В Санкт-Петербургскую митрополию будут принесены святыни Успенского Вышенского монастыря 24 апреля 2014 г. 19:41 С 26 апреля по 18 мая 2014 года в Санкт-Петербургской митрополии будут пребывать святыни Свято-Успенского Вышенского монастыря (Рязанская область) — ковчег с мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского, и Казанская Вышенская икона Божией Матери. Святыни будут доступны для поклонения верующих в Воскресенском Новодевичьем монастыре (26 апреля — 8 мая), затем на подворье монастыря Оптина Пустынь (9-11 мая) и в Покровском соборе г. Гатчины (12-18 мая). Принесение вышенских святынь в Санкт-Петербург проводится в преддверии 200-летия со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, которое будет отмечаться в 2015 году на общецерковном уровне. Имя святителя Феофана неразрывно связано с северной столицей. Он был преподавателем, а в 1857-1859 гг. — ректором Санкт-Петербургской духовной академии, главным редактором академического журнала «Христианское чтение». Будучи в сане епископа неожиданно для всех ушел на покой в Вышенский монастырь и провел 22 года в полном затворе. Находясь в затворе, общался с духовными чадами посредством писем, которые были впоследствии изданы и оказали большое влияние на духовное становление не одного поколения верующих. Известен как автор богословско-публицистических трудов. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей в 1988 году. Важным событием, связанным с принесением в Петербург вышенских святынь, станет возвращение в Новодевичий монастырь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» или Ватопедская икона — одна из древнейших реликвий Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Список с этой чудотворной иконы в XIX в. передал в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга старец Серафим Святогорец. В честь образа «Отрада и Утешение» в 1854 году в монастыре была освящена небольшая Афонская церковь. После закрытия обители в богоборческое время икона считалась безвозвратно утерянной. В наше время она была чудесным образом обретена в Успенском Вышенском монастыре и по открывшейся на обратной стороне надписи установлена ее принадлежность Новодевичьей обители. В краткие сроки было принято решение о возвращении иконы на ее историческое место.

http://patriarchia.ru/db/text/3637164.ht...

1697 г. о том же; игум. Самуил); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. I, 372 (прошение 1722 г. игум. Богоявл. Полоц. м-ря о принятии его под покровит. св. Синода); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей; назван Dziesienski). 136. Воскресенский – Мамай Маджарский , мужской, общежительный, Ставропольской губ., Новогригорьевского у., близ заштат. гор. Святого Креста и около развалин татарского гор. Мамайские Маджары, при р. Куме. Начал устраиваться еще в 1882 г. братством св. Андрея Первозванного в Ставрополе, предназначавшим его по случаю близости Калмыцких кочевьев для миссионерских целей. В 1884 г. м-рь открыт с таким числом братии, какое обитель может содержать на свои средства. В „Ставропольских епар. в.” говорится, что основан в 1879 г. еписк. Ставроп. Германом в священное воспоминание св. кн. Тверского Михаила, замученного в Маджарах, близ гор. Св. Креста (Карабаглы). Здесь находится икона св. кн. Михаила с частью его мощей. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1882 г., 99; 1884 года, 231; “Ставроп. епар. в.”, 1888 г., 9, неофиц., 385. 137. Воскресенский – Нижний , мужской единоверческий, 3-го класса, Самарской губ., Николаевского у., в 60 вер. к зап.-юго-зап. от Николаевска, при р. Большом Иргизе, близ слободы Криволучья. Основан после манифеста 1762 г. раскольничным монахом Авраамием и назывался Нижним-Воскресенским, по своему положению относительно других раскольничьих монастырей, построенных по р. Иргизу. В 1829 г. иноки монастыря приняли единоверие, причем монастырь положен в 3-м классе. “Полн. Собр. Закон.”, 1829 г., IV, 3042; “Журн. Мин. Вн. Д.”, 1860 г., XL, Отд. II, 127; “Отеч. Зап.”, 1836 г., CLXXXI, 80; Леопольдов, “Стат. опис. Сарат. губ.”, II, 118; Ратшин, 490; Любопытный, “Сборн. для ист. старообрядчества”, изд. Н. Поповым , т. II, вып. IV, 23–49 (с приведением указов и распоряжений правительства). 138. ВоскресенскийНоводевичий , женский, 1-го класса, в С.-Петербурге, Александро – Невской части, по Царскосельскому шоссе, между зданиями городских скотобоен и Московскими триумфальными воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

-------- 2955. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 декабря 1997 года: 1. Благословить открытие Свято-Никольского мужского монастыря в г. Саратове. 2. Утвердить игум. Мануила (Илюшина), клирика Саратовской епархии наместником обители. – 1998, 2, 8. -------- 2956. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 февраля 1997 года: 1. Благословить преобразование прихода при Свято-Никольском храме г. Стерлитамаке в одноименный мужской монастырь. 2. Назначить наместником обители архим. Серафима (Николаева). – 1997, 3, 7. 2957. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 апреля 1997 года: Упразднить Свято-Никольский мужской монастырь в г. Стерлитамаке. – 1997, 6, 9. -------- 2958. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 5 октября 1994 года: Благословить открытие Свято-Николаевского женского монастыря в г. Туринске. – 1994, 9–10, 4. -------- 2959. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19–20 февраля 1990 года: О передаче Калининским облисполкомом РПЦ монастыря Нилова пустынь. – 1990, 5, 17. 2960. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Благословить открытие мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. – 1991, 5, 7. 2961. ВАССИАН (ШУСТА), архим. Нилова пустынь. (К 400-летию основания). – 1994, 3, 90. -------- 2962. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 10–11 апреля 1989 года: О передаче Московской епархии Ново-Голутвинского женского монастыря. – 1989, 7, 12. 2963. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 июля 1989 года: Об утверждении Устава монастыря и монахини Ксении (Зайцевой) в должности настоятельницы. – 1989, 10, 2. 2964. ИГУМЕНИЯ Ксения – настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвинского монастыря. – 1989, 11, 7. -------- 2965. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 апреля 1997 года: Благословить открытие в г. Санкт-Петербурге Новодевичьего Воскресенского женского монастыря. – 1997, 6, 8. 2966. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 1999 года: Утвердить монахиню Софию (Силину) настоятельницей обители с возложением наперсного креста по должности. – 1999, 8, 10. -------- 2967. ГРИГОРИЙ, архим. К 300-летию Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве. – 1985, 10, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воспитанница Пюхтицкой обители. С 30 июня 1990 г. настоятельница Николо-Вяжищского монастыря. Статус ставропигии обитель получила в октябре 1995 г. Монастырь небольшой, на сегодняшний день в нем числится полтора десятка насельниц. В марте 2012 г. определением Синода при Синодальном отделе по монастырям и монашеству учреждена коллегия, в состав которой входят еще несколько игумений женских монастырей. Игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Введенского Толгского женского монастыря. Игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Ефросиниевского женского монастыря (Белорусский экзархат). Игумения Маргарита (Феоктистова), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы. Монастырь не является ставропигиальным, в нем располагается резиденция Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Игумения Параскева (Казаку), настоятельница Параскевинского Хынковского женского монастыря, представительница Молдовы. Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга. В списке отсутствует настоятельница ставропигиального монастыря Казанской Амвросиевской женской пустыни, потому что после кончины в 2012 г. игумении Никоны (Перетягиной) в обители пока есть лишь исполняющая обязанности настоятельницы монахиня. 6. К нашему списку можно отнести еще несколько персон. Игумения Николая (Ильина), настоятельница Никольского Черноостровского женского монастыря. Обитель в Малоярославце известна своей работой с детьми: с 1993 г. при монастыре действует приют-пансион " Отрада " для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью. В нем проживает 58 воспитанниц. Приют " Отрада " стал своего рода образцово-показательным социальным проектом, реализованным монастырем при государственной поддержке и активном участии крупных благотворителей. Редкий случай для епархиального монастыря: его посещали не только оба последних Предстоятеля Русской Церкви – Патриарх Алексий II (дважды: в августе 2005 г. и в июле 1999 г.) и Патриарх Кирилл (в октябре 2012 г.), но даже Патриарх Болгарский Максим – в 1998 г.

http://religare.ru/2_100120.html

Новодевичий монастырь был один из богатейших в Москве, куда постригались женщины из знатных родов, приносивших щедрые пожертвования. Он был одарен многими драгоценностями и реликвиями. Монастырская ризница хранила 15 серебряных ковчегов и 14 крестов-мощевиков, его иконы были украшены золотыми и серебряными окладами с драгоценными каменьями. Интерьер собора с обилием золота приводил в восторг многих заморских гостей. В 1686 г. в соборе был установлен реконструированный мастерами Оружейной палаты пятиярусный иконостас, с иконами Симона Ушакова, сохранившийся до настоящего времени. У южной стены собора стояла другая чудотворная икона – Иверской Божией Матери. Список ее был привезен в Москву в 1648 г. с Афона по просьбе тогда еще архимандрита Никона, друга и наставника царя Алексея Михайловича. Подлинник иконы, хранящийся в Иверском монастыре, установлен над вратами афонской обители и потому называемый по-гречески Портатисой (Вратарницей). Чудотворный список Иверской иконы Божией Матери стал особо чтимым в Москве, прославился многими чудотворениями. С него был сделан новый список, названный «Московским», и установлен в специально построенной Иверской часовне перед Воскресенскими воротами в Китай-город, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. Часовня не закрывалась даже ночью, куда для поклонения приходили не только православные, но католики и протестанты. Большевиками часовня была снесена, а в 1995 г. восстановлена, и сюда был помещен присланный с Афона новый список Иверской иконы Божией Матери. Один из древних списков иконы хранится в церкви Воскресения в Сокольниках, другой недавно обнаружен в фондах Третьяковской галереи, который атрибутируется как «Московский», находившийся в Иверской часовне. После окончания реставрации чудотворная икона будет передана в 2010 г. в Новодевичий монастырь. В 1724 г. в монастыре была устроена больница для солдат и офицеров, а также приют для подкидышей. Во время нашествия французов в 1812 г. в обители был штаб маршала Дау, посещал его и Наполеон. При отступлении обитель была заминирована для полного уничтожения и уже горели фитили, но как только французы скрылись, нерастерявшийся казначей, инокиня Сара, смело бросилась с ведрами, полными воды, к пороховым бочкам и успела вовремя все затушить. Ее имя благодарно с охранило церковное предание.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иверская икона Пресвятой Богородицы: явившаяся в огненном столпе Незадолго до окончания иконоборческого лихолетья в дом одной никейской вдовы ворвался отряд солдат. Они искали священные изображения и уничтожали их. Увидев на стене в одной из комнат икону Божьей Матери, воины сбили ее и стали ругаться над ней. Их не остановили ни крики, ни просьбы, ни слезы хозяйки. В конце своего кощунственного действа кто-то из солдат взял копье и пронзил им пречистый лик Богородицы 26.10.2023 История Иверской иконы Пресвятой Богородицы В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь. 24.10.2015 Иверская часовня в Москве В 1669 году для афонского списка Иверской иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города 24.02.2015 Иверская икона Богоматери. Почитание в России В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, Иверская икона была особо чтимой. По заказу царя в 1648 году в Афонском Иверском монастыре был написан точный список иконы, находившийся в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенный в Новодевичий монастырь. 25.02.2014 Иверская икона Божией Матери. Иконография Иверская икона Божией Матери, Вратарница или Привратница принадлежит к иконописному типу Одигитрия. 24.02.2014 Иверская Икона Пресвятой Богородицы Незадолго до окончания иконоборческого лихолетья в дом одной никейской вдовы ворвался отряд солдат. Они искали священные изображения и уничтожали их. Увидев на стене в одной из комнат икону Божьей Матери, воины сбили ее и стали ругаться над ней. Их не остановили ни крики, ни просьбы, ни слезы хозяйки. В конце своего кощунственного действа кто-то из солдат взял копье и пронзил им пречистый лик Богородицы. 26.10.2012 Иверская икона и ее главный чтимый список О значении Иверской иконы Божией Матери, истории обретения и о возвращении чтимого списка иконы в Новодевичий монастырь, 300 лет до этого находившего в обители. 24.05.2012 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/iverskaya

6 мая 2012 года председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин передаст в московский Новодевичий женский монастырь чтимый список Иверской иконы Божией Матери, принесенный на Русь с Афона в 1648 году. 6 мая. ПРАВМИР. 6 мая 2012 года председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин передаст в московский Новодевичий женский монастырь чтимый список Иверской иконы Божией Матери, принесенный на Русь с Афона в 1648 году (празднование 13/26 октября) и с 1654 года пребывавший в Новодевичьей обители, сообщает Патриархия.ру . В передаче образа, хранившегося после закрытия монастыря в фондах Государственного Исторического музея, примут участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Икона крестным ходом будет пронесена духовенством Московской епархии от святых врат обители в Смоленский собор, где перед ней будет совершен молебен, который начнется в 14.00. Историческая справка. Принесенный в 1648 году с Афона список иконы Божией Матери «Иверская», с которого началось почитание чудотворного образа на Руси, более трех с половиной столетий находился в стенах Московского Новодевичьего монастыря. История его создания восходит к первым годам царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу Пахомию с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список. 13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

http://pravmir.ru/iverskaya-ikona-vozvra...

Несомненно, были внесены изменения в конструктивное решение, в частности, заглушены несколько проемов нижнего яруса звона, что, очевидно требовалось для размещения лестницы более удачной конструкции. Значительно было проработано и декоративное решение, ставшее более строгим и выверенным. Монастырь был закрыт в 1918 году. С 1918 года новой властью предпринимались попытки отчуждения территории и зданий монастыря с целью их нового использования. В начале 1930-х годов была взорвана и затем разобрана колокольня, разобрана ограда, снесены купола Воскресенского собора. Сохранившиеся фотографии начала 1930-х гг., зафиксировавшие здание колокольни в процессе сноса, позволяют с высокой долей уверенности предполагать, что она была разобрана заподлицо с дневной поверхностью и возможно выявление его плановой конфигурации, толщины стен, мощности и состояния фундамента, оснований конструкций лестничных маршей, уровня и характера мощения воротного проезда в ходе археологического раскрытия остатков здания. http://новодевичий-колокольня.рф/istoria Домовый храм в честь прп. Серафима Вырицкого Храм устроен в игуменском корпусе Новодевичьего монастыря в 2012 году. 26 ноября протоиереи Константин (Смирнов), Андрей (Дьяконов) и Николай (Волков) совершили чин освящения храма и отслужили первую Божественную Литургию. В храме за богослужением молились благотворители и устроители церкви. Росписи домового храма прп. Серафима Вырицкого отражают основные события жизни преподобного, связанные с Новодевичьим монастырем, благодетелем которого он являлся во время своей мирской жизни. Все изображения написаны на лазурно-синем фоне. По левую сторону от иконостаса располагается композиция из трех сюжетов. Первый сюжет — преподобный Серафим благословляет отроковицу Валентину и дает ей большую просфору в знак будущего игуменства. Впоследствии Валентина стала игуменией Варварой, настоятельницей Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря и духовной матерью игумении Софии (Силиной). Рядом расположилась композиция, символически разделенная водным потоком Обводного канала—самого крупного канала Санкт-Петербурга — на две части. В левой части — совершение монашеского пострига преподобного Серафима (Василия Николаевича Муравьева). В правой — на фоне Воскресенского собора Новодевичьего монастыря совершается монашеский постриг супруги Василия Муравьева Ольги Ивановны Муравьевой. С преклоненной главой она подает ножницы священнослужителю для пострижения власов. Над ними Христос — Эммануил, держащий в обеих руках монашеские схимы в знак особого Божия благословения на новопостригаемых.

http://sobory.ru/article/?object=00752

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь в Алатыре, основан в 1639 г. игуменией Ладинского Прилуцкого монастыря Елизаветой, закрыт в 1920-х гг. В советское время использовался под жилые помещения и склады. В 1993 г. монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Свято-Никольский мужской монастырь на Болоте в Переславле-Залесском, основан в середине XIV в. прп. Дмитрием Прилуцким († 1406г.), в 1408 г. сожжен татарами, в 1609 г. разорен поляками, в 1898 г. преобразован в женский. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории монастыря находилась животноводческая база. В 1993 г. возвращен Русской Православной Церкви. Предтечев-Песоцкий Вознесенский мужской монастырь в Брянске, основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Варлаам, хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского в возведением в сан архиепископа 8 октября 1627 г., в январе 1645 г. ушел на покой в великоустюжский Михаило-Архангельский монастырь. Троицко-Никольский Клоновский мужской монастырь (ныне Виноградовский район Архангельской области), известен с XVI в., в 1681 г. приписан к архиерейскому дому Холмогорской епархии. В 1764 г. упразднен. Николо-Волосовский мужской монастырь (ныне Собинский район Владимирской области), известен с XV в., в начале XVII в. упразднен. В 1775 г. возрожден, в 1877 г. приписан к Боголюбовскому монастырю, в 1909 г. обращен в женский. Закрыт в 1920-х гг., в 1993 г. возрожден. Векошник — человек, ведающий посудой; торговец, выносящий свой товар на веке — лубяном столике, коробке, рогоже. Никольский Выксинский мужской монастырь (пустынь) близ города Пошехонье, известен в 1620–1690-х гг. Воскресенский (Семионовский) мужской монастырь в Нижнем Новгороде, основан в XIII в. св. Симоном († 1226 г.), закрыт с 1918 по 1993 гг. в 1574 г. опальными новгородцами, в 1715 г. сильно пострадал от пожара и был упразднен. Воскресенский мужской монастырь в Солигаличе (ныне Костромская область), основан в 1335 г. В 1920-х гг. был закрыт и пришел в запустение. Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь (ныне село Юношеское Грязовецкого района Вологодской области), основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским († 1429 г.), с 1764 г. третьеклассный. В 1924 г. закрыт. В советское время на территории обители располагались опытная педагогическая станция, санаторная школа, детский дом. С 1993 г. возрожден как подворье вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Одной из таких инокинь была игумения Феофания (Готов­цева; Родилась она в дворянской семье древнего рода, воспитывалась в Екатерининском институте благородных девиц в Петербурге, причем отличалась особыми успехами в изучении иностранных языков. Она вышла замуж за генерала А. С. Готовцева. Но замужество ее продолжалось только два дня: мужу было приказано отправиться на фронт (это было в 1809 году, во время русско-шведской войны), где его настигла пуля. Ее маленькая дочь умерла в четырехлетнем возрасте, и Готовцева через несколько лет после этого (в 1818 г.) поступила послушницей в Горицкий женский монастырь вместе с 12-ю своими крепостными девушками. В 1837 г. она приняла иноческий постриг и схиму. Еще послушницей Готовцева многие годы переписывалась со старцем Феофаном Соколовым из Кирилло-Новоезерского монастыря, и ее аскетические воззрения, а также ее старания о введении в монастыре общежительного устава связаны с этой перепиской, ибо старец Феофан был одним из самых ревностных приверженцев иноческого общежития. В 1845 г. монахиня Феофания (свое иноческое имя она приняла в память о старце Феофане) получила приглашение от императора Николая I представиться ему. Император попросил Феофанию основать в Петербурге женский монастырь со строгим общежительным уставом, а ее саму повелел назначить игуменией. Так в 1845 году появился Новодевичий Воскресенский монастырь, в котором игумения Феофания до самой своей кончины (1866 г.) подвизалась с неутомимой энергией и большим успехом. С самого начала Воскресенский монастырь, находясь под покровом императорской семьи (игумения пользовалась большим уважением при дворе и была восприемницей нескольких великих княжен), отличался большим размахом социально-благотво­рительной деятельности. Монахини и послушницы (в конце XIXb. число их превышало 300 человек) трудились в различных мастерских. Они вышивали золотом и жемчугом, изготовляли обувь и священнические облачения, стирали белье для сиротских приютов и домов престарелых. В конце XIX в. монастырь открыл школу для девочек, училище, выпускавшее народных учительниц, школу для мальчиков и прекрасную золотошвейную мастерскую 10 .

http://pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010