. 3, троп. 2). с) Адаму за совершение греха земля, вместо благословенных плодов, стала произращать терние и волчцы ( Быт.3:18 ). Господь, для пресечения терноносного греха, увенчивается терновым венцем. «Венцем терновым венчан был еси хотя долготерпеливе, якоже Царь истинный, и терноносный грех из корене уставил еси» (Окт. гл. 3, в среду утра, кан. Кресту, пес. 4, троп. 2). «Тебе терноносный Еврейский сонм любве Благодетелю к Тебе не сохрань матерния, Христе, венча, родоначальника разрешающа терновное запрещение» (Окт. гл. 5, в неделю утра, кан. воскреси, пес. 1, троп. 1). т) Адам за совершение греха осуждается Господом – в поте лица своего снедать хлеб свой ( Быт.3:19 ). Господь, предначиная внутренно крестные страдания, для оправдания Адама, молится до кровавого пота. «В поте лица твоего хлеб твой снеси, рекл еси падшему человеку: темже, яко вторый Адам, егда молился еси, пот крове изливашеся из пречистаго тела Твоего: брашно бо Твое волю Отчу творити» (см. в книге: Акафист Божественным страстем Христовым. кан. Крест. пес. 1, троп. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

353 Постн. триодь, сред. утр. сырн. седм. канон, песнь 9-я, ин три-песнец, троп. 1-й, л. 36 на обор. Сравни: Октоих, гл. 1-й: вторн. веч. на Госп. воз. стихира 1, л. 46; сред. утр. кан. п. 4, тр. 1, л. 51 на сб.; нед. по утр. евангельск. стихире Богородич.: «Преблагословенна еси Богородице Дево»... л. 26; втор. веч. на Госп. воз. стихира 1, л. 46; гл. 2-й: суб. на вел. веч. на Госп. воз. стихира 5, л 93; на стиховне стихира 1, л. 93 на об.; сред. кан. утр. п. 4, тр. 1, л. 129 на об.; гл. 3-й: нед. кан. воскр. п. 1, тр. 2, л. 171; пят. кан. утр. п. 3, тр. 2, л. 140 на об., и в других гласах Октоиха мы находим множество песнопений подобного содержания. 355 Постная Триодь, лист 379. М. 1895 Сравни: Октоих гл. 1-й: суб. на вел. веч. стих. на стиховн. 3, л. 12 на обор.; нед. утр. седал. 2-й, л. 19; кан. крестовоскр. п. 6, тр. 1, л. 22 на обор.; икос воскр., л. 23; кан. воскр. п. 8,тр. 2, л.24; кан. крестов. п. 9, тр. 2, л. 24 на об.; стих. на хвалит. 5, л. 25 наоб; гл. 2 й: троп. воскресн. 2-го гласа, л. 94; Богородичен 1-го сед. на нед. утр. л. 99; нед. кан. воскр. утр. п. 3, тр. 2, л. 100 на об.; кан. крестов. п. 6, тр. 1, л. 102; кан. воскр. п. 9, тр. 2, л. 103 на об.; по славословии тропарь, певаемый на гласы: 2, 4, 6 и 8, л. 105; кан. среды, п. 8, тр. 2, л. 131 на об.; гл 3-й: суб. на вел. веч. на Госп. воз. стих. 6, л. 163; на стиховне стих. 3, л. 164 на об.; нед. утр. седал. 2-й, л. 170, кан. крестовоскр. п. 7, тр. 2, л. 173 на об ; и множество подобных песнопений других гласов Октоиха. 357 Триодион, в четверг 4-й седмицы, канон песнь 4, тропарь 1-й, л. 203; сравни: недел. 3 Поста, утр. на хвалит. стих. 3, л. 186; пят. 4 й седм. утр. 3-й канон, песнь 8, тр. 2, л. 210; Октоих, гл 7-й, сред утр. кан. песнь 7, Богородичен, л. 183 на об.; гл. 8, пят. утр. кан. п. 8, тр. 2, л. 272 на об. 360 Октоих, недел. воскр. кан., песнь 7, тр. 2, л. 172 на об. Сравни: гл. 1-й, Нед. на утр. кан. воскр. п. 4, тр. 1, л. 21; гл. 3-й, вторн. веч. на Госп. воз. стих. 3; гл. 5 й, вторн. веч. на Госп. воз стих. 6 л. 35; гл. 6-й, суб. на вел. веч. на Госп. воз. стих. 6, л. 79; нед. кан. крестовоскр. п. 5, тр. 1, л. 87 на об.; гл. 7 й, нед. утр. седал. 2-й, л. 153; кан. воскр. п. 7, тр. 1, л. 156 на об.: п. 8, тр. 2, л. 157; сред. кан. п. 6, Богородичен, л. 183: п. 8, тр. 1, л. 184; гл. 8-й, пят. утр. кан. песнь 5. тр. 2-й, л. 270 на об. Триодь Постн., Вел. Суб утр. статья 2 я, стих 14, л. 377; кан. Вел. Суб. утр. п. 1, тр. 3, л. 372 на об. Триодь цветн. кан Вознес. п. 1, тр. 3 (слава), л. 192 на об.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Наконец, в тех же богослужебных книгах мы находим и раскрытие Богооткровенной истины об избавлении нас от смерти крестною смертью Христа. Свидетельствуя истину дарования нам смертью Христа бессмертия, Святая Церковь в одной из стихир Октоиха говорит: «владыко... претерпев... на древе смерть, ее же ради бессмертие объят род человеческий... Тебе, умершу плотию Всесильне» 392 . Впрочем, что может быть лучше того свидетельства в пользу данной истины, какое выражается в словах пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» 393 . Приведенные нами свидетельства Священного Писания, Святых Отцов Церкви и богослужебных книг настолько ясно и положительно утверждают истину об искуплении нас крестною смертью. Христа, что возникновение после этого мысли об искуплении нас Гефсиманскими душевными муками Спасителя никак не может быть допустимо. Непонятно, каким образом М. Антоний нашел возможным для себя, как богослова, восприять и даже защищать эту ни с чем несообразную мысль?! А также нам кажется странным и тот факт, что это заблуждение находит для себя последователей. Необходимо нашей Высшей Церковной Власти отмежеваться от великого догматического заблуждения М. Антония. Она должна это сделать не только по требованию своего долга охранять Святая Церковь от всяких заблуждений в области православной веры, но и потому, что душе покойного М. Антония, несомненно, будет легче, если его заблуждение будет вскрыто, и чрез это устранится повод к соблазну и гибели малых сих. 320 Октоих, ч. I, служба 3-го гласа, л. 171. Сравни: Октоих 1-го гл:. Седал. воскр. И-й. л. 18 на обороте; канон воскр. песнь 4, тропарь 2-й, л. 21 на об.; песнь 5, т ρ . 1, л. 22; кан. крестовоскр., п. 5, тр. 2, л. 22: п. 6, тр. 1, л. 22 на об.; недел. утр. 1 стихира на хвал., л. 25; нед. блаженна 1; Богородичен по утр. еванг. стихире, л. 26; вторн. веч. на Госп. воз. стихира 4, л. 46; сред. утр. седал. 1-й, л. 49 на об.; сред. утр. кан. кресту, п. 1, тр. 1, л. 5; тр. 2, л. 52; п. 6, тр. 1, л. 52 на об.; п. 7, тр. 1 и 2-й. л. 53; четв. веч. на Госп. воз. стихир. 2, л. 55; пят. утр. кан. п. 1, тр. л. 69 на об.; п. 7, тр. 1, л. 72. 2-го гл: суб. на вел. веч. на Госп. воз. стихиры 1 и 2, л. 92 на об.; нед. утр. кан. воскр. п. 1, тр. 1, л. 100; п. 4, тр. 1 и 2, л. 101; кан. крестовоскр., п. 7, тр. 2, л. 102 на об.; п. 8, тр. 1, л. 103; тропарь по вел. славословии, певаемый при гл. 2, 4, 6 и 8, л. 105; сред. утр. седал. 1-й, л. 128; сред. кан. п. 4, тр. 1, л. 129 на об.; п. 5, тр. 1 л. 130; четв. веч. стихира 3 на Госп. воз., л. 143; тропарь: Пречистому образу Твоему покланяемся... л. 146 на об.; кан. утр. пятк. п. 3, тр. 2, л. 147 на об.; п. 4, тр. 2, л. 148; Блаженна 3 пятка, л. 152. 3-го гл: нед. кан. кре- стов., п. 1, тр. 1, л. 171; кан. воскр. п 3, тр. 1, л. 171 на об.; п. 4. тр. 1. л. 172; и многия другия песнопения 4, 5, 6, 7 и 8-го гласов подобного содержания. См. Октоих. М. 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

1 ст. «Кто этот пришедший из Идумеи, в червленных (красных) одеждах – из Восора, столь прекрасный (сей красен, οτος ραος) в своем вооружении (во утвари) и с великою силою (зело с крепостию)? –Я Тот, Который объявляю (Аз глаголю) правду и спасительный приговор» (суд спасения). Выше (гл. 62:11) пророк от лица Бога возвестил, что скоро придет Спаситель; а теперь созерцает Его пришедшим в качестве Победителя, поразившего Своих врагов. Этот Победитель идет из земли Едом или Идумеи 96 точнее – из главного города этой страны Восоры (ср. Ис. 34:5–6 ), идет в обагренных кровью одеждах, в прекрасном вооружении и с великою славою. При виде Его пророк как бы в недоумении вопрошает: «кто это?» – В ответ на это Победитель открывает о Себе, что Он есть вестник справедливости (Аз глаголю правду, ср. выше: – Ис. 11:4–6 ) и виновник спасения (суд спасения), иначе – Обетованный Мессия Иисус Христос, Которому Отец отдал весь суд ( Ин. 5:22 ), о чем еще Псалмопевец сказал: Боже суд Твой цареви даждь, и правду Твою Сыну цареву ( Пс. 71:1 ). Подобно пророку и наша церковь в песнопениях своих вопрошает: «Кто сей Спас, иже от Едома исходя, червлену ризу имый?» – И сама отвечает на этот вопрос: «Израилев есть сей Святый (ср. Ис. 1:4 ), во спасение наше и обновление» (Воскр. кан. 1-го гласа 1-й троп. 4-й песни). Или еще: «кто сей красен из Едома, и сего очервления ризное от винограда восорска, красен яко Бог, яко человек же, кровью плоти ризу очервлену нося? – (Ответ на этот вопрос: это воскресший ныне Христос), Ему же поем вернии: слава силе Твоей Господи». (Та же песнь 4-й тропарь). 2–3 ст. «Почему же одежды твои имеют красный цвет (червлены) как бы от топтания точила» (2 ст.)? – снова вопрошает пророк и в ответ на это слышит: «Я действительно в некотором смысле совершил топтание точила (исполнен истоптания), (и сделал это дело Я один), со Мною не было никого из людей: Я топтал (попрах) их (т. е. врагов церкви) в ярости Моей, стер как бы в порошок (сотрох я яко персть) и кровь их пролил (сведох) на землю и запятнал одежду мою» (3 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Номоканон I, 9 (Аф. Синт., I, 49). 1295 IV Всел. соб. кан. 25, Трул. 35. Это, главным образом, касается управления церковным имуществом за время вдовства епархии. По новейшему церковному законодательству, после смерти епископа в одних церквах подлежащая власть передает управление епархией до поставления нового епископа кому-нибудь из ближайших епископов (ст. 38 болгарск, экзарх, устава 1895 г., в Сербии, по § 24 закона о церк. властях 1890 г. управление вдовствующею епархией может быть поручено архимандриту, которого назначает митрополит), в других – сначала епархиальная консистория временно управляет делами, с установленными ограничениями, а затем управление переходит к особому администратору (ст. 5 закона 1852 г. об епархиях в Греции; § 98 органического устава 1869 г. Сибинской митрополии; §§ 127–129 консистор. устава 1869 г. для Буковинской епархии). 1296 Ап. кан. 36, Антиох. соб. кан. 17, Васил. Вел. кан. 10, послан. III Всел. собора (или кан. 9 того же собора). 1297 Ап. кан. 36, Анкир. соб. 18, Антиох. 18 и толков. архим. Иоанна на этот последний канон (I, 408–410). 1299 Связь епископа с своею церковью уподобляют связи Христа с церковью, и епископ, трудясь всю свою жизнь о чистоте и неповрежденности церкви, должен по смерти своей предоставить ее Христу, первому жениху ее, такою же чистою и неповрежденною, какою и принял ( 2Кор. 11:2 ). См. архим. Иоанна толк. на 14 Ап. кан. и 24 Халкид. соб. (I, 157; II, 307). 1301 Ап. кан. 14 и толкован. архим. Иоанна на 21 кан. Антиох. соб (I, 412–414). Ср. подробности об этом у Ζhishman, Die Synoden. 8. 12–17. 1302 Ср. ст. 6 канонизма о епископах в Константинопольском патриархате; ст. 4 закона 1852 г. о епископах в Греции; ст. 47 (соотв. 56) болг. экзарх, устава, и § 26 закона о церк. властях в Сербии. 1303 См. послание (иначе 9 кан.) III Всел. собора, 3 кан. Кирилла Алекс., 10 кан. Петра Александ., Перво-втор. соб. кан. 16 и мое толкование послания III Всел. собора («Правила с тумач.». II, 349–375). 1304 См. §§ 54, 56, 60 и 71 (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1797 Напр. в Австрии, по 122 и 123 § свода уголовных законов 27 мая 1852 г., тяжелым тюремным заключением, от 1 до 10 лет, наказываются преступления против религии, наказываемые церковною властью анафемою. Ср. об этом относительно римско-католической церкви превосходное исследование Dr. Jos. Fessler, Der Kirchenbann und seine Folgen (Sammlung vermischter Schriften über Kirchengesch. u. Kirchenrecht. Freib. im B., 1869. 187 fg.). 1799 31 Ап. кан., говоря о наказании, которое следует налагать на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это должны делать μετ μαν, κα δευτραν, κα τρτην παρκλησν (Аф. Синт., II, 39). См. О нынешнем применении этого наказания 26 прим, этого §. 1800 Ап. постановл., кп. II, гл. 48 (Pitra, I, 194), 19 кан. IV Всел. соб. В смысле выговора, о котором упоминает этот кан. IV всел собора, следует разуметь и 25 кан. Антиох. и 13 Сардик. соб. 1801 В канонах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (епископа на пресвитерскую, 20 кан. Трул., ср. и 10 кан. Лаод.). Но этому противоречит 29 кан. IV Всел. собора, который говорит, что εροσυλα, πσκοπον ες πρεσβοτρου βαθμν φρειν, и, следовательно, по толкованию Зонары 20 кан. Трул. соб. (Аф. Синт., II, 349), Вальсамона (ib. 350) и архим. Иоанна (II, 317) должно понимать, как сказано у нас в тексте; основные же соображения об этом см. в моем толковании 29 кан. Трул. соб. (Правила с туман. I издание, II, 144). 1802 Ап. кан. 35. В Сербии лица духовного сана, приговоренные к монастырскому наказанию: " а) не имеют права ни выходить из монастыря, ни ходить в приход; б) в монастырский храмовой праздник они должны находиться в назначенном им месте, а не ходить в народе; в) кроме определенной им комнаты, они не могут ночевать в другой, ни после определенного срока задерживаться у других; г) должны точно и регулярно посещать утреню, часы, литургию и вечерню и на клиросе читать или петь; д) в своей келии читать Библию и другие книги церковного содержания» (предписание архиерейского собора консисториям 15 сент. 1865 1567); и если кто-либо из них нарушить упомянутые правила, то .настоятель монастыря должен исправлять его следующими наказаниями: поклонами в церкви до сто раз, чтением одной или больше кафизм, с лишением выхода из келии на 24 часа без сухоядения или с сухоядением» (определение арх. собора 22 дек. 1869 года 6065), ср. чл. 175 закона о црквеним властима 1890 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

– спорная (contentiosa), если она осуществляется в отношении достижения и отстаивания прав, принадлежащих физическим или юридическим лицам, или же к объявлению юридических фактов (кан. 1400, § 1, 1-е); – карательная (poenalis), если она осуществляется для установления личной ответственности за противозаконное деяние или для юридической декларации наказания (кан. 1400, § 1, 2-е). Таким образом, осуществление судебной власти, которое должно производиться по предписаниям права (кан. 135, § 3), служит защите личных или общих прав. Судебная власть не может быть делегирована. Единственное исключение из этого положения делается для осуществления актов подготовки какого-либо декрета или судебного решения (кан. 135, § 3). Церковь обладает собственной и исключительной властью выносить судебные решения по: – делам, относящимся к духовным вопросам (вера, нравы, таинства, обеты) или связанным с таковыми (церковное имущество); – делам, относящимся к нарушению церковных законов, или таким, где присутствует вопрос о грехе – в том, что касается определения вины и наложения наказания (кан. 1401); – вместе с тем споры, возникшие из актов административной или исполнительной власти, могут быть переданы только настоятелю или административному суду (кан. 1400, § 2). •Коллегия Епископов, всегда со своим главой и никогда – без своего главы, обладает полной судебной властью (кан. 336), которую она может осуществлять на Вселенских Соборах. Римский Первосвященник лично обладает полнотой судебной власти (канн. 331; 333, § 1), однако обычно он осуществляет её посредством особых комиссий или судов Святого Престола, составленных для рассмотрения данного дела (кан. 1442). Диоцезальные Епископы обладают в отношении своих диоцезов судебной властью, которую они обычно осуществляют в первой инстанции через посредство либо диоцезального суда и судебного викария (канн. 1419, § 1; 1420, §§ 1–2; 1421, §§ 1–2), либо региональных судов (кан. 1423), а Митрополит – посредством суда митрополии (кан. 1438, 1-e, 2-е).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Как правило, в полномочия коллегии входят следующие вопросы: – если диоцезальная кафедра остаётся вакантной и в диоцезе нет Епископа-коадъютора, а Епископ не составил список заместителей для подобных случаев, коллегия обязана избрать священника, к которому переходит управление диоцезом (кан. 413, § 2); – если кафедра остаётся вакантной, то в течение восьми дней после извещения об этом коллегия должна избрать диоцезального администратора (кан. 421, § 1); – если отсутствует Епископ-помощник, то коллегия обязана известить Апостольский Престол о кончине Епископа (кан. 422); – если кафедра остаётся вакантной, то к коллегии переходят полномочия совета священников (кан. 501, § 2); – коллегии следует принять исповедание веры у диоцезального администратора (кан. 833, 4°); – папскому легату следует выслушать мнение хотя бы некоторых членов коллегии о назначении диоцезального Епископа и Епископа-помощника (кан. 377, § 3); – вступая в каноническое владение диоцезом, Епископ должен лично или через своего представителя предъявить коллегии письмо о своём назначении на должность, выданное Апостольским Престолом. То же самое обязаны сделать при вступлении в должность Епископ-помощник и Епископ-коадъютор, причём последний лишь в том случае, если диоцезальному Епископу что-либо препятствует занять кафедру (канн. 382; 404). Диоцезальный Епископ должен выслушивать мнение коллегии в следующих случаях: – прежде чем совершить акт ординарной администрации, особо важный для диоцеза (кан. 1277); – при назначении диоцезального эконома и при его смещении до исполнения пятилетнего срока (кан. 494). Необходимо согласие коллегии для того чтобы действительным образом: – диоцезальный Епископ мог осуществлять акты экстраординарной администрации (кан. 1277); – сам Епископ или уполномоченные им и юридически подчинённые ему лица могли осуществить отчуждение (alienatio), сумма которого превышает пределы, установленные конференцией Епископов (канн. 1292, § 1; 1295); – диоцезальный администратор мог разрешить клирику инкардинацию, экскардинацию или перевод в другую отдельную Церковь по истечении года с того дня, как епископская кафедра осталась вакантной (кан. 272)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010