В 1685-1698 гг. в Н. В. м., вдоль зап. прясла крепостной стены, были построены трапезные, больничные и архимандричьи палаты (настоятельские покои). Трапезные палаты, возведенные 2-м этажом на «старых каменных службах» никоновского времени, имели облик, во многом типичный для рус. архитектуры кон. XVII в. Главным украшением трапезных палат были белокаменные наличники больших полуциркульных окон. В центре фасада этих палат на одной оси с Воскресенским собором, на месте, указанном при освящении собора царевной Софией Алексеевной, была возведена церковь в честь Рождества Христова в традиционной для кон. XVII в. форме восьмерик на четверике (освящена в 1692). В 1775 г. по повелению имп. Екатерины II в ц. Рождества Христова были устроены 4 «преузорочные церкви, называемые Вифлеемскими: «Поклонения волхвов», «Избиения от рода младенцев», «Бежания в Египет», «Обрезания Господня»» (РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Д. 71. Л. 38). В 1781 г. на 1-м этаже храма освящен престол в честь Обрезания Господня (устроен на средства И. П. и И. И. Савиновых). Три придела были освящены на 1-м этаже трапезных палат: Поклонения волхвов Богомладенцу Христу (1783; на средства гр. Ф. А. Остермана), Бегства в Египет Пресв. Богородицы с Предвечным Младенцем и св. Иосифом Обручником (1785; на средства кнг. А. Я. Грузинской), Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (1790; на средства кн. Г. Ф. и кнг. П. П. Мещерских). 23 мая 1792 г. пожар повредил здания трапезных палат и Рождественской ц. Их ремонтом руководил Казаков, несколько изменивший их облик: в частности, 1-й ярус опоясала аркада. В 1810 г. осуществлена внутренняя перестройка храма: сделан деревянный потолок на 2 кирпичных столпах, однако уже в 1851-1852 гг. церкви был возвращен первоначальный вид. В 1839-1840 гг. храм расписал монастырский живописец И. И. Строев. В 1853 г. на средства Цурикова в храме устроен новый иконостас. В 1863-1869 гг. в юго-вост. части трапезной на средства А. Д. Татищевой оборудовали придел во имя прп. Сергия Радонежского (освящен 25 сент. 1869). 10 окт. 1871 г. в сев.-вост. части трапезной освящен придел во имя мц. Татианы.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В. м. пожертвована икона Божией Матери Иверская (список московской чудотворной иконы), к-рая была облачена в древние драгоценные ризы с чудотворного образа и прислана в обитель. Икона была помещена в киот и поставлена слева от зап. портала придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1861 г. московский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Г. Г. Солодовников пожертвовал в обитель небольшую частицу камня от Гроба Господня, привезенную им из Иерусалима. Святыня была вложена в сосуд под стеклом и вставлена в верхнюю доску подобия Гроба Господня в Воскресенском соборе. По инициативе архим. Леонида (Кавелина) в 1874 г. в Н. В. м. был открыт Музей патриарха Никона - один из первых в России церковных музеев. К тому времени в залах северной и южной трапезных располагалось собрание портретов и памятных вещей, размещенное здесь еще Амвросием (Зертис-Каменским). Основу музея составили личные вещи патриарха Никона и реликвии его времени: 3 прижизненных его портрета, комплект облачений, клобук, посох, кресло-стасидия и др. Нек-рые предметы были представлены в копиях. Так, для музея были изготовлены железные вериги, повторявшие те, что висели над гробницей Никона в соборе, а также копия 8-гранного стола, находившегося в скиту. В 1889 г. трудившимся в обители боровицким мещанином И. Воронковым была выполнена модель Н. В. м. с позолоченными куполами, ценная своей «кропотливой работой». Музей сделал монастырские древности доступными для всех паломников. 17 окт. 1889 г. в Н. В. м. были доставлены палестинские святыни, привезенные со Св. земли вел. кн. Сергеем Александровичем и присланные им в обитель для молитвенного воспоминания о нем и его супруге вел. кнг. Елисавете Феодоровне , в т. ч. частицы камней от Гроба Господня, с места рождения Спасителя, от Гроба Пресв. Богородицы и часть масличной ветки из Гефсиманского сада. Священные предметы были «утверждены» архим. Вениамином в небольшой деревянной шкатулке. После закрытия Н. В. м. коллекция Музея патриарха Никона и др.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В правление имп. Павла I (1796-1801) на хорах собора было устроено неск. патрональных приделов: свт. Павла, архиеп. К-польского, св. блгв. кн. Александра Невского (по проекту М. Ф. Казакова) и св. равноап. кнг. Ольги (все освящены в 1807). Выдающимся архитектурным памятником стал придел равноап. Марии Магдалины, тезоименитой святой имп. Марии Феодоровны, к-рый был устроен близ обозначенного в храме Гроба Господня, места явления Спасителя Марии Магдалине (освящен 30 сент. 1801). Алтарная часть придела была оформлена изящной мраморной полуротондой коринфского ордена, стены обработаны искусственным мрамором и украшены скромной позолоченной лепниной. Казаков выполнил эскизы литургических предметов для ризницы придела равноап. Марии Магдалины. Деревянные иконостасы 3 др. приделов не сохранились. Казаков и его сын Василий сделали множество акварельных рисунков и чертежей собора. В 1803 г. освящен придел Преображения Господня в зап. части 2-го яруса ротонды (на средства кнг. Е. Р. Дашковой), в 1809 г. в юж. части ротонды - придел Зачатия прав. Анны (на средства А. Н. Сухотиной). В 1814 г. на средства гр. Ю. (И.) П. Литты возобновлен придел прп. Андрея Критского в заалтарном обходе собора, переосвященный во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины. В 1818 г. вел. кн. Николаем Павловичем (впосл. император Николай I Павлович ) по случаю рождения сына Александра (впосл. император Александр II Николаевич ) в северо-зап. части хор был заложен придел св. блгв. кн. Александра Невского, построенный по проекту архит. А. Л. Витберга близ уже существовавшего придела, основанного по распоряжению имп. Павла I (новый освящен 5 сент. 1820). Архитектура его необычна. В отличие от др. приделов на хорах Воскресенского собора он представлял собой полную ротонду: алтарь окружали 8 мраморных колонн, между которыми помещался деревянный вызолоченный иконостас. По рисункам Витберга были сделаны и литургические предметы для этого придела. Особенно интересна серебряная золоченая дарохранительница в виде Голгофы с пещерой Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В Предтеченском приделе многое напоминает храм Гроба Господня: ассоциации с местом погребения первочеловека Адама, с могилами Мелхиседека - 1-го царя и первосвященника библейского Иерусалима (в юго-зап. углу), а также правителей Иерусалимского королевства (XII в.) - братьев Готфрида Бульонского и кор. Иерусалимского Балдуина I с семьями. В приделе все эти погребения были отмечены надписями по белому камню, причем места «гробов» Мелхиседека и патриарха Никона сопоставлялись напрямую. Гробницу патриарха отмечало неск. эпитафий (сохр. частично). Саркофаг патриарха был сделан из природного гипса (установлено в результате литологических исследований, которые подтвердили данные Жития о его изготовлении из привезенного «издалека» дорогого камня). Останков патриарха в гробнице нет, т. к. она была разграблена в 30-х гг. XX в. В приделе арх. Михаила захоронена семья сподвижника и биографа патриарха Никона иподиак. Иоанна Шушерина. Все захоронения юж. погребальных приделов археологически изучены в 2010-2012 гг. в ходе охранных работ на фундаментах собора. Из памятников внутри собора сохранились вмурованные в стены заалтарной части белокаменные плиты захоронений рубежа XVII и XVIII вв., а также некоторые наземные плиты. Второе из старых братских кладбищ располагалось к югу и северу от подземной ц. святых Константина и Елены; на вост. стене юж. притвора Воскресенского собора сохранились надгробные таблицы, из к-рых древнейшие относятся к 1692 г. (иером. Лаврентий) и к 1699 г. (архим. Герман II). В XX в. к северу возникла выкладка из 87 надгробий, только 8 оказались непосредственно связаны с погребениями, остальные были перемещены и частично привезены в Н. В. м. извне. Археологически выявлены (но не вскрывались) десятки захоронений XVIII-XIX вв. (42 - в сев. части участка, 25 - в южной; в основном в кирпичных склепах). В наст. время эти могилы отмечены однотипными плитами с крестами, а не связанные с ними могильные плиты образовали особый лапидарий в юго-зап. углу, вблизи ограды обители.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Иерусалим». МВК МО. Архив док-тов дорев. периода. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1880. Л. 38). Реликвии помещались в ковчежце завернутыми в бумажки, т. е. были приготовлены для вложения в кресты, иконы, престолы и др. мощевики. «В четвертинке оловянной» хранилось «Палестинское миро, смешанное с перстью Святых». Реликварием являлся наперсный крест патриарха Никона, в к-рый помимо частиц св. мощей были вложены камень («на нем же растет купина неопалимая») и земля («в ней же лежал Крест Животворящий»). Одной из важнейших святынь обители была икона Божией Матери «Одигитрия», составленная из 13 кусков кипарисового дерева, к-рая постоянно находилась в скиту в моленной келье патриарха Никона, во время погребения патриарха была поставлена над его гробом; в 1861 г. отреставрирована и вставлена в киот за стеклом. Значительные вклады в Н. В. м. сделала царевна Татиана Михайловна: в 1691 г. она пожертвовала «длань десныя руки» мц. Татианы в серебряном ковчеге, в 1692 г.- список Петровской иконы Божией Матери в золотом чеканном окладе, украшенном рубинами, сапфирами, изумрудом и жемчугом. На средства Татианы Михайловны был создан оклад иконы Божией Матери «Троеручица» из басменного серебра. По преданию, список этой иконы был привезен патриарху Никону из монастыря Хиландар на Афоне в 1663 г. Первоначально в Н. В. м. она находилась в местном ряду иконостаса деревянной ц. Воскресения Христова, потом была перенесена в Воскресенский собор и помещена в ротонде. Необычное изображение Пресв. Богородицы с 3 руками вызвало недоумение богомольцев, поэтому была составлена «таблица», разъясняющая этот иконографический тип и представляющая историю написания первообраза. В сер. XVIII в. для иконы на пожертвование имп. Елизаветы Петровны был сделан драгоценный оклад. В 1854 г. с образа изготовлен список, на к-рый был помещен оклад сер. XVIII в. Этот список остался в Воскресенском соборе (сохр.), а древнюю икону в новом серебряном окладе переместили в трапезную ц. Рождества Христова. В 1852 г. Московским мещанским об-вом в Н.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Монтажом на месте руководил архит. Реймерс. В 1867 г. возобновлена Голгофская ц. Страстей Господних (на средства купца И. Д. Чикина). В 1874 г. произведен крупный ремонт собора с обновлением покрасок, позолоты и икон на средства Цурикова. На его же средства был заново вызолочен главный иконостас, покрыты золотом купола собора, а также главы церквей Рождества Пресв. Богородицы и надвратной в честь Входа Господня в Иерусалим. 15 сент. 1874 г. обновленный собор освящен. В 1876 г. Цуриков финансировал поновление Кувуклии: деревянная сень заново вызолочена, под иконами на Гробе Господнем сделан мраморный карниз, а на свод пещеры набиты медные золоченые звездочки; стены придела Ангела выложены внутри мрамором; часовня окружена бронзовой решеткой; из белого мрамора сделано новое подобие камня, отваленного от Гроба Господня. В 1889 г. архим. Вениамин (Поздняков) сообщил в Синод, что «в храме служба должна обязательно начинаться со Страстной седмицы, которая при ранней Пасхе приходится на март», а к этому времени собор не успевает прогреться, да и летом его пол «при перемене погоды бывает мокрым, отчего многие из братии получают ревматизм и вообще страдают простудой, на что жалуются и многие из богомольцев». Поэтому, по его мнению, следовало заменить чугунные плиты деревянным настилом, «положить по бетону в виде паркета по примеру Киево-Печерской Лавры, где в 1885 году устроен деревянный пол вместо чугунного в древнем храме великой церкви» (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 32. Л. 18 об.-19). Московское отд-ние Имп. археологического об-ва уведомило Синод о том, что «не находит... препятствий к замещению в соборном храме Воскресенского Новоиерусалимского монастыря чугунного... пола сосновым» (Там же. Л. 20). Огромную площадь нижнего яруса собора (свыше 1820 кв. м) постепенно начали выкладывать паркетом (работа продолжалась и в нач. XX в., к этому времени были выложены полог центральной части, алтаря, Успенского придела, Голгофы). В 1899 г. деревянные рамы окон собора были заменены металлическими, что нанесло урон керамическим наличникам.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

О завершении строительства собора можно говорить только условно. Этот момент связывают с 90-ми гг. XVII в.: 29 апр. 1690 г. был освящен придел арх. Михаила и проч. Небесных сил бесплотных под Голгофой, несколько позднее - придел во имя свт. Николая Чудотворца в юж. части собора (украшен на средства царицы Параскевы Феодоровны). Но еще в 1704 г. освятили придел Поругания Господня, или Тернового венца, в юго-вост. части заалтарного обхода, а у юж. стены ротонды - придел во имя 12 и 70 апостолов (устроен на келейные деньги иером. Сергия (Турчанинова)). В 1723 г. произошло крушение шатра ротонды Воскресенского собора. Направленная в Н. В. м. комиссия во главе с генерал-майором У. А. Сенявиным (в ее состав входили также архитекторы П. М. Еропкин и И. Г. Устинов) сделала вывод о том, что шатер рухнул из-за осадки фундамента. Было рекомендовано разобрать ротонду и выстроить ее заново. В 1729 г. начались работы по разборке завалов. В 1731 г. в Н. В. м. по рекомендации П. А. Трезини и Еропкина был командирован И. Ф. Мичурин, к-рый первоначально поддержал выводы комиссии Сенявина. В июле 1731 г. он написал в Сенат, что разбору древних стен противился настоятель мон-ря архим. Мелхиседек, «отчего ныне и в работе остановка учинилась». Вывод о необходимости возведения ротонды на новом фундаменте подтвердила и работавшая в монастыре в нач. 30-х гг. XVIII в. комиссия в составе архитекторов Х. Конрада и И. А. Мордвинова. После более подробного знакомства с ситуацией Мичурин изменил свою т. зр. и в февр. 1733 г. подал в Сенат «доношение», приложив к нему «пункты» об организации работ и смету на строительные материалы (25 626 р.). В соответствии с новым планом Мичурин требовал бережного обращения с сохранившимися частями стен, укрепления их. Шатер должен был быть восстановлен в кирпиче и украшен, как прежде, «образцами» (Мичурин просил Сенат выслать 12 мастеров-керамистов для их восстановления). К 1739 г., согласно отчету архитектора, были укреплены (частично переложены) стены 1-го яруса ротонды с белокаменным цоколем; ротонду опоясал фриз с изразцами-херувимами, которые в общих чертах повторяли изразцы XVII в. Окна 1-го яруса были оформлены белокаменными наличниками с изразцовыми херувимами (сохр. 5 окон с наличниками этого периода, 3 окна были растесаны в 50-х гг. XVIII в.); 12 окон 2-го яруса ротонды, возведенного под рук. Мичурина, также были обрамлены изразцами. Для украшения ротонды архитектор использовал 3540 изразцов местных мастеров - Алексея и Степана Пентюховых, Гавриила Тимофеева, Тита Иванова.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

обладала значительным книжным собранием. Со времени правления династии Романовых пополнение столичных собраний древними книгами происходило в т. ч. за счет вывоза рукописей из К. Б. м. В XVIII-XIX вв. рукописи и книги поступали в б-ки Троице-Сергиевой лавры, новгородского Софийского собора, Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, в Синодальное собрание, а также в частные собрания (гр. Н. П. Румянцева, М. П. Погодина). Были попытки реконструкции фонда б-ки К. Б. м. ( Дмитриева. 1968; Шевченко. 1998). В наст. время большая часть (1400) рукописей хранится в РНБ, древнейшие и интересные своим художественным оформлением - в ГРМ, отдельные рукописи - в КБМЗ, РГБ, ГИМ (подробнее см.: Вздорнов Г. И. Книгописание в Кирилло-Белозерском мон-ре// Он же. 1980. С. 127-130). Так, в РНБ в составе приобретенной частной коллекции попал «массивный фолиант Златоуста XVI в.» с заставками и инициалами ( Розов. 1983. С. 277). Большая часть рукописей, происходящих из К. Б. м., не являются лицевыми, что характерно для монастырской б-ки, но многие украшены орнаментами всех разновидностей: тератологическим, балканским, неовизантийским, старопечатным ( Враская. 1983). Наиболее подробно изучена Следованная Псалтирь (XV-XVI вв., РНБ. F.I.738; см.: Гордиенко, Семячко, Шибаев. 2011). В древнейших рукописях украшения присутствуют в виде заставок в тератологическом стиле, напр. в Евангельских чтениях - заставка-«плетенка» (XIV в., РНБ. Кир.-Бел. 1/1. Л. 1 об.) и инициалы; в Требнике XIV - нач. XV в. заставка имеет вид рамки с плетеными наугольниками, навершиями, ее центр составляют обращенные друг к другу 2 птицы, напоминающие лебедей (РНБ. Кир.-Бел. 5/5. Л. 1 об.). Наиболее совершенный пример тератологии представляет Канонник 1407 г., согласно преданию, принадлежавший прп. Кириллу (ГРМ. Др./гр. 15). Это произведение уже зрелого стиля, в том варианте, когда зоо- и антропоморфные формы не соединяются в хаотичном, ковровом плетении, а образуют рационально построенный и выверенный, архитектурно узнаваемый образ церкви, с куполами, с подчеркнутой осью симметрии, как это характерно для лучших новгородских и среднерус.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Одновременно реставрировали ряд деревянных резных объектов, в т. ч. иконостас сер. XVIII в. придела Воздвижения Креста Господня и хорошо сохранившиеся в приделе киоты (1980-1983; проект Л. И. Кокиной, трест «Мособлстройреставрация», реставрация под рук. Л. П. Русиной), кипарисовое «Распятие» сер. XVII в. в Голгофской ц. (1982; утраты восполнил Е. Ю. Циплаков); в подземной ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены заново сделано деревянное ограждение колодца на символическом месте обретения Креста Господня, воссоздан резной парапет хор в главе храма, изготовлены и установлены двойные двери выходов в ров. В 1988-1991 гг. отреставрирован уникальный медный чеканный иконостас подземной церкви (объединение «Росреставрация»; руководитель Н. С. Коваль), в 1990-1991 гг.- литые бронзовые двери юж. входа Голгофы сер. XVII в. (Художественный специализированный научно-реставрационный производственный участок треста «Мособлстройреставрация»). 1994-2018 гг. После обращения 24 февр. 1994 г. патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Президенту РФ Б. Н. Ельцину с просьбой о скорейшем разрешении вопроса о возвращении Н. В. м. РПЦ глава государства приказом от 29 марта 1994 г. поручил Мин-ву культуры РФ рассмотреть данный вопрос. Спустя полгода, 18 июля 1994 г., решением Синода по итогам доклада патриарха Алексия II в Н. В. м. возобновлена иноческая жизнь, 1-м наместником обители стал начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Никита (Латушко). 25 авг. 1994 г. настоятель священноархимандрит мон-ря патриарх Алексий II посетил Н. В. м. и совершил благодарственный молебен в Воскресенском соборе. 9 окт. 1995 г. распоряжением Правительства РФ определено на 1-м этапе передать РПЦ Воскресенский собор с Константино-Еленинской ц., храм Рождества Христова, вост. братский корпус и скит патриарха Никона. Во исполнение этого распоряжения 11 окт. 1995 г. администрацией Московской обл. издано постановление «О поэтапной передаче памятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре». В 1996 г. в Н. В. м. возвращены мощи мц. Татианы Римской. В рождественскую ночь 2007 г. Н. В. м. посетил Президент РФ В. В. Путин. 23 июня 2008 г. решением Синода архим. Никита (Латушко) освобожден от обязанностей наместника, на его место заступил игум. Феофилакт (Безукладников; с 2016 архимандрит).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Особенно важным было обнаружение в Н. В. м. свидетельств существования там керамического производства: найдены печи и сводчатые 2-уровневые горны (их изучено 4, в т. ч. 2-камерный) для обжига изразцов; площадки гончарных мастерских с набором ремесленных приспособлений для обжига; хранилища готовой продукции; залежи отбракованных изделий (в т. ч. невостребованная продукция внутри горнов с датой последнего обжига - 1690 г.). Удалось восстановить технологию изготовления уникальных наборов крупных многоцветных рельефных изразцов, впервые (и сразу в невиданных до того масштабах) налаженного в России. Готовые изделия указали на проникновение иконографии (керамическая икона с ликом Иисуса Христа, 2-я пол. XVII в.) и культуры быта (керамическая фляга-книга с надписью, изготовленная для патриарха Никона или им самим) из стран Центр. и Вост. Европы. Найдены личные подписные печати монастырских старцев XVII в., в т. ч. художников (печать «изразечного старца» Анании с текстом на латинице и кириллице). В ходе исследований выявлены изменения в первоначальном замысле композиции Воскресенского собора: к юго-востоку от его юж. врат обнаружен фундамент особого крытого крыльца с подъемом на 2-й ярус, к Голгофской ц., существующего в иерусалимском прообразе («капелла франков»). Следов., на начальной стадии строительства копирование образа храма Гроба Господня предполагалось еще более точным. Внутри постройки найдены погребения, 2 из к-рых предположительно связывают с П. И. Заборским и келейником патриарха Никона иером. Никитой, похороненными при патриархе. Напротив юж. врат собора были открыты фрагменты облицованной изразцами часовни с колодцем внутри (известна по источникам как часовня с Ангелом). Раскрыты сводчатые подвалы дворцов, мощеные дворы и фундаменты утраченных сооружений (келий, пристенных караулен, подземных камер, обходного моста вокруг Ефремовой башни), остатки въездного моста и мн. др. сооружений XVII-XIX вв. На зап. склоне и в сев.-вост. углу холма изучены прекрасно выполненные сплошные белокаменные панцири склонов, сменившие деревянные обкладки.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010