Санкт-Петербург. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Собор Воскресения Христова ( " Смольный " ). Смольный собор; Собор всех учебных заведений Карта и ближайшие объекты В 1748 г. на месте бывшего дворца Елизаветы Петровны началось возведение по проекту Б. Растрелли комплекса зданий Воскресенского женского монастыря. Центральное сооружение - собор во имя Воскресения Спасителя. Освящен 20 июля 1835 г. Получил наименование " собор всех учебных заведений " . Высота 92 м. В 1931 г. он был закрыт, внутреннее убранство расхищено, разграблено. Долгое время здание использовалось как склад, в 1974 г. передано музею истории Ленинграда. С 1990 г. собор используется как концертно-выставочный комплекс. Реставрация собора заканчивается. Воскресенский (Смольный) собор Воскресенского Новодевичьего монастыря был заложен 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны и начал возводиться по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который руководил работами в 1748-1762 годах. Строительство монастыря велось с небывалым размахом. По преданию, в него собиралась удалиться сама императрица, «наскучив бременем правления». Однако с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы постепенно полностью остановились. Собор оставался недостроенным в течение почти 70 лет. Состояние его постоянно ухудшалось. В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Решено было сделать его собором всех учебных заведений. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать сложную задачу: со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Несколько раз изменяя проект, Стасов добился простого и строгого решения внутреннего убранства. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, наполненным светом. Иконостасы также были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.

http://sobory.ru/article/?object=02579

Санкт-Петербург. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви . Видны западные корпуса, построенные в 1832 - 1835 гг. В.П.Стасовым. Снимок сделан незадолго до изменения их фасадов по проекту П.И.Таманского. , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург " > Фотография 1860-х гг. из коллекции Эрмитажа, . Видны западные корпуса, построенные в 1832 - 1835 гг. В.П.Стасовым. Снимок сделан незадолго до изменения их фасадов по проекту П.И.Таманского. Сергей Прохоров ?? Карта и ближайшие объекты Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря принадлежит к выдающимся произведениям Б.-Ф. Растрелли. Строительство продолжалось с 1748 по 1769 год. Располагавшийся вблизи Смоляного двора, монастырь вскоре стал называться Смольным. В соответствии с замыслом зодчего, монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого поставлены четыре церковки с изящными главками. В центре двора, распахнутого с западной стороны, высится 92-метровая бело-голубая ступенчатая громада Воскресенского собора с колоннами по углам. Его боковые башни – колокольни, диагонально развернутые, словно поддерживают среднюю, сливаясь в общую архитектурную группу и легко возносясь над городом. Тем самым блестяще решается задача воплощения в одном здании двух идей – столпообразного храма и традиционного пятиглавия. Богатство отделки фасадов собора не уступает пышности отделки фасадов Зимнего дворца. Смольный собор строился с небывалым размахом. Тысячи солдат были согнан для забивки свай под фундамент и тысячи мастеровых - для возведения стен. Финансирование из казны было на удивление щедрым и регулярным. Ведь монастырь строился по замыслу императрицы Елизаветы Петровны, которая будто бы хотела отречься от престола в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени объявленного уже наследником престола, и удалиться в монастырь. Но когда через несколько лет величественный храм, готовый соперничать с Иваном Великим, был возведен и оставалось только завершить внутреннее убранство, Россия ввязалась в семилетнюю войну.

http://sobory.ru/article/?object=05814

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий монастырь. Карта и ближайшие объекты Боголюбивая Государыня Императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости, оставив престол своему племяннику Петру Фёдоровичу, здесь же она хотела быть похороненной. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием " Смольный " , где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. С воцарением Екатерины II монастырь обретает новый статус, было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Но постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны императору Николаю Павловичу и инициативе его дочери великой княжны Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртембергской. Поначалу монахини обосновались на 8-й линии Васильевском острова, в доме бывшей Униатской коллегии и в соседней приходской церкви Благовещения. Однако это место оказалось не вполне подходящим для монастыря как по своим размерам, так и по положению в центральной части города. В 1848 году сам Николай I взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот, возведенных в 1838 году по проекту В.П. Стасова. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал архитектор Н.Е. Ефимов, а после его кончины Н.А. Сычев. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, построенная по проекту Н.Е. Ефимова и освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10 (23) октября 1849 года митрополитом Никанором. Этот храм оставался действующим вплоть до июня 1929 года, хотя к началу ХХ века он сильно обветшал и был разработан проект замены его новым каменным храмом, что и было выполнено в 1908-1915 годах. 3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Собор строился в 1849-1861 годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычёва и был освящён митрополитом Никанором 2 июля 1861 года. Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь были сооружены на сумму, выданную из казны. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами. Он стоит на высоком цокольном фундаменте, обращенный к проспекту высоким арочным порталом. Только в 1854 году переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.

http://sobory.ru/article/?object=00752

График доступа к Дарам волхвов в Петербурге Доступ для верующих к дарам волхвов в Казанском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря (Московский проспект, д. 100) будет открыт: 14 января с 15:30 до 22:00; 15, 16 января с 6:00 до 22:00; 17 января с 6:00 до 12:00. В этот день святыня покинет Петербург и переедет в Минск. 13 января, ПРАВМИР. С 14 по 17 января Дары волхвов доступны для поклонения в Петербурге, в Казанском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. По данным РИА Новости , на данный момент более 130 тысяч человек смогли поклониться им. Очередь из паломников растянулась по Фрунзенской набережной и составляет около 25 тысяч человек. В среднем люди стоят в очереди по 9 часов. График пребывания Даров волхвов в пределах Русской Православной Церкви: Санкт-Петербург, Воскресенский Новодевичий монастырь, 14-17 января; Минск, Дом милосердия, 18-24 января; Киев, Успенская Киево-Печерская лавра, 25-30 января. Встреча святыни в Петербурге Днем 14 января святыню привезут в Петербург. Дары волхвов будут доставлены в Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий женский монастырь, ориентировочно к 16.00. В Казанском храме монастыря великую христианскую святыню встретит правящий архиерей, Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, состоится благодарственный молебен. С момента прибытия 14 января по 17 января Дары волхвов будут находиться в Казанском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. Там все желающие смогут приложиться к святыне. График доступа к Дарам волхвов в Петербурге Доступ для верующих к дарам волхвов в Казанском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря (Московский проспект, д. 100) будет открыт: Будет ли организован отдельный доступ к святыни организованных паломнических групп, пока не известно. Что такое Дары волхвов? Дары волхвов — одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. Евангельский рассказ о поклонении волхвов с Востока младенцу Христу православные христиане вспоминают в Рождественский сочельник.

http://pravmir.ru/dary-volxvov-v-peterbu...

«Ничего не бойся, здесь всё до тебя заложено» Два юбилея Воскресенской Новодевичьей обители Санкт-Петербурга Ольга Орлова В ноябре этого года Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга празднует 25-летие своего возрождения, а сегодня, 18 ноября, отмечает свой 50-летний юбилей и настоятельница монастыря – игумения София (Силина). Воскресенский Новодевичий женский монастырь Тот мир не безучастен к нам Лет 30 назад тогда еще Юлия Силина уже определилась с выбором монашеского пути. А вот постригу предшествовало следующее событие. Тогда, в начале 90-х прошлого века, когда многое в стране разваливалось, а Церковь возрождалась, отцы Троице-Сергиевой лавры стали хлопотать о возвращении лаврского Петербургского подворья. Студентку юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Юлию и попросили помочь. Будучи в Москве, они с мамой поехали в лавру уточнить подробности, а поскольку прибыли поздно вечером, увидели, что Троицкий собор уже закрыт… К раке не приложиться. Хотя вскоре и последовало утешение – будто наяву, настолько сон был явственен, увидела раку преподобного Сергия и его самого, стоящего рядом… Преподобный отчетливо произнес: «Жди». Она увидела преподобного Сергия, который отчетливо произнес: «Жди». Именно в день его памяти 4 года спустя будущая игумения была пострижена в мантию Удивительно, но именно на память преподобного Сергия через четыре года в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, что под Питером на берегу Финского залива, будущая игумения была пострижена в мантию. Там же постригали и некоторых других из первых сестер обители, тогда еще прихожанок Сергиевой пустыни. Так что в Воскресенском Новодевичьем монастыре преподобного авву Сергия особо чтят – всюду в храмах, в трапезной его иконы. В 2014 году в монастыре освятили домовый храм Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Матушке Софии неоднократно потом еще снились знаменательные сны, которые затем находили подтверждение в действительности. Например, перед постригом, когда зачастую мир восстает на подвижника всеми своими соблазнами, будущей игумении приснился старец, которого она видела впервые.

http://pravoslavie.ru/149510.html

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Главным собором монастыря стал пятиглавый восьмистолпный двухэтажный храм Воскресения Христова с пятью приделами, выполненный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычева. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 г. в присутствие митрополита Никанора (Климентьева). Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849-1850 гг. на сумму, выданную из казны. Главный престол собора Новодевичьей обители торжественно освящен митрополитом Исидором 27 июня (2 июля) 1861 г. 6 сентября 1862 г. викарный епископ Ревельский Леонтий освятил последний престол во имя Всех Святых. В 1885 г. позолотили купола собора, прежде окрашенные в зеленый цвет (в 1933 эту позолоту власти удалили). В 1874–1876 гг. архитектор Г.И. Карпов устроил в подвале, где имелись склепы, облицованный белым мрамором придел свв. Феодосия Печерского и Григория Великого. Одновременно собор соединили переходами с корпусами келий. В 1889 г. главный престол был украшен серебряными рельефами. Итого, в соборе было шесть престолов: главный центральный - во имя Воскресения Христова, южный - во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный - во имя Архангела Михаила, южный на хорах - во имя Всех Святых, северный - во имя Николая Чудотворца, в подвальном помещении - святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского. http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html Собор в честь Воскресения Словущего, 1849-1861 гг. 3 ноября 1849 г. в присутствии императора Николая Павловича митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором была совершенная закладка каменного соборного храма Воскресения Словущего. Радость усугубилась прибытием из Казанского собора чудотворного образа Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=05264

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты 8 (21) июня 1908 г. по проекту архитектора В.А. Косякова был заложен каменный храм-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили в 1912 г. и приступили к отделке. Храм построен в византийском стиле с элементами модерна. Необыкновенно широкий центральный купол сочетается с пониженными боковыми главами. Косяков совершенно по-иному отнесся к каноничным формам. Он не перегрузил барабаны всех глав излишним декором, лишь намекая на обычную в таких случаях аркаду. Плавным очертаниям портала отвечает широкий, в форме арки фриз над главным входом в храм. Другие детали - обрамление главного входа, расстекловка окон, а также прихотливость линий ясно указывают на узнаваемый стиль. Расписал храм Ф.Р. Райлян. У стен этого храма в 1921 г. был погребен и сам зодчий В.А. Косяков. К началу XX в. старая монастырская деревянная церковь сильно обветшала, храм стал тесен от большого количеств погребений, нуждался в ремонте и расширении. По заказу руководства Воскресенского монастыря профессором архитектором В.И. Косяковым (1862-1921) был разработан проект замены деревянной церкви новым каменным трёхпридельным храмом, одобренный Святейшим Синодом 15 апреля 1907 г. и высочайше утвержденный 4 мая того же года. Новая церковь, построенная как храм-усыпальница в византийском стиле (было устроено 340 склепов), была возведена в 1908-1912 гг. Внутренняя отделка церкви продолжалась до 1915 г., но осталась незаконченной. Здание выполнено в стиле греко-византийской архитектуры. Прекрасный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери богато украшен майоликой, литыми рельефами " под резьбу по камню " , керамической плиткой. По внешнему виду церковь напоминает уменьшенный по размерам храм Святой Софии в Константинополе. В 1910-1915 гг. в интерьере церкви художником Фомой Райлиным были выполнены темперой живописные работы, стоимость их составила 173 тыс. рублей золотом. Значительная часть этих росписей сохранилась в церкви до наших дней. Большинство икон для храма было создано в иконописной мастерской Воскресенского монастыря игуменьей Антонией. Освящен храм был только после революции (по другим источникам, не был освящен вообще), а росписи так и не были закончены.

http://sobory.ru/article/?object=05265

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, член коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, ответила на вопросы об особенностях монастырской жизни в современном городе и не изменяемых временем монашеских добродетелях. – Я думаю, что ту или иную общину монастырем делают не те конкретные дела, которые она совершает или не совершает, а духовное отношение сестер к послушаниям, возлагаемым на них Церковью, священноначалием, игуменией. Ведь любое послушание внутри монастыря, не связанное с людьми, благотворительностью или социальной деятельностью, может стать бездуховным, и в то же время любое служение, пронизанное любовью к Богу и к людям, молитвой, сознанием самоотречения, даже если оно осуществляется вне стен монастыря, будет превращать эту общину в монашескую. Много тому подтверждений есть в житиях святых. Вспомним, например, житие преподобного Виталия Александрийского, подвизавшегося во второй половине VI – начале VII века в монастыре преподобного Серида. В 60-летнем возрасте он отправился в Александрию и стал заниматься, мы бы сегодня сказали, миссионерским социальным служением: посещая злачные места, он проповедовал блудницам, уговаривая их оставить порочный образ жизни. А горожане думали, что он - великий грешник, все ночи проводит в развлечениях! Многие бранили его, клеветали на старца и только впоследствии узнали о том, что целью его посещения падших женщин являлось спасение их душ. Преподобный находился в такой степени свободы и святости, что лично ему, его душе это только принесло пользу. Заметим, что, если сегодня монашествующий покинет монастырь для того, чтобы осуществлять подобного рода служение, это скорее станет источником огромного вреда. Могу привести в качестве примера одну грустную историю из жизни нашей обители, которая произошла из-за отсутствия у нас на тот момент соответствующего духовного и житейского опыта. В первый же год после открытия Воскресенского Новодевичьего монастыря, то есть в 1997 году, один прихожанин рассказал нам, насколько тяжело переносить заключение в тюрьме женщинам – особенно тем, у кого есть маленькие дети.

http://pravoslavie.ru/67877.html

С Савастьянова на Водоге на Сохоте пустынь Давно уже упразднённая мужская, основана священноиноком Севастианом, в 7008 (1500) году скончавшимся. Она упоминается в 1697 и 1703 годах в Вологодской Епархии, и был в ней тогда Строителем. Ныне состоит она Ярославской Епархии в Пошехонском уезде на берегу реки Согожи, вытекающей из болота и впадающей в Шексну. См. Сохотская. Савватиев монастырь Мужской упразднённый, находился в Тверском уезде и до Штатов 1764 года принадлежал к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. По Штатам же обращён в приходскую церковь . О начале построения этого монастыря сведений не имеется: но он существовал ещё в начале XVI столетия и упоминается в житии Преподобного Корнилия Комельского. См. Пролог месяца Мая 19 день и описание Корнилиева монастыря в IV части Истории Российской Иерархии, стр. 652. Прибавление Савин или Саввы Освященного монастырь Мужской. Находился близь Столичного города Москвы и Новодевичьего монастыря, на правом берегу реки Москвы. Упоминается он в 1525 году (см. Никонова Летопись, ч. VI, стр. 231. Ныне тут приходская каменная церковь во имя Пр. Саввы Освященного с приделами, из коих один во имя Знамения Богородицы, а другой во имя Св. Николая, построенная в 1592 году из казны Большого Дворца и в 1607 году поновлённая. Слобода около лежащая именуется по этой церкви Савинской (см. Древняя Российская Вивлиофика, изд. 2, ч. VIII, стр. 183). Савин Переяславский монастырь В 1155 году выжжен Половцами (см. Никонова Летопись, ч. II, стр. 144). Савиновишерский монастырь Заштатный. См. Вишерский. Савин Сторожевский монастырь См. Описание в Истории Российской Иерархии, ч. II, стр. 548 и далее. Савин Тверской монастырь Мужской, упоминается около половины XV столетия. В нём жил славившийся тогда старец Варсонофий, прозванием Неумоя, к которому приходил Преп. Иосиф Волоколамский для пострижения; но он велел ему идти к Пр. Пафнутию в Боровск. Этот монастырь тот же, что и Савин Сторожевский, который состоял тогда в Тверской области. Салдовский или Салдинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Предисловие Св. Русь, как в древние века, так и в новые два последние столетия уже имеет целый сонм людей, которые своей высоко благочестивой жизнью стяжали вечно-блаженную память. Жизнь их глубоко назидательна каждому, и русские люди издавна любили и любят читать жития святых и жизнеописания подвижников и подвижниц благочестия. Жизнь новых подвижников была описана частью в местных отдельных, нередко совершенно забытых, изданиях, частью на страницах Духовных журналов и частью в сочинении Г. Поселянина «Русские подвижники XVIII и XIX века». Но полного, сколько возможно на первый раз, собрания жизнеописаний их не было. Но вот, о. Архимандрит Никодим, бывший смотритель Спб. Ал. Невского Духовного училища, взял на себя труд восполнить этот недостаток. Сколько возможно для сил одного человека и на первый раз, он собрал сведения о всех подвижниках XVIII и XIX веков и расположил по дням памяти их. Этот-то труд о. Архимандрита Никодима обитель и предлагает благосклонному вниманию читателей – любителей назидательного чтения. Первый священник Спб. Воскресенского женского монастыря о. Василий (Память его 1-го января). В первые дни С.-Петербургского Новодевичьего женского Воскресенского монастыря эта обитель, что небо звездами, украшалась целым сонмом лиц высоко подвижнической жизни, память о коих переходит из рода в род. Игумения Феофания 1 , казначея Варсонофия, странница-сборщица Дария и отец Василий – духовник – вот главнейшие из тех лиц. В народе не скоро разнеслась молва о вновь учреждаемом женском монастыре в С.-Петербурге, но мало-помалу люди знакомились с назидательной жизнью игумении, с трудолюбивой и скромной жизнью ее малого стада; узнавали о их благодушии в лишениях, и, проведав о непрестанных неусыпных молитвах, совершаемых монахинями о живых и мертвых, о любящих и ненавидящих, народ Божий стал обращаться к их смиренным молитвам, и стал заботиться о нуждах своих молитвенниц. Много нашлось и из высшего круга благочестивых особ, которые, сознав, какую пользу приносит монастырь, как охранение религиозности в народе, и сколько утешения находят страждущие и немощные сердца в молитве и подвигах веры, стали помогать его существованию, много и бескорыстно трудиться для пользы его, не желая другого возмездия, кроме святых молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010