Адрес: Россия, Московская область, г. Видное, Петровский проезд, владение 21 Сайт: Свято-Екатерининский мужской монастырь Гостиничный комплекс Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря, г. Истра На территории монастыря расположены Гостиницы «Восточная» и «Западная». Здания гостиниц представляют собой памятники архитектуры XVIII века и включают в себя 44 уютных номера. Адрес: Россия, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2 Телефоны: +7 (985) 834-03-16 , +7 (498) 315-31-65 Электронная почта: n.jerusalemhotel@gmail.com Сайт: Гостиничный Комплекс Новоиерусалимский Паломническая гостиница при Борисоглебском Аносине ставропигиальном женском монастыре, с. Аносино Может принять до 5 человек. Срок пребывания - по благословению настоятельницы. Также монастырь принимает трудников. Адрес: Россия, Московская область, Истринский район, с. Аносино, ул. Троицкая, 37 Телефоны: +7 (495) 994-65-97 Сайт: Борисоглебский Аносин женский монастырь Паломническая гостиница при Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре, с. Теряево В паломническом корпусе Иосифо-Волоцкого монастыря имеются номера различной категории. Возможно одно/двухместное проживание. Для семей с детьми предусмотрены трех/четырехместные номера. Для паломнических групп - многоместное размещение. Для взыскательного паломника - комфортные двухкомнатные номера. В паломническом корпусе есть возможность проживания с грудничком. Номер оборудован детской кроваткой и пеленальным столиком. Стульчик для кормления находится в кухонной зоне. К Вашим услугам бесплатный Wi-Fi. В кухонной зоне: СВЧ, кулер, чайник, холодильник, детский стульчик для кормления. Предусмотрен пандус для колясок. Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский район, село Теряево Телефоны: +7 (925) 112 90 11 Электронная почта: 1129011@inbox.ru Сайт: Корпус для паломников при Иосифо-Волоцком монастыре Гостиница при Троицком храме с. Ознобишино Принимает для проживания на краткое время, только по благословению настоятеля. Может принять до 12 человек. При себе иметь документы, удостоверяющие личность.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Почему же так был затянут вопрос со строительством новой церкви? По мнению автора, не только строительство новой церкви, но и ремонт здания старой церкви должен быть производиться с разрешения консистории. Консистория же вменяла в необходимость прихожанам означенной церкви решить вопрос с обязательным отмежеванием земли причту церкви села Дудино. До решения вопроса с размежеванием земель строительство новой церкви откладывалось. Именно владельческий вопрос планов межевания земли для будущей церкви и домов церковных служителей в селе Дудино с 1780 года в течение долгих лет был предметом спора внутри консистории, причины которых остались, к сожалению, нам неизвестны. Церковь Вознесения Господня Тверского уезда Тверской епархии в селе Дудино стоит на окраине села, у дороги, недалеко от берега реки Шоша в 42 верстах к югу от Твери и благодаря равнинному характеру местности хорошо видна издалека . Находившийся здесь ранее Николаевский Дудин мужской монастырь с деревянным храмом, известный с 16 века и принадлежавший Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю, упразднен в 1764 г., а деревянная монастырская церковь Николы Чудотворца, существовавшая еще в 1629 г. с 1700 г. стала приходской. Николаевский Дудин монастырь упоминается в церковной хронологии с 1534 г. Вместо нее в 1808 г. прихожане хотели построить каменную церковь - крестообразный в плане храм с колокольней, выполненный в стиле псевдоготики. Эскиз этого проекта сохранился. Считается, что этот проект не был осуществлен из-за владельческих споров относительно межевания земли для храма и домов церковных служителей. Однако, по мнению автора, проект был не реализован из-за наличия отдельных технических замечаний (недостатков), отмеченных экспертом-тверским Губернским архитектором Андреем Трофимовым на эскизе проекта, связанных с его сомнениями в возможности реализации для таких архитектурных форм каменного или кирпичного свода и его рекомендациями по приведению фасада церкви к лучшему виду. А вот как еще выглядело описание храма на интернет-ресурсах до проведения дополнительных исследований автора (автором при этом в целях пояснения терминологических архитектурных особенностей дополнительно приведены сноски-примечания). Ныне существующая церковь была возведена по новому проекту как Церковь Вознесения. Автором нового проекта, возможно, был губернский архитектор И.Ф.Львов, взявший за основу один из своих типовых проектов. Храм построен на средства прихожан - действительного статского советника сенатора А.А.Врасского и крестьян помещицы Н.В.Неплюевой. Церковь сооружена из кирпича, изготовлявшегося на устроенном в селе заводе. Фасады оштукатурены, в цоколе и деталях применен белый камень.

http://sobory.ru/article/?object=20819

Четвёртый этаж составляют сооружения, стоящие на плоской кровле: церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, келия Патриарха Никона и звонница. Все четыре " аппартамента " соединяет узкая винтовая лестница. На верхнем ярусе сегодня можно увидеть изящную балюстраду, а по периметру здания, над карнизами первого и второго ярусов - красочные изразцовые плитки. При входе в Пустынь поражает резкое различие между её внешним и внутренним обликом. Высокое, строго торжественное снаружи здание выглядит внутри низким и тесным. Это объясняется расчленённостью пространства на небольшие палаты, предназначенные для одного-двух человек. Восходя на свой " столп " во время постов Патриарх Никон совершал богослужения как простой иерей, спал не более трёх часов в сутки, а остальное время проводил в безмолвии, богомыслии и молитвах. Летом он молился на кровле Пустыни в церкви святых апостолов Петра и Павла и отдыхал в маленькой келии на каменной скамье. Облик сооружения напоминает и пирги (монастырские башни) Святого Афона, и " столпы " восточнохристианских подвижников. Вместе с тем это и образ обители Небесной, райского селения, где при Патриархе Никоне плавали лебеди, разгуливали павы и павлины. Посвящение главного престола " столпа " Богоявлению " возводит ум " к топографическому первообразу - реке Иордан на Святой Земле, в водах которой Господь освятил всё водное естество. В наше время, как и прежде, в праздник Богоявления Господня из Воскресенского монастыря совершается крестный ход на Истру-Иордан (возле самого здания скита) для великого освящения воды. С конца XIX века здание стояло совершенно пустым, заброшенным и забытым оно таким оставалось и после 1919 года, когда по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенская обитель была закрыта. В 1970-е годы огромные денежные средства были выделены на восстановление святой обители, что позволило провести масштабные восстановительные работы и организовать в различных строениях дополнительные отделы Музейно-выставочного комплекса Московской области " Новый Иерусалим " . В это время был отреставрирован и скит Патриарха Никона, в котором была расположена одна из экспозиций музея. В то самое время поблизости от монастырского комплекса был организован Музей деревянного зодчества Московской области, куда и вошло со временем это историческое каменное сооружение (так как находилось неподалёку от свозимых в музей деревянных сооружений). Последняя масштабная реставрация здания была проведена в начале 2013 года. Из материала книги-путеводителя " Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь " . Изд-во Паломник. Москва, 2017 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02015

Согласно первоначальному замыслу, Н. В. м. должен был стать центром архитектурно-ландшафтного комплекса, создававшегося «в образ и подобие» Св. земли. Позже патриарх Никон объяснил свой замысел в обширном политическом соч. «Возражение, или Разорение смиренного Никона, Божию милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу и на ответы Паисеовы» (ок. 1662), созданном в ходе его конфликта с царем: «Священные изображения и храмы, и жертвами, и священными сосуды, и иными вещьми в Писаниях и умышлениях очи зрящих ум возводят к Боговедению и первообразному. Тако аз во славу Божию создах по образу того великого Иерусалима святое ограждение на видение и воспоминание приснопамятного святого Иерусалима» ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 1; Гиббенет Н. А. Ист. исследование дела патр. Никона. СПб., 1876. С. 199). Топография и топонимика Н. В. м. должны были воспроизвести св. места, связанные с событиями земной жизни Иисуса Христа. Избранная территория (диаметр более 10 км) имела нек-рое сходство с палестинскими первообразами: р. Истра, делающая в районе Н. В. м. крутую излучину, окружена холмами. Если собор Воскресения воспроизводил храм Гроба Господня, то стены и башни монастырской ограды символически обозначали постройки Иерусалима, о чем говорили их названия (Сионская башня, башня Давидов дом и др.). Окрестные холмы, река и селения соединялись со священной топографией в основном топонимически: Истра в своем среднем течении должна была именоваться Иорданом, параллельный ей ручей - Кедроном, холм в их излучине - Сионом, холм к востоку от него - Елеоном, к северу, за рекой,- Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначавший место Вознесения Иисуса Христа. В с. Сафатове-Воскресенском (на территории совр. г. Истры) предполагалось построить женский мон-рь Вифания с ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. Получили исторические палестинские названия с. Чернёво (на территории совр. г. Красногорска) - Назарет и Зиновьева пустошь - Капернаум. Местоположение субститута Вифлеема установить пока не удалось (видимо, находился в юж. части комплекса). В систему св. мест вошли и селения со старыми топонимами: с. Троицкое-на-Истре и древнейшее поселение этих мест - Ильинский погост (к югу от обители). Т. о., Н. В. м. мыслился как символическая реплика Св. земли, «Русская Палестина». Свое место в этой картине занимала и Отходная пуст.- скит, служивший патриарху местом молитвенного уединения. 1656-1919 гг.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В декабре 1941 года Входоиерусалимленская церковь была полностью разрушена, восстановлена к 70-м годам ХХ века. В настоящее время помещение храма занимает Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами. В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем. В 1690—1697 годах завершило формирование комплекса монастырских сооружений возведение каменной ограды вместо старой деревянной по проекту Якова Бухвостова. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи, составляет около одного километра, высота — девять метров, толщина — до трёх метров. Верхняя часть стен — боевой ход, снабжённый двумя рядами бойниц: для дальнего боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости. На изломах стены поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) размещена над западными воротами, над восточными (Святыми) воротами была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. Бухвостову удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены с другими зданиями и создать единый архитектурный ансамбль. В продолжение традиции, вероятно, в XVIII веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская. Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три — заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Замысел устроить в первом этаже храма Рождества Христова подобие Вифлеемского Вертепа и яслей относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в конце XVIII века. Работы велись по плану архитектора Григория Бартенева, деньги на устроение Вертепа и «Вифлеемских» церквей пожаловала императрица Екатерина II, кроме того каждый придел имел своих вкладчиков. Близ Вертепа были устроены приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. В день Рождества Христова из верхнего храма в Святой Вертеп совершался торжественный крестный ход. После закрытия в 1919 году Воскресенского монастыря все убранство Вертепа и придельных церквей было уничтожено. Корпус Трапезных палат сильно пострадал в 1941 году. В северной палате был разрушен свод, кровли на остальных помещениях сгорели вместе с деревянными конструкциями, но при этом храм Рождества Христова почти не получил повреждений. Во время реставрационных работ архитектурный облик интерьеров восстановлен в первоначальном виде. Фасады корпуса сохраняют сочетание форм и деталей XVII — XIX веков. 6 декабря 1997 года Рождественский трапезный храм был вновь освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим сооружен одновременно с крепостной стеной и освящен в 1697 году. Церковь имеет основание в форме креста, квадратный в плане нижний ярус, на который опираются поставленные друг на друга, уменьшающиеся кверху восьмигранники. Надвратной церкви соответствует трапезный храм Рождества Христова у западных врат обители, что указывает на связь между пришествием в мир Спасителя и Его шествием в Иерусалим на вольную смерть ради искупления человечества.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

18 окт. 1657 г. во вновь основанной обители была учреждена архимандрития. В 1658 г. патриарх Никон покинул Москву и поселился в Н. В. м., что способствовало развитию обители. 25 окт. 1661 г. было завершено написание «Церковного устава и монастырского чина» Н. В. м.: по замыслу Никона в мон-ре должен был соблюдаться Иерусалимский устав , причем в обители отправлялись некоторые службы, совершавшиеся только в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Вызов патриарха Никона на суд Большого Московского с обора 1666-1667 гг., а также признание Собором замысла Нового Иерусалима противоречившим церковным канонам и запрет именовать т. о. обитель привели к упадку мон-ря, продолжавшемуся вплоть до 1679 г. Дальнейшему развитию мон-ря способствовало активное участие в его жизни царя Феодора Алексеевича , царевны Софии Алексеевны и др. представителей династии Романовых. Царь Феодор Алексеевич неоднократно посещал обитель, царь Иоанн V Алексеевич - дважды (1683, 1685), здесь бывали царевны София Алексеевна и Татиана Михайловна. В 80-90-х гг. XVII в. основные строительные работы в монастыре были завершены. В 1681 г. архим. Герман I начал вести записи о чудесных знамениях и исцелениях, происходивших у гроба патриарха Никона в Воскресенском соборе обители. Воскресенский собор после разрушения нем. захватчиками. Фотография. 40-е гг. ХХ в. Воскресенский собор после разрушения нем. захватчиками. Фотография. 40-е гг. ХХ в. В 1710-1721 гг. Н. В. м. находился в ведении Монастырского приказа , с 1721 г.- Синода. Тяжелый урон мон-рю нанесло разрушение ротонды собора Воскресения Христова в 1723 г. и пожар 1726 г., когда сгорели и были повреждены мн. монастырские здания. Восстановление обители продолжалось до 2-й пол. XVIII в. Летом 1744 г. в Н. В. м. впервые побывала имп. Елизавета Петровна . По ее указу от 19 июля 1749 г. мон-рю было возвращено именование Новый Иерусалим; в документах вновь начали использовать палестинские названия. В сент. 1749 г. императрица посетила обитель вместе с вел. кн. Петром Феодоровичем (впосл. император Пётр III Феодорович ) и его супругой - вел. кнг. Екатериной Алексеевной (впосл. императрица Екатерина II), а также со множеством высших гос. и придворных чинов.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Как и другие монастыри, обитель св. Бориса и Глеба страдала от разных бедствий: нашествий и разорений врагов (к примеру, в 1610 году от отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожара (1672 г.), иных бедствий и несчастий. Тем не менее, монастырь всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная история и близость к Москве. В 1652 году царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица - митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 году стал патриархом и был им до 1666 года), но вскоре охладел к этой обители. В 1656 году патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией. Борисоглебский монастырь с 1652 года подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 года он недолго был самостоятельным, в 1682 году его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 году он снова стал независимым самостоятельным монастырём. Личность царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676) как минимум дважды влияла на судьбу и развитие монастыря: непосредственно в 1652 году, когда по его желанию обитель стала резиденцией Никона, и косвенно в 1656 году. Жена стольника Алексея Чаплина - Прасковья Чаплина - пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия - святого покровителя её мужа, но она и её супруг смотрели дальше - этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю Алексею Михайловичу и их общему с Алексеем Чаплиным святому. Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей неизменно привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре периодически велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, а в 1689 году были возведены каменные стены и башни обители. К началу XVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от Борисоглебской обители, где до 2009 года располагалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на реке Березовец (приток Яхромы). После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других - Пятницкий и Никитский - были упразднены).

http://sobory.ru/article/?object=00399

После публикации декрета «Об отделении церкви от государства и школы от Церкви» от 20 янв. 1918 г. в Н. В. м. началась реквизиция монастырского имущества. Поводом для закрытия обители послужили события, происшедшие в Звенигороде. 29 июня 1919 г. Звенигородский уездный совет постановил закрыть в течение месяца все мон-ри уезда. Когда известие об этом достигло Воскресенска, к обители стали стекаться верующие. Настроение защитников Н. В. м. было настолько решительным, что местные власти 7 июля вынуждены были заверить собравшихся в том, что слухи о его закрытии распускают «темные люди» и эти сведения являются «ложными и контрреволюционными». 12 июля в более спокойной обстановке решено было возложить материальное обеспечение обители на верующих, после чего успокоенные граждане покинули обитель. Однако местные власти вызвали из Звенигорода отряд вооруженных красноармейцев, и в ночь на 14 июля Н. В. м. был занят ими. Насельники обители (ок. 15 чел.) были арестованы как заложники. Управлявший мон-рем еп. Палладий (Добронравов), тяжело болевший сыпным тифом, не смог предпринять никаких действий. Прибывший в Воскресенск для выяснения обстоятельств следователь Г. И. Соколов не нашел контрреволюционных намерений в действиях защитников Н. В. м., после чего большая часть монахов была выпущена на свободу. Навестив в больнице еп. Палладия, Соколов выразил сомнение в законности закрытия обители и заявил, что епископ может считать себя свободным. Это не устроило новые власти, по их просьбе Наркомюст прислал др. следователя - И. А. Шпицберга, незадолго до этого руководившего вскрытием мощей прп. Саввы Сторожевского. 15 авг. Шпицберг прибыл в Воскресенск, в тот же день начались допросы. Путем давления на подследственных удалось выяснить фамилии приезжавших в Н. В. м. людей, близких к патриарху Московскому и всея России Тихону, а также монахов, общавшихся с ними. «Опасные» монахи были отправлены в звенигородскую тюрьму, а еп. Палладий - в Москву, где вскоре был отдан под суд. Оставшихся монахов временно разместили в настоятельских покоях, превращенных в богадельню. 11 нояб. 1919 г. Звенигородский совет вынес постановление о выселении монахов и снятии их с довольствия, что означало закрытие Н. В. м. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2577827.html

земли на каждом из 3 полей, и пользовались сенными покосами на 150 копен сена. Несмотря на упразднение мон-ря, в приходском храме с. Левкиева хранились святыни, связанные с основателем обители. Приходская жизнь в селе в кон. XIX - 1-й трети XX в. связана с именами 2 выдающихся церковных деятелей. В семье псаломщика местной церкви род. и проживал до пострига последний архим. Троице-Сергиевой лавры прмч. Кронид (Любимов) . С 1929 по 1930 г. в Успенском храме служил иером. прмч. Гавриил (Гур) . Сельские храмы были закрыты в нач. 30-х гг. XX в. и, по-видимому, пострадали во время боев 1941-1942 гг.; в 50-х гг. XX в. стены церквей и колокольни окончательно разрушены, их остатки использованы на хозяйственные нужды. К 2016 г. на месте бывш. Л. м. находится сельское кладбище. 20 авг. 2011 г. у фундамента Успенской ц. установлен и освящен памятный поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. Волоколамск. 2475, 2493, 2500, 2541. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 10; Леонид (Кавелин), архим. Волоколамская Левкиева пуст. и ее основатель прп. Левкий//ЧОЛДП. 1870. Кн. 12. С. 48-86; он же. Ист. описание ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря//ЧОИДР. 1874. Кн. 3. Отд. 1. С. 37; 1875. Кн. 1. Отд. 1. С. 373-374; Кн. 2. Отд. 1. С. 496, 534, 536; Холмогоровы В. и Г. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII вв. М., 1896. Вып. 9: Волоколамская и Серпуховская десятины. С. 38, 79, 80; Рус. провинциальный некрополь/Сост.: В. В. Шереметевский; изд.: вел. кн. Николай Михайлович. М., 1914. Т. 1. С. 239, 479; Водарский Я. Е. Церк. орг-ции и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX вв. М., 1975. С. 81; Булыгин Н. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 223; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 333; Горшкова В. В., Сукина Л. Б. Даниил, прп. Переславский//ПЭ. 2006. Т. 14. С. 56-61; Серафим (Голованов), игум. Исчезнувшая святыня: Левкиева пустынь//Московские ЕВ. 2016. N 4. С. 106-114. А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463331.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010