По материалам: Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника Трапезные палаты с церковью Рождества Христова построены на " старых каменных службах " в 1686-1690 годах. Храм был освящён Патриархом Московским и всея Руси Адрианом. Царевна Татиана Михайловна Романова, младшая дочь царя Михаила Романова от брака со второй супругой Евдокией Лукъяновной Стрешневой, снабдившая церковь " всей необходимой утварью и ризницею " , пожелала, чтобы центральная палата использовалась для молитв, вторая - для трапез монашествующей братии, а третья как " гостиная мирским ясти всяких чинов людям " . Архитектура церкви Рождества Христова типична для русского зодчества конца XVII столетия. Второй этаж храма представляет собой четверик с двумя рядами окон и сомкнутым сводом, на который поставлены два глухих восьмерика, завершённые главкой с крестом. Однако расположена церковь необычно. Она поставлена не по оси трапезных палат, а перпендикулярно к ним, напротив ротонды Воскресенского собора. Это обусловлено значением храма как образа Вифлеема. В первом ярусе церкви, под алтарём, устроено подобие пещеры Рождества Христова. Святой Вертеп и Святой Гроб симолически отражают друг друга, что соответствует православной иконографии, поскольку каменные ясли, куда был положен Богомладенец Христос, прообразуют Его погребальное ложе. После реставрационно-восстановительных работ Пещера Рождества Христова была расписана евангельскими сюжетами, повествующими о Пришествии в мир Богочеловека. В данном случае иконография праздника принадлежит к развёрнутому варианту " Рождества Христова " , включающему многочисленные сцены: Рождество Христово; Поклонение Ангелов младенцу; Поклонение пастухов; Беседа волхвов с царём Иродом; Принесение даров; Явление Ангела спящим волхвам; Явление Ангела Иосифу во сне и др. С конца XVIII века вблизи Вертепа находятся приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Церкви не имеют внешнего сходства с первообразами, но отражают полноту священных воспоминаний о месте, где благоволил родиться Спаситель мира.

http://sobory.ru/article/?object=09783

За колокольней открывается и с запада закрывает собой все объёмы собора трёхъярусная ротонда, чья круглая форма символизирует жизнь вечную. В центре ротонды расположена Кувуклия (часовня) Гроба Господня - главная святыня Нового Иерусалима. Патриарх Никон не успел закончить строительство ротонды. В первой половине 1680-х годов шатёр был возведён из кирпича. Кладку пронизывали и весьма утяжеляли железные связи. Со временем под такой тяжестью колонны просели, и в 1723 году шатёр обрушился. Случилось это в праздник Вознесения Господня, когда духовенство и богомольцы ушли крестным ходом на Елеон. По милости Божией никто не пострадал, но храм получил многочисленные повреждения. Новый шатёр был сооружён из дерева по проекту выдающегося архитектора Бартоломео Растрелли в 1756-1759 годах, идею " воплотил в жизнь " московский архитектор Карл Бланк. Шатёр опоясывали в три яруса 60 окон-люкарн, между которыми находились живописные картины на темы Священного Писания. Это выдающееся произведение церковного искусства сгорело во время взрыва 10 декабря 1941 года. В 1983-1993 годах над ротондой был смонтирован шатёр из металлических ферм с фанерными окнами. В 2012 году эту конструкцию ХХ века разобрали, и началась подготовка к возведению шатра по новому проекту, из сибирской лиственницы, в формах деревянного шатра XVIII века. В 2015 году работы на ротонде Воскресенского собора были полностью завершены. 8 мая 2016 года, в Неделю Антипасхи, Святейший Патриарх Кирилл, в сослужении архипастырей и многочисленного числа духовенства совершил Великое освящение Воскресенского собора. Из книги-путеводителя " Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь " . Изд-во Паломник. Москва, 2017 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09786

Новоиерусалимский монастырь Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749 - 1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского) . Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича. В XIX и в начале XX века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу. К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин) , исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/12113.html

vk fb tw ok @ g+ lj Новоиерусалимский монастырь Город Истра, Московская область. 11 октября 2009 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Спасский женский монастырь С. Костомарово, Воронежская область. 9 сентября 2011 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Поля Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Храм Николая Чудотворца Город Пушкино, Московская область 19 сентября 2009 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь Село Фаустово Воскресенского района Московской области. 4 ноября 2011 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Николо-Радовицкий монастырь Село Радовицы Егорьевского района Московской области. 20 ноября 2010 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Иоанно-Предтеченский монастырь Г. Вязьма, Смоленская область. 22 октября 2011 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Николо-Улейминский монастырь С. Улейма, Ярославская область. 9 октября 2011 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Антониево-Сийский монастырь Холмогорский район. 21 октября 2012 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Свято-Казанский женский монастырь Село Колюпаново, Тульская область 29 сентября 2012 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Никольская часовня в Вершинино Каргополье. Село Вершинино, берег Кенозера. 21 октября 2012 года. Фото: Михаил и Екатерина vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Покрова на Нерли Суздальский район, Владимирская область. 30 октября 2010 года. Фото: Михаил и Екатерина Рейтинг: 9 Голосов: 157 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Срболюб 16 октября 2020, 07:05 Хвала за лепе ... Сергей 13 марта 2013, 18:48 Спасибо за красоту! Наталия 4 января 2013, 01:50 Спаси вас Господи за Красоту! Божьего вдохновения! Елена Никлаевна 8 декабря 2012, 14:33 Спасибо!Очень красивые фотографии. Михаил Крюков 7 декабря 2012, 16:31 Михаил и Екатерина! Огромное спасибо за доставленное удовольствие увидеть многие знакомые места в совершенно неожиданном ракурсе. Невольно возникают ассоциации с ничем не ограниченным полетом души. раз огромное спасибо! Храни вас Господь!

http://pravoslavie.ru/56941.html

Как и другие монастыри, обитель св. Бориса и Глеба страдала от разных бедствий: нашествий и разорений врагов (к примеру, в 1610 году от отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожара (1672 г.), иных бедствий и несчастий. Тем не менее, монастырь всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная история и близость к Москве. В 1652 году царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица - митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 году стал патриархом и был им до 1666 года), но вскоре охладел к этой обители. В 1656 году патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией. Борисоглебский монастырь с 1652 года подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 года он недолго был самостоятельным, в 1682 году его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 году он снова стал независимым самостоятельным монастырём. Личность царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676) как минимум дважды влияла на судьбу и развитие монастыря: непосредственно в 1652 году, когда по его желанию обитель стала резиденцией Никона, и косвенно в 1656 году. Жена стольника Алексея Чаплина - Прасковья Чаплина - пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия - святого покровителя её мужа, но она и её супруг смотрели дальше - этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю Алексею Михайловичу и их общему с Алексеем Чаплиным святому. Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей неизменно привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре периодически велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, а в 1689 году были возведены каменные стены и башни обители. К началу XVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от Борисоглебской обители, где до 2009 года располагалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на реке Березовец (приток Яхромы). После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других - Пятницкий и Никитский - были упразднены).

http://sobory.ru/article/?object=00399

В 1653 г. царским духовником протопопом Благовещенского собора Стефаном Внифантьевым 476 основана Марчуковская (Марчу- говская) Зосимо-Савватиевская пустынь в Москве у Красного Холма. После ее затопления весной 1656 г. Стефан перенес обитель в запустевшую от морового поветрия деревню Фаустово Гвоздинской волости Московского уезда. Незадолго до своей кончины он принял в ней постриг с именем Савватия 477 . К пустыням городского типа относился Покровский «на Убогом дому» монастырь в Москве: основан в половине XVII в. царским духовником протопопом Стефаном на средства личной казны царя Алексея Михайловича 478 . Андреевский училищный монастырь, основанный в 1648 г. Ф. М. Ртищевым, управлялся сначала игуменами, а с 1662 г. – строителями, так как получил статус пустынного. Отличие пустыни от монастыря заключалось в том, что монашескую братию возглавлял не игумен, а строитель 479 , иногда черный священник. Монастырь – наиболее уставной с канонической точки зрения тип обители с отлаженной организацией жизнедеятельности, включавшей по церковному уставу литургическую, панихидную службы в храме, общехристианское монашеское поведение с хозяйственно- вотчинным обеспечением братии 480 . Основание монашеской обители происходило по разрешению высших иерархов. Патриарх Никон считал установившийся обычай обязательным церковно-правовым порядком: «Монастыри, иже без благословения и без повеления епископля создани быша, не создани суть, ни освящены, – писал он в 1663 г. – … Без повеления епископа никому же достоит монастыря создати… епископ и молитву сотворит и созданный монастырь и вся сущая в нем внутренняя и внешняя на хартию да напишутся, и да будет под властию епископа, и без води епископли не подобает ни самому создавшему игуменити в нем, ни игумена поставляти» 481 . Управление большим монастырем осуществлялось настоятелем – игуменом или архимандритом с помощью наместника, строителя, келаря, казначея, соборных старцев, среди которых могли быть и священнослужители. В Воскресенском Новоиерусалимском монастыре власть представляли при патриархе Никоне архимандрит, наместник, строитель, казначей, соборные старцы (избирались из числа старших по возрасту и опыту); с 1679 г. называются еще ризничий и книгохранитель 482 . В 1652/53 г. Саввиным Сторожевским монастырем управляли архимандрит, келарь, казначей, уставщик, 9 соборных старцев 483 . В 1686 г. в состав его же властей входили архимандрит, келарь, наместник, казначей и три соборных старца, среди которых был «болничной строитель» 484 . В обязанности настоятелей, по словам епископа Архангельского Макария (Миролюбова) , входили заботы о благоустройстве монастыря, наблюдение за порядком, суд по монастырскому чину 485 . Мелкие монастыри не имели усложненной структуры власти, управлялись, как и пустыни, строителями или черными священниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора. По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре , с палицей , с рипидами , на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох . Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году. Осуждение Никона и временное закрытие монастыря Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными " не по уставам Святых Отцов " , вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. Успенский собор Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии . В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне : взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

http://drevo-info.ru/articles/417.html

Летом Патриарх молился на кровле пустыни в маленькой келье, где вдоль западной стены находилась каменная скамья, облицованная изразцами. Здесь же, в центральной части кровли, стоит восьмигранная церковь святых апостолов Петра и Павла. К востоку от нее расположена маленькая звонница. Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем. С лицевой стороны креста был изображен распятый Спаситель, Господь Саваоф и Святой Дух, а на оборотной была сделана памятная надпись. В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине. В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена. 17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни и храма в честь Святых Жен мироносиц. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. Городской же храм Святых Жен-мироносиц заложен неподалеку от реки Песочни, близ которой Патриарх Никон основал девичий монастырь, «нарицаемый Вифания». В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова. 29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах. Святыни [ править править код ] 1657 год. Эта икона была написана в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа, Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Сейчас эту икону можно увидеть в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим».

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Иннокентий, епископ, 16, 18. Иннокентий, архимандрит, 3. Иосселиан, 12. Кавелин, Лев, 43. Калайдович, К. Ф., 14. Карпинский, Иакинф. 55. Коншин, Н., 135. Крылов, Ив. Зах., 71. Лаврентий, архимандрит, 87. Левшин, Александр, 67. Любецкий, 55. Макарий, монах, 158. Макарий, иеромонах, 77. Максимович, М., 31. Маркеллин, игумен, 72. Мельхиседек, архимандрит, 50. Метафраст, Гр., 81. Монферран, 101–102. Мордовский, Л., 27. Муравьев, А. 19, 33, 74, 78, 153. Никодим, архимандрит. 18. Озерецковский, 93. Орлов, А., 56. Орлов, Иоанн, 70. Остромыслинский, Е., 42. Павел, иеромонах, 119. Павлов, Андрей, 79, 100. Паисий, архимандрит, 90. Пассек, Вадим, 62. Пискарев, П., 76. Платон, архимандрит, 135. Пешехонцев, 134. Риккерс, 115. Р. М., 144. Савваитов, В., 5, 9, 142. Самойлов, Н., 13, 107, 113. Сахаров, Ив. П., 4. С. Г., 157. Смирнов, 15. Снегирев, И. М., 61, 123, 132. Спафариев, 115. Строганов, граф, 7. Струков, Д., 56. Судаков, Иоанн, 133. Сулоцкий, 138. Тромонин, К., 64. Филарет, епископ, 155. Хитров, И. 3., 98. Чернов, Иван, 87. Шевырев, С. П., 30. Ширяев, слепец, 95, 162. Азбучный список названий (М. значит монастырь, об. обитель, п. пустынь, ц. церковь . Ссылки сделаны на номера, под которыми показаны книги.) Абалацкий м. 139. Александро-Невская Лавра 98, 100. Андроников м. 66. Антониев-Новгородский. 85. Архангельский Собор. 67. Афонские м. 158–162. Благовещенский Нежинский м 87. Благовещенская Никандрова п. 108. Благовещенский Собор 67. Богородицкая Оранская п. 77. Богоявленский м. 49. Валаамский м. 24, 25. Введенская Козельская п. 43. Введенская Островская п. 107. Великоустюжский м. 5. Веневский м. 4. Вишерский Саввин м. 83. Вознесенский Иркутский м. 21. Вознесенская ц. 140. Воскресенский м. в Торжке. 141. Воскресенский, Новоиерусалимский м. 10, 11. Высоко-Петровский. 71. Глинская Богородицкая п. 113. Городецкий м. 2. Далматов Успенский м. 13. Десятинная ц. 41. Дмитриевский Собор. 7 и 8. Дедовская Троицкая п. 142. Зилантов м. 21. Златоверхо-Михайловский м. 40. Знаменский-Осташковский м. 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь]. Инфографика. Текст: Кирилл Баглай . Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин. Рисунки: Галина Воронецкая. Содержание материала: Дорога — к ак добраться до Нового Иерусалима(Рижское направление Московской железной дороги); Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь [основан в 1656 году патриархом Никоном]. Вид монастыря сверху с пояснениями отдельных частей. Ил.: Вокзал станции Новоиерусалимская; Патриарх Никон; Скит Патриарха Никона; Силоамская купель; Гефсиманский сад; Воскресенский собор [копия Храма Гроба Господня]; Кувуклия (небольшая часовня) с копией камня, на который было положено тело Христа; Башни монастыря (Дамасская, Гефсиманская, Сионская...); Иордан [река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении]; Фото монастыря, разрушенного фашистами в годы Великой Отечественной войны [реставрация обители начата в 1942-ом, завершена в 2019 году, монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 г.]//Фома. март 2021. — С.60-63. — (раздел « Люди », рубрика « Дорога к храму »). Мария Тряпкина . « Вдруг моя бабушка услышала голос умершей мамы ». Непридуманная история о жизни, смерти и любви . Фото//Фома. март 2021. — С.64-65. — (раздел « Люди »). КУЛЬТУРА (раздел). — С.66-94. Ася Занегина . Константин Бальмонт: как эпатажный поклонник йоги и индуизма вернулся ко Христу . [Манерный, эпатажный символист-декадент Константин Бальмонт прошел непростой духовный путь. Он интересовался индуизмом, буддизмом и даосизмом, но в конце концов принял христианское учение с его безграничной любовью к ближнему. В этом номере «Фомы» мы рассказываем о его стихотворении « Одна есть в мире красота. ..» (1894).]. Ил.: Константин Бальмонт. Валентин Серов. 1905; К. Бальмонт путешествует за рубежом. 1928. Фото; К. Бальмонт в гостях у Ивана Шмелева, 1920-е. Фото; Иллюстрация к «Слову о Полку Игореве».

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010