Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Описывая Покровский собор, современники использовали эпитеты «величественный», «громадный», «обширный», упоминали грандиозные внутренние пространства. Может показаться необычным, что древний монастырский храм столь впечатлял людей и в XIX – начале XX веков, когда в провинции существовало немало значительных зданий, выделявшихся изяществом форм и солидными размерами. От внушительного четверика собора, осенённого массивным пятиглавием, веяло седой стариной. Сдержанный тектонически продуманный декор мягкой живописной пластинкой покрывал стены. В деталях не было единообразия, геометрической правильности – лопатки и ниши имели разную ширину, повсюду варьировались очертания. В памяти возникают близкие угличскому памятнику храмы Белозерья – прославленной «Северной Фиваиды». Но Покровский собор превосходил своими масштабами соборы Кирилло-Белозерского, Спасо-Каменного, Ферапонтова монастырей. Кроме того, существенно отличались характер декора и пятичастная структура фасадов. По аналогии с другими храмами второй половины XV века убранство могло включать рельефные керамические плиты и балясины, но они не были выявлены. Ниши имели незначительную глубину, многолопастные остроконечные завершения и явно не предназначались для установки балясин. На первоначальных кокошниках и барабане могли присутствовать типичные ряды «поребрика» и «бегунка», но проверить это уже невозможно. Храм имел следующие размеры: длина с алтарём 12 саженей, ширина 10 саженей с аршином, высота от основания до кровли 6 саженей (26х22,3х12,8 м). В качестве сравнения отметим, что основной объём собора Воскресенского монастыря (1674-1677) без галерей несколько уступает Покровскому – длина с алтарём 10 саженей 2 аршина, ширина 8 саженей 2 аршина (23х18,7 м), а это один из наиболее значительных храмов Углича! Изначальный облик Покровского собора можно представить лишь условно – с большой долей гипотетичности. Очевидно, он имел крупный барабан, соответствовавший широкому пространству средокрестия, возвышавшийся над ярусами кокошников-закомар. Но каким мог быть барабан, предназначенный не для освещения интерьера, а для размещения придела? В интерьере опорные столбы были значительно смещены в сторону алтаря. С противоположной северной стороны они образовывали широкие пролёты, делая внутреннее пространство более открытым и просторным. Этой особенностью Покровский собор близок Успенскому собору Кирилло-Белозерского монастыря. Очевидно, аналогично четыре опорных столпа поддерживали систему ступенчато-повышенных арок и сводов. Рукава пространственного креста выделялись простором и высотой.

http://sobory.ru/article/?object=59058

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1526. перестроена в 1829 г. в связи со строительством колокольни. Год утраты:1939 (затоплен водохранилищем) Адрес: Ярославская область, Угличский район (акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки) Изменить описание объекта Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества.  В 1828-31 годах над надвратной Никольской церковью была построена 30-метровая колокольня. Надвратный храм во имя Николая Чудотворца был выстроен в 1526 году. Во второй половине XVII века по обеим его сторонам появились башни. Считается, что на благоустройство обители повлиял митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич, сподвижник патриарха Никона и неутомимый строитель, на счету которого — возведения Ростовского кремля, реконструкция Ростовского Борисоглебского монастыря, Успенского собора и Толгского монастыря в Ярославле, Воскресенского монастыря в Угличе, Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге и т. д. Так, надвратный храм во имя Николая Чудотворца в Покровском Паисьевом монастыре был очень похож на надвратную Никольскую же церковь в ростовском Авраамиевом монастыре, те же башни прочитывались в оформлении Святых ворот в Ростовском кремле. Может быть, что над их созданием работали одни и те же мастера. В 1828–1831 годах надвратная церковь была упразднена, над ее объемом возвысилась колокольня в духе классицизма. Трагической участью Покровского Паисьева монастыря стали не только утрата, но и забвение. Замечательный ансамбль, включавший архитектурные памятники XV-XIX веков, разрушенный и затопленный при строительстве Угличского гидроузла в конце 1930-х годов, остался малоизученным. В последующее время он лишь в редких случаях привлекал внимание исследователей. Конечно, в последние годы создано немало научных работ, но в истории Покровского монастыря остаются «белые пятна», тиражируются и бесконечно повторяются нарочито ошибочные сведения.

http://sobory.ru/article/?object=59060

Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1389. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44 Координаты: 57.17474, 39.392082 Проезд: Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удал ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удален приблизительно на 220 км, от Ярославля — на 55 км. Повернуть в центр Ростова следует возле железнодорожного вокзала. По улице Луначарского нужно ехать до Ростовского кремля, далее по улице Ленина до пересечения с улицей Московской. Здесь надо повернуть налево, к озеру. Вскоре перед вами откроется величественная панорама монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан в 1389 г. Объединяет два бывших монастыря - Спасский (церковь Спаса на Песках) и Яковлевский. Дмитриевский собор (1801 г.) построен на средства гр. Н. Шереметьева. В подземном Воскресенском храме располагались подобия Иерусалимских святынь (сейчас храм открывается раз в году на Пасху). Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, 1 класса, в Ростове, на берегу озера Неро. Основан в 1389 году епископом Ростовским святым Иаковом (см. 27 ноября). С 1764 года до 1888 года он был ставропигиальным; в 1888 году назначен местопребыванием Угличских викарных епископов. В монастырской соборной церкви Зачатия святой Анны, построенной в 1691 году, покоятся под спудом святые мощи основателя монастыря и святого Дмитрия Ростовского (см.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Арзамас. Высокогорский Вознесенский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1716. Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас, посёлок Высокая Гора Координаты: 55.416955, 43.766464 Проезд:2 км к северо-западу от вокзала Арзамас-1 по шоссе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Высогорская Вознесенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Арзамаса, на обширной и кругообразной горе. Основана в 1716 году; в 1735 году, по случаю беспрестанных нападений разбойников, была оставлена иноками, а в 1743 году снова возобновлена. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находятся: Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Иверская — точный список с Иверской Афонской иконы. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасская Высокогорская мужская общежительная пустынь находилась в четырех верстах к северо-западу от Арзамаса, среди высокой обширной горы, господствующей над окрестностью и покрытой вековым лесом. Начало основания монастыря было положено в 1716 году, по решению архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Афиногена, коменданта города Михаила Языкова, арзамасских купцов и мещан, написавших челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой просили разрешения и давали обет построить на Высокой горе, в лесу, часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали строителем и блюстителем часовни. Разрешение было получено и в апреле этого же года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители. Строительство шло очень успешно. Часовня и две земляные кельи для монахов были быстро поставлены. В день Вознесения Господня, который пришелся в этот год на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершен первый крестный ход. Многие жители были восхищены его красотой и торжественностью. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалея о том, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь. В декабре 1718 года он подал челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили митрополита Стефана и набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство теплой деревянной церкви в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=13896

Г Габановская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде, и до 1764 года была приписной к Свирскому монастырю, а с тех пор по духовным Штатам упразднена. Гадяцкий Красногорский Николаевский монастырь Черниговской Епархии заштатный мужской. Находится расстоянием от города Гадяча в 2 вёрстах на правом берегу реки Псиолы вниз по течению оной; строения в нём все деревянные: 1) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ Благовещения Божьей Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи и с трапезой; 3) ЦЕРКОВЬ над св. воротами Рождества Божьей Матери; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские и 5) ОГРАДА. Прибавление из VI тома Гадяцкий Красногорский Николаевский монастырь Стоит при горе Красной, от чего и прозван Красногорским, расстоянием от города Гадяч в 7 вёрстах. Основан он в 1442 году, распространён в 1482 году Иеромонахом Пименом. Возобновлён в 1760 году Гадяцким Полковником с прочими чинами. С 1482 по 1632 годы Настоятели этой обители именовались Начальниками, а в 1632 году Преосвященный Митрополит Киевский Пётр Могила учредил Игуменство. Галактионова пустынь См. Духов или Святодухов Вологодский монастырь. Галилейская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии Валдайского уезда в Деревской пятине и состояла в ведении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Строения были в ней все деревянные. Священнослужение отправляемо было с 1758 по 1764 год священником Вельевского погоста, наконец, в 1764 году по духовным Штатам за ветхостью церкви, вовсе упразднена. Галицкая Чухломская пустынь Упразднённая. См. Чухломская Галицкая. Галицкий Авраамиев Городецкий монастырь См. Городецкий Авраамиев Галицкий. Галицкий Железноборовский монастырь См. Железноборовский Галицкий. Галицкий Николаевский Староторжский монастырь Костромской Епархии 3 класса девичий. См. Староторжский Николаевский Галицкий. Галицкий Новозаозерский Аврамиев монастырь См. Новозаозерский Аврамиев Галицкий. Галицкий Паисеин монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

архим. Арсений (Завьялов) I. Местоположение монастыря и его окрестность Кашинский Димитровский мужской заштатный монастырь находится в города Кашине 1 Тверской епархии, расположен на отлогой возвышенной местности по берегу реки Кашинки, на западном её изгибе. С юго-востока река Кашинка отделяет его от главной торговой части города: северо-восточною стороною примыкает к большому оврагу и протекающему в нём Богословскому ручью; на северо-западе, по направленно ограды, линии домов городских жителей; с юго-западной стороны – огороды и улица, под названием „Конюша» от бывших тут Княжеских конюшен. Монастырь находится среди города и со всех сторон окружен многочисленными приходскими церквами. Так, за рекою Кашинкою на юго-восток, в близком от монастыря и одна от другой расстоянии пять церквей на торговой площади: Церковь Богоявления Господня, двухэтажная, одна из лучших церквей в городе. Троицкая церковь . Здесь в зимнее время происходят внебогослужебные собеседования, в которых принимают участие священники приходских церквей, по назначению благочинного. Церковь Нерукотворного Спаса двухэтажная, в древности называлась „Рождество, что на четырёх улицах“. Покровская церковь , больше известная под именем Макарьевской. Далее за торговыми рядами и земляным валом в бывшем старинном укреплении 2 две церкви: Воскресенский собор и Успенская церковь . Собор Воскресенский штатный, бесприходный, причисляется к кафедре Тверских архиепископов, которые именуются Тверскими и Кашинскими. Здание Воскресенского собора, с массивною и высокою при нём колокольнею, находится на берегу реки Кашинки среди древней крепости и, возвышаясь своею колокольнею над всеми церквами, главенствует над всем городом. В нем почивают мощи блаженной княгини Анны Кашинской 3 . Рядом с Воскресенским собором Успенская церковь , прежде бывший Успенский собор, при котором был прежде и женский монастырь. На восток от монастыря, на высокой береговой горе по направленнию к северу три церкви: Благовещенская, больше известная под именем Никольской, с отдельно поставленною столпообразною колокольнею, с малыми на ней окнами и шпицеобразным верхом: Рождественская и Преображенская, иначе называемая Ильинскою, замечательная красивою колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молога (акватория Рыбинского водохранилища). Афанасиевский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1509. Год утраты:1941 (затоплен в 1941-1947) Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, акватория Рыбинского водохранилища Координаты: 58.247482, 38.459358 Проезд:водный транспорт, точка в 5 км на восток от острова Святовский Мох, в 3 км на север от створа Бабьи Горы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Афанасиевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 2 верстах от города Мологи. Впервые упоминается в 1509 году и первоначально был мужским; в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 году открыт здесь женский монастырь. Здесь находится Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в дар монастырю великим князем ярославским Федором Михайловичем в 1377 году. Она была родовой святыней Ярославских князей со времени святого князя Федора (см. 19 сентября); Тихвинской называется только по сходству изображения; копией ее быть не могла, так как существовала до явления святой Тихвинской иконы. С крестным ходом она носится по окружным селениям для поклонения. При монастыре школа с 1891 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Молога — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. В городе располагался монастырь и несколько церквей. Афанасьевский монастырь (с XV в. - мужской, с 1795 г. - женский) располагался в 500 м за городом. Имел 4 церкви: холодную (1840 г.) и 3 тёплых (1788, 1826, 1890 гг.). Главной реликвией была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери начала XIV в. Воскресенский собор был построен в 1767 году в нарышкинском стиле и возобновлён купцом П.М. Подосеновым в 1881-1886 годах. Соборный храм имел 5 престолов — главный Воскресения Христова и придельные — Пророка Илии, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла. Колокольня из трёх убывающих восьмериков выстроена наподобие угличских колоколен.

http://sobory.ru/article/?object=33463

Углич. Воскресенский монастырь. Автор: Юрий Верещагин Снято: 23 апреля 2013 Добавлено: 27 апреля 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Воскресенский мужской монастырь находится в г. Угличе, к западу от Кремля в районе совр. ул. Опарина (быв. Воскресенская) и ул. Спасской. Точная дата и обстоятельства основания неизвестны. Однако легендарные сведения относят время его возникновения к XIII в., возможно, к периоду княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, вблизи устья Троицкого ручья. Впервые упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.). По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково. В 1609 г. поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель. В " Угличском летописце " имеется указание, что до разорения " монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя ж " . Впоследствии, обитель была возобновлен на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой. При монастыре имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали " детеныши монастырские " . С 1649 г. Воскресенскому монастырю стали отдавать деньги за содержание перевоза через Волгу. В 1654 г. вместо отобранных городских вотчин по торговым промыслам приписан Архангельский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00228

ЦВ 19 (440) октябрь 2010 /  23 сентября 2010 г. На передней линии С 20 по 23 сентября состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Южно-Сахалинскую епархию. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Южно- Сахалинска, принял участие в церемонии открытия епархиального Духовно-просветительского центра и благословил строительство нового кафедрального собора Южно-Сахалинской епархии. Святейший Патриарх также посетил Свято-Покровский мужской монастырь и храм Вознесения Господня в городе Корсакове и храм Святителя Николая Чудотворца в Южно-Сахалинске. Из аэропорта Южно-Сахалинска Святейший Патриарх Кирилл направился в село Троицкое Анивского района, где совершил малое освящение храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. В Первосвятительском слове Патриарх Кирилл высоко оценил труды местного духовенства и призвал священников не оставлять усилий по утверждению православия на Сахалине. «Быть священником на Дальнем Востоке — это великий почет и особая миссия, за которую Бог дает особые награды», — подчеркнул Предстоятель. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал икону святителя Стефана, епископа Пермского, просветителя народов Русского Севера. Всем присутствовавшим Святейший Патриарх передал иконки с изображением другого великого русского миссионера — святителя Иннокентия, митрополита Московского. В областном центре Святейший Патриарх Кирилл посетил епархиальное управление Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Предстоятель Русской Церкви благословил сотрудников епархиального управления и в сопровождении епископа Даниила осмотрел рабочие помещения и домовый храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Вечером того же дня, накануне праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Предстоятель отметил, что современным россиянам не хватает той силы духа, которой обладали предшествующие поколения жителей России — первопроходцы, миссионеры, устроители народной жизни в самых дальних уголках российского государства. «Для того чтобы жить в великой стране, нужно иметь великой силы дух. А если дух слабеет, то люди становятся недостойными своей великой державы», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/church/440_na_peredn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Маштафаров А. В. Синодик Коневского Богородицкого Рождественского монастыря XVI в. Коневский или Коневецкий Богородицкий Рождественский мужской монастырь, по мнению историков, основан в 1393 г. иноком Арсением на острове Коневец, в 4-х верстах от берега в северо-западной части Ладожского озера. В церковном отношении территория, где располагалась обитель, относилась к Новгородской епархии, в административном первоначально, скорее всего, к Водской пятине Новгородской земли, с 1-й половины XVI в. – к пограничному с Шведским королевством Корельскому уезду. В 1577 г. уезд был захвачен шведами, а монастырь полностью разорен. Его насельники покинули остров и перебрались в Деревяницкий Воскресенский монастырь близ Новгорода Великого. В 1594 г. среди отошедших к Русскому государству исконных новгородских земель был и остров Коневец. Иноки возвратились на старое место и восстановили обитель. В Смутное время начала XVII в. остров вновь перешел к Швеции и почти до конца Северной войны, до 1718 г., находился в составе ее владений. Монахи вновь переселились в Деревяницкий монастырь, и только с 1760 г. монастырская община обосновалась на месте основания монастыря. В 1764 г. монастырь стал заштатным, после 1825 г. – третьеклассным. Комплекс негативных исторических событий, безусловно, повлиял на сохранность архива и библиотеки обители. С XIX в. началась не только безвозвратная утрата рукописей и документов – часть из них, в основном через антикварный рынок попала в руки коллекционеров. Видимо, именно так публикуемый ниже синодик Коневского монастыря оказался у известного собирателя документов по истории России и русской литературы, археографа, члена-корреспондента Академии наук И. А. Шляпкина (1858–1918 гг.) и к настоящему времени сохранился в московской части этой некогда обширной и пестрой по составу коллекции в Российском государственном архиве литературы и искусства (ф. 1296, собр. Шляпкина, оп. 2, 58, л. 1–23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010