По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек. Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века. К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Не менее значителен вклад западноправосл. мастеров и в художественную резьбу по дереву. Известный резчик Клим Михайлов в 80-х гг. XVII в. изготовил 12-ярусный иконостас главного алтаря Воскресенского собора. Высота иконостаса определялась особенностями архитектуры храма: т. к. проем между алтарными столбами в соборе был сравнительно узок, деисусный, пророческий и праотеческий чины располагались в 2 яруса; также в иконостасе имелся дополнительный чин Страстей Господних, к-рый, чередуясь с др. чинами, продолжался до самого верха. На оборотной стороне иконостаса были устроены 7-ярусные хоры для певчих. К. Михайлов выполнил и «Красные врата», ведущие в собор с юга. Позднее он работал на строительстве дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском и резал иконостас Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. Иконографический и технологический импульс работ 50-90-х гг. XVII в. повлиял на то, что в близлежащих селениях сложились династии ремесленников, работавших для Н. В. м. В их числе - живописцы (Рыбаковы, Цыгановы, Строевы), резчики (Дубковы), керамисты (Пентюховы, Горячевы), слесари и кузнецы (Бородины, Пичугины, Рыцаревы). Практическими пособиями, обеспечившими точность воспроизведения центрального сооружения комплекса - Воскресенского собора, стали: инструментальные обмеры храма Гроба Господня (Воскресения Христова), впервые сделанные и изданные Бернардино Амико (его книга гравюр включала изображения Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и др. св. мест Палестины); иконные изображения и 3-мерная модель храма, привезенные греч. церковными посольствами; личные впечатления рус. паломников и особенно подробные, с промерами, описания храма в сочинении иером. Троице-Сергиева мон-ря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» (Поклонник Святых мест). Совокупность этих материалов обеспечила исключительную точность воспроизведения плана собора и в то же время возможность творческих изменений, направленных на акцентирование его символической системы и архитектурно-художественного устройства.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография – Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, она просуществовала в монастыре 8 лет и в 1665 году по повелению Никона была переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. С приездом в Иверский монастырь кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатное, переплетное, переводческое. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. В 1656 году была закончена первая постройка монастыря – Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. Будущий патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах, источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию в 1648 году. Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифору. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В то же время Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше. В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Как сказано в монастырской летописи, новая каменная церковь в Воскресенском монастыре построена " коштом " царевны Татьяны Михайловны. Новый храм был двухъярусным. Нижний был освящён в честь иконы Божией Матери " Одигитрия " , а верхний - в честь Обновления храма Воскресения Христова. При этом у нижнего храма имелся придел Тихона Амафунтского. Именно там было решено устроить гробницу над могилой преподобного Тихона Карачевского. При этом Воскресенский монастырь вместе с вотчинами, в которых числилось 2498 душ, сначала приписали к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю, а после, со всеми угодьями, к городу Болхову. Дело в том, что там предполагалось создать епископскую кафедру, правда, эта идея в итоге так и осталась нереализованной. Никаким ремонтом в обители, похоже, никто не занимался: к 1745 году Воскресенская церковь совсем обветшала. Паперть провалилась, в приделе святого Тихона пошли трещины. Из всех монастырских вотчин за обителью осталась только одна - в селе Покровском. Однако традиционные ярмарки не прекратились. Их закрыли только в 1764 году, когда монастырь был упразднён, а Воскресенский храм сделали приходским. Правда, в состав его прихода вошли жители нескольких соседних слобод и деревень. Из святынь в храме тогда имелась ростовая икона святителя Тихона, местночтимый Смоленский образ Божией Матери и икона Святителя Николая Чудотворца. Известно также, что в церковной ограде было несколько могил. К югу от алтаря были погребены схимонах Иоаким и воевода Яков Тимофеевич Хитрово; с северной стороны покоился ещё один представитель рода Хитрово - генерал-майор Яков Захарович, а также полковник Добровольский и Пашков. В XIX веке финансовое положение храма улучшилось. Так, в 1822 году при обители было решено построить колокольню, а через семь лет - обнести церковь сплошной каменной оградой. Рядом появились торговые ряды. В начале ХХ столетия в селе открылась церковно-приходская школа, в которой обучалось более сорока детей. А в 1906 году прихожане собрали средства для перестройки южного придела и паперти с лестницей, которая соединяла храм с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=07766

Со временем монастырь получает статус первоклассного, возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году. В 1666 году Никон на архиерейском соборе был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулись монахи, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. В ансамбле монастыря в XVIII–XIX bb. находились: пятиглавая соборная церковь во имя Успения Богородицы, вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (построена в 1653–1656 годах); теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666–1671 годы); на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус: внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679–1689 годы); каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679–1689 годы); слева от нее – двухэтажный каменный флигель братских келий (1679–1689 годы); в западной части монастыря – двухэтажный братский корпус на погребах (1730 год); архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683–1689 годы); двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683–1689 годы); святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа, митрополита Московского (1656 год; перестроены в 1874–1875 годы); в северовосточном углу – церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702–1708 годы). Также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Практическим руководством при создании кальварий стали описания, карты и архитектурные обмеры Св. земли, сделанные во 2-й пол. XVI в. францисканцами, имевшими постоянное представительство в Иерусалиме. В печатных копиях сведения о Св. земле широко распространялись в Европе и были доступны, в т. ч. христианам правосл. Востока. Т. о. Палестина постепенно превращалась для них из анагогического, воображаемого понятия в географически реальное. Эти источники, часто весьма точно отражавшие реальность, а также собственную, рус. традицию хождений в Иерусалим и описания Св. земли использовали патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, преобразуя замысел в действительность. Новый Иерусалим стал (географически) самой восточной из Святых Гор Европы. В качестве предшественников Н. В. м. в традиции переноса священной топографии в Москву могут рассматриваться недостроенный комплекс Святая святых царя Бориса Феодоровича Годунова в Кремле, а также собор Покрова Пресв. Богородицы, что на Рву, на Красной пл. и храм Вознесения Господня в Коломенском, архитектура к-рых содержит ясные указания на связь с традицией воспроизведения форм иерусалимского храма Гроба Господня . В конкретизации замысла Н. В. м. (возможно, и в самом его появлении), по всей видимости, принимали участие художники из Центр. Европы, знакомые с практикой создания кальварий (их массовое «переселение» в Русское гос-во стало возможным с сер. 50-х гг. XVII в.). Среди этих мастеров были иноки Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря , в прошлом подвизавшиеся в оршанском Кутеинском в честь Богоявления мужском монастыре , а также выходцы из Речи Посполитой (Мстиславль, Шклов, Копысь, Витебск, Вильно) и западноевропейских стран, включая Свящ. Римскую империю. Эти художники и ремесленники, книжники и музыканты внесли значительный вклад в создание Н. В. м. Особенно заметно влияние мастеров проявилось в развитии архитектурной керамики: они принесли новую технологию глухих эмалей белого, желтого, бирюзового и темно-синего цветов, применяли также прозрачную эмаль коричневого цвета, к-рая на красно-кирпичном черепке давала разнообразные глубокие оттенки. Руководителем работ по украшению Воскресенского собора до 1665 г. был выходец из Великого княжества Литовского «премудрый ремесленный изыскатель» Петр Иванович Заборский. С ним работали уроженец Мстиславля Степан Иванович Полубес, Игнатий Максимов из г. Копыси; после смерти Заборского мастерами руководил старец Ипполит, позднее много сделавший для украшений храмов Московского Кремля. Один из самых выдающихся мастеров Н. В. м., выходец из московской Кадашевской слободы Сергий (Турчанинов), отлил практически все колокола обители XVII в. (к 1681 стал строителем мон-ря и ведал всем монастырским хозяйством).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Монастырь имеет архиерейское подворье по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, 48б; телефон: +7 939 730 99 23 . При храме действует Воскресная школа (телефон: +7 (909) 669-11-01 , электронный адрес: post@n-ierusalim.ru ): Воскресная школа Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре начала в свою работу в 1999 году. В настоящее ее возглавляет Машлякевич Антон Дмитриевич. Младшую, среднюю и старшую группы с удовольствием посещают все желающие - дети от младшего до старшего школьного возраста из Истры и окрестных городов и сел. Воскресная школа для взрослых при Ново-Иерусалимском монастыре начинает проводить свои занятия с 20 сентября 2015 года по воскресеньям в 13:00. О плане занятий учащиеся информируются по электронной почте. Архитектурный комплекс [ править править код ] Интерактивная карта обители По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха. Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность. 23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников). 23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда. Сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви. 6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители. Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности. Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 году. 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Тогда же был установлен праздник в воспоминание этого дивного явления. По свидетельству церковного историка Созомена (5 век), увидев знамение, многие эллины и иудеи приняли крещение. В память об этом событии над пещерой Обретения и был устроен придел Небоявленного Креста Господня. Иконостас для этого уникального придела сделан новый. Он состоит из нескольких рядов икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает рядом смыслов. Так, иконография для диаконских врат выявлена из богослужебного содержания праздника. 1-я песнь канона на утрени, восхваляя Крест Христов, сравнивает его с Животным Древом, посаженным Богом в раю, от которого питался и жил человек. Изображение рая и прародителей нередко встречалось в иконографии, так как алтарь символически образует рай. Данная композиция размещена на северных (диаконских) вратах - святые прародители Адам и Ева и между ними Древо Жизни с плодами. На южных диаконских вратах показаны две святые горы - Голгофа и Елеон, над ними в небе Крест, сияющий необыкновенным светом, а под Крестом - град Иерусалим. На переднем же плане изображена река Иордан, а в ней люди по пояс в воде - крещающиеся после покаяния иудеи и эллины. Такая иконография является, с одной стороны, исторически реалистичной, а с другой - символичной, связывающей Крест и Таинство Крещения. В северной части подземной церкви находится придел, устроенный в XIX веке семьёй Суворовых в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Здесь погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская (1750-1806), супруга великого русского полководца Алекандра Васильевича Суворова (1730-1800), и единственный их сын Аркадий (1786-1811). Суворовы были вкладчиками Воскресенской обители, продолжая дело Алексея и Кирилла Разумовских, на чьи пожертвования создан в XVIII веке иконостас подземной церкви. Небесные покровители Разумовских были изображены на боковых вратах иконостаса. Вкладчики Нового Иерусалима погребены в основном на территории монастырского некрополя, расположенного по сторонам подземной церкви. Из книги-путеводителя: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. - Истра: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь, 2017 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09785

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010