Воскресенский Карачевский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Карачевский Воскресенский монастырь (Тихонова Пустынь) — мужской монастырь Брянской епархии Русской православной церкви, основанный в кон. XVI в. иноком Тихоном. С 1680 приписан к Новоиерусалимскому монастырю, в 1764 упразднен, храм обращен в приходской. Восстановлен в 2004. Обитель находится в с. Бережок Карачевского района Брянской обл., на левом берегу реки Снежеть, доминирует в окружающем пейзаже и виден на подъезде к городу со стороны Брянска. Содержание История [ править править код ] В конце XVI века иеромонахом Тихоном Карачевским здесь был основан Воскресенский монастырь, называемый также Тихоновой пустынью. По преданию, Преподобный Тихон подвизался на каменном столбе, возвышавшемся над вторым этажом монастырской церкви, где была устроена небольшая круглая келейка и висел вестовой колокол, извещавший иноков и горожан о приближении крымских татар, которые некогда производили частые набеги на Карачев и уезд. Память преподобного Тихона до революции чтилась местными жителями 16-го июня, когда из городского собора совершался сюда крестный ход. Точное время основания обители неизвестно, однако известно, что в 1585 году она уже находилась под управлением игумена Захария. До конца XVII века все постройки монастыря были деревянными. По описанию сына антиохийского патриарха Макарий III, архидиакона Павла Алеппского, посетившего обитель в 1654 году на пути в Москву, деревянный соборный храм Воскресения отличался своей стройностью и высотой. Поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с тремя входами, он имел трёхчастное построение с расположенными над каждой, частью главами, лёгкими и изящными. Весьма высокой была и восьмигранная колокольня, завершённая куполом… В конце XVII начале XVIII века на вклад великой княгини Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Фёдоровича, сестры царя Алексея Михайловича, построен соборный храм Воскресения. Проект расширения Воскресенской церкви

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Вдоль западной части крепостной стены в последней четверти XVII века были возведены Трапезные палаты с храмом Рождества Христова и Больничные палаты с церковью Трёх Святителей, первоначально находившиеся на южной части деревянной ограды, к которой примыкали келии Патриарха Никона. В северной части монастыря размещаются братские корпуса и дворец царевны Татианы Михайловны (скончалась в 1706 г.), приезжавшей в обитель на богомолье. Все эти сооружения подобны скромной оправе драгоценной жемчужины - храма Воскресения Христова. Из книги-путеводителя: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. - Истра: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь, 2017 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Строительство Воскресенского собора началось в апреле 1658 г. и длилось без перерыва до конца 1666 г., до тех пор пока Никон не был отправлен в ссылку. Полностью ансамбль монастыря сложился уже после смерти Никона, в конце XVII века. В западной части монастыря расположены Трапезные палаты с церковью Рождества Христова, сооруженные на вклад царевны Татьяны Михайловны в 1686-1698 гг. К ним примыкают Больничные и Настоятельские ворота. Второй этаж над ними сооружен архитектором М.Ф. Казаковым. Здесь помещались комнаты царской семьи. В Гефсиманском саду Нового Иерусалима находится самая старая постройка монастыря - скит патриарха Никона. Утром 26 ноября 1941 года фашисты начали наступление на город Истру, под прикрытием тумана крупная группа эсэсовцев ворвались в Ново-Иерусалимский монастырь, в стенах которого тогда располагался Московский областной краеведческий музей. Собор и надвратная церковь были превращены захватчиками в склады боеприпасов, находившиеся там ценности были разграблены. В здании музея, из которого были выброшены все экспонаты, немцы устроили штаб и госпиталь. Позднее, как известно, при отступлении немцы взорвали Воскресенский собор и надвратную Входо-Иерусалимскую церковь Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Произошло это чудовищное событие 10 декабря 1941 года.

http://sobory.ru/article/?object=00379

97 и об.). 16 января 1685 г. вечером патриарх отправился в Воскресенский монастырь на освящение (новой каменной) церкви Воскресения, с ним поехали крутицкий митрополит Варсонофий, вологодский епископ Гавриил, холмогорский архиепископ Афанасий, архимандриты андроньевский Пахомий, богоявленский Амвросий, знаменский Евфимий, игумены воздвиженский Ефрем и новинский Афанасий (л. 131 об.–135 об.). 22 августа того же 1685 года патриарх опять прибыл в Воскресенский монастырь в 12 часу дня, сряду же служил панихиду на гробе Никона и после нее жаловал деньгами архимандритов и всю братию монастыря, всенощное и литургию 23 числа в воскресенье служил в новой церкви Воскресения, поминальный стол был в монастырской трапезной, после чего патриарх в тот же день отправился в Москву (л. 185–187). 160 Записи о поездках царских лиц в Воскресенский монастырь и о торжественном освящении новоиерусалимского храма приведены в «описании Воскр. мон.» (чтен. общ. ист. 1874 кн. 3 стр. 62–70 и 102–115). 161 На месте кончины патриарха Никона в Ярославле ниже спасского монастыря на правом берегу Которосли был поставлен деревянный крест еще в XVII веке («Книга большему чертежу» изд. 2 Спб. 1838 стр. 140), но от весенних разливов Волги крест этот был размыт в снесен водою. В 1700 году власти Воскресенского монастыря хлопотали о постройке каменной церкви во имя пр. Александра Свирского на месте снесенного креста и получили на то благословенную грамоту от ростовского митрополита Иоасафа (опис. Воскр. монаст. в Чтен. общ. ист. 1875 кн. 3 стр. 755); но наступившие петровские реформы не благоприятствовали постройке нового памятника в честь патриарха Никона . В пятидесятых годах нынешнего столетия в Ярославле вновь было заявлено желание восстановить крест на месте кончины патриарха, но это желание осталось без исполнения (Яросл. епарх. ведом. 1880 3–2 часть неофициальная стр. 254). 162 Записи о чудесных знамениях и исцелениях при гробе патриарха Никона начались сряду после его кончины. Древние из таких записей уже изданы в печати («Исторический вестник» 1880 август стр. 791–796). Записи чудес последующего и нынешнего времени в Воскресенском монастыре вносятся в особую «книгу происшествий. Чудеса при гробе святейшего патриарха Никона сильно смущают раскольников и влияют на переход их к православной церкви («Душеполезное чтение» 1881 ч. III стр. 55–70). Читать далее Источник: Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на Московском соборе 1666 года/историческое исследование по неизданным документам подлинного следственного дела патриарха Никона/[соч.] э. о. проф. Санкт-Петербургской духовной акад. протоиерея Павла Николаевскаго. - Санкт-Петербург : Тип. Ф. Елеонскаго и К°, 1886. - 141 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Монастырь имеет архиерейское подворье по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, 48б; телефон: +7 939 730 99 23 . При храме действует Воскресная школа (телефон: +7 (909) 669-11-01 , электронный адрес: post@n-ierusalim.ru ): Воскресная школа Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре начала в свою работу в 1999 году. В настоящее ее возглавляет Машлякевич Антон Дмитриевич. Младшую, среднюю и старшую группы с удовольствием посещают все желающие - дети от младшего до старшего школьного возраста из Истры и окрестных городов и сел. Воскресная школа для взрослых при Ново-Иерусалимском монастыре начинает проводить свои занятия с 20 сентября 2015 года по воскресеньям в 13:00. О плане занятий учащиеся информируются по электронной почте. Архитектурный комплекс [ править править код ] Интерактивная карта обители По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха. Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Так и произошло. Центром «новоиерусалимского» комплекса стал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, а его центром, в свою очередь, – собор Воскресения Христова, построенный в соответствии с храмом Гроба Господня в Иерусалиме. Собор строили, руководствуясь кипарисовой моделью, «Проскинитарием» Арсения Суханова , а затем ортогональными чертежами храма Гроба Господня, сделанными католическим монахом Бернардино Амико и изданными во Флоренции в 1620 году, но попавшими в Россию позднее, уже во время строительства собора на Истре 635 . О Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря, истории его создания и завершения написано достаточно много и подробно. Поэтому мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями, связанными с богословскими аспектами всего замысла. Воскресенский собор в плане, внутреннем устройстве и общих размерах довольно точно воспроизводит храм Гроба Господня в Иерусалиме. Патриарх Никон создал копии Голгофской церкви, которая была освящена еще при нем и в которой он особенно любил служить, низких, как бы пещерных храмов под Голгофой, Гроба Господня, центрального алтаря Воскресения Христова, «камня миропомазания», плиты «середина вселенной», темничного придела с церковью во имя Божией Матери (освящена тоже при Никоне), заалтарных церквей, подземной церкви Константина и Елены с приделом Обретения Креста Господня и т. п. Однако во внешнем облике только с южного входа Воскресенский собор Нового Иерусалима походит на палестинский прототип. Во всем же остальном он довольно сильно отличается от оригинала. Это прежде всего относится к изразцовому декору. Замечательными разноцветными поливными изразцами украшены барабаны куполов, восточный выступ апсиды, очень богато оформлены ими наличники окон; изразцовые головки херувимов, словно лентой, опоясали полукруглую западную часть собора. Изразцовые порталы входов, целиком изразцовые иконостасы заалтарных церквей, изразцовые надписи внутри ротонды вокруг Гроба Господня под сводами собора. Впоследствии при ремонте храма по проекту В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни и храма в честь Святых Жен мироносиц. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. Городской же храм Святых Жен-мироносиц заложен неподалеку от реки Песочни, близ которой Патриарх Никон основал девичий монастырь, «нарицаемый Вифания». В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова. 29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах. Использованная литература: Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997. Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника.  Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями. Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова. Мысль Патриарха простиралась гораздо дальше: это было, прежде всего, стремление въяве воплотить и прославить идею Руси как духовного центра православного мира. Осуществление грандиозного замысла потребовало многих лет. Строительство монастыря приостанавливалось на время ссылки Патриарха (с 1666 по 1679 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=00379

Главным делом своей жизни Никон полагает строительство собора — копии храма Гроба Господня в устроенной им в 1656 году Воскресенской обители на реке Истре. В копии воспроизводились не только план и архитектура прообраза, но и все святыни храма Гроба Господня: «темница», Голгофа, камень помазания, кувуклия Гроба Спасителя и другие. Вся местность, обозримая с плоских крыш-гульбищ Воскресенского собора, была уподоблена палестинской земле. Центром этой топографической композиции была часовня Гроба Господня, окрестности символизировали разные палестинские местности, связанные с земной жизнью Спасителя. Холм, на котором была основана обитель, патриарх Никон назвал Сионом, реку Истру, огибающую этот холм по излучине, — Иорданом. Ручеек Золотушка, вытекающий из системы прудов под северным склоном, стал по воле патриарха потоком Кедрон. За ним был размещен Гефсиманский сад, где вместо олив святейший распорядился посадить березы. В Гефсиманском саду, на острове, образованном старицей Истры, был построен скит патриарха «в греческом духе», по подобию небольших скитов Святой горы Афон. Холм к востоку от монастыря Никон наименовал горой Елеоном, в Иерусалиме она тоже находится к востоку от города. На «горе» был установлен крест, отчего она получила второе название — Крестопоклонная. К югу от Елеонской горы по благословению святейшего была построена церковь Вознесения. Соседнее село по новой церкви стало именоваться Вознесенским, в этом селе патриарх устроил небольшой женский монастырь и назвал его Вифанией. К северу от Воскресенского монастыря, за рекой Иордан два соседних холма также получили новые имена: Фавор и Ермон. У подножия холма Фавор в селе Микулине Никон освятил храм Преображения Господня, отчего село стало именоваться Преображенским. В селе Дорна к востоку от холма Елеон святейший устроил церковь Воздвижения Креста, это село, так же как другие села окрестностей Нового Иерусалима, стало называться по посвящению местного храма. Насколько точно Русская Палестина воспроизводила прообраз? Настолько, насколько на иконе воспроизводится та или иная местность, ведь, как известно, иконописец соблюдает принцип обратной перспективы. Естественно, что километраж между объектами новоиерусалимской копии не соответствовал настоящей Палестине. Сама же территория русской Святой земли не должна была превышать зоны видимости с крыш Воскресенского собора. С другой стороны гора Сион с доминантой Воскресенского собора должна была просматриваться с любой точки Русской Палестины. Для патриарха Никона была важна наглядность.

http://pravmir.ru/lyubimoe-detishhe-opal...

Первые строения в монастыре были деревянными, но уже в правление казанского митрополита Маркелла, в 1698 г. главный собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова был возведен в камне, об этом свидетельствует надпись на антиминсе, долгие годы хранившемся в храме. Это был однокупольный собор в стиле русского барокко с великолепным убранством фасадов: узорными наличниками окон, полуколоннами по углам, пространной трапезной и открытыми галереями с лесенками. С западной стороны к двусветному второму этажу основного объема храма примыкала двухэтажная трапезная с пятиярусной колокольней, своим убранством напоминавшая один из красивейших храмов Москвы — церковь Покрова в Филях. От архиерейского дома к западному фасаду колокольни вел каменный переход, а главный вход в храм был оборудован с северной стороны храма. Революционные события 1917 г. не обошли стороной и Воскресенский монастырь. Он был закрыт одним из первых среди других казанских монастырей и в 1920 г. передан опытной сельхозстанции. Больше всех в советское время пострадал Воскресенский храм: было сбито все каменное узорчье, наличники, полуколонны. Сохранились только алтарные апсиды и сводчатые потолки внутри самого храма. Была и снесена колокольня. В 1930-1940-е годы произведены значительные перестройки, существенно изменившие первоначальный облик собора. А в 1949 г. Воскресенский собор был переделан под жилье работников станции и теперь храм снаружи ничем не отличается от обычного жилого дома. Весной 2012 г. несколько зданий бывшего монастыря, в т.ч. и Воскресенский собор, были переданы Богородицкому мужскому монастырю. 13 февраля 2013 г. на собор Воскресения Христова установлен купол, а уже в мае начаты ремонтные работы по его восстановлению. Храм приобретает первоначальный вид. В настоящее время и в верхнем, и в нижнем этажах основного объема сделаны временные иконостасы и проводятся богослужения. Источники: Троепольская Н. Загородный Архиерейский дом: фрагменты истории//Гасырлар авазы (Эхо веков). 1/2 2003 г., с сайтов " Объекты культурного наследия " Министерства культуры РТ и Татарстанской митрополи

http://sobory.ru/article/?object=23719

В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников. В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости. Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора. Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Священный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда. Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста. Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.

http://sobory.ru/article/?object=00379

Тогда же был установлен праздник в воспоминание этого дивного явления. По свидетельству церковного историка Созомена (5 век), увидев знамение, многие эллины и иудеи приняли крещение. В память об этом событии над пещерой Обретения и был устроен придел Небоявленного Креста Господня. Иконостас для этого уникального придела сделан новый. Он состоит из нескольких рядов икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает рядом смыслов. Так, иконография для диаконских врат выявлена из богослужебного содержания праздника. 1-я песнь канона на утрени, восхваляя Крест Христов, сравнивает его с Животным Древом, посаженным Богом в раю, от которого питался и жил человек. Изображение рая и прародителей нередко встречалось в иконографии, так как алтарь символически образует рай. Данная композиция размещена на северных (диаконских) вратах - святые прародители Адам и Ева и между ними Древо Жизни с плодами. На южных диаконских вратах показаны две святые горы - Голгофа и Елеон, над ними в небе Крест, сияющий необыкновенным светом, а под Крестом - град Иерусалим. На переднем же плане изображена река Иордан, а в ней люди по пояс в воде - крещающиеся после покаяния иудеи и эллины. Такая иконография является, с одной стороны, исторически реалистичной, а с другой - символичной, связывающей Крест и Таинство Крещения. В северной части подземной церкви находится придел, устроенный в XIX веке семьёй Суворовых в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Здесь погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская (1750-1806), супруга великого русского полководца Алекандра Васильевича Суворова (1730-1800), и единственный их сын Аркадий (1786-1811). Суворовы были вкладчиками Воскресенской обители, продолжая дело Алексея и Кирилла Разумовских, на чьи пожертвования создан в XVIII веке иконостас подземной церкви. Небесные покровители Разумовских были изображены на боковых вратах иконостаса. Вкладчики Нового Иерусалима погребены в основном на территории монастырского некрополя, расположенного по сторонам подземной церкви. Из книги-путеводителя: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. - Истра: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь, 2017 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09785

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010