Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Скит патриарха Никона. Карта и ближайшие объекты «На берегу Истры, или Иордана, на северо-западе от монастыря, патриарх Никон устроил себе скит или пустыню. Этот скит имеет вид восточных жилых башен. Это каменное четырехэтажное здание; в первом этаже находится место для церкви и четыре комнаты с одной печкой; во второй этаж ведет узкая каменная лестница; здесь небольшая трапеза и две кельи с чуланом и печкой из древних изразцов; из трапезы ведет небольшая лестница в третий этаж, где устроены хлебная и просфорная печи; налево от них находится жилая келья, направо - приемная, а рядом с ней собственная келья святейшего патриарха Никона, в которой до сих пор хранится его круглый липовый стол и висит портрет его. В том же этаже помещается церковь во имя Богоявления Господня. В четвертом этаже, на верхней, почти плоской крыше, обведенной кругом перилами, находится особая келья патриарха Никона с коротким каменным ложем. На той же площадке имеется небольшая церковь во имя свв. Петра и Павла, а позади ее колокольня с одним колоколом. Этот скит устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году. Сюда-то он удалялся во время постов из своей обители и проводил время среди избранных учеников в самых строгих молитвенных подвигах. В настоящее время это здание стоит совершенно пустым». Цитата из публикации «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М. 1903. Глава IX» - в книге «Крестный путь патриарха Никона», М. 2000, стр. 55-56. «Кажущаяся симметрия применена и в архитектуре скита патриарха Никона. Скит находится в 300 метрах к северо-западу от монастыря. Построен скит был в 1658 году. Первый этаж здания был хозяйственным, на втором этаже в небольших кельях размещались келейники патриарха. На третьем этаже находились: церковь Богоявления с трапезной, келья Патриарха и приемная с небольшой прихожей. На плоской крыше находятся – восьмигранная церковь Петра и Павла, маленькая колоколенка и крошечная келья с каменным сидением, в которой можно поместиться лишь сидя и согнувшись.

http://sobory.ru/article/?object=02015

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Церковь Константина и Елены. Карта и ближайшие объекты К 1666 году под Подземную церковь вырыли котлован, при рытье котлована для " земляной " церкви на месте Обретения Креста Господня забил ключ. Образовавшийся источник оформили как колодец, который сохранился и до настоящего времени. Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены была освящена в 1690 году. Низкая подземная или " земляная " церковь - первое, что видит вошедший через Святые врата на территорию монастыря. В XVII веке церковь возвышалась над поверхностью земли всего на 1,5 метра. На ее плоскую кровлю-гульбище можно было попасть через дверной проем в барабане главы. С восточной стороны на барабане был выложен из изразцов восьмиконечный, так называемый Голгофский, крест; окна, размещенные в арках керамической аркатуры, оформляли керамические же наличники. В первой трети XVIII столетия церковь была покрыта на два ската, барабан главы надстроен, керамический декор брабана XVII века сбит. Для надстроенной части барабана специально изготовили изразцы, повторяющие в упрощенном виде керамику первого строительного периода. С севера и юга появились восьмигранные объемы небольших часовен. Чтобы предохранить от разрушения кирпичную кладку стен, вокруг подземного храма вырыли ров. До нашего времени дошло оформление рва, выполненное по проекту М.Ф. Казакова в первые годы XIX столетия. Подземная церковь примыкает к полукружию заалтарного обхода. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглись центральная часть Воскресенского собора и Подземная церковь, сильно поврежденные пожаром 1726 года. Подземная церковь, освященная вторично в 1751 году, поновлялась на средства братьев Алексея и Кирилла Разумовских. В северной части Подземной церкви в начале XIX века был устроен придел в честь иконы Божией Матери " Утоли мои печали " . В нем погребена Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная княжна Прозоровская (1750-1806). В этом же приделе похоронен сын великого русского полководца Аркадий Александрович Суворов (1786-1811). Придел обновлялся на средства Александра и Константина Аркадьевичей Суворовых в 1872 году.

http://sobory.ru/article/?object=09785

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Медведев обещает решить проблемы реставрации Новоиерусалимского монастыря 4 марта, 2011. Редакция " Правмира " Глава государства подчеркнул, что расходование средств на восстановление монастыря должно «максимально четко контролироваться, потому что это в том числе личные пожертвования наших граждан, и они имеют право знать, на что пошли эти деньги» Президент России Дмитрий Медведев обещает, что государство создаст все условия для своевременного решения всех проблем реставрации Воскресенской Новоиерусалимской обители, сообщает Интерфакс-Религия . «Наша задача — создать все условия для полноценной жизни монастыря, в том числе сейчас, в период восстановительных работ, и, конечно, на будущее», — сказал Д.Медведев на заседании попечительского совета Фонда по восстановлению обители. «Я уверен, что будут созданы все условия для того, чтобы решить любую возникающую проблему своевременно», — добавил он. Глава государства подчеркнул, что расходование средств на восстановление монастыря должно «максимально четко контролироваться, потому что это в том числе личные пожертвования наших граждан, и они имеют право знать, на что пошли эти деньги». Президент поблагодарил всех жертвователей, внесших свои средства на восстановление храма (объем пожертвований от граждан за 2009-2011 годы составил 52 млн. рублей). В течение этого же периода из федерального бюджета в Фонд поступило 3 млрд. рублей, еще 1 млн. рублей составила субсидия Ямало-Ненецкого АО. Историческая справка: Воскресенский Новоиерусалимский монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. Под Москвой воссоздавался образ «Святой Земли» — «Русские Палестины». Близлежащие окрестности монастыря получили палестинские наименования. На холме, прозванном Сион, был заложен мужской монастырь. К востоку от монастыря располагался Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания.

http://pravmir.ru/medvedev-obeshhaet-res...

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович), еп.Угличский, вик. Ярославской епархии Родился в семье священника с.Любец Боровского уезда Калужской губернии 20 июня 1818 года. Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. 14.XI.1842 на втором курсе академии постригся в монашество. I.VIII.1844 был рукоположен во иеромонаха и I.VIII.1845 года по окончании академии назначен в Суздаль учителем и смотрителем Духовного училища. В 1852 году получил назначение на должность настоятеля в Ростовский Борисоглебский монастырь, с возведением в сан архимандрита. Как начальник о.Амфилохий отличался величайшим добродушием и полным отсутствием формализма. 28.VII.1858 назначен настоятелем Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого «Новый Иерусалим», обладающего драгоценной библиотекой из старинных рукописей. Это назначение определило дальнейшую деятельность о.Амфилохий. Ранее в 1845 году он издал в Москве свое академическое сочинение о трех обетах монашества – девстве, настяжании и послушании, теперь же он занялся исключительно палеографическими трудами. В 1860 году, после четырехлетнего управления Новоиерусалимским монастырем, он переселился в Москву и в течение I0 лет состоял в числе братии Московского Покровского миссионерского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1863 году избран членом-корреспондентом Академии Наук по греческой и славянской палеографии. 30.XII.1874 года назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. За время пребывания в монастырях архимандрита Амфилохия, труды по палеографии потекли обильным потоком. Трудоспособность у о.архимандрита была необычайная. Труды приносили ему неоднократно ученые премии от Академии Наук (уваровскую, демидовскую, Ломоносовскую), сделали его ученое имя известным не только в России, но и за границей и принесли ему звание почетного члена многих ученых учреждений. Живя в Москве, он занимался изучением древнеславянских и греческих богослужебных рукописей, хранившихся в Румянцевской и Синодальной библиотеках. Все его сочинения по палеографии, изданные, конечно, не для широкого круга читателей, имеют неоспоримое значение для науки и многие содержащиеся в них данные, касающиеся древних рукописей и в особенности древнего церковного искусства, особенно по иллюстрировании книг, вошли уже в общенародный обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владимир. Церковь Михаила Архангела в Красном селе. Карта и ближайшие объекты Село посреди города Село Красное – одно из старейших селений Владимирской земли. И хотя сейчас Красное не значится на картах, находится оно в самом сердце нашей области. С ростом Владимира село вошло в состав областного центра, оставив нам «на память» о себе название улицы Красносельской и церковь Архистратига Михаила. Находясь в стародавние времена в трёх верстах от Владимира, Красное впервые упоминается в 1515 году в жалованной грамоте Дмитриевскому собору. В той грамоте великий князь Московский жителей села обязал каждый год выдавать на содержание соборного причта «по две четверти ржи, да по четверти пшеницы, да по ситу гороху, да по две денги на соль и дрова». И хотя в той грамоте ничего не сказано о храме, название Красного селом подразумевает наличие в нём церкви. Можно думать, что церковь существовала там и в конце 1490-х гг., и даже ранее, но без документальных подтверждений это всего лишь гипотеза. В конце XVI столетия Красное упоминается во владении государя – разъезжая запись соседнего Царе-Константиновского монастыря называет село дворцовым. Первое упоминание о красносельском храме встречается в патриарших окладных книгах 1628 года. Это была деревянная церковь в честь Архистратига Михаила. В XVII веке Красное снова пребывало в «частных руках» и имело сразу нескольких владельцев. Так, одним из них был князь Юрий Барятинский. В 1658 году он продал свою часть села некоему Никите Минову. В истории Н. Минов оставил о себе память на многие века вперёд и вряд ли о нём когда-либо забудет человечество. Плоды его реформ православные пожинают, так сказать, до сих пор, а в своё время эти преобразования зачастую приводили к актам неповиновения, вооружённым стычкам и кровопролитию. Лишь немногим мирское имя этого человека говорит о чём-либо, но все без исключения слышали о патриархе Московском и всея Руси Никоне… Именно патриарху Никону продал своё красносельское имение князь Барятинский. В том же году Никон оставил патриаршество, удалившись в новоиерусалимский Воскресенский монастырь, который сам же и основал. Часть села Красное через своего основателя стала принадлежать этому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=01767

На первом заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 20 октября 2008 года (Москва, Кремль) Святейший Патриарх Московский Алексий II говорил об исключительной роли, которую должен был играть монастырь в духовной жизни России: «Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя. Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням. Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима Горнего. Согласно летописным данным, патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников… Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца XVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме».

http://pravoslavie.ru/31237.html

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим. Карта и ближайшие объекты В последние десятилетия XVII века архитектурный ансамбль монастыря окончательно сформировался, по периметру холма строится каменная крепостная ограда с восемью башнями и надвратной церковью. Над Святыми вратами, поставленными под небольшим углом к собору, возвышается церковь во имя Входа Господня в Иерусалим, освященная в 1697 году. Надвратная церковь - многоярусный типичный храм типа " восьмерик на четверике " , который получил распространение в русском зодчестве в последней четверти XVII столетия. В строгом декоре храма, выполненного из кирпича, повторяются мотивы декора крепостной стены, высокий ярусный храм органично вписывался в паузу между верхними ярусами собора и колокольни, что делало восточный фасад всего ансамбля еще сложнее и живописнее. На западе вертикаль надвратной церкви уравновешивалась завершением церкви Рождества в виде двух глухих восьмериков. Панорамы монастырского ансамбля были построены на основе осевой симметрии и рассчитаны на восприятие с исторически сложившихся точек зрения: на востоке - с горы Елеон, на юге - с Волоцкого тракта, на северо-западе - от скита Патриарха Никона. Со страниц книги: Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь//сост. Л.М. Черненилова; М-во культуры Моск. обл., Ист.-архит. и худож. музей " Новый Иерусалим " . – М.: Лето, 2006. Надвратная Входоиерусалимская церковь Новоиерусалимского монастыря была построена в 1694-1697 гг. в одно время с мощной каменной оградой и башнями. До этого, при Никоне, монастырь был обнесён деревянной оградой с восемью шатровыми башнями. Четыре башни старой ограды стояли по углам, четыре между ними по сторонам света; проездные ворота находились в южной и западной башнях, а над северной был устроен колодец. Главный вход был там же, где и теперь - в восточной стене, а перед входом была большая площадь с гостевым домом для паломников. Первоначально надвратная церковь была деревянной и простояла недолго. Уже в нач. 1690-х годов стали возводить каменную ограду с новыми святыми вратами и храмом над ними. В 1690 году подряд на строительство стен, башен и надвратного храма получил зодчий Яков Бухвостов. Примерно в это же время артель Бухвостова взяла и другие подряды - на строительство Спасской церкви в Уборах и Успенского собора в Переславле-Рязанском (нынешней Рязани). Из-за нехватки времени Бухвостов едва не угодил в тюрьму, но в конце концов после благополучного разрешения конфликта с заказчиками передал новоиерусалимское строительство артели каменщиков костромского крестьянина Филиппа Ивановича Попуги " со товарищи " , крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых.

http://sobory.ru/article/?object=09784

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты После освящения собора, в 1685 году началось строительство теплой церкви и трапезных палат.Три грандиозные бесстолпные трапезные были выстроены в западной части монастырской территории вторым этажом над " старыми каменными службами " середины столетия. Трапезные палаты и церковь Рождества Христова строились на средства царевны Татьяны Михайловны и были торжественно освящены в 1692 году. В настоящее время первый этаж Трапезных по главному восточному фасаду оформлен аркадой 1760 года. Она заменила первоночальное обширное гульбище. Как и гульбище, аркада - элемент, объединяющий скромный, с асимметрическим декором первый этаж с торжественным ритмически организованым вторым. В 1760-е годы на первом этаже церкви Рождества Христова были устроен Вертеп с приделами Поклонения Волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Избиения младенцев. Страницы книги Л.М. Чернениловой " Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь " Замысел устроить в первом этаже храма Рождества Христова подобие Вифлеемского Вертепа и яслей относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в конце XVIII века. Работы велись по плану архитектора Григория Бартенева, деньги на устроение Вертепа и «Вифлеемских» церквей пожаловала императрица Екатерина II, кроме того каждый придел имел своих вкладчиков. Близ Вертепа были устроены приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. В день Рождества Христова из верхнего храма в Святой Вертеп совершался торжественный крестный ход. После закрытия в 1919 году Воскресенского монастыря все убранство Вертепа и придельных церквей было уничтожено. Корпус Трапезных палат сильно пострадал в 1941 году. В северной палате был разрушен свод, кровли на остальных помещениях сгорели вместе с деревянными конструкциями, но при этом храм Рождества Христова почти не получил повреждений. Во время реставрационных работ архитектурный облик интерьеров восстановлен в первоначальном виде. Фасады корпуса сохраняют сочетание форм и деталей XVII — XIX веков. 6 декабря 1997 года Рождественский трапезный храм был вновь освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

http://sobory.ru/article/?object=09783

Приволжский район. Новоиерусалимское архиерейское подворье. Собор Воскресения Словущего. Воскресенский собор бывшего Воскресенского мужского монастыря " Новый Иерусалим " Собор. Действует.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) , " Знамение " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:не позже 1698. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 48 Координаты: 55.745359, 49.165195 Проезд: Из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 м налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. Пос ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 м налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. После 150 м подъема пройти через арку в надвратной церкви по левую сторону от тупиковой круговой площадки, собор будет через 100 м прямо по дорожке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник входит в ансамбль Архиерейского загородного дома (Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим) Построен и освящен митрополитом Маркелом в 1698, согласно надписи на антиминсе, долгие годы хранившемся в соборе. Этому храму митрополит Казанский Тихон просил передать образ Введения во Храм Пресвятой Богородицы, в завещании своему приемнику Сильвестру. С западной стороны к двухэтажному (двусветному по второму этажу) храму примыкала двухэтажная трапезная с пятиярусной колокольней (верхние ярусы не сохранились). В 1930-1940-е годы произведены значительные перестройки, существенно изменившие первоначальный облик собора. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан.

http://sobory.ru/article/?object=23719

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010