Конституционально-правовая роль Евхаристии подчеркивает ся в Кодексе канонического права также на субъективном уровне, то есть на уровне церковной жизни верующего. Согласно канона 209 § 1, верующий всегда призван сохранять общение с Церковью и в самом образе действия. В самом деле, Евхаристия представляет собой одновременно таинство, усовершенствующее вступление в христианство ; пищу, питающую верующего на протяжении всей его жизни; и святое напутствие, утешающее христианина на пороге смерти 338 . Если крещение и конфирмация составляют невозобновляе мый сакраментальный элемент инициации христианина, то Евхаристия представляет собой динамический момент. Все они «таким образом связаны между собой, что являются необходимыми для полноты вхождения в христианство » (кан. 841 § 1). Как следствие, канон 866 предписывает, чтобы крестившийся и прошедший конфирмацию взрослый сразу же после этого «принял участие в евхаристическом собрании и причастился». Если такое участие активно осуществляется на протяжении всей жизни, то оно побуждает верующих к «частому принятию этого таинства» (кан. 898), а священников – к его частому (по возможности, ежедневному) преподанию 339 . Наконец, важнейшее значение Евхаристии для жизни христианина подчеркивается правом больных и умирающих на принятие святого Напутствия (viaticum) 340 , и соответствующей обязанностью, возложенной законодателем на приходских настоятелей, викариев и капелланов, а в случае необходимости на «любого священника или другого служителя Святого Причастия» (кан. 911). Этим кратким упоминанием о Евхаристии как о viaticum затрагивается другая проблематика, имеющая важное конституцио нальное значение, – проблематика, связанная с правом принимать Святое Причастие и обязанностью верующего участвовать в воскрес ной Евхаристии. Право каждого крещеного христианина принимать таинства от собственных пастырей утверждено каноном 213. В том, что касается Евхаристии, его уточняет канон 912, который гласит: «Всякий крещеный христианин может и должен быть допущен ко Святому Причастию, если только ему это не запрещено законом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

332 См. прежде всего LG 11, 1, а также CD 30, 6 и SC 10, 1. Анализ этих текстов и углубленное рассмотрение пневматологического измерения христианского священства см. в: L. Gerosa, Carisma e diritto nella Chiesa. Riflessioni canonistiche sul «carisma originario» dei nuovi movimenti ecclesiali, Milano 1989, сс. 135_156. 335 В CIC/1917 нормы, посвященные евхаристии, собраны в двух главах: первая озаглавлена De sacrosancto Missae sacrificio (каноны 802_844), вторая – De sanctissimo Eucharistiae sacramento (каноны 854_869). В полном отрыве от них затем трактуются вопросы, связанные с сохранением и почитанием Sanctissimum Sacramentum (каноны 1265_1275). 338 В этом отношении см. R. Ahlers, Communio eucharistica, op. cit., сс. 111_125; P. Kramer, Kirchenrecnt I, op. cit., сс. 71_72. 339 См. каноны 904 и 276 § 2 п. 2. К сожалению, движение в этом направлении церковного законодателя 1983 г., подтвержденное каноном 917 (о возможности принимать евхаристию дважды в день) и каноном 905 (о возможности служить евхаристию дважды в день), прерывается несколько устаревшей нормой канона 920 об обязанности каждого верующего принимать причастие по меньшей мере один раз в год, во время Пасхи. 342 См. SC 106. Помимо праздничных дней, перечисленных в § 1 канона 1246, диоцезальный епископ вправе установить в своем доицезе особые праздничные дни (см. кан. 1244 § 2), а конференция епископов правомочна отменить или перенести на следующее Воскресение некоторые предписанные праздники (см. кан. 1246 § 2); о вопросе в целом см. P. Kramer, Kirchenrecht I, op. cit., сс. 75_79. 344 Partecipatio называется полной, если выражается в получении святого причастия, см. Communicationes 15 (1983), с. 195. 345 Таково также заглавие книги: H.U. von Balthasar, Das Ganze im Fragment. Aspekte der Geschichtstheologie, Einsiedeln 1963 (итал. пер. Il tutto nel frammento, Milano 1970). 346 См. кан. 2. Эти литургические нормы собраны в: R. Kaczynski, Enchiridion documentorum instaurationis liturgicae, I (1963_1973), Torino 1975, I Praenotanda dei nuovi testi liturgici, под редакцией А. Donghi, Milano 1989. Особенно важное, притом юридически обязывающее значение (см. Notitiae 5 (1969), с. 417) имеет общее вступление к: Messale Romanum ex decreto Sacrosancti Ocumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli PP. VI promulgatum, Ordo Missae, Citta del Vaticano 1969 (editio iuxta typicam alteram 1977).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Ограничения на род вкушаемой пищи также с течением времени облегчались; если в средние века нормой было воздержание от мяса, яиц и молочной пищи, то в XX веке осталось лишь ограничение на мясо. Таким образом, Кодекс Канонического Права 1917 г. в Католической церкви различает две раздельные категории поста: собственно пост, и воздержание (кан.1251). Пост предполагает ограничение числа вкушений пищи в день: одна полноценная (сытная) трапеза и две более лёгких (в виде завтрака и ужина). При этом род и количество принимаемой пищи определяется самостоятельно, если к этому специально не присовокупляется воздержание, которое заключается лишь в отказе от употребления мясных продуктов (кан. 1250). Исходя из этого Великим постом (который тоже длится 40 дней) они во все дни, кроме воскресенья, ограничивают только количество пищи, не обращая внимания на ее качество, отказываясь от приема мяса лишь в пятницы и субботы. Из многодневных они соблюдают еще зимний, Рождественский пост. А из однодневных кануны некоторых великих праздников (типа наших сочельников), в которые соблюдают пост и воздержание от мяса. Кроме того, в пятницы всего года их устав предписывает воздержание от мяса, но без поста (т.е. без ограничения в количестве любой другой пищи). Хотя на практике многие соблюдают пятницу лишь периодами Великого и иногда Рождественского поста, а среда вообще от других дней ничем не отличается. Есть еще Евхаристический пост, который состоит в воздержании от пищи от 1 до 3 часов до принятия Причастия, при этом употребление воды (и лекарств, кому они необходимы) не ограничивается. Но и это еще не все. Есть еще возрастные ограничения. Воздержание от мяса начинают соблюдать от 14 лет и до конца жизни, а пост — от 21 года до 60 лет. При этом по различным причинам (например, болезни) может быть дано послабление или полное освобождение от соблюдения воздержания или поста. Протестанты пошли еще дальше, рекомендуя лишь умеренную еду и особо благочестивую жизнь во всю жизнь или по крайней мере в периоды Вел. и Рожд. постов. Однако их посты «мясоедны», поскольку они не подразумевают запрета на употребление определённых видов пищи. При этом подчеркивается, что пост нельзя использовать «в качестве мерила праведности».

http://azbyka.ru/video/69-post-severjan/

21 февраля 1928 г. по делу Братства преподобного Серафима Саровского , объединенному с делом молодежного кружка под названием «Космическая Академия Наук» (КАН), Андреевский был арестован, а 8 октября того же года Коллегией ОГПУ осужден на пять лет концлагеря и направлен на Соловки; другие члены братства и КАН также получили свои сроки. С. А. Аскольдов был осужден на три года высылки, Д. С. Лихачев – на пять лет концлагеря и отправился вместе с Андреевским на Соловки. На допросах, как свидетельствуют материалы архивного следственного дела, Иван Михайлович вел себя твердо, отрицая практически все обвинения и не выдав членов своего «воскресного» кружка (небольшую группу молодежи, продолжавшей ходить к нему вне деятельности Братства преподобного Серафима Саровского ). Через две недели после вынесения приговора с этапом его отправили в Кемь 161 . Соловецкий период заключения описан И. М. Андреевским главным образом в публикуемых в настоящем издании очерках. Отдельные штрихи и эпизоды, относящиеся к этому периоду, нашли отражение и в ряде других его работ 162 , сведения о его пребывании в Соловецком лагере содержатся также в воспоминаниях Д. С. Лихачева и Η. П. Анциферова 163 . Значительную часть воспоминаний И. М. Андреевского о лагерном периоде составляют его зарисовки о церковной (тайной для властей) жизни на Соловках и воспоминания о ярких деятелях церковного движения «непоминающих», с которыми он был близок, – священноисповеднике епископе Викторе (Островидове), епископах Иларионе (Вельском), Нектарии (Трезвинском), епископе «иосифлянского» посвящения Максиме (Жижиленко), протоиерее Николае Пискановском и других. Выжить в условиях лагеря Ивану Михайловичу помогла врачебная квалификация, в особенности врача-психиатра. Он работал в лагерных лазаретах, участвовал в лагерных психиатрических экспертизах, в том числе в отношении сотрудников и начальников лагеря, накопил в этом отношении солидный научный материал, который опубликовал в эмиграции 164 . В течение девяти месяцев заключения в «Крестах», двух с половиной лет пребывания в Соловецком концлагере, затем опять пребывания в течение года в ДПЗ в Ленинграде, куда его привозили с Соловков для допросов по «Академическому делу», ему пришлось многое перенести от советской карательной системы. «Меня много мучили и пытали... Я сам когда-то «стоял» 36 часов... – говорил он в тюрьме заключенному профессору, к которому применили пытку «стоянием». – Я пережил очень много, но самое тяжелое – это инсценировка расстрела, затем 6-месячное пребывание в темном карцере. Вы спрашиваете, какие у них методы «воздействия»? Прямо скажу – жуткие и ужасные, иногда совершенно невыносимые... У меня теперь не поворачивается язык обвинять тех, кто выдал своими показаниями друзей, кто даже клеветал на них» 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. В Чемульпо числится 378 членов и испытуемых. Воскресные богослужения утром посещают средним числом 350 чел. и вечером 150–200. Вновь крещено взрослых и детей 124. Собрано на нужды церкви 1100 долл. корейской монетой; вообще здешние христиане отличаются щедростью по отношению к церковным нуждам. Пастырские обязанности несет г. Чан Кён-хоа, проповедник, не получающий жалованья. Храм Веслея, хотя покрыт, но еще не оштукатурен и не вполне закончен. 2. Инь-чхёнь – околоток. Здесь работает деятельный проповедник Пак Чун-чжэ. Христиан 98 челов., вновь окрещено 23. Собрано с корейцев 200 ф. ст. местной монетой. В околотке имеется три служебных пункта. 3. Пу-пхён. Числится 157 членов, крещено 50, собрано денег 109 ф. ст., служебных пунктов 7. Проповеднические обязанности несли бесплатные работники. 4. В Нам-яне миссионерское дело организовано в прошлом году. Христиан состоит 87 челов. В брате Stong мы имеем многообещающего человека, и я имею удовольствие рекомендовать его, как катехизатора. Крещено взрослых 45 чел. Собрано корейских денег 110 ф. ст. 5. На о. Кан-хоа был сильный голод, но христиане вынесли беду мужественно. Из среды их выдается по верности и благочестию бесплатный сотрудник Ким Сянним, неутомимый в путешествиях и ревностный проповедник. Его рекомендуем к посвящению во диакона. В уезде всего с испытуемыми 416 членов, крещено вновь 82 человека. Денег собрано 224 ф. ст. 6. В пров. Хоан-хэ отличается брат Ким Гибом, достойный быть рукоположенным во священника: он регулярно посещает и укрепляет церкви в провинции. В пров. 19 проповеднических пунктов и 575 членов и испытуемых. Крещено 91 человек. Денег собрано 205 ф. ст. Обращено преимущественное внимание на воскресные школы, и мы свидетельствуем о их удовлетворительных и очевидных успехах. Более половины нашего христианского населения, юные и взрослые, посещают школы. Каждый христианин, умеющий читать, владеет Евангелием и изучает его. В двадцати трех пунктах округа организованы воскресные школы с 67 учителями и 975 учащимися. Нормальных школ имеется 5 мужских и 5 женских; в тех и других обучалось 144 человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Стихи о Вербном Воскресенье 4 мин., 18.04.2019 Борис Пастернак. Отрывок из стихотворения «Земля» И тех же верб сквозные прутья, И тех же белых почек вздутья И на окне, и на распутьи, На улице и в мастерской. Афанасий Фет. Уж верба вся пушистая Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад... Какой-то тайной жаждою Мечта распалена - И над душою каждою Проносится весна. Константин Бальмонт. Вербы Вербы овеяны Ветром нагретым, Нежно взлелеяны Утренним светом. Ветви пасхальные, Нежно-печальные, Смотрят веселыми, Шепчутся с пчелами. Кладбище мирное Млеет цветами, Пение клирное Льется волнами. Светло-печальные Песни пасхальные, Сердцем взлелеяны, Вечным овеяны. Александр Блок. Вербочки Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня. В воскресенье вербное Завтра встану первая Для святого дня. Саша Черный. На вербе Солнце брызжет, солнце греет. Небо – василек. Сквозь березки тихо веет Теплый ветерок. А внизу все будки, будки И людей – что мух. Каждый всунул в рот по дудке – Дуй во весь свой дух! В будках куклы и баранки, Чижики, цветы… Золотые рыбки в банке Раскрывают рты. Все звончее над шатрами Вьется писк и гам. Дети с пестрыми шарами Тянутся к ларькам. «Верба! верба!» в каждой лапке Бархатный пучок. Дед распродал все охапки – Ловкий старичок! Шерстяные обезьянки Пляшут на щитках. «Ме-ри-кан-ский житель в склянке Ходит на руках!!» Пудель, страшно удивленный, Тявкает на всех. В небо шар взлетел зеленый, А вдогонку – смех! Вот она какая верба! А у входа в ряд – На прилавочке у серба Вафельки лежат. Агния Барто. Апрель Верба, верба, верба, Верба зацвела. Это значит, — верно, Что весна пришла Это значит — верно, Что зиме конец. Самый, самый первый Засвистел скворец. Засвистел в скворечне: Ну, теперь я здешний. Но весне не верьте, Слышен ветра свист. Ветер, ветер, ветер По дорогам вертит Прошлогодний лист. Все апрелю шутки! Сельский детский сад Утром скинул шубки, В полдень — снегопад. Но не так уж скверно Обстоят дела, Если верба, верба - верба зацвела. Алексей Хомяков. Вход в Иерусалим

http://foma.ru/stixi-o-verbnom-voskresen...

Тот факт, что здесь законодатель не упоминает должного приуготовления, как в каноне 843 § 1, усиливает данное право. При этом решение вопроса о наличии субъективной готовности верующего изымается из компетенции служителя Святого Причастия. Такое решение, в соответствии с нормой канона 916, правомочен принимать сам верующий, который желает причаститься. Возможное ограничение этого права со стороны священнослужителя подлежит объективным критериям. Они установлены каноном 915, который гласит: «К Святому Причастию не допускаются лица, подвергнутые отлучению или интердикту; те, на кого наложена каноническая санкция или в отношении которых объявлено о наложении санкции; а также упорствующие в явном тяжком грехе». Внесенное законодателем уточнение относительно непременного наличия наложенной или объявленной канонической санкции, а также объективного и всей общине известного греха, есть очевидное свидетельство того факта, что возможность отказа в Причастии со стороны священнослужителя подлежит юридическим критериям, формально более строгим, чем соответствующие критерии прежнего Кодекса 341 . В соответствии с апостольской традицией, заново представлен ной Вторым Ватиканским собором 342 , каноны 1246_1248 подтверждают обязанность каждого верующего христианина соблюдать воскресение как «основной праздничный день». В этот день празднуется «пасхальное таинство» святой Евхаристии, в которой «должны принимать участие» все верующие. В сравнении с Кодексом 1917 г. нормы нового Кодекса, касающиеся обязанности (хотя и не названной в каноне 920) соблюдать воскресение, значительно упрощены. Во-первых, церковный законодатель больше не говорит об «omnes et singuli dies dominici» (всех и отдельных воскресных днях) 343 , но просто о воскресном дне. Во-вторых, эта обязанность подразумевает не просто auditio (слушание) Святой Мессы, но partecipatio (участие) в ней (кан. 1248) в соборном, то есть активном, смысле слова 344 . Таким образом, речь идет об обязанности, которая имеет очень мало общего с моральной казуистикой прежних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Митрополит Анфим во время воскресной проповеди в салоникском кафедральном соборе св. Софии высказался в защиту бывшего главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана. Иерарх назвал недопустимыми те унижения, которые пришлось испытать Д. Стросс-Кану во время ареста. Афины. 23 мая. ПРАВМИР — Митрополит Анфим во время воскресной проповеди в салоникском кафедральном соборе св. Софии высказался в защиту бывшего главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана. Иерарх назвал недопустимыми те унижения, которые пришлось испытать Д. Стросс-Кану во время ареста. Проповедь была произнесена в присутствии министра юстиции Хариса Кастанидиса. «Мы должны проявлять уважение к каждому человеку, пока его вина не доказана, и налагать только те наказания, которые предусмотрены законом, а те, которые хотят нам навязать», — сказал митрополит Анфим. Салоникский предстоятель напомнил собравшимся евангельский рассказ о блуднице, которую собирались побить камнями, но Христос обратился к собравшимся со словами: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». Подобное отношение, по словами митрополита Анфима, нужно проявить и к бывшему главу Международного валютного фонда, который может раскаяться в своем грехе, даже если будет признан виновным. Защита Д. Стросс-Кана митрополитом Анфимом, возможно, вызвана тем, что возглавляемый Д. Стросс-Каном МФВ долгое время оказывал существенную поддержку экономике Греции, которая в настоящее время находится в тяжелом кризисе. 3 апреля 2011 года на ежегодном заседании МВФ и Всемирного банка Стросс-Кан выступил с концептуальной полуторачасовой речью, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. В ней он бросил вызов существующей мировой политической и экономической системе. Вскоре после своего выступления 14 мая 2011 года он был арестован в Нью-Йорке по обвинению в сексуальных домогательствах к служащей отеля, в котором он находился перед отлетом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/salonikskij-mitropolit...

Искренняя радость наполнила все существо мое! Не думал, что сегодня придется помолиться, да еще так. Оглянулся я: многие солдаты на коленях усердно молятся. Поют все и весь молебен: и тропарь, и «Господи, помилуй», и запевы. Вот где особенно познается необходимость и польза общего пения: ведь оно весьма одушевляет, заражает, так сказать, молитвенным чувством. Придет человек на молитву с холодным сердцем, вдруг запели все, он невольно начинает подтягивать и увлекается общей молитвой. Растаивает всякая холодность души… Такое настроение испытывают многие, очень многие… Участвуя в общем пении молитв, солдатик изучает церковные чудные напевы, начинает любить их и понемногу петь и один. Так, однажды темным вечером вышел я гулять, слышу, где-то вдали плетется двуколка и доносится голос, поющий: «Яко Спаса родила еси душ наших». Я остановился. Звуки замерли в темноте, только еще ближе подходит тележка. Вдруг снова пение: «Свете тихий…» Затем слышится: «От юности моея мнози борют мя страсти». Тележка поравнялась со мною. Смотрю, пехотный солдатик на козлах возвращается с позиций; за плечами винтовка, на голове башлык. Невольно благословил его, а он уже проехал и все поет: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается…» Далеко в ночной тишине разносился его голос, наконец замер. Я стоял как очарованный и едва поборол волнение, охватившее меня. Так, по милосердию Божию, и помолились мы; даже и краткое поучение успел сказать о воскресении. Увещевал воинов не бояться смерти, а твердо верить в общее наше воскресение. Бояться, поучал я, нужно больше всего греха, который делает смерть страшною. Благословил всех крестом, поздравил с праздником и спрашиваю: «Ну что, дорогие, озябли?» «Никак нет,— понеслось со всех сторон,— мы очень рады». «В таком случае,— сказал я,— и в следующий праздник приходите, отслужим молебен». Разошлись. Солдаты побежали и, как кроты, полезли в свои землянки, а я направился в свой «дворец» на кан отогреваться чаем. Ксенофонт принес кипяток. Беседуем, вспоминаем, как, бывало, я приходил из церкви и он подавал мне самовар.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

Ирина 22 февраля 2013, 18:17 Я живу в одной из скандинавских стран и о методах восспитания детей в этой стране успела узнать на собственном опыте. Мы с мужем пережили страшное, у нас отнимали ребенка. СЛАВА БОГУ ребенка нам вернули, но радость как то померкла, мы до сих пор под пристальным вниманием работников комитета по защите детских прав. И вот теперь уже ребенок имеет права, а мы, родители уже всего боимся. Я православная и считаю себя вооцерковленной, ребенок крещен в православии. Как восспитывать теперь собственного ребенка мы не знаем, понимаю что надо как то приспосабливаться, но как, что бы не навредить. Страшно за детей Нам очень нужна помощь провославного психолога Где получить такую помощь? Sokol 28 января 2013, 18:51 Я не сторонник юю но наказывать ребенка ремнем это зверство со стороны родителей!Что если вас отстегать ремнем по заднице вам понравиться? Если муж ударит жену то она пойдет и снимет побои и мужа если не посадят то оштрафуют!Что происходит с ребенком его бьют родители ремнем его оскорбляют а защищать некому а ребенку больнее в сто раз чем взрослому!Я все испытал на собственной шкуре и остался инвалидом на всю жизнь.Если родители подонки мрази и моральные уроды то в чем вина ребенка? Права у ребенка должны быть и если родители позволяют при так сказать воспитании применять к ребенку телесные наказания то ребенок должен иметь право засудить таких родителей!Чтоб эти подонки знали бить детей НЕЛЬЗЯ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЧТО БЫ НЕ СДЕЛАЛ РЕБЕНОК БИТЬ НЕЛЬЗЯ И ТОЧКА! Сергей Сидоров 10 января 2013, 13:37 Некоторое время назад, когда на РСН еще была программа " Время доверия " , я спросил у протоиерея Андрея Лоргуса, как он относится к опусам Медведевой и Шишовой? Он, профессиональный психолог, декан психфака Российского Православного Университета, сказал мне, что к психологии эти опусы не имеют никакого отношения. Будучи педагогом по образованию, я знаю, что их опусы не имеют отношения и к настоящей педагогической науке. Сравните их хотя бы с трудами выдающихся советских и современных специалистов в данной области: В.А. Сухомлинского, В.А. Кан-Калика, П.И. Пидкасистого. В современной системе образования, как светского (средние школы), так и православного (православные гимназии, воскресные школы), опыт этих педагогов, к сожалению, не востребован. А ведь научные изыскания П.И. Пидкасистого (теория Целостного Педагогического Процесса) относятся ко времени после 2000 года. Так почему бы не использовать достижения современной педагогической науки в православных учебных заведениях, если господа Ливанов и Фурсенко решили ими пренебречь?

http://pravoslavie.ru/39375.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010